Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

Ножом друга режь хоть рог, ножом врага — только войлок. (башкирская)

Балчиклы д. (Балчыклы) Афонасовская волость Мензелинского уезда Уфимской губернии.

Назад Современное название и административное отношение данного населенного пункта по справочнику:

Респ Татарстан, Нижнекамский р-н, село Балчыклы

Кладбища Балчиклы д. (Балчыклы) Афонасовская волость Мензелинского уезда Уфимской губернии.

Петропавловская церковь Балчиклы с. (Балчыклы) Афонасовская волость Мензелинского уезда Уфимской губернии.



Село в Нижнекамском районе, на р. Аланка, в 7 км к югу от г. Нижнекамск. 
     На 2000 г. — 112 жителей (татары). 
     Полеводство. 
     Клуб, библиотека. 
     Основано в 18 в. До 1860-х гг. жители относились к категории государственных крестьян. Занимались земледелием, разведением скота, работали по найму в помещичьих имениях. По сведениям 1870 г., в Балчиклы было 2 водяные мельницы. В конце 19 в. земельный надел сельской общины составлял 664,4 дес.    

До 1920 г. село входило в Афонасовскую волость Мензелинского уезда Уфимской губернии. С 1920 г. в составе Мензелинского, с 1922 г. — Челнинского кантонов Татарской АССР. С 10.08.1930 г. в Челнинском, с 10.02.1935 г. в Шереметьевском, с 01.02.1963 г. в Челнинском, с 12.01.1965 г. в Нижнекамском районах. 
     Число жителей: в 1859 г. — 279, в 1884 г. — 398, в 1926 г. и 1938 г. — 615, в 1949 г. — 502, в 1958 г. — 423, в 1970 г. — 526, в 1979 г. — 433, в 1989 г. — 91 чел.


Сочинение слушателя 1 курса Казанского кряшенского педагогического техникума Александра Калмыкова «Моя деревня» (с. Балчиклы Афонасовской вол. Мензелинского кантона ТАССР) (1921 г.)

Моя деревня находится в Афонасовской волости Мензелинского уезда Уфимской губернии, наз с. Балчиклы. По преданию, говорят, что она переселилась из Сибири 400 лет тому назад. И было тогда только 5 домов, а в настоящее время стало 80 дворов 760 едоков. Занимаются земледелием, садоводством, скотоводством, пчеловодством. Земледелием и скотоводством занимаются все без исключения, а садоводством и пчеловодством занимается незначительная часть. Садоводов три, а пчеловодов крупны нет, только один, но и он имеет не так много пчел, только 30 ульев. А мелких пчеловодов почти одна четвертая часть, которые имеют по пять, по три, и некоторые около десяти .

В нашей деревне носят одежду, совсем непохожую на кряшен Казанской губернии, а скорее будет похожа на русскую. В праздничные дни наряжаются , почти бывают похожи на русских. Но различие в том, русские не надевают сшитые на материю серебряные монеты. У кряшен, у нас, надевают так называемые дәүәт тамакса и чигәчә.

Летом самый большой праздник престольный — Петров день. Крестьяне встречают праздник очень радостно. Накануне этого праздника подметают кругом своего жилища. После окончания работы моются в бане, надевают новые рубашки. После бани пьют чай и выходят на улицу. Молодые устраивают хороводы, а старики и старухи сидят где-нибудь за амбаром или в другом месте на бревнах. Когда наступил уже праздник, каждый крестьянин встает рано утром и режет барана. В это время обедня уже кончается. Крестьяне с нетерпением ждут крестного хода. После крестного хода у крестьянина собираются все вместе и кушают , что у них есть. Потом начинают ждать гостей. Гости приезжают из разных деревень и сел, дальние и близкие. Они у родного крестьянина ночуют день или два, пьют, едят, веселятся и обратно уезжают в свою деревню. Других обрядов в этот праздник нет. Потом устраивают праздник, когда нет дождя, так наз чук. Утром до обеда парни и девки берут все ведра и обливают , кто попадается навстречу. И бывает так, , если у кого-нибудь открыто окно, то поливают через окна. А после обеда наряжаются и выходят на улицу гулять.

Из старых времен еще остались некоторые обряды во время ярового посева. Когда наступает пашня, каждый крестьянин моется в бане. После этого он выезжает в поле. Приезжает он на свою полосу, делает крестное знамение, начинает пахать. Когда он кончает, надевает лукошко, сыплет туда семена и кладет туда же яйца. Крестясь, начинает сеять и вместе с зерном бросает зерно*, говоря: «Пусть будет полно зерно, как это яйцо». Когда уже кончит сеять, он садится около телеги, режет хлеб и зарывает в землю. И сам покушает одно яйцо и немного хлеба, а остальное везет домой семье. И также во время жатвы каждый крестьянин моется в бане, надевает чистую рубаху и выходит в поле, берет с собой масло и хлеб. С самого начала должен начать жатву , который с легкой рукой. А если не с легкой рукой, то, говорят, болит спина, что невозможно жать бывает. И вот каждый выходит в поле с старшим, и старший начинает жать. Когда пожнут по одному снопу, то каждый должен покушать и кушать там, где он жал поле. После этого которые жнут, а которые идут домой, кто как хочет. Еще был обряд жертвоприношения. Этого в настоящее время нет. Прекратили священники 18 лет тому назад. И вот есть еще один обряд. В киреметь каждая старуха или старик берет хлеб, яйцо и мясо, идет в киреметь и там покушает и идет домой. Этот киреметь был, говорят, прежде место священное, и вот каждое лето крестьяне исполняют этот обряд. Если он не исполнит, то ему случается какая-нибудь беда. То, говорят, умрет лошадь, или корова, или дети.

Весенние праздники: Масленица - продолжается 3 дня, потом Пасха - продолжается целую неделю. Летний праздник: Петров день, а осенний - праздник Архангела Михаила, празднуется 3 дня.

Источник: НА ЧГИГН. Отд. I. Фонд Н.В. Никольского. Ед. хр. 309. Л. 37-38, 41-42

*В тексте ошибка, следует: яйцо.

Подробнее: http://tuganaylar.ru/news/etnografichsekaya-mozaika/moya-derevnya-balchikly

▼ РАСКРЫТЬ ▼
▲ СКРЫТЬ ▲

    Яндекс.Метрика
    © 2015-2024 pomnirod.ru
    Кольцо генеалогических сайтов