Кладбища с. Чесноковское Чесноковская волость Курганский уезд Тобольской губернии.
Деревня Чеснокова (Чесноки) была основана в 1758 г. крестьянином Семеном Тимофеевичем Старцевым, переселившимся из с. Введенского (Черновского). Новое селение расположилось при речке Чесноковке, от которой и получило свое имя. По другим сведениям д. Чесноковская существовала уже в 1738 г., когда подверглась нападению кочевников. Являясь пограничным поселением, деревня до 1760-х гг. имела укрепления в виде деревянной крепости, прикрывавшей подходы к слободе Царево Городище (Курганской) Ялуторовского дистрикта Сибирской губернии. Образованная на территории этой слободы, д. Чеснокова в административном отношении состояла в ее ведении. После создания в 1782 г. Тобольского наместничества, вскоре преобразованного в губернию, и введения в конце XVIII в. уездного и волостного деления селение вошло в состав Введенской волости Курганского уезда. К началу XIX в. деревня состояла частью в Барабинской, а частью – Черемуховской волостях, но уже в 1816 г. значится полностью в волости Барабинской, а к концу 1830-х гг. перечислена в Меньщиковскую волость. В середине 1840-х гг. к старожилам были подселены переселенцы из Псковской губернии, в результате чего число жителей значительно увеличилось. К этому времени здесь был открыт отдельный приход, и селение получило наименование села Чесноковского, которое с 1864 г. стало центром одноименной волости. В эти же годы в селе началось проведение ежегодного торжка, устраиваемого 1 октября в честь храмового праздника Покрова Пресвятой Богородицы. В конце XIX в. торжок был преобразован в Покровскую ярмарку, а в начале XX в. здесь начали еженедельно по вторникам устраивать дополнительный торжок. Очевидно, к началу 1910-х гг. ярмарка и торжок были упразднены, т.к. в дальнейшем не упоминаются. Впрочем, никакими доходами от них местный храм, не имевший в своем распоряжении сдаваемых в аренду торговых помещений, никогда не пользовался.
Вероятно, со времени своего образования д. Чеснокова состояла в приходе ХристоРождественской (позднее - Троицкой) церкви Курганской слободы, отстоящей в 35 верстах. В конце 1780-х гг. она числится в двух приходах – Троицком г. Кургана и ПетроПавловском с. Черемуховского, находящегося на расстоянии 25 верст. К концу 1820-х гг. деревня в полном составе была переведена в Черемуховский приход, к которому она относилась до 1839 г., после чего была перечислена к Троицкой церкви г. Кургана. Кроме православных, в д. Чесноковой проживали единоверцы, которые относились к открытому в 1887 г. приходу Гавриило-Архангельской единоверческой церкви с. Ерохинского Кипельской волости Челябинского уезда соседней Оренбургской епархии.
В 1840 г. жители д. Чесноковой и Ново-Комогорской Курганского Троицкого прихода и Клепиковой Черемуховского прихода, испытывая из-за отдаленности от своих храмов затруднения в отправлении богослужений, подали епархиальному начальству прошение о строительстве в первой из них отдельной церкви и открытии прихода. Кроме того, они высказали пожелание, чтобы к ним присоединились крестьяне деревень Пименовской и Крутальской (Матвеевской) Черемуховского прихода и д. Раковской прихода Богоявленской церкви слободы Утятской. В 1841 г. деревни Чесноковская, НовоКомогорская и Пименовская были перечислены к Курганской БогородицеРождественской церкви. При этом жители д. Пименовской высказались против причисления их в новый Чесноковский приход, решив участвовать в строительстве каменной церкви в г. Кургане, на окончание которого они уже дали обет. Жители д. Раковой и Крутальской также отказались от строительства Чесноковского храма. Однако, будучи понуждаемы духовными властями, крестьяне д. Пименовской все-таки изъявили готовность строить церковь в д. Чесноковой, а жители д. Раковой и д. Крутальской дали согласие на вспомоществование в возведении здесь храма только после внушений со стороны Курганского земского суда. В том же 1841 г. здесь был открыт самостоятельный приход, определенный епархиальным начальством в составе деревень: Чесноковой, Ново-Комогорской, Клепиковой, Пименовки, Крутальской (Дальние Крутали) и Раковой, отчисленных от своих прежних приходов. В 1849 г. д. Ракова отошла к открытому в этом году приходу Михайло-Архангельской церкви в д. Шмаковой Утятской волости. В остальном состав прихода оставался неизменным до 1909 г., когда в нем появляются д. Покровская (Ново-Покровская), расположенная в полуверсте от храма, и д. Ново-Петровская – в 5 верстах, вблизи д. Пименовской. С 1913 г. из прихода вышла д. Клепикова. В том же году епархиальным начальством найдено подлежащим удовлетворению ходатайство крестьян деревень Пименовской и Ново-Петровской о постройке в первой из них церкви и образовании самостоятельного прихода, который был открыт только в 1918 г. на правах приписного к Чесноковской церкви. Окончательно эти селения отделились от нее после 1922 г. Таким образом, на 1924 г. в Чесноковском приходе состояли само село и деревни: Ново-Покровская (Покровка), Ново-Комогорская и Крутали. В таком составе он существовал до своего упразднения в середине 1930-х г.г.
В конце 1840 г. одновременно с прошением об открытии отдельного прихода жители д. Чесноковой и соседних селений ходатайствовали перед епархиальным начальством о дозволении выстроить на свои средства деревянную церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Для этого в следующем году они купили здание старого деревянного храма с иконостасом в с. Мостовском Курганского уезда. На перестройку его были составлены Тобольским губернским архитектором новые план и фасад, выданные 8 сентября 1841 г. Разрешение Тобольской духовной консистории на построение церкви в д. Чесноковской последовало 12 сентября 1841 г. Тогда же была выдана храмозданная грамота от имени Высокопреосвященнейшего Афанасия, архиепископа Тобольского и Сибирского. 12 октября 1841 г. с благословения того же преосвященного место, избранное прихожанами для устройства церкви, было освящено, и сам храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы заложен. К марту 1842 г. был заключен договор на строительные работы с подрядчиком - курганским мещанином Бологовым. Вскоре старая Мостовская церковь была перевезена в д. Чесноковскую, где к маю 1842 г. уже был устроен подрядчиком каменный фундамент нового храма общей длиной 21 аршин. Вся же длина церкви должна была составить 7 сажен. Постройка ее велась тщанием прихожан в соответствии с выданным проектом и была окончена в 1845 г. С этого времени в новом здании начали совершаться вечерние и утренние богослужения, которые первоначально проводились в специально отведенном для этого амбаре. В 1848 г. закончились работы по устройству иконостаса и заведена необходимая церковная утварь. Архиепископ Тобольский и Сибирский Высокопреосвященнейший Георгий благословил освящение сооруженного храма грамотой от 20 сентября 1849 г. Само же освящение состоялось 30 сентября того же года и было проведено состоявшим в должности благочинного ведомства Курганского духовного правления священником Прокопьевской церкви с. Чернавского Димитрием Доброхотовым соборно с местным причтом. Здание было выстроено деревянное с такой же в одной связи колокольней и алтарем с одним престолом во имя Покрова Пресвятой Богородицы. С северной и южной сторон основного помещения были устроены пристройки с колоннами, но т.к. входов с этих сторон не имелось, то служили они только в ущерб правильному освещению храма. В 1850 г. вокруг церкви была устроена деревянная ограда. Постепенно храм ветшал, к 1873 г. в нем имелся старый иконостас и разбитые колокола, отсутствовали решетки в окнах и ограда, но вскоре прихожане все это исправили. К началу 1880-х гг. само здание еще оставалось крепким, но крыши и полы пришли в негодность. Кроме того, восточная стена колокольни, основанная на простенках между окнами трапезной части, послужила причиной выпучивания этих простенков. После возведения в с. Чесноковском новой каменной церкви старый храм в соответствии с указом Тобольской духовной консистории от 17 июля 1890 г. был продан вместе с имевшимися в нем иконостасом, иконами и двумя заклиросными киотами во вновь открытый приход в с. Башкирском Курганского уезда. Богослужения в нем продолжались до 1892 г., а к 1896 г. он был перевезен на новое место.
Ввиду ветхости старой церкви и ее малой вместительности прихожане решили выстроить вместо нее каменный храм, взяв за образец проект церкви в с. Салтосарайском Курганского уезда, о чем в 1881 г. и вошли с прошением к епархиальному начальству. Указом Тобольской духовной консистории от 28 октября 1883 г. постройка была разрешена с выдачей храмозданной грамоты от того же числа, подписанной Преосвященнейшим Василием, епископом Тобольским и Сибирским, а также плана и фасада, утвержденных 26 октября того же года. Храм был заложен в день памяти пророка Амоса 15 июня 1884 г. на той же площади, где стояла деревянная церковь. В том же году началось строительство, которое велось частью на собственные деньги прихожан, частью на церковную сумму, а во многом – за счет состоятельного прихожанина Михаила Воденикова, который пожертвовал значительные средства от себя с сыном Матвеем и от своей сестры купеческой вдовы Натальи Федоровны Стрельниковой. Для возведения храма был заключен договор с подрядчиком – крестьянином с. Рафайловского Исетской волости Ялуторовского округа Николаем Григорьевичем Вырыпаевым. Строительные работы велись под руководством и по указаниям курганского архитектора Александра Прокопьевича Юшкова. К ноябрю 1885 г. здание в основном уже было сложено, кроме колокольни, начиная от слухов, а алтарь и сама церковь перекрыты железной крышей. К маю 1886 г. весь храм был подрядчиком вчерне окончен, оставалось оштукатурить его изнутри и установить кресты. Проведенный архитектором Юшковым осмотр показал, что здание построено согласно плану, кроме крыльца: прихожане, желая сохранить однообразие во всех трех крыльцах храма, изъявили желание сделать их деревянными с чугунными колоннами и с железной над ними крышею. К июню 1887 г. курганским кузнецом Дружевским изготовлены и вызолочены железные кресты, которые были установлены на церковь в октябре того же года. В этом же году была устроена деревянная церковная ограда и подготовлен фундамент для каменной. Таким образом, храм был окончательно достроен и отделан, кроме крыш над крыльцами и иконостаса. Денег на завершение работ не хватало, и работа остановилась на два года. В 1888 г. прихожане даже решили отложить устройство иконостаса до более благоприятного времени и проводить службы в старой церкви. Но вскоре средства для этого были предоставлены крестьянином Матвеем Михайловичем Водениковым, и 1891 г. екатеринбургский мастер Павел Коротков был подряжен для сооружения иконостаса в новый храм. В том же году полотно его было установлено и выкрашено, началось золочение резьбы. Одновременно с этим было закончено и устройство крылец. К июлю 1892 г. иконостас с прекрасно изготовленными резьбой и позолотой был принят от подрядчика. С благословения Преосвященнейшего Иустина, епископа Тобольского и Сибирского, новый каменный храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы был освящен 30 августа 1892 г. благочинным, протоиереем Никанором Грифцовым в сослужении местного священника Михаила Бирюкова с причтом, городских священников Иоанна Волкова и Иоанна Васильева, священников с. Шмаковского Григория Наумова и с. Введенского Феодора Андреева. На торжество собралось множество народа из Чесноковской и соседних волостей. Накануне была отслужена литургия, на другой день служилась ранняя литургия в старой церкви и позднее – в новом храме, из которого был совершен крестный ход в деревянную церковь. Здесь был разобран старый престол и с крестным ходом унесен на реку и сожжен на особо приготовленном для этого месте, а пепел развеян по воде. Потом крестный ход возвратился в новый храм, где вновь была совершена литургия.
В последующие годы храм украшался и ремонтировался на средства прихожан. В 1895-1896 гг. он был изнутри выбелен, в 1898 г. началась постройка каменной с железными решетками церковной ограды, оконченная в 1900 г. К 1901 г. церковь была окрашена изнутри масляной краской, поправлена внешняя штукатурка и выбелены наружные стены храма и ограда, а к 1903 г. заново вызолочены кресты. По описанию 1910 г. Покровская церковь представляла собой кирпичное на таком же цоколе здание с одноярусной в одной связи с ним колокольней, оштукатуренное внутри и снаружи, покрытое окрашенным зеленой краской железом. На церкви находилась одна большая глава и две малые – над алтарем и колокольней. В здании, общей длиной с колокольней 12 с половиной саженей, имелось 13 больших окон, 8 малых - на главе и 2 круглых окна - над северными и южными входами, а также 3 наружных двери. Внутри стоял деревянный иконостас длиной 12 аршин и высотой 10 аршин. На колокольне по сведениям 1926 г. имелось 5 колоколов. В 1929 г. на общих собраниях граждан Чесноковского и Крутальского сельсоветов было постановлено снять все колокола, за исключением малого размера, необходимых для нужд пожарной дружины, и передать их Курганскому турбинному заводу на производственные потребности. Ходатайство это было в том же году поддержано Курганским райисполкомом.
В 1936 г. граждане Чесноковского сельсовета приняли решение о закрытии Покровской церкви и использовании помещения для хранения зерна. Ходатайство их было поддержано Курганским райисполкомом в постановлении от 26 апреля того же года с одновременным обращением в Челябинский облисполком об утверждении этого постановления. На заседании облисполкома от 9 августа по просьбе граждан и райисполкома, а также в связи с отказом религиозного общества от ремонта и содержания церкви, она была закрыта с передачей под зернохранилище. К 1945 г. здание не использовалось, ему уже требовался капитальный ремонт в связи с появившимися трещинами, внутренняя отделка и утварь были утрачены, колокола и кресты сняты. С 1946 г. церковь эксплуатировалась в качестве колхозного склада зерна и приходила в ветхость, хотя по состоянию на 1954 г. все несущие конструкции ее были целы. Но к началу 1960-х гг. в результате длительного использования под складские помещения цокольная часть храма разрушилось. В 1961 г. Курганским облисполкомом было принято решение о разборке здания, как угрожающего обвалом. О дальнейшей его судьбе сведений не имеется.