Кладбища с. Ярославское Чернавская волость Курганский уезд Тобольской губернии.
Часовня православная с. Ярославское Чернавская волость Курганский уезд Тобольской губернии.
Начало селу Ярославскому было положено в 1845 г., когда в Чернавскую волость Курганского уезда прибыли крестьяне-переселенцы центральных губерний России. Незадолго до этого в волости было проведено межевание земель и нарезаны переселенческие участки. Пахотная земля одного из них ранее принадлежала крестьянам Ярославцевым из д. Обуховой, которые по обычаям того времени свободно пользовались ею и обрабатывали столько, сколько были в состоянии. От фамилии этих крестьян и получил свое название участок Ярославский, заселенный выходцами из Великолукского уезда Псковской губернии. В эти же годы псковскими переселенцами был занят и соседний участок, отведенный вблизи д. Обуховой и от нее названный Обуховским. В середине XIX в. после открытия самостоятельного прихода участок Ярославский становится селом с тем же наименованием. Оно расположилось по берегам двух ручьев, соединяющихся на западном краю селения в речку Нижне-Черную, впадающую в реку Тобол. Ежегодно 1 октября в день престольного праздника местного храма в с. Ярославском устраивался Покровский торжок. Указом Тобольской духовной консистории от 15 июня 1885 г. согласно пожеланию прихожан им было разрешено совершать 12 сентября празднование памяти Святого Праведного Симеона Верхотурского Чудотворца. С этого же времени в селе вместо Покровского торжка начали проводить Семеновскую ярмарку с 6 по 12 сентября.
С 1850 г. участок Ярославский числился в приходе Прокопьевской церкви с. Чернавского, находящегося на расстоянии 13 верст. В этом же году в приходе Успенской церкви с. Барабинского рядом со старожильческой деревней Обуховой появляется переселенческий участок Обуховский, вскоре слившийся с ней в одно селение, расположенное в 20 верстах от храма. В начале 1850-х гг. жители Ярославского участка отказались от постройки новой Чернавской церкви и пожелали выделиться в самостоятельный приход, на что получили согласие епархиального начальства. К ним примкнули и православные жители д. Обуховой Барабинского прихода. С 1857 г. при строящемся Ярославском храме были заведены собственные метрические книги и исповедные росписи. Приход состоял из самого села и расположенной в 6 верстах д. Обуховой, которая состояла из двух частей, населенных старожилами и бывшими переселенцами. Старожильческое население ее во 2-й половине XIX столетия частью числилось при Николаевской единоверческой церкви с. Нижне-Алабугского, а частично являлось старообрядческим. В начале XIX в. это селение в гражданском отношении разделилось на два населенных пункта: д. Обухово-Российскую и д. ОбуховоСтарожильческую (Сибирскую). По документам Ярославской церкви оно продолжало числиться одной деревней Обуховой, которая выделилась в самостоятельный приход согласно постановлению Курганского епархиального управления от 24 января 1923 г. С этого времени Ярославский приход состоял из одного села, но к 1925 г. к нему присоединились 2 поселка – Поляковка и Семеновка. В это время приход, как и вся Курганская епархия, находился в ведении митрополита Свердловского и Уральского, подчинявшегося обновленческому Священному Синоду. К середине 1930-х гг. прихожане из-за отсутствия средств утратили возможность содержать священника и в 1935 г. ввиду несостоятельности прихода ходатайствовали перед руководством Курганской епархии о дозволении временно присоединиться к общине Параскевинской церкви с. Камышевского Глядянского района. Сведений о разрешении этого объединения не имеется. Очевидно, оно не состоялось в связи с последовавшей вскоре ликвидацией обеих общин.
К началу XX в. в с. Ярославском кроме православных проживало значительное количество старообрядцев, не приемлющих священства. По сведениям 1919 г. здесь уже существовала незарегистрированная властями старообрядческая община, но особого наставника в ней не было. К 1923 г. это общество прошло регистрацию и объединило жителей села – старообрядцев поморского согласия. По сведениям 1925 г. высший орган управления Ярославской общины находился в г. Кургане, а в 1926 г. она вошла в состав Курганского окружного духовного совета старообрядцев поморского согласия, находившегося в д. Сосновке бывшей Камышевской волости. Община действовала до 1928 г., а после начала массовой коллективизации и раскулачивания зажиточных старообрядческих семей, очевидно, распалась.
Строительство первого храма в с. Ярославском было разрешено указом Тобольской духовной консистории в 1851 г. План и фасад одноэтажной однопрестольной церкви во имя Покрова Пресвятой Богородицы 17 февраля 1856 г. были утверждены Тобольской губернской строительной комиссией, а 22 февраля 1856 г. – Преосвященнейшим Евлампием, архиепископом Тобольским и Сибирским. В том же году она была заложена и строилась тщанием прихожан. Работы были начаты с июня 1856 г., а в следующем году здание храма уже было выстроено до потолков. Рисунок иконостаса для новой церкви был утвержден 7 июня 1861 г. Пресвященнейшим Феогностом, епископом Тобольским и Сибирским. По некоторым сведениям подрядчиком при его устройстве являлся крестьянин из поселенцев Казанской волости Ишимского уезда Стефан Иванович Крутов. В 1863 г. возведение деревянного на каменном фундаменте здания с такой же колокольней было окончено, 21 августа прихожанам был выдан антиминс, подписанный Преосвященнейшим Варлаамом, архиепископом Тобольским и Сибирским, и в том же году протоиереем Николаем Рязановым Покровский храм был освящен. Окончательное его обустройство и отделка завершились в 1864 г., однако церковная ограда так и не была устроена. 1 июня 1876 г. с. Ярославское постигло великое несчастье: пожаром, начавшимся с крестьянских домов и истребившим их более 100, Покровская церковь была уничтожена. До основания сгорели стены здания и верхний ярус иконостаса с иконами в нем, растопились колокола. От огня были спасены вся церковная утварь, большинство икон, ризница, богослужебные книги и архив.
В том же 1876 г. вместо сгоревшей церкви в с. Ярославском была выстроена деревянная часовня, где в воскресные и праздничные дни причтом отправлялось богослужение. В честь какого святого или праздника она была устроена неизвестно. Службы в часовне велись до освящения в 1879 г. нового храма, после чего прекратились. Здание ее в последний раз упоминается в 1881 г., достоверных сведений о нем в последующие годы не имеется. Возможно, в 1891 г. из него была устроена усыпальница на приходском кладбище.
Лишившись своей церкви, прихожане пожелали воздвигнуть на оставшемся от нее кирпичном фундаменте новый деревянный храм по прежнему плану и фасаду, о чем ходатайствовали в 1876 г. перед епархиальным начальством. В спешном порядке ими был заготовлен сосновый лес для строительства, старые растопившиеся в огне колокола перелиты в 4 новых весом около 30 пудов. Ходатайство их было удовлетворено, и 15 мая 1877 г. выдана храмозданная грамота от имени Преосвященнейшего Ефрема, епископа Тобольского и Сибирского. Церковь была заложена 15 августа 1877 г. и возводилась сначала на средства прихожан. Однако их не хватило, т.к. 80 самых лучших домов православных жителей села сгорели в пожаре, а старообрядцы прихода отказались участвовать в постройке. Поэтому в 1878 г. начался сбор добровольных пожертвований, поступило значительное денежное пособие и от властей. В том же году здание было вчерне возведено, началась его внутренняя и внешняя отделка. Осенью 1879 г. храм был окончательно достроен, крыши покрыты листовым железом, внутри установлен сохранившийся от старой церкви иконостас, иконы которого были поновлены, а вместо сгоревших образов написаны новые. Устроена была и церковная ограда из соснового леса с окраской. Вновь построенная церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы была освящена на старом антиминсе 1 октября 1879 г. благочинным Курганских окружных церквей Львом Андреевым в сослужении местного священника Константина Серебренникова приглашенных священников Половинского, Давыдовского и Митинского приходов.
Храм представлял собой деревянное на каменном фундаменте здание с алтарем, трапезной частью и помещавшейся над притвором колокольней, увенчанное тремя главами. Длина его составляла 10½ саженей, ширина внутри церкви 3½ сажени, в трапезе – 3 сажени. В притворе с южной стороны была устроена кладовая с входом из трапезы, с северной – лестница на колокольню. К 1883 г. церковь была опалублена тесом, окрашена внутри и снаружи белилами. Очевидно, в эти же годы внутренняя поверхность стен и потолки во всех ее частях были обтянуты холстом и местами покрыты живописью. Через несколько лет стены и потолок в трапезе, где для проведения богослужений в зимнее время топилась чугунная печь, закоптились, а сам холст потрескался, от чего живопись была попорчена. Другие части здания также требовали ремонта. Весной 1889 г. храм был окрашен внутри: потолок алтаря – в голубой цвет, стены в верхней своей части – в желтый, а в нижней – под цвет темно-серого дикого камня; в прочих частях церкви нижняя часть стен от полов на 3 аршина вверх – в цвет дикого камня по подобию алтаря; в надлежащий вид приведено покрытие стен и потолка трапезы, поновлена живопись. В том же году все кровли были заново выкрашены зеленой краской, а наружные стены – белой, в северном и южном окнах светового барабана для очищения воздуха вставлены вентиляторы.
По описанию 1894 г. церковные главы, обитые белым железом с окраской синего цвета «в пешку», заканчивались железными золочеными крестами. Всего в здании имелось 15 окон, из которых 11 в нижней его части были оснащены ставнями и железными решетками. В восьмерике купола располагались 4 окна, в 2 из них также были вставлены решетки. Церковь имела 2 входа, предваряемых крыльцами с фронтонами: через паперть под колокольней и с южной стороны основного здания. Внутри стоял деревянный иконостас, гладь которого была выкрашена в голубой цвет, а карнизы, резьба и 8 колонн с базами и капителями покрыты червонным листовым золотом. Царские врата иконостаса имели один с ним цвет, местами были покрыты золоченой резьбой, среди которой помещались образа в золоченых рамах, а над всем этим - резная вызолоченная корона. Над царскими вратами размещалось резное золоченое изображение Святого Духа в виде голубя с сиянием. Иконы в иконостасе располагались в три става, под иконами нижнего ряда находились тумбы, покрытые живописью. Стены всей церкви имели росписи по холсту живописными картинами. В потолке главного купола был изображен окруженный херувимами и звездами Господь Саваоф на голубом фоне, в откосах восьмерика – четыре Евангелиста. В трапезной части на стенах и потолке, выкрашенном голубой краской, также имелись живописные изображения. На церковной звоннице в это время находились 5 колоколов, из которых самый большой весил более 14 пудов. Храм окружался деревянной решетчатой оградой со сторожкой в северо-западном углу и амбаром в юго-западном. С западной ее стороны были устроены большие створные ворота с двумя малыми входными дверями по бокам, а с южной – еще одни небольшие двери. К 1902 г. эта деревянная ограда была заменена каменной. Других значительных перестроек церковь не претерпевала. В начале 1920-х гг. на одноярусной колокольне высотой до креста 30 аршин имелось 6 колоколов, в трехъярусном иконостасе шириной 3½ сажени помещались 20 икон, стенные росписи находились в плохом состоянии. Покровский храм перестал действовать с 1930 г. из-за отказа верующих от здания, и был закрыт решением Челябинского облисполкома от 13 января 1937 г. на основании требований граждан с. Ярославского. Здание долгие годы использовалось под склад зерна и ветшало. К 1961 г. оно почти потеряло церковный вид, отсутствовали кресты, купола пришли в негодность и начали разрушаться, все внутреннее убранство было утрачено. О его дальнейшей судьбе сведений не обнаружено.
Наличие в с. Ярославском старообрядческого молитвенного дома впервые отмечено в документах 1919 г., но вероятно он появился несколько раньше. Достоверно известно, что к началу 1920-х гг. местными поморцами в нем уже открыто проводились богослужения. В 1923 г. в молитвенном доме Ярославской поморской общины находились 20 деревянных образов, 5 медных литых икон, старообрядческие книги. В последний раз он упоминается как действующий в 1928 г. Никаких данных о его существовании в последующие годы не имеется.