Магнитогорская соборная мечеть
Часовня в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших»
Часовня св. Георгия Победоносца на Левобережном кладбище.
Магнитого́рск основан 30 июня 1929 года. Является вторым по величине городом (с 1931 г.) в Челябинской области, один из крупнейших мировых центров чёрной металлургии[2], а также крупный культурный и деловой центр Южного Урала. Образует Магнитогорский городской округ. Пятый из числа крупнейших городов, не являющихся центрами субъектов федерации. Город трудовой доблести и славы (с 2015 года).
Город расположен у подножия горы Магнитной, на восточном склоне Южного Урала, по обоим берегам реки Урал (правый берег в Европе, левый в Азии). Магнитогорск является 25-м по площади и47-м по численности населения городом Российской Федерации.
Территория города 392,35 км²[3], протяжённость с севера на юг 27 км, с востока на запад 22 км, высота над уровнем моря около 310 м.
Западная граница территории Магнитогорска является административной границей между Челябинской областью и Республикой Башкортостан, Уральским и Приволжским федеральными округами.
Магнитогорск удалён от Челябинска по железной дороге на 420 км, по автодороге на 310 км. Удалённость от Москвы на 1916 км по железной дороге, около 1800 км по автотрассе М-5 (через Тольятти, Рязань) и примерно 1700 км по автотрассе М-7 (через Казань, Нижний Новгород).
В 1740 году старшина Кубелякской волости Ногайской дароги, тархан Баим Кидраев показал штейгеру Маркову и переводчику Роману Уразлину месторождение железной руды на горе Атач, на левом берегу реки Яик[8]. Магнитную гору башкирыназывали Атач (башк. Әтәс), руду её использовали, видимо, уже давно. Проба дала превосходный результат: из 100 фунтов «магнитовых камней»-руды получили 75 фунтов железа. Впоследствии эта гора, названная Магнитной, стала знаменитой в годы советской власти.
В 1743 году на правом берегу реки Яик основана крепость Магнитная. В 1752 году заводчик И. Б. Твердышев и его зять И. С. Мясников, пользуясь тем, что гора Магнитная не записана в чью-либо собственность, закрепили её за собой. В 1759 году началась добыча руды для Белорецкого завода[9].
В апреле 1774 года войско Пугачёва ежедневно пыталось атаковать Магнитную крепость, и в результате 6 мая заняло её после двухдневного штурма. После подавления восстания Екатерина II повелела переименовать Яик Уралом «для предания всего случившегося забвению».
В 1920 году начались изыскательско-проектные работы по строительству железной дороги. По поручению ВСНХ Сибирское общество инженеров в Томске разработало Урало-Кузнецкий проект под руководством профессора Н. В. Гутовского. Намечалось создание четырёх металлургических заводов: у горы Магнитной.
СССР
В 1923 году в соответствии с постановлением ЦК РКП(б) и 3-й сессии ВЦИК в ноябре образована Уральская область. В Свердловске велось проектирование Магнитогорского завода. На Магнитной горе прошли исследования и геологические работы под руководством профессора А. Н. Заварицкого. Работы продолжались два года, геологи пробурили 51 скважину. Президиум Уральского областного СНХ утвердил место строительства завода: площадку у горы Магнитной. На строительстве знаменитой «Магнитки» (Магнитогорского металлургического комбината) трудились более 800 иностранных специалистов из США, Германии, Англии, Италии и Австрии, под руководством американской компании Arthur McKee. Американцы должны были подготовить строительный, технологический проекты с полным описанием оборудования, станков и механизмов. Прототипом завода стал металлургический комбинат U.S. Steel Corporation, в городе Гэри (штат Индиана, США).
Поставщиками и подрядчиками Магнитки были:
- американская Clearing Mach Corp., которая спроектировала и поставила основные конструктивные части, включая 8 самых больших печей;
- немецкие специалисты из AEG монтировали центральную электростанцию, они же поставили самую мощную по тем временам 50-мегаваттную турбину с генератором;
- немецкая Krupp&Reismann налаживала в Магнитогорске огнеупорное производство
- британская Traylor занималась горнорудным хозяйством.
В январе 1929 года Совнарком СССР и СТО на объединённом заседании приняли решение о начале строительства Магнитогорского металлургического завода. Уже в марте к Магнитной горе прибыли первые строители: бригада плотников, возглавляемая Дмитрием Брусовым. 30 июня 1929 года на станцию Магнитогорская прибыл первый поезд по новой железнодорожной линии. Эту дату принято считать днём рождения Магнитогорска.
1 января 1930 года вышел в свет первый номер газеты «Магнитогорский рабочий». В апреле комиссия из представителей Магнитостроя, Стальстроя и Водоканалстроя вынесла решение о «возможности строительства города Магнитогорска на правом берегу реки Урал». От «решения о возможности строительства» до строительства прошло довольно много времени (строительство на правом берегу началось лишь в 1936 году), а тем временем на левом берегу начали строить район города, которому дали название Социалистический город. В обыденной речи это название сократилось до Соцгорода. К декабрю 1931 года на строительстве работали свыше 40 тысяч человек.
В 1931 году был открыт инженерно-строительный институт[10]- филиал Уральского строительного. В мае здесь уже обучалось 113 студентов-металлургов.
В 1932 году в Магнитке дала чугун первая домна, открылась первая школа, педагогический институт, кинотеатр, театр, аэроклуб. В июле 1933 года мартеновская печь № 1 выпустила первую сталь, в августе 1934 года был пущен стан 500, первый на Магнитке. 18 января 1936 года была открыта первая трамвайная линия Щитовые — заводоуправление, был заложен первый капитальный дом на правом берегу. В апреле 1937 года были закрыты донные шлюзы на плотине № 2, при заполнении водохранилища первая плотина и большая часть станицы Магнитной скрылись под водой. В 1934—1936 годах Магнитогорск был центром Магнитогорского округа Челябинской области.
К 1939 году население Магнитогорска составляло 146 тысяч человек, открылось музыкальное училище. В апреле этого года в Нью-Йорке открылась международная выставка, на которой была представлена продукция Магнитогорского металлургического комбината.
Накануне войны ММК представлял собой предприятие с законченным металлургическим циклом. Доля производимой металлургическим комбинатом металлопродукции в 1940 году к общесоюзной составляла по чугуну: 8,7 %, по стали: 11,2 %, прокату: 10,9 %, соответственно. Однако почти 90 % производимого на комбинате металла составляли рядовые углеродистые марки стали.
После начала военных действий возникла необходимость принимать и осваивать на своей территории оборудование эвакуированных из прифронтовых районов заводов, а это ни много ни мало 34 предприятия. В годы войны на ММК нашли прописку:
В этот период построены и введены в эксплуатацию рудообогатительная фабрика, две агломерационные машины, четыре коксовые батареи, две доменные печи, пять мартеновских печей, толстолистовой стан 4500, среднелистовой стан 2350, цех Т, фасоно-вальце-сталелитейный цех, паровоздуходувная станция № 2, спеццеха.
Отдельного внимания заслуживает история освоения выпуска броневой стали. До войны комбинат давал преимущественно рядовые марки металла. Качественные стали составляли всего 12 процентов общего производства. Необходимо было освоить выпуск специальных высококачественных броневых сталей.
Броневая сталь до войны производилась, в основном, на южных заводах. Варили её в небольших печах со специальным, так называемым «кислым» подом. В Магнитогорске не было ни одной такой печи, а главное, не было специалистов, умеющих работать по этой технологии. Наряду с разработкой технологии производства брони необходимо было организовать учёбу сталеплавильщиков.
Специальное бюро приступило к разработке технологи производства броневой стали. Большой вклад в это дело внесли директор комбината Г. И. Носов, инженеры В. А. Смирнов, Е. И. Левин, Н. Г. Вергазов, мастер М. М. Хилько, сталевар Д. П. Жуков. Было решено выплавлять броневую сталь так называемым дуплекс-процессом, то есть варить её сначала в печах с основным подом, а затем доводить в печах с кислым подом. 23 июля 1941 года 185-тонная мартеновская печь № 3, переделанная в «кислую», выпустила первую плавку броневой стали. Но производство броневой стали составляло лишь полдела — фронту нужен был броневой лист. До войны на комбинате вообще не катали листа — не было соответствующих прокатных станов.
Решением ЦК ВКП(б) в Магнитогорск был перебазирован самый мощный в СССР толстолистовой броневой прокатный стан с Мариупольского завода имени Ильича. Его, за неимением специального цеха и отсутствием времени на его строительство, приняли решение разместить на блюминге. Это было не просто смелое, а ошеломляющее решение, некоторые склонны были считать его авантюрой, предрекая большие поломки оборудования. Однако, заместитель главного механика комбината Н. А. Рыженко заявил:
Это уралмашевский стан. Запас прочности у него достаточный, и технические характеристики позволяют катать толстый лист из самых стойких марок стали. Необходимо лишь кое-что переделать, организовать уборку готового листа.
Смелое предложение одобрил нарком чёрной металлургии И. Ф. Тевосян, хотя предупредил руководителей комбината, что в случае неудачи вся ответственность ляжет на них.
Напряжённый труд и творческий поиск увенчались успехом. 28 июля 1941 года был прокатан первый броневой лист. Фронт получил магнитогорскую броню на полтора месяца раньше срока, установленного правительством. За этот научный и трудовой подвиг 14 работников комбината были награждены орденами и медалями Советского Союза.
Кроме броневой стали, в кратчайшие сроки было отлажено производство снарядной, дисковой, автоматной, шлемовой, шарикоподшипниковой, снарядно-бронебойной, ствольной и множество других качественных сталей военного назначения. А в 1945 году на ММК уже производилось 83 % качественных сталей.
По выпускаемому на Магнитке в войну сортаменту снарядного металла можно было заранее судить о предполагаемом характере боевых действий и, особенно, о переходе от оборонительных к наступательным операциям на фронте.
В тяжёлые для страны дни 1942 года, когда враг стоял у стен Сталинграда и остервенело рвался к Кавказу, металлургическому комбинату было поручено освоить прокатку траковой полосы для танков. Для организации производства такой полосы был использован стан 300-2. На стане 500 было начато производство фигурного профиля — бандажа для танков, который раньше штамповался на танкостроительных заводах. Новые профили, освоенные на комбинате, открыли перед танкостроителями большие возможности для ускорения выпуска боевых машин. Они позволили освободить сотни строгальных, револьверных, токарных станков и др. оборудования и значительно сократить объёмы электросварки. Экономия металла при изготовлении одного танка составляла почти 2 тонны.
В разгар битвы под Курском (лето 1943 г.) ММК получил задание ГКО в максимально короткий срок удвоить выпуск снарядного металла. Снарядная заготовка крупных сечений освоена на непрерывно-заготовочном стане 720.
Наряду с доменщиками, сталеплавильщиками и прокатчиками трудились горняки, коксовики. Горняки за годы войны дали 28 млн. 399,3 тыс. тонн руды Магнитогорску и Кузнецку. Недаром Магнитная гора в народе звалась «могилой Гитлера». Коксовики давали 12 млн 541,9 тыс. тонн кокса и газа комбинату, снабжали другие заводы, производили различную продукцию оборонного значения.
Энергетики комбината бесперебойно снабжали электроэнергией не только Магнитогорск, но и другие заводы и города Южного Урала. В десятки раз возросло производство кислорода, увеличилось производство другой важной продукции. В цехах главного механика было налажено производство различной продукции для фронта, для восстановления на новом месте оборудования эвакуированных заводов. Литейщики, используя небольшие мартеновские печи, организовали отливку из броневой стали башен для танков, бронеколпаков для дотов.
В годы войны коллектив комбината состоял на 70 % из новых рабочих, недавно пришедших на комбинат. Война стёрла понятие мужских и женских профессий. Освоение женщинами мужских профессий можно сравнить разве только с самоотверженностью на фронте. В мартеновских цехах, на каменных огнеупорных работах никогда не работали женщины. В октябре 1941 года в мартеновских цехах создаются женские бригады. Огнеупорщицы Маняхина, Карнаухова, Ильина, Спирина систематически выполняли нормы на 200 %, достигали такого качества работы, что стальные ковши выдерживали 10-11 плавок, тогда как раньше их меняли через 4-5 плавок. На ведущих участках ЦЭС всегда работали только мужчины. Традицию нарушили женщины Смирнова и Петровская. Магнитогорочки стали осваивать специальности кочегаров, машинистов турбин.
В 1942 году вступил в строй калибровочный завод, который стал крупнейшим предприятием метизной промышленности. 6 августа была выдана первая калиброванная сталь. На площадке, начавшей строиться ещё до войны автобазы ММК, было размещено оборудование эвакуированных метизных заводов из Днепропетровска и Солнечногорска. Так, была дана жизнь метизно-металлургическому заводу. Подобных темпов строительства не знали даже такие крупные предприятия Соединённых Штатов Америки, как металлургические заводы Герри, Саус-Чикаго, Локаванна.
Настоящим подвигом было овладение женщинами профессией люковых на коксохиме: нестерпимая жара возле люков, коксохимическая пыль, едкий дым. Первой стала Ольга Лопатина, её примеру последовала Щеглова, помощниками люковых были Хабарова и Кобзева. Немного было женщин-вырубщиц на комбинате. Пионер в освоении этой профессии Анна Жаворонкова. В иные смены ей удавалось вырубить 109 тонн металла вместо 14 по норме. Женщины трудились и на командных постах. Появились женские бригады, участки и даже цеха.
Постоянным источником пополнения коллектива комбината в годы войны были ремесленные училища и школы ФЗО. В мае 1941 года было создано ремесленное училище № 13. В 1942 году около тысячи его воспитанников работали самостоятельно, обслуживая доменную печь, 10 мартеновских печей, целые смены газового и среднелистового цехов. В октябре среди воспитанников училища, работавших на комбинате, было 311 стахановцев. За хорошее обслуживание агрегатов и выдачу металла для нужд фронта главное управление трудовых резервов и наркочермет наградили значком «Отличник социалистического соревнования» более ста учащихся и работников училища. В том же году училищу было присвоено звание «Лучшее ремесленное училище Советского Союза» и вручено переходящее Красное знамя ГКО. Сотни квалифицированных кадров воспитали другие училища и школы ФЗО. Например, школа ФЗО № 1 выпустила в январе 1942 года около 600 квалифицированных рабочих-строителей.
За доблестный труд в период Великой Отечественной войны свыше 2000 магнитогорцев были награждены орденами и медалями СССР, 12 человек удостоены государственной премии.
В их числе:
Накануне празднования 70-летия Победы в Великой Отечественной войне (2015) городу было присвоено почетное звание «Город трудовой доблести и славы»[11]
1940-е
После войны ММК по-прежнему оставался флагманом отечественной чёрной металлургии. Производство стали росло бурными темпами. Практически каждый год вводились в строй новые агрегаты. Кроме того, за послевоенной Магниткой надёжно закрепился статус законодательницы мод не только в отечественной, но и, зачастую, в мировой чёрной металлургии.
О значимости города свидетельствует хоть тот факт, что Магнитогорск был включен в число 20 городов СССР подлежащих атомной бомбардировке, согласно одному из первых планов войны против СССР (План «Totality») разработанному в США уже в 1945 г.
В 1946 году весенний ледоход снёс деревянный мост на правый берег, начато строительство Центрального перехода. Начало формирование главных правобережных магистралей: проспектов Сталина, Ленина и Сталинградской улицы (ныне — проспекты Ленина, Карла Маркса и Советская улица соответственно).
В декабре 1948 года через Центральный переход проложена трамвайная линия.
В апреле 1949 года для строительства высотных зданий в Москве выехала бригада арматурщиков треста «Магнитострой».
В 1947 году Совмин РСФСР утвердил генеральный план Магнитогорска. Авторами его стали архитекторы М. Белый, А. Дубинин, Ю. Киловатов, М. Морозов, А. Сорокин, М. Соколов, А. Тидерман и главный архитектор города М. Дудин.
1950-е
В 1950-е Магнитка переживала бурный рост. Был построен первый в городе и в СССР крупнопанельный дом (проспект Карла Маркса, бывшая улица Мира и проспект Ленина, дом 32). Открылся дворец культуры строителей имени Мамина-Сибиряка. Возведены цементный завод, три школы, пять детских садов, хлебозавод, новые корпуса городской больницы, поликлиника, открыт кинотеатр «Комсомолец» на проспекте Металлургов. Окончено строительство мясокомбината. В 1956 году началось строительство здания МГМИ (Будущего Магнитогорского государственного технического университета)[12] . Был построен Южный переход по проекту института «Гипрокоммундортранс» и Магнитогорского гипромеза. Строители закончили последние работы в пионерском лагере «Абзаково» на 500 мест. К концу десятилетия население Магнитогорска составляло 311 тысяч человек.
1960-е
Продолжалось планомерное развитие города. В 1963 году в Магнитогорск пришёл газ от газопровода Бухара — Урал, было газифицировано 12000 квартир, начался перевод котлов ТЭЦ на природный газ. Был возведён Северный переход через реку Урал по проекту института «Промтранспроект» (Москва),
9 мая 1966 года был открыт памятник-ансамбль «Первая палатка». Авторы работы: заслуженный художник РСФСР, скульптор Лев Головницкий, архитектор Евгений Александров. Этот памятник единственный в Магнитке, который внесён в список объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения (Указ Президента PФ от 05.05.97 № 452)
В Магнитогорске стали выходить четыре новые многотиражные газеты — «Калибровщик», «Метизник», «Педагог» и «Знамя». Магнитогорцы выписывали 461 тысячу экземпляров газет и журналов, на каждую тысячу населения приходится почти 1300 газет и журналов.
30 июня 1969 года Магнитогорску исполнилось 40 лет. Население — 365 тысяч человек. Жилой фонд — 2 миллиона 800 тысяч квадратных метров. В Магнитогорском горно-металлургическом институте учится 8 тысяч студентов, в педагогическом — 4 тысячи. В городе действовало 8 средних специальных учебных заведений, 15 профтехучилищ, 92 школы народного образования, новый драматический театр, телевизионный центр, дом музыки, 7 кинотеатров, 18 дворцов культуры и клубов, более 100 библиотек.
1970-е
В мае 1971 года памятник «Металлург» был подарен городу и установлен на Привокзальной площади[13].
Население города перевалило за 400 тыс. человек.
1980-е
В городе 2 театра, цирк, 2 музея, 177 библиотек, 2 института, музыкальное училище, хоровая капелла.
1990-е
2010-е