Кладбища Ново-Николаевск (Новосибирск, Никольский погост, Кривощёково, Кривощёковские выселки)
Основание Новосибирска
История города восходит к самому началу освоения Сибири, когда неподалеку от возникшего впоследствии поселения был воздвигнут Чаусский острог. В обширном малозаселенном районе Приобья не было ему достойных соперников и купечество вело успешную торговлю с окружающими поселениями, поддерживая связи и с более удаленными крупными городскими центрами. В 30 км от Колывани вверх по Оби привольно размещалась группа поселений, возникших еще в XVII—XVIII веках. Среди них на левом берегу реки Оби стояло и село Большое Кривощеково. Казалось, ничто не предвещало упадок процветающей Колывани и конец существования этого города. Гарантией этому была главная сибирская торговая дорога — Московский тракт,— соединяющая Россию с далеким обширным краем. Правда, уже не раз появлялись слухи о постройке железной дороги. Но существовало мнение о возможной прокладке ее через Колывань и Томск.
А между тем в Петербурге уже реально решался вопрос о начале изысканий трассы будущей Великой Сибирской железнодорожной магистрали. Правительство и передовая русская общественность прекрасно понимали, что развитие государства, его могущество во многом связано с экономическим освоением богатейших ресурсов Сибири. Решение этой задачи немыслимо было без создания надежных транспортных связей. Московский тракт уже давно не отвечал этим требованиям. Еще в 50-х годах прошлого столетия для укрепления восточных границ России предполагалось построить железную дорогу в Сибирь. После реформы 1861 года возникла необходимость в решении земельного вопроса. Самодержавие видело выход в переселении безземельных крестьян в этот обширный малозаселенный край.
Промышленный подъем России в 1890-х годах, возросшая потребность в сельскохозяйственном сырье, поиски дополнительных рынков сбыта для промышленной продукции, огромная заинтересованность в создании выхода к берегам Тихого океана явились основными предпосылками для строительства железной дороги.
На рубеже столетий создание Великого Сибирского железнодорожного пути стало исторической неизбежностью, крупнейшей государственной акцией, открывающей дорогу России в XX век и определяющей смещение экономгеографических акцентов государства на Восток. В начале 1891 года вопрос о постройке дороги был окончательно решен. Начались изыскательские работы. В феврале 1893 года был утвержден вариант Сибирской дороги с переходом реки Оби у села Кривощекова. История Новосибирска ведёт отчёт именно с 1993 года, c появления здесь поселка, ставшего позднее городом Новосибирском.
История Новосибирска началась 25 февраля 1893 года, когда Министерство путей сообщения утвердило проект железнодорожного моста через Обь у села Кривощеково. Уже весной 1893 года по Оби прибыли баржи со строительными материалами и две тысячи землекопов из Самары, заключивших контракт на три года на строительство дороги и моста. К осени 1893 года уже было уложено 5 верст железнодорожного пути на восток от станции Обь; строились станция, пристань, железнодорожная ветка от пристани до станции.
В августе начался перенос села Кривощеково, стоявшего на самом берегу Оби. Часть жителей переселилась в деревню Бугры, куда перенесли церковь и здание волостного правления. Но многие переехали на правый берег Оби, установив свои дома в устье Каменки, напротив будущего моста. По левому берегу Каменки, где строились дома и бараки мостостроителей. Постепенно временные поселки мостостроителей и железнодорожников слились, образовав единый поселок. Некоторое время он именовался Кривощековский, а в ноябре 1894 года стал Александровским в честь скончавшегося 20 октября 1894 года императора Александра III. В 1895 году поселок переименовали в Новониколаевский «в честь Его Императорского Величества, благополучно ныне царствующего Государя императора». Добавка «Ново-» у города появилась потому, что в России Николаевск уже был (на Амуре). В 1897 году строительство моста через Обь и прокладка железной дороги завершились. К этому времени речная пристань и железнодорожная станция Обь стали крупными торговыми и перевалочными пунктами на Сибирской железной дороге. Здесь работали паровые мельницы, лесопильный завод, открылся склад керосина общества «Братья Нобель», для нужд армии строился военно-сухарный завод на 1 млн. пудов сухарей в год. Открыто более 150 торговых заведений.
В декабре 1903 года поселок Новониколаевский получил статус безуездного города. Постановление Комитета министров об этом подписал С. Ю. Витте. Кабинет передал городу 640 га земли под жилую застройку с выкупом в течение 30 лет и почти 5400 га занятых улицами, площадями, сенокосами, лесом и выгоном — безвозмездно. Одновременно прекращались выплаты денег на нужды города из бюджета Кабинета. 11 декабря 1908 года город получил права полного городового положения: это означало право выбирать городскую думу и иметь городскую управу.
11 мая 1909 года в Новониколаевске произошел пожар, который продолжался четыре дня, нанеся городу большой урон. После пожара в городе стали строить добротные каменные здания. В 1909–1912 годы построили 12 каменных двухэтажных школьных зданий с паровым отоплением и канализацией. В 1913 году в Новониколаевске было уже более 1200 торговых заведений, 24 промышленных предприятия с 1200 рабочими, более 300 складских помещений. В 1910 году введен на 10 лет попутный налог с приходящих на станцию и пристань грузов — на мощение улиц и строительство городских мостов. Внешний вид города заметно менялся. В это время возводилось здание Коммерческого собрания (будущий театр «Красный факел»), торгового корпуса Богородско-Глуховской мануфактуры (ныне здание Главпочтамта). В 1915 году закончена прокладка Алтайской железной дороги, проходящей по Закаменской части города.
Первая мировая война сделала Новониколаевск одним из центров, которые поставляли на фронт солдат, снаряжение, продовольствие. Производство на сухарных, маслобойных, колбасных, сырных, кожевенно-обувных предприятиях быстро росло. Новониколаевск стал центром обширной сельскохозяйственной зоны. Она поставляла на рынок миллионы пудов высококачественного зерна и третью часть производимой во всей Западной Сибири муки. И хотя по-прежнему в Новониколаевске промышленность не играла первостепенной роли, по промышленному развитию уже в 1912 году город обогнал Тюмень, Барнаул и Томск. После событий 1917 года последовала национализация водного транспорта, Алтайской железной дороги, Транссибирской магистрали — основ экономики Новониколаевска. Проводилась национализация кинотеатров, лесопильных заводов, мукомольных предприятий. Создавались вооруженные отряды для подавления недовольства других политических партий, их сторонников. Все это быстро привело к разрушению сложившихся хозяйственных связей и к хаосу. В начале 1918 года против большевиков в Новониколаевске выступил вооруженный отряд, опиравшийся на поддержку части местного населения — мещан, купцов, промышленников. 14 января 1921 года Сиббюро РКП(б) приняло решение о невозможности оставить центр Сибири в еще недавно колчаковском Омске и постановило перенести его в Новониколаевск. К июню 1921 года в город переведены все общесибирские учреждения. Так из уездного города Новониколаевск превратился в столицу Сибири. В 1921–1925 годах постепенно упразднялись губернии и уезды. Образовался Сибирский край в составе 16 округов (территория Алтайской, Омской, Новониколаевской, Томской и Енисейской губерний, Ойротской автономной области). С 3 по 11 декабря 1925 года проходил первый Сибирский краевой съезд Советов. Съезд принял также постановление о переименовании Новониколаевска в Новосибирск.
Новая экономическая политика вдохнула жизнь в промышленность. Крупные предприятия оставались государственными, мелкие сдавались в аренду кооперативам, товариществам и частным лицам. На основе нэпа удалось начать восстановление экономики, ликвидировать голод, насытить рынок товарами. Жизнь людей хоть медленно, но улучшалась. Это время грандиозного строительства. Все, что сегодня составляет историческую и административную гордость города, возводилось тогда — в 1920–1930-х годах.
В 1929 году в условиях острой нехватки кадров, ресурсов, ценой громадных лишений на площади в 250 га вблизи станции Кривощеково возведены корпуса будущего гиганта «Сибкомбайн» (теперь «Сибсельмаш»). В 1932 году из заводских ворот вышел первый зерноуборочный комбайн. Быстрыми темпами при почти полном отсутствии техники возводилась Левобережная ГРЭС (теперь ТЭЦ–2). К концу 1-й пятилетки вступили в число действующих около 40 вновь построенных предприятий и отдельных цехов. Среди них первая очередь обувной фабрики, фабрика-аптека, кинофабрика, трикотажная и кондитерская фабрики спиртзавод.
В центре города на месте частной одноэтажной застройки возводились жилые кварталы-комбинаты из 3–5-этажных капитальных домов. В 1934 году открыто движение первых трамваев. В 1938 году на улицах появились такси. В организованном еще в 1929 году издательстве «Советская Сибирь» печаталось 15 газет. В 1930-х годах в Новосибирске открылось 8 вузов и около десятка техникумов. Некоторые учебные заведения вместе со студентами и преподавателями переводились из других городов Сибири, в частности инженерно-строительный институт. Он образован в Томске в 1930 году, в 1933 году переехал в Новосибирск, где по улице Добролюбова вырос квартал жилых домов и учебных корпусов. В связи со строительством Урал-Кузнецкого комбината в Новосибирске созданы научно-исследовательские институты и лаборатории химической и технологической тематики. Из Томска переведен институт «Сибгипрошахт», создан институт «Сибтранспроект» и др.
В сентябре 1937 года постановлением ЦИК СССР Западно-Сибирский край разделен на Новосибирскую область и Алтайский край. Новосибирск стал центром Новосибирской области.
Новосибирск в Годы Великой Отечественной войны
В первые месяцы войны в Новосибирск прибыли специалисты и оборудование более 50 заводов и фабрик, коллективы нескольких театров, музейные коллекции, организовано 26 госпиталей. Запущены оловозавод и металлургический завод. На основе эвакуированного оборудования московских, ленинградских, украинских заводов возникли новые предприятия: приборостроительный и химический заводы, «Сибтекстильмаш», «Электросигнал», паровозоремонтный, стрелочный заводы, химико-фармацевтическая и шоколадная фабрики и др. За военные годы промышленность Новосибирска при участии эвакуированных заводских коллективов в 8 раз увеличила выпуск продукции. Война дала значительный толчок и росту города, развитию его коммунального хозяйства.
В военные и послевоенные годы шел интенсивный приток населения в Новосибирск из сельской местности. Из села люди направлялись для работы на оборонные предприятия, послевоенные стройки. Но вместе с ними приезжали и инженеры, научные сотрудники и преподаватели вузов. С 1940 по 1956 годы число жителей почти удвоилось и достигло 730 тысяч человек.
Новосибирск в Послевоенные годы
В послевоенные годы приоритетным направлением в развития промышленности стало создание мощных предприятий военно-промышленного комплекса. В развитии авиационной промышленности страны возрастала роль завода им. Чкалова, который в 1950-х годах начал производить скоростные реактивные истребители МИГ–19. Другой отраслью, получившей мощное развитие, стала радиоэлектроника. Завод им. Коминтерна был единственным на востоке страны предприятием, выпускавшим радиолокационные станции. На производство изделий военной радиотехники полностью перешел завод «Электросигнал». В 1953–1959 годах на Оби возведена Новосибирская ГЭС, первая крупная гидроэлектростанция в Сибири. В 1952–1956 годах сооружен первый коммунальный мост через Обь, длиной 1100 м. Вблизи Новосибирска сооружен аэропорт Толмачево для приема реактивных пассажирских авиалайнеров, возводится новый речной вокзал с гостиничным комплексом.
В 1958-1961 гг. открыто Сибирское отделение Академии наук. В 1963 году завершилось строительство его Академгородка. Он быстро обрел высокий международный авторитет. Опыт создания Академгородка затем использован при организации Сибирского отделения Сельскохозяйственной академии, и в 1969 году под Новосибирском создан исследовательский центр и вырос поселок Краснообск. В 1970 году начал работу Сибирский филиал Академии медицинских наук, преобразованный в 1979 году в Сибирское отделение этой академии. Так Новосибирск стал городом трех академий. Создание Академгородка и образование Советского района способствовали демографическому взлету города. В июле 1962 году в Новосибирске зарегистрирован миллионный житель. В 1971–1978 годах возводится второй автодорожный мост через Обь — Димитровский. Началось строительство первого в Сибири метрополитена. 28 апреля 1982 года Президиум Верховного Совета СССР наградил Новосибирск орденом Ленина.
В феврале 1990 года Новосибирску присвоен статус исторического города как центра науки и культуры Сибири. 13 мая 2000 года по указу президента РФ Новосибирск возведен в ранг центра Сибирского федерального округа.
Источник: http://www.protown.ru/russia/city/region2/region2_1075.html