По данным Клировых ведомостей Старицкого уезда за 1828 год:
Село Мологино, в нем церковь во имя Преображения Господня с приделами Святителя и Чудотворца Николая и Мученицы Параскевы, каменная, построена в 1815 году, двукомплектная, утварию довольна, опись утвари церковной, прихода и расхода книги имеются, при ней земли отмежевано писцовой дачи сто пятдесят десятин и триста квадратных сажень, на которую план имеется и хранятся в Тверском Кафедральном Соборе; приходских дворов 668, а в них мужеска пола 2319 женска 2655 души, разстоянием от эпархиальнаго града Твери 123, а от уезднаго Старицы 50 верст, в близости имеются селы Зарино в 7ми и Денежное в 11 верстах.
В 1828 году служили: Священник Петр Тихонов - 59 лет. Читает и поет хорошо. В школах не был. Вдов. Произведен в священника в 1787 году. Граммату имеет. С прочими родства не имеет. Оный священник Тихонов по указу Консистории 1827 года июня 24 дня за повенчание им прихода его деревни Крестов крестьянина Макара Архипова села Мологина с девкою Анною Михайловою без писма от конторы, без своего причта и без учинения публикации и обыска штрафован взысканием с него на вдов и сирот 25 рублями. А в 1828 году оный же священник Тихонов по указу Тверской констстории марта от 8 дня состоявшемуся за погребение усопшаго тела деревни Раменья крестьянина Евдокима Борисова без ведома земскаго суда штрафован взысканием на вдов и сирот 5 рублей. В дурных поступках не замечен.
Священник Иван Феодоров - 27 лет. Читает и поет хорошо. Окончил курс наук богословия и уволен с аттестатом втораго разряда. Не вдов. Произведен в священника в 1823 году. Граммату имеет. С прочими родства не имеет. До священника Федорова имелось дело о удержании им у причетников своих доходов за что штрафован он взысканием с него на вдов и сирот 10 рублями. В дурных поступках не замечен. Жена его Александра Арсениева - 21 год. Дочь их Александра - 1 год.
Диакон Алексей Павлов - 35 лет. Читает и поет хорошо. Окончивший курс философии. Не вдов. Произведен в диакона в 1818 году. Граммату имеет. Родства ни с кем не имеет. О подозрительных делах записи нет. В дурных поступках не замечен. Жена его Наталия Емелианова - 29 лет. Дети их: Василий - 9 лет в Старицком приходском училище в вышшем отделении прозванием Преображенский, Марья - 7 лет, Анна - 5 лет, Евдокия - 2 года.
Диакон Иосиф Сидоров - 33 года. Читает и поет хорошо. Уволен из вышшaгo отделения уезднаго училища. Не вдов. Произведен во диакона в 1821 году из дьячка города Твери от церкви Николая Чудотворца, что на Зверинце, и диаконскую граммату имеет. Родства ни с кем не имеет. В дурных поступках не замечен. Жена его Анна Акимова - 27 лет. Дети их: Николай - 6 лет, Феодор - 3 года, Илья - полугода.
Дьячек Яков Ильин - 55 лет. Читает и поет хорошо. Из класса реторики. Женат вторым браком. Посвящен в дьячка в 1794 году. Граммату имеет. Дьячек священнику Ивану дядя родной. В дурных поступках не замечен. Жена его Федосья Федорова - 48 лет. Дети их: Федор - 16 лет в Тверской семинарии в нижшем отделении прозванием Ловягин, Евдокия - 18 лет, Марья 7 лет, Иван - 3 года.
Дьячек Алексей Антипов - 43 года. Читает и поет хорошо. Из класса синтаксимы. Женат вторым браком. Посвящен в 1803 году во Ржевский уезд Благовещенскаго погоста в пономаря и имеет граммату, того же года, в 1813 году переведен в село Мологино в дьячка, указ имеет. Дьячек священику Петру по жене его двоюродный племянник. В дурных поступках не замечен. Жена его Федосья Федорова - 43 года. Дети их: Александр - 17 лет в Тверском уездном училище в вышшем отделении прозванием Суворов, Дарья - 14 лет, Параекева - 9 лет, Александр - 2 года.
Пономарь Федор Иванов - 50 лет. Читает и поет хорошо. В школах не был. Женат вторым браком. Посвящен в пономаря в 1794 году. Граммату имеет. Родства ни с кем не имеет. В дурных поступках не замечен. Жена его Пелагия Афанасиева - 48 лет.
Пономарь Иван Васильев - 31 год. Читает и поет хорошо. Уволен из вышшаго отделения уезднаго училища. Не вдов. Посвящен в 1823 году во Ржевской уезд села Ратьково в пономаря. Граммату имеет того же года, а переведен в 1824 году в село Мологино в пономаря и указ имеет. Родства ни с кем не имеет. В дурных поступках не замечен. Жена его Агафия Васильева - 31 год. Дети их: Ольга - 5 лет, Александра - 2 года.
Умершаго священника Федора Прокопиева жена вдова Мария Ильина - 44 года. У ней дети: Тимофей - 21 год в Тверской семинарии в вышшем отделении, Нил 16 лет в Тверской семинарии в нижшем отделении, Василий - 14 лет в Старицком уездном училище в вышшем отделении, Илья - 12 лет в Старицком уездном училище в нижшем отделении. Прозванием Симоновы. Дочь Анна - 19 лет.
Умершаго диакона Михаилы Димитриева жена вдова Елена Акимова - 31 год. У ней сын Иван - 10 лет в Старицком приходском училище в вышшем отделении прозванием Ивашев.
Умершаго дьячка Димитрия Алексеева жена вдова Ирина Васильева.
Умершаго дьячка Михаила Иванова дочь девица Марья Михаилова.
Прихожан в селе Мологине, в деревнях: Салькина, Горбыль, Аполево, Флорово, Михаилики, Колупаево, Кресты, Рудница, Зерютино, Зальково, Малиновка, Березка, Двойня, Бедрино, Раминье, Какошилово, Бураково, Радюкино, Тепляшино, Зыбино, Моисеиво, Посрачье, Большое Дарьино, Малое Дарьино, Кузнецовка.
По данным Епархиального статистического сборника за 1901 год:
Церковь Преображенская, построена в 1815 году, каменная, престола три: в холодной Преображения Господня, в теплой Святителя Николая и Мученицы Параскевы.
Церковные документы: опись 1843 года, метрики с 1780 года, исповедные с 1829 года.
В 1901 году служили: Священник Василий Феодорович Шахов 68-ми лет, окончил духовную семинарию, в служении с 1856 года, священником с 1867 года, состоял членом благочинного совета и духовником, награжден в 1897 году наперсным крестом. Священник Николай Иоаннович Лебедев 52-х лет, студент семинарии, в служении с 1868 года, священником с 1886 года, состоял катихизатором, награжден в 1898 году скуфьей. Диакон Арсений Афанасиевич Зверев 41-го года, в служении с 1879 года, диаконом с 1890 года. Псаломщик Леонид Васильевич Михайловский 22-х лет, в должности с 1899 года. Псаломщик Василий Лаврович Гроздов 24-х лет, в должности с 1899 года.
Прихожане: 1) Священника Шахова - в селе Мологине, в деревнях: Горбылеве, Колупаеве, Крестах, Руднице, Бедрине, Раменье, Михайликах, Аполеве, Малиновке - 350 дворов (1354 мужчины, 1454 женщины). 2) Священника Лебедева - в селе Мологине, в деревнях: Салькине, Михайликах, Озерютине, Двойне, Кокошилове, Радюкине, Зыбине, Березке, Залькове, Флорове - 361 двор (1321 мужчина, 1443 женщины).
В 1914 году служили: Священник Николай Лебедев 66-ти лет, окончил семинарию, на службе 32 года, в Преображенском храме 27 лет. Священник Павел Плетнев 24-х лет, окончил семинарию, на службе 1 год. Штатный диакон Иоанн Садиков 37-ми лет, на службе 16 лет, в Преображенском храме 2 года. Псаломщик Василий Гроздов 39-ти лет, на службе 15 лет. Псаломщик Феодор Вышеславцев 61-го года, на службе 30 лет, в Преображенском храме 1 год.
Прихожан в деревнях: Горбыль, Колупаево, Кресты, Рудница, Михайлики, Аполево, Малиновка, Салькино, Зальково, Озерютино, Березка, Флорово - 2112 мужчин и 2307 женщин.
...Река Молога от которой произошло название села Мологина имеет свою местную легенду. На оживленном в те времена Торжокском тракте оно приобрело народную славу. В XVIII веке ржевский помещик вывез из Бежецка местных крестьян на свои родовые прилегающие к Ржевскому уезду земли. Вместе с прибывшими крестьянами перекочевало и название места, с которого они переселились. Дело в том, что река Молога находится у Бежецка, а село Мологино обосновалось на берегах двух рек Итомли и Серебрянки. Быстро освоившиеся и прижившиеся на новом месте переселенцы притянули к себе внимание православных крестьян из соседних деревень Озерютино, Радюкино, 3альково и десятки других небольших деревенек насыщенными ярмарками, лавками, изящной быстровозведенной церковью, школой.
Каменный Преображенский храм появился в Мологино в 1815 году. Основной престол имел тоже название; теплые боковые - в честь святого чудотворца Николая Мирликийского и Великомученицы Параскевы. Прихожан в этих когда-то глухих местах края славившемся дремучими лесами к началу ХХ века насчитывалось около 6 тысяч. Два священника на такое количество населения едва хватало. Церковный притч состоял из местных селян. В каменной сторожке при церкви размещалась земская школа. В ней зарождалась династия православных глубоко-верующих учителей Раменских.
(По материалам изданий Шаповал Н. Православный Ржев. - Ржев, 2006., Духовенство и приходы города Старицы и Старицкого уезда. 1828 год: Клировые ведомости / Тверской государственный университет, НИИЦ ЦИ и ПК им. В.В. Болотова. Ред. кол.: Т.Г. Леонтьева (отв. ред. и др.) - Тверь: Твер. гос. ун-т, 2009., Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901., Справочная книга по Тверской епархии. - Тверь, 1914.)
(Фото. № 1 из архива Мамыкина Сергея Михайловича, фото. № 2 Ивановой Ольги Александровны.)
С Е Л О М О Л О Г И Н О.
Ржев город древний. Но есть в Ржевском районе такое же древнее село Мологино.
А.А. Раменский в беседе с ржевским журналистом И. Ладыгиным в 1979 году сказал так: «Я живо заинтересовался и самой историей этого древнейшего села, основанного в 1206 году»…
А может быть оно основалось чуть позднее, когда происходили битвы с татаро-монголами в 1237-1238 гг. В описаниях тех времен читаем: «Когда преследуемый врагом великий князь Владимирский Юрий отошел за Волгу для сбора войск, его рать расположилась на болотистых и лесистых берегах рек Сити и Мологи. По Руси разъезжают ханские посланцы баскаки, собирая дань. Русская рать, оставшаяся на берегах р. Мологи, уставшая от долгих сражений, а еще больше от предательства князей, стала распадаться на отдельные отряды, которые расходились к югу, скрываясь в лесах. Спускаясь южнее, обосновывались на жительство в глухих лесных массивах». Может быть, те ратники и обосновали поселение или поселились в этом, кем-то ранее обжитом месте, и принесли название этому поселению с берегов реки Мологи. Даже в наше время иногда звучало «Молога» вместо Мологино. У жителей села были странные, необыкновенные фамилии: Прозоровы, Мансветовы, Кабетовы, Кокаревы, Барулевы, Улитенковы, Кружаловы, Наденковы, Петруковы и др. И если учесть, что фамилии образовывались от имен и прозвищ, то звучали совсем по древнему: Прозор, Мансвет, Баруль, Улита, Петрук и т.д. проживали здесь семьи Баскаковых, Татариновых. Откуда они появились в такой лесистой глубинке?
Есть предание, что уже во времена крепостничества мологинский помещик привез опальных крестьян (попавших в немилость к своему помещику) с берегов реки Мологи Бежецкого уезда и образовал деревню рядом с Мологином. Образовалась деревня Аполево. (Так рассказывала и моя мать, родом из деревни Аполево.) Село Мологино и деревню Аполево вместе называли «мологинщиной». Другие деревни сюда не входили.
Село расположилось на высоком берегу реки Итомля. Течет она с востока на запад. Это с северной стороны села. Гор и холмов в нашей местности нет, но место возвышенное. Все поля вокруг села имели уклоны к реке или ручьям, впадающим в реку Итомля. Их несколько вокруг села. С южной стороны в лесу, километрах в трех с востока на запад, протянулись болота. На юго-востоке небольшое мологинское болото «Лужа». На западе, через низменный перешеек леса и дорогу на Зальково, начинается большое болото Раменское или Зальковское. Название для кого какое. Для нас Раменское. Из болота берет начало ручей Раменка, который протекает в конце села. По другую сторону болота расположена деревня Зальково. Дальше на запад через небольшой перелесок есть небольшое, но еще плохо заросшее болото «Журавец» и дальше большое Озерютинское, или Кокошиловское болото. Также по названию деревень. С нашей стороны Озерютинское. В те далекие времена, наверное, это было одно сплошное озеро, протянувшееся на несколько километров.
Природные рубежи надежно защищали поселение. Оно жило, развивалось и разрасталось. Остались и следы жизнедеятельности далеких селян. На реке Итомле а пределах села остались следы от трех водяных мельниц. От первой уже еле заметные, но если присмотреться, то поймешь, почему то место на реке называется «черная грязь». Это в начале села от Аполево. На юго-востоке от села на берегу ручья есть место. Которое пастухи (там пасли скот и останавливались на полдневище) называли «стеклянный завод». Что там было, неизвестно, остались только большие ямы, покрытые луговиной.
Но не миновало село Мологино литовского нашествия. Видимо на подступах к городу Ржеву сразились литовцы с мологинцами, и произошла большая сеча. Факт этого сражения мы обнаружили в 60-х годах прошлого столетия. Служащие села собрались на воскресник по ремонту дороги. Песок для подсыпки решили брать у кромки высокого берега. У дороги на деревню Салькино. Берег этот высокий, ровный, а заканчивается (вернее начинается) как-будто выровненным склоном и называется странно - непонятно – Убогая гора. На другом конце этого берега был небольшой, но очень глубокий овражек. Старики говорили, что очень давно там была церковь, и она провалилась. Когда ковш трактора вскрыл дерн этого ровного склона, то открылась стена из костей и черепов метра 2-2.5 высотой. Стало все понятно. Это был могильный курган, а правильное название его – гора у Бога. Тем более, что в то время он не выглядел горой, да еще и церковь или часовня стояла. Подобная история произошла в Кувшиновском районе в селе Баранья Гора. Об этом писал в книге «У истоков Волги» В. Исаков (издание 1988 года).
|
В тех местах я жила во время войны. Там нет ни горы, ни баранов, и было непонятно название села и двух деревень Абабково и Тавруево. А когда обнаружили старинную летопись в подвале под церковью, то прочли не «баранья», а Бранья гора. Там было сражение, брань, с татаро-монголами. А в деревнях, в небольших курганах захоронены были по легенде их военачальники Абаб и Тавруй.
Описывая далекое прошлое, в газетах и журналах сообщают: «…Первая школа в уезде (Ржевском) открылась в селе Мологино в 1763 году. Ее основал родоначальник известной учительской династии Раменский». Значительно позже появилась школа в г. Ржеве, в 1777 году – для детей купцов и мещан.
Посреди села на большой широкой площади стояла красивая белокаменная церковь. По рассказам стариков, Мологино принадлежало злому помещику картежнику. Всю свою вотчину он проиграл в карты князю Юрьеву. Земля князю была не нужна. Он дал вольную всем крестьянам и только собирал небольшой оброк.
А в 1812 году начал строить каменную церковь в честь победа над Наполеоном. До этого в Мологине была деревянная церковь, следы от нее видны были и в наши дни. На ее месте росла поляна белого шиповника, аллейка старых корявых берез обозначала вход в нее. Здесь же было кладбище у церкви. Могилки были уже еле заметны. Но одна среди них – большая и хорошо сохранившаяся.
Новая церковь строилась быстро и уже в 1813 году стала действовать. В книге «Час ученичества» С. Соловейчика читаем: «Отцы учеников нового Раменского только что вернулись из партизанских партий, так досаждавших Наполеону и, не жалея сил, приволокли в Мологино французскую пушку. Трофей установили посреди села, рядом с храмом: да помнят! Мологинцы были народ тертый, незадавленный. Им повезло. В других селах «черт свалку господ» устроил, а Мологино принадлежало помещику Юрьеву, выигравшему село вместе со всеми его жителями в карты и никогда в селе не жившему. Юрьев был богат, холост и нежаден. Он ограничился небольшим оброком, который работавшие на льне мологинцы выплачивали шутя».
Из пушки той стреляли в 12 часов на Пасху. Последний выстрел из нее я тоже услышала на пасху в далеком детстве, когда старший брат водил меня смотреть на эту пушку и как она бабахнет. Затем сняли и увезли колокола и пушку тоже году в 1934-м.
К юго-востоку от Мологина часть леса называлась «Юрьевской дачей» и в наши дни.
В Мологине и окрестных деревнях широко было развито льноводство.
А в Мологине, на широкой площади у церкви, походили ярмарки, где покупали и продавали лен. Приезжали купцы, скупали скупщики, которые потом отвозили в город и перепродавали купцам. Есть сведения, что даже отвозили лен в Москву и продавали английским купцам. После революции еще сохранились 3-4 двухэтажных дома. Где рубленые нижние этажи были складами.
С городом Ржевом село соединял Зальковский тракт. В наше довоенное (и военное) время он назывался Зальковским большаком. Его содержали в должном состоянии. В низких местах мостили деревьями (делали настилы). В противоположном направлении такой же большак шел до села Денежное, а дальше на село Луковниково. Это был наш райцентр. Раньше с. Мологино было Старицкого уезда Панинской волости (так было записано в моей метрике). Затем было разукрупнение районов, и мы стали – Луковниковского района Мологинского сельсовета. С 1960 года с. Мологино стало селом Ржевского района.
В довоенное время село было большое, красивое, чистое и удобное. Оно было центром всей округи и имело все. В большом купеческом доме Миловых располагалась амбулатория, состоявшая из нескольких комнат, в том числе и родильного отделения на 2 койки, большое здание отделения связи, сельсовета, магазины: сельмаг, водочный, керосиновый, магазин леспромхоза, чайная, большой клуб, пекарня, библиотека, конторы сельпо, правление колхоза, контора леспромхоза, большая ветлечебница из двух зданий.
До 37-го года работала мельница на дизельном топливе. Школа располагалась в нескольких зданиях, основным из которых было здание, построенное еще одним из Раменских на деньги, собранные обществом. Оно имело 2 больших класса, располагалось посреди села. Рядом было такое же здание для учителей в 3 квартиры.
В 1937 году школа сгорела по неосторожности сторожихи, топившей печи. Но к этому времени уже действовали новая большая двухэтажная школа. С 5-го по 10-тый классы, параллельные («а», «б»). Учеников было очень много. Все дети учились. Младшие классы располагались в других трех зданиях: был еще один школьный дом и 2 больших дома богачей Спиридоновых и Морошкиных. Все это располагалось в черте села на его площадях и улицах.
Году в 1935-1936-м был организован Мологинский леспромхоз. Возглавлял его Григорий Давыдович Большун, хороший организатор и мастер своего дела. Лес заготавливали в двух лесных массивах. Из казенного леса (так называли), что за рекой, лес вывозили на лошадях и укладывали штабелями на ровном крутом берегу у деревни Аполево. Весной в половодье его сплавляли по реке Итомле до Волги у села Сытьково. Некачественную древесину тоже вывозили и укладывали штабелями на дрова. В войну эти штабеля бомбили немцы, принимая за что-то другое, видимо за танки.
На юго-востоке от Мологина, слева от деревни Коробово и Новомосковска. Если идти на станцию Панино, километрах в шести – семи большой массив нетронутого непроходимого леса. Это Опекаловский лес. Здесь было второе отделение леспромхоза. Лес спиливали и сразу вывозили гусеничным трактором на огромных кованых санях на станцию Панино и укладывали вдоль железнодорожных путей. Для этой цели через весь лес, почти до станции, дорога была выложена поперек бревнами, скрепленными скобами, и называлась «лежневка». Как-то летом, перед войной, мы с моей тетей возвращались со станции Панино через Опекаловский лес по «лежневке». Надо было зайти к леснику Опекаловского леса Новожилову Петру. Он был двоюродным братом тети и моей матери.
На полянке мы присели отдохнуть. Было жарко, хотелось пить. Тетя указала на родничок у ручья. Я напилась. А когда захотела облить уставшие ноги, она строго запретила и рассказала такую историю. В давние времена здесь, в глухом непроходимом лесу был скит. Лес надежно опекал его, поэтому лес назван Опекаловским. Когда на нас пошла Литва, жильцы скита свой серебряный колокол, что был в скиту, решили понадежнее спрятать и опустили в этот родничок. Когда же литовцев разбили и отогнали, то колокол достать не смогли, так он ушел глубоко и остался в этом родничке. А родничок с тех пор считается святым.
В то «безбожное» время ходили тайно глубоковерующие к нему за святой водой в Крещенье. В том числе и моя очень верующая тетя, Смирнова Мария Сергеевна.
Война – это особая история. Но коротко необходимо сказать и о ней. Первый раз немцы бомбили село Мологино 14 октября 1941 года. Наши войска отступили, в селе были только мирные жители, они и пострадали. Были убитые, раненные. Сгорело несколько домов в центре села. Ночью проехали несколько мотоциклистов, слышалась короткая немецкая речь, а утром по дорогам поползли немецкие войска. Часть наших войск успела отойти и укрылась в лесу за рекой. У наших была пушка и несколько снарядов. Днем они начали наступление из леса. Из пушки били прямой наводкой по церковной колокольне, где сидел немецкий наблюдатель. В результате она была основательно разрушена. Бой длился 9 суток. Был подбит немецкий танк, разбита генеральская машина вместе с генералом и его сопровождающими, (на их могилу немцы потом собирали горшки с домашними цветами).
|
Освобождали село Мологино 31 декабря 1941 года. Наши самолеты 30 декабря бомбили село. Одна из бомб попала на середину церкви и обрушила ее. Перед отступлением немцы успели сжечь почти все дома в уцелевшем селе. Где не загорались бутылки, бросали дважды. Жгли в основном жилые дома.
Пришла весна и началась эпоха возрождения. Начали с того, что стали убирать трупы. Все мужское население: старики, мальчишки, во главе с местным фельдшером – убирали и захоранивали в большой воронке от бомбы солдат и жертв из местного населения. А мы, девчонки 7-8 класса, во главе с санитаркой, убирали трупы убитых животных. В основном лошадей. Был апрель, солнышко пригревало, и верхняя часть животного уже разлагалась, за что не потянешь, то и выдернешь, а нижнюю сторону туши приходилось вырубать из замерзшей земли. Но прежде, чем оттащить в ближайшую ямку от снаряда, мы вырубали более крепкие куски для еды. Однажды нужно было вытащить труп коня из сарая, у входа в который из-под стены торчал неразорвавшийся снаряд. Было страшно, силенки были малые, слабые были, но надо. Мы подтащили труп к выходу, обвязали веревкой и дружно дернули по команде, а сами тут же упали, но ничего, взрыва не было, все обошлось благополучно.
Ремонтировались оставшиеся здания. В больнице отремонтировали одну комнату, и заработал здравпункт. Отремонтировали здание сельсовета, здесь же разместился клуб, в частных домах в деревнях разместили учеников. Стали возводить частные дома, строить из сараев, амбаров, а в дальнейшем из леса приехала в село бригада строителей. Церковную колокольню решили обрушить, она становилась опасной. При строительстве домов нужны были кирпичи для печей, и стали их добывать у церкви. Но кладка была настолько прочной, что добыть целые кирпичи было не так-то просто. Образовалось много отходов битого кирпича, неподдающихся глыб. Так от большой белокаменной церкви остался холм битого кирпича, зарастающий бурьяном.
Мологино быстро и бурно возрождалось. Прислали врача, несколько учителей, библиотекаря. Заработал клуб и ветлечебница. Пытались возродить леспромхоз, но мастера были молодые, неопытные, а рабочих мало. При первом же сплаве лес почти весь остался на берегах реки и тогда хозяйство аннулировали.
Из Ржева через село Итомля и д. Озерютино начали ходить маленькие автобусы два раза в день. Здание больницы отремонтировали полностью. И там открыли школу-семилетку.
В 1963 году в Мологине было торжество: праздновали 200-летие династии учителей Раменских. Собралось много народу, съехались сюда многие из их учеников, ставших учеными, учителями, юристами… Приехали и представители власти, уполномоченные различных организаций. Праздник удался на славу, а после него Мологинской школе было присвоено имя учителей Раменских. К сожалению, школа через несколько лет перестала существовать, но в памяти народной и в истории она осталась бы как первая открытая в Ржевском уезде школа. Так нет же, сработала советская показуха, и музей народного образования и династии Раменских перевели в село Итомля. С какой стати? В Мологине Раменские отработали двести лет. Здесь они жили все эти годы. Здесь их усадьба, родные могилы… Все расхищено.
Как и всюду, в Мологине начался упадок. Стало уезжать молодое и трудоспособное население. Постепенно перестали существовать школа, сельсовет, здравпункт, ветлечебница. И местных почти не осталось. А ведь когда-то было Мологино многолюдным и гостеприимным! Даже представители нескольких национальностей постоянно жили и временно оседали в селе. В 1763 году поселился здесь болгарин – учитель Раменский, да и остался здесь навсегда – его потомки жили здесь 200 лет. Примерно в 1919 году в Ржеве был расформирован военный офицерский госпиталь, и фельдшер Антон Бульбенко, белорус по национальности, навсегда выбрал село Мологино своим местом жительства.
В начале 30-х годов приехал в село с двумя сыновьями высокий, здоровый украинец, Моисей Абрамович пильщик. Он работал здесь начальником почты до конца войны. Немцы в войну закололи его штыком за валенки с галошами…Еврей Большун Григорий Давыдович жил и работал здесь директором леспромхоза до самой войны. Перебрались сюда и учителя, среди них – белорус Семен Лаврентьевич Березенко и эстонец Петр Пурро. Они женились в Мологине – на местных. Березенко в первые дни войны ушел на фронт. А когда она закончилась, вернулся к семье, но уже в Новоторжский район. Петя Пурро был летчиком и после войны уехал опять летать.
Среди рабочих леспромхоза были разные люди. По соседству с нами поселилась семья карел – шофера Конышкина. Между собой они говорили на родном языке. А у моей тети поселились четыре девушки марийки, приехавшие на практику в леспромхоз. Вечером они переодевались в свои национальные платья, похожие на длинные мужские рубашки с высоким воротом, только белые, с мелким черным рисунком, клали руки на плечи друг другу и танцевали, что-то припевая на своем языке.
По количеству населения Мологину положено было иметь врача. Вот и прислали к нам молодого доктора-грузина. Он был молчаливым, одевался легко: зимой на нем было осеннее пальто, кепка и полуботинки. Если его вызывали к больному, то в розвальнях (санях) он от холода сидеть не мог – и ехал стоя, держась за плечи кучера. Правда, летом он от нас уехал. Накануне войны в Мологино прислали нового врача – Софью Георгиевну Ксифилинос, «греческую коммунистку», как она сама отрекомендовалась. И она вскоре уехала: началась война, приближался фронт…
Вот такая история села Мологино. Сейчас уже такой статус снят – это одна из деревень Озерютинского сельского округа. Хотя Мологино запросто сегодня можно назвать хутором: здесь проживает одна полноценная семья лесника А.М. Соколова, несколько стариков и старух, да дачники. Кругом заросли молодого леса. А ведь существовало большое село много веков, и оно должно войти в историю родного края, как младший брат или сестра города Ржева: родились-то они почти в одно и то же время…
Л. ИВАНОВА
(Материал предоставлен Ивановой Ольгой Александровной.)