Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

Посмотри на край, потом купи бязь; посмотри на мать потом женись на дочери. (татарская)

Чураево д. ( Чураева) Чураевская волость Бирский уезд Уфимской губернии.

Назад Современное название и административное отношение данного населенного пункта по справочнику:

Россия, Респ Башкортостан, Мишкинский р-н, село Чураево

Кладбища д. Чураева Чураевская волость Бирский уезд Уфимской губернии.



Год основания: 

Упоминается (ссылка на источник информации):

GPS-координаты

История наименования и принадлежности:

  • Чураева д. Чураевская волость Бирский уезд Уфимской губернии.
  • Чураева д. Сталинская волость Бирский уезд Уфимской губернии.
  • Россия, Респ Башкортостан, Мишкинский р-н, село Чураево 

Принадлежал (помещик):

  •  

Состоял в приходе:

  •  

Ближайшие приходы

 

Архивы:

  •  

 

Чураева, д. на зем. трак., при реч. Кынгыр, вол. прав., 2 мин. шк., вин., пивн. и 4 бак. лав., 2 кузн., красил. завед., вод. мел. Земледелие


3418. Чураева деревня /Сталинская волость
На 1920г: 200 дворов и 407/491 жителей - марийцы; на 1926г - 162 двора.

По справочнику подворной переписи крестьянских хозяйств Бирского уезда. 1914г
36. Чураева: Чураевское сельское общество, черемисы, коренные собственники, 188 дворов с населением 498/506 мужчин и женщин.
Обеспечение наличной и купчей землёю по хозяйствам без аренды:
хозяйств без земли - 0 ; до 3 десятин -0 ; от 3 до 5 десятин - 27 ; 5-10 десятин -44 ; 10-15 десятин -56; 15-20 десятин -35; 20-30 десятин -25; 30-40 десятин -1; и свыше 40 десятин -0 хозяйств.
Распределение хозяйств по размерам землепользования, включая арендованную землю:
не пользующихся землёй -0 ; с землепользованием до 3 десятин -0 ; от 3 до 5 десятин -19 ; 5-10 десятин -44 ; 10-15 десятин -58; 15-20 десятин -33; 20-30 десятин -31; 30-40 десятин -3; и свыше 40 десятин -0 хозяйств.
Общее количество скота на всё селение: 1954 голов.
Распределение наличных хозяйств по лошадям: безлошадных -11 ; с 1 рабочей лошадью - 43 ; с 2 рабочими - 49 ; с 3 рабочими - 36 ; 4 и более - 49 хозяйств.
Распределение наличных хозяйств по коровам: без коров - 28 ; с 1 коровой - 67 ; с 2 коровами -45 ; с 3 и более -48 хозяйств.
Распределение наличных хозяйств по скотине в целом: без всякого скота - 8 ; с одним мелким скотом - 1 ; с одним крупным скотом -7 ; с крупным и мелким скотом -72 хозяйства.
Пчеловодство: 9 хозяйств, имеют 44 улья.
Побочные промыслы: из 18 дворов 18 работников

По СНМ 1906г /Чураевская волость
Чураева: деревня на земском тракте, при речке Кынгыр, волостное правление, 2 министерские школы; винная, пивная и 4 бакалейные лавки, водяная мельница, красильное заведение, 2 кузницы. На 170 дворов указано 446/443 жителей, основное занятие - земледелие.

Сборник статистических сведений по Бирскому уезду, 1899г. /Чураевская волость.
Селение Чураево: расположено на отлогом склоне у северо-западного края владения, в 25 верстах от г. Бирска. При селении р. Кингирь, пригодная для устройства мельниц. Население: черемисы (тептяри), коренные-собственники, в числе 209 ревизских душ. Земля в одном участке. Есть особо купленная земля у 6 хозяев в товариществе с жителями д. Кильметево. Пашня по отлогим склонам к северу и западу, к р. Кингирь. 1/4 пашни сравнительно новая. Почва: преимущественно суглинистая, на высоких местах орехового цвета, в низинах черно-бурая, плотная, глубиною 6 - 16 вершков. Подпочва - красная вязкая глина. Удобрение практикуется. В селении 15 веялок. Огороды разводятся. Выгон присельный, преимущественно по возвышенной местности. Сенокос поемный и суходольный. Сена своего не хватает. Лес на возвышенном месте к юго-востоку от селения, по суглинку. Пользуются сообща на 8 деревень; рубят на свои нужды по мере надобности. Избы топят дровами. В уделе арендуют 174 десятин дровяного леса под расчистку на 18 лет. Оброчные статьи: мельница и место в общем владении с д. Кильметевой (1,5 десятины), в аренде на 12 лет, с платой по 45 рублей в год. В селении 3 лавки и 1 кузница отдельных хозяев.

По СНМ 1896г /6-ой стан, Чураевская волость
2920. Чураева: деревня при речке Кынгыр; на 140 дворов указано 473/469 жителей. Училище, волостное правление, 4 торговые лавки, казенная винная лавка, кузница.

По СНМ 1870г /5-ый стан, по правую сторону от проселочной дороге из города Бирска в город Осу.
1631. Чураева: деревня при ключе; на 71 двор указано жителей: 242/240 - черемисы. Волостное правление, училище. 2 мельницы водяные. 5 лавок, базары по четвергам. Пчеловодство, плетение лаптей.


Документы общего содержания
001. Материалы об образование деревень Чураевой, Сухоязовой, Сосновка, Бикшикова, Кайрякова, Каргина, и Букленды
/в деле черемисы указанных деревень ссылаются на грамоту от «7194 (1686) года января 14 дня, последовавшей по указу Великих Государей и Князей Иоанна и Петра Алексеевичей, получили окончательное утверждение бесспорного и единственного владения землею…
Вышеупомянутые документы в Общем Собрание Сената признаны действительными, права доверителей моих на сказанную землю окончательно утверждены…»

-----------------------------------------------
002. МК тептярей язычников деревни Чураевой, 1869г
003. МК тептярей язычников деревни Чураевой: 1916г, 1917г, 1919г
004. Список домохозяев 1-го Чураевского товарищества Чураевской волости, 1908г
005. Список домохозяев 2-го Чураевского товарищества Чураевской волости, 1909г
006. Список домохозяев 3-го Чураевского товарищества Чураевской волости, 1910г


Отдельные выявленные фамилии
001. Никифор Карпов /событие из жизни, хутор при деревне Чураевой, 1912г
002. Дигитай Апкадыров - умер, сын Игнатий, дочери: Саймалче и Сайгалче /о продаже имущества умершего черемиса деревни Чураевой, и назначение опеки над его детьми, ныне проживающие у своего дяди. 1911г
003. Салик Мралин /жалоба, событие из жизни. 1875г
004. Ильбика Мусина /жалоба, событие из жизни. 1875г
005. Имяк Имашов /жалоба, событие из жизни. 1888г
006. Баймелий Балиев /доверенный, жалоба, событие из жизни. 1888г


Айдарова Л.У.

Ученица средней школы МУ СОШ №1Чураево

Возникновение с.Чураево.

Первые марийцы прибывали на эти места семьями или небольшими группами и по

традиции селились сначала отдельно, хотя и недалеко друг от друга. Например, в

предании о возникновении села Чураево говорится, что первыми прибыли сюда

мариец Киптан и три его сына – Чорай, Курманай, Сарвай (Сарманай). Братья

расселились на расстоянии 4-5 километров друг от друга, и они положили начало

селениям Чураево и Курманаево. Обычным явлением были и частые поездки

поволжским,

особенно

взаимосвязей между ними можно найти в устных преданиях переселенцев. Сепеев

Г.А. ссылаясь на: МЭЭ 1962г., инф. П.Аблеев, А.Айдыбаев, сообщает, что Киптан

и три его сына прибыли в Башкирию из окрестностей Казани без своих семей.

Несколько лет они жили одни, но постоянно ездили на родину, даже подати

продолжали платить в Казань. Семьи и имущество они перевезли только после того,

В первое время, места жительства марийцев-основателей деревень Чураево,

Курманаево, Измарино представляли собой просто поселение-усадьбу, жители

которой составляли одну большую семью. Такое поселение связывалось с именем

именно он

непосредственно

окружающим населением, в первую очередь с башкирами-вотчинниками, на земле

которых устраивался жить со своей семьей. Постепенно его имя и закрепилось в

названии поселения. Так от имени основателя и была названа деревня Чураево.

Каково же точное время основания деревни? Согласно Сахратуллину первые

переселенцы деревень Чураево, Букленды, Каргино, Кайраково, Бикшиково,

Колдбеково, получили землю от имени царя во владениях башкир в 1686 году, а

деревень Курманаево, Большой Сухояз, Сосновка, Верхний Сухояз – 14 января

этого же года. Это подтверждает и «Наказ марийских крестьян деревень Сосновой,

Больших Сухояз и Беклендов Команды Старшины Агея Кельметева Осинской

дороги Уфимского уезда». В этом документе говориться, что указанные деревни

получили землю от имени царя в 1685-1686 гг.

Весьма любопытен тот факт, что село под названием Чураево в документах 18

века вообще не упоминается. Это обьясняется тем, что первоначально деревня

называлась по-другому. Ее первоначальное название было Сухояз, а точнее Новый

Сухояз. И это название не случайное, так как в 18 веке деревень с названием

Сухояз было довольно таки много. Так по переписи 1762-1764 гг. в команду

старшины Ахмера Агеева входило несколько деревень с названием Сухояз:

Большой Сухояз, Другой Сухояз, Верхние Сухоязы, Сухояз.

Название же Чураево было дано селению скорее всего лишь в XIX веке, так как

именно с этого времени в документах встречается деревня под названием Чураево.

Что касается названия Сухояз, то оно идет от некоего Султана Сухоязова, культ

которого сохранился в виде «святого места» Султан –Керемет, куда верующие

марийцы до сих пор совершают паломничества. По легенде здесь раньше жил

кузнец мариец Султан богатырского роста и редкой силы. При жизни он защищал

восточных марийцев от притеснений со стороны русских, татар и башкир. После

его смерти, суеверные марийцы стали полагать, что и на том свете Султан будет

защищать марийцев, помогать им в жизни и в борьбе с притеснителями. И Султан

становится для них святым, и они стали ходить в «керемет» Султана, приносить его

душе жертвы. Но нельзя целиком полагаться на эту легенду. Если Султан Сухоязов

и существовал, он не мог приехать в Башкирию один, раньше других марийцев и

построить кузницу среди непроходимых лесов. Скорее всего, он был среди первых

переселенцев, был физически здоров и выступал лидером среди марийцев. Таким

образом, все эти деревни названы в честь легендарного предка широко известного

в здешних местах.

У марийцев, поселившихся на новых землях, не все было так гладко, как хотелось.

На их пути было много трудностей. Как указывают некоторые авторы, в первых

переписях марийцев- переселенцев про многих марийцев написано «убиты

башкирцами». По всей видимости, первые переселенцы в чужом краю нередко

вступали в стычки с коренным населением из-за земельных угодий. К трудностям

такого рода добавлялась и продовольственная проблема. Так во многих деревнях, в

том числе и в Чураево сохранились легенды «о пелкиндем населе» («род полкаравая

хлеба»). Суть их такова: у богатого марийца бедный мариец просил полкаравая

хлеба, чтобы не умереть с голоду. Взамен хлеба бедный мариец давал зажиточному

марийцу своего ребенка. Поэтому род бедного получал название «пелкиндем

насел», что в дословном переводе на русский означает «род полкаравая хлеба».

Социально-экономическое развитие марийцев деревень Чураево и Букленды

определяла их принадлежность к категории крестьянства.

Так как деревня Чураево было основано переселенцами, для начала следует

затронуть проблему их землеустройства на новых местах жительства.

Как известно, в Башкирии с момента ее добровольного вхождения в состав

Русского государства все занимаемые жителями края земли были отданы им в

вотчинное пользование. Башкиры являлись собственниками огромных земельных

угодий. Поэтому башкиры использовали часть своей земли для поселения

переселенцев, разрешая им заводить крестьянское и другое хозяйство, а также

пользоваться в хозяйственных целях угодьями. Таким образом, марийцы выступали

арендаторами вотчинных земель башкир.

Все права и обязательства припущенников оговаривались и закреплялись в

припускных

договорах.

По

этим

договорам

переселенцы

получали

в

свое

распоряжение пашни, сенокосы, леса, различные виды промысловых угодий

(рыбные и звериные ловли, бобровые гоны, хмелевые и бортные угодья). Так в

«Наказе марийских крестьян деревень Сосновой, Больших Сухояз и Беклендов»

говорится, что прадеды, деды и отцы их владели этими землями со всеми

«бортными ухожьями, со звериными гонами, с рыбными ловлями и с хмелевыми

щипаниями». Одним из основных пунктов соглашений являлось право пользоваться

пахотной землей и сенными покосами. Отсюда видно, что наши предки, являясь

древними земледельцами и животноводами, уделяли этому большое внимание.

Марийцы

деревни

Чураево

выращивали

различные

сельскохозяйственные

культуры. По данным статистики в конце 19 века в Чураевской волости выращивали

в основном рожь, овес, просо, полбу. Далее следовали пшеница, горох, ячмень,

картофель, конопля, лен. П.И.Рычков в 1767 году указывал, что в Оренбургской

губернии «земляные яблоки не только не садят, но и совсем оные произращения в

здешних местах неизвестны». По записям С.Сагадеева в Чураево картофель

появился только в 1880 году. Семенную картошку привозили из Бирска. В целях

распространения среди населения данной культуры с баржи стоявшей около берега

Белой раздавали каждому человеку по 2 пуда картошки бесплатно.

Большую роль в хозяйстве играло животноводство. Поэтому жители деревни

Чураево и окрестных деревень в значительной мере были обеспечены лошадьми. К

примеру, в Чураевской волости на 1943 двора было 6954 лошади, то есть 2-3 лошади

на двор, из них рабочих лошадей было – 4788, «лошадей подростков» - 1322,

жеребят – 844 С. Сагадеев в своих записях также указывает, что в каждом дворе

было по 2 – 3 лошади.

Важным подспорьем в хозяйстве марийцев Чураево было бортничество. Многие

переселенцы выбирали место поселения в зависимости от удобства для занятия

пчеловодством. Это фиксируется и в преданиях первых переселенцев. Так, в

предании о селе Чураево Киптан находит дуплистое дерево с пчелами, вместе со

своим сыном Сарваем срубает его, делают бочку и наполняют еѐ медом. Право

марийцев переселенцев владеть бортьми отмечается и в договорах о припуске. Так,

в «Наказе марийских крестьян деревень Сосновой, Больших Сухояз и Беклендов»

(близлещашие к Чураево деревни) говориться, что владеют они отведенной им

землей со всеми бортными угодьями бесспорно». Также отмечается, что в качестве

ясака они должны платить и по 2 батмана меду (3 пуда) на год. Бортные угодья,

таким образом, находились в «вотчинной» собственности и передавались по

наследству. Каждый владелец отмечал свои борные деревья своими «тамгами». Тем

более, что нередко бортные угодья располагались далеко от селений.

▼ РАСКРЫТЬ ▼
▲ СКРЫТЬ ▲

    Яндекс.Метрика
    © 2015-2025 pomnirod.ru
    Кольцо генеалогических сайтов