Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

Тихо шел — дошел, торопился — с пути сбился. (башкирская)

Усть-Суерское д. Усть-Суерская волость Курганский уезд Тобольской губернии.

Назад

Кладбища д. Усть-Суерское Усть-Суерская волость Курганский уезд Тобольской губернии.

Церковь во имя Святителя Николая Чудотворца д. Усть-Суерское Усть-Суерская волость Курганский уезд Тобольской губернии.

Часовня в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» д. Усть-Суерское Усть-Суерская волость Курганский уезд Тобольской губернии.



В конце 1670-х гг. крестьянин Василий Пухов, проживавший до этого в Чубаровской слободе близ г. Ирбита, присмотрел на левом берегу Тобола, при впадении в него реки Суери, место для строительства новой слободы, разрешение на основание которой вскоре последовало от властей.

Первыми жителями слободы стали беломестные казаки, поселившиеся на новом месте в 1680-1681 гг. Вслед за ними здесь появляются пашенные крестьяне. Название слобода получила по реке, в устье которой она расположилась. Именовалась она еще и Пуховой - по фамилии основателя. В первые десятилетия своего существования слобода представляла собой укрепленный населенный пункт. К началу XVIII в. в ней имелся деревянный рубленый острог с башнями, обнесенный рвом и надолбами. Эта первая Пухова слобода была расположена у реки Тобола в одной версте от современного с. Усть-Суерского, но во 2-й половине XVIII в. из-за частых наводнений она была перенесена на более высокое место. На месте же старой слободы возникла д. Куимова, называвшаяся в некоторых документах отделенным селением. В административном отношении слобода Усть-Суерская первоначально относилась к Тобольскому уезду Сибирской губернии, а в начале 1720-х гг. вошла в Ялуторовский дистрикт Тобольской провинции этой же губернии. После реформы 1782 г. слобода была перечислена в состав Курганского уезда Тобольской губернии, а к 1797 г. стала центром вновь образованной Усть-Суерской волости этого уезда. В течение XIX в. селение все чаще начинает именоваться селом УстьСуерским, но ради знатности его против прочих сел и давности заселения продолжает носить в документах имя слободы. Издавна в слободе ежегодно в дни престольных праздников местной церкви проходили три торжка: Никольский летний 9 мая, Савватиевский 27 сентября и Никольский зимний 6 декабря. Время их появления не установлено, но известно, что в 1789 г. они уже существовали. По сведениям 1820-х – 1860-х гг. принадлежащие церкви лавки и балаганы во время этих торжков сдавались в наем, доход от чего поступал в пользу храма.

К началу 1880-х гг. вместо зимнего Никольского торжка была учреждена Никольская ярмарка, проводившаяся с 1 по 7 декабря. Савватиевский и Никольский летний торжки также продолжали действовать. Ярмарка и торжки существовали в с. УстьСуерском, видимо, до конца 1920-х гг. Точная дата образования Усть-Суерского прихода неизвестна, хотя в некоторых документах начало его относили к 1700 г. Очевидно, приход был основан одновременно с постройкой в слободе в конце XVII в. первого храма. До этого же времени жители слободы, вероятно, обращались за исправлением треб к священникам Царева Городища, где храм был выстроен на несколько лет раньше. В состав Усть-Суерского прихода входили, надо полагать, деревни, выросшие из заимок слободских крестьян через некоторое время после основания слободы.

К 1696 г. к ней относились деревни: Речкина, Кайгородова, Памятная, Петухова, Человечкова, Шмакова, Межевая, Коркина и Зверева, которые, очевидно, и были первыми приходскими селениями недавно основанного прихода. По некоторым сведениям около 1727 г. д. Шмакова выделилась в отдельный приход, к которому отошла часть деревень. Около середины XVIII столетия от Усть-Суерской церкви отделилась д. Коркина, впоследствии ставшая одноименным селом Ялуторовского уезда. В то же время на территории слободы появляются новые населенные пункты. В 1787 г. в состав прихода, кроме самой слободы Усть-Суерской, входили деревни: Куимова (отделенное селение), Варакосова, Мясникова (Местникова), Заозерная, Вагина, Стенникова (Стенюкова или Грачева), Скатова, Речкина, Русакова, Якимова, Мысова, Памятная и Волостникова.

В 1862 г. в самостоятельный приход отделилась д. Речкина, к которой присоединились деревни Скатова и Русакова. Жители же деревень Мысовой и Якимовой не изъявили желания перейти в новый приход, как предполагалось первоначально, и по разрешению Тобольской духовной консистории оставались при Усть-Суерской церкви до 1877 г. В этом году они все же были перечислены к Речкинскому приходу, сообщение с которым епархиальным начальством было признано для них более удобным. К концу XIX в. д. Куимова слилась с разросшимся с. Усть-Суерским и после 1897 г. в составе приходских деревень не числится, получив официальное наименование выселка Куимовского (Одина). Постановлением Тобольского епархиального совета от 27 июля / 17 августа 1918 г. от Усть-Суерской церкви была отчислена д. Стенникова (Грачева), образовавшая из себя самостоятельный приход при Богородице-Скоропослушнической церкви. К 1923 г. в УстьСуерском приходе значились, кроме самого села, деревни: Волостникова, Памятная, Вагина, Заозерная, Мясникова и Варакосова. Очевидно, в таком составе приход и существовал до его ликвидации во 2-й половине 1930-х гг.

Первая церковь в слободе Усть-Суерской была построена в первой половине 1690-х гг. Престол в ней был устроен, видимо, один – во имя Святителя Николая Чудотворца. Здание храма было деревянным и существовало около 30 лет, после чего было истреблено пожаром. В 1733 г. в слободе была построена новая деревянная церковь. Как и первый, храм этот, очевидно, имел один престол - во имя Святителя Николая. Церковь находилась около реки Тобола, на том месте, где позже возникла д. Куимова. В 1761 г. по причине вреда, причиняемого этому месту весенним разлитием вод, с разрешения Высокопреосвященнейшего Павла, митрополита Тобольского и Сибирского, она была перенесена на другое, более высокое, место, на которое была переведена и сама слобода. По другим сведениям перенесение это состоялось только в 1767 г., хотя возможно, что храм переносился дважды. Во всяком случае, из документов известно, что в 1767 г. был произведен перенос и ремонт деревянной Николаевской церкви в слободе Усть-Суерской. Работы эти производил плотник Федор Абрамов, которому благословенной грамотой велено было церковь перенести на другое место и поставить в прежнем виде. Все это было Абрамовым неукоснительно исполнено к осени 1767 г.: здание установлено, на все подволоки наношена земля, на церкви и алтаре устроены осмерики, на которых утверждены обитые железом главы и кресты. Но 22 октября того же года был получен указ Ялуторовского духовного правления, которым предписывалось внести некоторые изменения в постройке, а именно: в алтаре прибавить ряд бревен, чтобы потолок сделался выше от окон, сами же окна в алтаре, церкви и трапезной увеличить в размере. Рапортом от 25 октября 1767 г. причт уведомил духовное правление, что окна в церкви все переделаны в требуемую меру – полтора аршина высотой и один аршин шириной. Окна эти были следующие: на правом клиросе двойное, за клиросом одно, над клиросом двойное и на левом клиросе одно. Имевшиеся в алтаре два окна и три окна в трапезной части не были переделаны. Плотник Абрамов заявил, что алтарную подволоку для подъема выше разобрать невозможно, так как сверху ее для скрепления в церковную стену пропущено в связь много стеновых алтарных бревен, поэтому для подъема потолка необходимо будет разломать всю выполненную работу. А если впущенные в церковную стену стяжные связи пересечь и потолок поднять, то впредь никакой крепости в постройке не будет. К тому же эти работы не входили в условия договора, почему Абрамов и отказался их выполнять. Чем закончилась переписка по этому делу, из документов не видно.

Между тем, указом Ялуторовского духовного правления от 3 декабря 1767 г. плотнику было предписано изготовить в церкви новые престол и жертвенник, собрать иконостас с образами, поставить царские и пономарские врата и приготовить все к освящению. По окончании же работ велено было отрапортовать в духовное правление для прибытия из Ялуторовска заказчика для освящения церкви, которое, очевидно, вскоре и состоялось. По описанию 1770 г. Николаевская церковь была обнесена деревянной крепостью, что не помешало, однако, занявшим слободу в 1774 г. пугачевцам ограбить ее и истребить хранящиеся в церковном архиве документы. В последующие годы храм, очевидно, ветшал, поэтому на смену ему к концу XVIII в. был построен новый каменный. Судьба же старого здания осталась неизвестной. Благословенная грамота на заложение в Усть-Суерской слободе каменной церкви была дана 26 мая 1780 г. за подписью Высокопреосвященнейшего Варлаама, епископа Тобольского и Сибирского. Возводилась церковь частью на средства прихожан, а более пожертвованиями частных благотворителей. Окончательно строительные работы были завершены в 1804 г. Престолов в ней было устроено два. Главный нижний теплый храм во имя Святителя и Чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских, был освящен ранее – еще в 1800 г., а верхний холодный во имя Преподобных Зосимы и Савватия Соловецких Чудотворцев - в 1805 г. Церковь представляла собой каменное двухэтажное здание с таковою же в одной связи двухъярусной колокольней. Храм был увенчан пятью главами и по одной главе имелось на алтаре и колокольне. Купола и главы на церкви и алтаре были покрыты по дереву железом и выкрашены зеленой краской. На трапезной и колокольне крыши первоначально были деревянные, позже заменены железными. Кресты на главах были установлены железные, вызолоченные листовым золотом. В обоих этажах с колокольней имелось 38 окон, в 12 из них на нижнем этаже были установлены железные решетки. Под колокольней были устроены небольшая кладовая и деревянная лестница, ведущая в верхнюю церковь.

В последующие годы храм достраивался, украшался и ремонтировался. В 1829- 1830 гг. старанием и капиталом прихожанина Василия Герасмова Загибалова церковь была внутри и снаружи оштукатурена, а колокольня покрыта листовым железом. Во время пожара, бывшего 4 декабря 1839 г. в верхнем этаже храма, многие иконы в иконостасе были повреждены, позолота самого иконостаса попорчена. Видимо, вскоре эти повреждения были исправлены. В 1841-1842 гг. с разрешения Высокопреосвященнейшего Афанасия, архиепископа Тобольского и Сибирского, прихожанами заведен был новый золоченый иконостас в нижнюю Николаевскую церковь, часть средств на который поступило из церковных сумм. По некоторым сведениям работу эту исполнил тобольский мещанин Фульвиан Пленин. Сооруженный им иконостас в 1843 г. по неосторожности сторожей был испорчен пожаром, но в 1844 г. поправлен прихожанами. В 1846 г. церковь вся снаружи была заново оштукатурена и выбелена известью на средства прихожан. В 1859 г. прихожанами было признано, что находящийся под колокольней вход в верхний Савватиевский храм весьма неудобен и требует перестройки. Начался сбор средств на предмет прикладки к западному входу в церковь каменного крыльца, которое было окончательно выстроено, видимо, только в 1890-е гг. В 1864 г. в нижнем приделе был устроен новый деревянный золоченый иконостас.

В мае 1876 г. прихожане просили епархиальное начальство о дозволении исправить его, что и было им разрешено в июле того же года. Работы были исполнены подрядчиком крестьянином Крутовым в 1877-1878 гг. Церковная ограда первоначально была устроена в 1856 г. деревянная, но к началу 1890-х гг. она обветшала. В сентябре 1894 г. вместо нее была заложена новая каменная с железной решеткой, построенная окончательно к 1895 г. К этому времени при церкви уже существовала каменная крытая железом сторожка, время возведения которой не установлено. В начале 1903 г. прихожане ходатайствовали о разрешении устроить в верхнем приделе новый иконостас и произвести там же ремонт: штукатурку и окраску внутренних стен. Ремонт был разрешен указом Тобольской духовной консистории от 12 октября 1904 г. и проводился через подрядчика – крестьянина д. Масальской Кизакской волости Ялуторовского уезда Михаила Ивановича Селиванова, закончившего работы весной 1906 г. В августе 1907 г. подрядчиком Данилушкиным была завершена окраска стен внутри и снаружи верхнего этажа. Указами консистории от 5 сентября 1906 г. и от 30 апреля 1907 г. было разрешено в верхнем этаже устроить новый иконостас с написанием икон на средства прихожан. Работы эти производились подрядчиком - мещанином г. Екатеринбурга Иосифом Андреевичем Хлопотовым и были окончены к 1 сентября 1908 г. Рапортом от 28 июля 1908 г. ввиду окончания работ по устройству иконостаса в верхнем этаже храма и приведения внутренности его в порядок Усть-Суерский причт ходатайствовал перед епархиальным начальством о разрешении произвести освящение нового иконостаса и вообще всего верхнего храма. Освящение предполагалось провести полное, так как согласно проекту прежний престол при перестилке полов был смещен со своего места. Указом Тобольской духовной консистории от 18 сентября 1908 г. освящение верхнего храма предписано было произвести благочинному 5-го благочиния Курганских уездных церквей протоиерею Александру Елеонскому в сослужении с местным приходским и соседним духовенством. Освящение было назначено на 3 мая 1909 г. с отправлением накануне 2 мая всенощного бдения, и, очевидно, тогда же состоялось. Старый иконостас из этого придела указом консистории от 13 сентября 1908 г. было разрешено бесплатно передать для вновь строящейся церкви в д. Стенниковой, согласно просьбе жителей той деревни и приговору прихожан. Однако, состоялась ли эта передача неизвестно.

По описанию 1910 г. Усть-Суерская церковь представляла собой каменное двухэтажное покрытое железом здание, снаружи оштукатуренное и выбеленное известью, а внутри в обоих этажах оштукатуренное и окрашенное масляной краской. При храме имелась колокольня в 3 яруса, общей высотой до верха карниза 13 сажен 1 аршин. Длина церкви, считая и колокольню, составляла 14 сажен 1 аршин. На церкви находились 1 большая глава и 6 малых – над колокольней, алтарем и по углам храма. В нижнем этаже имелось 16 больших окон, в верхнем - 24, а также малые окна: в куполе 8, во втором ярусе колокольни 3 и под сводами 3 круглых окна. Наружу из храма вели две обитых железом двери. Внутри находилось 2 иконостаса: в нижнем этаже длиной 10 аршин, высотой 6 аршин; в верхнем - длиной 11 аршин, высотой 6 аршин. В 1911 г. после осмотра Усть-Суерского храма Тобольским епархиальным архитектором Кокотт выяснилось, что он нуждается в капитальном ремонте. Разрешенные указом Тобольской духовной консистории от 9 ноября 1911 г. работы были завершены к декабрю 1912 г. Среди прочего была усовершенствована система вентиляции и дымоходов, для чего снаружи храма была устроена особая труба из печи нижнего этажа. Все крыши были перекрыты новым железом; все главы на храме устроены новые; на главах сооружены новые кресты, позолоченные вместе со старыми шарами червонным золотом. Щели, имевшиеся между трапезной частью и колокольней, а также между колокольней и крыльцом, заделаны от земли до карнизов кирпичом с прокладкой новыми связями, как рекомендовалось архитектором Кокотт. Работы эти были произведены подрядчиком Малышевым по большей части на церковные суммы. В 1919 г. 5 августа в верхнем этаже храма залетевшим снарядом были разбиты крыша, потолок и стены, поврежден иконостас и попорчена утварь, так что проводить здесь богослужения оказалось невозможным. К 1935 г. на колокольне имелись 6 колоколов, звон которых был запрещен постановлением президиума Белозерского райисполкома от 7 декабря 1934 г.

По сведениям начала 1935 г. службы в Усть-Суерском храме уже не совершались ввиду предполагаемого его ремонта. К этому времени прихожане молились в церковной сторожке, а вскоре, предположительно в 1936 г., храм был официально закрыт постановлением Челябинского облисполкома. Церковное имущество было конфисковано. Из воспоминаний старожилов известно, что какая-то часть книг, икон и документов была сожжена во дворе церкви, а кое-что местные жители смогли вынести и спрятать.

Еще в 1970-е – 1980-е гг. принадлежавшие храму иконы встречались в домах жителей села, но в настоящее время судьба их неизвестна. К 1945 г. здание бывшей церкви было исправным и использовалось под склад зерна. По сведениям 1946 г. церковная ограда была разобрана, но само здание и сторожка были целы, хотя в них имелись небольшие разрушения.

К 1954 г. примыкавшее к колокольне западное каменное крыльцо и сторожка были уничтожены. Само здание в это время находилось в исправном состоянии: сохранились масляные росписи стен в первом этаже; в верхней церкви находится иконостас, а росписи были забелены, вероятно, во время проведения ремонта; пострадал лишь пол в нижнем храме и дощатый настил на втором этаже. Церковь продолжала использоваться под зерновой склад колхоза. По описанию 1983 г. здание никак не использовалось и нуждалось в ремонте: имелись разрушение стен, покрытий, потолков, полов и декоративных элементов фасадов. Никакого внутреннего убранства в нем уже не сохранилось. По словам жителей села после зернохранилища в церкви было оборудовано место досуга молодежи, сооружен спортивный зал. Позднее в ней организовали сельский Дом культуры. К 1993 г. здание вновь использовалось под склад. В 2007 г. начался ремонт Усть-Суерского храма на средства благотворителей – Валерия Юрьевича и Геннадия Юрьевича Шмаковых. Была устроена новая железная крыша, проведен ремонт фасадов, а 2 октября 2009 г. состоялось освящение и установка новых золоченых куполов и крестов.

В настоящее время возрождение Николаевской церкви продолжается. Кроме Николаевского храма в селе имелась деревянная часовня в честь чудотворной иконы Божией Матери, именуемой «Скоропослушница». Построена она была в 1915 г. на приходском кладбище на средства прихожанина – крестьянина с. Усть-Суерского Онуфрия Илларионовича Пуерова. В документах 1928 г. часовня значится действующей. О ее судьбе в последующие годы сведений не обнаружено

▼ РАСКРЫТЬ ▼
▲ СКРЫТЬ ▲

    Яндекс.Метрика
    © 2015-2024 pomnirod.ru
    Кольцо генеалогических сайтов