Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

Горлом не возьмёшь, бранью не выпросишь.

Бурды с. (Борды, Бордыбаш) Ахметевская волость Мензелинского уезда Уфимской губернии.

Назад Современное название и административное отношение данного населенного пункта по справочнику:

Респ Татарстан, Тукаевский р-н, село Бурды

Кладбища д. Бурды Ахметевская волость Мензелинского уезда Уфимской губернии.

Спасская церковь д. Бурды Ахметевская волость Мензелинского уезда Уфимской губернии.

Церковно-приходская женская школа д. Бурды Ахметевская волость Мензелинского уезда Уфимской губернии.



Село в Тукаевском районе, на р. Бурдинка, в 23 км к югу от города Набережные Челны.

На 2000 г. - 504 жителя (татары).

Полеводство, молочное скотоводство.

Средняя школа, детский сад «Чулпан», Дом культуры, библиотека.

Известно с 1678 г. До 1860-х гг. жители относились к категории государственных крестьян. Занимались земледелием, разведением скота, пчеловодством, портняжным промыслом. В 1880-х гг. земельный надел сельской общины составлял 2332,8 дес. В начале 20 в. в селе Бурды функционировали Спасская церковь (построена в 1888 г. на средства купца Д.И. Стахеева), часовня, школа Министерства народного просвещения, церковно-приходская женская школа, базар, хлебозапасный магазин, 2 водяные мельницы, 2 кузницы, 2 крупообдирки, винная и 3 бакалейные лавки.

До 1920 г. село входило в Ахметьевскую волость Мензелинского уезда Уфимской губернии. С 1920 г. в составе Мензелинского, с 1922 г. - Челнинского кантонов Татарской АССР. С 10.08.1930 г. в Челнинском (с 20.04.1976 г. - Тукаевский) районе.

Число жителей: в 1795 г. - 214 душ мужского пола, в 1870 г. - 838, в 1897 г. - 1221, в 1920 г. - 1716, в 1926 г. - 1378, в 1938 г. - 1326, в 1949 г. - 877, в 1958 г. - 852, в 1970 г. - 883, в 1979 г. - 665, в 1989 г. - 533 чел.

* * *

Село Бурды - одно из 197 кряшенских деревень в Республике Татарстан.

С 1898 года действовало двухступенчатое училище, в котором было 6 классов. Первая ступень – 4, вторая - 2 класса. В 1925 году старую школьную систему меняют на новую – ШКМ (школа крестьянской молодежи), школа становится семилетней. В этой школе учились дети из 27 деревень близлежащих районов - Заинского, Сармановского и Челнинского.

В 1887 году по инициативе Елабужского купца Стахеева была построена церковь. Она работала до 1939 года. До революции в селе существовало 360 хозяйств и проживали более 1800 человек. Возле села были 3 водяные мельницы, работали сушилка, масляной завод, каждое второе хозяйство имело прялку и мукомолку.

В 1925 году формируется Бурдинский сельский Совет. Первым председателем был – Левашов Денис Иванович, секретарем – Левашов Марк Григорьевич.

В 1929-1930 годах, часто менялись председатели совета: Касакин А., Артемьев Н.И., Ахметшин, секретари – Пермяков Л.И. и Колесников Ф.А.

Первую регистрацию новобрачных оформлял Колесников Ф.А. (без участия церкви).

В 1953 году Бурдыбашский и Бурдинский сельские советы объединяются. В Бурдинский сельский совет включены село Бурды, деревни Бурдыбаш и Евлево.

В 1955 году в селе Бурды для сельского совета начали строить отдельное здание.

К 1958 году были сданы в эксплуатацию клуб на 300 мест, библиотека, отдельные здания для медицинского пункта и сельсовета.

В 1958 году провели электричество и радио в дома.

В 1973 году деревни Бурды, Бурдыбаш и Евлево подключаются к водоснабжению.

В 1966 году открывается детский сад.

В 1972 году в деревнях начали пользоваться газовыми баллонами.

В октябре 1930 года в селе Бурды организовали колхоз имени "13-летие Октября". Первым председателем был Левашов Кузьма Денисович. К этому времени 46% хозяйств вступили в колхоз. К 1936 году эта цифра возрастает до 90,7%.

До 1970 года колхоз носил имена Ленина, Чапаева, "Красный партизан" и "Правда".В 1938 году в колхоз прибыли первая машина и трактор.

В 2001 году переименовали в совхоз "Чулпан".

В 2001-2005 - СПК Бурды.

С 2009 года - ООО агрофирма "Тукаевская продовольственная корпорация".

Гордость села - кряшенский народный фольклорный ансамбль «Борды» - существует не один десяток лет и ежегодно участвует в районных и республиканских фестивалях и праздниках.

В селе есть средняя школа (69 учащихся) - директор Утяшов Валерий Михайлович. В Бурдинской школе открыт и постоянно пополняется новыми экспонатами историко-краеведческий музей, руководителем которого является учитель-ветеран Т.Е. Кузьмина.

В целях оптимизации площадей школы детский сад «Чулпан», заведующая Кузнецова Валентина Николаевна, переведен в здание средней школы.

Сельский дом культуры – директор Рамазанова Нурия Равилевна, библиотека - заведующая Дусманова Зайфара Миннеахметовна, фельдшерско-амбулаторный пункт – заведующая Касакина Галина Николаевна.

источник: tukay.tatarstan.ru

▼ РАСКРЫТЬ ▼
▲ СКРЫТЬ ▲

Село Бурды, пожалуй, с уверенностью можно назвать сердцем кряшенских деревень Тукаевского района. Ведь там всегда кипела жизнь. А раз кипела, значит, есть что поведать.

Согласно рассказам старожилов, на месте расположения села Бурды в 13 веке жили черемисы (иначе, марийцы). Ещё в 1250 году они облюбовали эти места. Затем часть из них переселилась в сторону Мелекеса.

Данные земли привлекали не только финно-угорские племена, сюда приходили жить и представители тюркских народов. Недаром, исторические находки свидетельствуют о том, что здесь некогда жили мусульмане.

По данным Татарского энциклопедического словаря село Бурды известно с 1678 года.

Сейчас в селе проживают, по большому счёту, кряшены. Население составляет более 500 человек. А сколько его было годами, десятилетиями и веками ранее? Заглянем в Татарскую энциклопедию: в 1870 году - 838, в 1897 году - 1221, в 1920 году - 1716, в 1926 году - 1378, в 1938 году - 1326, в 1949 году - 877, в 1958 году - 852, в 1970 году - 883, в 1979 году - 665, в 1989 году - 533 человек. Как видим, жизнь кипела до страшных и трагических страниц нашей истории — Великой Отечественной войны. Сегодня в селе стоит памятник погибшим на фронтах войны.

В Бурдах никогда не было мечети, зато функционировала Спасская церковь, построенная в 1887-1890 годах на средства елабужского купца Д. И. Стахеева. К слову, Стахеевы успели оставить яркий след на Закамской земле. Церковь была деревянной, по свидетельству жителей села, очень красивой и просторной. Она просуществовала до 1939 года, но была обречена на печальную судьбу, как и многие церквушки по всей России в годы советской власти. Церковь стала зерноскладом. Ныне в селе Бурды скромно располагается кряшенский приход в честь Нерукотворного Образа Спасителя. Жители села с упоением ждут и надеются, что Спасскую церковь, от которой ныне остался лишь фундамент, построят, и она начнёт функционировать как в былые времена.

В дореволюционный период возле села имелись 3 водяные мельницы, работали сушилка, масляной завод, у каждого второго хозяйства были прялка и мукомолка. Кроме них, действовала и школа.

Образовательное учреждение села, школа крестьянской молодежи, или ШКМ, собирало детей из 27 деревень, ныне входящих в состав близлежащих районов: Заинский, Сармановский и Тукаевский. Школа была семилетней. Она пришла на смену старой, где действовала двухступенчатая система образования.

Современное лицо села Бурды такого: средняя школа, детский сад, почта, сельский дом культуры, фельдшерский пункт и несколько магазинов. Село полностью газифицировано и телефонизировано. С 1953 года Бурдинское сельское поселение объединяет кряшенское село Бурды (Борды), татарскую деревню Бурдыбаш (Бордыбаш) и кряшенскую деревню Евлево (Җәйләү).

Раз село кем-то когда-то названо «Бурды», значит, все называют его Бурды, и редко кто задумывается над тем, почему оно названо именно так.

Мой пытливый ум требовал узнать о происхождении названия деревень Бурды (Борды) и Евлево (Җәйләү). Желая раскрыть тайну наименования «двух соседей», я обратилась к своей әби, к сведению, уроженке деревни Кабан-Бастрык. Она ответила, что в народе говорят так: «Борды борылган, Җәйләү җәелгән». Следовательно, разгадка происхождения названия села кроется в словах «поворачивать и поворот».

Идём дальше и обратимся к местным жителям или всезнающим аксакалам села Бурды с вопросом: «Откуда же населённый пункт получил своё название?».

Из их уст мы услышим древнюю легенду, что однажды из соседней деревни люди пришли за огнём, однако местные племена не захотели им делиться и повернули незваных гостей обратно (борып җибәрделәр).

Другая версия менее поэтичная. Согласно ей, село Бурды получило своё название благодаря двум рекам, расположенным на территории населённого пункта: Бурдинке и Зыче.

Речка Зыча и её приток Бурдинка делают резкие повороты. И эта версия связана со словом «поворот».

Учёный-лингвист Ринал Исмагилович Хазиев предполагает, что наименование села возникло путём присоединения к слову «бор» аффикса -ды, который является фонетическим вариантом аффикса -лы в татарском языке. В нём и спрятано значение «поворот, поворачивать».

Итак, все приведённые версии о происхождении деревни сходятся к одному: название села Борды, несомненно, имеет отношение к словам «поворот, поворачивать». А есть ли другие версии?

P.S. После публикации части статьи на сайте, наши читатели выдвинули свои версии происхождения названия села.

Первая версия:

Бур на коми языке (возможно, и на других финно- угорских языках) имеет значение «хорошо, хороший». (Бурджик - лучше, бурлон-бурджик — наилучший).

Вторая версия:

По рассказам бабушки Александры Чулаковой, на территории села Бурды была болотистая местность, которая сохранялась ещё во времена их детства. Когда-то давно люди пришли сюда в поисках новых земель для заселения. Из-за болот и топких мест они покинули эту территорию (борылып киткәннәр). Но по неизвестным причинам решили вернуться. Вот так и появилось название деревни. Ещё в воспоминаниях бабушки нашей читательницы сохранилась информация о том, что некогда в Бурдах было кладбище мишар (по другим данным черемис (марийцев)). А это значит, что на данной территории жили мишари. Затем они переселились в село Ахметьево, оставив в Бурдах свой след.

По материалам интернет источника tukay.tatarstan.ru, Татарского энциклопедического словаря и диссертации Р.И.Хазиева "Историко-лингвистический анализ ойконимии Юго-Восточного Закамья Татарстана"

Фото: татмитрополия.ру, издательство «Просвещение»

Источник: http://tuganaylar.ru/news/etnografichsekaya-mozaika/kak-poyavilos-selo-burdy
▼ РАСКРЫТЬ ▼
▲ СКРЫТЬ ▲
| Добавил: Муртазин Н.В. | 2022-02-04 18:07:23 | Отредактировано: - |


Яндекс.Метрика
© 2015-2024 pomnirod.ru
Кольцо генеалогических сайтов