Год постройки:
GPS-координаты:
В приходе состояли населённые пункты:
Архивы:
Старый однопрестольный каменный храм был построен в 1880 г. на средства прихожан.Это средних размеров пятиглавый храм, выстроенный в духе эклектики классицистического направления, в оформлении колокольни использованы мотивы византийского стиля.С сайта Татарстанской митрополии РПЦ МП.
Архитектурное описание.
Трехчастную композиционную основу церкви составляет центральный куполообразный объем храма, крестообразно огражденный портальными входами, апсидой и соединенный посредством широкой трапезной со встроенной колокольней. Двухэтажная храмовая часть завершается вальмовым перекрытием, на котором расположились по углам четыре маленькие главки луковидной формы, поддерживаемые высокими шейками и основная центральная главка. Церковь выполнена в классических традициях. Третий ярус колокольни выстроен в русско-византийском стиле.
Из каталога-справочника. Р.А Айнутдинов, Е.В.Липаков, Р.Р.Хайрутдинов. «Республика Татарстан:Памятники истории и культуры». г.Казань Издательство»Эйдос»-1993 г
Село Верхний Акташ расположено в 14 км от Альметьевска по автомобильной дороге ведущей в Набережные Челны. До 1917 года село было также известно под названием Мордовский Акташ, так как было населено в основном мордвой-эрзей, поселившейся здесь в первой половине XVIII века. Переселенцы были государственными крестьянами и не находились в крепостной зависимости. По имеющимся данным в селе на 1913 год проживало 2669 человек. В 1880 году был зарегистрирован православный приход, состоящий из мордвы села Акташ и татар-кряшен деревни Калейкино, до постройки там, в 1915 году, свой церкви. В том же 1880 году на средства прихожан был построен однопрестольный пятиглавый каменный храм с колокольней средних размеров, освященный в честь святителя Николая Чудотворца. Церковь выполнена в классических традициях. Третий ярус колокольни в русско-византийском стиле. Причт составляли священник, дьякон и псаломщик. При храме в 1885 году открылась церковно-приходская школа.
В советские времена храм был закрыт. Здание использовалось как зернохранилище и оставалось без должного ухода, что послужило серьезному его разрушению. По сей день остов храма напоминает жителям Верхнего Акташа о безбожном периоде истории села.
Из альбома «Православные храмы Альметьевского благочиния Казанской епархии», изд-во Сергея Бузукина, Казань-2010.
Уже более полувека остов старого храма напоминает жителям села Верхний Акташ о безбожном периоде. Церковь, освященная в честь Николая Чудотворца, как и многие другие, не пережила годы воинствующего атеизма – ее разрушили и закрыли.
– Это древний и намоленный храм. Восстановить его – великое дело. Люди больше ста лет посещали эту церковь, но после революции 17-го года они были одурманены так называемой свободой. Они решили, что можно жить без бога, – отмечает благочинный города Альметьевска протоиерей Алексей Державин.
Лишь спустя десятилетия верующие вновь осмелились говорить о возрождении прихода. Вот только выяснилось, что восстанавливать старую церковь будет дороже, чем построить новую. Поэтому рядом со старой церковью был возведен деревянный храм Покрова Божией Матери, деньги на строительство которого собирали прихожане.
Но верующие не переставали мечтать и о восстановлении старой церкви. Говоря о своих намерениях, они вспоминали слова блаженного Андрея, жившего в селе много лет назад. Когда в Акташе не было ни одной церкви, он говорил, что их будет несколько. Тогда над ним лишь посмеивались и только впоследствии поняли, что его слова были пророческими.
Момент, которого верующие ждали долгие годы, настал. Восстановление святыни начали с установки куполов. Подобное торжество в селе Верхний Акташ было 250 лет назад. Сегодня история повторилась. Храм – это корабль, а колокольня – это мачта. Она призывает всех к спасению. Колокольню мы решили установить в первую очередь – чтобы люди видели, что вера православная процветает, что она сильна, – рассказывает настоятель храма священник Дмитрий Конычев.
Начало положено, но предшествовал этому долгий тернистый путь. Средства на восстановление храма собирали сами прихожане. Если бы была помощь со стороны, то дело пошло бы быстрее.
– Денег, которые собрали всем миром, хватило на то, чтобы поставить купол. В дальнейшем мы планируем провести отделочные работы. Этот храм имеет большое историческое значение, – подчеркнул глава Верхнеакташского сельского поселения Александр Шатунов.
После установки купола был совершен молебен, по завершении которого верующие не спешили расходиться. Они как будто не до конца верили в реальность произошедшего.
По материалам сайта Альметьевской епархии