Кладбища с. Черемуховское Черемуховская волость Курганский уезд Тобольской губернии.
Документальных сведений об образовании д. Черемуховой (Черемховой), расположившейся на левом берегу реки Тобола в 2 верстах от д. Арбинской, не сохранилось. По одним сведениям она была заселена жителями в 1670 г. По другим, более достоверным, данным при перенесении в 1695 г. слободы Царев Курган с Арбинского яра на новое место некоторые жители слободы переселилась вверх по Тоболу и основали д. Черемхову. Некоторые считают, что первопоселенцем ее был Иван Петрович Нечаев, другие утверждают, что начало поселению положил крестьянин по прозвищу Черемха, от которого оно и получило свое наименование. Достоверно известно, что в 1710 г. в д. Смолиной Курганской слободы проживал крестьянин Григорий Черемха 45 лет, который, возможно, и был основателем д. Черемховой. Находившаяся долгое время в непосредственной близости от границы заселенных русскими земель деревня неоднократно подвергалась нападениям кочевников, в т.ч. в 1700, 1706, 1736 и 1738 гг. По этой причине селение к началу 1740-х гг. было обнесено укреплениями в виде лежачего заплота, рва, надолб и рогаток. После открытия здесь в начале 1730-х гг. церковного прихода деревня стала именоваться селом Черемховским или Черемуховским. В 1760-е гг. селение иногда называется в документах Черемховским погостом, а в 1770-е гг. по наименованию церковного престола – селом Петропавловским. После строительства в середине XVIII в. Ново-Ишимской укрепленной линии село оказалось расположенным на оживленной дороге из Царекурганской слободы в крепость Пресногорьковскую. Уже в 1789 г. в нем проходили два ежегодных торжка: 6 января и в день памяти Святых Апостолов Петра и Павла 29 июня. Январский торжок со временем, очевидно, был упразднен, а однодневный Петро-Павловский существовал до начала XX в. В административном отношении д. Черемхова первоначально состояла в ведении слободы Царево Городище Ялуторовского дистрикта Сибирской губернии. С образованием Тобольской губернии и установлением в 1780-х гг. уездного и волостного деления селение стало центром Черемуховской волости Курганского уезда. С 1924 г. с. Черемухово находилось в составе Чаусовского, Курганского и Кетовского районов, в 1979 г. вошло в черту г. Кургана, с 2000 г. стало именоваться поселком, а в настоящее время является городским микрорайоном «Черемухово». Жители д. Черемховой до образования у них самостоятельного прихода, очевидно, относились к Димитриевской церкви слободы Царево Городище, а с постройкой в 1733 г. церкви здесь был открыт свой приход. Полный состав его в первые десятилетия существования установить не представляется возможным. Известно, что уже в 1758 г. в нем числится д. Утятская, а в 1783 г. – д. Мокрогузова, которая в последующие годы в документах не упоминается. По сведениям 1789 г. к Черемуховскому приходу кроме самого села относились деревни: Нечаева, Арбинская, Щучья, Колмогорова, Утятская, Лесникова, Анчутина, Митина, Маркова, Пименовская, Чесноковская, Куртальская (Крутальская), Фатерская, Крюкова, Воинкова, Митина и Клепиковская. К 1829 г. деревни Маркова и Пименовская были перечислены в приход Троицкой церкви г. Кургана, д. Крюкова также выбыла из прихода, очевидно, слившись с д. Лесниковой, а д. Утятская стала именоваться в документах Фатерской. К этому же времени к Черемуховской церкви присоединились деревни Фатерская Нагорская, Отнога, Могильная, Дубровная, Золотинская и Спорная. В 1840 г. жители д. Арбинской были перечислены в приход Курганской Троицкой церкви. Но к этому времени она разделилась на две части расстоянием между ними в 1 версту, из которых вторая часть получила название деревни Осиновки и осталась в ведении Черемуховского причта. В 1841 г. решением Тобольской духовной консистории д. Арбинская по ходатайству ее жителей была оставлена в Черемуховском приходе, а д. Осиновка как отдельный населенный пункт перестала значиться до середины 1920-х гг. Кроме того, в 1840 г. деревни Чеснокова и Куртальская (она же Матвеевская) были перечислены к Курганской БогородицеРождественской церкви. Однако жители д. Куртальской не захотели подчиниться этому и начали ходатайствовать об оставлении их в прежнем приходе, но в 1842 г. они были причислены к открытому в этом году приходу в д. Чесноковой, к которому примкнули и жители д. Клепиковой. В том же 1840 г. в Черемуховском приходе появляются отошедшие от Курганской Троицкой церкви д. Байдарская и заимки: господ Жилиных (Сотникова) и господ Розинговых (Розингова). С 1841 г. первая заимка значится деревней Сотниковой, а вторая – деревней Варвариной. С этого же года в приходе появляется д. Становая, также отчисленная от Троицкой церкви г. Кургана. В 1849 г. д. Спорная образовала из себя отдельный приход при Иоанно-Богословской церкви, к которому примкнули деревни Дубровная (Малая Дубровная), Золотинская и Байдарская. В начале 1860-х гг. в д. Митиной был открыт отдельный приход местной Пророко-Ильинской церкви, к которому отошли деревни Анчутина, Отнога и Могильная. В 1888 г. к этому же храму была отчислена д. Становая, а в 1890 г. – д. Воинкова. С 1889 г. деревни Фатерская и Фатерская Нагорская числятся одной деревней Фатеры, а в приходе появляется д. Ильина. С 1907 г. д. Фатеры вновь значится как две деревни: Фатеры Первые и Фатеры Вторые, которые к середине 1920-х гг. именуются деревнями Нижне-Утятской Первой и НижнеУтятской Второй. К этому времени в приходе появляются деревни Осиновка и Кетова. Таким образом, в 1925 г. Черемуховский приход составляли само село и деревни: Лесникова, Кетова, Ильина, Щучья, Осиновка, Нечаева, Арбинская, 1-я Нижне-Утятская, 2-я Нижне-Утятская и Комогорская (Старо-Комогорская). Вероятно, в таком составе приход и существовал до его ликвидации в середине 1930-х гг. В 1989 г. Черемуховский приход был возрожден и существует в настоящее время в составе Курганской и Шадринской епархии. Первая деревянная церковь в с. Черемуховском была построена в 1733 г. и освящена во имя Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла. По сведениям 1750 г. в храме уже имелся придел в честь иконы Знамения Божией Матери. Кроме основного здания в церкви имелась трапезная часть, а колокольня, как это было принято в те годы, стояла, очевидно, отдельно от храма. Вероятно, к концу 1770-х гг. церковь эта обветшала и была заменена другой. Сведений о судьбе старого здания не имеется. Новая деревянная церковь была выстроена тщанием прихожан в 1780 г. и освящена 28 февраля того же года. Она также имела два престола: главный холодный во имя Апостолов Петра и Павла и в теплом приделе – во имя Казанской иконы Божией Матери. При каких обстоятельствах и по какой причине произошло переименование придельной церкви, не установлено. При храме имелась деревянная же колокольня, стоявшая в стороне от него. Как стены, так и полы и потолки этой церкви уже к концу 1820-х гг. начали приходить в негодность. В середине 1830-х гг. здание значится как очень ветхое, а колокольня из-за опасности падения в 1836 г. была и вовсе упразднена. Очевидно, вскоре та же участь постигла и саму старую церковь, оставшуюся праздной после освящения в 1837 г. придельного престола в новом храме. Когда к началу 1830-х гг. существовавшая в с. Черемуховском деревянная церковь начала клониться к упадку и перестала вмещать выросшее число прихожан, они решили возвести более обширный каменный храм. Для его постройки был выбран проект в стиле классицизма, составленный архитектором Праман, который был утвержден 16 марта 1831 г. Преосвященным Евгением, архиепископом Тобольским и Сибирским. В том же 1831 г. одноэтажная церковь с такой же в одной связи колокольней была заложена, а в 1832 г. прихожане приступили к устройству фундамента. Кирпичная кладка длилась четыре года, а затем начались настилка полов, устройство крыш и куполов, столярные работы и возведение иконостасов. Строителем был крестьянин Аника Бородин, а главным мастером - екатеринбургский мещанин Григорий Алексеев. Проводившиеся на средства прихожан работы были закончены к 1837 г. В новом храме, как и в прежней церкви, было устроено два престола: главный летний во имя Святых и Всехвальных Первоверховных Апостолов Петра и Павла и зимний в честь Казанской иконы Божией Матери. Отапливаемый престол разместился в трапезной части на правой стороне, т.к. никаких особых пристроек для размещения придельной церкви в соответствии с проектом не устраивалось. Первым 31 октября 1837 г. был освящен Богородице-Казанский престол, а 29 июня 1839 г. – главный Петро-Павловский. Возведенный храм представлял собой кирпичное оштукатуренное внутри и снаружи здание, выстроенное равносторонним крестом с алтарем в виде прямоугольной призмы, основного здания, трапезной части и покоящейся на притворе колокольни с одним ярусом звона. Кровля на нем была устроена шатровая металлическая на два ската. На основном здании, устроенном в виде квадратной палаты с одним сводом без опоры на столбы, расположился глухой фонарь с простой без всяких украшений шеей. Глав на всем здании было возведено три: на колокольне, на главном храме и на алтаре, все золоченые. На всех главах установлены железные кресты, изготовленные в 1838 г. на казенной фабрике в г. Златоусте. Дверей в здании имелось три: с запада, севера и юга; окон с железными коваными решетками - семнадцать больших (из них пять – в алтаре), малых шесть и три полуциркульных над дверями. Перед всеми тремя входными дверями были выстроены крыльца с каменными колоннами. Стены внутри были выбелены, росписей на них не имелось. Первоначально на колокольне располагалось пять колоколов, причем самый большой из них весил 25 пудов, а в 1852 г. к ним добавился еще один колокол в 69 пудов 8 фунтов. К 1842 г. храм был обнесен деревянной оградой, которая к 1875 г. была заменена каменной с чугунными решетками и воротами. В 1887 г. нуждавшиеся в ремонте кровли были заменены, а на главах установлены новые вызолоченные кресты. Иконостас главного храма был деревянный трехъярусный, гладкий с колоннами и полукруглыми сверху царскими дверями с решеткой из вертикальных позолоченных перпендикуляров. Длина его составляла 14 аршин, высота 13 аршин. Иконостас в приделе, также деревянный, был длиною 10 ½ аршина, высотою 3 ½ аршина. Оба они были выкрашены голубой краской, а резьба по ним и колонны вызолочены. В 1920-е гг. иконостасы описываются как окрашенные в бордовый цвет, а число икон в главном в это время составляло двадцать. До закрытия церкви никаких значительных изменений в ее внешнем и внутреннем облике не происходило. Известно, что во время боевых действий в 1919 г. здание пострадало от снарядов, но повреждения эти не причинили ему большого вреда и были сразу исправлены. В 1926 г. в храме был пожар, причем произошло хищение некоторых вещей. Петро-Павловская церковь оставалась действующей до 1932 г., а в 1935 г. была закрыта Челябинским облисполкомом по ходатайству местных жителей. После этого здание долгое время использовалось под склад зерна, были утрачены колокола, утварь и иконостасы. К началу 1960-х гг. использовавшееся длительное время не по назначению и не ремонтировавшееся здание пришло в ветхость. Крыльца у северных и южных дверей были утрачены, кирпичные колонны центрального крыльца также подверглись значительному разрушению. Кроме того, были нарушены фундаменты, в алтарной части от оконных проемов до свода образовалась большая сквозная щель, по всему зданию в стенах появилось множество трещин, а кирпичные столбы колокольни начали отходить от вертикали. Стропила и обрешетка сгнили, отчего крыша пришла в негодность, полы провалились, штукатурка во многих местах обрушилась. В 1962 г. Курганским облисполкомом было принято решение о разборке храма в с. Черемуховском на строительные материалы. По каким-то причинам решение это не было приведено в исполнение, здание уцелело, хотя и продолжало разрушаться. Вероятно, в это время в нем была размещена машинно-тракторная станция, для чего в стене летнего храма был сделан большой пролом для въезда тракторов и другой сельхозтехники. Кроме того, помещение его было разделено сооруженным для этого перекрытием на два этажа. Свод алтарной части постепенно полностью разрушился, исчезли и остатки колонн при входах. В 1989 г. Петро-Павловская церковь была передана православной общине, в июле 1990 г., в день памяти Первоверховных Апостолов Петра и Павла, у стен полуразрушенного храма был совершен первый молебен и началось его возрождение. В 1990-е гг. была сооружена новая железная крыша, все здание снаружи оштукатурено и обнесено новой металлической оградой. На собранные пожертвования фирмой братьев Пятковых в г. Каменске-Уральском был отлит набор из пяти колоколов, которые в настоящее время и находятся на храмовой колокольне. Первоначально необходимый ремонт был сделан только в трапезной части, где усилиями прихожан и благотворителей была восстановлена зимняя церковь, освященная в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Здесь в течение двадцати лет и совершались все богослужения. Главный же летний храм все эти годы стоял закрытым. К 2007 г. здесь было разобрано устроенное в советское время междуэтажное перекрытие, заменена штукатурка, началась настилка полов. Полностью разрушившийся свод алтаря был заменен на железобетонное перекрытие. К весне 2012 г. была окончена отделка и побелка стен, которые теперь местами украсились живописью: образом благословляющего Спасителя в круглой профилированной раме в центре купола и Его же изображением на троне в заложенном оконном проеме алтаря за престолом. К этому же времени была установлена деревянная основа иконостаса, в которой помещены резные царские врата и иконы первого яруса. Великое освящение храма во имя Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла было совершено 20 мая 2012 г. архиепископом Курганским и Шадринским Константином в сослужении с благочинным Курганского городского округа Николаем Чирковым при участии местного причта и священников городских церквей. Богородице-Казанский придел к этому времени был упразднен, в результате чего храм стал однопрестольным. В настоящее время ведется работа над устройством иконостаса. Особо чтимых и чудотворных икон в Черемуховском храме не было, но известно, что в 1887 г. усердием курганского купечества здесь появился список Казанской иконы Божией Матери в серебряной вызолоченной ризе, который находился в летней части храма в застекленной тумбе. Образ этот был заказан купцом Петром Дмитриевичем Смолиным и представляет собой точную копию с иконы в Казанском соборе г. СанктПетербурга. После закрытия Черемуховского храма икона эта была сохранена прихожанкой Натальей Андреевной Тюленевой, которая унесла и сберегла ее. После открытия в 1958 г. Духо-Сошественской церкви в поселке Рябково, образ был помещен в ней, а в 1963 г. вместе с другим имуществом перенесен в Свято-Духовскую церковь в поселке Смолино.