Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

Кто не знает горького вкуса, тот не знает и сладкого. (татарская)

Церковь с. Поповка Заинская волость Мензелинского уезда Уфимской губернии.

Назад

На народные средства в 1921–1923 годах в деревне Поповка была возведена церковь “Божьей Матери”, получившая название в честь найденной иконы

Лето 1921 года было омрачено засухой, которая принесла с собой не только голод, но и пожары, сжигавшие деревянные строения. С этого времени, с одной стороны, восстанавливая сгоревшие хозяйства, а с другой – пытаясь предупредить возникновение новых пожаров, в деревне начинают строить каменные амбары, к тому же их строительство обходилось дешевле, чем деревянных.

Урожай в Поповке оказался хорошим. В поисках пропитания в столь трудное время, в деревню приходили люди, соглашаясь на любую работу, в том числе и на строительство каменных амбаров. Камни добывали в карьерах недалеко от деревни. В одном из таких карьеров, около Винокуровки, в 1921 году трое наёмных работников Глухова Павла Андреевича нашли небольшую, примерно 5×7 см (7×8 (высота)), икону с изображением Богоматери с Младенцем (Изге Кыз Мария), которую выкупил сам Глухов Павел. Весть о найденной иконе распространилась по окрестностям, и в деревню стали приходить верующие помолиться перед ней. Место это стало считаться святым, а в деревне было решено построить церковь. С найденной иконой на двух обозах староста Поповки Долгов Иван Андреевич и Куприян и ездили по деревням, собирая пожертвования и зерно, полученные средства от продажи которого отдавали на строительство церкви.

Так, на народные средства в 1921–1923 годах в деревне Поповка была возведена церковь “Божьей Матери” (см. ил. и план-схему), получившая название в честь найденной иконы. С благословения отца Сергия Сизова, строительство церкви велось Долговым Иваном Андреевичем с семьёй Файзуллиных из Бегишево, которые были наняты для этой работы. Строительство церкви в д. Поповка велось по всем канонам: у дороги, на возвышенности,… За основу строительства был взят проект церкви во имя Живоначальной Троицы д. Верхний Багряж, правда, в уменьшенном варианте: центральный сруб составлял 6 м × 6 м × 6 м (ширина, длина, высота), боковые срубы 4 м × 4 м × 4 м. Основание церкви было выложено из камня, а сама церковь без единого гвоздя была построена из сруба с двумя куполами, в одном из которых, над центральным входом, была звонница с 8 колоколами на 8 голосов. Чтобы ударить в колокола, звонарь поднимался по лестнице, располагавшейся с левой стороны портала. Самый большой колокол, диаметр и высота которого составляли 80 см, был медным и весил два пуда. Звон колоколов церкви “Божьей Матери” был слышен даже в Заинске. Один из колоколов в настоящее время найден и находится у М. Г. Максимова (см. илл.).

Купол и крыша церкви были окрашены в красный цвет. Церковь была огорожена забором, а у двух боковых входов в неё имелось крыльцо с крышей, но без перил. Над центральным входом находилась икона св. Александра Невского (см. ил.), а найденная икона Божьей Матери с Младенцем находилась от входа с левой стороны перед алтарём, который был огорожен невысоким деревянным забором с калиткой. Все стены церкви были увешаны иконами, часть из которых были принесены прихожанами. Около печки, располагавшейся у входа с левой стороны, находилась скамейка, на которую во время службы присаживались пожилые люди. Первым священником был отец Карп, а первым дьяконом – учитель Урамов Исаак Порфирьевич. Церковные службы также вели отец Никита, отец Михаил (Утяганов Михаил Григорьевич (1900–01.1942), см. фото) и отец Сергий, а певчими были жители деревни. На молебен приходили и жители других деревень. Иногда, они с вечера гостили у родственников в Поповке, чтобы с утра быть на службе.

19 января 1935 года церковь “Божьей Матери” была закрыта. Закрытие церквей необходимо было оправдать какой-либо причиной. Для этого на протяжении нескольких месяцев велась переписка между районным исполнительным комитетом, осуществлявшим закрытие якобы “пустующих” церквей, и “доброжелателями”, которые предлагали “церкви… использовать под избу-читальню и клуб, так как здание под эту цель до сего времени не имеется”. Часто оправдательной причиной закрытия служила формулировка следующего содержания: “не функционируют эти церкви потому, что официальных групп или обществ верующих нет – они распались”.

Существовал даже циркуляр от 20 сентября 1936 года “О порядке закрытия церквей (мечетей)”. Церкви и мечети закрывались повсеместно. Ставился вопрос о их разрушении. В результате, зимой 1937 года под руководством председателя Ямалиева Гаяза колокола и кресты были сброшены Прохоровым Христофором, а здание церкви было передано в распоряжение колхоза под склад для хранения зерна.

Некоторые иконы сожгли, другие вместе с церковной утварью были увезены в Заинск и Елабугу. Их дальнейшая судьба неизвестна, правда, часть икон и оба креста чудом удалось сохранить. Люди украдкой проникали в церковь и спасали хотя бы иконы. Так, сохранились иконы св. Николая Чудотворца и св. Александра Невского, которые в настоящее время находятся в семье И. С. Глухова. Икона Богоматери с Младенцем также сохранилась до наших дней, но где она находится в настоящий момент, к сожалению, никто не знает.

После закрытия церкви жители Поповки не теряли веры в Бога, хотя это и преследовалось властью. Ещё в 1921–1922 годах на месте найденной иконы была построена часовня, куда приходили молиться верующие. Святым местом считалась и часовня у родника в лесу близ Винокуровки, где вплоть до 1950-х годов велись богослужения в большие праздники и в воскресные дни. Люди собирались здесь круглый год, кроме зимы, когда из-за холода проводить богослужения было невозможно.

В деревне же для богослужений, после закрытия церкви, верующие собирались в доме Долгова Ивана Андреевича (см. Фото-схему д. Поповка, № 17), где хранилась часть церковных книг церкви “Божьей Матери”. В 1980-х годах Долгова Татьяна Ивановна, дочь И. А. Долгова, передала церковные книги на хранение Глуховой Аграфене Ивановне(05.01.1904–04.02.1991), в доме которой вплоть до 1991 года собирались верующие. После смерти А. И. Глуховой, в деревне не стало и этого молельного дома.

После закрытия церкви, её здание было передано под зернохранилище. Как только зерно здесь заканчивалось, здание использовалось как сельский клуб. В середине 1950-х годов на окраине деревни построили склады, а в здании церкви, проведя реконструкцию в июне 1955 года, был организован сельский клуб, где проходили собрания, суды, государственные выборы, демонстрировались кинофильмы. Здесь сделали пристрой, где разместился сельсовет, здание обшили шифером и досками, и оно вовсе потеряло свой изначальный вид. Звонарной башни уже не было – она лежала на земле, а оба креста долгое время лежали под крышей притвора, пока их не установили на православном кладбище Поповки. Один из крестов и по сей день стоит на месте первого часовника, а второй возвышается на месте нынешнего часовника, установленного в 1973 году.

В 2006 году, в поисках церковного колокола, Максимов Михаил Григорьевич организовал раскопки под алтарём бывшей церкви, где по рассказам Кондрабаевой (Максимовой) Марии, в год закрытия церкви однажды ночью трое священников что-то закапывали. В ходе раскопок были обнаружены 35 медных и серебряных монет XIX–начала XX веков, однако на этом поиски предметов церковной утвари не завершаются. Очень важно вновь обрести икону Божьей Матери с Младенцем. Возможно, предполагает М. С. Глухов, икона эта находится в д. Акташ, где жил в последние годы своей жизни Глухов Егор Семёнович (1924–1995), человек верующий, использовавший икону в богослужениях.

27 ноября 2006 года председатель приходского совета церкви Вознесения Господня М. Г. Максимов открыл в д. Поповка приход церкви Вознесения Господня, под строительство которой выдели землю. 21 сентября 2007 года её освятили с участием благочинного Заинского и Сармановского района иеромонаха отца Василия, жителей и уроженцев д. Поповка.

Все мы вспоминаем Господа Бога только в трудные минуты своей жизни, не задумываясь даже о том, что от святого места остался только “хәер почмагы” (см. Погребальный обряд кряшен). Сегодня, с возрождением духовности, появилась надежда и на возрождение деревни.

 


 Например, в 1921 году сгорело 2/3 дворов д. Куш-Елга, мечеть и медресе.

 Имена работников П. А. Глухова (1884–07.11.1949) не сохранились. Известно, что один из них был из д. Куш-Елга, а двое – из Ахметьево.

 Говорят, что работники сами сделали след в камне под размер иконы, а историю о находке придумали, чтобы заработать на обмане. Подобные истории не редкость например, история со списком в Казани.

 До строительства церкви “Божьей Матери”, жители д. Поповка посеща-ли для богослужений церковь во имя Живоначальной Троицы в д. Верхний Багряж (Югары Баграж). Это был однопрестольный деревянный храм, построенный на средства елабужского купца Стахеева Ивана Григорьевича и освещённый 17 июня 1889 года. Уже с 1931 года церковь не работала, а в июне 1935 года церковь была закрыта.

 Сруб церкви был сделан из осины и со временем приобрёл серебристый цвет .

 Последним звонарём церкви был Утяганов Григорий Данилович . Его отец, Утяганов Данил Григорьевич, был церковным старостой .

 Н. Е. Глухов, считает, что при входе в церковь, названной церковью “Божьей Матери”, находилась икона Богоматери с младенцем, а не Александра Невского .

 День, когда в новопостроенную церковь “Божьей Матери” внесли и ус-тановили найденную икону, в Поповке называют “Тәре утыру көн” .

 Долгова Семёна Тихоновича крестили в Поповской церкви 18 января 1935 года, а на следующий день церковь закрыли для богослужений.

 Церковные службы проводились и после закрытия церкви, но уже тай-но. Краснов Андрей крестил свою дочь Веру в церкви Поповки. Правда, после этого его выгнали из рядов коммунистической партии.

 Была закрыта церковь и в Заинске, о чём в заявлении от 23 октября 1936 года “Его Высокопреосвященству Высокопреосвященнейшему Сера-фиму, Митрополиту Казанскому и Свияжскому” сообщал “благочинный протоиерей села Заинск Сергий Сизов” Харлампиевич (1863–1939): “Ввиду того, что церковь с. Заинска предназначена для изъятия для культурных и просветительных нужд, мне предложено перейти к церкви села Поповки, /в семи вёрстах от Заинска/, Заинского же района. А потому прошу Ваше Высокопреосвященство прислать мне указ о перемещении в Поповку”.

 Фазлеев Фатых Фазлеевич (24.12.1906–15.05.1994) в 1935 году взял из церкви икону Николая Чудотворца (см. ил.), чтобы сделать из неё крышку стола. Начав скоблить изображение правой руки Святого, он почувствовал боль в своей руке. Посчитав это за предупреждение свыше, Ф. Ф. Фазлеев отдал икону Иванову Петру, после смерти которого его жена Александра отдала икону на хранение семье И. С. Глухова.

 “Красный Зай” от 23.10.1955 года отмечает, “что в д. Поповка находят-ся много религиозников, которые зачастую стараются одурманивать моло-дёжь. Для усиления воспитательной работы среди молодёжи комсомоль-ской организации необходима помощь со стороны райкома комсомола. Но работники райкома здесь бывают редко, практической помощи в налажи-вании работы с молодёжью оказывают недостаточно. За 1955 год в колхозе “Дружба” не было ни одного лектора”.

 Здание часовни 5×5 м со временем обветшало, да и жители Липатовки растаскали её сруб часовни для хозяйственных нужд. В начале 1950-х годов часовни уже не было. Сегодня на этом святом месте стоит часовник (см. фото), построенный Минеевым Фёдором Ефимовичем ((21.04 22.05.1926–26.06.1980).

 Именно в этом доме (см. Фото-схему д. Поповка, № 13), меня, вместе с Савельевой Ольгой Фёдоровной (15.01.1981), летом 1987 года крестил Глухов Егор Семёнович. Мои крёстные – Капитонова (Утяганова) Надежда Николаевна (17.04.1970) и Долгов Василий Петрович (04.01.1965).

 С 1979 по март 2004 года заведующей сельским клубом работала Фатыхова Елизавета Матвеевна, а с марта 2004 года – Каракаева (Жигалина) Елена Фёдоровна.

 В 1950-х годах в портале бывшей церкви разместили кинопроектор. Перед показом кинофильмов читалась просветительная лекция. Так, например, с 1 декабря 1953 года в колхозах Заинского района проходил кинофестиваль сельскохозяйственных фильмов. Обеспечивать новыми фильмами оказалось затруднительно, поэтому иногда смотрели одни и те же кинокартины по нескольку раз, а в 1955 году в колхозе “Дружба” и вовсе не было ни одного лектора и ни одной кинокартины.

Из книги Владимира Михайловича Васильева “История деревни Поповка”

Фото: Соборы.ру

▼ РАСКРЫТЬ ▼
▲ СКРЫТЬ ▲

    Яндекс.Метрика
    © 2015-2024 pomnirod.ru
    Кольцо генеалогических сайтов