Кладбища д. Евлево Ахметевская волость Мензелинского уезда Уфимской губернии.
Часовня д. Евлево Ахметевская волость Мензелинского уезда Уфимской губернии.
Часовня Пресвятой Троицы д. Евлево Ахметевская волость Мензелинского уезда Уфимской губернии.
Год основания:
Упоминается (ссылка на источник информации):
Административно-территориальное деление Союза ССР на 1 января 1926 г.
Административно-политическое строение Советского Союза 1927 г.
Административно-территориальное деление Союза ССР и список важнейших населенных пунктов 1929 г.
Реестр зарегистрированных в АГКГН географических названий населённых пунктов.
Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований (ОКТМО)
GPS-координаты:
История наименования и принадлежности:
Принадлежал (помещик):
Состоял в приходе:
Архивы:
Деревня в Тукаевском районе, на р. Бурдинка, в 22 км к югу от города Набережные Челны.
На 2002 г. - 106 жителей (татары). Полеводство, молочное скотоводство. Начальная школа, клуб.
Известна с 1678 г. В дореволюционных источниках упоминается под названием Ейлева, Явли, Яйлева. В начале 18 в. была сожжена во время набега башкир. До 1860-х гг. жители относились к категории государственных крестьян. Занимались земледелием, разведением скота, пчеловодством, шерстобитным, лесопильным, портняжным, кузнечным промыслами. В конце 19 в. земельный надел сельской общины составлял 1160,1 дес. В начале 20 в. в Евлево функционировали часовня, водяная мельница, школа Министерства народного просвещения.
До 1920 г. деревня входила в Ахметевскую волость Мензелинского уезда Уфимской губернии. С 1920 г. в составе Мензелинского, с 1922 г. - Челнинского кантонов Татарской АССР. С 10.08.1930 г. в Челнинском (с 20.04.1976 г. Тукаевский) районе.
Число жителей: в 1859 г. - 322, в 1870 г. - 424, в 1884 г. - 533, в 1897 г. - 607, в 1920 г. - 822, в 1926 г. - 622, в 1938 г. - 649, в 1949 г. - 474, в 1958 г. - 359, в 1970 г. - 358, в 1979 г. - 253, в 1989 г. - 135 чел.
Деревня Евлево расположена на территории Тукаевского района в двадцати двух километрах от города Набережные Челны. Подавляющее число его жителей – кряшены. В дореволюционных источниках данная деревня встречается под названиями Яйлева, Явли, Ейлева. Название деревни, вероятнее всего, восходит к общетюркскому слову йайлау – летнее местопребывание, летовка.
«Речная» — значит «Түбән оч»
В настоящее время в деревне Евлево насчитывается пять улиц. Они носят, как официальное название, так и привычное для местного населения кряшенское: Түбән оч (улица Речная), Борды очы (улица Полевая), Казаклар очы (улица Лесная), Югары оч (улица Центральная), Ар як (улица Нагорная). Этимология данных улиц достаточно прозрачна. «Түбән оч» названа так из-за расположения на низменной местности, соответственно, «Югары оч» получила наименование благодаря нахождению на возвышенности. «Борды очы» расположена параллельно селу Бурды, а «Ар як» параллельно к «Югары оч», при этом эти улицы разделяет речка Евлевка. По поводу возникновения названия «Казаклар очы» местные предположили, что здесь ранее жили казаки. Известно также, что на территории деревни проживали башкиры. История свидетельствует и о воинственных набегах последних на земли проживавшего здесь населения.
Эх, дороги... Пыль да туман
Подавляющее большинство деревень России испытывает проблемы с инфраструктурой. Отсутствие дорог или шко лы, магазина или фельдшерско-акушерского пункта, сельского клуба или детского сада – реалии современной жизни населенных пунктов. В деревне Евлево асфальтированная дорога ведет лишь к ферме, бетонированная дорога, похожая на полосу препятствий, к улице Центральной (Югары оч). На остальных улицах щебень давно смешался с землей. Дороги – один из главных бичей России с давних времен. Недаром ещё великий классик русской литературы Александр Пушкин в романе «Евгений Онегин» писал: «Лет чрез пятьсот дороги, верно, у нас изменятся безмерно». С некоторых пор в деревне не работает магазин. Здание пустует. Сейчас с товарами первой необходимости, с пищевыми продуктами приезжает автолавка. Однако жители деревни благодаря близости с Набережными Челнами за нужным товаром ездят чаще всего в город. Отсутствует в деревне и центр культурного досуга – сельский клуб. Некогда здание клуба в деревне было добротным. Сегодня картина выглядит печальной: разбитые оконные стекла, гнилые половица, обшарпанные стены, старая краска, одинокий бильярдный стол, покрытый толстым слоем пыли, заросли деревьев вокруг здания, все является как бы символом неминуемой гибели деревни. Здание начальной школы давно снесли. Средней школы в деревне никогда не было. Ученики преодолевали пять километров пешком навстречу знаниям в соседнее село Бурды. Современных школьников регулярно возит автобус. Единственное учреждение, которое держится особняком и обслуживает местное население, фельдшерско-акушерский пункт, прием в котором ведет Назиля Саитгалиева. Недавно возобновилось автобусное сообщение между Набережными Челнами и деревней Евлево. Правда, чтобы поехать в деревню, следует заранее связаться с водителем. Но это не проблема в современном мире, где информация распространяется со скоростью света. Во время отсутствия автобусных рейсов в Евлево, настоящей палочкой-выручалочкой для местных жителей стали таксисты. Из плюсов также следует отметить регулярное поступление пригодной для питья воды в дома местных жителей. Во все дома проведены газ и телефон.
Было кряшенское, стало...
В деревне Евлево проживают люди преимущественно пожилого возраста. Молодых семей очень мало. Однако стоит отметить, что в деревне активно идет стройка. При этом строятся, в основном, дачники или приезжие. Современное лицо деревни таково: подавляющее число населения – кряшены, есть также татары, чуваши, узбеки. Таким образом, кряшенская деревня Евлево становится на наших глазах интернациональной.
В одних руках
На территории бывшего колхоза деревни сегодня расположено крестьянско-фермерское хозяйство, принадлежащее Виталию Касакину. Что входит в КФХ В. Касакина? Практически все евлевские земли, начиная от полей, заканчивая прудами. Они арендованы предпринимателем на 49 лет. Общие угодья, которыми пользовались все местные жители, оказались в руках частного собственника. Евлевцы, некогда имевшие доступ ко всем прудам и плотине, сегодня не могут пользоваться ее благами, ловить рыбу, купаться. Все охраняется. Подойдя ближе к пруду, можно увидеть знак «ловля рыбы запрещена». Конечно, сложившаяся ситуация не может радовать тех, кто вырос в Евлево, кто здесь живет. Условия для местных и приезжих таковы: хочешь рыбачить – плати. Кроме разведения рыб, Виталий Касакин держит коров, быков, телят, лошадей. Конечно же, в собственности фермера есть и поля, где выращиваются различные сельскохозяйственные культуры. На ферме В. Касакина трудятся как жители деревни Евлево, так и ближайших сел Бурды и Бурдыбаш. Костяк рабочей силы – приезжие из соседних населенных пунктов. Из евлевцев сельскохозяйственной работой заняты Григорий Яковлев, занимающий должность управляющего, и Николай Иванов. Заведующим фермой работает жительница села Бурды Анастасия Маклакова. В ее руках дело спорится. Она успевает работать и поваром, и ухаживать за телятами, иначе говоря, трудится как настоящая пчёлка.
Крепкая вера
В деревне близ улицы Полевой (Борды очы) располагалась часовня, название которой никто из жителей деревни не вспомнил, зато нам рассказали легенду, связанную с этим местом. В пору Великой Отечественной войны местный житель Павел Демидов, отправившись на фронт, дал клятву: «Если вернусь живым и здоровым, то буду следить за чистотой и порядком часовни». Вернувшись, естественно, он свою клятву выполнил. При нем богослужебное здание расцвело. После его смерти пришло в запустение: здание разрушилось, оставался лишь крепкий каменный фундамент, который приглянулся в то время жителям села Бура-Кирта. Они взяли камни бывшей часовни для строительства некоего здания в своей деревне. Однако здание сгорело. Жители Бура-Кирты поспешили вернуть камни от Священного места обратно. Такова уж была, видимо, судьба часовни – спасать человека на войне. Так, житель деревни Евлево Алексей Алексеев, попав в Афганистан выполнять свой интернациональный долг, дал клятву, как и Павел Демидов. А вернувшись, он оградил место бывшей разрушенной часовни. Сегодня оно находится внутри поля, которое засеивается В. Касакиным. Современная часовня Пресвятой Троицы появилась на территории нового кладбища в 2015 году. Строили ее на средства Анатолия Касакина и его братьев Виталия и Валерьяна. Участок, на котором возвели богослужебное здание, являлся паевыми землями Григория и Галины Соловьевых. Они подарили их для общего дела. При строительстве часовни помощь оказали все местные жители. Они огородили участок забором, установили ворота. Теперь каждый год на религиозные праздники евлевцы собираются в этом здании. Нина Яковлевна Касакина, жительница деревни Бурды Тукаевского района, является ответственным лицом, смотрящим за часовней. Ключи от богослужебного здания хранятся именно у нее.
И хлеб, и песня
Каждая деревня славится своими мастерами. Где-то есть отличные плотники, где-то – рыболовы, где-то пекари. В деревне Евлево был отличный художник-самородок Александр Якушев, местные жители знали его как Галтай Санкасы. К сожалению, его уже нет среди нас, однако его картины, впечатляющие эскизы радуют глаза жителей деревни. Так, заглянув к Ушаковым, мы нашли великолепную картину фигуристки. В доме Поповых расписана дверь, как и в доме Князевых. Пристально смотря на картины Александра Якушева, понимаешь, насколько легка рука мастера и насколько точна его работа. В Евлево есть и поэты, пишущие замечательные стихи. Это Александр Кузнецов и Зинаида Савельева. Деревня богато не только историей, но и талантами-самородками.
Подробнее: http://tuganaylar.ru/news/etnografichsekaya-mozaika/tri-brata-tri-derevni
По СНМ 1877г
Деревня Яйлева: при речке Яйле; на 67 дворов указано 204/220 - русские; часовня, мельница водяная, пчеловодство, портняжничество
Сборник статистических сведений по Мензелинскому уезду, 1899г
Деревня Яилова: расположена на левой стороне реки Бурды, пригодной для мельниц, и маловодной речке Яиловке. Надел получен на 175 ревизских душ, находится в 1 месте и окружает селение. Изменения в угодьях: пашня уменьшилась на 20 десятин в пользу выгона, и увеличилась за счёт распашки леса и кустарника. Община делит землю по ревизским душам. Поля не далее 3 вёрст от селения. В селении 3 веялки. Леса не осталось. Под огородами 10 десятин.
По СНМ 1906г
Явлево: деревня при речке Явлевке на просёлочной дороге; часовня, министерская школа, хлебозапасный магазин, 2 бакалейные лавки, казённый лесной кардон; на 114 дворов указано 340/342 жителя; осн/занятие - земледелие.
По подворной переписи крестьянских хозяйств Мензелинского уезда. 1914г
Явли /Евлева: Явлевское сельское общество, крещёные татары, государственные, 135 дворов с населением 389/413 мужчин и женщин.
Обеспечение наличной и купчей землёю по хозяйствам без аренды:
хозяйств без земли -1; до 3 десятин -0; от 3 до 5 десятин -35; 5-10 десятин -75; 10-15 десятин -16; 15-20 десятин -8; 20-30 десятин -0; 30-40 десятин -0; и свыше 40 десятин -0 хозяйств
Распределение хозяйств по размерам землепользования, включая арендованную землю:
не пользующихся землёй -0; с землепользованием до 3 десятин -0; от 3 до 5 десятин -29; 5-10 десятин -73; 10-15 десятин -19; 15-20 десятин -13; 20-30 десятин -1; 30-40 десятин -0; и свыше 40 десятин -0 хозяйств
Распределение наличных хозяйств по лошадям: безлошадных -20; с 1 рабочей лошадью -81; с 2 рабочими -30; с 3 рабочими -4; 4 и более -0 хозяйств
Распределение наличных хозяйств по коровам: без коров -38; с 1 коровой -81; с 2 коровами -13; с 3 и более -3 хозяйства
Пчеловодство: 16 хозяйств, имеют 208 ульев.
Побочные промыслы: из 40 дворов 42 работника
Документы общего содержания
001. План деревень Кадыровой, Ахметьевой, Бурда-Кирта, Евлевой, Бурды, Шикмамаевой, Ашит /Кушнарат-Елга тож, Нижней Баишевой, Верхней Баишевой, Тонгузиной, Русские Шипки, Старый Токмак, Багряш Лысая Гора, Средний Багряш /Сарсаз Токмак тож, Увей /Верхний Багряш тож, ~ПГМ
Отдельные выявленные фамилии
001. Федор Исаев - крестьянин Мамадышского уезда /аренда общественной водяной мукомольной мельницы. ~1896-1900гг
002. Федор Исаев - крестьянин Мамадышского уезда /аренда общественной водяной мукомольной мельницы. ~1896-1900гг
003. Федор Исаев - крестьянин Мамадышского уезда /аренда общественной водяной мукомольной мельницы. ~1894-1896гг
https://forum.vgd.ru/3285/94989/