Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

Пташка не без воли, казак не без доли. (казачья)

Чесноковское с. (Чесноки) Чесноковская волость Курганский уезд Тобольской губернии.

Назад

Кладбища с. Чесноковское Чесноковская волость Курганский уезд Тобольской губернии.

 Церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы с. Чесноковское Чесноковская волость Курганский уезд Тобольской губернии.



Деревня Чеснокова (Чесноки) была основана в 1758 г. крестьянином Семеном Тимофеевичем Старцевым, переселившимся из с. Введенского (Черновского). Новое селение расположилось при речке Чесноковке, от которой и получило свое имя. По другим сведениям д. Чесноковская существовала уже в 1738 г., когда подверглась нападению кочевников. Являясь пограничным поселением, деревня до 1760-х гг. имела укрепления в виде деревянной крепости, прикрывавшей подходы к слободе Царево Городище (Курганской) Ялуторовского дистрикта Сибирской губернии. Образованная на территории этой слободы, д. Чеснокова в административном отношении состояла в ее ведении. После создания в 1782 г. Тобольского наместничества, вскоре преобразованного в губернию, и введения в конце XVIII в. уездного и волостного деления селение вошло в состав Введенской волости Курганского уезда. К началу XIX в. деревня состояла частью в Барабинской, а частью – Черемуховской волостях, но уже в 1816 г. значится полностью в волости Барабинской, а к концу 1830-х гг. перечислена в Меньщиковскую волость. В середине 1840-х гг. к старожилам были подселены переселенцы из Псковской губернии, в результате чего число жителей значительно увеличилось. К этому времени здесь был открыт отдельный приход, и селение получило наименование села Чесноковского, которое с 1864 г. стало центром одноименной волости. В эти же годы в селе началось проведение ежегодного торжка, устраиваемого 1 октября в честь храмового праздника Покрова Пресвятой Богородицы. В конце XIX в. торжок был преобразован в Покровскую ярмарку, а в начале XX в. здесь начали еженедельно по вторникам устраивать дополнительный торжок. Очевидно, к началу 1910-х гг. ярмарка и торжок были упразднены, т.к. в дальнейшем не упоминаются. Впрочем, никакими доходами от них местный храм, не имевший в своем распоряжении сдаваемых в аренду торговых помещений, никогда не пользовался.

Вероятно, со времени своего образования д. Чеснокова состояла в приходе ХристоРождественской (позднее - Троицкой) церкви Курганской слободы, отстоящей в 35 верстах. В конце 1780-х гг. она числится в двух приходах – Троицком г. Кургана и ПетроПавловском с. Черемуховского, находящегося на расстоянии 25 верст. К концу 1820-х гг. деревня в полном составе была переведена в Черемуховский приход, к которому она относилась до 1839 г., после чего была перечислена к Троицкой церкви г. Кургана. Кроме православных, в д. Чесноковой проживали единоверцы, которые относились к открытому в 1887 г. приходу Гавриило-Архангельской единоверческой церкви с. Ерохинского Кипельской волости Челябинского уезда соседней Оренбургской епархии.

В 1840 г. жители д. Чесноковой и Ново-Комогорской Курганского Троицкого прихода и Клепиковой Черемуховского прихода, испытывая из-за отдаленности от своих храмов затруднения в отправлении богослужений, подали епархиальному начальству прошение о строительстве в первой из них отдельной церкви и открытии прихода. Кроме того, они высказали пожелание, чтобы к ним присоединились крестьяне деревень Пименовской и Крутальской (Матвеевской) Черемуховского прихода и д. Раковской прихода Богоявленской церкви слободы Утятской. В 1841 г. деревни Чесноковская, НовоКомогорская и Пименовская были перечислены к Курганской БогородицеРождественской церкви. При этом жители д. Пименовской высказались против причисления их в новый Чесноковский приход, решив участвовать в строительстве каменной церкви в г. Кургане, на окончание которого они уже дали обет. Жители д. Раковой и Крутальской также отказались от строительства Чесноковского храма. Однако, будучи понуждаемы духовными властями, крестьяне д. Пименовской все-таки изъявили готовность строить церковь в д. Чесноковой, а жители д. Раковой и д. Крутальской дали согласие на вспомоществование в возведении здесь храма только после внушений со стороны Курганского земского суда. В том же 1841 г. здесь был открыт самостоятельный приход, определенный епархиальным начальством в составе деревень: Чесноковой, Ново-Комогорской, Клепиковой, Пименовки, Крутальской (Дальние Крутали) и Раковой, отчисленных от своих прежних приходов. В 1849 г. д. Ракова отошла к открытому в этом году приходу Михайло-Архангельской церкви в д. Шмаковой Утятской волости. В остальном состав прихода оставался неизменным до 1909 г., когда в нем появляются д. Покровская (Ново-Покровская), расположенная в полуверсте от храма, и д. Ново-Петровская – в 5 верстах, вблизи д. Пименовской. С 1913 г. из прихода вышла д. Клепикова. В том же году епархиальным начальством найдено подлежащим удовлетворению ходатайство крестьян деревень Пименовской и Ново-Петровской о постройке в первой из них церкви и образовании самостоятельного прихода, который был открыт только в 1918 г. на правах приписного к Чесноковской церкви. Окончательно эти селения отделились от нее после 1922 г. Таким образом, на 1924 г. в Чесноковском приходе состояли само село и деревни: Ново-Покровская (Покровка), Ново-Комогорская и Крутали. В таком составе он существовал до своего упразднения в середине 1930-х г.г.

В конце 1840 г. одновременно с прошением об открытии отдельного прихода жители д. Чесноковой и соседних селений ходатайствовали перед епархиальным начальством о дозволении выстроить на свои средства деревянную церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Для этого в следующем году они купили здание старого деревянного храма с иконостасом в с. Мостовском Курганского уезда. На перестройку его были составлены Тобольским губернским архитектором новые план и фасад, выданные 8 сентября 1841 г. Разрешение Тобольской духовной консистории на построение церкви в д. Чесноковской последовало 12 сентября 1841 г. Тогда же была выдана храмозданная грамота от имени Высокопреосвященнейшего Афанасия, архиепископа Тобольского и Сибирского. 12 октября 1841 г. с благословения того же преосвященного место, избранное прихожанами для устройства церкви, было освящено, и сам храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы заложен. К марту 1842 г. был заключен договор на строительные работы с подрядчиком - курганским мещанином Бологовым. Вскоре старая Мостовская церковь была перевезена в д. Чесноковскую, где к маю 1842 г. уже был устроен подрядчиком каменный фундамент нового храма общей длиной 21 аршин. Вся же длина церкви должна была составить 7 сажен. Постройка ее велась тщанием прихожан в соответствии с выданным проектом и была окончена в 1845 г. С этого времени в новом здании начали совершаться вечерние и утренние богослужения, которые первоначально проводились в специально отведенном для этого амбаре. В 1848 г. закончились работы по устройству иконостаса и заведена необходимая церковная утварь. Архиепископ Тобольский и Сибирский Высокопреосвященнейший Георгий благословил освящение сооруженного храма грамотой от 20 сентября 1849 г. Само же освящение состоялось 30 сентября того же года и было проведено состоявшим в должности благочинного ведомства Курганского духовного правления священником Прокопьевской церкви с. Чернавского Димитрием Доброхотовым соборно с местным причтом. Здание было выстроено деревянное с такой же в одной связи колокольней и алтарем с одним престолом во имя Покрова Пресвятой Богородицы. С северной и южной сторон основного помещения были устроены пристройки с колоннами, но т.к. входов с этих сторон не имелось, то служили они только в ущерб правильному освещению храма. В 1850 г. вокруг церкви была устроена деревянная ограда. Постепенно храм ветшал, к 1873 г. в нем имелся старый иконостас и разбитые колокола, отсутствовали решетки в окнах и ограда, но вскоре прихожане все это исправили. К началу 1880-х гг. само здание еще оставалось крепким, но крыши и полы пришли в негодность. Кроме того, восточная стена колокольни, основанная на простенках между окнами трапезной части, послужила причиной выпучивания этих простенков. После возведения в с. Чесноковском новой каменной церкви старый храм в соответствии с указом Тобольской духовной консистории от 17 июля 1890 г. был продан вместе с имевшимися в нем иконостасом, иконами и двумя заклиросными киотами во вновь открытый приход в с. Башкирском Курганского уезда. Богослужения в нем продолжались до 1892 г., а к 1896 г. он был перевезен на новое место.

Ввиду ветхости старой церкви и ее малой вместительности прихожане решили выстроить вместо нее каменный храм, взяв за образец проект церкви в с. Салтосарайском Курганского уезда, о чем в 1881 г. и вошли с прошением к епархиальному начальству. Указом Тобольской духовной консистории от 28 октября 1883 г. постройка была разрешена с выдачей храмозданной грамоты от того же числа, подписанной Преосвященнейшим Василием, епископом Тобольским и Сибирским, а также плана и фасада, утвержденных 26 октября того же года. Храм был заложен в день памяти пророка Амоса 15 июня 1884 г. на той же площади, где стояла деревянная церковь. В том же году началось строительство, которое велось частью на собственные деньги прихожан, частью на церковную сумму, а во многом – за счет состоятельного прихожанина Михаила Воденикова, который пожертвовал значительные средства от себя с сыном Матвеем и от своей сестры купеческой вдовы Натальи Федоровны Стрельниковой. Для возведения храма был заключен договор с подрядчиком – крестьянином с. Рафайловского Исетской волости Ялуторовского округа Николаем Григорьевичем Вырыпаевым. Строительные работы велись под руководством и по указаниям курганского архитектора Александра Прокопьевича Юшкова. К ноябрю 1885 г. здание в основном уже было сложено, кроме колокольни, начиная от слухов, а алтарь и сама церковь перекрыты железной крышей. К маю 1886 г. весь храм был подрядчиком вчерне окончен, оставалось оштукатурить его изнутри и установить кресты. Проведенный архитектором Юшковым осмотр показал, что здание построено согласно плану, кроме крыльца: прихожане, желая сохранить однообразие во всех трех крыльцах храма, изъявили желание сделать их деревянными с чугунными колоннами и с железной над ними крышею. К июню 1887 г. курганским кузнецом Дружевским изготовлены и вызолочены железные кресты, которые были установлены на церковь в октябре того же года. В этом же году была устроена деревянная церковная ограда и подготовлен фундамент для каменной. Таким образом, храм был окончательно достроен и отделан, кроме крыш над крыльцами и иконостаса. Денег на завершение работ не хватало, и работа остановилась на два года. В 1888 г. прихожане даже решили отложить устройство иконостаса до более благоприятного времени и проводить службы в старой церкви. Но вскоре средства для этого были предоставлены крестьянином Матвеем Михайловичем Водениковым, и 1891 г. екатеринбургский мастер Павел Коротков был подряжен для сооружения иконостаса в новый храм. В том же году полотно его было установлено и выкрашено, началось золочение резьбы. Одновременно с этим было закончено и устройство крылец. К июлю 1892 г. иконостас с прекрасно изготовленными резьбой и позолотой был принят от подрядчика. С благословения Преосвященнейшего Иустина, епископа Тобольского и Сибирского, новый каменный храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы был освящен 30 августа 1892 г. благочинным, протоиереем Никанором Грифцовым в сослужении местного священника Михаила Бирюкова с причтом, городских священников Иоанна Волкова и Иоанна Васильева, священников с. Шмаковского Григория Наумова и с. Введенского Феодора Андреева. На торжество собралось множество народа из Чесноковской и соседних волостей. Накануне была отслужена литургия, на другой день служилась ранняя литургия в старой церкви и позднее – в новом храме, из которого был совершен крестный ход в деревянную церковь. Здесь был разобран старый престол и с крестным ходом унесен на реку и сожжен на особо приготовленном для этого месте, а пепел развеян по воде. Потом крестный ход возвратился в новый храм, где вновь была совершена литургия.

В последующие годы храм украшался и ремонтировался на средства прихожан. В 1895-1896 гг. он был изнутри выбелен, в 1898 г. началась постройка каменной с железными решетками церковной ограды, оконченная в 1900 г. К 1901 г. церковь была окрашена изнутри масляной краской, поправлена внешняя штукатурка и выбелены наружные стены храма и ограда, а к 1903 г. заново вызолочены кресты. По описанию 1910 г. Покровская церковь представляла собой кирпичное на таком же цоколе здание с одноярусной в одной связи с ним колокольней, оштукатуренное внутри и снаружи, покрытое окрашенным зеленой краской железом. На церкви находилась одна большая глава и две малые – над алтарем и колокольней. В здании, общей длиной с колокольней 12 с половиной саженей, имелось 13 больших окон, 8 малых - на главе и 2 круглых окна - над северными и южными входами, а также 3 наружных двери. Внутри стоял деревянный иконостас длиной 12 аршин и высотой 10 аршин. На колокольне по сведениям 1926 г. имелось 5 колоколов. В 1929 г. на общих собраниях граждан Чесноковского и Крутальского сельсоветов было постановлено снять все колокола, за исключением малого размера, необходимых для нужд пожарной дружины, и передать их Курганскому турбинному заводу на производственные потребности. Ходатайство это было в том же году поддержано Курганским райисполкомом.

В 1936 г. граждане Чесноковского сельсовета приняли решение о закрытии Покровской церкви и использовании помещения для хранения зерна. Ходатайство их было поддержано Курганским райисполкомом в постановлении от 26 апреля того же года с одновременным обращением в Челябинский облисполком об утверждении этого постановления. На заседании облисполкома от 9 августа по просьбе граждан и райисполкома, а также в связи с отказом религиозного общества от ремонта и содержания церкви, она была закрыта с передачей под зернохранилище. К 1945 г. здание не использовалось, ему уже требовался капитальный ремонт в связи с появившимися трещинами, внутренняя отделка и утварь были утрачены, колокола и кресты сняты. С 1946 г. церковь эксплуатировалась в качестве колхозного склада зерна и приходила в ветхость, хотя по состоянию на 1954 г. все несущие конструкции ее были целы. Но к началу 1960-х гг. в результате длительного использования под складские помещения цокольная часть храма разрушилось. В 1961 г. Курганским облисполкомом было принято решение о разборке здания, как угрожающего обвалом. О дальнейшей его судьбе сведений не имеется.

▼ РАСКРЫТЬ ▼
▲ СКРЫТЬ ▲

    Яндекс.Метрика
    © 2015-2025 pomnirod.ru
    Кольцо генеалогических сайтов