Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

Один раз не сумеешь сдержать язык — целый год не сможешь уладить последствия. (татарская)

Утятское сл. Утятская волость Курганский уезд Тобольской губернии.

Назад

Кладбища сл. Утятское Утятская волость Курганский уезд Тобольской губернии.

Церковь в честь Богоявления Господня сл. Утятское Утятская волость Курганский уезд Тобольской губернии.



Слобода Утятская на реке Тобол была основана в последней четверти XVII в. на южной границе земель, заселенных к этому времени русскими первопроходцами. Название свое она получила от речки Утяк, в устье которой появилось новое поселение. Слобода неоднократно разорялась кочевниками, но всякий раз восстанавливалась. Считается, что начало ее было положено в 1671 г. слободчиком Угецкой слободы Игнатием Репиным и пашенным крестьянином Антоном Ивановичем Меньщиковым, но поселение это просуществовало недолго, т.к. вскоре было разорено кочевниками. В 1680 г. Антон Меньщиков и сын Игнатия Репина Тимофей получили разрешение властей снова строить слободу на левом берегу Тобола. По другим сведениям строил ее около 1680 г. слободчик Федор Иноземцев, который был проповедником старообрядчества. Под его руководством в слободе была основана старообрядческая пустынь, находившаяся, очевидно, на правом берегу Тобола. Сюда начали стекаться в больших количествах приверженцы старого обряда из разных мест и селений, в том числе из Тюмени, Кецкого острога и Мехонской слободы. В декабре 1682 г. правительственными войсками была предпринята попытка взять слободу штурмом, который окончился их массовым самосожжением. В 1686-1687 гг. слободчикам Федору Васильевичу и Василию Степановичу Возмиловым предписано было вновь строить слободу на речке Утяк в месте впадения ее в реку Тобол. Видимо, слобода эта была разорена сразу же после строительства. Между 1687 и 1690 гг. тобольский воевода Головин предписал Игнатию Репину строить Утятскую слободу заново. Летом 1691 г. восстановленная слобода была полностью разрушена кочевниками. В 1692 г. крестьянам Тимофею Игнатьевичу Репину и Антону Ивановичу Меньщикову было разрешено строительство новой Утятской слободы. В начале XVIII в. набеги продолжались, но к этому времени слобода уже представляла собой хорошо укрепленный населенный пункт с деревянным острогом, входившим в состав Ишимской оборонительной линии. В 1-й половине этого столетия здесь находился форпост Сибирского драгунского полка, главная квартира которого располагалась в Царевом Городище. В административном отношении слобода Утятская первоначально состояла в Тобольском уезде Сибирской губернии, а около 1720 г. вошла в Ялуторовский дистрикт ее Тобольской провинции. С 1782 г. она стала центром Утятской волости Курганского уезда Тобольской губернии, а с 1837 г. была переименована в село. Однако до начала XX в. населенный пункт чаще по-прежнему продолжает именоваться слободой. Уже к концу 1780-х гг. здесь проводились торжки: Богоявленский 6 января и два Никольских – 9 мая и 6 декабря. К началу 1880-х гг. майский Никольский торжок превратился в ежегодную Никольскую ярмарку. К концу столетия ярмарка стала проводиться с 2 по 7 декабря, а другие торжки были отменены. В первой половине XIX в. при Утятской церкви имелись деревянные лавки, которые во время торжков сдавались в аренду торговцам, доход от чего этого шел в пользу храма.

Точная дата возникновения в Утятской слободе отдельного прихода не установлена. Очевидно, что это произошло одновременно с постройкой здесь в середине 1690-х гг. храма, а до этого жители должны были обращаться за требами в Дмитриевскую церковь Царева Городища, которая в 1689 г. уже действовала. Впервые Утятский приход упоминается в документах 1710 г. Состав его в это время определить трудно. Вероятно, в него входили все деревни, находившиеся в ведении слободы, а именно: Меньщикова, Предеина, Барабинская, Утятская, Галишева и Шмакова. К 1720 г. к ним добавились еще 7 деревень: Завьялкова, Вавилкова, Новгородова, Жунева, Собанина и две деревни Серковых. Вскоре часть из них отошла к приходу построенной в 1730-е гг. в с. Барабинском Успенской церкви, а некоторые деревни из-за разорений кочевниками навсегда исчезли. В это же время по Тоболу и его притокам основываются новые поселения. В результате к 1789 г. в Утятский приход, кроме самой слободы, входили деревни: Завьялкова, Нагорная, Новая, Вавилкова, Галаева, Шмакова, Ракова, Степная, Сосновская, Казанцева, Плотникова, Галишева и Меньщикова. Между 1801 и 1829 гг. из прихода исключается д. Завьялкова. С 1840 г. д. Плотникова, расположенная в 16 верстах от слободы, именуется в документах Коневой. В 1842 г. д. Ракова была отчислена к Покровской церкви с. Чесноковского. В 1849 г. д. Шмакова отделилась в самостоятельный приход при построенной здесь Михайло-Архангельской церкви. В том же году к ней присоединились деревни Конева, Казанцева и Галаева, а в 1850 г. - д. Степная. В 1853 г. д. Сосновка была перечислена во вновь открытый приход при Васильевской церкви с. Камышевского. К 1875 г. в Утятском приходе появилась д. Камышная, расположенная в 8 верстах от церкви, а в 1893 г. – находящаяся в 3 верстах д. Заборская. В 1923 г. в самостоятельные приходы при бывших здесь приписных храмах выделились деревни: Камышная – при Параскевинской церкви-школе и Галишева – при церкви во имя Святых мучеников Кирика и Иулитты. Таким образом, с 1924 г. приход состоял из с. Утятского и деревень: Новой, Вавилковой, Нагорской, Меньщиковой и Заборской. Очевидно, в таком составе он и оставался до 1934 г., когда община прекратила свое существование. Православный приход в с. Утятском был возрожден в 1992 г. в составе Свердловской епархии, а с 1993 г. он вошел в Курганскую и Шадринскую епархию.

Находясь вдали от ранее застроенных слобод, имевших свои церкви, православные жители Утятской слободы естественно должны были позаботиться о постройке у себя, по крайней мере, часовни. Возможно, в первые годы после возникновения поселения здесь была воздвигнута и церковь, но обосновать эту догадку невозможно из-за отсутствия документов. После очередного восстановления разоренной слободы в середине 1690-х гг. здесь строится деревянная однопрестольная церковь во имя Святителя Николая Чудотворца. С середины XVIII столетия церковь называется Богоявленской. Вероятно, это связано с тем, что в это время храм переносился на другое место, которое, по преданию, было указано явленной в 1749 г. иконой Николая Чудотворца. При этом он был перестроен в двухпрестольный с главным престолом в честь Богоявления Господня и придельным во имя Святителя Николая. К началу 1780-х гг. это здание от времени пришло в ветхость, и вскоре было заменено новым. Старая церковь, вероятно, была упразднена за ненадобностью.

В 1781-1785 гг. на средства прихожан была выстроена и освящена новая церковь, также с двумя престолами: в главном холодном храме – Богоявленским, в теплом приделе – Николаевским. Деревянное здание было довольно обширным: длиной 11 сажен, шириной 4 сажени, высотой около 10 сажен. В храме имелись 6 дверей и 24 окна. Все кресты на куполах были деревянные, обитые белым железом. Церковь была обнесена деревянным палисадом, который к началу XIX в. был заменен тесовым забором. Деревянная колокольня, первоначально находившаяся отдельно от храма вне ограды, к 1805 г. была пристроена к самой церкви с устройством перед ней паперти. На колокольне размещались 6 колоколов. К этому времени в главном Богоявленском храме находился гладкий деревянный под голубой краской иконостас в три става с резными вызолоченными царскими вратами, над которыми помещался образ Господа Саваофа и 24 другие иконы; в Николаевском приделе иконостас был двухъярусным, с подобными же царскими вратами. К концу 1820-х гг. церковь эта начала ветшать и осела на северозападный угол, поэтому в 1835 г. она была запечатана, богослужения в ней прекратились, а взамен начали строить каменный храм. До 1848 г. старая церковь, как еще довольно прочная и не угрожающая никакой опасностью, стояла на своем месте неразобранной, а в этом году была пожертвована прихожанами в д. Шмакову, где из ее материала был устроен приходской храм.

Возведение в Утятской слободе каменного храма началось в 1836 г. с благословения Высокопреосвященнейшего Афанасия, архиепископа Тобольского и Сибирского, по выданному в том же году плану и фасаду. Строительство велось на средства прихожан. По некоторым сведениям подрядчиком был крестьянин Харлампий Новожилов, умерший в 1842 г. К 1839 г. кирпичные работы были окончены, к 1840 г. церковь покрыта железной крышей, к 1841 г. храм изнутри и снаружи оштукатурен и выбелен. В одной связи с церковью была выстроена каменная одноярусная колокольня, с пристроенным к ней каменным крыльцом. Такие же крыльца имелись с северной и южной сторон. Престолов в церкви было устроено три: в главном храме - во имя Богоявления Господня, в приделе с правой стороны – во имя Успения Божией Матери, с левой – во имя Николая Чудотворца. К 1842 г. иконостас установлен в Никольском приделе, к 1843 г. – в главном Богоявленском. Освящение этих приделов состоялось в 1844 г., а престол в Успенском приделе был освящен в 1845 г. В 1850 г. была устроена деревянная церковная ограда, которая со временем обветшала. С 1897 г. началось строительство каменной ограды с железными решетками, кладовой и сторожкой на западных углах; работы были завершены в 1898 г. Предположительно в 1910-1911 гг. иконостасы всех трех приделов были перестроены, в них поновлены старые и написаны новые иконы, некоторые из них украшены серебряными позолоченными окладами. К 1915 г. Утятская церковь и ограда вокруг нее нуждались в капитальном ремонте, поэтому в 1916 г. предположено было поновить штукатурку и побелку храма внутри и снаружи, а также перестроить южное и северное крыльца. Однако работы эти по причине военного времени так и не были начаты.

В марте 1919 г. во время военных действий Утятский храм пострадал от снарядов. В северном алтаре был пробит свод, пострадали кровля и глава; в главном храме повреждены южный столб и угол придела; полностью разрушен один из столбов ограды. Южный придел был исправлен прихожанами к Рождеству 1920 г., тогда же храм изнутри был заново выбелен известью. В 1921 г. были устранены остальные повреждения и выложены кирпичом северное и южное крыльца. К началу 1920-х гг. Богоявленский храм представлял собой каменное одноэтажное здание с четырьмя поддерживающими своды столбами, покрытое листовым железом, выкрашенным зеленой краской. На крыше располагались 4 главы, обитые белым железом: одна большая на куполе храма и 3 малых над алтарями. На главах помещались 4 железных вызолоченных червонным золотом креста. В здании имелось 22 окна и 3 двери: северные, южные и западные. Перед входами находились каменные крыльца с колоннами. Полы во всех помещениях были деревянные. При храме находилась колокольня с одним ярусом звона, покрытая листовым железом под зеленой краской, с таким же шпилем и главою, обитой белым листовым железом, с железным вызолоченным крестом. На колокольне размещалось 6 колоколов, самый большой из которых весил 102 пуда. Церковь была обнесена каменной с кованой решеткой оградой, крытой железом. С западной стороны ограды на углах находились каменные сторожка и кладовая, а в центре - каменные входные ворота с калитками по бокам. Подобные же калитки имелись с южной и северной сторон ограды. Как ворота, так и калитки были покрыты железом и увенчаны главками с вызолоченными железными крестами. В алтаре Богоявленского храма находился деревянный иконостас, выкрашенный белой краской под лаком, с шестью золочеными колоннами и резьбой; в нем помещались царские врата под белой краской с иконами и золоченой резьбой. Иконостасы в Николаевском и Успенском приделах были меньшего размера, с четырьмя колоннами, выкрашены и украшены резьбой подобно главному иконостасу.

Богоявленская церковь перестала действовать с 1934 г. из-за отказа верующих от пользования храмом. Официально она была закрыта решением Челябинского облисполкома от 13 февраля 1937 г. по требованию граждан с. Утятского. Здание продолжительное время использовалось в качестве склада сельхозтехникума, а с 1948 г. пустовало и разрушалось. К 1961 г. внутреннее убранство храма было полностью уничтожено, но на нем еще имелись купола, состояние которых было крайне ветхое. С 1962 г. здание вновь было занято складом. В середине 1960-х гг. с помощью прицепленных к тракторам тросов были разрушены верхний ярус колокольни и центральный купол. К началу 1990-х гг. в церкви размещался клуб. В целом храм уцелел, хотя многое из его архитектурного облика было утрачено, он превратился в обычное кирпичное здание с двускатной крышей. Исчезли колонны при входах, была полностью уничтожена каменная ограда с угловыми флигелями. В 1997 г. церковь была передана общине, начались ремонтные работы, а 19 декабря 1997 г. в одном из приделов возобновились богослужения. К началу 2000-х гг. храм представлял собой полуразрушенное здание и только установленный на крыше небольшой металлический купол с крестом свидетельствовал о том, что здесь располагается церковь. К 2003 г. внутри были устроены деревянные полы, побелены стены, устроены иконостасы в Богоявленском и Успенском приделах. К 2009 г. был установлен иконостас в Никольском приделе, летом этого же года на собранные пожертвования полностью оштукатурены внешние стены храма, устроена деревянная церковная ограда. Летом 2011 г. выстроена новая каменная ограда с железными решетками, а внутри ее установлена металлическая решетчатая звонница. В звоннице разместились 9 колоколов, самый большой из которых весом более тонны. В настоящее время планируется восстановление купола и колокольни.

В Богоявленской церкви с. Утятского издавна пребывала явленная икона Святителя и Чудотворца Николая с изображениями его жития и чудотворений. По сохранившемуся преданию, 7 мая 1749 г., за день до весеннего приходского праздника в честь этого святого, неизвестно откуда она принесена была в Утятскую слободу водами Тобола. Первой увидела ее местная жительница Секлетея Кабанова, пришедшая к разлившейся по весне небольшой речке Серебрянке мыть рыбу. Она и объявила о явлении образа прихожанам, которые вместе со священниками торжественно внесли его в церковь. Через какое-то время икону стали почитать не только местные жители, но и паломники из Кургана, а отчасти и всего Курганского уезда, в большом количестве стекавшиеся на поклонение ей в престольные праздники 9 мая и 6 декабря. После строительства в селе нового каменного храма чтимая икона была помещена на столбе по правую сторону Никольского алтаря. По сведениям начала 1920-х гг. образ находился в выкрашенном белой краской киоте с золоченой резьбой. Чествование иконы, выражающееся в совершении перед ней молебнов и украшении образа, продолжалось до начала 1920-х гг. В последующие годы поклонение ей начинает ослабевать, а в 1925 г. общее собрание крестьян с. Утятского постановило не праздновать и престольные праздники в день памяти Святителя Николая и в день перенесения его мощей. После закрытия храма житель села Петр Николаевич Луканин со своей женой Евгенией Алексеевной перенесли икону Николая Чудотворца в свой дом. Осенью 1960 г. ее пытались доставить в СвятоДуховскую церковь поселка Рябково, но по дороге икона была конфискована властями. Позже она была обнаружена в местном сельсовете и какое-то время хранилась в сельском музее. В 1996 г. образ был вновь обретен и передан в Свято-Духовскую церковь в поселке Смолино. Начиная с 2001 г. ежегодно 9 июля икона Николая Чудотворца крестным ходом проносилась от Георгиевского храма в поселке Увал до с. Утятского, где утром следующего дня в храме служилась литургия и затем совершался малый крестный ход к речке Серебрянке, к тому месту, где была явлена икона. По благословению Преосвященнейшего Михаила, епископа Курганского и Шадринского, 18 декабря 2007 г. икона была торжественно возвращена в Богоявленский храм, где находится и в настоящее время.

▼ РАСКРЫТЬ ▼
▲ СКРЫТЬ ▲

    Яндекс.Метрика
    © 2015-2024 pomnirod.ru
    Кольцо генеалогических сайтов