Кладбища д. Чураева Чураевская волость Бирский уезд Уфимской губернии.
Год основания:
Упоминается (ссылка на источник информации):
Административно-территориальное деление Союза ССР на 1 января 1926 г.
Административно-политическое строение Советского Союза 1927 г.
Административно-территориальное деление Союза ССР и список важнейших населенных пунктов 1929 г.
Реестр зарегистрированных в АГКГН географических названий населённых пунктов.
Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований (ОКТМО)
GPS-координаты:
История наименования и принадлежности:
Принадлежал (помещик):
Состоял в приходе:
Ближайшие приходы
Архивы:
Чураева, д. на зем. трак., при реч. Кынгыр, вол. прав., 2 мин. шк., вин., пивн. и 4 бак. лав., 2 кузн., красил. завед., вод. мел. Земледелие
3418. Чураева деревня /Сталинская волость
На 1920г: 200 дворов и 407/491 жителей - марийцы; на 1926г - 162 двора.
По справочнику подворной переписи крестьянских хозяйств Бирского уезда. 1914г
36. Чураева: Чураевское сельское общество, черемисы, коренные собственники, 188 дворов с населением 498/506 мужчин и женщин.
Обеспечение наличной и купчей землёю по хозяйствам без аренды:
хозяйств без земли - 0 ; до 3 десятин -0 ; от 3 до 5 десятин - 27 ; 5-10 десятин -44 ; 10-15 десятин -56; 15-20 десятин -35; 20-30 десятин -25; 30-40 десятин -1; и свыше 40 десятин -0 хозяйств.
Распределение хозяйств по размерам землепользования, включая арендованную землю:
не пользующихся землёй -0 ; с землепользованием до 3 десятин -0 ; от 3 до 5 десятин -19 ; 5-10 десятин -44 ; 10-15 десятин -58; 15-20 десятин -33; 20-30 десятин -31; 30-40 десятин -3; и свыше 40 десятин -0 хозяйств.
Общее количество скота на всё селение: 1954 голов.
Распределение наличных хозяйств по лошадям: безлошадных -11 ; с 1 рабочей лошадью - 43 ; с 2 рабочими - 49 ; с 3 рабочими - 36 ; 4 и более - 49 хозяйств.
Распределение наличных хозяйств по коровам: без коров - 28 ; с 1 коровой - 67 ; с 2 коровами -45 ; с 3 и более -48 хозяйств.
Распределение наличных хозяйств по скотине в целом: без всякого скота - 8 ; с одним мелким скотом - 1 ; с одним крупным скотом -7 ; с крупным и мелким скотом -72 хозяйства.
Пчеловодство: 9 хозяйств, имеют 44 улья.
Побочные промыслы: из 18 дворов 18 работников
По СНМ 1906г /Чураевская волость
Чураева: деревня на земском тракте, при речке Кынгыр, волостное правление, 2 министерские школы; винная, пивная и 4 бакалейные лавки, водяная мельница, красильное заведение, 2 кузницы. На 170 дворов указано 446/443 жителей, основное занятие - земледелие.
Сборник статистических сведений по Бирскому уезду, 1899г. /Чураевская волость.
Селение Чураево: расположено на отлогом склоне у северо-западного края владения, в 25 верстах от г. Бирска. При селении р. Кингирь, пригодная для устройства мельниц. Население: черемисы (тептяри), коренные-собственники, в числе 209 ревизских душ. Земля в одном участке. Есть особо купленная земля у 6 хозяев в товариществе с жителями д. Кильметево. Пашня по отлогим склонам к северу и западу, к р. Кингирь. 1/4 пашни сравнительно новая. Почва: преимущественно суглинистая, на высоких местах орехового цвета, в низинах черно-бурая, плотная, глубиною 6 - 16 вершков. Подпочва - красная вязкая глина. Удобрение практикуется. В селении 15 веялок. Огороды разводятся. Выгон присельный, преимущественно по возвышенной местности. Сенокос поемный и суходольный. Сена своего не хватает. Лес на возвышенном месте к юго-востоку от селения, по суглинку. Пользуются сообща на 8 деревень; рубят на свои нужды по мере надобности. Избы топят дровами. В уделе арендуют 174 десятин дровяного леса под расчистку на 18 лет. Оброчные статьи: мельница и место в общем владении с д. Кильметевой (1,5 десятины), в аренде на 12 лет, с платой по 45 рублей в год. В селении 3 лавки и 1 кузница отдельных хозяев.
По СНМ 1896г /6-ой стан, Чураевская волость
2920. Чураева: деревня при речке Кынгыр; на 140 дворов указано 473/469 жителей. Училище, волостное правление, 4 торговые лавки, казенная винная лавка, кузница.
По СНМ 1870г /5-ый стан, по правую сторону от проселочной дороге из города Бирска в город Осу.
1631. Чураева: деревня при ключе; на 71 двор указано жителей: 242/240 - черемисы. Волостное правление, училище. 2 мельницы водяные. 5 лавок, базары по четвергам. Пчеловодство, плетение лаптей.
Документы общего содержания
001. Материалы об образование деревень Чураевой, Сухоязовой, Сосновка, Бикшикова, Кайрякова, Каргина, и Букленды
/в деле черемисы указанных деревень ссылаются на грамоту от «7194 (1686) года января 14 дня, последовавшей по указу Великих Государей и Князей Иоанна и Петра Алексеевичей, получили окончательное утверждение бесспорного и единственного владения землею…
Вышеупомянутые документы в Общем Собрание Сената признаны действительными, права доверителей моих на сказанную землю окончательно утверждены…»
-----------------------------------------------
002. МК тептярей язычников деревни Чураевой, 1869г
003. МК тептярей язычников деревни Чураевой: 1916г, 1917г, 1919г
004. Список домохозяев 1-го Чураевского товарищества Чураевской волости, 1908г
005. Список домохозяев 2-го Чураевского товарищества Чураевской волости, 1909г
006. Список домохозяев 3-го Чураевского товарищества Чураевской волости, 1910г
Отдельные выявленные фамилии
001. Никифор Карпов /событие из жизни, хутор при деревне Чураевой, 1912г
002. Дигитай Апкадыров - умер, сын Игнатий, дочери: Саймалче и Сайгалче /о продаже имущества умершего черемиса деревни Чураевой, и назначение опеки над его детьми, ныне проживающие у своего дяди. 1911г
003. Салик Мралин /жалоба, событие из жизни. 1875г
004. Ильбика Мусина /жалоба, событие из жизни. 1875г
005. Имяк Имашов /жалоба, событие из жизни. 1888г
006. Баймелий Балиев /доверенный, жалоба, событие из жизни. 1888г
Айдарова Л.У.
Ученица средней школы МУ СОШ №1Чураево
Возникновение с.Чураево.
Первые марийцы прибывали на эти места семьями или небольшими группами и по
традиции селились сначала отдельно, хотя и недалеко друг от друга. Например, в
предании о возникновении села Чураево говорится, что первыми прибыли сюда
мариец Киптан и три его сына – Чорай, Курманай, Сарвай (Сарманай). Братья
расселились на расстоянии 4-5 километров друг от друга, и они положили начало
селениям Чураево и Курманаево. Обычным явлением были и частые поездки
поволжским,
особенно
взаимосвязей между ними можно найти в устных преданиях переселенцев. Сепеев
Г.А. ссылаясь на: МЭЭ 1962г., инф. П.Аблеев, А.Айдыбаев, сообщает, что Киптан
и три его сына прибыли в Башкирию из окрестностей Казани без своих семей.
Несколько лет они жили одни, но постоянно ездили на родину, даже подати
продолжали платить в Казань. Семьи и имущество они перевезли только после того,
В первое время, места жительства марийцев-основателей деревень Чураево,
Курманаево, Измарино представляли собой просто поселение-усадьбу, жители
которой составляли одну большую семью. Такое поселение связывалось с именем
именно он
непосредственно
окружающим населением, в первую очередь с башкирами-вотчинниками, на земле
которых устраивался жить со своей семьей. Постепенно его имя и закрепилось в
названии поселения. Так от имени основателя и была названа деревня Чураево.
Каково же точное время основания деревни? Согласно Сахратуллину первые
переселенцы деревень Чураево, Букленды, Каргино, Кайраково, Бикшиково,
Колдбеково, получили землю от имени царя во владениях башкир в 1686 году, а
деревень Курманаево, Большой Сухояз, Сосновка, Верхний Сухояз – 14 января
этого же года. Это подтверждает и «Наказ марийских крестьян деревень Сосновой,
Больших Сухояз и Беклендов Команды Старшины Агея Кельметева Осинской
дороги Уфимского уезда». В этом документе говориться, что указанные деревни
получили землю от имени царя в 1685-1686 гг.
Весьма любопытен тот факт, что село под названием Чураево в документах 18
века вообще не упоминается. Это обьясняется тем, что первоначально деревня
называлась по-другому. Ее первоначальное название было Сухояз, а точнее Новый
Сухояз. И это название не случайное, так как в 18 веке деревень с названием
Сухояз было довольно таки много. Так по переписи 1762-1764 гг. в команду
старшины Ахмера Агеева входило несколько деревень с названием Сухояз:
Большой Сухояз, Другой Сухояз, Верхние Сухоязы, Сухояз.
Название же Чураево было дано селению скорее всего лишь в XIX веке, так как
именно с этого времени в документах встречается деревня под названием Чураево.
Что касается названия Сухояз, то оно идет от некоего Султана Сухоязова, культ
которого сохранился в виде «святого места» Султан –Керемет, куда верующие
марийцы до сих пор совершают паломничества. По легенде здесь раньше жил
кузнец мариец Султан богатырского роста и редкой силы. При жизни он защищал
восточных марийцев от притеснений со стороны русских, татар и башкир. После
его смерти, суеверные марийцы стали полагать, что и на том свете Султан будет
защищать марийцев, помогать им в жизни и в борьбе с притеснителями. И Султан
становится для них святым, и они стали ходить в «керемет» Султана, приносить его
душе жертвы. Но нельзя целиком полагаться на эту легенду. Если Султан Сухоязов
и существовал, он не мог приехать в Башкирию один, раньше других марийцев и
построить кузницу среди непроходимых лесов. Скорее всего, он был среди первых
переселенцев, был физически здоров и выступал лидером среди марийцев. Таким
образом, все эти деревни названы в честь легендарного предка широко известного
в здешних местах.
У марийцев, поселившихся на новых землях, не все было так гладко, как хотелось.
На их пути было много трудностей. Как указывают некоторые авторы, в первых
переписях марийцев- переселенцев про многих марийцев написано «убиты
башкирцами». По всей видимости, первые переселенцы в чужом краю нередко
вступали в стычки с коренным населением из-за земельных угодий. К трудностям
такого рода добавлялась и продовольственная проблема. Так во многих деревнях, в
том числе и в Чураево сохранились легенды «о пелкиндем населе» («род полкаравая
хлеба»). Суть их такова: у богатого марийца бедный мариец просил полкаравая
хлеба, чтобы не умереть с голоду. Взамен хлеба бедный мариец давал зажиточному
марийцу своего ребенка. Поэтому род бедного получал название «пелкиндем
насел», что в дословном переводе на русский означает «род полкаравая хлеба».
Социально-экономическое развитие марийцев деревень Чураево и Букленды
определяла их принадлежность к категории крестьянства.
Так как деревня Чураево было основано переселенцами, для начала следует
затронуть проблему их землеустройства на новых местах жительства.
Как известно, в Башкирии с момента ее добровольного вхождения в состав
Русского государства все занимаемые жителями края земли были отданы им в
вотчинное пользование. Башкиры являлись собственниками огромных земельных
угодий. Поэтому башкиры использовали часть своей земли для поселения
переселенцев, разрешая им заводить крестьянское и другое хозяйство, а также
пользоваться в хозяйственных целях угодьями. Таким образом, марийцы выступали
арендаторами вотчинных земель башкир.
Все права и обязательства припущенников оговаривались и закреплялись в
припускных
договорах.
По
этим
договорам
переселенцы
получали
в
свое
распоряжение пашни, сенокосы, леса, различные виды промысловых угодий
(рыбные и звериные ловли, бобровые гоны, хмелевые и бортные угодья). Так в
«Наказе марийских крестьян деревень Сосновой, Больших Сухояз и Беклендов»
говорится, что прадеды, деды и отцы их владели этими землями со всеми
«бортными ухожьями, со звериными гонами, с рыбными ловлями и с хмелевыми
щипаниями». Одним из основных пунктов соглашений являлось право пользоваться
пахотной землей и сенными покосами. Отсюда видно, что наши предки, являясь
древними земледельцами и животноводами, уделяли этому большое внимание.
Марийцы
деревни
Чураево
выращивали
различные
сельскохозяйственные
культуры. По данным статистики в конце 19 века в Чураевской волости выращивали
в основном рожь, овес, просо, полбу. Далее следовали пшеница, горох, ячмень,
картофель, конопля, лен. П.И.Рычков в 1767 году указывал, что в Оренбургской
губернии «земляные яблоки не только не садят, но и совсем оные произращения в
здешних местах неизвестны». По записям С.Сагадеева в Чураево картофель
появился только в 1880 году. Семенную картошку привозили из Бирска. В целях
распространения среди населения данной культуры с баржи стоявшей около берега
Белой раздавали каждому человеку по 2 пуда картошки бесплатно.
Большую роль в хозяйстве играло животноводство. Поэтому жители деревни
Чураево и окрестных деревень в значительной мере были обеспечены лошадьми. К
примеру, в Чураевской волости на 1943 двора было 6954 лошади, то есть 2-3 лошади
на двор, из них рабочих лошадей было – 4788, «лошадей подростков» - 1322,
жеребят – 844 С. Сагадеев в своих записях также указывает, что в каждом дворе
было по 2 – 3 лошади.
Важным подспорьем в хозяйстве марийцев Чураево было бортничество. Многие
переселенцы выбирали место поселения в зависимости от удобства для занятия
пчеловодством. Это фиксируется и в преданиях первых переселенцев. Так, в
предании о селе Чураево Киптан находит дуплистое дерево с пчелами, вместе со
своим сыном Сарваем срубает его, делают бочку и наполняют еѐ медом. Право
марийцев переселенцев владеть бортьми отмечается и в договорах о припуске. Так,
в «Наказе марийских крестьян деревень Сосновой, Больших Сухояз и Беклендов»
(близлещашие к Чураево деревни) говориться, что владеют они отведенной им
землей со всеми бортными угодьями бесспорно». Также отмечается, что в качестве
ясака они должны платить и по 2 батмана меду (3 пуда) на год. Бортные угодья,
таким образом, находились в «вотчинной» собственности и передавались по
наследству. Каждый владелец отмечал свои борные деревья своими «тамгами». Тем
более, что нередко бортные угодья располагались далеко от селений.