Село в Мензелинском районе, в 30 км к западу от г. Мензелинск, в 43 км от железнодорожной станции Круглое Поле, в 2 км к северу от автотрассы М7 Казань - Уфа. Верхний Такермен расположен на пятом левом притоке реки Ургуда на правой и левой стороне маленькой речки Борчалы (жители называют Борчиле, в русской литературе и на картах она названа Брылык).
На 2000 г. - 489 жителей (татары).
Молочное скотоводство, овцеводство.
Основная общеобразовательная школа имени Габделхая Сабитова, дом культуры, библиотека. Мечеть.
Известна с 1709 г. В дореволюционных источниках упоминается также под названием Старый Такермен, Самин Тасумень. В XVIII-XIX вв. жители в сословном отношении делились на башкир-вотчинников, тептярей, государственных крестьян. Занимались земледелием, разведением скота, пчеловодством, изготовлением телег, саней, лаптей на продажу. В крестьянской войне 1773-1775 годов верхнетакерменцы воевали в рядах пугачевцев. В команде старшины ясачных татар Искандара Ишалина были 9 человек из этой деревни (деревня называлась Юзыкаевские Такермени). В рядах пугачевцев под командованием старшины ясачных татар Габдуллы Ягфарова воевали 59 сельчан (деревня названа Старые Такермени). На стороне Пугачева воевали также 7 служилых, переселившихся в деревню после 1747 года. Населенным пунктом мятежников указана "Бургали - Баш Юзыкея, Такермень тож". Прежнее название одной из улиц - Князевской - связано со служилыми татарами.
С 12 января 1774 года в течение недели деревня была местом сосредоточения сил мятежников. Среди руководителей пугачевцев были и жители Верхних Такерменей. Это - Шафи Туйхузин (Тауфигов), сельский староста Субай Кильматов и Рохсабай. Известные о них сведения мы расскажем читателям позднее.
До 1917 в селе было 4 мечети (первая функционировала со 2-й половины XVIII в., разрешение на постройку второй было дано в 1886 г., третьей и четвёртой - в 1911 г.). В начале XX в. обучение детей здесь велось в медресе и мектебе (открылся в 1834 г.). В этот период совокупный земельный надел сельской общины составлял свыше 4940 дес.
В местной газете сообщается, что в январе 1930 года в деревне создан колхоз. Однако власти кантона рапортовали, что коллективизация завершена 2 ноября 1929 года. Об этом тоже сообщила газета "Игенче". Таким образом, можно предположить, что колхоз, названный именем Тукая, был образован в ноябре 1929 года. В апреле 1931 года в газете сообщается, что колхоз отметил годовщину своего образования, в хозяйстве имеется 109 крестьянских дворов. В апреле того же года в деревне организована сельскохозяйственная артель "Урал", объединившая 53 хозяйства.
В октябре эти два хозяйства были объединены, укрупненному хозяйству дали название "Сталь". В мае 1944 года колхоз разукрупнили, один колхоз остался с прежним названием "Сталь", другой был назван "Фронтом". В 1959 году эти два хозяйства вновь были объединены, новообразованному укрупненному колхозу дали имя Мусы Джалиля.
До 1920 г. село входило в Кузкеевскую волость Мензелинского уезда Уфимской губернии. С 1920 г. в составе Мензелинского кантона Татарской АССР. С 10.08.1930 г. в Мензелинском районе.
Число жителей: в 1795 г. - 198, в 1859 г. - 1204, в 1870 г. - 1376, в 1897 г. - 1762, в 1906 г. - 2110, в 1913 г. - 2404, в 1920 г. - 2266, в 1926 г. - 1298, в 1938 г. - 1459, в 1958 г. - 926, в 1970 г. - 841, в 1979 г. - 753, в 1989 г. - 541 чел.
По утверждению башкирских ученых, в основе топонимики "такермени" лежит слово "тегермен" - мельница. В таком случае в современном варианте он звучит, как "Верхний Тегермен". Населенный пункт в разные годы назывался по-различному. Будет целесообразным объяснить это в тексте.
Несколько предложений об основателе населенного пункта - Юзыкай бабае. Имеется в виду, например, легенда об основании поселения Юзыкай бабаем и Апач бабаем. В одном из своих трудов академик Татарской научной академии М.И. Ахметзянов приводит родословную, рассказывающую о том, что Юзыкай бабай - наследник хана Бикчуры в восьмом поколении. Ввиду того, что в ней упоминаются многие деревни нашего края, нелишним будет продемонстрировать родословную приложением к тексту.
Все труды сообщают, что деревня упомянута еще в 1709 году. Официальный документ, посвященный жителю деревни Сормату Кадерметову, заполнен в Приказной избе Мензелинского воеводы. Здесь деревня называется Верхние Такермени.
В пользовании крестьянских общин в общей сложности было 4943 десятины земли. Из них 3817 десятин принадлежали вотчинным хозяевам, 1126 десятин - тептярам. В это число не включены землевладения государственных крестьян. Башкиры владели огромными площадями земель. 84 хозяйства имели по 5-10 десятин надельных земель, 78 - по 10-20 десятин, 48 - по 15-20 десятин, еще 48 - по 20-30 десятин, 6 - по 30-40 десятин земли. Из 196 тептярских хозяйств 139 имели менее пяти десятин надельных земель.
Сельчане занимались земледелием, скотоводством, пчеловодством. Жители 209 хозяйств из 465 занимались различными промыслами. Они изготавливали телеги, сани, плели лапти на продажу.
В период кантонов (1798-1865 гг.) башкиры относились к 3-й избе 11-го кантона. В нее, кроме Верхних и Подгорных Такерменей (это деревни Салакушского аймака Байлярской волости), были включены Калмаш и Азьмушкино Базякинского аймака той же волости, деревни Абдулово, Кугашево, Саетово Саралыменлинской волости, всего 1552 жителя обоего пола (верхнетакерменцев - 414 человек, из них 17 тептяры).
172 жителя тептярского сословия (сведения Восьмой ревизии 1834 года) входили в Четвертую тептярскую команду. В команде кроме тептярской деревни Старые Такермени, были еще Деуковские (110 мужчин-тептяр), старо-байлярские (141), калмашские (25), калминские (7), кузкеевские (29), гулюковские (154), малтабаровские (59), семекеевские (10), подтакерменские (32), тавларовские (69), тулубаевские (130), топасевские (14), усаевские (40), урусовские (40), кузембетьевские (71), тойгузинские (Чебенле, Тойгузя, 148) тептяре.
Деревню прославили творческие люди - Габделхай Валиевич Сабитов (1931), член Союза писателей СССР, Марс Шабаев (1933), поэт, писатель, Гульшат Зайнашева, поэтесса (1928-2005).
Это единственный населенный пункт в районе, имеющий четыре махалли и четыре мечети. Впрочем, таких населенных мест в огромном Мензелинском крае можно перечесть на пальцах одной руки. Известны два таких поселения. Одно из них - деревня Старое Байсарово нынешнего Актанышского района, второе - Большое Нуркеево Сармановского района.
Как видно из документов дела, хранящегося в 295 фонде Уфимского архива, 23 января 1837 года верующие деревни избрали своим имамом 28-летнего Курбангалия Кыдрачева. Обратим внимание - официальная деловая бумага, подписанная помощником старшины третьей избы и начальником одиннадцатого кантона хорунжием Султановым и скрепленная печатью, извещает, что в 75 хозяйствах деревни проживало 203 мужчины.
В исторической литературе есть сведения о том, что в деревне и до этого действовала мечеть, и верующих обслуживали авторитетные, образованные для своего времени, имамы. Академик, известный текстолог М.И. Ахметзянов в своем труде "Ногайская орда: историческое наследие татарского народа" называет одного из них - ахуна Искандера. Сведения об этом были даны в материалах об ахунах, работавших в наших краях.
В приложении к материалу о Верхних Такерменях вниманию читателей из этого же труда была представлена "Родословная хана Бикчуры, жившего в верховьях Яика". В примечаниях к тексту академик говорит: есть основание полагать, что в период Казанского ханства все центры туб находились на территории нынешнего Агрызского края. Следовательно, необходимо изучить историю Закамского периода деревень Верхние Такермени и Тулубаево. 27 апреля 1848 года первым имамом мечети был назначен Ахметзян мулла Фатхуллин, а К. Кыдрачев приступил к выполнению обязанностей второго имама. 28 июня 1874 года имам-хатыбом мечети начал работать ученик Ш. Марджани - Хуснутдин хазрят Сиразетдинов, а 28 сентября того же года имамом мечети - Сахабутдин мулла Хисматуллин.
Разрешение на строительство второй мечети в деревне было получено 16 сентября 1886 года. А 15 декабря 1890 года имам-хатыбом второй мечети был назначен Гайнутдин хазрят Ахметханов. Вопрос об образовании третьей и четвертой махалли и о строительстве в махаллях молельных домов был решен в 1911 году. Этот вопрос был решен путем деления существующих первой и второй махалли на две части.
Как явствует из документов, подготовленных вторым участником земского суда Мензелинского уезда и губернским управлением, после разделения второй махалли на две части в одной из них, в 131 хозяйстве, осталось 357 мужчин, в другой махалле - в 112 хозяйствах 317 мужчин. После разделения первой махалли на две части в первой из них, в 171 хозяйстве, осталось 370 мужчин, а в четвертой махалле - в 117 хозяйствах 329 мужчин.
Имам-хатыбом третьей мечети стал выпускник сельского медресе сын Субханкула Салахутдин Юмагулов, имамом - Сафиулла Сибгатуллин. Имам-хатыбом четвертой мечети был назначен шакирд хазрята Хуснутдина Шакирзян Ахметзянов, имамом - выпускник Шыгайского медресе (деревня в нынешнем Сармановском районе) Фатхельбаян Сибгатуллин, муэдзином - выпускник деревенского медресе Мингазетдин Гимазетдинов.
При мечети в деревне в 1834 году была открыта школа для мальчиков. Позднее она начала работать по программе школы-медресе. Верхне-Такерменское медресе - учебное заведение, воспитавшее множество служителей мечети. Среди них - названные выше С. Юмагулов, выдержавший экзамен в 1907 году, получивший указ на имам-хатыба и мударриса, Ш. Ахметзянов, получивший такой же указ в 1912 году. Служителями мечети в дальнейшем работали М. Мухаметшин (получил указ на имама в октябре 1887 года), С. Шагимарданов (июль 1888 года), Г. Рахматуллин (ноябрь 1889 года), Г. Габдуллин (1909), М. Гимазетдинов (май 1912 года), С. Сибгатуллин (апрель, 1913 года).
В городском музее хранятся метрические книги мечетей за 1893-1919 годы из 654 страниц. Документы о деятельности религиозных общин, мечетей в 1920-1929 годы сосредоточены в делах под номерами 226, 227, 228 и 229, хранящиеся в фонде Духовного управления Национального архива республики. 2 декабря 1925 года при первой мечети начала работать школа для верующих.
Но свобода, предоставленная общинам и верующим, была кратковременной. В конце 1929 года все четыре мечети были закрыты. Решение властей о закрытии мечетей было принято спустя десять лет, в марте 1939 года. Перед закрытием мечетей четыре религиозные общины объединяли 696 верующих.
Источник: Татарская энциклопедия