Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

Пощечина заживает, а слово запомнится. (еврейская)

Ясногорск с. (Рославль Польский, Ростиславо-Лаптево, Лаптево) Лаптевская волость Тульского уезда Тульской губернии.

Назад Современное название и административное отношение данного населенного пункта по справочнику:

Тульская обл, г Ясногорск

Храм во имя св. Николая Чудотворца с. Лаптево Лаптевская волость Тульского уезда Тульской губернии.

Монастырь с. Лаптево Лаптевская волость Тульского уезда Тульской губернии.

Церковь Новомучеников и исповедников Церкви Русской с. Лаптево Лаптевская волость Тульского уезда Тульской губернии.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

Кладбища Ясногорск с. (Рославль Польский, Ростиславо-Лаптево, Лаптево) Лаптевская волость Тульского уезда Тульской губернии.



Ясного́рск (до 1965 года — Ла́птево) — город в Тульской области России, административный центр Ясногорского района.

Образует одноимённое муниципальное образование город Ясногорск со статусом городского поселения как единственный населённый пункт в его составе.

Население — 15 706 чел. (2018). Площадь — 11,75 км² (1 175 га).

Город вырос из старинного села Лаптево, впервые упоминавшегося в 1578 году. Его скорому развитию в конце XIX векаспособствовали строительство Московско-Курской железной дороги и образование завода по изготовлению сельскохозяйственных орудий. В 1938 году преобразован в рабочий посёлок, а с 1958 года имеет статус города. С 1965 года носит современное название.

Расположен в северной части Среднерусской возвышенности на реке Вашана (приток Оки), в 32 км севернее Тулы и в 142 км южнее Москвы.

В черте города находится железнодорожная станция Ясногорск на линии Москва — Тула. Действуют предприятия машиностроительного, металлообрабатывающего комплекса и пищевой промышленности.

Происхождение топонима Лаптево

Существует две версии о происхождении названия Лаптево. По одной из них, это чисто антропонимическое образование от фамилии приказчика Лаптева, фамилия которого произошла от древнерусского нехристианского имени Лапоть. В начале XVIII века тульский металлозаводчик Никита Демидов имел на месте нынешнего города свою контору, где его помощник принимал и оплачивал изделия, изготовленные из демидовского металла.

Менее правдоподобен другой рассказ о том, что местные ремесленники и крестьяне преподнесли императрице Екатерине IIискусно выполненный подарок — серебряный лапоть. Изящно сработанный русскими умельцами, лапоть якобы очень понравился императрице, и она повелела назвать местность, откуда получила подарок, Лаптево.

Хотя эти рассказы не подтверждаются историческими документами, но сам факт упоминания в них ремесленников, сельских кустарей имеет историческую основу. Кустарные промыслы в Тульском уезде берут начало ещё в XV веке.

Происхождение топонима Ясногорск

Знак при въезде в город со стороны Симферопольского шоссе

После наделения посёлка Лаптево статусом города в 1958 году был поставлен вопрос о его переименовании. Представители местных органов власти приводили следующие аргументы в пользу переименования: «Город Лаптево и Лаптевский район носят неблагозвучное и устаревшее название», не соответствующее «современному укладу жизни социалистических городов и районов», название «Лаптево» «совершенно не связано с историческим развитием города» и даже «неприятно нашему народу».

Обсуждение нового названия длилось довольно долго. Предлагались такие наименования, как «Знаменск», «Рудневск» (в честь командира крейсера «Варяг» контр-адмирала В. Ф. Руднева), «Вересаев» (в честь писателя В. В. Вересаева), «Светлогорск». И только спустя 7 лет, 6 января 1965 года исполнительным комитетом Тульского областного Совета было принято решение о переименовании города Лаптево в Ясногорск, а Лаптевского района — в Ясногорский район. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР 10 августа 1965 года данное решение было утверждено.

Ясногорск расположен в северной части Тульской области на реке Вашана, в 32 км севернее Тулы и в 142 км южнее Москвы(122 км от МКАД).

Географические координаты: 54°28′ северной широты и 37°41’ восточной долготы. Высота над уровнем моря — 243 метра.

В официальных источниках XIX века село Лаптево фигурировало под двойным названием — Лаптево, Ростиславо тож. «Ростиславо» — наиболее древнее название и первоначальное. Название «Лаптево» — позднейшее. Ростиславо упоминается уже в документах XVI века, а именно как Рости́сло. В начале XIX века в записях и бумагах местного происхождения встречается переиначивание этого названия в Ростислав. Это дало повод думать, что здесь некогда был город Ростиславль, принадлежавший удельным рязанским князьям и разрушенный до основания татарами.

Возможно, именно этот город упоминается под именем Рославль Польский в датированном концом XIV века летописном «Списке русских городов дальних и ближних» как один из городов Рязанской земли. Такое предположение высказал историк XIX века И. П. Сахаров. Польский означает «находящийся в поле», то есть в степи.

Когда и при каких обстоятельствах возникло село Ростиславо-Лаптево — неизвестно. Церковная летопись хранит предание, что здесь были монастырь и храм во имя св. Николая Чудотворца. Первое упоминание о селе Ростиславе-Лаптеве относится к 1578—1579 гг. и содержится в писцовых книгах Русского государства по Каширскому уезду.

В состав Тульского уезда село вошло в конце XVIII столетия (при образовании Тульской губернии в 1796 году).

XIX век

Своим развитием в конце XIX века будущий город Ясногорск обязан Московско-Курской железной дороге, строительство которой началось в 1866 году. В 1867 году была образована станция Лаптево. До этого основное поселение находилось в одном километре от существующего ныне города. Первым поселенцем пристанционного посёлка стал Павел Лаврентьевич Жестерев, который в 1875 году поставил свой сруб вблизи станции. После 1867 года вокруг железнодорожной станции вырос посёлок, который в дальнейшем, по мере своего роста, был преобразован в город. В 1882 году, отцом В. В. Вересаева, рядом со станцией было куплено имение Владычня.

В 1892 году открыта почтово-телеграфная контора, которая обслуживала население Лаптевской, Архангельской, Машковской и Денисовской волостей, численностью 5 тыс. человек. В 1895 году при станции окружным врачом Н. К. Шистовским была открыта лечебница Императорского Московского воспитательного дома, во главе которого стоял врач Михаил Константинович Плясов.

Благодаря появлению железной дороги частный предприниматель Ипполит Алексеевич Головин осенью 1895 года перевёл своё заведение по изготовлению плугов из деревни Пещерово в деревню Владычино близ железнодорожной станции Лаптево. В это время на заводе, выпускающем в год 600 плугов, работали всего 25 человек. Таким образом, трудовая биография Лаптевского предприятия начинается с 1895 года.

Станция Лаптево являлась крупным пунктом по отгрузке зерна и леса. В некоторые годы она немногим уступала Туле в обороте хлебных грузов. Так, например, в течение 1893 года из Лаптево было отправлено 215 285 пудов хлеба, а из Тулы — 300 731 пуд.

1900—1941 годы

Перед Первой мировой войной в пристанционном посёлке насчитывалось около 20 домов, названий улиц не было. В 1908 году при содействии И. А. Головина была построена кирпичная школа для детей крестьян и рабочих завода. А в октябре 1918 года одной из первых в Тульском уезде была открыта Лаптевская школа второй ступени.

Карта Тульской губернии

В начале 1924 года происходит районирование в Тульской губернии. Лаптево становится административным центром образованного Лаптевского района, в который вошли Лаптевская, Денисовская, Машковская и Архангельская волости. В районе насчитывалось 16 сельсоветов, 103 населённых пункта, проживали 27 тыс. человек. В 1920-е годы в посёлке открыты районный и заводской клубы. В 1925 году дан электрический ток на железнодорожную станцию, заложены первые линии водопроводной сети.

В соответствии с постановлением Оргкомитета ВЦИК по Тульской области от 4 августа 1938 года село Лаптево было преобразовано в рабочий посёлок Лаптево с включением в его территорию посёлка завода «Красный плуг», станционного посёлка и селения Лип-Верх.

История Ясногорска тесно связана с историей развития завода. К началу 1920-х годов Лаптевское предприятие обладало значительным потенциалом. По данным Всероссийской промышленной и профессиональной переписи 1918 года энергетическое хозяйство завода имело два нефтяных двигателя общей мощностью 48 л. с. и один газогенераторный двигатель мощностью 40 л. с. Парк станочного оборудования состоял из 30-ти металлорежущих станков, 8-ми единиц кузнечно-прессового оборудования и нескольких нагревательных печей. На заводе в момент переписи работало около 200 человек.

После победы Октябрьской революции Советское правительство начало постепенную национализацию промышленных предприятий, начиная с крупнейших в стране. С лета 1919 года темпы национализации резко возросли, а 29 ноября 1920 года было объявлено о национализации всех мелких предприятий. Постановлением президиума Тулгубсовнархоза от 14 декабря 1920 года завод братьев Головиных был передан в собственность государства и стал называться первым Государственным заводом земледельческих машин и орудий. Первым директором завода назначен Н. С. Соловьёв. В 1924 году завод был переименован и стал называться «Красный плуг». Проведена его масштабная реконструкция и расширение: построены кузнечно-прессовый, механический, чугунолитейный цехи, восстановлено машинное отделение, установлены две динамомашины, налажено электрическое освещение цехов и жилых домов. Было завершено строительство железнодорожной ветки, соединяющей территорию завода с железнодорожной станцией.

Годы первой пятилетки были для завода крупным шагом по пути его дальнейшего развития. Были демонтированы устаревшие трансмиссии, приводившие их в движение двигатели. Их место заняли электромоторы (в 1928 году завод получил электроэнергию от Каширской ГРЭС). Цехи были пополнены оборудованием, резко повышена культура производства. Предприятие переходит на хозяйственный расчёт. Переустройство сельского хозяйства потребовало коренной перестройки сельскохозяйственного машиностроения. Начали поступать срочные заказы на тракторный инвентарь и машины — многокорпусные лущильники, картофелесажалки и культиваторы.

Накануне Великой Отечественной войны завод «Красный плуг» стал средним по своей производительной мощности предприятием с численностью коллектива свыше 2,5 тыс. человек, при общем числе жителей в посёлке около 5 тысяч. В 1938—1939 годах группа заводских специалистов совместно с проектной организацией «Гипромаш» приступила к разработке нового проекта реконструкции завода, в основу которого положено увеличение выпуска продукции и доведение общего объёма производства до 25—30 миллионов рублей в год, против тогдашних 16 миллионов. Однако разработанный проект реконструкции завода осуществлён не был. 22 июня 1941 года, нарушив условия договора о ненападении, немецко-фашистские войска вторглись на территорию СССР.

В годы Великой Отечественной войны

Images.png Внешние изображения
Image-silk.png Карта оборонительного сражения Советских войск под Москвой. 
15 ноября — 5 декабря 1941 года

Осень 1941 года была для жителей Лаптево и района напряжённой, ответственной. Над ними, как и над всей страной, нависла смертельная опасность. Враг, несмотря на потери, рвался к Москве. Во время Тульской оборонительной операции, встретив решительный отпор со стороны героических защитников Тулы, в конце октября — начале ноября немецко-фашистские войска начали действовать с флангов, стремясь замкнуть кольцо вокруг города оружейников.

18 ноября войска Гудериана возобновили наступление, стремясь обойти Тулу с востока и продолжить наступление на Москву. Немецкая 2-я танковая армия прорвала оборону 50-й армии и ринулась на юго-восток в обход Тулы на Каширу и Коломну. 25 ноября танковые соединения противника захватили Сталиногорск и Венёв. В тот же день 17 танковая дивизия была в 6 км к югу от Каширы и продвигалась к Рязани и Скопину, угрожая прорваться к основным путям сообщения между Москвой и центральными и восточными районами СССР. Тула оказалась глубоко охваченной с востока. 27 ноября 2-й кавалерийский корпус генерала-лейтенанта П. А. Белова нанёс контрудар по врагу и отбросил его в район Мордвеса.

Памятный знак на ул. Советской, где в декабре 1941 года размещался штаб Лаптевского боевого участка

Отступая, немецко-фашистские войска предприняли сильные атаки на Лаптевском направлении, 60 танков с мотопехотой ворвались в Мокрый Корь и Теляково, дорога Мордвес — Лаптево оказалась перерезанной. Район был частично оккупирован с 23 ноября по 8 декабря 1941 года. За это время захватчиками был нанесён огромный ущерб: полностью уничтожено село Квашнино, сожжено 100 домов колхозников, 2 школы, 31 общественное строение. Районный центр оккупирован не был, в нём в результате авиационных налётов были разрушены почта и телеграф, водонапорная башня, а также пострадало 9 жилых домов.

Для того чтобы прикрыть Тулу с севера, командующий 50-й армией генерал-лейтенант И. В. Болдин предложил командиру 154-й стрелковой дивизии генералу-майору Я. С. Фоканову создать Лаптевский боевой участок. Его начальником назначен командир 510-го полка майор Гордиенко, неоднократно отличившийся в предыдущих боях за Тулу. По словам участника обороны Тулы М. Д. Максимцова, при постановке задачи майору Гордиенко было сказано следующее: «Лаптево — узел дорог, крупный опорный пункт. Гудериан хочет завязать здесь узел, чтобы затем расправиться с Тулой и двинуться на Серпухов. А Ваша задача, товарищ Гордиенко, создать прочную оборону, Вам Военный Совет армии вручает Лаптевский боевой участок…»

Аллея Памяти во дворе школы № 2, где с 27 ноября по 8 декабря 1941 года размещалась медсанрота 510 стрелкового полка Лаптевского боевого участка

После поражения под Каширой немецкое командование решило сделать всё возможное, чтобы овладеть по крайней мере Тулой. 2 декабря части 3-йи 4-й танковых дивизий, а также пехотного полка «Великая Германия» начали наступление в западном направлении. Они планировали совместно с расположенным в районе Алексина 43-м корпусом замкнуть кольцо окружения вокруг Тулы. К вечеру 3 декабря им удалось перерезать железную дорогу в районе Ревякино, а на следующий день и шоссе Тула — Москва. Тула лишилась важнейших путей подвоза. Ей грозило полное окружение. Однако неожиданный контрудар, предпринятый частями 49-й армии из района Лаптево на юг, поддержанный встречным ударом защитников Тулы, отбросил противника на исходные позиции. Замысел немецкого командования окружить и захватить Тулу не осуществился.

Тяжёлые военные годы стали новым этапом развития посёлка Лаптево. К середине ноября 1941 года немецко-фашистские войска захватили Донбасс и частично территорию Подмосковного угольного бассейна, в связи с чем в конце 1941 года на месторождениях не было добыто ни одной тонны угля. Советское правительство решило начать восстановление угольных шахт — 23 октября 1942 года Государственный Комитет обороныпринял постановление «Об увеличении добычи угля в Подмосковном бассейне». Однако для ввода новых шахт в эксплуатацию требовалось большое количество угледобывающих машин и оборудования. В декабре 1942 года Лаптевский завод № 477 (так назывался с 1941 года бывший «Красный плуг») был передан в ведение Наркомата угольной промышленности, и предприятие стало специализироваться на выпуске шахтного оборудования. Уже в мае 1943 года завод изготовил первые партии шахтных вагонеток и ручных проходческих лебёдок, в июне начато производство шахтных насосов. К концу войны завод, который стал называться «Углемаш», стал специализироваться преимущественно на производстве горношахтных механизмов и оборудования.

За успешное выполнение заданий по выпуску горношахтных машин и оборудования коллективу завода в начале 1945 года было вручено Красное Знамя Государственного Комитета обороны. 566 человек получили медали «За доблестный труд в Великой отечественной войне 1941—1945 гг.» и 75 человек — «За восстановление угольных шахт Донбасса».

1945—1991 годы

Расцвет посёлка пришёлся на 1950—1960-е годы. В 1948 году исполнительным комитетом Лаптевского поселкового Совета образованы улицы: Советская, Комсомольская, Пролетарская, Школьная, Садовая, Колхозная, Трактористов, Железнодорожная, Октябрьская, Первомайская, Красноармейская, Набережная и другие.

Всё строительство и благоустройство Лаптева шло главным образом за счёт завода. Созданы 2 жилых посёлка: Октябрьский и Северный. За 1948—1952 годы введено 3135 м² жилой площади, 800 м водопроводной сети и 400 м линий канализации. Некоторые дома возводились методом народной стройки — по вечерам и в выходные дни машиностроители работали на строительстве своих домов землекопами, плотниками и каменщиками. Рос посёлок и за счёт индивидуального строительства, увеличивалось число культурно-бытовых зданий: в 1948 году была построена баня, открыты начальная школа и школа рабочей молодёжи. В 1949 году открыта районная больница. В 1950 году был заложен Дворец культуры при активном участии трудящихся завода. 6 ноября 1954 года он был открыт. Парк около Дворца культуры закладывался и насаждался во время субботников и воскресников, организованных жителями посёлка. В 1953 году сооружён стадион.

В 1950-е годы завод «Углемаш», являвшийся крупнейшим предприятием посёлка, продолжал интенсивно развиваться. Выпуск горношахтных машин и оборудования из года в год наращивался, расширялась номенклатура изделий. Осваивались и ставились на серийное производство новые типы поршневых насосов, аккумуляторные и контактные электровозы, предназнаенные для доставки угля из лав к главным откаточным штрекам. Завод готовился к серийному выпуску принципиально нового вида продукции — углепогрузочных машин, которые предназначались для механизированной погрузки угля в вагонетки непосредственно в забое. Число рабочих за послевоенный период здесь выросло в несколько раз.

К середине 1950-х годов в Лаптево работали кирпично-известковый завод, завод метизов, молочный завод, хлебозавод и Новолаптевская электроподстанция. Условия жизни все больше приближались к городским. В посёлке функционировали АТС, 2 радиоузла, 2 сберкассы, отстроены новый стадион, районная больница на 150 коек, во всех новых домах имелся водопровод, канализация, радио и электричество. Проведена большая работа по асфальтированию дорог и тротуаров, озеленению посёлка. Общая территория посёлка к тому времени составляла 4 км², численность населения достигла 13,5 тыс. чел.

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 8 января 1958 года рабочий посёлок Лаптево был преобразован в город районного подчинения, а Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 9 сентября 1958 года селение Владычино включено в черту города Лаптево.

В 1960—70-е годы Ясногорск, в основном, обрёл свой современный облик. Жилищный фонд молодого города за семилетку (1959—1965) удвоился. Было построено более 30-ти объектов культурно-бытового и производственного назначения. Возведены детский сад, здание аптеки, железнодорожный вокзал, кинотеатр «Родина», заводской профилакторий, здание узла связи, универмаг и гастроном. Появились новые улицы, значительная часть их заасфальтирована, построены тротуары, посажены тысячи деревьев и кустарников.

Указ
Президиума Верховного Совета РСФСР
О переименовании Лаптевского района Тульской области

Переименовать Лаптевский район Тульской области в Ясногорский район, а его центр город Лаптево — в город Ясногорск

Председатель Президиума Н. Игнатов.

Секретарь С. Орлов.

Москва, 10 августа 1965 года

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 10 августа 1965 года город Лаптево переименован в город Ясногорск, а Лаптевский район — в Ясногорский.

Новым этапом в градостроительстве явилась восьмая пятилетка. Застройка с 1964 года велась по генеральному плану реконструкции, рассчитанному на 20 лет. Начался снос старых деревянных одноэтажных домов на улице Советской, на их месте сооружены современные многоэтажные здания. Было завершено строительство архитектурного ансамбля на ул. Ленина, ставшей лучшей улицей города. Около Плотского леса вырос на месте пустыря квартал «М» — благоустроенный жилой район с населением более 2000 человек.

За пятилетку в Ясногорске построено более 30 тысяч м² жилья, а за все 1960-е годы около 50 тысяч м². Более 1000 семей горожан справили новоселье. Горожане получили здания средней школы № 3 на 960 мест, восьмилетней школы, районной библиотеки на 100 тыс. томов, ателье индивидуального пошива, два детских комбината на 140 мест каждый, 12 магазинов и павильонов. Построены хлебозавод, колбасный цех и цех безалкогольных напитков.

Город одним из первых райцентров получил природный газ. За 1966—1970 годы была газифицирована 1651 квартира. В начале 1970-х годов «голубым топливом» пользовались почти в 12-ти тысячах квартир и домов личного сектора.

Памятник Вечной славы воинам-ясногорцам. Открыт в ноябре 1968 года

В этот же период машиностроительный завод начал производство новых породопогрузочных машин, предназначенных для погрузки особо твёрдых пород. С их помощью горняками Кривбасса были установлены мировые рекорды проходки горизонтальных выработок. Было освоено серийное производство новых типов взрывобезопасных электровозов, а также высокопроизводительных углесосов и насосов. За годы пятилетки освоен выпуск 30 наименований новых машин, внедрено около трёх тысяч организационно-технических мероприятий. В конце 1960-х годов продукция ясногорских машиностроителей поставлялась в 33 зарубежные страны, в том числе во Францию, Турцию, Индию, Венгрию, Болгарию, Вьетнам и др. Успешное развитие завода способствовало росту благосостояния его работников. Так, за 5 лет (1965—1970) средняя заработная плата рабочих выросла на 37,9 %.

Увеличение выпуска наукоёмкой продукции предъявляло высокие требования к образовательному уровню инженерно-технических и рабочих кадров. Ещё в 1959 году в Лаптево было открыто заочное отделение Тульского политехнического института. В 1971 году открыто Ясногорское ПТУ, которое начало готовить квалифицированных токарей по металлу, фрезеровщиков и слесарей-ремонтников.

В 1970—1980 годы продолжалось строительство жилых домов, был открыт краеведческий музей, пионерлагерь машзавода «Орлёнок», возведён пешеходный мост через железнодорожное полотно. Тульским институтом «Тульскгражданпроект» был разработан проект дальнейшей застройки города до 2000 года. Его площадь по плану должна была увеличиться до 14 км², а население возрасти до 25 тысяч человек.

Ясногорск в советский период

Yasnogorsk. School-1.2.jpg

Yasnogorsk dispensary.jpg

Yasnogorsk. Dom MZK.jpg

Школа №1 Профилакторий. Действовал с 1964 по 1995 гг. Полностью разрушен Строительство дома молодёжного жилищного комплекса

Современный период

1990-е годы стали переломными в жизни Ясногорска. Негативные процессы переходного периода и непродуманные решения правительства сильно сказались на жизни города и района. Они коснулись экономики и Ясногорского машиностроительного завода — главного градообразующего предприятия, от которого в огромной степени зависела жизнь Ясногорска. Завод стал терять своих заказчиков на Украине, куда поставлялось до 50 % его продукции для шахт, в Казахстане и в других странах СНГ. Заказчики не имели средств заплатить за оборудование живыми деньгами или покупали более дешёвую продукцию в дальнем зарубежье. Падение производства повлекло за собой переход на неполную рабочую неделю, невыплату заработной платы. Число работников сократилось с максимального значения в 7 тыс. до 800 человек. Несмотря на ряд предпринятых мер, в 2009 году предприятие было признано банкротом.

Город отстаёт от других райцентров Тульской области по целому ряду показателей — как экономических, так и социальных. После распада СССР за счёт средств областного бюджета был построен 1 дом (в рамках федеральной программы «Ветхое жильё»), за счёт федерального и местного бюджетов — ни одного, дорожное покрытие на многих улицах разбито, городской парк заброшен. Большинство горожан выезжает на заработки в соседнюю Московскую область.

Население

Численность населения
1939 1959 1967 1970 1979 1989 1992 1996 1998
4748 ↗12 520 ↗18 000 ↗18 482 ↗20 957 ↗21 292 ↗21 400 ↘20 800 ↘20 400
2000 2001 2002 2003 2005 2006 2007 2008 2010
↘19 900 ↘19 600 ↘18 588 ↗18 600 ↘18 000 ↘17 800 ↘17 600 ↘17 500 ↘16 795
2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018  
↗16 800 ↘16 596 ↘16 373 ↘16 120 ↘15 872 ↘15 687 ↗15 741 ↘15 706  

На 1 января 2018 года по численности населения город находился на 766 месте из 1113 городов Российской Федерации.

Демографическая ситуация неблагоприятная, характеризуется снижением рождаемости, ростом общей смертности, отмечается отток трудоспособного населения в более развитые регионы. По сравнению с 2009 годом численность населения сократилась на 2,9 % (504 человека), с 2002 годом — на 9,6 % (1784 человека), с пиковым значением в 1992 году — на 21,5 %. Развита маятниковая миграция.

Упоминание в литературе

Город упоминается в романе Владимира Орлова «Аптекарь» из цикла «Останкинские истории»,

« Усовершенствователей разных лет раздражали огорчительные для них названия. К тому же, видно, им казалось, что как только благородное слово заколотит слово сомнительное, сейчас же изменится суть населения и его жизни. По той причине, наверное, в Тульской области посёлок Лаптево произвели в город Ясногорск. »

а также в рассказе Виктора Драгунского «Поют колеса тра-та-та» из цикла «Денискины рассказы».

« Этим летом папе нужно было съездить по делу в город Ясногорск, и в день отъезда он сказал: — Возьму-ка я Дениску с собой! »

О неком городе Ясногорске неоднократно говорится в романе Константина Бадигина «На затонувшей корабле».

« — Мне позвонила Ирена, ты её знаешь, моя знакомая из Курортного управления, и предложила путёвки. Можно выбирать: Чёрное море или Балтика. <...> Есть путёвки даже в Мисхор, на Южный берег Крыма. Санаторий полярников. Изумительное место! У самого-самого моря. — Мильда не могла скрыть волнения. — И в Ясногорск...

— Ясногорск! — вскричал Медонис.

— Да. Почему Ясногорск? Ничего особенного, ничем не отличается от наших мест.

— Бери отпуск с первого, — распорядился Антон Адамович, — поедем вместе в Ясногорск. Путёвок не надо.
»

Однако, несмотря на сходство топонимов, действие произведения происходит в вымышленном населённом пункте.

Почётные граждане

Звание «Почётный гражданин города Ясногорска» является высшим знаком признательности жителей города по отношению к лицам, имеющим особо выдающиеся заслуги перед городом. Присваивается за большой вклад в защиту Отечества, в развитие экономики и производства, в общественную безопасность и правопорядок, за высокие достижения в культуре, искусстве, воспитании и образовании, здравоохранении, охране окружающей среды, за иные заслуги перед городом Ясногорском. Звание присваивается с 1981 года, при жизни лица или посмертно. Подтверждается вручением удостоверения.

По состоянию на 2013 год, звания «Почётный гражданин города Ясногорска» удостоены 20 человек:

  • Михаил Дмитриевич Борисов (1900—1987) — командир 31-й кавалерийской дивизии, преобразованной в 7-ю гвардейскую кавалерийскую дивизию, генерал-майор
  • Александр Михайлович Бородянский — гвардии подполковник
  • Виктор Петрович Бритиков (1927—2008) — инженер, руководитель производства, администратор, лауреат премии С. И. Мосина (1977)
  • Hero of the Soviet Union medal.png Андрей Лаврентьевич Гетман (1903—1987) — заместитель командующего 1-й гвардейской Краснознамённой армии, генерал армии
  • Александр Степанович Ерохин (род. 1921—2016) — участник Великой Отечественной войны, полковник в отставке, общественный деятель
  • Наталья Константиновна Казакова (род. 1934) — врач-терапевт, врач-кардиолог
  • Ольга Дмитриевна Карева (род. 1942) — врач-отоларинголог
  • Иван Яковлевич Кривега — гвардии лейтенант
  • Дмитрий Сергеевич Максимов (1910—2001) — участник Великой Отечественной войны, педагог, кандидат сельскохозяйственных наук, общественный деятель
  • Иван Александрович Марусенков — командир 3-й роты 131-го отдельного танкового батальона, полковник
  • Алексей Маркович Осадчий — командир 1142-го стрелкового полка, заместитель начальника оперативного управления 50-й армии, полковник
  • Евгений Евгеньевич Ремизов — гвардии старшина
  • Александр Григорьевич Рось (1917—2009) — участник Великой Отечественной войны, офицер, педагог
  • Александр Филимонович Стародомский — хозяйственный руководитель, директор Ясногорского машиностроительного завода в 1949—1953 гг. и 1957—1960 гг.
  • Павел Адамович Табакиров (род. 1925) — участник Великой Отечественной войны
  • Владимир Иванович Тимофеев — командир санитарной роты 510-го стрелкового полка 154-й стрелковой дивизии, полковник
  • Павел Александрович Тулупов (1928—2016) — поэт
  • Георгий Алексеевич Царьков (род. 1923) — участник Великой Отечественной войны, капитан
  • Иван Георгиевич Чуканов (1907—2004) — участник Великой Отечественной войны, партийный работник. Принимал участие в обороне Тулы
  • Алексей Петрович Щепкин — гвардии старшина

Известные люди

В Ясногорске родились

  • Алексей Вениаминович Гирш — главный директор концертной оперы Сиэтла.
  • Константин Николаевич Шистовский (1890—1980) — учёный, первый директор Московского планетария, Герой Труда.

В разное время проживали

  • Модест Петрович Мусоргский (1839—1881) — русский композитор. Летом 1868 года жил в деревне Шилово и работал над первым актом оперы «Женитьба».
  • Викентий Викентьевич Вересаев (1867—1945) — русский советский писатель. С 1882 по 1885 год жил в деревне Владычино.
  • Hero of the Soviet Union medal.png Дмитрий Петрович Щербин (1920—1987) — Герой Советского Союза (звание с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» присвоено 24 марта 1945 года), командир танкового батальона, полковник. Проживал в городе с 1958 по 1987 год, руководил районным военкоматом.
▼ РАСКРЫТЬ ▼
▲ СКРЫТЬ ▲

    Яндекс.Метрика
    © 2015-2024 pomnirod.ru
    Кольцо генеалогических сайтов