Кладбища д. Имянлебаш Токманская волость Мензелинского уезда Уфимской губернии.
Мечеть д. Имянлебаш Токманская волость Мензелинского уезда Уфимской губернии.
Село в Заинском районе, на р. Именлинка, в 15 км к западу от железнодорожной станции Заинск.
На 2002 г. - 319 жителей (татары). Полеводство, молочное скотоводство. Начальная школа, дом культуры, библиотека. Мечеть.
Известно с 1678 г. До 1860-х гг. жители относились к категории государственных крестьян. Занимались земледелием, разведением скота, плотничным и столярным промыслами. Сани, изготовленные в селе Имянлебаш, славились по всей округе. По сведениям 1870 г., здесь функционировали мечеть, медресе, водяная мельница. В начале 20 в. земельный надел сельской общины составлял 1134 дес. В период коллективизации (1929-30 гг.) в селе был организован колхоз "Югары Чишма", позднее входивший в колхозы "Кзыл Татарстан" (с 1954 г.), "Путь к коммунизму" (с 1958 г.), "Татарстан" (с 1992 г.), с 1997 г. - в состав сельско-хозяйственного производственного кооператива "Именлибаш".
До 1920 г. село входило в Токмакскую волость Мензелинского уезда Уфимской губернии. С 1920 г. в составе Мензелинского, с 1922 г. - Челнинского кантонов Татарской АССР. С 10.08.1930 г. в Шереметьевском, с 10.02.1935 г. в Заинском, с 01.02.1963 г. в Челнинском, с 01.11.1972 г. в Заинском районах.
Число жителей: в 1859 г. - 356, в 1870 г. - 457, в 1897 г. - 758, в 1920 г. - 1037, в 1926 г. - 611, в 1938 г. - 636, в 1949 г. - 542, в 1958 г. - 535, в 1970 г. - 664, в 1979 г. - 510, в 1989 г. - 350 чел.
В селе Имянлебаш похоронен известный башкирский учёный-историк, писатель, поэт Таджеддин Ялчыгул Аль-Башкорди (настоящее имя — Ялсыгулов Таджетдин Ялсыгул-улы, 1768-26.06.1838 гг.).
* * *
Село Верхнешипкинского сельского поселения расположено в верховьях речки Именлинки — левом притоке реки Степной Зай, находится в 75 км от пристани города Набережные Челны.
Как утверждают старожилы, первоначально поселение находилось вблизи реки Зай на оживленном Бирско-Мамадышском коммерческом тракте. Население часто подвергалось нападениям грабителей, а властями притеснялось по религиозным убеждениям. Поэтому люди переселились в верховья речки Именлинки, где уже жили чуваши, которые вскоре ушли в д. Сарапала. Задолго до прихода чувашей и татар эта территория была местом обитания более древних народов. Экспедиция института языка, литературы и истории (ИЯЛИ) им. Г. Ибрагимова (1977 г.) у села в нескольких местах обнаружила фрагменты керамической посуды срубной, пьяноборской и именьковской культур, а также булгарского периода. Самая древняя из них — срубная (бронзовый век), которая существовала 3—3,5 тыс. лет тому назад.