Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

Добро — на худо меняют.

Старые Казанчи д. (Старо-Казанчина) Верхнетатышлинская волость Бирский уезд Уфимской губернии.

Назад Современное название и административное отношение данного населенного пункта по справочнику:

Россия, Респ Башкортостан, Аскинский р-н, село Старые Казанчи

Кладбища д. Старые Казанчи Верхнетатышлинская волость Бирский уезд Уфимской губернии.

Мечеть (первая) д. Старые Казанчи Верхнетатышлинская волость Бирский уезд Уфимской губернии.

Мечеть (вторая) д. Старые Казанчи Верхнетатышлинская волость Бирский уезд Уфимской губернии.

Мечеть (третья) д. Старые Казанчи Верхнетатышлинская волость Бирский уезд Уфимской губернии.



Год основания: 

Упоминается (ссылка на источник информации):

GPS-координаты

История наименования и принадлежности:

  • Старые Казанчи д. Верхнетатышлинская волость Бирский уезд Уфимской губернии.
  • Старые Казанчи д. Верхне-Татышлинская волость Бирский уезд Уфимской губернии.
  • Старые Казанчи д. Татышлинская волость Бирский уезд Уфимской губернии.

Принадлежал (помещик):

  •  

Состоял в приходе:

  •  

Ближайшие приходы:

 

Архивы:

  •  

 

3585. Старые Казанчи деревня /Татышлинская волость
На 1920г: 318 дворов и 833/924 жителей - башкиры; на 1926г - 234 двора.

По подворной переписи крестьянских хозяйств Бирского уезда. 1914г
12. Старые-Казанчи: Старо-Казанчинское сельское общество, башкиры, вотчинники, 290 дворов с населением 843/799 мужчин и женщин.
Обеспечение наличной и купчей землёю по хозяйствам без аренды:
хозяйств без земли - 12 ; до 3 десятин -1 ; от 3 до 5 десятин - 0 ; 5-10 десятин -0 ; 10-15 десятин -0; 15-20 десятин -0; 20-30 десятин -32; 30-40 десятин -0; и свыше 40 десятин -245 хозяйств.
Распределение хозяйств по размерам землепользования, включая арендованную землю:
не пользующихся землёй -4 ; с землепользованием до 3 десятин -5 ; от 3 до 5 десятин -0 ; 5-10 десятин -3 ; 10-15 десятин -1; 15-20 десятин -1; 20-30 десятин -24; 30-40 десятин -9; и свыше 40 десятин -243 хозяйства.
Общее количество скота на всё селение: 2536 голов
Распределение наличных хозяйств по лошадям: безлошадных -31 ; с 1 рабочей лошадью - 105 ; с 2 рабочими - 96 ; с 3 рабочими - 33 ; 4 и более - 25 хозяйств.
Распределение наличных хозяйств по коровам: без коров - 47 ; с 1 коровой - 143 ; с 2 коровами -63 ; с 3 и более -37 хозяйств.
Распределение наличных хозяйств по скотине в целом: без всякого скота - 19 ; с одним мелким скотом - 0 ; с одним крупным скотом -27 ; с крупным и мелким скотом -244 хозяйства.
Пчеловодство: не занимались
Побочные промыслы: из 17 дворов 17 работников

По СНМ 1906г /Верхне-Татышлинская волость
Старо-Казанчина: деревня на просёлочной дороге, при речке Казанчинке, 3 мечети, медресе, 3 бакалейные, винная и пивная лавки, 3 хлебо-запасных магазина, базар, мельница, кузница. На 282 двора указано 320/399 жителей, основное занятие: земледелие и выработка леса.

Сборник статистических сведений по Бирскому уезду, 1899г. /Верхне-Татышлинская волость.
Деревня Старо-Казанчина: расположена на равнине, при речках Шидали и Мута, последняя рыбная и годная для мельниц, в 110 верстах от города Бирска, и в 2 верстах от пристани Матосова; в самом селении базар. Население: башкиры вотчинники, в числе 295 дворов и 431 ревизских души. Земля в двух участках на 431 душ, но нераздельно с д. Мутабаш и других. Было 2 передела с ломанием меж; переделы вызваны были желанием жителей уровнять душевые наделы в качественном отношении. Из-под леса всем селением обращено в пашню 8151 десятин и сенокоса - 1012 десятин. Пашня со склоном на север, орошается; пашня распахана 150 лет тому назад и сильно выпахана. На полях 5 оврагов с покатыми берегами. Черноземная почва составляет всей площади пашни, а остальная - суглинок, глубиною первая 3-6 вершков и вторая 2-5 вершков. В полях изредка попадается галька-дикарь, а также сорные травы, особенно в яровых полях. Подпочва - красная глина. Севооборот - трехполье, с посевом обычных хлебов. Поля удобряются 1/10 частью домохозяев всего 2 года тому назад. Орудия труда: соха, сабан и борона. В селении до 15 веялок. В 1894. г. часть яровых хлебов выбита градом; убытков до 3000 руб. В селении имеются огороды. Скотоводство - хозяйственное; 50 дворов в селении без всякого скота. Скот пасется по паровому полю и жнивью. Выгон по черноземной почве; водопой удобный. Поемный и болотный, сенокосы по речкам Кутмас и Альягош; почва поемная - чернозем, суходольный же - по возвышенности и по почве суглинистой. Лес по всей даче, на волнообразной местности. Строевой лес рубится участками; запасный участок - под охраною казны; лес продают; дровами пользуются из своего леса без дележа; в лесу около 70 десятин покоса. Оброчной статьей для населения является базарная площадь, площадь земли в 5 десятин, удобная для лесной пристани и 3 мельничных места по 2 десятины; всё это эксплуатируется населением сдачей в аренду на 12 лет, по ценам: мельничные места за 420 рублей, площадь под пристань за 1560 рублей, и базарная площадь за 900 рублей за весь срок. В селении 6 бакалейных лавочек и 2 калачных заведения. Население занимается возкой леса; зарабатывает до 1500 руб.

По СНМ 1896г /3-ий стан, Верхне-Татышлинская волость
2173. Старые Казанчи: деревня при речках Шидоле и Муте; на 306 дворов указано 776/771 жителей. 3 мечети, хлебозапасный магазин, 5 торговых лавок, торговые ряды, винная лавка, базары по четвергам.

По СНМ 1870г /2-ой стан, по левую сторону реки Таныпа до дороги из Бирска в Осу.
1096. Старая Казанчина: деревня при речках Мате и Шидале; на 200 дворов указано жителей: 583/536 - мещеряки, и 70/64 - тептяри. Мечеть, училище. 3 водяные мельницы, 20 лавок, базары по четвергам. Пчеловодство и торговля мясом.

Асфандияров А.3. История сел и деревень Башкортостана и сопредельных территорий. Стр.290.
Коренным поселением башкир-вотчинников Казанчиной тюбы Кыр-Таныпской волости была деревня Казанчи, начало которой уходит в глубь веков. Этноним казанчи ничего общего не имеет с названием г. Казань, как пытаются объяснить отдельные авторы в районной газете. «Пришлые татары именовались казанлар, казан кешёсе, казан халкы, но не казанчи». В связи с таким ошибочным представлением подвергается сомнению и башкирское происхождение жителей д. Казанчи. Один из авторов газеты заявляет, что он никогда не слышал, чтобы коренные жители района себя называли башкирами. Жителей д. Казанчи считать сегодня башкирами было бы большой ошибкой. Они по своему антропологическому типу, языку, национальному характеру и культуре ближе всего стоят к казанским татарам, чем к зауральским башкирам. Поэтому, заключает он, казанчинцы являются татарами. Вот так легко «решается» сложная проблема.
Полемизируя и пытаясь опровергнуть доводы своего оппонента о сильном кипчакском компоненте у кайпан-цев и казанчинцев, этот автор с иронией говорит, что скоро найдется и тот, кто будет утверждать, что казанчинцы — угро-финны. Что касается кипчакского влияния, то это уже утвердившееся мнение в историко-этнографической науке. Казанчинцы и кайпанцы подверглись смешению с угро-финнами — с марийцами, удмуртами, в частности, не только в далеком прошлом, поскольку древние башкиры заняли территорию угро-финских племен, но и в новый период истории. Возражая автору, приводим слова крупного специалиста по этой проблеме профессора Р. Г. Кузеева: «Взаимодействие таныпских башкир с местными финно-угорскими племенами было значительным по масштабам. Речь поэтому может идти не только об ассимиляции в составе башкир той или иной группы аборигенов, а о новом направлении развития этнических процессов в северо-западной Башкирии уже в начальный период башкирской миграции в эти районы. Другими словами, происходила языковая и культурная ассимиляция местного населения, которое, в свою очередь, оставило, память о себе в современном физическом облике северо-западных башкир и в некоторых чертах их культуры и быта». Позднейшая миграция татарского населения с Поволжья «стабилизировала и углубила культурно-языковую обособленность северозападных башкир». Как видно, ирония автора в данном случае не уместна и беспочвенна.
Другой автор той же газеты житель д. Старые Казанчи также отрицает башкирское происхождение своих односельчан, хотя противоречит себе и уверяет читателей, что он гордится принадлежностью к башкирскому народу. По рассказу его отца получается, что их предки — выходцы из Казанской стороны — были приняты башкирами, получили от них землю и записывались башкирами, или вотчинники заставили их стать таковыми при условии наделения их земельными участками. Часть татар не была наделена землей, их называли якобы тептярями, но те и другие сохранили свой родной язык, похожий на литературный татарский, заключает этот автор. Во всяком случае, красной нитью проводится идея о том, что казанчинцы и их соседи, живущие в дочерних аулах, выделенных из д. Старые Казанчи, были не башкирами, а татарами.
Следует сказать, что легенда не всегда во всех деталях отражает действительность. Пришлые крестьяне могли оседать в Башкортостане либо на башкирских вотчинных (общинных), либо на казенных, либо на заводских, либо на помещичьих, либо на монастырских землях. 70% татар в Башкортостане сидели на башкирских вотчинах в качестве припущенников, вышедших из своих общин (остальные пользовались казенной или покупной землей). Припущенники, выходившие еще и из своего сословия, могли стать тептярями. Например, ясачные татары, оказавшиеся на землях какой-либо башкирской волости, выходили из ясачного сословия и переходили в тептярское с новыми повинностями. Были и татары, сохранившие свои сословия (ясачное, служилое, торговое, чемоданное (возили почту) и лашманное (готовили лесоматериалы для строительства речных судов). И первые, и вторые назывались припущенниками, если заключали договоры о припуске в башкирскую вотчину.
А теперь обратимся к историческим фактам. Насколько правы упомянутые авторы?
В опубликованных источниках несколько раз встречается д. Казанчи. В 1710 г. башкир из д. Тюнгак Тайнинской волости занял 40 руб. у башкира д. Казанчи Сибирской дороги Кошука Арсланова8. В 1765 г. башкир д. Казанчи Биккул Иванаев с сыновьями Абсалямом и Абдулзямилом заняли у старшины служилых татар Казанской дороги Мухаметрахима Юсупова 50 руб. Эту сумму они должны были отрабатывать «в домовой работе»: отец — 1 год, первый сын — 5 лет, второй сын — 10 лет.
Почти до конца XVIII в. население поселения было однонациональным — башкирским. По договору башкир-вотчинников от 18 марта 1789 г. в деревню были припущены тептяри из татар.
Известны имена этих припущенников. В основном они все — родственники. По VIII ревизии 1843 г. называем их имена. Рафик Мустафин (1774—1829), его сыновья Шагиахмет, 33 лет (его сыновья Шарафутдин, 10 лет и Вали-ахмет, 2 лет), Мухтар, 29 лет (его сын Ибнихазин, 3 лет). Хисамутдин Мустафин (1775—1827), у него 4 сына: Султанахмет, 38 лет (его Хамитьян, 1 год), Хазиахмет, 29 (его дети Мухамет, 5 и Мухаметфарит, 1 год), Мухаметша, 27 и Мавлют, 14 лет. Ибрагим Мустафин, 52 лет, его сыновья Курмангали, 12, Султангали, 9, Галиулла, 6, Гиниятулла, 3 лет; от второй жены Исмагил, 12 и Зилялитдин, 9 лет. Абдулнафик Абдулатифов, 36 лет, его сын Абдулхалик, 5 лет, его брат Мухаметкарим, 19 лет.
Эти тептяри из татар вышли из д. Байки-Юнусово (ныне Караидельского района), куда их приняли башкиры-вотчинники Байкинской тюбы Сунларской волости по договору 1714 г. За припуск тептяри платили владельцам земли денежный оброк в размере 15 коп. с двора в год. А теперь предлагаем таблицу о развитии д. Казанчи. Здесь в оригинале текста вставлена таблица о развитие селения.
О развитии деревни дают представление следующие цифры о количестве дворов в соответствии с вышеприведенными годами: 51, 127, 212, 200, 306, 281, 318.
X ревизия 1858 г. показала две деревни: Старые и Новые Казанчи. И на этот раз 1870 г. дает дезинформативный материал: здесь не было мишарей, тем не менее всех башкир, причем вотчинников, называет «мещеряками». Тептяри из татар составляли в 1816, 1834 гг. по 3,8; в 1870 г. 10,6% всех жителей. Примерно такую долю они занимали и в последующие годы. Подавляющее большинство жителей д. Старые Казанчи — это башкиры-вотчинники, владельцы огромных земельных угодий в Казанчиной тюбе Кыр-Таныпской волости.
В восстании Пугачева приняли участие 25 казанчинцев. Отряды повстанцев из дд. Кайпаново, Кигазы и Казанчи в мае 1774 г. напали на д. Старобалтачево, откуда семья старшины Кулуя Балтачева — сторонника карателей — еле выбралась и бежала в Бирск. Один из повстанческих отрядов возглавил казанчинец Ильнасыр Азменев.
В коренной деревне проживал юртовой старшина, управлявший 18-й юртой 10-го башкирского кантона с дд. Бушгарт-Кайпаново, Старокайпаново, Калтаево, Штанды, Казанчи, зауряд-хорунжий Рахматулла Кульмухаметов сын Кансуяров (1819 года рождения). Его заменил чиновник 14-го класса Мухамадияр Миндияров сын Арсланов (1783 г.). Упомянем долгожителя Сирбая Кансуярова (1741-1826).
О сути военной службы башкир в период кантонного управления (1798—1865 гг.) общее представление можно получить из формулярного списка казанчинца урядника Зейнильбашира Зюлькарнаева сына Аюкаева. В течение всей жизни до 55 лет он находился на этапной службе по препровождению ссыльных людей в Тобольскую губернию (1814 г.), в Пермскую губернию (1823 г.), на Оренбургской пограничной линии вдоль р. Яик (Урал), бывал на кордонной службе в крепостях Верхнеозерная (1829 г.), Магнитная (1833 г.), в г. Верхнеуральск (1834 г.), в Межозерном редуте (1838 г.). В 1831 г. в составе 6-го башкирского полка сопровождал польских пленных повстанцев в города России. Линейная и этапная служба продолжалась по 6 месяцев. Служба происходила за собственный счет или за счет общины-деревни.
В 1834 г. в 11 дворах из 127 зафиксировано многобрачие. Дворы двоеженцев составили 8,6% всех домов. Один из них, Туйсыбай Дюскаев от двух жен имел сыновей (Бодрун, Кунафия, Азимбай, Сайфутдин).
Жители занимались земледелием (в 1843 г. на 845 башкир сеяли по 3,7 пуда на каждого), животноводством, лесными промыслами, бортничеством.
В 1870 г. в деревне были мечеть (в 1896 г. — 3), мектебе при ней, 3 мельницы, 20 лавок, по четвергам проводились базары.
Имеются косвенные данные о распространении грамотности среди казанчинцев. В начале XIX в. в прошении жителей этого поселения из 43 человек на тюрки расписались 15, остальные поставили свои тамги (основные: )17. Это означало, что примерно 34,8% участников схода владело грамотой на тюрки.
На огромной территории д. Казанчи и одноименной тюбы с 1836 г. самовольно заселились крестьяне 14 деревень, вышедшие из разных волостей Чердынского и Соликамского уездов Вятской и Пермской губерний. Примерно 375 душ м.п. русских крестьян «вторглось на Казанчину тюбу». На этой почве происходили стычки между башкирами этой деревни и захватчиками.
Вот эти возникшие русские поселения. Кузнецово (основано в 1833 г.), Лысая Гора (1834 г.), Верхняя Атняшка (1834 г.), Средняя и Нижняя Атняшка (1836 г.), Этыш (Лаптево) — в 1835 г., Ведерниково (Шарозов Починок) — в 1836 г., Устиново (по договору с казанчинцами от 1 июня 1838 г.), Есаулово (1837 г.), Баяс и Ореховая Гора (1837 г.), починки Новый Брод и Трун (1871 г.). По договору казанчинских башкир от 5 июня 1832 г. в Осинском уезде Пермской губернии возникла д. Улек-Гора.
В пределах Оренбургской (с 1865 г. Уфимской) губернии на основе договора башкир д. Казанчи от сентября 1756 г. была основана удмуртская д. Янаулово.
Предки башкир д. Казанчи продали свои земли, находившиеся в Красноуфимском уезде, помещице Кляпиной. Затем она купленные 18 тыс. десятин земли перепродала командующему башкирским и мещерякским войском Жуковскому (1842 г.), который увеличил свои владения за счет захвата у башкир 24 тыс. десятин. Купцам Уткину и Гирбасову они же в 1875 г. продали 8 тыс. десятин земли по 1,5 руб. за десятину. На самом деле этой земли оказалось 24 тыс. десятин.
Башкиры д. Казанчи сами создали поселения Новые Казанчи, Базанчат, Кышлау-Елга, Мута-Елга, Старый Мутабаш, которые возникли как выселки, хутора, затем переросли в деревни.

Отдельные выявленные фамилии
001. Минишаих Гайнитдинов 30л; Нигаметьян Садыков /событие из жизни, криминал. 1912г
002. Саляхитдин Мингазитдинов; Шарафитдин и Минниахмет Хасаньяновы /событие из жизни. 1912г
003. Насибулла Мухамадуллин, 70л /событие из жизни. 1912г
004. Саляхитдин Мингазитдинов и Лукман Ахматвалиев; Шарафутдин Хасанов /событие из жизни. 1912г
005. Садрихан Насыбулин 21г, Фазылъян Шангареев /криминал. 1912г
006. Ипполит Иванович Юхнев /кустарный промысел. 1911г
007. Габдулбарий Муфтиев /призывник, событие из жизни. 1893г

https://forum.vgd.ru/5248/129933/10.htm?a=stdforum_view&o=

Яндекс КартыЯндекс Карты — транспорт, навигация, поиск мест
▼ РАСКРЫТЬ ▼
▲ СКРЫТЬ ▲

    Яндекс.Метрика
    © 2015-2025 pomnirod.ru
    Кольцо генеалогических сайтов