Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

У кукушки, рано куковавшей, голова болит. (башкирская)

Набережные Челны г. (Мысовые Челны, Бережные Челны, Брежнев) Мысовочелнинская волость Мензелинского уезда Уфимской губернии.

Назад Современное название и административное отношение данного населенного пункта по справочнику:

Респ Татарстан, г Набережные Челны

Кладбища г. Набережные Челны Мысовочелнинская волость Мензелинского уезда Уфимской губернии.

Церкви г. Набережные Челны

Мечети г. Набережные Челны.



Первые поселения, как показывают археологические раскопки, в районе современных Набережных Челнов были основаны племенами срубной культуры ещё в середине III тысячелетия до нашей эры, в эпоху бронзового века.

Первым продолжившим непрерывную историю до современности поселением на месте города был основанный в 1626 году Чалнинский починок (впоследствии село Мысовые Челны, а с 1930 года — Красные Челны). Сейчас это территория микрорайона Бумажников. Сам город вырос из основанного чуть позже соседнего села Бережные Челны.

В русских летописях Бережные Челны впервые упоминаются в 1626 году - именно тогда в дворцовом селе Елабуге образовалась «община из новых крестьян елабужан» во главе с Федором Поповым. В том же году «Попов с пятью дружественным семейством, перейдя через реку Кама, засел на готовые дома». Поселение, основанное в 1626 году первоначально носило название Чалнинский починок. Позднее Береговые, Бережные и, наконец, Набережные Челны.

XVIII—XIX век

В административном отношении в XVIII веке территория Набережных Челнов входила в состав Казанской губернии (до 1781 года), Уфимского наместничества (1781-1796 года), Оренбургской губернии (с 1796 года). В 1781-1920 года Набережные Челны находились в составе Мензелинского уезда Уфимской губернии.

К концу XIX века Набережные Челны сформировались в качестве одного из крупнейших центров хлебной торговли в Нижнем Прикамье. Это во многом определило, и облик села, и род занятий местных жителей, и степень их благосостояния.

Начало XX века

Улица Центральная в начале XX века

В начале XX века Набережные Челны представляли собой большое и богатое торговое село, где наиболее важной частью была улица Дворянская. Она имела большую функциональную нагрузку, являясь почтовым трактом из Елабуги в Мензелинск. Дома на Дворянской улице были деревянные и каменные в два этажа. На первом этаже купцы держали свои лавки и магазины, а на втором жили со своими семьями. Также в ней располагались конторы крупнейших пароходств Волжско-Камского бассейна и наиболее влиятельных хлебных торговцев. К этому времени в Набережных Челнах находилась самая крупная пристань на реке Кама, а также были Никольская церковь, училище, мельница, восемнадцать лавок. Основным населением Набережных Челнов были булгары (татары) и русские.

Элеватор в начале XX века

Символом города стал крупнейший в России речной элеватор емкостью два миллиона пудов хлеба, построенный под руководством иностранных фирм и специалистов в 1914–1917 годах на средства государственного банка России. В эксплуатацию объект был принят в 1917 году.

С 1921 по 1930 годы Набережные Челны были кантонным и одновременно волостным центром. Затем кантон был преобразован в Челнинский район. Постановлением ВЦИК СССР от 10 августа 1930 года селу Набережные Челны присвоен статус города. Жителей тогда насчитывалось 9300 человек. Из промышленных предприятий на тот момент действовали: 31 мельница, различные артели, лесозавод «Республиканец», артели «Победа», «Красная заря», «Металлист».

Набережные Челны в годы Великой Отечественной войны

В годы Великой Отечественной войны Челнинский район находился в тылу страны. В первые годы войны в город было эвакуированы 8 детских домов, 4 из них остались в городе, 4 распределили по району. На базе Тарловского санатория был развернут эвакогоспиталь №4089. Из Вышнего Волочка эвакуирован ткацкий комбинат. Всего в 1941-1942 годах в Челнинский район было эвакуировано около 3500 человек, из них 1500 было размещено непосредственно в городе Набережные Челны. Осенью 1941 года в городе было образовано 16 учебных пунктов военной подготовки. Организация Осоавиахим создавала группы для обучения военному делу. С марта 1942 года по июнь 1944 года в районе действовало 112 отделений Осоавиахима, где военной подготовкой овладевали 1825 человек.

Вторая половина XX века

В начале 1960-х годов в городе начала активно развиваться промышленность: были построены завод ячеистого бетона, кирпичный завод. В 1963 году начато строительство Нижнекамской гидроэлектростанции, мощностью 1248000 киловатт, а также поселка для энергетиков и гидростроителей. Но несмотря на это Челнинский район по-прежнему оставался сельскохозяйственным.

 

Почтовая марка о пуске КАМАЗа

 

Почетный знак «Ударник строительства КАМАЗа»

В 1969 году произошло событие, сделавшее Набережные Челны важным для всей страны – ЦК КПСС и Советом Министров СССР были приняты ряд документов, в том числе Постановление № 674 от 14 августа 1969 «О строительстве комплекса автомобильных заводов в Набережных Челнах Татарской АССР», получившего название КамАЗ (ныне — ПАО «КАМАЗ») — Камский автомобильный завод. Одновременно с заводом стал возводиться фактически новый город, один из двух крупнейших последних новых советских городов наряду с Тольятти. На всесоюзную стройку завода и города в Набережные Челны съехались рабочие и специалисты со всех уголков Советского союза, представлявшие более 70 национальностей. Свыше 2000 предприятий, все главки Госснаба СССР, министерства и ведомства выполняли заказы КАМАЗа на строительные материалы и оборудование. На самой строительной площадке работало до 100 тысяч человек.

В 1970 году была предпринята попытка переименовать Набережные Челны в Вахитов.

С начала строительства автозавода население в городе стало прирастать огромными темпами. Каждый год город пополнялся на 30 000—40 000 человек. И хотя жилье в городе строилось тоже рекордными темпами, отставание в его потребностях было огромным. Для решения данной проблемы в городе начали создавать вагонные городки и поселки. Таких поселков «одноэтажных Челнов» было создано больше десятка: Надежда, Энтузиастов, Молодёжный, Автозаводец, Энергетик, Комсомольский, Трампарк, Автовокзал и др. Вагонные поселки ставились также для размещения студенческих стройотрядов, прибывавших на летний сезон по несколько десятков с тысячами стройотрядовцев из самых известных ВУЗов страны. Из вагончиков создавались административные поселки. Ещё в 1979 году в вагонных поселках проживало 26 000 человек. Ликвидированы они окончательно были в 1984—1985 годах.

В декабре 1981 года завод КАМАЗ заработал на полную мощность, сразу же став лидером отечественного грузового автомобилестроения, но при этом ещё предприятие продолжало расти и расширяться. Через семь лет КАМАЗ достиг лучшего результата по итогам года и окупил затраты страны на строительство, став одним из крупнейших заводов грузовых автомобилей и дизельных двигателей в Европе и мире. Помимо Нижнекамской ГЭС, КАМАЗа и других первых заводов, были созданы строительные, картонно-бумажный, мясной, молочный комбинаты, электромашиностроительный, трубный, крановый заводы и другие промышленные предприятия.

К началу и концу 1980-х годов население Набережных Челнов превысило рубежи соответственно в треть миллиона и полмиллиона. Промплощадка была создана на значительном удалении от жилых кварталов. Новые жилые кварталы строились и в старой части города и на примыкающей территории (ныне Комсомольский район). Но самое масштабное строительство осуществлено «в чистом поле» Нового Города - Автозаводском и Центральном районах, где была устроена уникальная система альтернативной адресации зданий (номер комплекса - номер дома), а также сооружено большое количество расположенных преимущественно ортогонально проспектов и бульваров сразу с двухуровневыми развязками.

Пущенный в 1973 году для обеспечения больших пассажирских потоков между жилыми районами города и обширным производственным комплексом КАМАЗа и другими крупными предприятиями, близкий к скоростному трамваю, Набережночелнинский трамвай стал одной из последних новых трамвайных систем в СССР и России. Также было создано одно из крупнейших в стране ПАТП городских автобусов. Вместо существовавшей с 1850 г. небольшой пристани был сооружён речной порт, один из десяти крупнейших в стране. В 1971 г. открыт аэропорт Бегишево, единый для также Нижнекамска и общей агломерации. С 1990 г. действует новый железнодорожный вокзал. Были основаны институты политехнический (ныне Камская государственная инженерно-экономическая академия) и педагогический (ныне Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов). В 1977—1979 гг. открыты 10-тысячные стадионы «КАМАЗ» и «Строитель», в 1981 г. организован футбольный клуб «КАМАЗ». Для досуга горожан были открыты крупные Дворцы культуры, Набережночелнинский государственный татарский драматический театр, картинная галерея, малые музеи, парки и т. д.

19 ноября 1982 года город был переименован в честь умершего главы СССР периода, когда были построены новые Набережные Челны, Л. И. Брежнева. В период перестройки 6 января 1988 года городу было возвращено историческое название.

Постсоветский период

Бизнес-центр «2.18»

ИТ-парк

В постсоветский период в 1990-е годы моногород испытал стагнацию в связи с общим для страны упадком промышленности, а также крупным пожаром с полным разрушением завода двигателей КАМАЗа 1993 года. Это сопровождалось разгулом преступности (которая была довольно высока еще в 80-е годы) и подъёмом татарского национализма.

В 2000-х годах началось оживление производств и новое развитие города. Появляются новые здания и целые микрорайоны — Радужный, Яшьлек, Замелекесье, Прибрежный и т. д. В значительной мере возрос выпуск продукции (в том числе новых видов) на КАМАЗе и других предприятиях. Совместно с итальянским концерном ФИАТ создаётся новый один из крупнейших в стране заводов «Соллерс» для выпуска полумиллиона легковых автомобилей в год.

Строительство микрорайона Яшьлек

В связи с реалиями нового времени в городе был переименован ряд проспектов, организованы новые вузы, городские газеты и другие СМИ, малые театры и музеи, новые спортивные команды, аэропорт стал международным, был достроено начатое ещё в советское время и остававшееся знаменитым «долгостроем» высотное здание бизнес-центра 2/18, появились ИТ-парк, много торговых и развлекательных центров, рынков, банков, единственный стационарный в Поволжье Набережночелнинский дельфинарий, ледовый дворец и другие спортобъекты, новые участки трамвая, площадь Азатлык для массовых гуляний, площадь c памятником и музеем В. С. Высоцкому и прочее. Построены новый деловой центр Набережных Челнов «Chelny-Сity» на проспекте Сююмбике, набережную и цирк, а также новые трамвайные ветки.

Празднование Сабантуя

В городе стали масштабно праздноваться Сабантуй и День республики 30 августа, в ходе которого традиционно устраивается фестиваль цветов. В связи с возрождением религии сооружены крупные мечети «Тауба» и «Нур-ихлас», православный Храм Серафима Саровского и несколько других храмов, а также строится одна из крупнейших и высочайших в стране соборная мечеть «Джамиг». ФК «КАМАЗ» неоднократно входил в высшую лигу. Город, республику и страну прославила команда по ралли на набережночелнинских грузовиках КАМАЗ-мастер, подавляющий чемпион ралли мирового уровня «Дакар».

▼ РАСКРЫТЬ ▼
▲ СКРЫТЬ ▲

Источник: https://web.telegram.org/k/#-1952631422
▼ РАСКРЫТЬ ▼
▲ СКРЫТЬ ▲
| Добавил: _ А.с. | 2024-08-06 19:47:26 | Отредактировано: - |

Что сообщают о дате возникновения Челнов архивы царской России

05.02.2024, 10:48

 

Набережные Челны ведут подготовку к празднованию 400-летия города в 2026 году. Chelny-biz.ru подготовил к дате архивные документы, рассказывающие об истории нашего города. О первых русских переселенцах на территории нынешних Челнов написал профессор русской истории Георгий Перетяткович в исследовании «Поволжье в XXVII веке»

Действительный статский советник Перетяткович в научной работе ссылается на документы бывшего министерства юстиции, изданные в Одессе в 1882 году. Там сообщается, что первые русские переселенцы организовали починок Мысовые Челны в 1626 году на покинутой ранее населением земле, которая пустовала и заросла лесом. Раньше там проживали полукочевые народы, но покинули эти земли, вероятно, после покорения Казанского ханства.

 

Почему земли пустовали, поясняют историки республики: «В дворцовом селе Елабуге на реке Каме в 1626 году образовалась крестьянская община во главе с Федором Неферьевым Поповым. Община решилась, перейдя Каму, поселиться на Уфимской стороне, на землях давно покинутых населением и лежащих в пусте. Здесь они образовали починок на мысу при слиянии речек Челнинки и Мелекески и стали жить на пашне, пользуясь установленной в то время льготой освобождения от оброка. Крестьянам отвели много земли: с верхней стороны по речке Шильна, с нижней – по речке Биклянке. Почему земли пустовали? По данным писцовой книги дворовых земель 1563 года хану принадлежали весьма большие вотчины около Елабуги. По левой стороне Камы тоже были ханские земли. После присоединения к Российскому государству все эти земли были причислены к дворцовым».

Источник: https://chelny-biz.ru/news/628848/
▼ РАСКРЫТЬ ▼
▲ СКРЫТЬ ▲
| Добавил: _ А.с. | 2024-06-12 21:40:52 | Отредактировано: - |

История становления города Набережные Челны

Старые фото Набережных Челнов

По документам, сохранившимся в государственных архивах, Набережные Челны в русских летописях впервые упоминаются в 1626 году. В 1626 году в дворцовом селе Елабуге образовалась «община из новых крестьян елабужан» во главе с Федором Поповым. В том же году «Попов с пятью дружественным семейством, перейдя через реку Кама, засел на готовые дома». Поселение, основанное в 1626 г. первоначально носило название Чалнинский починок. Позднее Береговые, Бережные и, наконец, Набережные Челны.

Ещё историки XIX века отмечали часто встречавшееся в Уфимском крае тюркское происхождение названий некоторых русских сел. Эти названия вели свое начало либо от более древних тюркских (булгарских) поселений, бывших когда-то в этих местах. Либо эти названия возникали от названий речек, на берегах которых появлялись села и деревни. Многие сходятся на том, что слово «чал» по-булгарски означало камень, а старое тюркское слово «чаллы» означало огороженное каменной постройкой место — крепость. По переписи 1647 года вокруг Челнинского починка сформировалась целая группа поселений (в том числе Бережная, Мыс, Орловка, Мироновка, Шильня и др.): 10 деревень и починков, вместе взятые, имели 296 дворов крестьянских и 55 бобылевских, в них проживало 683 крестьян и бобылей мужского пола. В 1650 году по приказу царя Алексея Михайловича на реке Чалне при впадении в реку Каму был построен казацкий укрепленный Чалнинский городок — для оберегания от приходов калмыцких и ногайских воинских людей. Села и деревни, находившиеся на месте нынешнего города, располагались по берегам небольших речек — Челнинки, Мелекеса, Шильны. В долине Камы в прошлом располагались замечательные пойменные луга. К сожалению, уже в наше время почти все пойменные луга оказались затопленными в результате образования Нижнекамского водохранилища. Богата была местность и озёрами. На большинстве из них гнездилась промысловая дичь. Здесь же ловили рыбу. В настоящее время большинство озёр либо попали в зону затопления Нижнекамского водохранилища, либо засыпаны грунтом и застроены.

Огромное богатство составляли леса. Ещё 4-5 столетий назад оба берега Камы были почти сплошь покрыты могучими лесами. Особенную ценность представляли сосновые леса — Большой и Малый Бор под Елабугой, а также т. н. «корабельные рощи», встречавшиеся по обоим берегам Камы. В этих рощах в течение XVII—XIX веков заготавливали мачтовую сосну, шедшую на строительство судов в Казани, Астрахани и в ряде других городов. Боровецкая корабельная роща находилась недалеко от с. Боровецкого и д. Малой Шильны. Разработкой леса и охраной его до 60-х гг. XIX века здесь занималось морское министерство. Именно этому обстоятельству мы обязаны тем, что корабельные рощи хотя бы частично сохранились до наших дней.

В настоящее время на месте Боровецкой рощи находится лесной массив Кзыл-Тау. Он известен прежде всего тем, что это единственное в Татарстане и вообще в Среднем Поволжье место, где тайга в результате изменения русла реки «перешагнула» на левый, лесостепной берег Камы. Ведь главная достопримечательность Кзыл-Тау — это красавица пихта. Большой Бор и Кзыл-Тау в настоящее время являются памятниками природы республиканского значения и входят в состав государственного природного национального парка «Нижняя Кама».

В начале ХХ века Бережные Челны представляют собой большое и богатое торговое село. Наиболее важной частью была улица Дворянская (ныне Центральная). Эта старинная улица обозначена на планах середины и конца XIX века. Она имела большую функциональную нагрузку, являясь почтовым трактом из Елабуги в Мензелинск. Дома на Центральной улице деревянные и каменные в 2 этажа. На первом этаже купцы держали свои лавки и магазины, а на втором жили со своими семьями. Улица Дворянская стала главной улицей села, на которой находились конторы крупнейших пароходств Волжско-Камского бассейна и наиболее влиятельных хлебных торговцев.

К этому времени в Бережных Челнах находилась самая крупная пристань на реке Кама, церковь Никольская, училище, мельница, 18 лавок.

Население в 1847 году — 1726 человек. Основным населением Набережных Челнов были русские и татары. В селе были правильные ряды хлебных амбаров. Бережные Челны вели активную торговлю хлебом. Наивысший размах хлебная торговля приобрела в начале ХХ века. Около 80 % хлеба из Челнов отправлялось в Рыбинск. Наиболее крупные обороты имели торговые дома «И. Г. Стахеев и сыновья», «Братья Халфины», В. Г. Стахеева «Наследники», «Бушмакин с сыновьями», Камско-Вятское торговое товарищество и др.

Символом города стал крупнейший в России речной элеватор емкостью 2 млн пудов хлеба. Построен под руководством иностранных фирм и специалистов в 1914—1917 гг. на средства Государственного банка России. В эксплуатацию объект был принят в 1917 году. Построенное на крутом речном откосе, здание словно стекает величественными объёмами к реке. И ныне продолжающий действовать Челнинский элеватор является памятником истории и архитектуры. На берегу реки Камы в сосновом бору сохранилась дача купца Д. И. Стахеева с кумысолечебницей, построенная в 1908—1909 гг. Здесь находится санаторий, принадлежавший Бондюжскому заводу, позже Татарскому совету профсоюзов, затем КамАЗу. В конце 1991 года на здании административного корпуса противотуберкулезного санатория открыт мемориальный знак. В соответствии с законом РСФСР «Об охране и использовании памятников истории и культуры» решением исполкома Комсомольского райсовета от 22 августа 1990 года санаторий «Тарловский» отнесен к категории недвижимых памятников истории местного значения.

Мысовые Челны и слобода Бережная с первых десятилетий своего существования становятся торгово-ремесленными поселениями. Здесь люди занимались рыболовством, переработкой дерева, пушным промыслом, бурлачили на купеческих речных караванах. Во второй половине XIX века Бережные Челны постепенно превращаются в торговый и деловой центр на Нижней Каме. Советская власть в крае устанавливается мирным путем. 14 ноября 1917 г. в Мензелинске создается ревком. В декабре в Набережных Челнах был избран сельский, а вскоре и районный Совет из шести волостей.

Выгодное географическое положение, сосредоточие в этих местах запасов хлеба и другого продовольствия привело к тому, что в гражданскую войну здесь проходили ожесточенные бои между частями Красной и Белой армии. В период военных действий с белочехами (1918 г.), армией адмирала Колчака (1919 г.) завоевания советской власти отстаивали бойцы и командиры Восточного фронта, Волжско-Камская военная флотилия, партизанский отряд московских рабочих во главе с уполномоченным ВЦИК И. С. Кожевниковым; прославленные полководцы В.И. Чапаев, М.Н. Тухачевский, В.И. Чуйков, В.М. Азин, Ф.Ф. Раскольников, испытанные большевики С.И. Гусев, П.К. Штернберг, Н.Г. Маркин, Л.М. Рейснер, матрос-писатель В.М. Вишневский.

В 1921—1930 годах Набережные Челны были кантонным и одновременно волостным центром. Затем кантон был преобразован в Челнинский район.

Постановлением ВЦИК СССР от 10.08.1930 г. селу Набережные Челны присвоен статус города. Жителей тогда насчитывалось 9300 чел. Из промышленных предприятий были 31 мельница, различные артели, лесозавод «Республиканец», действовали артели «Победа», «Красная заря», «Металлист». В годы Великой Отечественной войны Челнинский район находился в тылу страны. Около 14 тысяч челнинцев ушли на фронт, из них 8,5 тысяч не вернулись обратно. В первые годы войны в город было эвакуировано 8 детских домов, 4 из них остались в городе, 4 распределили по району.

На базе Тарловского санатория развернут эвакогоспиталь № 4089. Из Вышнего Волочка эвакуирован ткацкий комбинат. За годы Великой Отечественой войны 12 наших земляков были удостоены звания «Герой Советского Союза», а один человек стал полным кавалером Ордена Славы. Более 2800 человек были награждены орденами и медалями СССР. В начале 1960-х гг. в городе началось строительство завода ячеистого бетона, Нижнекамской ГЭС, кирпичного завода. В 1964 году на базе 3 строительно-монтажных управлений создано управление строительства «Камгэсэнергострой». Население к 1969 году составило 35,5 тысяч человек. Район оставался сельскохозяйственным. 14 июля 1969 г. в Набережные Челны приезжает госкомиссия для утверждения окончательного варианта строительной площадки под КамАЗ. В это же время у старой Мензелинской дороги был заложен бетонный прямоугольник с надписью «Здесь будет построен Камский автомобильный батыр». 13 декабря 1969 года Набережные Челны проснулись знаменитыми. В этот день экскаваторщик Михаил Носков подцепил ковшом своего экскаватора и ссыпал в кузов самосвала груду мерзлой земли. С этой груды началось строительство КамАЗа.

Генеральным проектировщиком города Набережные Челны приказом Госкомитета по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР № 28 от 10.03.1970 года в связи со строительством КамАЗа был назначен Центральный научно-исследовательский и проектный институт типового и экспериментального проектирования жилища (ЦНИИЭПжилище).

Главным инженером проекта по Набережным Челнам был назначен крупнейший специалист-градостроитель Р. К. Патеев. Непосредственное участие в проектировании города принимал директор института, архитектор с мировым именем Б. Р. Рубаненко, в честь которого сегодня названа улица в первом жилом районе города. Под его руководством был разработан первый Генплан города Набережные Челны. За его разработку и участие в создании города Рубаненко был награжден орденом Ленина.

Проектирование старой части города (поселков ГЭС, ЗЯБ и др.) осуществлял институт Татгражданпроект.

Со строительством КамАЗа Постановлением СМ СССР от 9 июня 1970 года «О мерах по строительству города Набережные Челны» началось и строительство нового города на берегу реки Кама. Первенец КамАЗа — РИЗ — вступил в строй в 1973 году.

16 февраля 1976 год заработала первая нитка главного конвейера автомобильного завода в пуско-наладочном режиме. Был сдан КамАЗ 0000001 модель 5320 «седельный тягач». 8 августа 1978 год — с главного конвейера сошёл 50-тысячный автомобиль. 10 июня 1979 года — КамАЗ № 100000. 18 октября 1988 год — собран миллионный автомобиль. 10 августа 1993 год — выпущен полуторамиллионный «КамАЗ».

В конце февраля 1974 г. был поднят и закреплен последний 50-тонный блок автомобильного завода. В оснащении КамАЗа приняли участие более 700 инофирм: американские «Свинделл-Дреслер», «Холкрофт»; германские «Буш», «Хюллер»; итальянские «Морандо», «Фата»; французский «Рено»; шведский «Сандвик»; японские «Камацу», «Хитачи».

источник: www.nab-chelni.ru

Новый Биклянь (Янга Биклэн) - поселок в составе г. Набережные Челны, близ ж.д. линии Агрыз–Акбаш, в 15 км к юго-западу от г. Набережные Челны.

На 2005 - 3483 жителей. (по переписи 2002 г., татар - 51,3%, русских - 33,2%).

Полеводство, овощеводство, предприятития сельхозхимии, строительства, обслуживания ж.д. транспорта.

Средняя школа. Мечеть.

Основан в 1954 г., зарегистрирован в качестве населенного пункта 05.07.1956 г. С момента образования в Челнинском (с 20.04.1976 г. - Тукаевский) районе, с конца 1980-х гг. в административном подчинении г. Набережные Челны.

Число жителей: в 1958 г. - 148, в 1970 г. - 378, в 1989 г. - 3070 жителей.

Источник: https://nailtimler.com/rayony_pages/chelny/nab_chelny_istoriya.html
▼ РАСКРЫТЬ ▼
▲ СКРЫТЬ ▲
| Добавил: Муртазин Н.В. | 2020-05-27 09:45:07 | Отредактировано: - |

50 МАЛОИЗВЕСТНЫХ ФАКТОВ ИЗ ИСТОРИИ ЧЕЛНОВ.

Жюри конкурса «Знаешь ли ты свой город?» подвело итоги. Как председатель жюри, я удовлетворен ответами тех, кто решил посостязаться за звание знатока города самого высокого ранга, поскольку вопросы конкурса были не из легких. Ответы показывают, что сложилось устойчивое общее мнение по многим вопросам нашей истории. Должен сказать, что работа, предоставленная победителем конкурса Б. Канеевым, настолько интересна и содержательна, что может послужить журналистам «Вечерних Челнов» для работы над новыми краеведческими темами. А. ДУБРОВСКИЙ, краевед, председатель жюри конкурса.

ОТВЕТЫ К ВИКТОРИНЕ «ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ СВОЙ ГОРОД?»

1. Какое дикое животное больше всего «наследило» за всю историю нашего края на территории города? Больше всего «следов», обнаруженных на территории нашего края, в том числе на территории города, оставленных за много тысяч лет доисторического прошлого, принадлежит млекопитающим из семейства слонов — мамонтам. Кости мамонтов найдены здесь в десятках разных мест. Краевед А. Тиньков так оценивал мамонтоносную ситуацию: «В годы апогея земляных работ на стройплощадках Набережных Челнов начальники стройуправлений негласно соревновались, чей кабинет украсит наиболее впечатляющая кость доисторического животного».

2. Почему совершили конную экспедицию в конце прошлого столетия венгерские спортсмены по маршруту Уфа — Набережные Челны — Будапешт? В 1991 году Венгрия отмечала 1100-летие обретения родины. По этому поводу была организована конная экспедиция, прошедшая маршрутом переселения своих предков с земли Магна Хунгария, которая располагалась, по мнению ученых, в Бельско-Камском междуречьи (чл.-корр. АН РТ А. Халиков и др. ) — от Уфы, через Набережные Челны, Самару, на Украину и дальше на Дунай, в Будапешт. В Набережных Челнах участники экспедиции приняли участие в III региональной научно-краеведческой конференции. По приглашению оргкомитета Венгерских юбилейных мероприятий группа краеведов нашего города посетила Венгрию.

3. Где на территории нашего города жили древние булгары, переселившиеся сюда в Золотоордынское время? Первое булгарское селище такого времени было открыто археологом Хлебниковой в начале 1950-х на берегу речки Челнинки (Чаллы), на окраинах с. Орловки. Группа местных краеведов, возглавляемая доктором исторических наук Е. Казаковым (г. Казань), обнаружила следы булгар на территории Красных Челнов — так называемое Красночелнинское селище. Известны находки булгарской керамики и других предметов того времени на территории Элеваторской горы и некоторые другие.

4. Остатки крепости какого народа были обнаружены в конце XIX века на окраине современных Набережных Челнов? Известный оренбургский краевед Р. Игнатьев сообщал в конце XIX века о следах Ногайской крепости на территории Элеваторной горы. Он писал: «…При Челнинской пристани близ устья р. Челновки, на вершине горы Мыс или Мысовой, возвышающейся над р. Камой на 400 саженей, находится Ногайское городище. Оно состоит из круглого вала песчано-каменистого грунта с двумя выходами с восточной и западной стороны. Этот вал в окружности 104, а в вышину неравномерно, что произошло от времени — 1,5 и 2 сажени… Ногайское городище иначе еще называется в народе Ногайским валом. Очень может быть, что это городище было крепостцой и, конечно, по крайне затруднительному и теперь еще входу на гору Мыс и при младенчестве в то время военного искусства, крепостца была неприступною…»

5. Имя одной из ногайских принцесс увековечено в микротопонимике города. Назовите его. Знаменитая казанская царица Сююмбике, именем которой назван один из набережночелнинских проспектов, ведет свое происхождение из знатных ногайских родов, кочевавших еще в XV — XVI вв. в лесостепи Закамья.

6. В какой последовательности появлялись на территории нашего города «Крепость Челн (Челнинская)», «Набережные Челны», «Бережные Челны», «Бережная слобода», «Мысовые Челны»? В 1626 году были основаны Мысовые Челны (позднее их иногда называли просто Мыс). Затем в 1630 г. возникла Бережная слобода. С основанием в 1650 году Челнинской крепости («град Челн» на карте С. Ремезова: «град» от слова «огороженный»). Охраняемая крепостью слобода стала называться Бережными Челнами. Рядом, год от года увеличивая население, развивались Мысовые Челны, ставшие волостным селом, оставив за Бережными Челнами роль торговой слободы. Писатель С. Аксаков, борясь с двусмысленностью названия, именовал Бережные Челны Береговыми. На стыке XIX — XX вв. жили какое-то время одновременно Бережные и Набережные Челны. За городом уже в 1922 г. окончательно закрепилось название Набережные Челны.

7. Почему в 1650-60-е годы почти все мужское население Мысовых и Бережных Челнов было «поверстано» (зачислено) в казаки? С созданием Первой Закамской линии в 1652-55 гг. Челнинская крепость потеряла свое стратегическое значение, и ее гарнизон (100 казаков) вместе с крепостными строениями были переведены в Заинскую крепость. Не миновала эта участь и челнинских «пашенных крестьян». Несколько сотен челнинцев и крестьян соседних сел были переведены в разряд так называемых конных казаков и поселены с семьями в новые крепости — Новошешминск, Тиинск, Кичуй и др. Царский указ был строг и неумолим: «…села Чалнов служилых людей стрельцов и пашенных крестьян и бобылей всех до одного человека перевести на Закамскую черту и устроить всех на Закамской черте в жилых городах и острогах где пригоже»; «а будет которые… ехать не похотят и тех выслать в неволю: а за ослушание велено им делать наказание; бить батоги и сажать в тюрьму».

8. Какой народ, кочевавший в междуречьи Ика — Зая — Шешмы, нередко выходивших к берегам Камы в районе нашего города, получил в свое владение территорию, центром которой стал специально построенный город с названием Ставрополь (ныне Тольятти)? В первой половине XVIII века район между Волгой и Уралом заполонили калмыцкие племена, бежавшие от тяжелого угнетения китайских феодалов из района современной Уйгурии. Калмыки вели кочевой образ жизни, нередко нападали на местные поселения, в том числе на Челны. Известно, что такой набег на прикамские села, включая Челны, они совершили в 1640 г. Правительственный чиновник тех лет доносил властям: «…в страдную пору чалнинские крестьяне пробегали долгое время…» и «в тех побегах последние свои животишки изтеряли». Чтобы принудить калмыков к оседлому образу жизни, им выделили землю около Волги, где построили для них специальный город. Руководитель Особой калмыцкой комиссии В. Татищев предложил назвать его Епифания — «Просвещение». Но императрица Анна Иоановна утвердила название Ставрополь — «Город креста».

9. Раньше Элеваторную гору называли Красной, Мысовой. Было у нее еще одно название — какое? Мыс образовался впадением в Каму речки Челны, Челнинки, поэтому гору иногда еще называли Челновая.

10. Какой продукт, используемый в промышленности по изготовлению напитков в нашем городе, несколько веков назад вывозился из Набережных Челнов далеко по Каме-Волге, вплоть до Астрахани? Как ни странно это прозвучит для современных челнинских пивоваров, в XVII веке Челны были известны далеко за пределами своей округи как центр солодоварения. Историк Перетяткович констатировал по архивным документам, что торговый человек из Владимира растил на монастырсмкой земле в Боровецке солод, имел свою солодельню и продавал солод вплоть до Астрахани.

11. Какое строение с территории нашего города в свое время было полностью перенесено и воздвигнуто в Заинске? В связи со строительством 1-й Закамской укрепленной линии (или «Засечной черты», как ее иногда называли) оборона прикамских сел и торговых путей по реке сместилась на юг, нужда в Челнинской крепости исчезла. Одну из крепостей 1-й укреплинии решено было разместить на реке Зай. В «Переписной книге» за 1656 год мы читаем, что город Заинск не был «подобно всем другим укреплениям на Закамской черте вновь построенным, а переведен с Камы реки из села Чалнов». Впервые «город Заинсков» упоминается в «Поместном приказе» за 1652 г. Тогда сюда и переселили челнинских казаков, поселив их в Овчинную слободу.

12. Тульские кузнецы С. и Н. Красильниковы, сподвижники Демидовых, основали в наших краях завод. Какой? Братья Семен и Николай Красильниковы — выходцы из семьи потомственных кузнецов и оружейников, подобно знаменитым Демидовым, выбившиеся в купцы, а затем и в горнозаводчики, ставшие основателями и владельцами многочисленных горно-металлургических заводов по Каме и на Урале. Семен Красильников вначале восстанавливал Саралинский завод, основанный пленными шведами недалеко от Елабуги. Руду для него доставляли, в частности, из Закамья. Этот завод позднее объединился с елабужским колокололитейным. А Красильниковы покупают Шильвинский завод, у которого рудная база была ближе и надежнее. Старый медеплавильный завод Красильниковы основательно обновляют, растет его производство. Считается, что Красильниковы практически создали на р. Шильне (Шильве) второй медеплавильный завод.

13. Какие дороги в нашем крае назывались лашманскими? Прикамье славилось своими могучими сосновыми и дубовыми лесами (их остатки сейчас в народе называют корабельными). Создавая Российский флот, Петр I учел это обстоятельство — возможность получать на адмиралтейских предприятиях корабельную древесину по Каме и Волге. В Нижнем Прикамье был создан крупный центр по заготовке корабельной древесины для строительства торговых и военных судов, прежде всего судов для флотилии, воевавших в Азовском и Каспийском морях. Для заготовки корабельной древесины создавался особый контингент служилых людей, прежде всего из татар, чувашей, удмуртов, а также русских из прилегающих к лесам деревень, которых стали называть лашманами — лесными людьми. Дороги, по которым перевозился заготовленный лес, назывались лашманскими. Дорогу из с. Афонасово до сих пор называют Лашманской. У деревни Биклянь было и другое название — Лашманка. Живет в татарском народе фамилия — Лашмановы. А вокруг Набережных Челнов леса, которые с тех пор называются корабельными.

14. В каком из нижеперечисленных населенных пунктов — Мыс. Челны, Наб. Челны, Орловка, Боровецкое, Сидоровка в самом начале XX в. было самое большое число жителей? По данным на 1913 год, число жителей составляло: в Орловке — 2396 человек, в Мысовых Челнах — 2237, в Сидоровке — 1111, в Набережных Челнах — 714, в Мироновке — 145 человек. Но именно Набережным Челнам суждено было стать основой будущего города и передать ему свое название.

15. Дважды села Челнинского (ныне Тукаевского) района входили в состав территории с кантональным управлением. Когда в первый раз и в связи с чем? Кантоны в Мензелинском уезде появились впервые в 1798 г., когда император Павел ввел деление на кантоны территории, где находились казачьи войска Оренбургской губернии, в т. ч. башкиро-мишарское войско, созданное в 1786 г. по образцу казачьих войск.

16. Какой специальности в основном обучали в училищах Мензелинскогого уезда, в частности, Мысово-Челнинской волости? В 1850 г. Министерство уделов (управлявшее бывшими царскими имениями и землями) содержало в Оренбургской губернии, куда входил и Мензелинский уезд, пять своих училищ. Одно из них находилось в селе Мысовые Челны, где два учителя обучали 25 учащихся. Училище было полупрофессиональным — оно готовило писарей для работы в волостных и уездных учреждениях. В то время это была одна из наиболее дефицитных профессий. К писарской работе готовили и 198 мальчиков в 6 других училищах Мензелинского уезда.

17. Федор Стахеев известен как человек, который электрифицировал Елабугу, телефонизировал Мензелинский уезд, в том числе Наб. Челны. Какой завод построил он в нашем городе? Среди многочисленных членов клана Стахеевых Федор Васильевич Стахеев выделялся технической образованностью: он окончил технической институт и потому прославился своими инженерными новациями. В Набережных Челнах он построил завод с оригинальным комбинированным производством под названием Мукомольно-вальцовый, лесопильно-строгательный и стружечный завод.

18. Где в Набережных Челнах появились первые дома европейского стиля? Набережные Челны начала XX века представляли из себя крестьянское поселение, строения в которых ничем не отличались от сотен других деревень Закамья. Только на Центральной и некоторых прилегающих к ней улицах разместились купеческие особняки в два этажа. При строительстве элеватора на горе для специалистов, которые должны были управлять сложным элеваторным хозяйством, были построены два дома, обликом существенно отличающиеся от всех других челнинских строений. Они были обеспечены всеми коммунальными удобствами.

19. Зачем в Набережных Челнах на одном из заводов в начале XX века изготавливали древесную стружку? Набережные Челны в XIX — нач. XX вв. наряду с Бетьками, Чистополем и другими прикамскими пристанями были центром по торговле яйцом. На вольном и сравнительно дешевом зерне здесь выращивали много домашней птицы и получали качественное яйцо. Купцы скупали этот продукт у населения и везли в города России и за границу. Везли в ящиках, переложив товар древесной стружкой, которую изготовляли на заводе Стахеевых.

20. Какое событие в истории Набережных Челнов запечатлел на кинопленке известный советский кинооператор, лауреат Государственных премии, один из создателей шедевра мирового киноискусства «Броненосец «Потемкин» профессор ВГИК Э. Тиссэ? Ночью 8 октября 1918 г. в Набережных Челнах с кораблей Волжско-Камской флотилии высадилось 500 бойцов экспедиционного отряда под командованием чрезвычайного комиссара по связи всех фронтов И. Кожевникова. Задачей этого отряда была организация партизанской борьбы в тылу колчаковской армии. Начальником штаба отряда был Э. Тиссэ, по профессии кинооператор. Он и произвел киносъемку высадки отряда на пристани Наб. Челнов. Позднее Э. Тиссэ стал одним из авторов всемирно известного кинофильма «Броненосец «Потемкин» и многих других.

21. Набережные Челны в 1919 году посетил будущий руководитель Советского правительства. Кто это? После завершения боевых действий на Нижней Каме сюда был направлен специально оборудованный агитационно-инструкторский пароход «Красная Звезда». В составе пропагандистского коллектива на пароходе были Н. Крупская, В. Молотов, который в 1930-41 гг. был руководителем Советского правительства — Совета народных комиссаров. Агитпароход останавливался в Чистополе, Соколке, Елабуге, Набережные Челны, Тихих Горах и других.

22. Какое село на территории Челнинского кантона (сейчас расположенное в пределах Тукаевского района) в 20-е годы XX века предполагалось сделать центром одной из автономий? Село Бурды современного Тукаевского района после революционных событий 1917 г. считалось центром «кряшенского возрождения». В 1920 г. здесь состоялся 1-й Всекряшенский съезд народных представителей, который рассматривал, в частности, вопрос о кряшенской автономии. Бурды называлась как возможная столица будущей автономии. Но эти решения съезда не были поддержаны в Казани и Москве. Сегодня в Набережных Челнах при Доме дружбе народов «Родник» действует городское объединение кряшен. В городе издается кряшенская газета «Керэшен хэбэре», первым редактором которой был известный поэт Ямаш Игеней.

23. В какие годы город Елабуга административно подчинялся селу Набережные Челны? В 1921 г. при образовании Татарской АССР было введено кантональное административное деление. Среди 17 кантонов в республике был образован и Елабужский с населением в 159 тысяч человек. Но в 1928 г. Елабужский кантон был ликвидирован, а его территория передана в состав Челнинского кантона, центром которого стало село Набережные Челны. Население нового кантона приблизилось к 400 тысяч человек. И только в 1930 г. из Челнинского кантона были образованы Акташский, Елабужский, Красноборский, Сармановский, Челнинский и Шереметевский районы (еще позднее Ворошиловский с центром в с. Тлянче-Тамак; в 1960-е годы — Нижнекамский, Заинский).

24. Когда был создан Челнинский район? Челнинский район образован одновременно с преобразованием села Набережные Челны в город — 10 августа 1930 года. В районе были сформированы органы власти — райком ВКП(б) и райсполком. Их печатным органом стала газета «Трактор». 20 апреля 1976 г. Челнинский район был переименован в Тукаевский район.

25. Что за предприятие в нашем городе работало под номерным знаком «почтовый ящик №6»? Напряженно работал в годы Великой Отечественной войны Челнинский речной элеватор. В его закромах концентрировалось зерно, которое обеспечивало производство хлеба, круп для действующей армии, для работы городских хлебопекарен, здесь хранился государственный семенной фонд. Запасы зерна в хранилищах элеватора охранялись со всеми строгостями военного времени. С целью секретности зерновым хранилищам присваивались адреса почтовых ящиков.

26. В каких городах Нижнего Прикамья в годы Великой Отечественной войны почти одновременно возникли три текстильные фабрики? В 1941 г. в Нижнее Прикамье стало прибывать оборудование эвакуированного из Калининской области (ныне Тверская обл. ) Вышневолоцкого текстильного комбината. Комбинат был одним из самых крупных в своей отрасли. И его цеха разместили в приспособленных помещениях трех городов — Елабуге, Мамадыше и Набережных Челнах. Уже в 1942 г. новые фабрики стали выпускать продукцию, так нужную для фронта — бинты, бязевое полотно. В Елабуге и Мамадыше текстильные фабрики работают и сегодня, Челнинская фабрика была закрыта в 1972 г.

27. В долине Нижней Камы работали многочисленные заготовочные пункты. В годы Великой Отечественной войны они работали на нужды фронта. Какой род войск они обеспечивали в первую очередь? На лоциях Нижней Камы до образования водохранилища в пойме реки были помечены особыми значками, т. н. пресс-пункты. Здесь на плодородных аллювиальных почвах после спада воды весенних разливов был обильный травостой, где заготавливали большое количество первоклассного сена. В годы Великой Отечественной войны заготовленное здесь сено прессовали в тюки и отправляли в кавалерийские части Советской Армии.

28. В годы Великой Отечественной войны челнинские колхозники делали свой вклад в обеспечение работы автотранспорта на фронтовых дорогах. Каким образом? На колхозных полях Челнинского района в годы войны выращивали один из видов рода одуванчиков кок-сагыз. Это растение было одним из отечественных каучуконосов, и его пытались культивировать в разных районах страны, в частности, в Татарстане. Из млечного сока кок-сагыза получали натуральный каучук, резина из которого шла на изготовление автомобильных камер, хирургических перчаток, жгутов и т. д.

29. Одно из лечебно-оздоровительных заведений в Набережных Челнах возглавлял будущий Герой Советского Союза. Кто это был? В октябре 1941 г. на базе Тарловского санатория был развернут военный госпиталь N4069. Организацией госпиталя руководил бывший директор санатория Н. Соболев. Призванный позднее в действующую армию, за совершенные на фронте подвиги он был удостоен звания Героя Советского Союза.

30. В 60-е годы XX в. обсуждался вопрос о месте размещения Нижнекамской ГЭС. Какой вариант был первый? Впервые вопрос о строительстве Нижнекамской ГЭС на Нижней Каме стали обсуждать еще в 1931 г. Тогда СНК ТАССР создал Управление работ по изысканию места строительства ГЭС, т. н. Камстрой. В связи с предполагаемым строительством в Чистополе гигантского судостроительного завода (на 300 морских и крупных речных судов) Нижнекамскую ГЭС предполагали построить в районе Чистополе. Вернулись к проекту Нижнекамской ГЭС в 1954-57 гг, и тогда основным рассматривался Чистопольско-Нижнекамский вариант. Но в связи с тем, что Куйбышевское водохранилище подошло к устью р. Вятки, новую ГЭС надо было строить восточнее. Решили — в Набережных Челнах.

31. Какие рабочие поселки возникли на территории Челнинского района в 1960-х — начале 70-х годов? Нужно отметить, что Челнинский район начал свое индустриальное развитие задолго до КАМАЗа. На его территории в связи с бурным строительством в восточных районах Татарстана, быстрым ростом нефтедобычи еще в 60-х годах стали возникать поселки городского типа. С 1957 г. Заинск стал поселком городского типа, а в 1962 г. — Новый Зай. В результате их слияния в 1978 г. образовался город Заинск. В 1961 г. в связи со строительством Нижнекамского нефтехимического комбината возник поселок городского типа Нижнекамский. Таким образом, на территории Челнинского района, помимо города районного подчинения, возникло три поселка городского типа.

32. Какой дом в Набережных Челнах посетила в 1960 г. известный советский композитор А. Пахмутова? Александра Николаевна Пахмутова переписывалась с ребятами из челнинского детского дома. Откликаясь на их просьбу, она посетила вместе со своим мужем Н. Добронравовым детдом в Набережных Челнах и новостройку нефтехимического гиганта в Нижнекамске. Тогда у них появилась песня «Юность строит города».

33. Кто из имевших служебный кабинет на улице Центральной в г. Наб. Челны в будущем стал министром Советского Союза? Дирекция будущего нефтехимического комплекса, проектируемого в регионе Нижнего Прикамья, одно время размещалась в здании Госбанка на ул. Центральной. Н. Лемаев, начальник Управления химической промышленности Татарского совнархоза, был назначен руководителем этой новостройки. В 1963 г. он занял кабинет на улице Центральной в Набережных Челнах и с тех пор более 22 лет отдал индустриальному развитию Прикамья, становлению на территории Челнинского района нового города — Нижнекамска. Здесь он стал Героем Социалистического Труда, заслуженным нефтехимиком СССР, доктором технических наук. В 1985-90 гг. Н. Лемаев возглавлял Министерство нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР.

34. Какой американский банк издал книгу о КАМАЗе под названием «Миллиардное начинание»? Рокфеллеровский банк «Чейз Манхеттен бэнк» частично финансировал закупки Советским Союзом американского оборудования для строящегося КАМАЗа. По заданию руководства банка его сотрудники подготовили справочно-рекламную книгу о Татарстане, Набережных Челнах, сотрудничестве американских фирм и банков с СССР по строительству КАМАЗа. Книга называлась «Миллиардное начинание» и была издана небольшим тиражом. Спрос на книгу в связи с ее актуальностью сделал это издание «баснословно дорогим», как отзывался о ней американский инженер-шефмонтажник на строительстве КАМАЗа В. Лутка.

35. Город и промплощадка КАМАЗа поглотили пять сел Челнин-ского района. Одно исчезло полностью. Назовите его. Город не освободился от связи со своим прошлым — живут на его территории остатки бывших сел и деревень — Орловки, Боровецкого, Сидоровки, Мироновки, Красных-Мысовых Челнов. И надо сохранить для потомков кусочек аграрного окружения Челнов! А вот деревня Новые Гардали полностью исчезла — на ее землях разместилась промплощадка литейного завода.

36. Кому из известных поэтов России принадлежит поэма о строителях КАМАЗа под условным названием «Поэта вне народа нет»? По поручению отдела пропаганды ЦК КПСС поэт Е. Евтушенко дважды посетил г. Набережные Челны. Строителям КАМАЗа и города он посвятил поэму (незаконченную, как считает он сам) под условным названием «Поэта вне народа нет».

37. Какие войска оставили наиболее ощутимый след при сооружении города и КАМАЗа? Железнодорожные: им принадлежит большая роль в создании инфраструктуры города железнодорожных подъездных путей, тамвайных линий, объектов безопасности города.

38. Этот поэт был знаменит не сборниками своих поэтических произведении, а словами-лозунгами, которые в 70-80-е годы украшали город. Кто это? Евгений Павлович Кувайцев, член и руководитель молодежного литературного объединения «Орфей», выпускник Литературного института им. Горького. Его стихи печатались в местных газетах, коллективных литературных сборниках, журналах всесоюзного масштаба. И еще Женя Кувайцев жил вместе с челнинцами своими вдохновенными поэтическими строками, которые «звучали» с транспарантов на жилых домах и производственных корпусах. Под ними не было подписи поэта, имя их автора стали забывать. А зря! Мы должны помнить, что автором строк «Город дарю вам. Живите!» был Евгений Кувайцев, поэт-строитель, которого мы безвременно потеряли.

39. Известный советский ученый-экономист, академик создал в стране, в том числе на КАМАЗе, школы анализа эффективности советской экономики, которые именовались названием журнала, где он был главным редактором. Кто этот ученый, как назывался журнал, кто руководил работой этой школы на КАМАЗе? Школы журнала «ЭКО», издаваемого в Новосибирске по инициативе академика А. Аганбегяна, стали создаваться по всему Советскому Союзу в 1980-е годы. В Набережных Челнах такая школа была создана одной из первых в стране. Создал ее выдающийся экономист, постоянный автор журнала, кандидат экономических наук В. Раппопорт, работавший на КАМАЗе начальником отдела процедур. На занятия школы ЭКО в нашем городе неоднократно приезжал академик А. Аганбегян.

40. Неслучайно Набережные Челны называли городом комплексов. Назовите четыре уровня челнинской комплексности, оказавших наибольшее влияние на его развитие.

1. Нижнекамский территориально-производственный комплекс (ТПК).

2. Комплекс заводов большегрузного дизельного автомобилестроения.

3. Комплекс преприятий коммунально-бытового назачения.

4. Жилые комплексы.

41. Из-за боязни усиления военной мощи Советского Союза на КАМАЗ из США не была поставлена очень важная машина. Какая? По договоренности с американскими фирмами, в частности, с концерном IBM на заводы Камского комплекса должны были поставить две большие ЭВМ: для управления технологией литейного производства и управления работой главного конвейера. Конгресс США запретил фирме IBM поставку ЭВМ «IBM — 370 58» для 2-й очереди КАМАЗа (для главного конвейера) как оборудование стратегического назначения.

42. Какую роль сыграла французская газета «Юманите» в пропаганде опыта строительства КАМАЗа и города? Журналист и писатель Андре Ремакль, сотрудничавший с «Юманите», побывал в Набережных Челнах, прожил здесь несколько месяцев и написал книгу о городе-новостройке и КАМАЗе, которая была издана в серии «Свидетельство (вышла в свет в 1976 г.) «Юманите» организовало широкую рекламу книги А. Ремакля во Франции. Много статей и информации о стройке на Каме написал корреспондент газеты Серж Лейрак.

43. Кто из бывших камазовцев занимал самый высокий пост в правительстве Советского Союза? Прошедший школу руководства экономикой двух гигантов автомобилестроения — ВАЗа и КАМАЗа, доктор экономических наук В. Щербаков в конце 80-х годов возглавил Министерство труда в правительстве Советского Союза. Некоторое время Владимир Иванович был первым заместителем председателя Совета министров СССР.

44. Какими современными сооружениями в инфраструктуре наш город заметно отличается от других? Город заметно выделяется транспортными развязками на разных уровнях, в частности, подземными переходами для пешеходов. На единицу площади их в Набережных Челнах не меньше, чем в столичных городах России.

45. Имея один из крупнейших в стране водозаборов на челнинской земле, здесь в 70-е годы стали строить другой. Почему? Первый крупный водозабор в Набережных Челнах был в 1960-е годы возведен на Элеваторной горе и от него камская вода по огромнейшему водоводу (две нити — в те годы это был самый мощный в Советском Союзе водовод) подавалась на нефтепромыслы юго-восточного Татарстана. Для обеспечения водой новых городов на Каме (население которых выросло за 60-80-е годы в 20 раз), для подачи воды на гиганты энергетики, автомобилестроения, нефтехимии, в сельскохозяйственное производство в начале 70-х годов был построен водозабор «Белоус».

46. Назовите имя писателя-челнинца, лауреата международной премии в области баталистики и маринистики им. Константина Симонова. Эту международную премию, которой награждают литераторов, проявивших себя в области военной прозы и поэзии, получил известный челнинский писатель Б. Казаков. Среди его более чем 30 изданных книг теме войны, ее героям и жертвам посвящена добрая половина. Вот и в этом году к 60-летию великой Победы вышла в свет новая книга Б. Казакова — монография «Челнинцы в Великой Отечественной войне».

47. Что такое ТУМ? Где она возведена? В переводе ТУМ — Татарстанско-Удмуртская магистраль. Так строители назвали по аналогии с БАМом свою строящуюся железнодорожную магистраль Наб. Челны — Агрыз. Дорога вступила в строй в октябре 1984 г., соединив две широтные железнодорожные магистрали — Куйбышевскую и Горьковскую.

48. Кому посвящены именные скверы в нашем городе? На проспекте Мусы Джалиля есть сквер, посвященный великому татарскому поэту. На улице Гидростроителей, у административного здания ОАО «Камгэсэнергострой», безымянный ранее сквер в 2004 г. получил название — сквер имени Владимира Высоцкого, известного поэта, певца и артиста.

49. Какая «крепость» размещена в современных Набережных Челнах? В немецком языке слово Fort означает «сильный». Это слово прижилось в военном деле, и укрепления долговременного или временного характера стали называть одним словом — крепость. Отсюда слово «фортификация» — создание, строительство укреплении. В географии слово «форт» закрепилось в названиях десятков, если не сотен, городков и городов, которые возникли на базе бывших военных сооружений-крепостей. Например, в США — Форт Лодердейл, сейчас курортный город во Флориде, Форт-Уэйн, Форт-Уэрт и другие. Форт-Лами — так называется столица государства Чад. В Советском Союзе мы знали город Форт Шевченко на берегу Каспия и т. д. Возникшая в 1980-х годах советско-американская фирма «Форт-Диалог» в переносном смысле своего названия несла содержание «сильный, уверенный диалог-сотрудничество» в области высоких технологий, прежде всего компьютерных. Что мы и наблюдаем в течение более 25 лет. Фундаментальные и оригинальные сооружения фирмы в нашем городе подтверждают своим обликом право на такое название.

50. Почему население города с января 2005 года уменьшилось на несколько тысяч человек? В связи с упорядочением административного деления Республики Татарстан, образованием муниципальных округов пос. Круглое Поле, входивший в состав города, отошел к Тукаевскому району. Почти 6000 горожан-круглопольцев расстанутся со своим статусом жителей Набережных Челнов. 

Источник: https://v-chelny.ru/news/50-maloizvestnih-faktov-iz-istorii-chelnov/
▼ РАСКРЫТЬ ▼
▲ СКРЫТЬ ▲
| Добавил: Муртазин Н.В. | 2020-05-27 09:17:37 | Отредактировано: - |

БЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ: СЕЛО НА КАМЕ

В предыдущих материалах исторической рубрики «Челны несколько веков назад» мы рассказали об истории сел Орловка и Красные Челны. Сегодняшний наш рассказ о Бережных Челнах, которые сначала назывались деревней Бережной, затем Набережной Слободой, позже Бережными Челными, а затем Набережными Челнами. Это село располагалось на месте нынешней улицы Центральная. Точной даты основания этого села нет, но известно, что возникло оно почти одновременно с Чалнинским починком (Красные Челны), который ведет отсчет с 1626 года.

Как известно, Челнинский починок основала община елабужских крестьян. Некоторые обстоятельства, на которые обращали внимание краеведы XIX века, позволяют предположить, что прародиной первых челнинских жителей был Великий Новгород. После падения Казанского ханства ханские земли вдоль больших рек стали дворцовыми, и селиться на них разрешалось лишь православным. Это объясняет, почему вдоль Камы не было татарских поселений. Они располагались поодаль. Соседями русских жителей деревень Челнинского починка были татары, жившие в Купырли, Шукрали, Мелекесе. В деревне Шемелиной на реке Шильне жили чуваши и черемисы. Перепись 1647 года гласит, что в деревне Бережной Челнинского починка имелось 100 дворов. В середине XVII века крестьяне Набережной слободы — к тому времени деревня стала называться так — занимались, в основном, хлебопашеством, держали скот. Однако Набережная Слобода с самого начала отличалась тем, что по сравнению с другими селениями в ней были гораздо более развиты различные промыслы. Занятия жителей слободы были тесно связаны с Камой. Это видно и по фамилиям (прозвищам) жителей слободы: Гришка Борода Рыболов, Екимка Перевозщик, Васка Рыболов. Участок Нижней Камы был удобен для судоходства. Ширина реки здесь колебалась от 200 до 500 сажен1, глубина местами достигала 60 футов2 и более. Определенные затруднения доставляли мели и перекаты, но все они были известны судоводителям, глубины промеряны и обозначены, поэтому опытным и внимательным капитанам никакого серьезного препятствия не представляли. Движение судов по Каме стало особенно интенсивным во второй половине XVIII века, это было связано с началом активной разработки природных богатств Урала и Приуралья. Река выполняла роль своеобразного стержня, вокруг которого происходило экономическое развитие всего региона. Не случайно в словаре Брокгауза и Ефрона отмечалось: «Можно утвердительно сказать, что Урал со своими богатыми горными промыслами достиг нынешнего цветущего состояния только благодаря Каме и ее многочисленным притокам…»

В навигацию 1812 года с Урала через низовья Камы вверх и вниз по Волге было перевезено более 5 млн. пудов3 различных грузов: железа, чугуна, стали, меди, чугунных пушек, ядер, гвоздей, проволоки, ружей, медных монет. Важное значение для всей страны имела и транспортировка соли. На казенных и частных промыслах, располагавшихся в основном в Пермской губернии, ежегодно вываривалось около 5 млн. пудов соли. Большое место в речном грузопотоке занимал и хлеб. Бурный рост объемов перевозок стал причиной увеличения количества речных судов и их усовершенствования. В основном тогда были распространены деревянные и плоскодонные суда. Многие из них строились в расчете на одну навигацию и по прибытии в пункт назначения продавались на дрова. Транспортировать их обратно было невыгодно. К началу XIX века наиболее распространенными судами на Каме стали расшивы, барки, полубарки, дощаники и лодки. Расшивы поднимали до 20 тысяч пудов груза, срок их службы составлял 5-8 лет. Барки могли принять на борт до 45 тыс. пудов. Способы передвижения судов были довольно примитивными. В основе лежал тяжелый ручной труд, суда тянули ватаги бурлаков с помощью бечевы. Подсобное значение имели паруса и весла. Скорость передвижения судов при бурлацкой тяге составляла около одной версты4 в час. Челнинские жители нередко нанимались матросами, служащими на пристань, работали бурлаками. В начале XIX века на Каме появились конномашинные суда — их тянули по берегу лошади. Но настоящая революция в развитии водного транспорта произошла с появлением и развитием пароходства. В 1815 году на Неве был испытан пароход Карла Берда. В сентябре 1817 года первые пароходы появились на Каме. Развитие пароходства способствовало появлению и развитию Челнинской пристани, а через нее — повышению торгово-экономического значения самих Бережных Челнов. Точная дата основания пристани неизвестна: в 1800 году в описании Мензелинского уезда пристань еще не упоминается, а в документе, датированном 1842 годом, Челнинскую пристань называют уже в качестве одной из крупнейших на Нижней Каме. В 1858 году, например, с Челнинской пристани было отправлено в волжские города до 450 тысяч четвертей5 хлеба. К началу ХХ века село Бережные Челны выглядело почти как город. Это отмечали многие путешественники. Приятное воспоминание о Бережных Челнах сохранилось у Немировича-Данченко: «Челны совсем городком смотрят. Постройки на широкую ногу; дома деревянные и каменные, в два этажа построены; улицы прямые, широкие. Сараи тоже чудесные — просторные; видимо, выводили, не жалея камня и дерева. Самые лучшие лабазы у удела…» Двухэтажными домами была застроена улица Дворянская (нынешняя Центральная). Эти дома были, как правило, однотипные — двухэтажные, полукаменные. Первый этаж был сложен из камня, и там размещались лавки или иные производственные заведения. Второй этаж — деревянный — занимали жилые комнаты хозяев. При каждом имелся обширный хозяйственный двор с постройками. В селе имелись больница, несколько школ, церковь, казначейство, почтово-телеграфная контора. Приезжие размещались на постоялых дворах. Плата за услуги там была весьма умеренная: с человека в сутки — 5 копеек. Для передвижения внутри села и до ближайших деревень можно было нанять извозчика. С версты за лошадь брали 4 копеейки. Без извозчиков не могли обойтись те, кто прибывал на Челнинскую пристань. Добираться от нее до села было довольно далеко, тем более с багажом. С извозчиками возникали те же проблемы, что и с нынешним такси. Если пароход опоздал или погода ненастная, или время уборки урожая — извозчика было не дождаться. Приходилось приезжим идти пешком или ночевать на пристани. На это, видимо, поступало немало жалоб. Уездные власти пытались решить проблему: организовать очередность движения извозчиков к каждому прибывающему пассажирскому пароходу. Судя по всему, чаще всего к Челнинской пристани причаливали пароходы, совершавшие рейсы между Казанью и Уфой. Пароходство Д. Якимова, например, совершало эти рейсы три раза в неделю. А по Каме тогда ходили суда разных пароходств. Это путешествие продолжалось около трех суток. Однако стремление путешествовать или просто съездить в гости в народной среде еще не приняло массового характера. У большинства людей в XIX веке вся жизнь протекала в родном селении.

Зульфия СУЛТАНОВА, по монографии кандидата исторических наук, доцента КГИЭА (КАМПИ)

Владимира ЕРМАКОВА «Крестьянство Восточного Закамья».

 

Источник: https://v-chelny.ru/news/berezhnie-chelni-selo-na-kame/
▼ РАСКРЫТЬ ▼
▲ СКРЫТЬ ▲
| Добавил: Муртазин Н.В. | 2020-05-27 08:56:53 | Отредактировано: - |


Яндекс.Метрика
© 2015-2024 pomnirod.ru
Кольцо генеалогических сайтов