Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

Корова, страдающая поносом, замарает все стадо. (татарская)

Чабья д. Афонасовская волость Мензелинского уезда Уфимской губернии.

Назад Современное название и административное отношение данного населенного пункта по справочнику:

несуществующий н.п. Нижнекамского района Республики Татарстан

Кладбища д. Чабья Акташевская волость Мензелинского уезда Уфимской губернии.



Год основания: 

Упоминается (ссылка на источник информации):

GPS-координаты

История наименования и принадлежности:

  • Чабья д. Акташевская волость Мензелинского уезда Уфимской губернии.
  • Чабья д. Афонасовская волость Мензелинского уезда Уфимской губернии.
  • несуществующий н.п. Нижнекамского района Республики Татарстан

Принадлежал (помещик):

  •  

Состоял в приходе:

  •  

Архивы:

  •  

Первое упоминание о Чабье встречается в послужной грамоте царя Михаила Федоровича, датированной 1631 годом.

Эта деревня, как отмечает краевед Валерий Зарубин, фиксируется уже в переписной книге 1716 года. Тогда она относилась к Зюрейской (Чувашской) дороге Казанского уезда. В деревне Чабья при речке Чишме жили новокрещены.

По данным первой ревизии 1719 года в Чабье проживали ясачные новокрещены, то есть люди обложенные ясаком (налогом).

Согласно 2 ревизии 1748 года, жители обозначены как «ясачные до прежней переписи крещеные иноверцы». Переписчики зафиксировали 63 мужчин, количество женщин в документах не обозначили.

По 3 ревизии 1762 года в деревне проживали государственные ясачные старокрещены в составе 75 мужчин и 89 женщин.

Согласно 5 ревизии, проходившей в этих краях в 1795 году, деревня Чабья территориально относилась к Мензелинскому округу Уфимского наместничества Оренбургской губернии. В ней жили ясачные старокрещены – 44 мужчин и 62 женщины.

По данным 1811 года, Чабья относилась к Акташской волости Мензелинского уезда Оренбургской губернии. В ней насчитывалось 11 дворов, в которых проживали 64 мужчины (количество женщин неизвестно).

В 1815 году дворов стало 12. В них жили 58 мужчин и 59 женщин.

В документах 1850 года указано, что деревня Чабья относилась к Шингальчинской волости. В ней проживали государственные крестьяне в 25 дворах – 93 мужчин и 95 женщин.

По данным 1877 года деревня Чабья числлась в Мензелинском уезде Уфимской губернии. В ней было 40 дворов, где проживали 130 мужчин и 126 женщин.

До строительства города «нефтехимиков» ее населяли кряшены.

Теплые воспоминания о родной деревне хранят в сундучке памяти ее бывшие жители. Так, Михаил Марков, живший в деревне до 1962 года, вспоминает, что Чабья относилась к Ахтубинскому сельсовету Набережночелнинского района ТАССР и располагалась на левом берегу реки Кама на расстоянии приблизительно полутора километров на юго-запад. В ней был колхоз имени 8 марта.

В советские годы в деревне было около 62 жилых домов и строений. В ней располагались четырехлетняя начальная школа, конный двор, кузница, птицефабрика, трактор ДТ-75 и сельхозинвентарь.

Жители Чабьи занимались выращиванием зерновых культур, таких как пшеница, рожь, горох, гречиха, овес, конопля; овощей, к примеру, картофеля, свеклы, моркови и капусты, а также огурцов, помидоров, арбузов. Для хранения зерновых имелись бревенчатые склады. Оплата труда производилась по трудодням после окончания уборочных работ, осенью – раздачей выращенных культур. В личных хозяйствах колхозников имелись коровы, козы, овцы, гуси и куры.

Троица – почитаемый праздник

Чабьинцы отмечали социалистические, светские и религиознее праздники. На праздник Великого Октября они организовывали горячие обеды для всех. Широко отмечали Новый год и Первомай, из религиозных праздников – Пасху, Крещение. Особо праздновали Троицу. Специально для праздника собирали подарки у жителей, чтобы раздать победителям соревнований по борьбе, легкой атлетике и другим видам спорта. Так было до начала строительства поселка Нижнекамский…

Современные проблемы деревни

Деревня Чабья была снесена, однако кладбище осталось. Оно расположено за домом №2 по проспекту Вахитова. Там покоится не одно поколение жителей деревни, среди которых и участники Великой Отечественной войны. Само по себе кладбище небольшое, если верить историческим справкам, людей тут хоронили на протяжении 350 лет. Но 49 лет назад на деревенском погосте запретили хоронить. Сейчас кладбище находится в запустении, оно заросло, за многими могилами некому ухаживать. Жители Нижнекамска предлагают установить табличку как дань памяти усопших чабьинцев.

Трактовка названия деревни Чабья вызывает споры у ученых. Доподлинно неизвестно, имеет ли ойконим отношение к удмуртскому слову «чабей» – пшеница – или восходит к воршуду (родовому имени удмуртов) – «Чабья».

Представители древнего удмуртского рода были расселены на огромной территории. Ее следы, как пишет Михаил Атаманов, были выявлены в 91 населенном пункте Удмуртской Республики и за ее пределами. У воршуда известны два центра расселения – Арская земля и бассейн реки Чепцы. Арами удмуртов называли татары.

Исследователь предполагает, что название удмуртского воршудно-родового имени сохранилось в топонимах на территории бывшего Арского княжества – Новая Чабья в Кукморском районе, Старая Чабья в Мамадышском районе, Чабья-Чурчи в Сабинском районе, Чабья в Нижнекамском районе, последний при строительстве Нижнекамска вошел в состав города. Нельзя с уверенностью сказать, жили ли когда-то на берегу Нижней Камы удмурты. Также до сих пор остается тайной обозначение воршуда «Чабья».

При строительстве Нижнекамска деревня вошла в состав города, а ее жители расселены. Однако они до сих пор трепетно хранят воспоминания о родной деревне, где прошло их беззаботное детство.

Канули в Лету

За последние двадцать лет десять кряшенских деревень Нижнекамского района прекратили свое существование – Чабья, Ахтуба, Соболеково, Алань, Сосновка, Выпорожный Ключ, Пробуждение, Майский, Володарский, Николаевка. Чабья и Ахтуба. Они канули в Лету при возведении города «нефтехимиков». Масштабное строительство, развернувшееся в 60-е годы на левом берегу Нижней Камы, в молодых, энергичных людях, приехавших из разных уголков страны, пробуждал энтузиазм, а в жителях деревень, чьи дома необходимо было снести, – грусть. С ростом города исчезала целая деревня, отчий дом, родной уголок, где были проведены годы беззаботного детства чабьинцев, соболековцев, ахтубинцев…

Сегодня память об этих деревнях хранят названия улиц Нижнекамска – Ахтубинская, Чабьинская. В Ахтубе есть всего одна улица. А вот от Чабьи, находившейся в одном-двух километрах от Ахтубы, осталось лишь заросшее кладбище.

«Воршуд» или «пшеница»?

Трактовка названия деревни Чабья вызывает споры у ученых. Доподлинно неизвестно, имеет ли ойконим отношение к удмуртскому слову «чабей» – пшеница – или восходит к воршуду (родовому имени удмуртов) – «Чабья».

Представители древнего удмуртского рода были расселены на огромной территории. Ее следы, как пишет Михаил Атаманов, были выявлены в 91 населенном пункте Удмуртской Республики и за ее пределами. У воршуда известны два центра расселения – Арская земля и бассейн реки Чепцы. Арами удмуртов называли татары.

Исследователь предполагает, что название удмуртского воршудно-родового имени сохранилось в топонимах на территории бывшего Арского княжества – Новая Чабья в Кукморском районе, Старая Чабья в Мамадышском районе, Чабья-Чурчи в Сабинском районе, Чабья в Нижнекамском районе, последний при строительстве Нижнекамска вошел в состав города. Нельзя с уверенностью сказать, жили ли когда-то на берегу Нижней Камы удмурты. Также до сих пор остается тайной обозначение воршуда «Чабья».

Фото: Джалиль Газизов, Михаил Марков

http://tuganaylar.ru/news/etnografichsekaya-mozaika/chto-v-imeni-tvoem-chabya


 

По СНМ 1877г
Деревня Чабья:
 при речке Ахтубинке; на 40 дворов указано 130/126 - русские; пчеловодство, плетение лаптей

По СНМ 1906г
Чабья:
 деревня при ключе на прсёлочной дороге; хлебозапасный магазин, бакалейная лавка, вблизи хутор Стахеева с хлебоприёмкой; на 72 двора указано 276/272 жителя; осн/занятие - земледелие.

По подворной переписи крестьянских хозяйств Мензелинского уезда. 1914г
Чабья:
 Ахтубинское сельское общество, крещёные татары, государственные, 89 дворов с населением 265/250 мужчин и женщин.
Обеспечение наличной и купчей землёю по хозяйствам без аренды:
хозяйств без земли -4; до 3 десятин -20; от 3 до 5 десятин -25; 5-10 десятин -31; 10-15 десятин -7; 15-20 десятин -2; 20-30 десятин -0; 30-40 десятин -0; и свыше 40 десятин -0 хозяйств
Распределение хозяйств по размерам землепользования, включая арендованную землю:
не пользующихся землёй -0; с землепользованием до 3 десятин -23; от 3 до 5 десятин -15; 5-10 десятин -40; 10-15 десятин -9; 15-20 десятин -1; 20-30 десятин -1; 30-40 десятин -0; и свыше 40 десятин -0 хозяйств
Распределение наличных хозяйств по лошадям: безлошадных -18; с 1 рабочей лошадью -52; с 2 рабочими -13; с 3 рабочими -6; 4 и более -0 хозяйств
Распределение наличных хозяйств по коровам: без коров -19; с 1 коровой -48; с 2 коровами -15; с 3 и более -7 хозяйств
Пчеловодство: 8 хозяйств, имеют 53 улья
Побочные промыслы: из 53 дворов 57 работников.

Документы общего содержания
001. Приговор /прошение по сельскому сходу от 20 декабря 1877г от государственных крестьян деревни Чабья в числе 45 из 47 старших домохозяев, о выдаче им семенной ссуды в связи с неурожаем в 1877г. /в деле приложены списки нуждающихся

Отдельные выявленные фамилии
001. Степан Крамов /мелко-кустарный промысел. ~1910г

https://forum.vgd.ru/3285/94994/


 

▼ РАСКРЫТЬ ▼
▲ СКРЫТЬ ▲

    Яндекс.Метрика
    © 2015-2024 pomnirod.ru
    Кольцо генеалогических сайтов