Кладбища с. Чернавское Чернавская волость Курганский уезд Тобольской губернии.
Состав на 1909 год
Начало селу Чернавскому (Низ-Чернавскому) было положено в первой половине
XVIII в., когда в составе передовой Ишимской укрепленной линии, проходящей от
Куртамыша до Коркиной слободы, был устроен форпост Низ-Чернавский. Точная дата его
основания не установлена, но известно, что уже в 1740-е гг. находящиеся в
Царекурганской слободе Сибирский и Новоучрежденный драгунские полки в летнее
время для защиты крестьян на пашнях и сенокосах занимали южную линию форпостов, в
том числе у притока Тобола речки Черной. Иногда она именовалась и Верхне-Черной,
вероятно, для отличия от одноименной речки, протекающей несколько ниже по течению
Тобола, или от речки Черной близ с. Введенского (Черновского), расположенной еще
ниже по Тоболу. Носила она и имя ручья Чернавка, дав название военному укреплению,
долгое время являвшемуся крайним населенным пунктом заселенной русскими
территории. После строительства в середине XVIII столетия Ново-Ишимской
(Пресногорьковской) оборонительной линии, прошедшей намного южнее форпоста, его
сооружения остались праздными и вскоре были заселены пришедшими на свободные
земли государственными крестьянами. По некоторым сведениям, произошло это в 1752 г.,
а пришли предки местных жителей из Олонецкой губернии. В начале 1760-х гг. после
возведения в селении приходской церкви оно начинает именоваться селом, а в
гражданском отношении погостом Низ-Чернавским, административно подчиненным
Утятской слободе Ялуторовского дистрикта Сибирской губернии или наместничества. В
начале 1780-х гг. село вошло в состав Курганского уезда вновь учрежденной Тобольской
губернии, а вскоре стало центром Чернавской волости. Уже в 1789 г. в с. Чернавском
известны ежегодные торжки в дни храмовых праздников: Прокопьевский 8 июля и
Афанасьевский 18 января. В 1855 г. вместо них были открыты две публичные ярмарки:
Афанасьевская 17-24 января и Прокопьевская 7-14 июля. В начале XX в. сроки
проведения ярмарок были перенесены на 12-18 января и 3-8 июля. По крайней мере, с
1829 г. Чернавской церкви принадлежали устроенные рядом с ней лавки и балаганы,
сдававшиеся во время торжков в аренду торговцам, деньги с которых собирались в пользу
храма. Очевидно, после учреждения ярмарок на сельской площади были заведены
деревянные лавки. По сведениям 1867 г. они были выстроены курганскими купцами
Семеном Ивановичем Березиным и Парфентием Тимофеевичем Поповым, а также
крестьянином Иваном Григорьевичем Подорвановым, которые приложили их к церкви. К
середине 1870-х гг. Чернавскому храму принадлежали 20 лавок и 50 балаганов, но сбор с
них по воле прихожан в это время уже поступал в ведение волостного правления, и только
полавочные деньги с двух лавок еще в 1880-е гг. шли в пользу храма. Видимо, к 1890-м гг.
и этот сбор прекратился. На протяжении нескольких десятилетий большую известность
с. Чернавское имело благодаря издавна существовавшему обычаю высматривания
женихами невест, которые собирались сюда на Афанасьевскую ярмарку не только из
Чернавской волости, но и из других ближних и дальних волостей Курганского уезда, а
также из Кургана и из соседнего Петропавловского уезда Акмолинской области. Традиция
проведения этих ярмарок прекратилась к концу 1920-х гг., и начала возрождаться только в
2000-е гг.
К какому приходу относились жители селения Низ-Чернавского до постройки
собственной церкви, доподлинно неизвестно. Скорее всего, они обращались с требами в
Николаевскую церковь Утятской слободы. Самостоятельный Низ-Чернавский приход
впервые упоминается в 1763 г. и был открыт, очевидно, одновременно с началом
возведения здесь храма. Установить наличный состав приходских селений в это время не
представляется возможным. В 1789 г. к Низ-Чернавской церкви относились само село и
деревни: Раскатиха, Луговая, Межборная, Полусальская, Шадровитова, Глядянская,
Худякова, Дубровская, Алабугская, Камышная, Колесовская и Толстоверетейская. К
началу XIX в. приход охватывал значительную территорию, в том числе вновь заселяемые
земли в южной части Курганского уезда, и простирался до Ново-Ишимской
оборонительной линии, где граничил с приходами Кресто-Воздвиженской церкви
крепости Звериноголовской и Николаевской церкви крепости Пресногорьковской. По
причине редкой заселенности и больших расстояний жители многих вновь образхющиеся
здесь селений, первоначально относясь в гражданском отношении к Чернавской волости,
вплоть до середины XIX столетия могли какое-то время состоять частью в Чернавском
приходе, а частью в приходах этих линейных крепостей. В 1800 г. в Чернавском приходе
наряду с д. Алабугской (она же Плотникова или Нижне-Алабугская) появляются деревни
Нижне-Алабугская (или Зимовье) и Верхне-Алабугская, а также волостное селение
Ялымское. К началу 1810-х гг. на территории прихода основываются новые заимки:
Башкирская, Хлуповская и Половинная. В 1811 г. жители этих заимок и д. ВерхнеАлабугской обратились в Тобольскую духовную консисторию с ходатайством о переводе
их от Чернавской церкви к Пресногорьковской по причине дальнего расстояния и
затруднений в сообщении с храмом, связанных с распутицей в весеннее и осеннее время.
Просьба их была епархиальным начальством удовлетворена и указом консистории от
18 мая 1812 г. эти селения были перечислены в ведение Пресногорьковского причта.
Однако известно, что в середине XIX в. население д. Верхне-Алабугской продолжало
состоять частично в Чернавском приходе, частично - в Звериноголовском Оренбургской
епархии. В 1829 г. приход составляли с. Чернавское и деревни: Раскатиха, Луговиха,
Межборная, Ялым, Нижняя Алабуга, Верхняя Алабуга, Чучкаева, Колесо, Камыши,
Толстоверетинская, Полусалья, Глядянка, Дубровка, Разломаевская и Худякова, а в 1836 г.
к ним присоединилась д. Давыдовка. К 1840 г. д. Чучкаева слилась с селом Чернавским и
в документах с этого времени не упоминается, а с 1841 г. д. Худякова именуется
Художитковой.
Со второй половины 1840-х гг. на территорию прихода начинается государственное
переселение крестьян из европейской части России, в результате чего в 1850 г. в него
вошли деревни Лебяжья и Ярославская, а несколько позднее – Патраковская, Казанская,
Осиновская, Вонявина и Песьяна. Вскоре в некоторых из приходских селений были
построены отдельные церкви, и образованы самостоятельные приходы: в 1853 г. – при
Васильевской церкви в д. Камышной, к которой примкнули жители деревень
Толстоверетинской, Лебяжьей и Колесовской; при Михайло-Архангельской церкви в
д. Ключевской, к которой отошла д. Песьяна; при Богородице-Казанской церкви в
д. Давыдовке, куда были отчислены деревни Патраковская, Казанская и Осиновская; в
1854 г. – при Михайло-Архангельской церкви в д. Глядянской с перечислением к ней
деревень Полусальской, Дубровки, Разломайки, Вонявиной и Художитковой; в 1857 г. –
при Покровской церкви в д. Ярославской; в 1858 г. – при Димитриевской церкви в
д. Ялымской с присоединением д. Плотниковой. Кроме того, к этим приходам были
перечислены жители ряда переселенческих участков, жители которых окормлялись
Чернавским причтом, и где образовались в 1850-е гг. новые деревни. С 1861 г. от прихода
отчислилась д. Верхне-Алабугская, в которой была возведена самостоятельная
Богородице-Казанская церковь. В итоге к середине 1870-х гг. при Чернавском храме,
кроме самого села, остались деревни Раскатиха и Межборная. В таком составе приход
оставался до 1922 г., когда Тобольский епископский совет, принимая во внимание
желание жителей д. Раскатихи иметь при выстроенной у них приписной Георгиевской
церкви отдельный причт, постановил открыть самостоятельный Раскатихинский приход.
Постановление это было утверждено резолюцией архиепископа Тобольского и
Сибирского Николая от 14/27 октября 1922 г. Приход, состоящий теперь из с. Чернавского
и д. Межборной, разделившейся к середине 1920-х гг. на отдельные деревни Большую и
Малую Межборные, существовал до начала 1930-х гг., после чего, видимо, распался.
Православный приход в с. Чернавском вновь был открыт в 2004 г. в составе Курганской и
Шадринской епархии. Вскоре приходским священником помимо Чернавского начали
окормляться еще несколько сел: Глядянское, Камышное, Раскатиха, Ярославское,
Межборное и Темляки. В настоящее время в некоторых из них существуют свои храмы и
отдельные общины.
Строительство первой деревянной церкви в селении Низ-Чернавском началось,
очевидно, в 1763 г., а в следующем 1764 г. она была освящена во имя Святого Прокопия
Устюжского Чудотворца. По сведениям 1770 г. церковь была обнесена деревянными
укреплениями. Вероятно, к концу 1780-х гг. она обветшала и была заменена другой,
судьба же старого здания неизвестна. В 1789 г. по разрешению Тобольской духовной
консистории начался сбор средств на возведение в селе нового однопрестольного храма.
Постройка его была окончена к 1793 г., и в том же году он был освящен, как и прежний, в
честь Праведного Прокопия. Церковь эта была также деревянной и сгорела в 1816 г.
Вскоре началось строительство тщанием прихожан деревянного двухпрестольного
храма, законченное, в основном, в 1820 г. До 1828 г. церковь продолжает значиться
недостроенной, что связано, вероятно, с продолжением работ по внешней и внутренней
отделке здания. Престолов в новой церкви было устроено два: в холодном храме главный
- во имя святого Праведного Прокопия Устюжского Чудотворца, в теплом приделе – во
имя Святителей Афанасия и Кирилла Александрийских. Придельный престол был
освящен первым уже к 1829 г. Вероятно, здесь и проводились службы до окончательного
устройства главного храма, остававшегося несколько лет неосвященным по причине
неготовности иконостаса, который был установлен к 1832 г. В 1833 г. главный престол
был приготовлен к освящению, но из-за отсутствия необходимой богослужебной утвари
оно состоялось только в 1834 г. Одновременно с храмом и в одной связи с ним была
выстроена деревянная же колокольня, которая уже к 1831 г. начала склоняться на северовосточную сторону и потребовала поправки. В связи с этим она была разобрана, и
началось возведение новой колокольни, оконченное к 1836 г. К этому же времени
относится устройство деревянной церковной ограды. По описанию 1844 г. храм был
обшит снаружи тесом, окрашенным желтой краской. Он был уничтожен огнем в 1851 г.
В том же 1851 г. прихожане ходатайствовали перед епархиальным начальством о
дозволении построить в селе каменную церковь. Просьба эта была удовлетворена, по
благословению Преосвященнейшего Георгия, архиепископа Тобольского и Сибирского,
выдан утвержденный план и фасад нового храма, отведено для него место, разрешен сбор
пожертвований на строительство. К лету 1852 г. заготовлен материал для каменной
кладки и заключен контракт на проведение работ с мастером – крестьянином
с. Рафайловского Ялуторовского уезда Николаем Вырыпаевым, и прихожане подали
прошение о разрешении заложить храм, что и было им разрешено указом Тобольской
духовной консистории. По причине того, что Преосвященнейший Георгий в апреле
1852 г. скончался, указ этот был утвержден временно управлявшим епархией епископом
Екатеринбургским Преосвященным Ионой с тем, чтобы по прибытии на Тобольскую
кафедру нового владыки прихожанами было подано прошение о выдаче храмозданной
грамоты. Каменная церковь во имя Святых Прокопия и Иоанна Устюжских Чудотворцев с
приделом во имя Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских, была заложена
8 июля 1852 г. благочинным Курганского ведомства священником крепости
Пресногорьковской Никитой Розановым, согласно плану и фасаду, выданному в 1851 г. с
благословением архиепископа Георгия. Храмозданная грамота на ее заложение от имени
Высокопреосвященнейшего Евлампия, архиепископа Тобольского и Сибирского, была
выдана 15 ноября 1852 г. Строительство велось на средства прихожан, добровольные
пожертвования по епархии и деньги, выручаемые от сдачи в аренду торговых лавок и
балаганов. По некоторым сведениям работы по возведению здания окончил в 1859 г.
крестьянин Илья Васильевич Вырыпаев. В основном храм был выстроен уже в 1857 г. и,
вероятно, в том же году освящен теплый Афанасиевский придел, а в 1859 г., после
установки иконостаса, освятили и холодную Прокопиевскую церковь. По какой-то
причине, начиная с конца XIX в., он значится построенным в 1859 г. по плану и фасаду,
выданным 31 марта 1857 г. Здание церкви было выстроено каменное одноэтажное с
главным холодным храмом в форме четверика под ротондой, алтарем, трапезной частью, в
которой располагался второй Афанасиевский престол, и примыкающей к ней с запада
одноярусной колокольней, высящейся над притвором. Внешние и внутренние стены
оштукатурены, кровли покрыты листовым железом. Основное здание было увенчано
одной большой обитой железом главой, покоящейся на световом барабане, две малые
главки расположились на алтаре и колокольне, все три увенчаны железными крестами. В
храме имелось 16 больших окон с железными решетками и 9 малых в барабане, наружу
вели 3 двери, при которых имелись крыльца: главное западное, северное и южное.
Очевидно, в конце 1880-х гг. в церкви проводился значительный ремонт, в результате
которого с 1888 г. внешние стены всего здания значатся обитыми тесом и обшитым по
нему окрашенным листовым железом. Вероятно, ремонт коснулся и внутреннего
убранства, в частности, в куполе храма появилось живописное изображение Господа
Саваофа с херувимами. Остальные стены храма ни в этот период, ни позднее не имели
росписей. Возможно, тогда же был произведен и ремонт иконостасов. В конце XIX –
начале XX вв. иконостас главного храма описывается как одноярусный, соснового леса,
увенчанный фронтоном, общей длиной 9 ¾ аршина и такой же высотой. В нем на тумбах
располагались 8 колонн с капителями и вазами. Средний карниз его был украшен резьбой,
каковой был отделан и весь иконостас, а места икон обведены рамками. Резьба, рамки и
колонны были вызолочены, а гладь иконостаса выкрашена голубой краской. Царские
двери были изготовлены из соснового дерева, решетчатые, резные, вызолоченные, в них
помещены образа в золоченой резной обводке. Над ними покоилась резная золоченая
корона с крестом, а выше ее в полукружии в вызолоченном сиянии на облаках парящий
Святой дух в виде голубя. В первом ярусе иконостаса имелось 8 живописных икон на
сосновых досках и две двери с изображениями Архидиаконов Стефана и Лаврентия. Во
фронтоне были установлены 10 также живописных на сосновых досках образов, часть из
которых - в кругах с позолотой и венками, а также Распятие Христа Спасителя с
предстоящими Божией Матерью и Иоанном Богословом и над ним – изображение
Всевидящего Ока Господня в сиянии. У правого клироса был расположен резной
золоченый киот. Иконостас второго храма в это время был также деревянный,
украшенный вызолоченной резьбой и выкрашенный красной краской, длиной 9, а высотой
6 аршин. В нем находилось 6 выкрашенных белой краской колонн и решетчатые
вызолоченные царские врата с образами, а в верхнем полукружии их – Святой Дух в
сиянии в виде голубя. В этом иконостасе были установлены 5 икон, а также южные и
северные двери. По описанию 1922-1923 гг. главный иконостас значится ветхим,
изготовленным в 1859 г., высотой 11 с половиной аршин, шириной 9 ¾ аршина, с 25
иконами, золочеными колоннами и резьбой.
На колокольне Чернавского храма в конце XIX в. находилось 5 колоколов, самый
большой из который весом 72 пуда был приобретен прихожанами в 1889 г. в память
чудесного спасения императора Александра III и его семьи при крушении поезда
17 октября 1888 г. Это же число колоколов числится в описании 1922 г., а к 1927 г. их
осталось 4, причем наибольший весил 11 пудов. Церковная ограда первоначально была
устроена иждивением прихожан в 1876 г. деревянная. В 1903 г. епархиальным
начальством была разрешена постройка на средства прихожан новой ограды - каменной с
железными решетками, которая была завершена в 1904 г. Одновременно с оградой были
выстроены каменные крытые железом сторожка и усыпальница, первая в северозападном, а вторая в юго-западном ее углу. Теплый Афанасьевский престол,
первоначально располагавшийся в трапезной части храма, в 1913 г. был по каким-то
причинам упразднен, в результате чего церковь стала однопрестольной – во имя Святых
Блаженных Прокопия и Иоанна Устюжских Чудотворцев. Очевидно, к этому времени
относится передача иконостаса упраздненного придела в строящуюся в д. Раскатихе
приписную церковь.
Службы в храме проходили до 1933 г., а официально он был закрыт Челябинским
облисполкомом в январе 1937 г. на основании требования общегражданского собрания
сел Чернавского и Межборского. Некоторое время помещение было занято под
зернохранилище, а после 1945 г. из-за ветхости не использовалось и разрушалось. К
началу 1960-х гг. в нем был размещен склад. К этому времени верхняя часть колокольни
была разобрана, исчезли иконостас, крыша, кресты, уцелела только центральная крытая
жестью глава. Каменная ограда при храме была уничтожена в неизвестное время. В
1932 г. ограда еще существовала, но впоследствии и она, и сторожка с усыпальницей были
разобраны. К началу 1990-х гг. стены пустующей долгие годы церкви начали разрушаться.
В таком плачевном состоянии она просуществовала до 2004 г., когда началось его
восстановление силами прихожан. На сохранившемся куполе 3 декабря 2005 г. был
установлен старый дореволюционный крест. К 2007 г. была восстановлена главная часть
храма, где была установлена изготовленная местным мастером Сергеем Шубиным основа
нового четырехрядного иконостаса, начались регулярные воскресные богослужения. К
2008 г. ремонт был в основном закончен, здание снаружи и внутри оштукатурено и
выбелено, появились потолок трапезной части, выкрашенные зеленой краской крыши,
верхний ярус колокольни с пятью небольшими колоколами. Еще два колокола, отлитые на
средства прихожан в г. Каменске-Уральском были подняты на недостроенную
колокольню 15 сентября 2008 г., после чего она была покрыта железом. В 2009 г.
художники Ирина и Анатолий Русаковы из г. Владимира начали писать для иконостаса
живописные образа на досках, а местные мастера – изготавливать деревянную резьбу.
Работа эта была завершена к 2010 г. Освящение храма в честь Святого Праведного
Прокопия Устюжского в с. Чернавском состоялось 2 мая 2010 г. Чин великого освящения
возглавил архиепископ Курганский и Шадринский Константин, которому сослужили
благочинный Центрального округа протоиерей Сергий Еремеев, настоятель Чимеевского
мужского монастыря иеромонах Серафим Дмитриев, ключарь кафедрального АлександроНевского собора г. Кургана иерей Владимир Лобов и настоятель храма иерей Павел
Балин.
В ночь с 27 на 28 февраля 2013 г., накануне Великого поста, по причине неполадок в
печном отоплении в храме случился пожар. Пламя полыхало около двух часов, выгорела
трапезная часть храма с деревянными перекрытиями и кровлей, а центральная была
сильно закопчена, сгорела крыша от колокольни до алтаря, частично пострадал и
иконостас. В том же году храм был отремонтирован, изготовлено новое, более прочное,
перекрытие трапезы, восстановлена кровля. В 2014 г. прихожане пригласили мастеров из
г. Владимира, которые начали расписывать стены храма в стиле XVII в. библейскими
сюжетами и сценами из жизни Святых Далмата Исетского, Прокопия Устюжского и
Царской семьи.
Кроме православных, в с. Чернавском проживали старообрядцы поморского согласия,
точное время появления которых здесь не установлено. По сведениям 1922 г. крестьянестароверы в Чернавской волости уже проживали издавна. К 1925 г. старообрядцы
с. Чернавского уже были объединены в отдельную общину, представители которой в
1926 г. участвовали в работе собора поморских общин в д. Сосновке бывшей
Камышевской волости. На соборе был организован Курганский окружной духовный совет
поморских общин с местонахождением в д. Сосновке, в который вошла и Чернавская
община. Очевидно, она просуществовала до конца 1920-х или начала 1930-х гг., когда
распалась в связи с проведением коллективизации.
Дата возведения в селе старообрядческого молитвенного дома не установлена, но
известно, что в 1925 г. он уже существовал. По описанию 1927 г. это было деревянное
здание, крытое тесом, в котором помещались старопечатные книги, иконы и церковная
утварь. В честь какого святого или праздника он был устроен, неизвестно. В последний
раз поморский молитвенный дом в с. Чернавском упоминается в 1928 г., о его дальнейшей
судьбе сведений не обнаружено