Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

Дождь в мае хлеба подымает.

Черемуховское с. Черемуховская волость Курганский уезд Тобольской губернии.

Назад
Добавление информации доступно только зарегистрировавшимся пользователям!

Кладбища с. Черемуховское Черемуховская волость Курганский уезд Тобольской губернии.

Церковь во имя Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла с. Черемуховское Черемуховская волость Курганский уезд Тобольской губернии.



Документальных сведений об образовании д. Черемуховой (Черемховой), расположившейся на левом берегу реки Тобола в 2 верстах от д. Арбинской, не сохранилось. По одним сведениям она была заселена жителями в 1670 г. По другим, более достоверным, данным при перенесении в 1695 г. слободы Царев Курган с Арбинского яра на новое место некоторые жители слободы переселилась вверх по Тоболу и основали д. Черемхову. Некоторые считают, что первопоселенцем ее был Иван Петрович Нечаев, другие утверждают, что начало поселению положил крестьянин по прозвищу Черемха, от которого оно и получило свое наименование. Достоверно известно, что в 1710 г. в д. Смолиной Курганской слободы проживал крестьянин Григорий Черемха 45 лет, который, возможно, и был основателем д. Черемховой. Находившаяся долгое время в непосредственной близости от границы заселенных русскими земель деревня неоднократно подвергалась нападениям кочевников, в т.ч. в 1700, 1706, 1736 и 1738 гг. По этой причине селение к началу 1740-х гг. было обнесено укреплениями в виде лежачего заплота, рва, надолб и рогаток. После открытия здесь в начале 1730-х гг. церковного прихода деревня стала именоваться селом Черемховским или Черемуховским. В 1760-е гг. селение иногда называется в документах Черемховским погостом, а в 1770-е гг. по наименованию церковного престола – селом Петропавловским. После строительства в середине XVIII в. Ново-Ишимской укрепленной линии село оказалось расположенным на оживленной дороге из Царекурганской слободы в крепость Пресногорьковскую. Уже в 1789 г. в нем проходили два ежегодных торжка: 6 января и в день памяти Святых Апостолов Петра и Павла 29 июня. Январский торжок со временем, очевидно, был упразднен, а однодневный Петро-Павловский существовал до начала XX в. В административном отношении д. Черемхова первоначально состояла в ведении слободы Царево Городище Ялуторовского дистрикта Сибирской губернии. С образованием Тобольской губернии и установлением в 1780-х гг. уездного и волостного деления селение стало центром Черемуховской волости Курганского уезда. С 1924 г. с. Черемухово находилось в составе Чаусовского, Курганского и Кетовского районов, в 1979 г. вошло в черту г. Кургана, с 2000 г. стало именоваться поселком, а в настоящее время является городским микрорайоном «Черемухово». Жители д. Черемховой до образования у них самостоятельного прихода, очевидно, относились к Димитриевской церкви слободы Царево Городище, а с постройкой в 1733 г. церкви здесь был открыт свой приход. Полный состав его в первые десятилетия существования установить не представляется возможным. Известно, что уже в 1758 г. в нем числится д. Утятская, а в 1783 г. – д. Мокрогузова, которая в последующие годы в документах не упоминается. По сведениям 1789 г. к Черемуховскому приходу кроме самого села относились деревни: Нечаева, Арбинская, Щучья, Колмогорова, Утятская, Лесникова, Анчутина, Митина, Маркова, Пименовская, Чесноковская, Куртальская (Крутальская), Фатерская, Крюкова, Воинкова, Митина и Клепиковская. К 1829 г. деревни Маркова и Пименовская были перечислены в приход Троицкой церкви г. Кургана, д. Крюкова также выбыла из прихода, очевидно, слившись с д. Лесниковой, а д. Утятская стала именоваться в документах Фатерской. К этому же времени к Черемуховской церкви присоединились деревни Фатерская Нагорская, Отнога, Могильная, Дубровная, Золотинская и Спорная. В 1840 г. жители д. Арбинской были перечислены в приход Курганской Троицкой церкви. Но к этому времени она разделилась на две части расстоянием между ними в 1 версту, из которых вторая часть получила название деревни Осиновки и осталась в ведении Черемуховского причта. В 1841 г. решением Тобольской духовной консистории д. Арбинская по ходатайству ее жителей была оставлена в Черемуховском приходе, а д. Осиновка как отдельный населенный пункт перестала значиться до середины 1920-х гг. Кроме того, в 1840 г. деревни Чеснокова и Куртальская (она же Матвеевская) были перечислены к Курганской БогородицеРождественской церкви. Однако жители д. Куртальской не захотели подчиниться этому и начали ходатайствовать об оставлении их в прежнем приходе, но в 1842 г. они были причислены к открытому в этом году приходу в д. Чесноковой, к которому примкнули и жители д. Клепиковой. В том же 1840 г. в Черемуховском приходе появляются отошедшие от Курганской Троицкой церкви д. Байдарская и заимки: господ Жилиных (Сотникова) и господ Розинговых (Розингова). С 1841 г. первая заимка значится деревней Сотниковой, а вторая – деревней Варвариной. С этого же года в приходе появляется д. Становая, также отчисленная от Троицкой церкви г. Кургана. В 1849 г. д. Спорная образовала из себя отдельный приход при Иоанно-Богословской церкви, к которому примкнули деревни Дубровная (Малая Дубровная), Золотинская и Байдарская. В начале 1860-х гг. в д. Митиной был открыт отдельный приход местной Пророко-Ильинской церкви, к которому отошли деревни Анчутина, Отнога и Могильная. В 1888 г. к этому же храму была отчислена д. Становая, а в 1890 г. – д. Воинкова. С 1889 г. деревни Фатерская и Фатерская Нагорская числятся одной деревней Фатеры, а в приходе появляется д. Ильина. С 1907 г. д. Фатеры вновь значится как две деревни: Фатеры Первые и Фатеры Вторые, которые к середине 1920-х гг. именуются деревнями Нижне-Утятской Первой и НижнеУтятской Второй. К этому времени в приходе появляются деревни Осиновка и Кетова. Таким образом, в 1925 г. Черемуховский приход составляли само село и деревни: Лесникова, Кетова, Ильина, Щучья, Осиновка, Нечаева, Арбинская, 1-я Нижне-Утятская, 2-я Нижне-Утятская и Комогорская (Старо-Комогорская). Вероятно, в таком составе приход и существовал до его ликвидации в середине 1930-х гг. В 1989 г. Черемуховский приход был возрожден и существует в настоящее время в составе Курганской и Шадринской епархии. Первая деревянная церковь в с. Черемуховском была построена в 1733 г. и освящена во имя Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла. По сведениям 1750 г. в храме уже имелся придел в честь иконы Знамения Божией Матери. Кроме основного здания в церкви имелась трапезная часть, а колокольня, как это было принято в те годы, стояла, очевидно, отдельно от храма. Вероятно, к концу 1770-х гг. церковь эта обветшала и была заменена другой. Сведений о судьбе старого здания не имеется. Новая деревянная церковь была выстроена тщанием прихожан в 1780 г. и освящена 28 февраля того же года. Она также имела два престола: главный холодный во имя Апостолов Петра и Павла и в теплом приделе – во имя Казанской иконы Божией Матери. При каких обстоятельствах и по какой причине произошло переименование придельной церкви, не установлено. При храме имелась деревянная же колокольня, стоявшая в стороне от него. Как стены, так и полы и потолки этой церкви уже к концу 1820-х гг. начали приходить в негодность. В середине 1830-х гг. здание значится как очень ветхое, а колокольня из-за опасности падения в 1836 г. была и вовсе упразднена. Очевидно, вскоре та же участь постигла и саму старую церковь, оставшуюся праздной после освящения в 1837 г. придельного престола в новом храме. Когда к началу 1830-х гг. существовавшая в с. Черемуховском деревянная церковь начала клониться к упадку и перестала вмещать выросшее число прихожан, они решили возвести более обширный каменный храм. Для его постройки был выбран проект в стиле классицизма, составленный архитектором Праман, который был утвержден 16 марта 1831 г. Преосвященным Евгением, архиепископом Тобольским и Сибирским. В том же 1831 г. одноэтажная церковь с такой же в одной связи колокольней была заложена, а в 1832 г. прихожане приступили к устройству фундамента. Кирпичная кладка длилась четыре года, а затем начались настилка полов, устройство крыш и куполов, столярные работы и возведение иконостасов. Строителем был крестьянин Аника Бородин, а главным мастером - екатеринбургский мещанин Григорий Алексеев. Проводившиеся на средства прихожан работы были закончены к 1837 г. В новом храме, как и в прежней церкви, было устроено два престола: главный летний во имя Святых и Всехвальных Первоверховных Апостолов Петра и Павла и зимний в честь Казанской иконы Божией Матери. Отапливаемый престол разместился в трапезной части на правой стороне, т.к. никаких особых пристроек для размещения придельной церкви в соответствии с проектом не устраивалось. Первым 31 октября 1837 г. был освящен Богородице-Казанский престол, а 29 июня 1839 г. – главный Петро-Павловский. Возведенный храм представлял собой кирпичное оштукатуренное внутри и снаружи здание, выстроенное равносторонним крестом с алтарем в виде прямоугольной призмы, основного здания, трапезной части и покоящейся на притворе колокольни с одним ярусом звона. Кровля на нем была устроена шатровая металлическая на два ската. На основном здании, устроенном в виде квадратной палаты с одним сводом без опоры на столбы, расположился глухой фонарь с простой без всяких украшений шеей. Глав на всем здании было возведено три: на колокольне, на главном храме и на алтаре, все золоченые. На всех главах установлены железные кресты, изготовленные в 1838 г. на казенной фабрике в г. Златоусте. Дверей в здании имелось три: с запада, севера и юга; окон с железными коваными решетками - семнадцать больших (из них пять – в алтаре), малых шесть и три полуциркульных над дверями. Перед всеми тремя входными дверями были выстроены крыльца с каменными колоннами. Стены внутри были выбелены, росписей на них не имелось. Первоначально на колокольне располагалось пять колоколов, причем самый большой из них весил 25 пудов, а в 1852 г. к ним добавился еще один колокол в 69 пудов 8 фунтов. К 1842 г. храм был обнесен деревянной оградой, которая к 1875 г. была заменена каменной с чугунными решетками и воротами. В 1887 г. нуждавшиеся в ремонте кровли были заменены, а на главах установлены новые вызолоченные кресты. Иконостас главного храма был деревянный трехъярусный, гладкий с колоннами и полукруглыми сверху царскими дверями с решеткой из вертикальных позолоченных перпендикуляров. Длина его составляла 14 аршин, высота 13 аршин. Иконостас в приделе, также деревянный, был длиною 10 ½ аршина, высотою 3 ½ аршина. Оба они были выкрашены голубой краской, а резьба по ним и колонны вызолочены. В 1920-е гг. иконостасы описываются как окрашенные в бордовый цвет, а число икон в главном в это время составляло двадцать. До закрытия церкви никаких значительных изменений в ее внешнем и внутреннем облике не происходило. Известно, что во время боевых действий в 1919 г. здание пострадало от снарядов, но повреждения эти не причинили ему большого вреда и были сразу исправлены. В 1926 г. в храме был пожар, причем произошло хищение некоторых вещей. Петро-Павловская церковь оставалась действующей до 1932 г., а в 1935 г. была закрыта Челябинским облисполкомом по ходатайству местных жителей. После этого здание долгое время использовалось под склад зерна, были утрачены колокола, утварь и иконостасы. К началу 1960-х гг. использовавшееся длительное время не по назначению и не ремонтировавшееся здание пришло в ветхость. Крыльца у северных и южных дверей были утрачены, кирпичные колонны центрального крыльца также подверглись значительному разрушению. Кроме того, были нарушены фундаменты, в алтарной части от оконных проемов до свода образовалась большая сквозная щель, по всему зданию в стенах появилось множество трещин, а кирпичные столбы колокольни начали отходить от вертикали. Стропила и обрешетка сгнили, отчего крыша пришла в негодность, полы провалились, штукатурка во многих местах обрушилась. В 1962 г. Курганским облисполкомом было принято решение о разборке храма в с. Черемуховском на строительные материалы. По каким-то причинам решение это не было приведено в исполнение, здание уцелело, хотя и продолжало разрушаться. Вероятно, в это время в нем была размещена машинно-тракторная станция, для чего в стене летнего храма был сделан большой пролом для въезда тракторов и другой сельхозтехники. Кроме того, помещение его было разделено сооруженным для этого перекрытием на два этажа. Свод алтарной части постепенно полностью разрушился, исчезли и остатки колонн при входах. В 1989 г. Петро-Павловская церковь была передана православной общине, в июле 1990 г., в день памяти Первоверховных Апостолов Петра и Павла, у стен полуразрушенного храма был совершен первый молебен и началось его возрождение. В 1990-е гг. была сооружена новая железная крыша, все здание снаружи оштукатурено и обнесено новой металлической оградой. На собранные пожертвования фирмой братьев Пятковых в г. Каменске-Уральском был отлит набор из пяти колоколов, которые в настоящее время и находятся на храмовой колокольне. Первоначально необходимый ремонт был сделан только в трапезной части, где усилиями прихожан и благотворителей была восстановлена зимняя церковь, освященная в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Здесь в течение двадцати лет и совершались все богослужения. Главный же летний храм все эти годы стоял закрытым. К 2007 г. здесь было разобрано устроенное в советское время междуэтажное перекрытие, заменена штукатурка, началась настилка полов. Полностью разрушившийся свод алтаря был заменен на железобетонное перекрытие. К весне 2012 г. была окончена отделка и побелка стен, которые теперь местами украсились живописью: образом благословляющего Спасителя в круглой профилированной раме в центре купола и Его же изображением на троне в заложенном оконном проеме алтаря за престолом. К этому же времени была установлена деревянная основа иконостаса, в которой помещены резные царские врата и иконы первого яруса. Великое освящение храма во имя Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла было совершено 20 мая 2012 г. архиепископом Курганским и Шадринским Константином в сослужении с благочинным Курганского городского округа Николаем Чирковым при участии местного причта и священников городских церквей. Богородице-Казанский придел к этому времени был упразднен, в результате чего храм стал однопрестольным. В настоящее время ведется работа над устройством иконостаса. Особо чтимых и чудотворных икон в Черемуховском храме не было, но известно, что в 1887 г. усердием курганского купечества здесь появился список Казанской иконы Божией Матери в серебряной вызолоченной ризе, который находился в летней части храма в застекленной тумбе. Образ этот был заказан купцом Петром Дмитриевичем Смолиным и представляет собой точную копию с иконы в Казанском соборе г. СанктПетербурга. После закрытия Черемуховского храма икона эта была сохранена прихожанкой Натальей Андреевной Тюленевой, которая унесла и сберегла ее. После открытия в 1958 г. Духо-Сошественской церкви в поселке Рябково, образ был помещен в ней, а в 1963 г. вместе с другим имуществом перенесен в Свято-Духовскую церковь в поселке Смолино.

▼ РАСКРЫТЬ ▼
▲ СКРЫТЬ ▲

    Яндекс.Метрика
    © 2015-2025 pomnirod.ru
    Кольцо генеалогических сайтов