Кладбища Усень-Ивановское с. Аксаковская волость Белебеевского уезда Уфимской губернии.
Село Усень-Ивановское - одно из старинных сел в Башкортостане. Оно имеет богатую историю и уникальную культуру, на которую большое влияние оказало старообрядчество и пребывание здесь известных писателей и этнографов.
Из глубины истории дошла до потомков быль о возникновении села
Усень-Ивановского.
На Белебеевской возвышенности, недалеко от истоков безымянной речушки, у подножия горы, покрытой сосновыми и смешанными лесами, возник небольшой поселок. Датой основания села, по архивным документам, считается 1741 год, но поселение людей здесь возникло раньше. Жили здесь башкиры племени мин, и их маленькая деревня называлась Рысево, так как в окрестных лесах водились рыси. Башкирское поселение располагалось в северной части села.
В этом живописном уголке обосновались самовольщики, поселенники, бежавшие от тяжкой опеки царских людей и помещиков, от рекрутчины, раскольники (староверы), бежавшие за неподчинение законам Никона. Эти самовольщики занимались хлебопашеством, земля была знатная, хлебородная. На небольшом и малоизвестном водоразделе, затерявшемся среди дремучих лесов, покрывших огромной грядой Белебеевскую возвышенность, берет начало хорошо нам известная и родная река Усень. В далеком прошлом эта маленькая река более ста лет являлась большой двигательной силой построенного здесь медеплавильного завода.
...1 февраля 1736 года императрица Анна Ивановна подписала указ, который гласил:
«Не чинить препятствий башкирцам продавать свои земли». Указ преследовал хитрую цель — колонизировать башкирский край, изъять у местного населения как можно больше вотчинных земель, до минимальных размеров сократить обширные владения.
Царский указ всколыхнул многих, искавших в те годы средства для наживы. В далекую Башкирию кинулись предприниматели, чтобы по сходной цене купить у башкир подходящие участки земли и закрепить их за собой. В их числе был и Осокин Иван — Петров сын — «пермских и оренбургских медеплавильных заводов директор».
Сюда заводчика потянули найденные на реке Усень в десяти верстах от ее истоков залежи медных руд. Иван Осокин упорно добивался от государственной бергколлегии разрешения на строительство медеплавильного завода.
Мысль о сооружении Усень-Ивановского завода возникла у Ивана Гавриловича Осокина ещё в 1754 году, когда он захотел пополнить промышленное хозяйство двумя новыми предприятиями на речках Усень и Чермасан. Полгода спустя, в ноябре 1754 года, Иван Гаврилович Осокин отказался от своего намерения одновременно строить два завода: «За редкостью лесов и за малым течением воды в речке Чермасан». Но, остановив свой выбор на речке Усень, Иван Гаврилович Осокин не приступил к постройке на ней завода.
Ходатайство о постройке возобновил его племянник, Иван Петрович Осокин. Геодезист Петр Авдеев, обследовавший эту реку, нашел, что она имеет течение по мелкому галечнику, берега в крепкой красной глине, «а ресурсами пруда можно обеспечить работу трех медеплавильных печей». Указ Берг-коллегии на сооружение завода был дан 21 июля 1759 года и затем повторно 10 мая 1760 года.
29 ноября 1761 года завод начал функционировать, имея первоначально 2, а затем 4 медеплавильные печи. Предприятие вошло в единый производственный комплекс с Троицкими (Верхним и Нижним) заводами, находясь в 40 верстах от Троицкого Верхнего и 45 верстах от Троицкого Нижнего.
Завод получил двойное название по реке Усень, на которой он построен, и по имени заводчика. Таким образом, село Усень с 7 июля 1761 года по новому и с 24 июня по старому стилю именовалось село Усень-Ивановский завод. А день его рождения - Иванов день - стал престольным праздником.
Завод работал на воде и древесном угле. В 1777 году Усень- Ивановский завод выплавил 2240 пудов меди.
Внутри завода находилась небольшая фабрика, где изготовляли разную медную посуду.
Завод был обнесен крепкой деревянной стеной, где находилось несколько башен, довольное число пушек. Среди заводского строения находилась каменная церковь и несколько деревянных лавок, где продавали все необходимое для вольных работников. На Барском пруду была построена мельница и большой деревянный мост.
С момента возникновения предприятие действовало нестабильно: в 1763 году произведено 1458 пудов меди, в 1765 году — 3837 пудов, в 1766 году — 2579 пудов, в 1767 году — 3198 пудов штыковой меди. Три четверти выплавленной меди отправлялись в Екатеринбург и Москву и шли на денежный передел, остальная медь продавалась на рынке. В 1774 году выплавлено всего 388 пудов меди, но уже в 1775 году - 2338 пудов.
В 1780-1790-е годы предприятие оказалось в сложном финансовом положении, которое объяснялось невыгодными условиями сбыта готовой продукции. Заводовладелец принял ряд мер для стабилизации положения, в частности, в 1789 году он купил у башкир земельный участок с лесными угодьями и рудниками в полную собственность, но это дало незначительный эффект. В 1797 году на заводе имелись 8 медеплавильных печей, 1 молот для расковки меди в доски. В распоряжении завода было 5 действующих рудников и 444 недействующих. Рудники использовались совместно с Троицкими заводами.
В 1808 году Иван Петрович Осокин умер. Усень-Ивановский завод переходит в собственность Гаврилы Ивановича Осокина-сына Ивана Петровича Осокина. Его наследникам не удалось улучшить положение завода, несмотря на то, что производство меди в первое десятилетие XIX века несколько возросло. Предприятие вместе с Троицкими заводами было куплено в 1837 году Д.Е. Бенардаки. Однако и новому заводовладельцу не удалось оживить деятельность предприятия. Усень-Ивановский завод закрыли в 1864 году, по другим источникам - в 1866 году. Он просуществовал 103 (105) года, за это время на нем было выплавлено 201000 пудов меди.
От Бенардаки заводы перешли в казну.
В 1870 году состояние села в документах характеризуется следующим образом: «село Усень-Ивановский завод при речке Усень, в 15 верстах от города Белебея. В селе 276 дворов, 1813 жителей, четыре водяных мельницы, молельня раскольников. Занятие жителей – пчеловодство и земледелие».
Дома располагались на четырех улицах: Заречная, Нижняя, Средняя и Верхняя.
Улица Заречная располагалась за рекой Усень.
Нижняя улица тянулась вдоль правого берега реки, а Средняя и Верхняя улицы располагались параллельно ей.
После большого пожара 1898 года, когда сгорело 160 дворов, под строительство новых домов стали давать участки за селом. Так появилась новая улица - Шишовка. Название получила от слова «шиш» - это сооружение из трех жердей в виде шалаша для сушки снопов.
Концы улиц имели свои названия. Начало Нижней улицы называлось Бугор, так как находилось на возвышенности, а конец называли «за логом», потому что часть домов стояла за оврагом. На Средней улице были Забегаловка (дома стояли на отшибе - за оврагом) и Пластановка ( на этом конце часто происходили драки). Начало Верхней улицы называлось Ивановка (жили Иваны), в средней части улицы жили рабочие рудников, она называлась Рудничный; конец называли Квашнинка (жили семьи Квашниных). Конец Шишовки называли Ширповка по названию родника Ширпик.
На уклад жизни и формирование вкуса селян к культуре, литературе серьезное влияние оказала образованность хозяина завода, да и последующих его владельцев. Иван Петрович страстно любил поэзию, был лично знаком и дружил с Г.Державиным, а также с В.Тредиаковским, И.Дмитриевым. В доме Осокина в Петербурге нередко устраивались встречи писателей и поэтов столицы. Иван Петрович и сам пробовал перо, писал стихи.
Так вот, от владельца завода, а, прежде всего, от Осокина - старшего, и шло стремление местного населения к грамоте и увлечение литературой. В домах многих крепостных работников наряду с религиозной литературой были не редкостью и сочинения русских писателей.
Осенью 1883 года Пушкин побывал в Оренбурге и в других ближайших городах, где собирал материал для «Истории Пугачева» и «Капитанской дочки». Владимир Даль сопровождал его до яицкого городка Уральск. Здесь они расстались, Владимир Иванович (тогда чиновник особых поручений губернатора Оренбурга В.Перовского) дошел до Усеня. Об этом свидетельствует его рассказ «Башкирская русалка», в котором он с восхищением описывает красоту Усень-Ивановского леса: « С рассветом, в летний день, густые туманы встают с Асулы -Куля, с озера, и тянутся столбом, перегнувшись коромыслом на прызыв к Усень-Ивановскому лесу, и лес походит издали на огромное дымовье, из которого синий дым тянется, перегнувшись и постепенно расстилаясь. К далёкому озеру; около полудня Усенский лес убрался и управился с причёской своей, оделся облаками и тучами, но незванный гость и закоснелый враг причёски, горный ветер, - растрепал уже снова буйную голову Усеня, разогнал волны кудрей её во все четыре стороны, и тучки быстро несутся по ветру, чтобы к ночи снова пасть туманом на дремлющее озеро».
В 80 - х годах посетил наше село известный писатель- народник Н.Ф. Нефедов. В его очерке «Нарушенный завод» мы встречаем описание нарушенного здания завода, описание села и природы: «Передо мной за порядком домиков открывался такой вид: параллельно улице длинной стеной поднимались высокие горы, покрытые снизу доверху лесом, с обнажёнными в некоторых местах отвесами и покатостями. У подошвы гор в беспорядке лепились избушки, правее - уныло смотрели заводские сооружения: покосившееся здание бывшей конторы, обветшавшие постройки кладовых и амбаров и т.п.; левее, отдельно, стояли вершины гор - Исаевская и Ильинская, прямо внизу извивалась голубой лентой река Усень и озером стояла у плотины завода».
В 1904 году жил в нашем селе, изучал жизнь наших предков фольклорист, диалектолог, библиограф, член – корреспондент Академии наук СССР профессор Дмитрий Константинович Зеленин.
С итогами его исследований можно познакомиться в статьях «Черты быта Усень – Ивановских староверов» и «Усень – Ивановский говор».
В июле 1911 года в Усень - Ивановском отдыхали Марина Цветаева и Сергей Эфрон. Они снимали комнату в доме на улице Нижней (ныне улица М.Цветаевой). О том, как проходили их дни в селе Усень-Ивановском, рассказала местный краевед П.В.Кудинова со слов своего отца Василия Гнусина, который познакомил.
После революции в селе Усень - Ивановское был образован волостной исполнительный комитет. Председателем был Злыдников - большевик. Первым председателем сельсовета был избран бывший матрос броненосца «Громовой» коммунист - Денисов Иосиф Фёдорович. В июне 1918 года село Усень - Ивановское без боя было занято казаками Дутова, который поддерживал чехословацкий корпус. В январе 1919 года вновь была восстановлена Советская власть войсками Красной армии. Во время наступления Колчака, весной 1919 года, белогвардейцы вновь заняли село Усень- Ивановское, а 18 мая 1919 года Чапаевская дивизия заняла г. Белебей и вскоре освободила село. В 1923 году Усень - Ивановская волость вошла в Белебеевский уезд. В селе была создана первая комсомольская ячейка. Первой комсомолкой была Персидская Вера Леонтьевна. В 1930 году был организован колхоз «Память Ленина».
Первым председателем избрали рабочего, двадцатипятитысячника Петра Растворова, а затем Теньгаева. Позднее колхоз возглавляли Александр Дробин, Пров Федорович Квашнин, Федор Галактионов, Трофим Пыжьянов, Федот Персидский. В 1933 году в селе Усень-Ивановском был создан еще один колхоз. Его назвали «Ударником», а возглавлял Степан Ефимович Куцык. 74 двора вошло во вновь образованное хозяйство. В 1947 году два колхоза слились в одно хозяйство. Председателем укрупненного колхоза был избран Яков Леонтьевич Кирьянов. Много лет руководил Степан Ефимович Куцык, Аксан Нигматуллович Ильясов, Белозеров Александр Автономович.
В настоящее время колхоз «Память Ленина» переименован в ООО «Ивановское».
Село Усень-Ивановское по-прежнему красиво в окружении лесов, полей и речки Усень. О заводе напоминает небольшая основа кладки,
Изменили названия улиц. Нижняя до 1992 года называлась Советская, а затем была переименована в улицу М.Цветаевой (в честь пребывания М. Цветаевой в 1911 году). Решение о переименовании ул. Советской в ул. М.Цветаевой приняла 2 – я сессия Усень-Ивановского сельского Совета (протяженность улицы 1843 м.).
Средняя стала Комсомольской ( 2130 м.), а улица Верхняя переименована в улицу Гагарина (в честь 10 - летия со дня полета в космос первого человека) ( 2450 м.). Заречная осталась без изменения (1483 м.), а Шишовка называется Школьная (1363 м.), потому что здесь в 1913 году была построена первая школа в нашем селе.
Первая школа в селе, по архивным данным, была открыта в 1875 году по решению Белебеевской уездной управы. Но своего здания у школы не было, приходилось арендовать здание у Ларенцовых, таким образом, школа размещалась в частном доме. В 1911 году земство решило построить школу, а в 1913 году она уже встречала сельских ребятишек. Когда земство запланировало постройку школы, собрали сельский сход и поставили вопрос о выделении участка под ее строительство, некоторые мужики были против. Савеличев Афиногент сказал: «Братцы! У кого толк есть, тот и без школы научится читать и писать». Но большинство понимало: школа нужна. Новое здание строили плотники из Казани. День работы стоил 1 рубль. Рамы делали местные мастера на шипах, без гвоздей. Стекла промазывали замазкой с обеих сторон. Строительным материалом была сосна. Бревна возили от деревни Ключевка на лошадях. В 1913 году школа встречала сельских ребятишек. Здание стояло на полутораметровом фундаменте. Качество было отменное.
Школа была начальная (с 1 по 4 класс) и II ступень (5-6 класс).
Земство бесплатно обеспечивало детей учебниками, тетрадями, ручками, карандашами.
Учителями были Новикова Мария Николаевна, Кирьянов Кондратий Федорович.
В 1979 году было построено новое кирпичное двухэтажное здание школы.
Долгое время директором школы был Карпиюк А.Д.
Одновременно со строительством школы строилось новое здание сельского дома культуры, а до этого времени клуб находился в здании церкви. В 1979 году клуб переехал в построенное здание, сюда же была переведена сельская библиотека, она расположилась на втором этаже.
Рядом с Домом культуры находится памятник нашим односельчанам, которые погибли в борьбе с фашистскими захватчиками. 219 человек из нашего села пали смертью храбрых. Их имена высечены на мраморных плитах. Ежегодно здесь проводится митинг, посвященный 9 мая - Дню победы. К памятнику каждый год приходили ветераны войны, родственники погибших, учащиеся школы. Здесь всегда много цветов - как дань уважения людям, которые принесли мир на землю.
Население имеет возможность получать медицинскую помощь в участковой больнице, которая была построена под руководством врача Хисамутдинова Рамиля Калеевича в 1971 году.
Она считалась лучшей в районе по оснащенности медицинским оборудованием и по обслуживанию населения. В больнице функционировали кабинеты: операционный, ренген-кабинет, зубной и родблок. В операционном кабинете делали мелкие операции: зашивали раны, вскрывали абсцессы, фурункулы. Один раз за все время пришлось делать одну большую операцию роженице - кесерево сечение, было неправильное прилежание плода. Рентген-кабинет работал не постоянно, когда проводились профосмотры и диспансеризации, приезжал врач из Белебея А.А.Майоров. в 1982 году рентген –кабинет закрыли из-за вредного излучения, стены больницы не были предназначены для такого оборудования. Родблок работал постоянно, в год приходилось принимать до 26 родов, но роды принимали только экстренные, всех отправляли рожать в город. Зубной кабинет долгое время работал ежедневно. В селе был свой зубной врач Гаглачева Л.С. После переезда в город, она один раз в неделю приезжала лечить. Хисамутдинов Рамиль Калеевич руководил больницей 13 лет. В 1983 году его назначили главврачом районной больницы, и он переехал в г. Белебей. А на его место была назначена Маркелова Г.П.. Главврачом она проработала 16 лет.
В 2000 году был проведен капитальный ремонт, в это время одно крыло больницы было реконструировано под социальный центр для пожилых и инвалидов, который функционирует с 2001 года.
Привлекает внимание жителей и гостей села здание лесничества.
Усень – Ивановское лесничество основано в 1869 году. Центр находился в г. Белебее. Официальное название - «Казеннная Усень – Ивановская дача Уфимской губернии Белебеевского уезда и лесничества».
Оно имело свою канцелярию, складские помещения, квартиры для служащих. Первым лесничим был Хазов Захар, затем Симон Федор Павлович (ревизор – лесничий). Он был арестован за революционную деятельность.
С 1901 по 1955 год работал в лесничестве Кирьянов Автоном Варфоломеевич. Начал работу с разнорабочего, был лесником, объездчиком, техником, работал зам. лесничего и лесничим. Очень умный, опытный, рассудительный человек, всегда помогал всем и советом, и делом.
Всю свою жизнь отдал единственному, однажды выбранному делу – охране леса, охране родной природы Бубнов Евдоким Назарович. Он проработал в лесничестве с 1929 по 1963 год.
В течение многих лет возглавлял лесничество Садыков А.Ф.. При нем были посажены саженцы кедра сибирского, выращивали саженцы голубой ели, которую распространяли по всей территории Башкирии. Большую помощь в посадке саженцев и прополке оказывали члены школьного лесничества.
Большой вклад внесли в работу лесничества Мухина В.А. и Шаймарданов Р.М.
В настоящее время работает лесничим Петряков В.И.. В 2002 году на Всероссийском съезде лесоводов в Москве Усень-Ивановское лесничество было признано лучшим в России.
По плану застройки села в 80-е годы начали строительство нового детского садика. В 1986 году малыши с радостью перешли в новое благоустроенное двухэтажное здание.
В воскресные и церковные праздничные дни звучит над селом колокольный звон, приглашая посетить старообрядческую церковь Успения Пресвятой Богородицы. Старожилам этот звон напоминает о том, что в начале 20 века в селе было две церкви: церковь беглопоповского толка и австрийского(белокриницкого).
Священники церкви австрийского толка
В 30-е годы церковь закрыли. Священника Белозерова Сергея Илларионовича арестовали и расстреляли. Впоследствии здание было сломано и вывезено.
Старообрядческая церковь беглопоповского толка
Усень – Ивановскую старообрядческую церковь посещали жители 20-ти деревень. В 1935 году ее закрыли, а в 1936 году здание приспособили под сельский клуб. Верующие молились на дому. Спустя много лет церковь отремонтировали и начали проводить службы.
В 2002 году старообрядческую церковь села причислили к историческим памятникам духовной культуры.
В 2010 году была построена новая колокольня и приобретены 5 колоколов.
В 2011 году здание церкви реконструировали и состоялось торжественное открытие храма Успения Пресвятой Богородицы.
Для нас история села - источник вдохновения и гордости. Мы бережем культурные наследия как дань уважения памяти предков.
Источник: http://www.ysen.belebeycbs.ru/istselousen.php
1911 год с. Усень – Ивановское (с.Усень-Ивановский завод). Природа была настолько красива, а воздух и вода такими чистыми, что каждое лето сюда приезжали отдыхать сотни людей из Москвы, Петербурга и даже Средней Азии. В селе были единственные во всей округе сосновые леса и две кумысолечебницы, содержали их братья Китаевы – Баязит и Шангирей. В июле сюда прибывают юная Марина Цветаева и Сергей Эфрон (ее будущий муж), сбежавший из Коктебеля, где были у всех на виду.
Ждут нас пыльные дороги, Шалаши на час, И звериные берлоги, И старинные чертоги.... Милый, милый, мы как боги: Целый мир для нас! |
Как утверждают специалисты, это стихотворение девятнадцатилетней Марины Цветаевой было написано ею именно в Усень - Ивановском.
Сохранилось письмо самой Марины Цветаевой М. Волошину, написанное ею по приезде. В нем такие строки: « Сереженька здоров, пьет две бутылки кумыса в день....
Здесь много берез и сосен, небольшое озеро, мельница, речка. Когда начинается тоска по Коктебелю, роемся в мешке с камушками...».
Марина и Сергей сняли комнату в доме на улице Нижней (ныне улица Марины Цветаевой). О том, как проходили их дни в Усень - Иваново рассказывает местный краевед П.В.Кудинова.
со слов своего отца Василия Гнусина:
«В 1911 году в старообрядческой Усень - Ивановской церкви служил священник Плавтов. У него было двое детей - Леонид и Лариса. Они учились в Петербурге. Летом приезжали на каникулы. А к лесничему Усень - Ивановского лесничества А.Ф. Кирьянову каждое лето приезжал его племянник Александр, студент Петербургского университета. Были ли знакомы с Александром Леонид и Лариса раньше, - не знаю, но в то лето они часто встречались в церкви и на праздниках. Александр дружил с Ларисой.
В июне того же 1911 года в Усень - Ивановский завод на кумыс приехали еще двое: девушка и юноша. И вот вся эта молодежь стала появляться вместе - то в сосновом бору, то в березовой роще на вырубках (так мы называли места, где был вырублен лес). Я заинтересовался вновь приехавшими девушкой и юношей, решил с ними познакомиться.
Однажды направился к столовой, которая была специально построена для отдыхающих. Прихватил с собой цыпленка жареного - даже не одного, а двух. Стою, дожидаюсь у входа наших кумыcников (так их называли жители села, не кумысники, а произносится через букву «3»). Наконец, выходит из столовой эта девушка - красивая, подстриженная под кружало, молоденькая (лет ей 19) и с ней юноша. Я спрашиваю: « Вам не надо жареного цыпленка». Девушка обращается к своему другу или родственнику: «Сережа, возьмем, что ли? Уж очень мальчик хорошенький, смелый». « Ну, как, Мариночка, не взять у такого красивого паренька! Вот так я и узнал, что девушку зовут Мариной, а юношу Сергеем. Марина спрашивала у меня: « Как твое имя?». Я отвечаю: « Васька». « Какое имя хорошее, простое. Сколько стоят твои цыплята?» Я отвечаю: « Нисколько, берите так». « Как нисколько?» - удивилась Марина. А Сергей рядом стоит и улыбается. Марина говорит: « Мама твоя может тебя поругать». « Нет, - отвечаю я, - она у нас добрая».
Потом я стал, приносит им масло, яйца, цыпляток жареных на квартиру, но они уже платили деньги. Марина меня называла Василек.
Бывало, приду я в сосновый бор с товарищами, а там уж собрались все пятеро приезжих: Леонид, Александр, Лариса и Марина с Сергеем. Марина читала книги, потом говорила: « А вот я написала стихотворение, хотите послушать?» И начинает читать. Как - то спрашивает меня: « Ну, как, Василек, нравится тебе?» А я, смутившись, в ответ: « Хорошо читаешь, нравится». Позже товарищи, которые видели это, стали допытываться: « Откуда тебя, Васька, она знает? И называет как- то чудно - Василек». Я отвечаю, мол, познакомился с приезжей в столовой.
Так я подружился с новыми отдыхающими, часто катал их на лодке в барском пруду. Ходили все вместе: я, Марина, Сергей, Александр, Леонид и Лариса.
В августе Марина и Сергей покинули Усень - Ивановский завод. Марина оставила мне стихотворение, написанное ею о красоте усенской природы. Потом прислала письмо. Писали, что скучают об Усене, о природе, о рыбалке. Во время пожара в 1921 году сгорел наш дом, погибло все имущество, так пропали то стихотворение и письмо».
Помнят и любят Цветаеву в селе, ее стихи, полные глубоких раздумий о любви и жизни.
2 октября 1992 года в Усень-Ивановском был торжественно открыт первый и единственный (в то время) памятник Марине Цветаевой.
Автор памятника, уфимский скульптор, член Союза художников Рос¬сии Юрий Солдатов воплотил в бронзе образ юной Марины.
У дома, где она жила два месяца в 1911 году, установлена мемориальная доска.
25 сентября 1993 года в здании Усень - Ивановского лесничества, (двухэтажное здание – образец современного деревянного народного зодчества, построенного в 1969 году) в одной из комнат был открыт литературно - художественный музей М.Цветаевой, инициатором создания музея была П.В.Кудинова (местный краевед).
Для оформления экспозиций были использованы материалы, подаренные директором Центрального Дома-музея М.И.Цветаевой в Москве Э.С.Красовской. сотрудники этого музея несколько лет подряд присылали бесценные материалы: редкие книги, фотографии, копии документов.
Большой вклад внес в художественно-эстетическое оформление музея белебеевский фотомастер Р.Г.Ширгазин.
В 1997 году улица Советская была переименована в улицу М. Цветаевой (в честь пребывания М. Цветаевой в 1911 году). Решение приняла 2-я сессия Усень-Ивановского сельского совета. Предварительно был сделан опрос жителей, проживающих на этой улице. Единодушное согласие и послужило основой для принятия решения. Это своеобразный подарок к 105-летию со дня рождения поэта.
В сентябре 2010 года музей М.Цветаевой был перевезен в здание Сельского дома культуры.
22 сентября 2012 года на территории Сельского дома культуры была посажена рябиновая аллея к 120 – летию со дня рождения М.Цветаевой.
В 2012 году музей М.Цветаевой присоединился к всемирным Цветаевским Кострам и 7 октября прошел первый костер в с. Усень - Ивановском.
Источник: http://www.ysen.belebeycbs.ru/mcvet1.php
С в
озникновением Советской власти, проведением коллективизации началось уничтожение не только отдельных слоев населения, «неблагонадежных» граждан, но и целых семей, улиц и даже деревень. Так, старообрядческое село Усень-Ивановское Белебеевского района БАССР постепенно уничтожалось следователями-фальсификаторами. Среди задавленных машиной террора был и местный старообрядческий священник протоиерей Сергий Белозеров.
Сергий Иларионович Белозеров родился в 1875 году в с. Усень-Ивановское Белебеевского сельсовета Башкирской АССР (в настоящее время Республика Башкортостан, Белебеевский район) в семье крестьян-старообрядцев. В архивных следственных делах на Белозерова С. И. указано несколько разных дат его рождения: 1870 г. [1], 1872 г. [2], 1875 г. [3], 1886 г [4].
Белокриницкие священники с. Усень-Ивановское Белебеевского района БАССР
Однако чаще всего повторяется дата 1875 г. С конца XIX века в селе Усень-Ивановское существовали две старообрядческие церкви: белокриницкая и беглопоповская. Эти храмы посещали старообрядцы из ближайших 20 деревень. Учитывая, что в столь невеликом по площади населенном пункте были старообрядческие храмы, можно с уверенностью сказать, что наш герой родился в старообрядческом селе. Детство Сергий провел за работой на полях, посевами, сбором урожая и прочими крестьянскими трудами. Кроме того, Сергий получил хорошее духовное домашнее образование, научился грамоте.
В начале XX века Сергий женился на девице Прасковье, которая была на семь лет младше его. В 1902 году у Белозеровых родилась дочь Ксения, в 1911 году родилась дочь Павла, приблизительно в этот же период у Белозеровых родился сын Леонтий. Сергий Белозеров был рукоположен во священника в начале XX века к белокриницкой церкви родного села.
Белокриницкий храм в с. Усень-Ивановское Белебеевского района БАССР
В 1916 году у Белозеровых родился сын Иаков, в 1919 году — сын Потапий, в 1921 году — дочь Елизавета, через год — сын Тимофей, в 1926 году — дочь Анастасия.
У Белозеровых было хозяйство: «имел земли до 10 д. посева до 6 д. лошадей 1 гол. Коров 1 гол. Мелкого скота до 5 гол. с/х инвентаря (неразборчиво) плуг. В хозяйстве не применял наемный труд три сезонных три постоянных. Кроме с/х –ва служил попом с/х налогу платил в 1929 году 250 руб» [5]. Семья Белозеровых занималась хлебопашеством. Известно, что о. Сергий, кроме богослужений в сельском храме, окормлял другие приходы БАССР. Также в скором времени о. Сергий был возведен в достоинство протоиерея.
15 августа 1930 года сотрудники ОГПУ БАССР устроили обыск в доме старообрядческого священника Сергия Белозерова. Священника обвинили в том, что он не выпускал в оборот монеты в сумме 40 руб. [6] и в контрреволюционной агитации:
На основании изложенного, конкретно обвиняются: 11. Белозеров Сергей Ларионович, рождения 1875 г., женат, семья 7 чел, самоучка, б/парт., со слов не судим. До революции имел хоз-во: 5 д. земли, 1 лош., 1 кор., м/скота 5 г., с/х инвентаря не имел. Служитель религиозного культа. После революции посеву 10 д., лош. 1, кор. 1, м/скота 5 г., с/х налогу платил 250 р., права голоса лишен, раскулачен. В том, что: 1/Состоя членом кулацкой организации, устраивал тайные кулацкие собрания в церкви, агитировал крестьян против Соввласти и когда у раскулаченных отбирали кур Птицеводсоюз, он говорил: «Вы у меня кур отбираете, но потом вспомните» (неразборчиво). Как служитель культа вел агитацию среди бедноты: «Завтра или после завтра, в скором будущем нужно собрать серебро бумажные тоже разменивать на серебро, т.к. Соввласть скоро падет и мы останемся без денег и будем находиться в тупике» /л.д. 18, 19, 35/ [7].
Кроме о. Сергия о. Сергия по делу № 497 проходили еще 22 человека.
5 ноября 1930 года Тройка ГПУ БАССР слушала дело Белозерова С. И. и еще 26 человек. Белозерова С. И. приговорили к высылке в Сибирский край на три года, с конфискацией разменной монеты [8].
В скором времени умерла м. Прасковья. По данным на 1937 год протоиерей Сергий Белозеров проживал в с. Усень-Ивановском с сыновьями Иаковом, Тимофеем, дочерьми Ксенией, Павлой, Анастасией, Елизаветой. Сын Леонтий проживал отдельно, сын Потапий — «Усурийская область, Яковлевский район, почт. Отд. Ново Сысуево, почтов. ящик № 10 Литер Б» [9].
14 декабря 1937 года в дом Белозеровых заявились сотрудники РО НКВД БАССР с ордером № 123 на обыск и арест о. Сергия. В ходе обыска были изъяты следующие вещи: религиозных книг 6 шт. в переплете, фотокарточек 10 шт., лестовок кожаных 3 шт.» [10]. Тут же было предоставлено постановление о предъявлении обвинения:
Город Белебей 1937 г. декабря 14 дня. Опер. Уполн. Белебеевского райотделения отдела УГБ НКВД Башкирской АССР Сержант Госбезопасности Минигулов рассмотрев следственный материал по делу № и приняв во внимание что Белозеров Сергей Илларионович 1870 года рождения, русский, б/п, грамотный, из с. Усень-Иваново Белебевского района БАССР. Достаточно изобличается в том, что является участником контрреволюционной повстанческой организации (неразборчиво) — ведет контрреволюционную агитацию пораженческого характера. Постановил: Белозерова С. И. привлечь в качестве обвиняемого по ст. 58 10, 11 УК, и избрать меру пресечения содержание под стражей в тюрьме города Белебей. Опер. Уполномоченный РО НКВД Сержант Гос. Безопасности Минигулов. Согласны: Нач. райотделения (неразборчиво) УГБ. Нач. отдела УГБ НКВД БАССР [11].
Затем начались допросы: Показания обвиняемого Белозерова «16» декабря 1937 г.
Вопрос: Скажите ваша социальное происхождение?
Ответ: Я Белозеров по социальному происхождению и положению кулак, до революции и после революции служитель культа священник. Белозеров
Вопрос: Вы арестованы, как участник контр-революционной повстанческой организации, дайте показания кто вас завербовал?
Ответ: Я Белозеров ни в какой контрреволюционной организации членом не состоял и не состою
Протокол повторного допроса
1937 г. декабря месс. 17 дня, Я Опер. Уполном. Белеб. РО НКВД сержант Минигулов допросил в качестве обвиняемого Белозеров Сергей Ларионович
(неразборчиво) данные допрашиваемого см. в протоколе первичного допроса)
Вопрос: Вы прекратите ваша запирательство дайте показания, кто вас завербовал в состав контр-революционной организации?
Ответ: Повторяю, что я к контр-революционной организации не примыкал
Вопрос: Вам предъявляется показания обвиняемого Денисова Федора Осиповича разоблачающая вас в принадлежности в контр-революционной организации, подтверждаете вы это?
Ответ: Да, я Белозеров показания Денисова подтверждаю, больше не намерен скрывать своею принадлежность в контр-революционной организации решил давать правдивое показания, участником контр-революционной организации я являюсь с (неразборчиво)» [12].
Далее священник оговаривает себя, как выяснилось спустя годы, не по собственной воле. Кроме о. Сергея по этому делу были арестованы еще 62 человека. Как позже признаются следователи-фальсификаторы, допросы проходили по конвейерной системе, с применением незаконной физической силы к подследственным. Уже когда стихнут репрессии, невинно осужденные расскажут о своих многочисленных письменных жалобах на применение силы со стороны нквэдэшников, о жалобах, которые тут же уничтожались.
По данному делу арестовано и привлекается в качестве обвиняемых 63 чел. — следующие: 56.Белозеров Сергей Илларионович 1870 года рождения, русский, подданство СССР, грамотный, б/п, имеет семью 6 человек, б/кулак, поп, в 1931 г. раскулачен, в том де году ссудим Тройкой НКВД на 3 лет, по ст. 58 10, 11 УК, священник, до и после революции в своем же х-ве имел земли 5-6 га, 2 лошадей, 1 корову, 6 голов мелкого скота, 6 человек сезонных работников, до ареста проживал в д. Усень-Ивановском того-же сельсовета Белебеевского района БАССР в том что: 1.Будучи враждебно настроен вошел в состав к/р организации 2.Проводил к/р агитацию против колхозного строя, удерживал единоличников от вступления в колхоз. Т.е в преступлении предусмотрено по ст. 58 10 и 11 УК. Виновным себя признал. Следственное дело по обвинению выше перечисленных лиц в количестве 63 чел. считать законченным и направить в НВКД БАССР город Уфу [13].
Выписка из протокола № 57
Заседания Тройки НКВД Башкирской АССР от «29» декабря 1937 г. [14]
Слушали: Постановили:Дело Белебеевского РО НКВД БАССР № 2499.
По обвинению:
56) Белозерова Сергея Ларионовича, 1870 г. рождения, русского.
Повстанец, Священник. В 1931 г. ПП ОГПУ по БАССР по ст. 58-19 УК осужден к 5 г. ссылки, срок отбыл.
Обвиняется в том, что являлся участником к/р повстанческой организации, существовавшей анна территории Белебеевского района БАССР.
Вел среди населения активную к-р агитацию направленную на срыв мероприятий проводимых партией и правительством на селе.
Высказывал злобную к-р клевету по адресу советской власти.
Агитировал единоличников за невступление в колхоз, а колхозников за выход из колхоза.
Выписка верна Секретарь Тройки НКВД БАССР
Белозерова Сергея Ларионовича —расстрелять. Лично принадлежащее имущество — конфисковать.
Приведено в исполнение 21 февраля 1938 года
(см. на обор.)
Все это время о. Сергий содержался в тюрьме г. Белебея. Церковь, в которой служил о. Сергий закрыли. Была закрыта и беглопоповская церковь.
Беглопоповская церковь (РДЦ) в с. Усень-Ивановском Белебеевского района Башкирской республики. В настоящее время действующий старообрядческий храм.
21 февраля 1938 года в 22 часа старообрядческий священник Сергий Белозеров был расстрелян:
1938 года февраля 21 дня, мы нижеподписавшиеся, комендант НКВД БАССР Богданов, ст. инспектор 8 отделения — Сержант Гос. Безопасности Ковалевич и пом. нач. внутренней тюрьмы Ополев составили настоящий акт в том, что на основании постановления Тройки НКВД БАССР от 29 декабря 37 г. прот. № 57, по делу № 2499 привели в исполнении приговор о высшей мере соц. защиты расстреле по отношению: Белозерова Сергея Ларионовича, 1870 г. Указанное выше лицо расстреляно 21 февраля 38 г. в 22 часа, что свидетельствуем подписями. Комендант НКВД БАССР /Богданов/. Ст. Инспектор 8 отд-ния Сержант Гос. Безопасности /Ковалевич/. Пом. Нач. внутр. Тюрьмы /Ополев/ [15].
В 1956 году началась реабилитация 63-х осужденных жителей Белебеевского района. Из них «решением Тройки НКВД БАССР от 29 декабря 1937 года было осуждено к расстрелу 10 человек, к 10 годам ИТЛ – 50 человек, к 8 годам ИТЛ – 3 человека» [16].
«Изучение архивно-следственного дела, а также материалов дополнительной проверки показывает, что все вышеперечисленные лица были арестованы и осуждены необоснованно, по непроверенным и противоречивым материалам. Многие из обвиняемых впоследствии от своих показаний отказались. В частности, Вяткин, Гурьянов, Туринге, Гусев, Бахарев и Зубов от своих показаний отказались в жалобах, поданных в различные инстанции. Иванов и Кузнецов на допросах в июле 1956 года. В жалобах и на допросах названные лица указывают, что никаких преступлений они не совершали, признательные показания на предварительном следствии подписывали в результате применения к ним незаконных методов ведения следствия. Как следует из заключений Прокуратуры БАССР от 4 апреля и 22 июля 1940 года осужденные Жданов К. Н., Усанов Ф. П., Слющенков И. Г., Юсеев Н. З. и Степанов В. А. подавали жалобы о пересмотре их дела, однако, жалоб в деле не имеется. Наумов С. Г. в своей жалобе от 31 мая 1940 года указал, что он на следствии вынужден был подписать вымышленные показания в результате незаконных методов его допроса. Исходя из анализа всех свидетельских показаний следует, что в основу обвинения лиц, осужденных по делу, они положены быть не могут.
Как следует из обвинительного заключения и выписки из протокола заседания Тройки НКВД БАССР. Гурьянову Н. А. вменялось в вину подготовка к совершению террористического акта над бывшим начальником Белебеевского РО НКВД Гуненковым, однако это, за исключением признаний самого Гурьянова, не было подтверждено никакими данными.
Впоследствии в своей жалобе Гурьянов от своих показаний отказался, указав, что он вынужден был подписать протокол допроса в результате издевательств над ним во время допросов со стороны допрашивавшего» [17].
«Изучение архивно-следственного дела и материалов дополнительной проверки показывает, что со стороны бывшего начальника Белебеевского РО НКВД Гуненкова было допущено явно провокационное действие, выразившееся в том, что последним был водворен в камеру предварительного заключения гражданин Костромин Н.С. с целью провоцирования обвиняемых на заведомо ложные показания путем запугиваний и уговоров их. Это обстоятельство подтверждается признаниями самого Костромина, дважды допрошенного в 1939 и 1956 г.г. в качестве свидетеля, а также показаниями осужденных по настоящему делу Иванова, Кузнецова и материалами прекращенного в 1939 году архивно-следственного дела № 3564 на Гусева И. Г. и других, всего в количестве 16 человек. Бывшие сотрудники Белебевского РО НКВД БАССР Гуненков и Фомичев, проводившие расследование по настоящему делу, в своих объяснениях указывают, что в Белебеевском РО НКВД в бытность их работы применялись к арестованным незаконные методы ведения следствия, в частности т.н. конвейерная система и ночные допросы» [18].
Протест об отмене постановления Тройки НКВД БАССР от 29 декабря 1937 был удовлетворен. Старообрядческий протоиерей Сергий Белозеров был реабилитирован.
Известно, что сын о. Сергия Тимофей на момент реабилитации отца проживал по адресу: БАССР, гор. Туймазы, п/о Нижне-Троицкое, ул-ца Пушкина, дом № 11 [19].
31 августа 1989 года Белозеров С. И. был реабилитирован по первому приговору (1930 г.): «Заключение в отношении Белозерова С. И. По материалам уголовного дела (арх. № 6785) Фамилия, имя отчество Белозеров Сергей Илларионович. Дата и год рождения 1875 национальность русский. Место рождения БАССР, Белебеевский кантон, село Усень-Ивановское. Сведения о партийности (в т.ч. № партбилета) беспартийный. Место работы и должность до ареста село Усень-Ивановское, Белееевский район, крестьянин. Место жительства до ареста с. Усень-Ивановское, Белееевский р-н, Ф.И.О. родственников и их место жительства в настоящее время Сын — Белозеров Потап Сергеевич: г. Белебей, ул. Дорожная, д. 2; Сын — Белозеров Яков Сергеевич: г. Белебей, ул. Советская, 95; дочь Белозерова Анастасия Сергеевна, Туймазинский р-н, пос. Троицк, ул. Пушкина д. 23. Дата ареста, предъявлявшееся обвинение, когда и каким несудебным органом было вынесено решение по делу: арестован 16 августа 1930 г, предъявлялось обвинение в том, что состоял членом кулацкой группировки, устраивал тайные собрания кулаков, проводил агитацию против Советской власти и распространял слухи о ее скором падении, т.е. по ст. 58, п. 10 и 11 УК РСФСР обвинялся по ст. 58 п. 7 УК РСФСР, осужден 24 марта 1931 года тройкой ГПУ БАССР (протокол № 9). Белозеров Сергей Илларионович подпадает под действие ст. I Указа Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1989 г. «О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий, имевших место в период 30-40–х и начале 50-х годов (неразборчиво)» Уполномоченный отдела КГБ БАССР Р. Т. Аминов. Согласны: Начальник отдела КГБ БАСССР Р. И. Ахтямов. Помощник прокурора (прокурор отдела) БАССР Е.Н. Кучеров» [20].
[1] Архив УФСБ по РБ. Д. В-3673. Т. 2, л. 203.
[2] Архив УФСБ по РБ. Д. В-3673. Т. 1, л. 369.
[3] Архив УФСБ по РБ. Д. В-13411, л. 222.
[4] Архив УФСБ по РБ. Д. В-3673. Т. 1, л. 364.
[5] Архив УФСБ по РБ. Д. В-16959, л. 151.
[6] Архив УФСБ по РБ. Д. В-13411, л. 224.
[7] Архив УФСБ по РБ. Д. В-16959. Л. 215, 268 обор.
[8] Архив УФСБ по РБ. Д. В-16959. Л. 272.
[9] Архив УФСБ по РБ. Д. В-3673, т. 2, л. 203.
[10] Архив УФСБ по РБ. Д. В-3673, т. 1, л. 366.
[11] Архив УФСБ по РБ. Д. В-3673, т. 1, л. 367.
[12] Архив УФСБ по РБ. Д. В-3673, т. 2, л. 204, 205.
[13] Архив УФСБ по РБ. Д. В-3673, т. 2, л.359, 376.
[14] Архив УФСБ по РБ. Д. В-3673, т. 2, л.444.
[15] Архив УФСБ по РБ. Д. В-3673, т. 1, конверт.
[16] Архив УФСБ по РБ. Д. В-3673, т. 4, л. 453.
[17] Архив УФСБ по РБ. Д. В-3673, т. 4, л. 453, 455, 456, 459.
[18] Архив УФСБ по РБ. Д. В-3673, т. 4, л. 459, 460.
[19] Архив УФСБ по РБ. Д. В-3673, т. 5, л. 123.
[20] Архив УФСБ по РБ. Д. В-16959. Л. 329.
Источник: http://ruvera.ru/articles/bolshoiy_terror