Кладбища Тогучин п. (Тогучинское) Кайлинская волость Томский уезд Томской губернии.
Тогучи́н — город (с 1945) в России, административный центр Тогучинского района Новосибирской области.
Население — 21 159[1] чел. (2017)
Город расположен на реке Иня (приток Оби), в 100 километрах от Новосибирска.
Железнодорожная станция на линии Новосибирск — Новокузнецк.
Когда-то тогучинская земля, спрятавшаяся за непроходимыми лесами, была пристанищем для беглых крестьян, пришедших сюда ещё в начале XVI века, а впоследствии и старообрядцев. Одно из древнейших сел района — Киик — основано в 1530 году, ещё до похода Ермака. Но с освоением Салаирских приисков население тогучинских «кабинетных земель» оказалось «приписано» к горнозаводскому делу.
В 1600 году на правом берегу Ини при впадении в неё речки Тогучинка появилась маленькая казацкая заимка. Её построили землепроходцы в тот период, когда началось движение русских людей по степям и лесам вглубь Сибири для освоения обширного и сурового края. Сам Тогучин появился в 1867 году — как поселение Кайлинской волостиТомского уезда Томской губернии. В 1911 году из села Кайлы волостной центр был перенесён в село Гутовское и основой будущего (современного) Тогучинского района до 1925 года являлась Гутовская волость Кузнецкого уезда. В эти же годы в Тогучине строится церковь и поселение становится селом.
До 20-х годов XX века жители Тогучина занимались сельским хозяйством. В ходе Гражданской войны в последние дни декабря 1919 года 5-я Красная Армия заняла территорию от Каргата до Красноярска, и с началом января 1920 года начинают формироваться и действовать местные органы советской власти. В селе Тогучин формируется сельский совет крестьянских, рабочих и солдатских депутатов, к которому отнесены село Тогучин и ряд окрестных деревень Гутовской волости.
В 1929 году началось строительство новой ветки Томской железной дороги«Новосибирск — Кузбасс» (в дальнейшем — часть Зап.-Сиб. ж.д.). Строительство железной дороги коренным образом изменило экономико-географическое положение Тогучина. С возведением дороги сразу же стали возникать предприятия, обслуживающие железнодорожный транспорт. Благодаря строительству железной дороги Тогучин из небольшой деревушки в 1932 году превратился в районный центр, здесь были сформированы собственный райком ВКП(б), районный совет депутатов трудящихся и его исполнительный орган — райисполком, райком ВЛКСМ, райвоенкомат, районная прокуратура, суд, отдел НКВД. По условиям статуса райкомов, райком ВКП(б) начинает издавать районную общественно-политическую газету как орган коммунистической агитации и пропаганды, а также информирования населения.
Уже в 1935 году для обеспечения связи нового центра Тогучина с железнодорожной станцией был заложен мост через реку Иня. Год спустя Тогучин стал рабочим посёлком. А накануне победы в Великой Отечественной войне — 30 апреля 1945 года — решением Новосибирского совета депутатов Тогучин получил статус города.[2]
Административно-территориальное подчинение и статус Тогучина:
Численность населения | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1959[3] | 1967[4] | 1970[5] | 1979[6] | 1989[7] | 1992[4] | 1996[4] | 1998[4] | 2000[4] |
19 619 | ↗21 000 | ↘20 550 | ↗22 632 | ↗23 189 | ↗23 300 | ↗23 700 | →23 700 | ↘23 600 |
2001[4] | 2002[8] | 2003[4] | 2005[4] | 2006[4] | 2007[9] | 2008[10] | 2009[11] | 2010[4] |
↘23 500 | ↘22 179 | ↗22 200 | ↘21 800 | →21 800 | ↗21 825 | ↘21 600 | ↗21 609 | ↘21 500 |
2011[4] | 2012[12] | 2013[13] | 2014[14] | 2015[15] | 2016[16] | 2017[1] | ||
↗21 900 | ↘21 856 | ↘21 821 | ↘21 663 | ↘21 530 | ↘21 357 | ↘21 159 |