Село Больше-Могильное основано в 1804 году. Первоначально оно называлось Крюково. В списке населенных мест Тобольской губернии о нем сказано, что расположено оно при озере Крюковском. Первопоселенцами села были крестьяне из Красного Яра и Чернолуцкой слободы Тихон Серебренников с сыновьями Иваном, Михаилом и Алексеем. В 1811 году в де ревне было десять семей, 51 мужская душа. При переписи 1811 года было сказано, что деревня заселена «съехавшимися кресть янами из разных мест по достаточному к хлебопашеству земель с сенокосными угодьями».
Село расположено на возвышении, и с какой стороны не подъе хал бы или подошел бы - вот оно, как на ладони. Весенние ручьи бурным потоком мчатся в четыре озера, расположенные вокруг села: Жилое, Ракушино, Герасимово, Кабак и далее к Захарову. Названия озера получили от фамилий владельцев отрубов. Воды этих озер весной соединялись, и деревня была как на полу острове.
Чтобы попасть в поселок Любино, приходилось выбираться из деревни, делая большой крюк. Отсюда еще одна легенда о назва нии деревни Крюково.
На окраине села среди большой базарной площади на средства прихожан была построена однопрестольная церковь в честь Покрова Пресвятыя Богородицы в 1885 году. Церковь была деревянная с таковою же колокольней на каменной фундаменте. Почти рядом с церковью были два дома священника, магазин кирпичный и далее торговые ряды. Капиталов в церкви в 1910 году имелось 1074 рубля. Угодий, приносящих доход церкви, не было. Население прихода 927 душ мужского пола, 559 душ женского пола. В селе Болыне-Могиное 643 души общего пола. За год в церкви проходило 171 крещение, браков- 27, погребений -118. Пахотной земли и сенокосной 99 десятин. Сенокосная земля у прихожан удобна, а пахотная - солонцоватая.
Настоятелем церкви был отец Герасим, а церковным старос той грамотный крестьянин Ищенко Иван Васильевич. 31 октября 1937 года расстрелян за контрреволюционную агитацию без ссыл ки на закон. Реабилитирован в 1989 году. Жалованья от казны было положено священнику 300 рублей.
В селе 1895 году было открыто сельское училище, где преподавал ся Закон божий. В этой школе учились мои прадеды и прабабушки. В газете «Степной край» за 1895 год сообщалось: «Учительница деревни Крюково Елизавета Федоровна Нестерова «устроила в учи лище на свои средства класс рукоделия, безвозмездно приняла на себя труд раздавать народу для чтения книги , полученные из волостной библиотеки и сама читает всем желающим». На Христовые праздники проходили крестные ходы: на Вознесе ние Господне, Духов день, Рождество Христово. В эти дни притча посещала дома прихожан со Святым крестом. По воспоминаниям прабабушек это были самые радостные дни. В каждом доме готови лись праздничные угощения, пели молитвы, поздравляли с празд ником, а над селом проплывал колокольый звон. Особенно торжественно отмечали первопрестольный праздник в селе Больше-Могильное День Покрова Пресвятыя Богородицы. С раннего утра звучал колокол, сзывая прихожан , а они шли, ехали в храм со всей округи.Отслужив заутреню ,прихожане шли на ярмарку.Это было яркое зрелище , радость от праздника оставалась с людьми на целый день .ПрадедЧебаков Михаил Лукич и
прабабушка Ксения Михайловна, их дом стоял рядом с ярморочной площадью, рассказывали нам вот что: с вечера готовили все самое лучшее съестное, топили бани, приезжали гости, спать ложились пораньше и вставали затемно, управлялись по хозяйству, и вот раздавался колокольный звон. Надевали самые лучшие одежды, спокойно и чинно шли в церковь .А затем на ярмарку .Она уже гудела, торговцы зазывали, скоморохи весели ли, а прямо посреди площади уже звучал веселый перепляс под звуки русской гармонии. Верхом праздника было катание на тройке и карусели. Праздник длился три дня, а потом начинались трудовые будни . По три ярмарки ежегодно проводилось в Большемогильном. Везли скот,,мясо, масло, кожу,сельхозинвентарь, промышленные товары , домашнюю утварь .
Население деревни в основном занималось скотоводством, хлебопашеством. Побочных занятий и ремесел не было. Овцеводство было в приходе развито слабо. В селе было два кожевенных завода и шесть торговых лавок .Вла дельцем был богач Михаил Романович Пашинин. Кроме этого он имел до 70 и более лошадей нанимал на работу батраков. Большое развитие в селе получило маслоделие. До сих пор можно увидеть остатки маслозавода. В селе был еще кирпичный завод. За меди цинской помощью население обращалось в Омск (70 верст) или в село Баженово (45 верст).
Зимой часть сельских крепких мужчин объединялись в охотничью артель .Мои прапрадеды по линии папы - Пахотин Терентий Дмитриевич и Малетин Михаил Ильич - заядлые охотники . Могли по 2 ,3 дня гоняться за лисами и волками . Встречать их с добычей собиралось почти все село .
Вместе с уличным названием Крюковка у села было и официальное название - Болынемогильное. Название интересное и странное. (Рядом находится село Мало-Могильное). Точной версии о названии села теперь не знает никто. И. С. Коровкин - учитель Больше-Могильской школы, от старожилов узнал о двух версиях: первая связана с татаро- монгольским нашествием. Якобы село образовалось рядом с большой могилой, где покоились русские и татаро -монгольские воины, павшие на поле брани. Вторая версия связана с беглыми каторжными. Большой группе ссыльных удалось бежать. Было это зимой . До жилья человека добрались немногие . Большая часть замерзла в пути .
Они были похоронены в большой могиле. Говорят от сюда и пошло название села.
Весть о революции жители села встретили с недоверием и страхом. Как это свергли царя- батюшку? Жизнь кажется, катилась по старому: чинно, размеренно. Почувствовали перемены тогда I когда появились белогвардейцы-колчаковцы . В селе они долго не останавливались . Меняли лошадей , запасались провиантом I забирали в обоз крепких мужиков и отправлялись дальше . Мой прапрадед Чебаков Лука Матвеевич был взят с лошадьми в обоз и в село не вернулся. Вернувшийся односельчанин рассказал прапрабабушке о его тяжелой болезни (тифе). Прапрабабушка отправилсь пешком до Тюкалы, но в живых его уже не застала. Похоронили его в братской могиле в городе Тюкалинске .
Многие крестьяне Болыне-Могильской волости в 1919 году уходили в леса, сражались в партизанских отрядах против Колчака . Активное участие в боевых действиях партизанского отряда принимал житель села Больше-Могильное Дмитрий Михайлович Войков . Вот с той поры жизнь в селе забила ключом .
В 1920 году в период эпидемии тифа в Больше-Могильном появился первый медицинский фельдшер Зайцев. Он оказывал большую медицинскую помощь населению , а в 1923 году в селе организована медицинская амбулатория .
Много интересного можно рассказать о старинном русском селе ,где родился и вырос мой папа, откуда пошли мои корни.
Это будет рассказ о людях тружениках, о людях воинах, о коллективизации , репрессиях, о Великой Отечественной войне, о послевоенном восстановлении разрушенного хозяйства, об истории школы, ее учителях и учениках . Но это уже другая история. В 2004 году село отметило свое 200-летие.
Мне очень жаль, что такое богатое старинное село постепенно умирает. И мне хочется верить, что еще долго-долго на карте Омской области будет жить село с интересным названием: Больше-Могильное.