Мечеть д. Мастеево Байсаровская волость Мензелинского уезда Уфимской губернии.
Год основания:
Упоминается (ссылка на источник информации):
GPS-координаты:
История наименования и принадлежности:
Принадлежал (помещик):
Состоял в приходе:
Ближайшие приходы
Мусульманская
Архивы:
Деревня Мастеево при р. Сикия в 55 верстах от Мензелинска - селение башкир-вотчинников Булярской тюбы и волости, с 1866 г. - Байсаровской. В 1795 г. в 8 домах - 24 башкира. 7 апреля 1842 г. по их словам, они - башкиры-припущенники, числившиеся по прежним ревизским сказкам (1816, 1834 гг.) по деревне Шигаевой Белебеевского уезда, «отозвались башкирскому стряпчему Скарятинову, что на даче башкирцев Булярской волости поселились с давняго времени предки их по одной записи с башкирцами деревни Байсаровой 9 сентября 1738 г., что других же актов (на землепользование) не имеют. В том тамги приложим, а имянно: отставной зауряд-сотник Абдулхалик Шарыпов, Абдрахим Ракаев и Аюп Абдулменев таковы». Затем часть башкир (8 семей) была возвращена в д. Шигаево при р. Идяш (1859 г. в деревне 402, в 1870 г. 463 башкира).
В 1816 г. башкир - наследников поручика Султанова, приобревших вотчинное право, насчитывалось 26, в 1834 г. - 43, в 1850 г. - 37, в 1859 г. - 39 душ муж. пола; башкир-припущенников в 1816 г. - 16, в 1834 г. - 19 душ муж. пола. В 1859 г. всех башкир было 217 человек; в 1870 г. в 40 домах - 113 башкир, 119 татар (?); в 1902 г. при 48 дворах - 177 башкир-вотчинников и припущенников военного звания (имеются в виду башкиры-припущенники, поскольку в деревне по ревизиям и другим статматериалам не было ни тептярей, кроме 1870 г., ни татар); в 1905 г. при 71 дворе - 439 человек; в 1912 г. при 58 дворах - 305 башкир-вотчинников, в 21 доме - 98 башкир-припущенников.
Краткое описание деревни за 1896 г.: «Д. Мастеева (припущенники) - расположена при р. Сикие. Надел получен на 28 ревизских душ, находится в одном месте. Селение на ЮВ надела. Изменения в угодьях: часть неудобной отошла под луга. Передел земли по ревизским душам. Поля по ровному месту возле деревни. Почва - суглинистый чернозем. На огородах сеют картофель. Усовершенствованных орудий нет.
Вотчинники - надел получен на 69 ревизских душ, находится в двух местах и окружает селение. Изменения в угодьях: распахана большая часть леса. В остальном также, как у припущенников».
О хозяйстве мало материала. В 1848 г. по ведомости кантонного начальника по 12-му башкантону видно, что на 26 дворов (147 башкир) приходилось 476 лошадей, 277 коров, 361 овца, 134 козы, а также 42 улья.
В 1848 г. были 6, в 1870 г. - 5 (ветряных, конных) мельниц, х/з магазин, бакалейная лавка, проводился по средам базар, «весной и летом работали кумысныя заведения».
О развитии хозяйства Подворная перепись 1912 г.: д. Мастеево Байсаровской волости - поселение 305 башкир-вотчинников (58 дворов) и 98 башкир-припущенников (21 хозяйство). 1862 дес. надельной земли у вотчинников - 32, 1 дес. на двор, 203 дес. у припущенников - 9, 7 дес. на хозяйство. Вотчинники обрабатывали 530 дес. - 9, 5 дес. на двор, припущенники - 37 дес. - 1, 8 дес. - на хозяйство. У первых сеяли до 2 дес. - 6 хозяйств, 2-4 дес. - 9, 4-6 дес. - 20, 6-10 дес. - 8, свыше 10 дес. - 14. 340 дес. занимали рожь и овес. Пшеница и картофель занимали менее 1 дес. посева. У вотчинников 6 хозяйств имели 37 ульев. 36 семей занимались и промыслами. С 1877 г. для 25 мальчиков был открыт русский класс при медресе3. В 1905 г. учтена министерская одноклассная школа. В 1870 г. - мечеть и школа, в 1848 г. - 2 мечети.
А теперь речь о названии деревни и о Султановых. Среди башкир по 7-й переписи 1816 г. указаны выходцы из Булярской и Енейской волостей. Среди них были и байляры. Среди поверенных - доверенных башкир дд. Апасево, Калтеево, Исенбаево, Ушар (Семиостровной), Емалы, Буазкуль, Каинтюбы, Сууксы, Аккузево, Терпели (Мурзагулево) был из д. Байсарово Енейской волости Мастей Абызаев, которые в 1754 г. отдали купцу Шишковскому и дворцовым крестьянам Сарапула в оброчное владение на 25 лет рыбных ловель в р. Каме.
Думается, что именно Мастей Абызаев был первопоселенцем д. Мастеево. Через год в должности сотника он участвовал в точно такой же операции, когда отдали в откорм рыбных ловель в озерах Старишных (Улзяти - Митав). Слухи, попавшие даже в источники, о том, что д. Мастеево была основана («заведена») дедом Султановых, т. е. Абдулзалилом Султановым, не соответствуют действительности. Он из д. Кузяково Калмашевой тюбы Байлярской волости. Он - вотчинник, затем припущен булярцами в д. Мастеево. Ниже копия текста записи 10 башкир из 10 деревень волости о его припуске. «Лета тысяча восемьсот втораго декабря во вторый день Оренбургской губернии Мензелинскаго и Бирскаго уездов Булярской волости команда старшин Абдулвахита Ибрагимова и Нигаметуллы Ямангулова выбранныя от миру поверенныя десять человек башкирцы разных деревень, а именно Ахуновой Ильяс Исхаков, Сафаровой Гадыльша Айдагулов, Якшиевой Юртекей Ахмаметев, Буляковой Габель Кадырбаков, Бикабызовой Мухаметрахим Яркеев, Алметевой Мухаметрахим Искендеров, Чуракаевой Хасан Мухамметев, Сеитовой Абдулнасыр Таиров, Кадыровой Зейнекей Шукуров, Сынряновой Аблей Мугаитмасов Оренбургской губернии в палате Гражданскаго суда от крепостных дел дали сию запись армии порутчику Абдулзелилю Султанову сыну Султанову в томя, что припустили мы, поверенныя башкирцы и товарыщи наши оставшие в домах, все со общаго согласия ево, Султанова и наследников по нем на всю свою жалованную предкам нашим от великих государей землю, состоящую в Мензелинском и Бирском уездах и владеемую нами с вершин впадающих со обоих сторон речек в реку Сюнь и по речкам Шабыз, коею ему Султанову и наследникам ево сенными покосами водяными, лесными и степными выгодами пользоватся равно служителям ево и с нами вообще вечно жительствовать ему и наследникам по реке Секей в деревне Мечтиной (Мэчте - Мастеево) или в других местах той нашей земли, где они пожелают и около той деревни Мечтиной или в других местах сено косить, землю пахать лес черной и в дубравах в свою пользу употреблять и на оной нашей земле на речках, где удобно сочтут мельницы строить с тем однако ж, чтоб ему Султанову и наследникам ево хотя и сами владеть не пожелают никому другому свою часть не продавать, где и все случающияся по сей земле выгоды так же и убытки нести с нами наравне и сверх же того ползоваться ему Султанову с наследниками всеми промыслами, какими они пожелают без препядственно, а что нами из оной земли до сего отдано из оброку для варения поташа или продано кому в вечное владение в том ему Султанову, детям и наследникам ево препядствия не делать впредь же сие чинить нам с согласия ево ценою за пять сот рублев и та наша земля в посторонния к нам не принадлежащия межи не вошла и от смежняков на оную землю спору ни от кого нет, а буде ему Султанову или наследникам ево и с посторонних или из наших вотчинников, кто-либо учинить спор и препядствие в таком случае по имевшимся у нас грамотам должны мы ево Султанова и наследников очищать не доводя ни до каких убытков. По сей записе на вышеписанную землю армии порутчика Абдулзелиля Султанова сына Султанова мы поверенныя башкирцы и товарищи наши оставшие в домах все со общаго согласия ценою за пять сот рублев вечно припустили. Деньги все сполна получили и сию запись на оном основании ему дали. В том мы поверенныя башкирцы умеющие писать руки, а не умеющие тамги свои приложили, а именно Ильяс Исхаков, Гадылына Аидагулов, Юртюкей Ахмеметев, Габбяс Кадырбаков по-татарски руку, Мухаметрахим Яркеев руку, Мухаметрахим Искендеров, Хасан Мухаметев, Абдулнасыр Таиров руку, Зейнекей Шукуров, Аблей Мугаитмасов. Со слов переводил переводчик коллежской регистратор Гарелин».
Первые 5 дворов Мастеева принадлежали Султановым.
№ 1. Отставной поручик Габдулзелил Султанов (в 1811 г. ему 61 год, значит с 1750 года рождения). Его сыновья: от трех жен: походный сотник, 14 класса Габдулхалик 28 лет (возраст у всех по 6-й ревизии 1811 г.); кантонный помощник, 14 класса Мухаметрахим 27 лет; походный есаул Габдулсаттар 18 лет; походный сотник Габдулгафар 17 лет; Мухамедиян 12 и Мухаметгарей 9 лет.
№ 2. Кантонный начальник 11-го башкантона капитан Баязит Габдулзелилович Султанов 37 лет. Его сыновья: Мухамедияр 5 лет, Шагимардан 4, Шагиахмет 3, Мухаметшариф 1,5 года.
№ 3. Старшина, 14 класса Габдулнасыр Габдулзелилович (далее - Габзелилович) Султанов 32 лет. Его сыновья: Девлетгарей 10, Шагигарей 2 года.
№ 4. Старшина, 14 класса Абдрахим Габзелилович Султанов 30 лет. Его сыновья: Абдулкадыр 11, Абдулзяппар 8 лет.
№ 5. Старшинский помощник, 14 класса Абдулвахит Габзелилович Султанов 29 лет. Сыновья: Абдулгали 6, Абдулгалям 4, Абдулгани 1 года .
Габдулзелил Султанов в 1791 г. от армии поручик, занесен в дворянскую родословную книгу, жил в Кузякове, башкирский юртовой старшина, в 1772 г. «был противу польских возмутителей (имеется в виду Барская конфедерация в Польше) в должности походного старшины с командою и по той его усердности в 1773 году пожалован при башкирцах же в юртовые сотники, а потом в годы пугачевщины будучи в подданстве и верности посылан был с разпубликованным о злодейских тогда партиях верноподданным Манифестом и во время той посылки злодейскою партиею был захвачен, но однако из оной в спасение своей жизни бежал, за услуги в 1774 г. произведен в юртовые старшины, а в 1791 г. - от армии поручиком».
Мухаметрахим Абзелилович (так в документе) Султанов родился в Мастееве, жена Хабибземал Курменкеева, дочь башкирского кантонного начальника 12-го кантона Курменкея Нагайбакова (отца того же кантоного начальника Шагингарея Нагайбакова). Мухаметрахим в 1809 г. - зауряд-сотник, в 1812 г. - чиновник 14 класса, в 1824 г. - кантонный начальник 11-го башкантона, в 1829 г. - сотник, в 1835 г. - есаул, в 1839 г. - войсковой старшина, умер в 1841 г. «За усердную службу» награжден в 1827 г. золотой медалью на Аннинской ленте, в 1831 г. -бриллиантовым перстнем, в 1837 г. - орденом Св. Станислава 4-й степени.
В Мензелинском уезде имел 2 мельницы, в деревне Мастеевой 12 душ дворовых людей. В Белебеевском уезде - 150 дес. земли, 4 поташных завода.
С сыновьями Шайхильисламом и Шагимарданом в 1832 г. он внесен в родословную потомственных дворян Оренбургской губернии.
Шайхильислам Мухаметрахимович Султанов - с 1842 г. управляющий, затем начальник 11-го башкантона, в 1847 г. в звании сотника уволен из-за болезни. Жена - Сарвизиган Абдулсалямова, дочь муфтия Сулейманова. Дочери: Бибинафисбану, Бибихуснизиган. Сыновья: Шайхизаман, Шайхильислам. У последнего сын Мухаметмансур Шайхильисламович Султанов, 1875 года рождения. В 1897-1903 гг. учился в Московской консерватории, затем работал в Саратовской консерватории.
Шайхильислам в родной деревне владел 12 душами дворовых людей, 150 дес. земли в Белебеевском уезде, с братом одним поташным заводом; в Мензелинском уезде - 1 000 дес. покупной земли с братом, в Уфимском уезде при с. Агардах - 650 дес. приобретенной земли и 60 душами покупных крестьян по 8-й ревизии 1834 г. В 1838 г. на маневре при с. Бородино «удостоился получить от государя в подарок золотые часы». Шагимардан Мухаметрахимович Султанов, хорунжий в 11 башкирском кантоне. В Мензелинском уезде с братом имел 12 душ дворовых людей, в Белебеевском уезде с братом 150 дес. земли и один поташный завод. Это - родовое состояние. «Из благоприобретенных» -в Мензелинском уезде с братом 1 000 дес. покупной земли. Жена - ахунская дочь Гайниземал Шамсутдинова.
Начальник 11-го башкантона майор (с 1817 г.) Баязит Абзелилович Султанов (с 1804 г. поручик, с 1817 г. капитан) «от двух жен («башкирская дочь Хамида Биктемирова», обер-офицерская дочь Фархазиган Ардаширова) имел сыновей Мухамедияра, Шагимардана, Шагиахмета, Мухаметшарифа(его сын Мухамедияр-муфтий), Шагимрат. В1832 г. все внесены в 8-классное дворянство и родословную дворян Оренбургской губернии. Баязит умер в 50 лет в 1823 г. Им было приобретено 3 поташных завода, состоящих при д. Уртаево, Чаилашево, Зейнево Бирского уезда и 5 мукомольных мельниц при деревнях Челнонарат, Шабыз, Карачево, Мушуге и Уръяды Тамаке Мензилинского уезда. Имел золотую медаль на Владимирской ленте.
Шагиахмет Баязитович с 1846 г. кантонный помощник 11-го башкантона. В своем Мензелинском уезде имел мельницу. Женат на штаб-офицерской дочери Сагадане Абдряшитовой. Владел мельницей при р. Уръяды-Тамак.
Управляющий юртой (группой деревень) 19-го башкантона есаул Шагимрат Баязитович Султанов, женатый четвертым браком на дочери зауряд-сотника Султанова Бибилатифе Мухаметгареевой. В д. Челнонарат Мензелинского уезда имел мельницу. Награжден бронзовой медалью на Владимирской ленте «В память войны 1853-1856 гг.».
Майор Мухаметсадык Абдрахимович (сын Абзелиля) Султанов - мировой судья 6-го участка Шадринского уезда внесен в родословную потомственных дворян в 1877 г.
Таким образом, в 1791 г. потомственными дворянами из башкир первыми стали Абзелил Султанов и его 2-й сын Абдулсатар и Абдулгафар (Акчулпановы - вторыми через 2 года). Его другие сыновья с детьми Мухаметрахим - в 1832 г., Баязит с наследниками - чуть раньше, Мухаметсадык Абдрахимович Султанов с сыновьями - в 1877 г.
Почти все Султановы проживали в Мастеево, с конца XIX в. - некоторые в уездных городах.
На основе опубликованной работы представим общую родословную Султановых, ведущую к имени муфтия Духовного управления мусульман в Уфе: Туксаба - Шахвали - Тевкел - Тенребирде -Юлбирде - Акюл - Котлыш - Кузей - Тотар - Чупан - Мамет - Султан -Габдезялил - Баязит - Мухаметшариф - Мухамедияр (муфтий).
Султановы активно занимались в работе уездного земства. Среди гласных Мензелинского земского собрания с 1878 по 1905 г. были 3 Султановых. Рядовой Абдулхалил Шарипов сын Айдаров в 1807 г. с 3-м башполком участвовал в Прусской кампании против наполеоновской Франции. Шангарей Абдулнасыров сын Султанов в 1836 г. в составе 9-го башполка находился на кордоне (границе) в Бессарабии.
Список населённых мест Российской империи по сведениям 1859–1873 годов |
№ Название населённых мест Положение Расстояние от уездного города Расстояние от становой квартиры Число дворов Жителей мужского пола Жителей женского пола Церкви, учебные заведения и другие объекты |
Уфимская губерния, Мензелинский уезд |
1894 Мастеева, деревня.при рч. Сикие.554040108124Т. 46-73. Б. 62-51. — Мечеть 1. Училище. Мельниц ветренных 3 и конных 2. Плетение лаптей, ткачество. |
Волости и важнейшие селения Европейской России 1886 года |
Список важнейших селений |
Уфимская губерния, Мензелинский уезд, Байсаровская волость |
1100. Мастеева, деревня бывшая государственная, при речке Сикие, дворов 46, жителей 280, мечеть, 2 школы |
Список населённых мест Уфимской губернии 1905 года |
№Название и описание От уездного города От волостного правления Дворов Мужчин Женщин Род занятий |
Мензелинский уезд, Байсаровская волость |
12 Мастеева, д. на прос. дор., при реч. Сикии, мечеть, мин. шк., медр., х.-зап. маг., бак. лав., баз. по сред., весной и летом кумысный завед. 60571224215 Земледелие |
По СНМ 1877г
Деревня Мастеева: при речке Сикия; на 40 дворов приходилось: 46/73 - татары, 62/51 - башкиры; мечеть, училище; 3 ветряные и 2 конные мельницы; плетение лаптей, ткачество
Сборник статистических сведений по Мензелинскому уезду, 1899г
Деревня Мастеева – припущенники: расположена при речке Сикие. Надел получен на 28 ревизских душ, находится в 1 месте, селение на юго-востоке надела. Изменения в угодьях: часть неудобной земли отошла под луга. Земля делится по ревизским душам. Поля по ровному месту, возле деревни. Почва – суглинистый чернозём. На огородах выращивают картофель. Усовершенствованных орудий труда – нет.
Вотчинники: надел получен на 69 ревизских душ, находится в 2 местах и окружает селение. Изменения в угодьях: бОльшая часть леса распахана. В остальном так же, как и у припущенников.
По СНМ 1906г
Мастеева: деревня на просёлочной дороге при речке Сикии; мечеть, министерская школа, медресе, хлебозапасный магазин, бакалейная лавка, базары по средам, весной и летом кумысные заведения; на 71 двор указано 224/215 жителей; осн/занятие - земледелие.
По подворной переписи крестьянских хозяйств Мензелинского уезда. 1914г
17. Мастеева: Мастеевское сельское общество, башкиры-вотчинники, 58 дворов с населением 161/144 мужчин и женщин.
Обеспечение наличной и купчей землёю по хозяйствам без аренды:
хозяйств без земли -0; до 3 десятин -0; от 3 до 5 десятин -0; 5-10 десятин -9; 10-15 десятин -0; 15-20 десятин -18; 20-30 десятин -15; 30-40 десятин -9; и свыше 40 десятин -7 хозяйств
Распределение хозяйств по размерам землепользования, включая арендованную землю:
не пользующихся землёй -1; с землепользованием до 3 десятин -0; от 3 до 5 десятин -3; 5-10 десятин -12; 10-15 десятин -14; 15-20 десятин -7; 20-30 десятин -10; 30-40 десятин -6; и свыше 40 десятин -5 хозяйств
Распределение наличных хозяйств по лошадям: безлошадных -5; с 1 рабочей лошадью -17; с 2 рабочими -18; с 3 рабочими -4; 4 и более -14 хозяйств
Распределение наличных хозяйств по коровам: без коров -8; с 1 коровой -19; с 2 коровами -14; с 3 и более -17 хозяйств
Пчеловодство: 6 хозяйств, имеют 37 ульев.
Побочные промыслы: из 34 дворов 36 работников
18. Мастеева: Мастеевское сельское общество, башкиры-припущенники, 21 двор с населением 51/47 мужчин и женщин.
Обеспечение наличной и купчей землёю по хозяйствам без аренды:
хозяйств без земли -2; до 3 десятин -0; от 3 до 5 десятин -2; 5-10 десятин -13; 10-15 десятин -3; 15-20 десятин -0; 20-30 десятин -0; 30-40 десятин -1; и свыше 40 десятин -0 хозяйств
Распределение хозяйств по размерам землепользования, включая арендованную землю:
не пользующихся землёй -1; с землепользованием до 3 десятин -7; от 3 до 5 десятин -5; 5-10 десятин -5; 10-15 десятин -1; 15-20 десятин -2; 20-30 десятин -0; 30-40 десятин -0; и свыше 40 десятин -0 хозяйств
Распределение наличных хозяйств по лошадям: безлошадных -7; с 1 рабочей лошадью -6; с 2 рабочими -4; с 3 рабочими -4; 4 и более -0 хозяйств
Распределение наличных хозяйств по коровам: без коров -12; с 1 коровой -5; с 2 коровами -3; с 3 и более -1 хозяйств
Пчеловодство: не занимались
Побочные промыслы: из 11 дворов 13 работников
Документы общего содержания
001. План части деревни Мастеевой. 1905г
002. Поименный список башкир-вотчинников деревни Мастеевой, которым следует выдать денежное вознаграждение за отходящие от них земли припущенникам, в Байлярской волости Калмашевской тюбы. 1871-97гг
003. Поименный список избранным для участия в соединенном волостном сходе от башкир-вотчинников Булярской волости Чуракаевой тюбы деревни Мастеевой в числе 4 домохозяев. 1895-96гг.
Отдельные выявленные фамилии
001. Шайхильдаман и Боязит Султановы /криминал, событие из жизни, 1912г
https://forum.vgd.ru/3285/94974/10.htm?a=stdforum_view&o=
Расформировывается в 1970-х годах.
МАСТЕЕВО (Наратлы), деревня. Находилась на территории современного Актанышского района Республики Татарстан, в 40 км от пристани Азякуль. С 1930 в составе Мастеевского сельсовета Актанышского района, с 1935 — Верхне-Яхшеевского сельсовета Калининского района, с 1956 — Верхне-Яхшеевского сельсовета Актанышского района. Население — 310 чел. (1939, татары), 206 чел. (1963, татары). В справочных изданиях после 1966 не упоминается.
Мастеево при р. Сикия в 55 верстах от Мензелинска - селение башкир-вотчинников Булярской тюбы и волости, с 1866 г. - Байсаровской. В 1795 г. в 8 домах - 24 башкира. 7 апреля 1842 г. по их словам, они - башкиры-припущенники, числившиеся по прежним ревизским сказкам (1816, 1834 гг.) по деревне Шигаевой Белебеевского уезда, «отозвались башкирскому стряпчему Скарятинову, что на даче башкирцев Булярской волости поселились с давняго времени предки их по одной записи с башкирцами деревни Байсаровой 9 сентября 1738 г., что других же актов (на землепользование) не имеют. В том тамги приложим, а имянно: отставной зауряд-сотник Абдулхалик Шарыпов, Абдрахим Ракаев и Аюп Абдулменев таковы». Затем часть башкир (8 семей) была возвращена в д. Шигаево при р. Идяш (1859 г. в деревне 402, в 1870 г. 463 башкира).
В 1816 г. башкир - наследников поручика Султанова, приобревших вотчинное право, насчитывалось 26, в 1834 г. - 43, в 1850 г. - 37, в 1859 г. - 39 душ муж. пола; башкир-припущенников в 1816 г. - 16, в 1834 г. - 19 душ муж. пола. В 1859 г. всех башкир было 217 человек; в 1870 г. в 40 домах - 113 башкир, 119 татар; в 1902 г. при 48 дворах -177 башкир-вотчинников и припущенников военного звания (имеются в виду башкиры-припущенники, поскольку в деревне по ревизиям и другим статматериалам не было ни тептярей, кроме 1870 г., ни татар); в 1905 г. при 71 дворе - 439 человек; в 1912 г. при 58 дворах - 305 башкир-вотчинников, в 21 доме - 98 башкир-припущенников.
Краткое описание деревни за 1896 г.: «Д. Мастеева (припущенники) - расположена при р. Сикие. Надел получен на 28 ревизских душ, находится в одном месте. Селение на ЮВ надела. Изменения в угодьях: часть неудобной отошла под луга. Передел земли по ревизским душам. Поля по ровному месту возле деревни. Почва - суглинистый чернозем. На огородах сеют картофель. Усовершенствованных орудий нет.
Вотчинники - надел получен на 69 ревизских душ, находится в двух местах и окружает селение. Изменения в угодьях: распахана большая часть леса. В остальном также, как у припущенников».
О хозяйстве мало материала. В 1848 г. по ведомости кантонного начальника по 12-му башкантону видно, что на 26 дворов (147 башкир) приходилось 476 лошадей, 277 коров, 361 овца, 134 козы, а также 42 улья.
В 1848 г. были 6, в 1870 г. - 5 (ветряных, конных) мельниц, х/з магазин, бакалейная лавка, проводился по средам базар, «весной и летом работали кумысныя заведения».
О развитии хозяйства Подворная перепись 1912 г.: Мастеево Байсаровской волости - поселение 305 башкир-вотчинников (58 дворов) и 98 башкир-припущенников (21 хозяйство). 1862 дес. надельной земли у вотчинников - 32,1 дес. на двор, 203 дес. у припущенников - 9,7 дес. на хозяйство. Вотчинники обрабатывали 530 дес. - 9,5 дес. на двор, припущенники - 37 дес. - 1,8 дес. - на хозяйство. У первых сеяли до 2 дес. - 6 хозяйств, 2-4 дес. - 9, 4-6 дес. - 20, 6-10 дес. - 8, свыше 10 дес. - 14. 340 дес. занимали рожь и овес. Пшеница и картофель занимали менее 1 дес. посева. У вотчинников 6 хозяйств имели 37 ульев. 36 семей занимались и промыслами. С 1877 г. для 25 мальчиков был открыт русский класс при медресе. В 1905 г. учтена министерская одноклассная школа. В 1870 г. - мечеть и школа, в 1848 г. - 2 мечети.
А теперь речь о названии деревни и о Султановых. Среди башкир по 7-й переписи 1816 г. указаны выходцы из Булярской и Енейской волостей. Среди них были и байляры. Среди поверенных - доверенных башкир дд. Апасево, Калтеево, Исенбаево, Ушар (Семиостровной), Емалы, Буазкуль, Каинтюбы, Сууксы, Аккузево, Терпели (Мурзагулево) был из д. Байсарово Енейской волости Мастей Абызаев, которые в 1754 г. отдали купцу Шишковскому и дворцовым крестьянам Сарапула в оброчное владение на 25 лет рыбных ловель в р. Каме. Думается, что именно Мастей Абызаев был первопоселенцем д. Мастеево. Через год в должности сотника он участвовал в точно такой же операции, когда отдали в кортом рыбных ловель в озерах Старишных (Улзяти - Митав). Слухи, попавшие даже в источники, о том, что д. Мастеево была основана («заведена») дедом Султановых, т. е. Абдулзалилом Султановым, не соответствуют действительности. Он из д. Кузяково Калмашевой тюбы Байлярской волости. Он - вотчинник, затем припущен булярцами в д. Мастеево. Ниже копия текста записи 10 башкир из 10 деревень волости о его припуске. «Лета тысяча восемьсот втораго декабря во вторый день Оренбургской губернии Мензелинскаго и Бирскаго уездов Булярской волости команда старшин Абдулвахита Ибрагимова и Нигаметуллы Ямангулова выбранныя от миру поверенныя десять человек башкирцы разных деревень, а именно Ахуновой Ильяс Исхаков, Сафаровой Гадыльша Айдагулов, Якшиевой Юртекей Ахмаметев, Буляковой Габель Кадырбаков, Бикабызовой Мухаметрахим Яркеев, Алметевой Мухаметрахим Искендеров, Чуракаевой Хасан Мухамметев, Сеитовой Абдулнасыр Таиров, Кадыровой Зейнекей Шукуров, Сынряновой Аблей Мугаитмасов Оренбургской губернии в палате Гражданскаго суда от крепостных дел дали сию запись армии порутчику Абдулзелилю Султанову сыну Султанову в томя, что припустили мы, поверенныя башкирцы и товарыщи наши оставшие в домах, все со общаго согласия ево, Султанова и наследников по нем на всю свою жалованную предкам нашим от великих государей землю, состоящую в Мензелинском и Бирском уездах и владеемую нами с вершин впадающих со обоих сторон речек в реку Сюнь и по речкам Шабыз, коею ему Султанову и наследникам ево сенными покосами водяными, лесными и степными выгодами пользоватся равно служителям ево и с нами вообще вечно жительствовать ему и наследникам по реке Секей в деревне Мечтиной (Мэчте - Мастеево) или в других местах той нашей земли, где они пожелают и около той деревни Мечтиной или в других местах сено косить, землю пахать лес черной и в дубравах в свою пользу употреблять и на оной нашей земле на речках, где удобно сочтут мельницы строить с тем однако ж, чтоб ему Султанову и наследникам ево хотя и сами владеть не пожелают никому другому свою часть не продавать, где и все случающияся по сей земле выгоды так же и убытки нести с нами наравне и сверх же того ползоваться ему Султанову с наследниками всеми промыслами, какими они пожелают без препядственно, а что нами из оной земли до сего отдано из оброку для варения поташа или продано кому в вечное владение в том ему Султанову, детям и наследникам ево препядствия не делать впредь же сие чинить нам с согласия ево ценою за пять сот рублев и та наша земля в посторонния к нам не принадлежащия межи не вошла и от смежняков на оную землю спору ни от кого нет, а буде ему Султанову или наследникам ево и с посторонних или из наших вотчинников, кто-либо учинить спор и препядствие в таком случае по имевшимся у нас грамотам должны мы ево Султанова и наследников очищать не доводя ни до каких убытков. По сей записе на вышеписанную землю армии порутчика Абдулзелиля Султанова сына Султанова мы поверенныя башкирцы и товарищи наши оставшие в домах все со общаго согласия ценою за пять сот рублев вечно припустили. Деньги все сполна получили и сию запись на оном основании ему дали. В том мы поверенныя башкирцы умеющие писать руки, а не умеющие тамги свои приложили, а именно Ильяс Исхаков тамгу, Гадылына Аидагулов тамгу, Юртюкей Ахмеметев тамгу, Габбяс Кадырбаков по-татарски руку, Мухаметрахим Яркеев руку, Мухаметрахим Искендеров тамгу, Хасан Мухаметев тамгу, Абдулнасыр Таиров руку, Зейнекей Шукуров тамгу, Аблей Мугаитмасов тамгу. Со слов переводил переводчик коллежской регистратор Гарелин».
Первые 5 дворов Мастеева принадлежали Султановым. № 1. Отставной поручик Габдулзелил Султанов (в 1811 г. ему 61 год, значит с 1750 года рождения). Его сыновья: от трех жен: походный сотник, 14 класса Габдулхалик 28 лет (возраст у всех по 6-й ревизии 1811 г.); кантонный помощник, 14 класса Мухаметрахим 27 лет; походный есаул Габдулсаттар 18 лет; походный сотник Габдулгафар 17 лет; Мухамедиян 12 и Мухаметгарей 9 лет. № 2. Кантонный начальник 11-го башкан-тона капитан Баязит Габдулзелилович Султанов 37 лет. Его сыновья: Мухамедияр 5 лет, Шагимардан 4, Шагиахмет 3, Мухаметшариф 1,5 года. № 3. Старшина, 14 класса Габдулнасыр Габдулзелилович (далее - Габзелилович) Султанов 32 лет. Его сыновья: Девлетгарей 10, Шагигарей 2 года. № 4. Старшина, 14 класса Абдрахим Габзелилович Султанов 30 лет. Его сыновья: Абдулкадыр 11, Абдулзяппар 8 лет. № 5.Старшинский помощник, 14 класса Абдулвахит Габзелилович Султанов 29 лет. Сыновья: Абдулгали 6, Абдулгалям 4, Абдулгани 1 года. Габдулзелил Султанов в 1791 г. от армии поручик, занесен в дворянскую родословную книгу, жил в Кузякове, башкирский юртовой старшина, в 1772 г. «был противу польских возмутителей (имеется в виду Барская конфедерация в Польше) в должности походного старшины с командою и по той его усердности в 1773 году пожалован при башкирцах же в юртовые сотники, а потом в годы пугачевщины будучи в подданстве и верности посылан был с разпубликованным о злодейских тогда партиях верноподданным Манифестом и во время той посылки злодейскою партиею был захвачен, но однако из оной в спасение своей жизни бежал, за услуги в 1774 г. произведен в юртовые старшины, а в 1791 г. - от армии поручиком».
Мухаметрахим Абзелилович (так в документе) Султанов родился в Мастееве, жена Хабибземал Курменкеева, дочь башкирского кан-тонного начальника 12-го кантона Курменкея Нагайбакова (отца того же кантоного начальника Шагингарея Нагайбакова). Мухаметрахим в 1809 г. - зауряд-сотник, в 1812 г. - чиновник 14 класса, в 1824 г. - кантонный начальник 11 -го башкантона, в 1829 г. - сотник, в 1835 г. - есаул, в 1839 г. - войсковой старшина, умер в 1841 г. «За усердную службу» награжден в 1827 г. золотой медалью на Аннинской ленте, в 1831 г. -бриллиантовым перстнем, в 1837 г. - орденом Св. Станислава 4-й степени.
В Мензелинском уезде имел 2 мельницы, в деревне Мастеевой 12 душ дворовых людей. В Белебеевском уезде - 150 дес. земли, 4 поташных завода.
С сыновьями Шайхильисламом и Шагимарданом в 1832 г. он внесен в родословную потомственных дворян Оренбургской губернии.
Шайхильислам Мухаметрахимович Султанов - с 1842 г. управляющий, затем начальник 11-го башкантона, в 1847 г. в звании сотника уволен из-за болезни. Жена - Сарвизиган Абдулсалямова, дочь муфтия Сулейманова. Дочери: Бибинафисбану, Бибихуснизиган. Сыновья: Шайхизаман, Шайхильислам. У последнего сын Мухаметмансур Шай-хильисламович Султанов, 1875 года рождения. В 1897-1903 гг. учился в Московской консерватории, затем работал в Саратовской консерватории.
Шайхильислам в родной деревне владел 12 душами дворовых людей, 150 дес. земли в Белебеевском уезде, с братом одним поташным заводом; в Мензелинском уезде - 1 000 дес. покупной земли с братом, в Уфимском уезде при с. Агардах - 650 дес. приобретенной земли и 60 душами покупных крестьян по 8-й ревизии 1834 г. В 1838 г. на маневре при с. Бородино «удостоился получить от государя в подарок золотые часы».
Шагимардан Мухаметрахимович Султанов, хорунжий в 11 башкирском кантоне. В Мензелинском уезде с братом имел 12 душ дворовых людей, в Белебеевском уезде с братом 150 дес. земли и один поташный завод. Это - родовое состояние. «Из благоприобретенных» -в Мензелинском уезде с братом 1 000 дес. покупной земли. Жена - ахунская дочь Гайниземал Шамсутдинова.
Начальник 11-го башкантона майор (с 1817 г.) Баязит Абзелилович Султанов (с 1804 г. поручик, с 1817г. капитан) «от двух жен («башкирская дочь Хамида Биктемирова», обер-офицерская дочь Фархазиган Ардаширова) имел сыновей Мухамедияра, Шагимардана, Шагиахмета, Мухаметшарифа(его сын Мухамедияр-муфтий), Шагимрат. В1832 г. все внесены в 8-классное дворянство и родословную дворян Оренбургской губернии. Баязит умер в 50 лет в 1823 г. Им было приобретено 3 поташных завода, состоящих при д. Уртаево, Чаилашево, Зейнево Бирского уезда и 5 мукомольных мельниц при деревнях Челнонарат, Шабыз, Карачево, Мушуге и Уръядытамаке Мензилинского уезда. Имел золотую медаль на Владимирской ленте.
Шагиахмет Баязитович с 1846 г. кантонный помощник 11-го башкантона. В своем Мензелинском уезде имел мельницу. Женат на штаб-офицерской дочери Сагадане Абдряшитовой. Владел мельницей при р. Уръяды-Тамак.
Управляющий юртой (группой деревень) 19-го башкантона есаул Шагимрат Баязитович Султанов, женатый четвертым браком на дочери за-уряд-сотника Султанова Бибилатифе Мухаметгареевой. В д. Челнонарат Мензелинского уезда имел мельницу. Награжден бронзовой медалью на Владимирской ленте «В память войны 1853-1856 гг.».
Майор Мухаметсадык Абдрахимович (сын Абзелиля) Султанов - мировой судья 6-го участка Шадринского уезда внесен в родословную потомственных дворян в 1877 г.
Таким образом, в 1791 г. потомственными дворянами из башкир первыми стали Абзелил Султанов и его 2-й сын Абдулсатар и Абдулгафар (Акчулпановы - вторыми через 2 года). Его другие сыновья с детьми Мухаметрахим - в 1832 г., Баязит с наследниками - чуть раньше, Мухаметсадык Абдрахимович Султанов с сыновьями - в 1877 г.
Почти все Султановы проживали в Мастеево, с конца XIX в. - некоторые в уездных городах.
На основе опубликованной работы представим общую родословную Султановых, ведущую к имени муфтия Духовного управления мусульман в Уфе: Туксаба - Шахвали - Тевкел - Тенребирде -Юлбирде - Акюл - Котлыш - Кузей - Тотар - Чупан - Мамет - Султан -Габдезялил - Баязит - Мухаметшариф - Мухамедияр (муфтий).
Султановы активно занимались в работе уездного земства. Среди гласных Мензелинского земского собрания с 1878 по 1905 г. были 3 Султановых. Рядовой Абдулхалил Шарипов сын Айдаров в 1807 г. с 3-м башполком участвовал в Прусской кампании против наполеоновской Франции. Шангарей Абдулнасыров сын Султанов в 1836 г. в составе 9-го башполка находился на кордоне (границе) в Бессарабии.
Источник:
http://do.gendocs.ru/docs/index-108043.html?page=39
Султановы проживали в д. Мастеево Булярской вол. Мензелинского уезда. Определениями Оренбургского дворянского депутатского собрания 13 мая 1796 г., 11 июля 1832 г., 16 июня 1844 г. и 26 мая 1849 г. во II часть дворянской родословной книги губернии внесены поручик Абзялиль С. с детьми и внуками. Среди детей Абзялиля С. известны войсковой старшина Мухаметрахим и майор Баязит Абзялилевы дети С. Майор (звание присвоено в 1817 г.) Баязит С. был внесен в III часть родословной книги Оренбургской губ. Позднее, указы департамента Герольдии об утверждении поручика Абзялиля С. его детей и правнуков последовали 18 апреля 1850 г. за №3004 и 22 февраля 1851 г. за № 1272. По Х-й ревизии 1858 – 1859 гг. у семейства отставного сотника Шайхелислама Мухаметрахимова сына С. в д. Новая Смысловка Белебеевского у. проживали одна душа мужского пола дворовых и 22 души крепостных крестьян (все мусульмане). За ним же и его братом Шагимарданом близ деревень Казанчи и Новые Усы Мензелинского у. имелось 1000 дес. Земли . Входили в состав башкирского сословия.
Родословная С. такова: Туксаба – Шахвали – Тевкел – Тенребирде – Юлбирде – Акюл – Котлыш – Кузей – Тотар – Чупан – Мамет – Солтан – Габдезялил – Баязит – Мухаметшариф – Мухамедияр .
Из этого рода происходил муфтий Мухамедияр С.
________________________________________
ЦГИА РБ. Ф. И-2. Оп. 1. Д. 7375. Л. 4, 9; Ф. И-10. Оп. 1. Д. 189. Л. 1, 3; Ф. И-132. Оп. 1. Д. 369. Л. 35 об.; Новиков В.А. Указ. соч. С. 46.
Эхмэтжанов М.. Татар шэжэрэлэре. 32 б.
Источник:
http://ufagen.ru/books/gabdullin/lastnames/sultanov
70 лет назад - 7 октября 1939 года - на основании постановления Совета народных комиссаров ТАССР был создан Научно-исследовательский институт татарского языка и литературы (ныне Институт языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан).
Потертые, а то и вовсе рассыпающиеся книги, большей частью исполненные арабской вязью, лежат аккуратно упакованными в связки - с ними предстоит еще долго разбираться. На диктофонах - голоса жителей Актанышского района: звучат старинные песни, сказки, баиты. Все это материалы летней экспедиции Института языка, литературы и искусства им. Г.Ибрагимова.
Во многих деревнях о гостях знали заранее: местные средства массовой информации оказались проворнее экспедиционных машин. Некоторые жители сразу несли старые книги, полотенца.
Шел предпоследний день экспедиции, больше уже думалось о скором отъезде, когда местные жители поведали о старом заброшенном кладбище. Даже беглый осмотр позволил определить: участникам экспедиции открылся далеко не рядовой объект.
Комментарий старшего научного сотрудника института кандидата исторических наук Рашида Максумовича Кадырова:
- Для обнаруженных могильных плит характерно обилие текста и информации о погребенных. Священные аяты Корана либо хадисы в верхней части памятника практически те же, что в текстах периода Казанского ханства XIV-XV веков. Далее обычно следует стандартная фраза "переселил(ась)ся из мира бренного в мир вечный" и приводится имя, а иногда и прозвище погребенного. Большинство камней содержит также стихотворные или прозаические строки - обычно назидательного характера и пожелания того, чтобы те, кто прочитает эпитафию, помолились за усопшего. Орнаменты памятников содержат и примеры местного стиля, и образцы продолжения традиций булгарских надгробий XIII-XIV веков.
Не существующее уже ныне село Мастеево (в оригинальном произношении - Мэчти) было основано в середине ХVIII столетия в бассейне реки Сюнь, а исчезло с лица земли в 1970-х годах. Деревья и кустарники на этом кладбище начали буйно разрастаться намного раньше - сразу после революционных событий и Гражданской войны, когда большинство хозяев здешних имений навсегда покидали родные места. Около тридцати обнаруженных ныне надгробий находятся сейчас в непролазной чаще.
Это место можно смело именовать Мастеевским некрополем. Очевидно, что значительная часть могильных плит находилась ранее внутри отдельных тюрбэ, то есть склепов или своего рода мавзолеев. Но время, а возможно, и искатели кладов сделали свое дело: большинство соружений разрушилось.
Уже сами тюрбэ говорят о положении и богатстве погребенных. А их количество наводит на мысль о каком-то особом статусе этого населенного пункта. Окончательные выводы делать рано, но для сравнения: на кладбище одного из самых богатых в свое время сел Заказанья - Нижняя Бараска - обнаружена только одна тюрбэ.
Вы спросите: какое же здесь открытие, если про кладбище знали сторожилы? Знали. Только камни молчали до нынешнего лета. И деревьями скрыты, и в землю некоторые ушли. А главное - не прочитать, что на них выбито.
- Простое владение арабской грамотой здесь не поможет, - поясняет Рашид Максумович. - Резьба по камню - особый вид, а точнее, виды каллиграфии на основе арабской графики: "почерк" разных мастеров отличался принципиально. И вот спустя полтора-два столетия я читаю на нескольких могильных плитах имена родных Габдуссаляма сына Габдрахима - с 1825 года муфтия оренбургского Духовного собрания. Например, здесь в 1842 году похоронена одна из его дочерей - Биби Сарвиджихан. Г.Габдрахимов пользовался большим уважением мусульман России, а выдающийся поэт ХIХ века Мухаммедгали Чокрый аль-Булгари посвятил ему немало хвалебных строк.
Известно, что некоторые из детей другого муфтия - Мухаммедьяра Султанова - родились в Мастеево. Логично предположить, что и сам муфтий провел здесь какую-то часть своей жизни. Есть на камнях некрополя имена и других представителей этого старинного дворянского рода.
Почему здесь? Что значило для столь знатных людей это село много лет назад? Может быть, оно служило летней резиденцией муфтиев? Разумеется, пока это лишь гипотеза.
Еще для одного известного рода мурз (дворян) - Батыршиных это село было постоянным местом жительства. Основатель рода Алюк в начале ХIХ века, дослужившись до чина штабс-капитана, осел в Мастеево. Среди каменных плит экспедиция отметила одну, поставленную на месте захоронения супруги его младшего сына.
Итак, обнаружен уникальный по своим характеристикам и степени информативности комплекс надгробных памятников ХIХ века - клад источников для исследований по генеалогии, истории эпиграфики и каллиграфии татарского народа. Безусловно, он требует дальнейшего, более тщательного исследования. Всего же экспедицией в тридцати населенных пунктах Актанышского района зафиксировано более шестидесяти старинных надгробий.
Некоторые участники экспедиции хотели бы в ближайшие дни вернуться сюда. "Опадут листья, ляжет трава - можно будет обнаружить и больше", - надеются они.
Рустем КАМАЛОВ.
Дата: 09.10.2009
Выпуск: № 203 (26580)
Источник:
http://www.rt-online.ru/aticles/rubric-77/92134
Институт истории Марджани — о происхождении татар на северо-востоке республики и острых дискуссиях с коллегами
Фото: Тюрба на кладбище дер. Мастеево/использована realnoevremya.ru иллюстрация из книги «Татарские селения Восточного Закамья»
Поставить точку в спорах с башкирскими коллегами о национальном происхождении жителей северо-востока Татарстана постарались в своем коллективном труде сотрудники Института истории им. Ш. Марджани АН РТ. В новой книге «Татарские селения Восточного Закамья» представлены неизвестные страницы истории Актанышского района, результаты исследования татарских населенных пунктов с богатым историческим наследием, сыгравших заметную роль в экономике и культуре края, давших татарскому народу ряд выдающихся личностей. Как считают авторы, издание расширит представление читателей об истории северной части Восточного Закамья и поможет разобраться в особенностях формирования местного татарского населения. «Реальное время» публикует пятую главу книги о духовной жизни татарских селений Актанышского края в XIX — начале ХХ веков.
Мастеево: «морза утары» и очаг просвещения
Небольшая татарская деревня Мастеево была расположена недалеко от Старого Байсарово, в XIX в. также входила в Байсаровскую волость Мензелинского уезда. Мастеево можно считать своеобразным спутником волостного центра. Интересно, что в некоторые годы в социокультурном отношении Мастеево даже превосходило Байсарово. Все дело в том, что населенный пункт, основанный в 1720-е гг., считался «морзалар утары» (дворянским имением) и принадлежал роду Султановых. Основатель деревни — служилый татарин Тухватулла Султанов, однако название Мастеево (Мәчти), судя по всему, имеет более позднее происхождение и связано с именем сотника Мэчти Абызаева, который в 1750-е гг. проживал в Байсарово.
С конца XVIII в., после организации системы кантонного управления в Оренбургской губернии, Мастеево входило в состав 12-го кантона. После некоторого реформирования кантонно-административного деления, уже в XIX в., деревня была назначена центром 18-го кантона. Благодаря многолетней военной службе и земельным владениям в начале ХIХ столетия (в период с 1800 по 1818 г.) род Султановых был включен в родословную книгу Оренбургской губернии и вступил в дворянское сословие. Как отмечал исследователь истории уфимского дворянства В.А. Новиков, Султановы и другие роды «приобрели башкирские земли и устроили там свои хозяйства».
Например, в 1856–1863 гг. кантонным начальником служил Мухаметшариф Султанов, проживал он, безусловно, в своем родовом имении Мастеево. Именно его сын Мухамедьяр Султанов в 1886 г. стал муфтием Оренбургского магометанского духовного собрания. Кантонными начальниками в разных местностях бывшей Оренбургской губернии служили многие представители семьи Султановых. Помимо упомянутых Мухаметшарифа и Мухамедьяра Султановых эту должность занимал Мухаметсадык Абдрахимович Султанов, больше известный как «Садык-паша».
Муфтий Мухамедьяр Султанов (1837—1915) использована realnoevremya.ru иллюстрация из книги «Татарские селения Восточного Закамья»
Интересно, что в Мастеево дома представителей рода Султановых, среди которых было немало добротных, богатых усадеб, располагались на главной улице, а представители других фамилий селились преимущественно в переулках. При этом в середине XIX в. Мастеево представляло собой небольшое селение с 40 дворами и чуть более 200 жителями. Их численности формально не хватало для организации самостоятельного мусульманского прихода. Тем не менее в ауле имелись собственные мечеть и медресе. Чтобы обойти ограничения, жители Мастеево прибегли к такой уловке, как привлечение мужского населения соседней дер. Табынлыкулево. Там также не хватало жителей для образования собственной махалли.
Расстояние между двумя населенными пунктами составляло около трех верст. Табынлыкулево располагалось на берегу одноименной речки. По сведениям 1859 г. в нем насчитывалось 49 дворов, 263 человек населения. Мечеть общего мусульманского прихода была построена в Мастеево. Вообще, перед нами интересный пример образования махалли силами двух деревень. Если в православной практике, где село выступало духовной доминантой для всей округи, это встречалось повсеместно, то татары-мусульмане предпочитали строить мечеть в каждой деревне. В данном случае, возможно, сыграла свою роль юридическая грамотность Султановых и их горячее желание иметь официальный мусульманский приход с соборной мечетью именно в родной деревне Мастеево.
К этому времени многие представители рода лишь юридически были привязаны к Мастеево, фактически проживая в других местностях, чаще всего в городских центрах. Тем не менее на протяжении десятилетий рождение детей они фиксировали в метрических книгах мастеевской мечети. Среди видных представителей рода Султановых, чьим местом рождения значится дер. Мастеево, был известный музыкант, профессор Саратовской консерватории Мансур Султанов (1875—1919). Конечно, отпрыски Султановых часто приезжали в родовое селение, проводидя там определенное время.
Фисгармония Мансура Султанова (1875—1919) — первого профессора музыки из татар. Из экспозиции Актанышского краеведческого музея использована realnoevremya.ru иллюстрация из книги «Татарские селения Восточного Закамья»
До 1854 г. имамом в Мастеево был Мухаммедкарим бин Исхак бин Исмагил, уроженец дер. Верхние Ташлы Белебеевского уезда Уфимской губернии (ныне Шаранский район Республики Башкортостан). Прежде он служил в дер. Олы Имян Мензелинского уезда (ныне Сармановский район РТ). Переезду в Мастеево, скорее всего, поспособствовали Султановы, заметившие незаурядные педагогические способности имама. У М. Исхакова всегда было много шакирдов. Р. Фахретдин в очерке, вошедшем в свод «Асар», писал, что Мухаммедкарим хазрат самозабвенно занимался преподавательской работой: начинал занятия еще до восхода солнца, потом уходил в мечеть на утренний намаз, а после, до следующего намаза, продолжал учить шакирдов. В течение дня он себе позволял лишь короткий отдых. Практически весь свой день Мухаммедкарим-хазрат проводил в медресе и мечети. Всю жизнь он был очень строг к себе: например, даже во время путешествий не давал себе послаблений и исправно соблюдал все мусульманские обряды. Умер Мухаммедкарим Исхаков в Мастеево в 1854 г., в возрасте 68 лет.
Судя по всему, Мастеевское медресе пользовалось определенной популярностью в округе. Ведь там обучались дети не только из самого Мастеево, но и других селений. Выпускниками медресе были имамы двух приходов дер. Качкиново Поисевской волости Мухаметкарим Ахметзянов и Бадритдин Хуснутдинов. Здесь постигали азы мусульманских наук имам дер. Сасыбуруново той же волости Мугунитдин Багаутдинов, а также имам дер. Ново-Алимово Актанышевской волости Губайдулла Ахметзянов.
Уже в 1877 г. при Мастеевском мужском медресе открылся официальный русский класс, в этом тоже можно видеть прямое влияние семьи дворян Султановых. Русский класс при медресе помещался в отдельном арендованном для этих целей доме. Обучал шакирдов русскому языку выпускник Уфимского уездного училища Терегулов. Из средств казны ему платили жалованье в размере 300 рублей в год и предоставляли служебное жилье. Как известно, Терегуловы тоже относились к известному татарскому дворянскому роду и проживали преимущественно в Белебеевском уезде Уфимской губернии.
Судя по всему, так называемая русская школа в неофициальном виде существовала в Мастеево еще до 1877 г. На это указывают данные из любопытной рукописи — описание этой деревни, составленное неизвестным лицом, русским наблюдателем. Впервые эти записи были опубликованы научным сотрудником Института истории Ш. Марджани АН РТ Х.З. Багаутдиновой. В документе нет точной датировки, но по косвенным признакам можно понять, что речь идет о времени до 1877 г. Неизвестный автор отмечает, что в Мастеево две школы: «одна учит мальчиков русскому языку и арифметике, а другая дает более солидное образование, именно из нее выходят сельские муллы». При этом он считал, что в медресе была лучшая дисциплина, а в первой школе не хватало порядка: «когда кто хочет — приходит учиться, не хочет — уходит; нет ни списков учеников, никакого надзора, так что учитель занимается с каждым отдельно». Очевидно, что речь идет еще о не подконтрольном Министерству народного просвещения образовательном центре. Тем не менее результаты столь свободного метода обучения были налицо: как пишет автор описания, «некоторые выучиваются читать и писать по-русски».
Место исчезнувшей дер. Мастеево использована realnoevremya.ru иллюстрация из книги «Татарские селения Восточного Закамья»
С 1877 г. русский класс при Мастеевском медресе уже получал солидную финансовую поддержку от казны. Кроме того, в июле того года в деревне открылась земская школа для девочек. Мастеевское женское (русско-татарское) училище размещалось в арендованном доме. На его содержание из государственного казначейства выделялись 240 рублей в год.
Учительницей в школе работала выпускница Уфимской женской гимназии по фамилии Юсупова. Кроме жалованья ей предоставлялось служебное жилье. Однако уже через несколько лет, по данным 1880 г., в Мастеевском русско-татарском женском училище работала Урманова Зулейха Исхаковна. Она тоже закончила Уфимскую женскую гимназию и получала годовое жалованье в размере 240 рублей. При этом в школе обучалось всего четыре ученицы. З. Урманова продолжала педагогическую работу и в 1900-х гг.
Судя по всему, она приходилась родственницей учителю Назмутдину Урманову, который ранее преподавал в русской школе соседней дер. Байсарово, а после ее закрытия перешел на работу в Мастеево. Здесь он заведовал русским классом при местном медресе. Хотя учеников в классе было немного, на его содержание ежегодно выделялось 350 руб., из них 300 руб. уходили на оплату труда учителя Урманова. В 1890 г. в этом классе обучались уже 18 человек. В некоторых земских источниках данное учебное заведение именовалось как русско-татарская мужская школа.
В этот время официального населения в Мастеево было немного, количество хозяйств в деревне с каждым годом уменьшалось. В 1889 г. тут насчитывалось 28 дворов, а число жителей мужского пола составляло 96 человек. В соседнем Табанлыкулево в том же году было зафиксировано 109 жителей мужского пола. Общими усилиями две небольшие татарские деревни по-прежнему составляли одну мусульманскую общину.
Имам хатыпом Мастеевской соборной мечети, по сведениям 1889 г., служил Мавляветдин Кутлин (по другим данным, Мавлявей Залялетдинов Ахметзянов Кутлин), получивший свой указ 26 августа 1885 г. Вторым имамом был Абдулхаким Абдулфатихов, получивший указ в один день с Кутлиным.
Мавляветдин хазрат учился в Сафаровском медресе той же Байсаровской волости. Он служил муллой Мастеевской мечети и обучал в медресе и в 1910-е гг., получив к тому времени звание ахуна. К началу ХХ в. Мастеевское медресе превратилось в солидное учебное заведение, где в 1912 г. преподаванием занимались 12 учителей и обучались 180 шакирдов. Очевидно, среди них много было выходцев из других населенных пунктов. Медресе размещалось в трех зданиях с железными крышами, школьные помещения были достаточно светлыми и просторными. При этом методика обучения в учебном заведении основывалась на традиционном методе. Мензелинское уездное земство ежегодно выделяло на нужды медресе 150 руб. Кроме того, казна продолжала финансировать содержание русского класса при нем.
Место одного из зданий кумысолечебниц Султановых использована realnoevremya.ru иллюстрация из книги «Татарские селения Восточного Закамья»
Периодически приходила помощь и со стороны частных лица. Например, в 1898 г. М. Султанов пожертвовал 60 десятин земли в пользу мечети.
Мастеевское русско-татарское женское училище к 1912 г. в юридическом отношении трансформировалось в женский мектеб. Очевидно, это было связано с вопросами финансирования и тем обстоятельством, что заведующим школой считался сам муфтий Мухамедьяр Султанов. Поэтому учебное заведение хорошо финансировалось: на содержание учителей ежегодно выделялось 180 руб. (вероятно, от самого муфтия), еще 150 руб. выделяло уездное земство. Всего в этой школе обучались 50 учениц, а занятия вели два преподавателя. Школа помещалась в просторном и светлом здании с железной крышей. Строители не поскупились на окна, коих в школе было целых 18 штук. Мастеевский женский мектеб состоял из четырех отделений, а обучение, в отличие от мужского медресе, вели по новому методу.
На рубеже XIX—XX вв. в Мастеево в летние месяцы в большом количестве приезжали так называемые кумысники. Здесь находились конные заводы семьи Султановых, и многие местные жители связывали свои основные доходы с развитием в деревне кумысолечения. Кто-то промышлял продажей целебного напитка из кобыльего молока, кто-то сдавал жилье приезжим. Поэтому, несмотря на небольшое количество населения, дер. Мастеево имела факторы, способствующие ее развитию. Одним из важных инфраструктурных образований являлись местные школы — как земские, так и медресе. И в этом, безусловно, главную роль сыграли представители рода Султановых и особенно муфтий Мухамедьяр Султанов.
Р. Аминов, Х. Багаутдинова, Л. Габдрафикова, А. Гайнутдинов, И. Измайлов, Р. Исхаков, А. Ногманов, Э. Салахова, С. Хамидуллин