Кладбища д. Бабайловка Больше-Могильская волость Тюкалинского (Омского) уезда Тобольской губернии.
БАБАЙЛОВКА, до 1917 – Тобольская губ., Тюкалинский у., Больше-Могильская/Любинская вол.; в сов. период и в наст. время – Омская обл., Любинский р-н. Лют.-бапт. село, осн. в 1908. В 55 км к сев.-зап. от Омска. Основатели из Поволжья, Причерноморья и Волыни. Лют. приход Омск. К-з им. Янченко. Школа (1948). Жит.: 49 (1912), 222 (1920), 168 (1926), 418 (1970), 272 (1979), 250 (1989; 78% нем.).
Деревня в Любинском районе Омской области, в составе Замелетёновского сельского поселения.
Основана в 1908 году немцами-переселенцами из Поволжья, Причерноморья и Волыни. До 1917 года – лютеранско-баптиское село Больше-Могильской волости Тюкалинского уезда Тобольской губернии.
По данным Всероссийской переписи 2010 года в деревне проживает 195 человек.
Первые жители деревни
Сибирь издавна манила к себе людей своими просторами. Как писал позднее Твардовский:
…издалека вели сюда
Кого приказ,
Кого заслуга,
Кого мечта,
Кого беда.
Большинство же крестьян перебирались в Сибирь из-за малоземелья в родных местах. В поисках лучшей доли они проделывали долгий путь - кто по железной дороге, а кто и на телегах, запряжённых быками, питаясь в пути, чем придётся. Самым насыщенным по количеству новосёлов был 1908 год. Именно тогда начинают перебираться в лесостепные районы Сибири с более плодородной землёй и крестьяне, поселившиеся ранее в северных волостях. Из Тарского уезда в 1908 году немецкие семьи Фёдора Поля, Кельберта и Шлейзе переехали из урмана (так называют северные районы) и поселились на месте нынешней деревни Бабайловка. Немного позже к ним присоединились несколько семей из Харьковской губернии. Однако семьи селились не компактно, а каждая семья устраивалась на своём хуторе. Границы раздела между хуторами можно увидеть и сегодня.
Одними из первых хуторян были семьи Грабовских, Вент, Роде, Герман, Шварц, Шауберт, Тебелиус, Штрейзе, Ружинских, Лощининых. Исторические сведения противоречивы. Но по данным Тобольского архива мы знаем, что переселенческий участок на месте нынешней деревни Бабайловка был образован немцами-общинниками в 1907 году. Немцы прибывали в основном с Черноморского региона, позднее с Украины.
Трудно приходилось на новом месте переселенцам. Всё нужно было начинать с нуля. Поэтому и решались на подобное переселение только люди работящие ивыносливые. Ведь оказавшись на сибирских просторах, переселенцам необходимо было впервые месяцы построить дом, сделать запасы на долгую сибирскую зиму, распахать и засеять поле. Трудиться приходилось с раннего утра до позднего вечера. А работа в переселенческой семье находилась для каждого - от ребёнка до старика.
По вероисповеданию переселенцы были евангелистами и менонитами. Говорили основатели деревни на немецком языке.
По национальному составу основная часть переселенцев – немцы. Небольшую часть составляли украинцы и русские, которые, живя среди немецкого населения, в совершенстве владели немецким языком.
При освоении новых мест важным условием является наличие водоёма, либо возможность выкопать колодец. В границах будущей деревни водоёма не было, поэтому переселенцы вынуждены были копать колодцы.
Первый колодец был государственным, и копала его специальная бригада.
Происхождение названия деревни
Происхождение названия деревни противоречиво. Ещё в начале XIX века в исторических справках упоминается фамилия Бориса Бабайлова. В книге Валерия Фатеева «Здравствуй, Любинский!» можно прочитать следующее: «На месте ныне исчезнувшей деревни Бычкино поселилась семья Бориса Бабайлова. Возможно, со временем они переселились на новое место. Одно бесспорно - деревня получила название от первого поселенца с такой фамилией». К сожалению, никаких новых сведений о происхождении названия деревни нам установить не удалось.
Годы коллективизации
30-е годы XX века в Советском Союзе - время массовой коллективизации. Колхозы создавались повсюду. Процесс образования коллективных хозяйств в Любинском районе растянулся до 1934 года. Последними вступали в сельхозартели жители немецких хуторов.
В 1934 году жители Бабайловки, Смоляновки, Помогаевки, Астрахановки образовали колхоз имени Янченко. По воспоминаниям старожилов деревни, для того, чтобы вступить в колхоз, нужно было отдать 90% своего хозяйства. Но другого выхода не было. Именно в годы коллективизации разрозненные хутора превратились в деревню Бабайловка.
Всем известна немецкая аккуратность, бережливость, экономность, старательность. Переселившись на новое место жительства, переселенцы продолжали использовать весь свой опыт, ум, деловитость, талант в построении сёл, обработке земли и ведении хозяйства. Бабайловка, как и все немецкие поселения, процветала. Она была образцовой деревней, резко отличающейся от других деревень.
Так как недостатка земли не было, строили деревню с размахом. Длинные, широкие улицы, дома из самана, которые стояли, как по линейке, при этом на довольно большом расстоянии друг от друга.
Как и во всех немецких деревнях, при постройке дома рядом обязательно сажали деревья. Благодаря этому немецкие деревни, в том числе и Бабайловка выделялись среди других деревень, подобно оазисам. Весной Бабайловкаутопала в цвету и всё кругом благоухало ароматом мёда. Часто за цветущими деревьями не было видно домов.
Вступившие в колхоз немцы и там сохранили такой порядок, к которому привыкли. Долгое время Бабайловка будет считаться высокорентабельным хозяйством.
Ведущую роль в экономике России во все времена занимало сельское хозяйство. Жители деревни трудились на земле, отдавали ей все свои знания, умения, опыт, всё свое время. Работали с раннего утра и до позднего вечера, и при этом никогда не роптали.
Благодаря умению работать и вести крестьянское хозяйство, в деревне ежегодно наращивалось производство зерна, молока и мяса, увеличивалось дойное стадо, поголовье свиней. Улучшалась и социально-экономическая жизнь деревни.
До сих пор во многих домах можно встретить вещи, которыми пользовались ещё наши бабушки и прабабушки. Теперь эти вещи мы называем реликвиями. Очень редкой реликвией можно назвать Библию, которую передавали из поколения в поколение. Сохранилась она в немногих семьях, так как в советское время её просто забирали. Зато почти в каждой семье можно встретить фотографии конца 19- начала 20 вв. В семьях сохранились вещи, привезённые ещё во время переселения. Например, комод, маслобойка, прялка.
Таким орудием труда как маслобойка во многих семьях пользуютсядо сих пор. Это деревянная ёмкость в форме цилиндра диаметром 20 см. Вверху маслобойка закрывается крышкой, в которой есть отверстие по диаметру шеста. В ёмкость наливают сметану; шестом с крестовиной на конце выполняются движения вверх-вниз. Таким образом сбивается масло.
Накануне войны
В 1934 – 1936 годах в Бабайловке была построена первая школа. Преподавание в ней велось на немецком языке. Первыми учителями были Вибе, Лерх Генрих Генрихович, Адольф Шнайдер, Ольга Корнеевна Берг и Шварц Леонид Бернгардович – все по национальности немцы.
Первым врачом в деревне был ДейдерДидрих. Больных он принимал на дому. По рассказам старожилов знаем, что за его помощью приезжали даже жители других деревень.
Нельзя обойти стороной и первых председателей колхоза: Функ Генрих Иванович (в 1937 году расстрелян), Пекруль Альберт, Швец Иван Фёдорович (был председателем во время и после войны), Сидоров Николай Георгиевич, Швец Григорий.
1937 – 1938 – годы репрессий. Они не обошли стороной и нашу деревню.
За эти годы забрали и расстреляли: Грабовского Ивана, Ружинского Ивана, Тиссена Андрея, Функа Генриха, Тебелиуса Ф. В., Унгера Ивана, ГерманаХристиана.
Эти же годы были годами строительства и преобразований. До начала Великой Отечественной войны в здании клуба были организованы ясли. Заведовала яслями Мельникович Ольга Васильевна. Специально для этого её отправляли на курсы. Ясли были необходимы, так как тогда была организована огородная бригада, посажен сад. Работающие женщины носили детей в ясли.
Колхозный двор считался самым красивым. На это обращали внимание все приезжающие с проверками в колхоз. Были построены зерносклады и кузница. До войны в колхозе была уже одна машина-полуторка. Водителем первой автомашины был Грабовский Карл Иванович.
В колхозе работала маслобойня. Была создана и работала пожарная охрана. Постоянно дежурили трое мужчин, к пожарной охране были прикреплены два коня. Ударом о подвешенную железную рельсу сообщали о пожаре.
На месте нынешнего медицинского пункта стоял молитвенный дом, где собирались жители деревни.
Здание первого клуба находилось перед садом. Вокруг оно было огорожено. Семья Шварца Бернарда Карловича играла на музыкальных инструментах. Они же ставили постановки на немецком языке.
Военные годы. Трудармия
Великая Отечественная война не обошла стороной и жителей Бабайловки. Годы войны стали тяжёлыми и трудными для всех жителей деревни.
В 1941-1942 гг. немцев– мужчин и женщин –отправляли в трудармию на самые тяжёлые работы, наряду с заключёнными; в деревне остались старики и дети.
Были такие, которые из-за столь тяжёлых условий не вернулись домой. Это Тебелиус Елена и Филипп - брат и сестра, Тиссен Данил, Вегнер Карл, Грабовский Егор, Грабовский Фридрих, ДрейвсЭрат, Штрейзе Отто. А список тех, кто был отправлен в трудармию, зачитывать пришлось бы долго: 22 человека записали мы в этот список.
С фронтов Великой Отечественной войны не вернулись жители Бабайловки: Кузнецов Дмитрий, МаксимишинКалистрат, Швец Андрей, Швец Максим. Вернулся с фронта Швец Григорий Акимович.
По воспоминаниям жителей деревни, которые в то грозное время были детьми, было очень трудно: дети не могли учиться, потому что надо было помогать взрослым, пахать землю, боронить, пасти скот и многое другое.
В декабре 1943 года в Омскую область было выселено более 35 тысяч калмыков. Из них 2400 человек поселены в Любинском районе. Жить им пришлось в тяжелейших условиях, среди них была высокая смертность из–за недоедания. Мало кто из них выжил. В деревне Бабайловка проживают потомки этих переселенцев. Это семейные династии Бадмаевых, Растов, Виртов, Тебелиус.
Послевоенный период
После войны проводилась политика укрупнения колхозов. В 1952 году члены сельхозартелей из деревень Бабайловка, Чулково, Помогаевка, Выборненовка на общем собрании создали укрупнённый колхоз «Память Парижской коммуны». В послевоенные годы трудились наши земляки в животноводстве и полеводстве с раннего утра и до позднего вечера: доили коров, выращивали колхозный скот, держали свиней и птицу, овец, лошадей. Много трудились в полеводстве: нормы свеклы, лука долго ещё считались почти обязательным трудом. Люди трудились, не покладая рук, но они были по-своему счастливы. Наши с вами предки злились оттого, что солнце заходит – не хватает времени переделать всю работу. Всегда помогали друг другу, были дружны и отзывчивы.
В 1953-1954 гг. в Бабайловке построили свинарник и птичник. В 1959 году Бабайловка переходит вновь в другой колхоз – имени Фридриха Энгельса. На протяжении многих лет жители деревни вносили свой трудовой вклад: колхоз имени Фридриха Энгельса был одним из передовых в районе.
Деревня сегодня
К сожалению, многие коренные жители деревни Бабайловка покинули свою родину. В данное время на территории деревни проживает 203 человека.
На сегодня, к сожалению, в селе нет ни одного промышленного или сельскохозяйственного предприятия, нет школы, функционирует только ФАП и культурно-досуговый объект. Поэтому основная масса трудоспособного населения вынуждена искать работу за пределами деревни. На протяжении последнего года в деревне не было даже магазина. На данный момент функционирует частная торговля. Сегодня кажется, что жизнь в деревне остановилась.
Но, несмотря на все невзгоды, за прошедшие 100 лет деревня существует и живёт надеждами на то, что всё наладится, снова появятся рабочие места, так востребованные в родной деревне.
Ещё один интересный факт. Учёные из Германии ещё в 1964 году издали карту немецких поселений Омской, Славгородской, Целиноградской, Акмолинской областей. На этой карте есть и деревня Бабайловка. Будем надеяться, что и всегда будет.
Немцы Омского Прииртышья - Бабайловка (rusdeutschomsk.ru)