Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

Женщина — как сельская шапка: кто ее наденет, тому она и в пору. (еврейская)

Мари-Суксы д. (Черемисские Суксы) Семиостровская волость Мензелинского уезда Уфимской губернии

Назад Современное название и административное отношение данного населенного пункта по справочнику:

Респ Татарстан, Актанышский р-н, село Мари-Суксы

Кладбища Мари-Суксы д. Семиостровская волость Мензелинского уезда Уфимской губернии



Село в Актанышском районе, на границе с зоной затопления Нижнекамского водохранилища, в 29 км к западу от с. Актаныш.

На 2002 г. - 511 жителей (марийцы). Полеводство, молочное скотоводство, овцеводство. Средняя школа, клуб, библиотека.

Известно с 1722 г. В дореволюционных источниках упоминается также как Черемисские Суксы. В 18–19 вв. жители относились к тептярскому сословию. Занимались земледелием, разведением скота, пчеловодством, охотой. В период Крестьянской войны 1773–75 гг. активно выступили на стороне Е.И. Пугачёва. По сведениям 1870 г., здесь имелись 4 ветряные мельницы, в 1896 г. - зерносушилка. В начале 20 в. существовало кредитное товарищество. В этот период земельный надел сельской общины составлял 1200,2 дес.

До 1920 г. село входило в Семиостровскую волость Мензелинского уезда Уфимской губернии. С 1920 г. в составе Мензелинского кантона Татарской АССР. С 10.08.1930 г. в Актанышском, с 01.02.1963 г. в Мензелинском, с 12.01.1965 г. в Актанышском районах.

Число жителей: в 1795 г. - 261, в 1859 г. - 425, в 1870 г. - 445, в 1884 г. - 500, в 1906 г. - 669, в 1913 г. - 623, в 1920 г. - 628, в 1926 г. - 658, в 1938 г. - 628, в 1949 г. - 546, в 1958 г. - 559, в 1970 г. - 653, в 1979 г. - 591, в 1989 г. - 498 чел.


Воспоминания наших предков уводят нас в далекое прошлое нашего народа. Историю возникновения деревни связывают с событиями, происходившими в те далекие времена с народами, населявшими берега двух больших рек Волги и Камы. Эти события происходили примерно в 1500 г.г. К середине 1500 г. могущество Казанского ханства ослабевает. Большинство земель и владений постепенно переходят под влияние русского царя Ивана Грозного. Позднее в 1667 - 1671 г.г. проходит крестьянское восстание под предводительством Степана Разина. Земли, перешедшие к русским князьям от Казанского ханства, было решено заселить русскими людьми, так как в них, в основном, проживали представители малых народов и народностей. Это было нужно сделать для укрепления своего влияния на этих землях. Русским людям дается официальное разрешение на заселение земель, ранее находившихся под влиянием Казанского ханства. С этого момента начались притеснения коренных жителей этих земель, так как они были вынуждены искать другие земли для проживания. Естественно между русскими и коренными жителями этих земель стали складываться враждебные отношения. У официальных властей они также не могли найти защиту, так как заселение земель проводилось по указанию царя. Поэтому одной из версий, объяснявших причину вынужденного переселения наших предков в эти края, связывают с выше описанными событиями. Но существует и другая версия. После подавления крестьянского восстания Степана Разина, по указу царя началась повсюду жестокая беспощадная расправа со всеми, кто участвовал или оказывал поддержку восставшим. Близость этой версии к истине доказывают ниже приведенные факты. Деревня, где жили наши предки, до переселения, располагалась на побережье реки Камы, у подножья горы Ямаша. Места были удобные для проживания, тут и луга, и лес рядом, и чистая родниковая вода. Но, несмотря на все это, они вынуждены были покинуть эти обжитые родные места. Что же заставило их переселиться и отправляться в неведомые края? Если предположить первую версию, по которой они вынуждены были переселиться из этих мест в связи с приходом русских людей в эти- края. Но, как утверждают потомки, эта местность еще долгое время оставалась никем не заселенной. Уже после революции 1917 г. там поселились люди и организовали поселок под названием Новопоселинский, который располагается там и поныне. Как уже было сказано деревня, в которой проживали, в основном, марийцы располагалась у подножия горы Ямаша. Название горы происходит от марийского имени Ямаша. Жители близлежащих деревень каждый на своем языке называли эту гору по - своему: русские -«Ямашева гора», татары - «Ямаша тауы», марийцы - «Ямаша курыкшо». Чем же прославил себя этот человек, что народ его именем стал называть близлежащую гору? Вот как народная молва донесла до наших дней легенду об этом человеке. 
Жил - был в этой деревне трудолюбивый, смелый и вольнолюбивый человек. Он видел как в нищете и бесправии жили его односельчане, хотя трудились не покладая рук от зари до зари. Его угнетало их полунищенское существование. Отчаявшись изменить жизнь к лучшему решает нападать на суда проплывавших мимо купцов по реке Кама. Он собирает вокруг себя таких же отчаянных людей и они создают реальную угрозу купцам и их судам, перевозящим товары по реке Кама. И когда войска Степана Разина проходили по этим краям по пути в город Сарапул они оказывают ему всяческие содействия и помощь. И после подавления восстания они попадают в число тех, которые подверглись преследованиям со стороны властей. И жители деревни Ямаша, вместе с их предводителем Мамакай Ямашевым вынуждены были скрываться и уйти от преследований со стороны царских властей. Эту версию переселения связывают с выше описанными событиями. Для поиска подходящего для проживания места он с двумя жителями этой деревни отправляется по заранее намеченному направлению. Они решили идти на Юг. Они еще давно приметили, если смотреть в ясный морозный день с вершины горы Ямаша, вдалеке на южной стороне было видно, как над вершинами деревьев стелится пар. И они предполагали, что там находятся или родники, или расположено какое - нибудь поселение. И они решили дойти до этих мест и все обследовать. В то время в этих краях стоял сплошной лес. Их старания были не напрасны. Через несколько дней упорных поисков они выбрали подходящее место для переселения. Недалеко друг от друга в нескольких местах из земли били ключи с прозрачной холодной ключевой водой. Они еще в течение нескольких дней обследовали близлежащую округу, но кругом был лес. Местность, которую они выбрали для поселения, требовала вложения огромных усилий и труда. Но их это не пугало, так как они искали такое место, на которое еще не ступала нога человека. После этого они начали потихоньку переселяться. Эту деревню назвали Йушто - Памаш, что в переводе с марийского означает «Холодный ключ»* Со временем выясняется место нахождения и других деревень. К югу от Йушто - Памаш примерно в 5 - 6 верстах располагалась деревня под названием Лапка Шор, что в переводе означает «Плоское болото». Впоследствии жители деревни Лапка Шор переселились кто куда. Некоторые в Башкирию, в сторону Уфы, часть жителей переселилась в деревню Йушто - Памаш. Шли годы, менялась жизнь людей. В те времена жителям деревни еще не было известно о местонахождении близлежащих деревень где проживали татары. Название другой близлежащей деревни Кулегеш также происходит от марийского слова. Озеро, где располагалась эта деревня, до сих пор носит это название, которое ему досталось от названия деревни, расположенной на его берегу. Со временем жители и этой деревни переехали в разные края. Часть жителей уехало жить за Каму, а часть - в деревню Йушто - Памаш. О проживании марийцев в этих краях в те далекие времена подтверждают названия многих близлежащих местностей, лугов, лесов. Это «Байбакты», «Тимербай», «Мостай», «Мокай», «Сапай», «Петряй» и т.д. По этим названиям местностей можно проследить, где пролегали пути, дороги этих людей. Можно привести и другой пример, подтверждающий об освоении и заселении марийцами этих земель. Когда обосновалась деревня Йушто - Памаш, она еще была небольшая. Кладбище деревни было расположено на месте яблоневого сада больничного городка. Со временем деревня разрасталась и приблизилась к кладбищу. Второе кладбище закладывают за теперешней больницей. Тогда еще там был пустырь. Как было описано выше, жители, изгнанные со своих земель, объединялись в группы и совершали в ответ на притеснения нападения на русские деревни. Поэтому жителям деревни Йушто - Памаш жить в одиночку было трудновато. Надо было искать поддержки близлежащих деревень и, поэтому, они не препятствуют желающим людям поселиться по близости. Но это происходило уже в 1700 г.г. Таким образом, поблизости от деревни Йушто - Памаш начали образовываться татарские деревни. Причины переселения этих людей были разные. Одни изгонялись со своих мест проживания, другие были беглые. Так по близости образовалась деревня Татарские Суксы. Название тоже берет начало от слова Суык Су, в переводе с татарского «Холодная вода». С этих времен эти деревни стали называть Чермыш Суксы, и Татарские Суксы. По мере заселения этих земель новыми жителями, деревни разрастались, примыкали близко друг к другу. Наделы земель постепенно уменьшались. Жизнь диктовала о необходимости проведения хоть и не глубоких, но частичных земельных реформ. В те времена еще у людей в деревне Мари Суксы земельные наделы были более или менее. Они имели свои луга и пастбища. А вот после земельной реформы 1861 г. земли, принадлежавшие жителям этой деревни, сильно урезали. В Мензелинском районе издавна существовала деревня Бикбау. С этой деревни перед земельной реформой под видом большого начальника на тройке приехал в деревню Мари Суксы сын одного богатого человека. Он спросил у жителя деревни: «У кого хранится земельная карта?». В те времена каждая деревня имела свою земельную карту. Эта карта хранилась у деда по имени Петряй. У приезжего никто не догадался проверить его документы и его самого кто он такой. Он забрал эту земельную карту и был таков. А вскоре вышла земельная реформа. Для проведения в жизнь земельной реформы нужна была эта карта. В то время деревни, которые не имели свои земельные карты, приравнивались к безземельным мещанам -переселенцам. Богачи из деревни Бикбау хотели прибрать к рукам принадлежавшие земли жителям деревни Мари Суксы, а их самих выселить. Но жителям деревни повезло. Землемер оказался справедливым человеком и к тому же их земляком, марийцем по национальности, по фамилии Ярсяев. Он, оценив ситуацию, в которой оказались жители этой деревни, с большим трудом смог выспорить в пользу жителей часть земель, а иначе они могли вообще остаться без земли. Из-за мошенничества и обмана выше названного проходимца жители деревни лишились части исконных законно им принадлежавших земель. Как известно, чем меньше земельный надел у крестьянина, тем труднее ему сводить концы с концами. В те времена земельный надел выделялся только лицам мужского рода. Жители деревни, доведенные до отчаяния своим бесправным положением, полунищенским существованием готовы были прогнать силой тех землемеров, которые делили земли. После урезания их земельные наделы уменьшились и приблизились почти к границам своих огородов. В 1878 г. где-то в июне месяце в очередной раз делили землю. Это событие разворачивалось на местности, которая до настоящего времени носит название Калмаш Тарлау и расположена книзу от дороги, которая ведет на Адай. Эти земли достались жителям деревни Калмаш и вот они пришли и начали в очередной раз делить землю, прокладывать межу (борозду). Жители деревни Мари Суксы собрались и вооружившись кто чем мог вышли на окраину деревни, чтоб прогнать этих людей. В это же время по дороге со стороны деревни Урьяды двигался всадник в сторону деревни Мари Суксы. Узнав во всаднике урятника, люди, вооруженные ружьями, потихоньку спрятались. Когда урятник подъехал к собравшимся и спросил у них: «Что здесь происходит?». Они ответили ему, что мы делим землю и прокладываем межу. Урятник ничего не заподозрив, продолжил свой путь дальше. Когда урятник скрылся из виду, вооруженные ружьями крестьяне, подошли к людям из Калмаша и начали их прогонять. Мирным путем договориться не удалось. Они оказали сопротивление и дело дошло до стрельбы. Недалеко от того места, где располагалась деревня Янаул, жители деревни Тат Суксы корчевали землю. Услышав шум, а, может, их позвали на помощь калмашевцы, они, бросив свою работу, прибежали на помощь. И тут началась драка. Жители деревни Мари Суксы отчаянно сопротивлялись. Несколько человек из деревни Тат Суксы сбегали за ружьями. Во время драки в перестрелке было убито 3 человека и где-то человек 5-6sanitized_by_modx& #39получили тяжелые ранения. Имена погибших: Юмагул, Худаир, а имя третьего неизвестно. В последствии, это происшествие расследовалось. Калмашевцы утверждали, что они не виноваты, на них напали жители деревни Мари Суксы, когда они делили землю. А жители деревни Мари Суксы утверждали, что они вышли прокладывать межу и размечать границы своих земельных наделов, на что жители деревни Калмаш ответили: «Вам это ни к чему, так как земля теперь принадлежит им и вы должны отсюда убраться». Чтобы подтвердить достоверность своих "слов дед по имени Гарай привозит на линию межи несколько возов тальника для сооружения плетня и по всей границе поля делает разметки. Это все для того, чтобы выглядело достоверно. Дело доходит до суда. На суд вызывают и того урятника, который проезжал мимо в качестве свидетеля. Он подтвердил на суде тот факт, что жителя деревни Мари Суксы вышли прокладывать межу и обозначить границы своих земельных наделов. Суд выносит следующий приговор. Земли, которые были отданы жителям деревни Калмаш, вернуть обратно их владельцам - жителям деревни Мари Суксы. За нападение на жителей деревни Мари Суксы, в результате которого было убито 3 человека и избито до полусмерти около 6 человек, присудить к пожизненной каторге 2 человек из деревни Тат Суксы и 4 человек из деревни Калмаш. Приговор суда был исполнен. Вот в таких, ограниченных отсутствием земли условиях, приходилось им жить. Доходило до того, что жители деревни Тат Суксы косили сено прямо за огородами жителей деревни Мари Суксы. И потому долгое годы между жителями этих соседних деревень возникали постоянные ссоры и стычки. Жителям деревни нельзя было пускать пастись животных, пока жители деревни Тат Суксы не скосят сено на своих лугах. Они ловили скот и уводили к себе, а хозяев, которые ходили забирать своих животных избивали. Даже после того, как скосят и уберут сено, не разрешали запускать скотину, а гусей ловили и насаживали на колья. Вот так долгое время им приходилось мириться и жить в таких условиях. Сено они заготавливали, кто где мог. Кто договаривался с теми хозяевами, у кого была возможность, на долевых условиях заготовить, а кто мог купить - покупал. А с жителями деревни Калмаш после описанных выше событий, сложились враждебные отношения. Они только искали подходящего случая или повода, чтобы как-то отомстить жителям деревни. Но, несмотря на все трудности, жизнь брала свое. Постепенно в деревне начинает зарождаться зачатки культуры. Более или менее зажиточные крестьяне начинают выезжать за пределы своей деревни. Некоторым посчастливилось научиться грамоте. Начинают общаться с людьми из близлежащих деревень. Начинают дружить с жителями русской деревни Мензелинск. Среди тех, кто мог читать и писать по-русски, были такие жители деревни как дед Петряй, дед Гарай и дед Исаи. В деревне Рус Азбей, один поп открывает школу. Из деревни туда отправляют учиться Бикметов Минлибай. Постепенно в деревне растет число людей, владеющих грамотой. Где-то в 1890 - х г.г. в деревню приезжает учитель, мариец. Школы еще не было. В частном доме он открывает школу. Учителя звали Василий Михайлович. В 1898 г. в деревне построили школу. После открытия школы из деревни Арлан, расположенной в Башкирии приезжает учитель, тоже мариец по национальности, звали его Макаров Николай. Он проучительствовал до 1910 г. Одновременно с этим, он около школы открывает маленький ларек, в котором торговала его жена. В те времена учителям не разрешалось заниматься торговлей, и его снимают с должности учителя. После него в 1910 - х г.г. начинает учить детей житель деревни Мари Суксы Миляев Арслан Минлибаевич, после окончания учительской семинарии. Он проучительствовал до 1915 г., после начала первой мировой войны он уходит на фронт и в конце 1916 г., после ранения, возвращается в деревню. Когда уходит на войну Миляев Арслан, в деревню приезжает учитель из башкирской деревни Арлан Вишневский Кузьма. Он также учительствовал не долго, часто болел, да и старость уже брала свое. Вскоре он умирает. После смерти отца его дело продолжает дочь Анна Вишневская. Она преподавала в школе до 1917 г. Семья у них была большая, жили бедно, прокормить семью на учительское жалование было невозможно. Она была вынуждена бросить эту работу, и, вскоре они уехали из деревни. После революции 1917 г. с военной службы возвращается Минлибаев Иликбай. Он сыграл большую роль в установлении в деревне Советской власти. Так как он занимал в волостном правлении должность начальника Волземотдела, начинает проводить в жизнь очередную земельную реформу. В ходе этой земельной реформы, жители деревни, которые не имели земли, начинают получать ее. А у тех, которые получили ее обманным путем, в ходе предыдущей реформы, отбирают и прогоняют их из этих краев. Жителя деревни также получают сенокосные угодья, луга около деревни Семиостров. После этой земельной реформы у большинства жителей появляется своя земля. Одновременно со всеми этими делами он занимается учительствованием - учит детей в школе. И, конечно, его активная деятельность не давала покоя местным богачам, и они затаили против него злобу. В августе 1918 г. активизируется действие белогвардейцев против зарождающейся молодой Советской власти. Местные богачи ждали этого момента, особенно из деревни Семиостров. В одну из ночей жители деревни Семиостров привели белогвардейцев в деревню Мари Суксы и показали дом, где проживал с семьей Илигбай Минлибаев. В то время они с женой Мурзиной Кавар жили в одной из комнат школы. О, конечно, знал, что богачи не дадут ему спокойно жить. Жил в постоянном ожидании, готовился к их приходу. В ту ночь он выпроводил жену из окна. Это было где-то в конце августа. Ночью белогвардейцы начали стучаться в дверь. Иликбай ногой распахивает дверь и из винтовки производит выстрел в офицера. Но больше ему не дают возможность выстрелить, так как там еще стояли 8 вооруженных солдат. После этих событий в течении года, т.е. весь 1919 г. школа стояла закрытой. В конце этого года из деревни Каракуль приезжает Гордиев Михаил. Он проучительствовал не долго. Его заменила его жена Гордиева Ирина. Но она также не смогла долго работать в школе, тяжелые условия жизни вынуждают ее оставлять эту работу. После нее в деревне учителями работали Миляев Морзагали и Исанов Султангарай. А потом за короткий промежуток времени поменялось много учителей, сейчас трудно восстановить в памяти их имена и последовательность их деятельности. Теперь коротко о том, как появилась сельхоз/техника в деревне. Говоря о технике, подразумевается, конечно, не та, которая сейчас, речь даже не идет о тракторах и комбайнах, а об элементарном плуге, граблях и т.д. Как уже было сказано выше, у жителей деревни земли было мало, жили в бедности, и для закупки техники заработать средств было трудно. Жители деревни жили при лучинах, даже керосиновых ламп еще не было. Вместо стекол в окна вставляли бычьи пузыри. Постепенно люди начинают приобретать керосиновые лампы. Ими снабжал заезжий торговец. В 1909 - 1910 г.г. в деревне организуется кредитное товарищество. Это общество давало возможность крестьянам брать ссуду в рассрочку. Пользуясь услугами этого общества, большинство крестьян получают возможность обзавестись железными плугами и граблями. Железные плуги постепенно вытесняют деревянную соху. Несколько позже, наиболее крепких крестьянских хозяйств Миляев Минлебай с сыновьями; Миляев Исанбай, Миляев Галий, Миляев Арслан, Миляев Морзагали совместно сложились и купили одиннадцатисошниковую сеялку, конную молотилку. Позднее приобрели жатку - самосброску. Вот так протекала жизнь жителей деревни до 1928 г. В 1928 г. начинается организовываться колхоз. В нее сначала входило 28 хозяйств. Первым председателем был избран Бикметов Султангарай. В первые годы жизнь колхозников была очень трудной. Техники не было никакой. Всю безмерную, тяжелую работу выполняли лошади. На них и пахали, и урожай с полей вывозили, и стройматериалы для строительства вывозили, и кипы вывозили. Все перевозки выполнялись на конной тяге. Работы на полях шли нескончаемым потоком. Зимой вывозили навоз на поле, вывозили сено, дрова из леса. Трактора, автомашины начали появляться в деревне где-то уже в 30-х г.г. (1933 г.). Первым трактористом в колхозе" был Миляев Исламгарай. Он обучался на курсах трактористов в городе Набережные Челны. Когда в селе Актаныш организуется МТС (машинотракторная станция), там открываются курсы трактористов. Из колхоза «У куралше» (Новый пахарь), так назывался колхоз, эти курсы закончили: Миляев Минлегали, Ахмадиев Камали, Арсланова Минсылу и начали работать трактористами. Немного позднее закончила эти же курсы Миляева Солтанбика и долгое время проработала трактористкой. А первый тракторист Миляев Исламгарай стал бригадиром, а затем механиком тракторной бригады. До образования колхоза в деревне Мари Суксы первыми коммунистами стали: Минлибаев Иликбай, Мурзина Кавар, Мухаммадиев Минтимер, Яманов Ишембай. А первыми комсомольцами были: Яманов Ярмухамет, Исламов Минлегарай, Амирова Минзагира, Тимкин Тимеркай, Ягоферов Минлебай, Зайнуллин Баймулла, Шуматов Шаймухамет, Сагитов Ишимбай. Первичная комсомольская организация в деревне была создана в 1924 г. В то время коммунисты и комсомольцы пользовались большим авторитетом. Их мнение и слова имели большой вес и решающее значение. В 1930-х г.г. колхоз «У куралше» был одним из передовых среди колхозов, расположенных в округе. Колхозом руководил Бикметов Султангарай. В парт ячейку входили коммунисты Мухамаадиев Минтимер, Мурзина Кавар. В колхозных стадах имелись коровы шведской породы, тонкорунные овцы, а также разводили гусей китайской породы и белых кур - бройлеров. В колхозе даже имелся свой маленький инкубатор для выведения цыплят. В 1930 г. в деревне случился большой пожар. Впоследствии на месте бывших крестьянских хозяйств, который этот пожар начисто уничтожил, были построены колхозная конюшня с загоном для лошадей. Не всех крестьян устраивала жизнь в колхозе. Были и противники колхозной жизни. Они всячески мешали колхозникам нормально трудиться и жить. Видимо их этих побуждений Тимербаев Тимергалий ночью пробрался в загон, где находились лошади и отрубил топором заднюю ногу своей лошади, которую он привел в колхоз при вступлении в него. Но постепенно крестьяне начинают понимать преимущество коллективного труда. Трудились с раннего утра и до позднего вечера не покладая рук. Верили и надеялись на лучшую жизнь. Колхозник Мурзин Ишенбай был даже послан делегатом на съезд ударников колхозного труда, который проходил в городе Казани. Не обошли стороной деревню и времена «культа личности» Жизнь многих людей деревни она перекалечила, переломала, а то и унесла с собой безвозвратно. Вот только один эпизод из воспоминаний жителя деревни Арсланова Булата (сына Исанбая), арестованного в 1935 г., характеризующего атмосферу того времени. Аресты производились, как правило, ночью. Вот как это происходило. Арсланов Булат, Абышев Минга, Зайнуллин Калморза привезли из Мензелинска водку. Начали разгружать и заносить в магазин. В это время дочь Булата, Арсланова Камида держала за узду лошадь. Отец, уставший от дальней дороги и носимых тяжестей в сердцах, высказывался вслух на свою нелегкую судьбу, трудности и несправедливость в жизни. Друзья его предупреждали остановиться, следить за своей речью. Дочь поехала отвозить лошадь в конюшню, а он поехал домой. Приходит он домой, а там уже полным ходом идет обыск. Ничего подозрительного не обнаружили. В это же время арестовывают человека по имени Арслан из деревни Янаул (Бирге Эрдавез) и кузнеца Латфуллина Шарифуллу из деревни Карач. Их всех увозят. Их долго таскают на допросы, после этого судят. После суда, их увозят в город Казань и их постигает участь тех многих миллионов людей, репрессированных в те годы расстрелянных или умерших в сталинских лагерях.

В царской России деревня Мари-Суксы входила в Семиостровскую волость Мензелинского уезда Уфимской губернии. В состав Семиостровской волости вошли деревни Русский Азибей, Мари-Суксы и другие татарские деревни. В татарских деревнях обучение велось в медресе на основе арабской письменности. В деревнях Русский Азибей и Мари-Суксы было разрешено открывать школы с русским языком обучения. В деревне Русский Азибей школу открыли раньше, поэтому желающие учиться ходили в церковно-приходскую школу, а также учились в Мензелинске и в деревне Арлан (Башкирия), некоторые ходили к Тат.Суксинскому мулле. 
В 1885 году из деревни Арлан приехал Василий Михайлович учить крестьянских детей в деревне Мари-Суксы. Обучение грамоте начинается в частных домах у Моисеевых и Ягоферовых под названием «Черемисская инородческая двуклассная школа». В 1898 году Василия Михайловича заменяет Иван Петрович Филиппов. Она называлась Министерская Суксинская однокласссная трехгодичная черемисская школа. 
В 1905 году построили здание школы. В 1907-1908 годах обучением детей занимается Александр Николаевич Макаров, прибывший из деревни Арлан. 
С 1909 года по 1914 год обучением занимается Миляев Арслан Минлибаевич, который после начала Первой империалистической войны был мобилизован в действующую армию. В 1915 году вместо него из деревни Каракулино приехал Кузьма Вишневский с дочерью Анной. После смерти отца работала его дочь Анна до 1917 года. 
В 1917 году учащиеся сдали первые экзамены. 
В 1918 году школа переименовалась в Мари-Суксинскую единую трудовую школу первой степени. В школе начинает работать участник Великой Октябрьской революции Иликбай Минлибаевич Минлибаев, который принимает активное участие при установлении Советской власти в Семиостровской волости. Темной осенней ночью 1918 года он был убит белогвардейцами. После него работал учителем Гордеев Михаил из Каракулино, который был убит в 1922 году в Дербешке местными кулаками. Его заменяет жена Марина. 
В 1922 году начинается массовая ликвидация неграмотности в деревне. В этом деле приняли участие Исанов Султангарай, Миляев Мурзагали Минлибаевич, Сагитов Баймулла, Исанов Ишимбай, Мурзина Кавар. К 1927 году эту школу окончили 125 человек. 
В 1933 году начинают работать Тимкин Михаил Тимофеевич и Ахмеров Шаех Шагеевич. 
В 1939 году открывается неполная средняя школа, директором которой стал Арсланов Минтимер Арсланович (г.р. 1913). Около старого здания построили новое здание школы. 
Во время Великой Отечественной войны директорами школы работали Арсланова Янсылу Янаевна, Бикметов Минлихан Мухаметшинович, а учителями Исекеев Султан, Гордеев Ямали, Тимкин Михаил Тимофеевич, Тимкина Бика Мухамадиевна, Исекеев Этус, Исанова Гульгуна, Галиева Самига Шагиевна, Хайбуллин Заки Баймурзинович, Петряева Гульгуна Ахметгареевна, Исанов Ишмухамет М., Арсланов Шаймардан Шайсултанович (дер. Мари-Ямалы), Исанов Минлигул Исанович, Михайлов Исламгали Николаевич, Иделгариев Минликай Минлигариевич, Ахмадиев Ишмухамет Мухаметшинович, эвакуированные из Ленинграда Штарк, Суханова Елизаветта И., Андреева Юлия. 
Учителя принимавшие участие в Великой Отечественной войне: Арсланов Минтимер Арсланович (награжден орденом «Красной Звезды» и 8 медалями), Тимкин Михаил Тимофеевич (6 медалей), Исанов Александр Ахметгареевич (орден «Красной Звезды» и медали), Ахмадиев Ишмухамет Мухаметшинович (9 медалей), Хайбуллин Заки Баймурзинович (5 медалей), Исекеев Султан (4 медали), Миляев Мурзагали Минлибаевич (ордена и медали). 
После военных лет директором школы был Яманов Минлигул Димухаметович. После него директорами работали Тимкин Михаил Тимофеевич, Миляев Мурзагали Минлибаевич, Хайбуллин Заки Баймурзинович, Гаязов Ягьфар, Ахмадиев Ишмухамет Мухаметшинович. 

В 1964 году здание школы перенесено на новое место.

До 1969 года директором работал Арсланов Минтимер А. Затем Султанов Дорьян Гареевич (из деревни Терпеле). А с 1973 года по 1987 год работал Сальников Лев Николаевич. 
Учителями работали Ахмадиев Ишмухамет Мухаметшинович (до 1980 г.), Галиева Самига Шагиевна (1943-1980 г.г.), Бикметова Нина Мингловна (1968-1999 г.г.), Исанбаева Роза Исламзяновна (1965-2000 г.г.), Исанов Александр Ахметгариевич (до 1970 г.), Миляева Фиалка Мурзагалиевна (1957-1981 г.г.), Мурзина Камал Ишимбаевна (1945-1977 г.г.), Тимкина Бика Мухамадиевна (1938-1970 г.г.), Тимкин Михаил Тимофеевич (1951-1971 г.г), Хайбуллин Заки Баймурзинович (1953-1983 г.г), Ягоферов Ренат Тимирханович (1956-1980 г.г.), Петряева Гульгуна Ахметгареевна (1970-1975 г.г.), Надриев Яманай Исанбаевич ( 1971-1978, 1981-1995 г.г.), Мурзин Иликбай Ишимбаевич (1974-1987 г.г.), Гайнетдинова Сакина Сабировна (Ново-Курмашево) (1980-1987 г.г.), Гибадуллина Галия Хайдаровна (Калмаш) (1981-1982 г.г.), Шангараева Зилина Исламгалиевна (1983-2002 г.г.), Арсланов Владислав Минтимирович (1985-1988 г.г.), Моисеев Милихан Ярмухаметович (1986-1995 г.г.), Габдуллина Рилия Мизгатовна (Адаево) (1989-1991 г.г.), Сафиуллин Шамил Шайхезаманович (1994-1995 г.г.), Айбашева Финдания Виталиевна (1996-1997 г.г.), Усманова Надежда Владимировна (1997-2002 г.г.), Ахтямова Гульчачак Халяфовна (Актаныш) (2000-2002 г.г.; Воспитателями группы продленного дня: Усманова Татьяна Саитовна (1980-1984 г.г.), Латыпова Гульшат Камилевна (1980-1986 г.г.), Усманова Розалия Салемгараевна (1985-1986 г.г.); Пионервожатыми Галявова Наиля Рафаеловна (1978-1979 г.г.), Арсланова Маргарита Алексеевна (1987-1988 г.г.); Библиотекарем Шагалиева (Салахиева) Равия Равиловна (1970-1971 г.г.). 
Здание школы обветшалось. Внутри школы, чтобы не обвалился потолок, ставили подпорки. Тем не менее, строить новое здание не разрешалось, т.к. в документацию вошло как построенная в 1964 году. Тогда под руководством директора Михайлова Руслана Исламгалиевича, завуча Ахметзянова Валерия Минлигареевича составлен текст письма в Совет Национальностей Верховного Совета СССР, где подписались 83 жителя деревни Мари-Суксы. После этого было разрешено построить новое здание школы. После построения нового здания школы в 1993-1994 учебном году школа преобразована в среднюю.

В этом огромная заслуга заведующего РОНО Рината Хуснулловича Шарифуллина. 

В настоящее время учителями работают:

Михайлов Руслан Исламгалиевич – директор (с 1970 г.),

Ахметзянов Валерий Минлигареевич – зам.дир. по УВР (с 1982 г.),

Миникаева Ирина Робинзоновна – зам.дир. по воспитательной работе (с 1993 г.),

Мосолова Альфера Булатовна (с 1977 г.),

Ирдуганова Елена Тимеряновна (с 1983 г.),

Исанова Галина Михайловна ( с 1985 –1987, 1993 г.),

Галиев Эдуард Амирянович (с 1988 г.),

Аймурзина Зелина Анатолиевна (с 1988 г.),

Мухамадиев Юрий Демухаметович (с 1990 г.),

Усманова Зинаида Руслановна ( с 1994 г.),

Фахреева Зоя Минлигуловна ( с 1994 г.),

Галиева Ирина Александровна (с 1994 г.)

Суарметов Эдуард Анатольевич (с 1996 г.),

Михайлова Лилия Руслановна (с 1999 г.),

Петрова Алина Анатоьевна ( с 1999 г.),

Суарметова Надежда Анатольевна (с 2000 г.),

Айбашева Рита Маратовна (с 2002 г.),

Авзалова Гулюса Тагировна (с 2002 г.).

Источник: http://marisuksu.ucoz.ru/index/istorija_shkoly/0-4


 

▼ РАСКРЫТЬ ▼
▲ СКРЫТЬ ▲

    Яндекс.Метрика
    © 2015-2024 pomnirod.ru
    Кольцо генеалогических сайтов