Кладбища с. Удрякбаш ? волость Уфимский уезд Уфимской губернии.
Мечеть (первая) с. Удрякбаш ? волость Уфимский уезд Уфимской губернии.
Мечеть (вторая) с. Удрякбаш ? волость Уфимский уезд Уфимской губернии.
Мечеть (третья) с. Удрякбаш ? волость Уфимский уезд Уфимской губернии.
Мечеть (четвертая) с. Удрякбаш ? волость Уфимский уезд Уфимской губернии.
Год основания:
Упоминается (ссылка на источник информации):
Административно-территориальное деление Союза ССР на 1 января 1926 г.
Административно-политическое строение Советского Союза 1927 г.
Административно-территориальное деление Союза ССР и список важнейших населенных пунктов 1929 г.
Реестр зарегистрированных в АГКГН географических названий населённых пунктов.
Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований (ОКТМО)
GPS-координаты: 54°32 00"54°58 00"
История наименования и принадлежности:
Принадлежал (помещик):
Состоял в приходе:
Ближайшие приходы:
Православная
Мусульманская
Архивы:
Сельское поселение Удрякбашевский сельсовет входит в состав муниципального района Благоварский район Республики Башкортостан, занимает площадь 10000 га. Сельское поселение расположено на юге Благоварского района республики Башкортостан, на землях бескрайних башкирских лесов и лесостепей. В состав Удрякбашевского сельсовета входят 9 населенных пунктов: с.Удрякбаш, д.Куллекул, д.Яланкуль, д.Таллыкуль, д.Бузоулык, д.Шамеево, д.Камышлы, д.Япаркуль, д.Хайдарово.
Административный центр – село Удрякбаш, расположено в 22 км. от районного центра села Языково, 100 км. от столицы Республики Башкортостан г. Уфы и 7 км. от ближайшей железнодорожной станции – п. Благовар.
Сельское поселение Удрякбашевский сельсовет образовано в 1933 году.
Растениеводство и животноводство является основной отраслью экономики сельского поселения Удрякбашевский сельсовет. На территории сельского поселения работают 7 сельскохозяйственных предприятия. Наиболее крупные из них: ООО им.Героя Х.Аглиуллина, ООО «Квадро — А».Также немаловажную роль в экономике сельского поселения играют следующие крестьянско – фермерские хозяйства : КХ Ишбулатов Хамит Анасович, КХ Ишбулатов Ильдус Халитович, КХ «Артур» и др.
На территории располагается муниципальное образовательное бюджетное учреждение – СОШ с. Удрякбаш, 3 начальные школы – Куллекуловская , Бузоулыкская и Шамеевская, 4 фельдшерских пункта, два сельских Дома культуры , одна библиотека, одно почтовое отделение, 7 торговых точек.
Доступны 3 оператора мобильной связи , во всех населенных пункта поселения имеется проводная телефонная связь, интернет, кабельное телевидение.
Но все же главным богатством сельского поселения Удрякбашевский сельсовет являются люди: гостеприимные, отзывчивые и трудолюбивые. И мы на страничках нашего сайта будем обязательно рассказывать вам о наших замечательных земляках.
Удрякбаш (баш. Өйҙөрәкбаш) — село в Благоварском районе Башкортостана, центр Удрякбашевского сельсовета.
Известна с начала XVIII века. В сословном отношении она была смешанной: жили мещеряки и башкиры-припущенники. Считается, что татары-мишари — выходцы из деревни Эткино Бирского уезда (Иткинеево — нынешний Янаульский район). А их предки переселились из Касимовского ханства. Инициаторами переселения в Удрякбаш были Ишбулатовы. Один из них - Зигангир Ишбулатов впоследствии был начальником 24-го башкирского кантона. Они купили землю у башкир-вотчинников Куркулиминской волости в вечное владение. Согласно ведомости, составленной в 1841-1842 годах, мещеряки относились к 1-й юрте III кантона, а башкиры - к 1-й юрте VIII кантона. Команды и юртовые старшины мещеряков и башкир числились отдельно. Население в основном занималось земледелием и скотоводством, кроме того, плетением лаптей, В 1870 году в деревне зафиксировано наличие 2-х мечетей, училища (мэдресе), 2-х водяных и столько же конных мельниц, по пятницам организовывались базары.
Анализ сведений ревизских сказок и других учетных документов показывает, что деревни расширялись и численность населения росла. - В 1795 году мещеряков при 40 дворах - 276, а башкир в 2-х семьях — 11 душ.
- В 1816 году всего наличных душ 455, в т.ч. мужчин - 242, женщин - 213.
- В 1834 году - 805 душ.
- В 1850 году - 925 души, из них - 464 мужчины и 461 женщина. Количество дворов - 63. В том году по всей юрте список составлен хорунжием Ижбулатовым, 1806 душ взято на учет, в т.ч. мужчин - 933. Из 933 душ мужского пола 923 подлежали к плате повинностей. Десять человек освобождены, в т.ч. офицеров - 1, офицерских детей - 2, зауряд чиновников - 7 человек.
- В 1859 году в деревне проживало 1143 человека (мужчин - 587, женщин - 556). В 1870 году - 210 дворов, численность населения - 1215.
- По данным подворной переписи 1912-1913 годов, всего населения 2665 человек (мужчин - 1325, женщин - 1340), ревизских душ - 565.
- В 1902 году ревизских душ 564, у них надельной земли - 1036 десятин, население приписано к военному званию.
- В 1906 году количество крестьянских дворов доходит до 348, население - 2117 душ. В деревне имеются 3 мечети, училище (мэдресе), 5 бакалейных лавок, 2 водяные мельницы, кузница.
Согласно данным всероссийской сельскохозяйственной переписи 1920 года в селе проживало - 3087 мишарей и 9 башкир.
2002 | 2009 | 2010 |
---|---|---|
570 | ↗597 | ↘540 |
Согласно переписи 2002 года, преобладающая национальность — башкиры (88 %).
Расстояние до:
Уфимская губерния, Уфимский уезд
91Удрякбаш, деревня.при рч. Удряке.7550210630585Б. — Мечетей 2. Училище. Мельниц водяных 2 и конных 2. Базары по пятницам. Плетение лаптей.
Список важнейших селений
Уфимская губерния, Уфимский уезд, Сафоравская волость
183. Удрекбашева, деревня бывшая государственная, при речке Удреке, дворов 202, жителей 1405, 2 мечети, школа
Уфимский уезд, Сафаровская волость
31Удрякбашева, д. при реч. Удряке, прос. дор., 3 мечети, татар. учил., 5 бак. лав., 2 вод. мел., кузн., баз.721734810571060Земледелие
Республика Башкортостан, Благоварский район
519790 Удрякбаш село 54°32 00"54°58 00"N-40-050
Республика Башкортостан, Благоварский муниципальный район, Сельское поселение Удрякбашевский сельсовет
80614434101с Удрякбаш село
В соседней республике практически предается забвению факт проживания татар в
некоторых районах республики. Причем делается это публично и с помощью
официальных мероприятий.
В районном доме культуры села Языково Благоварского района прошло мероприятие «Шәҗәрә байрамы», которое было посвящено 170-летию со дня рождения генерал-майора царской армии, генерал-лейтенанта башкирской армии, командующего Башкирским корпусом Хажиахмета Ишбулатова (1851-1921 гг.). На него собрались представители Всемирного курултая башкир — председатель исполкома организации Галим Якупов, глава Благоварского района Марат Азаматов, а также башкирский языковед и доцент БГУ Искандер Саитбатталов, старший научный сотрудник Центра изучения гражданских инициатив Института стратегических исследований РБ философ Рафиль Асылгужин. Оба являются соавторами серии книг «История башкирских родов» (сомнительную степень научности и историчности этой серии мы разбирали ранее здесь и здесь).
Наша справка
Генерал Хажиахмет (Хазиахмет, Хаджи-Ахмет) Ишбулатов в 1866 году закончил Азиатское отделение Оренбургского Неплюевского кадетского корпуса. У него была довольно длительная офицерская карьера в царской армии — 37 лет.
В 1908 году ушёл в отставку в чине генерал-майора. Во время Первой мировой войны 9 июля 1915 года был возвращён на службу. После Февральской революции в 1917 году был назначен начальником гарнизона города Белебей Уфимской губернии. С 8 января 1918 года стал командиром 1-й Мусульманской стрелковой бригады, после роспуска которой возвратился на родину в апреле того же года. Летом 1918 года Ишбулатов привлекался Башкирским Центральным Шуро на службу в Башкирское войско, части которого воевали в Урало-Поволжском регионе против Рабоче-крестьянской Красной армии. С 28 июля 1918 года был назначен начальником 1-й Башкирской пехотной дивизии и далее командиром Башкирского корпуса. В октябре был произведён в чин генерал-лейтенанта. С 22 ноября того же года — начальник Башкирского войскового управления. В декабре 1918 года отошёл от военных дел. 14 февраля 1919 года вместе с Башкирским войском перешёл на сторону Красной армии.
Прежде чем описывать, как из татарского генерал-майора Ишбулатова делают этнического башкира и как выдавливается память о татарском населении Благоварского района, разберёмся с национальным составом этой территории.
Для этого возьмём результаты переписей населения Благоварского района с 1939 по 2010 год.
В районе в 1939 году фиксируется проживающих чуть более 4,7 тысячи башкир и более 21,7 тысячи татар. При этом общая численность населения — 46,5 тысячи человек (11,4 тысячи русских и 5,4 тысячи украинцев). В процентном соотношении татар и башкир 46 и 10% соответственно. То есть татар больше башкир в пять раз.
Перепись 1959 года: татар — 28%, башкир — 35%. Башкир больше в 1,25 раза.
Перепись 1970 года: татар — 21%, башкир — 46%. Башкир больше в 2,25 раза.
Перепись 1979 года: татар — 23%, башкир — 45%. Башкир больше в два раза.
Перепись 1989 года: татар — 60%, башкир — 8%. Татар больше в 8 раз. Тут необходимо пояснить, что немного ранее с должности был снят первый секретарь башкирского обкома Мидхат Шакиров, политика башкиризации которого была подвергнута острой критике со стороны члена политбюро КПСС Егора Лигачева.
Перепись 2002 года: татар 23%, башкир — 48%. Башкир больше в два раза. Перепись проводилась при руководстве президента Муртазы Рахимова. Его период правления также отметился политикой башкиризации татар.
Перепись 2010 года: татар 28%, башкир — 43%. Башкир больше в 1,5 раза. Перепись проводилась в год ухода Муртазы Рахимова, прихода к власти Рустэма Хамитова и смягчения политики башкиризации.
Несмотря на солидную массу татарского населения в Благоварском районе на сегодня, а это более 7,3 тысячи человек при общей численности населения района в 26 тысяч человек, существование татар на официальных публичных мероприятиях не показывают.
Вот, например, фотография, как официальную делегацию высоких гостей из Уфы встречают девушки и женщины, которые одеты лишь в башкирские национальные костюмы.
Также во время мероприятия «Шәҗәрә байрам» было танцевальное открытие научной конференции в честь генерала Ишбулатова. И вновь на церемониале были представлены только башкирские танцы и девушки, одетые в башкирские национальные костюмы.
Все эти представления проводятся местными фольклорными ансамблями. И, как сообщают местные жители Благоварского района, у них есть татарский ансамбль с татарским репертуаром, татарскими танцами и костюмами. Дело в том, что весной этого года местный исполком Курултая башкир Благоварского района возглавила специалист районного Дворца культуры, руководитель фольклорного башкирского ансамбля «Аманат» и фольклорного татарского ансамбля «Энжелэр» Элиза Шафеева.
У неё на странице несколько знакомых после такого назначения написали комментарии, в которых выразили удивление, мол, как же она, будучи татаркой, возглавила башкирскую местную организацию.
Вот, например, знакомая Шафеевой Марсия Фазылова пишет на татарском языке: «Родная Элиза, вот ты и башкиркой стала. Своих нет, что ли? Всё равно горжусь. Молодец! Татары нигде не пропадут».
Местные жители сетуют, что Шафеева могла бы встретить публично гостей из Уфы и со своим татарским ансамблем, чтобы показать, что в Благоварском районе проживают и татары в том числе. Однако этого она делать не стала.
На мероприятии абсолютно все уфимские гости называли генерала Ишбулатова башкиром по национальности. В частности, это делали так называемые этномиссионеры Искандер Саитбатталов и Рафиль Асылгужин.
Однако есть исторические документы, которые показывают татарское этнические происхождение башкирского генерала. Например, лидер башкирского движения в начале ХХ века, создатель Малой Башкирии Ахмедзаки Валиди в своей книге «Воспоминания» называл генерала Ишбулатова татарином. Вот что он пишет, как перечисляет генералов своей башкирской армии: «Из татар к нашей армии примкнули и верно служили в ней генерал Ишбулатов, полковник Бикмаев, братья Терегуловы, Ильяс Алкин, Янбухтин, Чанышев, Суюндуков». (стр. 261, 1994 год).
Запись о том, что генерал Ишбулатов был татарином, можно найти в центральном архиве Башкортостана.
В нём сообщается, что Ишбулатовы — это татарский дворянский род, входивший в мещерякское сословие, проживавший в деревне Удрякбаш (раньше это был Уфимский уезд, а ныне — Благоварский район).
О татарском происхождении рода Ишбулатовых также известно по материалам 10-й Ревизской сказки (своеобразная перепись населения в Российской империи. — Ред.) от 1850 года.
Краевед из Уфы Ишбулатова Филюзя Харисовна, долгое время занимавшаяся изучением рода Ишбулатовых из села Удрякбаш и выпустившая книгу «Удрякбаш: история, начатая родом Ишбулата», на основе архивных документов смогла восстановить родословную генерала. Так, самым ранним известным предком Ишбулатова Хаджи-Ахмета является 85-летний Ишбулат Мамяков, зафиксированный Ревизской сказкой 1722 года в деревне «Ишбулатовой, что на речке Евбазе» (РГАДА, Ф. 350, оп. 2, д. 3790, л. 66). Ишбулат Мамяков вместе с сыновьями Кадыром (известен как Надер), Мусой и Абдулкаримом числятся «служилыми татарами». В последующих ревизиях потомки Ишбулата Мамякова учтены в деревне Удрякбаш «мещеряками», или просто мишарями.
Единственный аргумент, который используют Саитбатталов и Асылгужин, рассказывая о башкирском происхождении генерала Ишбулатова, — это его личная карточка, составленная в 1917 году во время Сельскохозяйственной переписи. Напротив графы «национальность» указано «баш», то есть сокращение от «башкир». Однако историки и краеведы из Благовара сомневаются с достоверности данных, полученных в результате сельхозпереписи населения в 1917 году.
Во-первых, сам по себе 1917 год — крайне неспокойный для проведения столь масштабного, массового мероприятия, так как в этом году случились две революции — как центральные органы власти, так и власти на местах были в замешательстве. А эта сельхозперепись была проведена и вовсе при Временном правительстве при Александре Керенском.
Во-вторых, неизвестна технология сбора информации на местах. Кто заполнял личные карточки? Опрашивали ли лично самого генерала Ишбулатова о его национальности переписчики? Или его национальность записали со слов старост или руководящих чинов деревни Удрякбаш?
В-третьих, большевики к переписи населения ещё не успели издать свой знаменитый Декрет о земле. В стране во время сельхозпереписи всё ещё сохранялось частное землевладение. Известно, что Ишбулатов был по сословию башкиром, так как обладал обширными землевладениями. Вероятно, поэтому и была оставлена запись, что он «башкир», так как подразумевалось, что он в деревне крупный землевладелец.
В-четвёртых, Временное правительство Керенского сельхозпереписью ставило задачу инвентаризации аграрных ресурсов (скот, земельные наделы, рабочие руки, численность мужского населения и т.д.), чтобы понять перспективу (или отсутствие перспективы) участия России в Первой мировой войне, которая высасывала хозяйственно-экономические ресурсы из государства. Поэтому наиболее приоритетной информацией, которую хотело тогда заполучить государство в ходе проведения сельхозпереписи, нельзя считать численность того или иного народа.
1 Мухаметхатип 4 января Отец указной имам Мухаметкамал Шагивали улы Ишбулатов
Мать Гайнизиган Нугман кызы Рахматуллина
2 Валетдин 7 января Отец башкир из мишарей Гильметдин Галяутдин улы Ишбулатов
Мать Вазифа Ишмухамет кызы Нурмухаметова
3 Махмут 10 января Отец башкир из мишарей Ахмет Фатхутдин улы Ишбулатов
Мать Мавгиза Хуснутдин кызы
1 Хабиба 12 января Отец башкир Мухаметзакир Шамухамет улы Абдулвахитов
Мать Халима Хисамутдин кызы Хуснутдинова
2 Зулейха 15 января Отец башкир из мишарей Мухаметситдик Муллакай улы
Мать Кафия Юсуп кызы
3 Самига 5 февраля Отец башкир из мишарей Закария Валит улы Ишбулатов
Мать Нагима Гализян кызы
4 Зайтуна 10 февраля Отец башкир из мишарей Мухаметшариф Мухаметшейх улы Ишбулатов
Мать Рахима Гайнетдин кызы Муллагалиева
4 Абдулхаким 20 февраля Отец башкир из мишарей Сейфульгалим Абдулхабир улы Ишбулатов
Мать Магизада Хусаин кызы Зайнгабетдинова
5 Хабибулла 22 февраля Отец башкир Набиулла Тагир улы Якупов
Мать Забида Хайретдин кызы Саитбаталова
5 Хабиба 5 марта Отец башкир из мишарей Тухфатша Мухаметша улы Ишбулатов
Мать Хадича Исмагил кызы Сахабутдинова
6 Хатира 15 марта Отец башкир из мишарей Лутфурахман Султангирей улы
Мать Махмуза Гадретдин кызы Хабутдинова
7 Зулейха 21 марта Отец башкир Баймухамет Нургали улы Мендеев
Мать Сабира Мухаметзян кызы Абдуллина
8 Захиля 25 апреля Отец башкир Сафиулла Тагир улы Якупов
Мать Хатира Бадретдин кызы Шагабутдинова
9 Гильмибаян 29 апреля Отец башкир из мишарей Хабибулла Халил улы
Мать Шамсукамал Абдулгафар кызы
10 Гильван 5 мая Отец башкир Абунасим Идрис улы Якупов
Мать Таиба Хуснутдин кызы Хубутдинова
11 Хазивали 10 мая Отец Шагигали Арслангали улы Абдулатифов из деревни Балышлы
Мать Шагида Кашафутдин кызы Мингазетдинова
13 Минлизархаб 26 мая Отец башкир из мишарей Хабибулла Ибрагим улы
Мать Рабиха Шейхульислам кызы Шагиахметова
14 Магида 10 июня Отец башкир из мишарей Шамсутдин Бадретдин улы
Мать Фархинур Нуриахмет кызы
12 Шагизиган 1 июля Отец башкир из мишарей Ризван Рамазан улы Ишбулатов
Мать Гайнизамал Жигангир кызы Шагиахметова
13 Абдулла 10 июля Отец башкир Нуриахмет Нурмухамет улы Гайсин
Мать Мадина Ибрагим кызы Исхакова
6 …ян 26 июля Отец башкир из мишарей Мурертдин Фатахутдин улы Ишбулатов
Мать Мабрура Шарафутдин кызы
7 Карамутдин 27 июля Отец башкир из мишарей Жалялетдин Галяутдин улы Ишбулатов
Мать Гайния Зиннатулла кызы Хисматуллина
10 Зайтуна 1 августа Отец башкир из мишарей Гилязетдин Мухаметсадык улы
Мать Матгира Габдулгаллям кызы Габдулгалимова
8 Абдулсамат 25 августа Отец башкир из мишарей Нурмухамет Ахметгали улы
Мать Накия Арслангали кызы Абдулкаюмова
9 Ахкамутдин 1 октября Отец башкир из мишарей Рахимжан Гимадетдин улы
Мать Бадриниса Хазиахмет кызы Абдулвахитова
11 Газиза 10 октября Отец башкир из мишарей Ризван Равиль улы
Мать Махмуза Абумухзин кызы Абдулзаппарова
12 Зайтуна 20 октября Отец башкир из мишарей Шамсутдин Хайретдин улы
Мать Чира Мухаметгали кызы