Кладбища Бавлы с. Бавлинская волость Бугульминского уезда Самарской губернии.
Церковь Серафима Саровского г. Бавлы Бавлинская волость Бугульминского уезда Самарской губернии.
Волостной центр: Бавлинская волость Бугульминского уезда Самарской губернии.
Год основания:
Упоминается (ссылка на источник информации):
Государственный каталог географических названий России (АГКГН)
Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований (ОКТМО)
История наименования и принадлежности:
Принадлежал (помещик):
Состоял в приходе:
Архивы:
На юго-востоке нашей республики немало сел и деревень с богатым прошлым. Одна из них - Бавлы. Многовековая история Бавлов интересует очень многих. Исследователи успели даже поставить вопрос о том, кто же основал деревню и по пытались найти на него ответ. По этому поводу высказалй свои суждения ученый Салям Алишев и авторы книги "Баулылар" Абдулла Валеев и Хабиб Губайдуллин, вышедшей в Казани в 1989 году.
Опираясь на рукописи Хамзы Вахитова, выпускника известного уфимского медресе "Галия", всю жизнь изучавшего историю Бавлинского края и составившего около тридцати родословных (шажарэ) и ссылаясь на статью С.Х.Алишева "Когда основаны Бавлы" (газета "Социалистик Татарстан" от 15 июля 1983 года), авторы книги "Баулылар" пришли к выводу, что деревня основана где-то в 1650-1750 годы.
Приведенные в книге сведения Хамзы Вахитова уводят читателя вглубь истории нашего народа и привлекают внимание своей богатой историчностью. Поэтому мы сочли не лишним поместить здесь эти интересные материалы, учитывая, что они полностью подтверждены историческими источниками: "Сперва река Бавлы носила название Баллы (что переводится на русский язык как "сладкая").
Первыми на место будущей деревни прибыли следующие люди: Карман, Тукбирде, Ырыс, Байсабу, Туктамыщ, Таубакты, Илбакты.
За разрешением на поселение в этих местах к царю Алексею ходили три человека: Ырыс, Карман, Бибулды - старший сын Байсабу. Все, кроме Бибулды - дети Дирбэша, а Бибулды - его внук. За несколько лет до того, как получили разрешение на поселение в этих местах, они уже жили здесь, построив землянки на берегу реки Баллы, зимой промышляя охотой, а летом занимаясь бортничеством. Следы этих землянок сохранились на западном берегу реки Латыйп, на возвышенности у впадения ее в Баллы. Показывая эти памятные места, старики нам говорили: "Вот здесь стояли землянки наших предков, занимавшихся когда-то охотой..." Там была различимо видна небольшая яма размером с шестистенок, заросшая травой, среди которой валялись обломки кирпичей и камней, остатки угля и золы. Это мы видели, когда ходили вместе со старшими, которые выполняли барские работы". (А.В.Валеев, Х.Я.Губайдуллин. Баулылар. - Казань, 1989).
Остановимся на документах, подтверждающих сведения, приведенные в этой рукописи. Действительно, бавлинские первопроходцы имели грамоту от царя Алексея, но она получена была не в 1650, а в 1658 году (Центральный государственный архив Башкортостана, фонд 10, опись 1, 1271 единица хранения, 114-148 страницы). Есть и в государственном центральном архиве Татарстана документы, подтверждающие эту дату (фонд 231, 6 единица хранения).
Невозможно не удивиться точности сведений об основателях деревни в рукописи Хамзы Вахитова. После изучения документов центрального государственного архива Татарстана выяснилось, что действительно Карман, Ырыс и Тукбирде являются родными братьями. Их отца звали Шаехдирбэш (Его родословная дана в книге М.Ахметзянова "Татар шажарэлере", Казань, 1995).
Как следует из документа, грамота царя выдана на имя Ырыса Шаехдирбэшева. За верную службу царю, его записали в привилегированное сословие "башкир" и выдали тарханство. Переход заказанского татарина в это сословие подтверждается и другими документами.
Из какой же деревни они переселились сюда? В документе есть ответ и на этот вопрос: "...Карымка (Карман - авт.) Шихдербышев и Урсайка Тогаев были природные Казанского уезда Зюрейской дороги деревни Балтасевой ясашные люди..." (имеется в виду татары - ред.). Здешний народ во время татаро-башкирских восстаний обычно покидал эти места и переезжал жить в другие свои владения - деревню Тураево.
Когда времена успокоились, они, согласно Указу вице-губернатора Аксакова, изданному в 1741 году, окончательно укоренились на своих основных землях ("...переселясь, они стали жить по прежнему на старой земле и платили за то куничий ясак", - говорится в документе). В конце восемнадцатого века в Бавлах (1795 год) имелось 34 хозяйства, где проживали 112 душ мужского и 94 женского пола, что составляло намного большую цифру, чем во многих других окрестных деревнях (Абсалямово, Кзылъяр и другие).
Народ в деревне делился на несколько сословий. Основную часть составляли башкиры (64 мужчины и 43 женщины) и ясачные татары (39 и 41 соответственно). "Служилых" татар (4 женщины и 4 мужчины) и мишар (5 и 6) было очень мало (журнал "Агидел" N 12 за 1988 год, страницы 79-89). В одном из документов 1829 года, хранящемся в центральном государственном архиве древних актов России, есть интересные сведения о быте бавлинского населения. Основным занятием бавлинцев было земледелие и животноводство. В свободное от полевых работ время женщины сучили пряжу, ткали холстину и сукно, занимались вязанием.
Одна часть мужчин (из башкирского сословия) по очереди несла воинскую службу в различных крепостях Оренбургской оборонительной линии. Ясашные крестьяне же платили оклад (салым) в казну. В деревне Бавлы имелась одна мечеть. К середине девятнадцатого века количество хозяйств и населения в деревне заметно увеличивается: в 1859 году здесь 99 хозяйств, где проживают 415 мужчин и 438 женщин. По этим показателям - это одна из крупнейших деревень края. По-прежнему действует одна мечеть.
К концу прошлого века (1897 год) в Бавлах уже 274 хозяйства, то есть почти втрое больше, чем в середине века. И проживает 761 мужчина и 763 женщин, которые обрабатывают 6280 десятин удобных и 200 десятин неудобных земель. В селе работают четыре водяные мельницы и одна мечеть, размещается правление одноименной волости.
Бавлинская волость состоит из восьми прилегающих деревень: кроме самих Бавлов входят Исергапово (354 хозяиства), Кзылъяр (342), Татарская Тумбарла (194), Потапово-Тумбарла (170), Васькино-Тумбарла (135), Мирная Дубовка (46) и Миннигуллово (15). На границах волости размещались хутора дворянина Аксакова (1800 десятин) и купцов Балашова (400 десятин), Кирша (400 десятин).
В 1900 году проводится перепись хозяйств Бугульминского уезда. Сотрудники уездного статистического отдела в каждой деревне записывали имущественное, социально-экономическое и политико-общественное состояние людей (количество членов семьи, земельные угодья, живность и другие сведения), затем заносили все в специальные карточки и сдавали в архив. Такие документы по Бавлам по какой-то неизвестной причине не сохранились. И все-таки, некоторые данные можно привести.
В 1900 году в деревне Бавлы было два указных муллы: Сахабетдин Шамсетдинов и Камалетдин Шамсетдинов. У третьего муллы - Ибатуллы Губайдуллина - указа не было. К концу прошлого века в Бавлах имелись четыре водяные мельницы: одну арендрвал Ахметхафиз Хабибов, занимавшийся охотой и пчеловодством. Вторую мельницу арендовал пятидесятилетний Фасхетдин Мухутдинов, занимавшийся торговлей и державший лавку в деревне. Он имел шесть рабочих лошадей и 16,62 десятины посевных земель.
А вот Хафиз Садыков был не только арендатором мельницы, но и крупным купцом, известным богачом деревни. Торговал он бакалейными товарами и мануфактурой. Брал в аренду земли у многих односельчан и на больших полях (53,26 десятин) выращивал хлеб. Конечно же, большую часть работ в хозяйстве выполняли три наемных работника.
Четвертую по счету водяную мельницу арендовал Халиулла Йомаголов, хозяйство которого было не так велико. Его односельчанин Раим Шамсетдинов в бавлинских краях был очень известен как механик по ремонту мельниц и прекрасный плотник.
Мы уже упомянули, что Фасхетдин Мухутдинов и Хафиз Садыков держали по одной лавке. В деревне была еще одна бакалейная лавка, хозяином которой был Шамсулла Исмагилов. Хозяйством располагал довольно богатым: пять рабочих лошадей, три коровы, различный мелкий скот и 10 ульев, а также 20,44 десятин пахотных земель.
Список хозяев больших земельных участков, крупных хозяйств можно продолжить. Посевные площади Карипа Садыкова составляли 25,05 десятин, из которых 20 десятин брал в аренду. Держал шесть рабочих лошадей, четыре коровы, тридцать девять овец и другую мелкую скотину. Одним из богатых бавлинцев был Гимазетдин Жамалетдинов, имевший 13,12 десятин собственного земельного надела и 8,94 десятин арендованных земель. Имел пять рабочих лошадей и три коровы, мелкую скотину.
Хуснулла Исмагилов имел посевных земель около 18,13 десятин. Причем держал десять лошадей, пять голов крупнорогатого скота (из них три коровы), тридцать одну овцу и десять коз. В хозяйстве Ахметгарая Габделнагиева тоже был достаток: имел 18,98 десятин земли и большое количество живности (шесть лошадей, четыре коровы и многое другое). Вышеупомянутые хозяйства считались самыми состоятельными в Бавлах. Самыми крупными хлебопашцами являлись именно они.
Хозяйства крестьян с высоким и средним достатком (посевные земли которых были от 4 до 10 десятин) имели теснейшую связь с базаром. Большинство из них торгует излишками хлеба и различными видами скота, тем самым богатея. Отсутствие дефицита на продукты сельского хозяйства в капиталистической России объясняется именно этим.
Третья, бедная прослойка крестьянства (имевшая до 4 десятин земли) была мало связана с базаром. Они работают только на обеспечение прожиточного минимума своей семьи и даже нередко нанимаются в работники к помещикам и кулакам. Самый низший слой крестьянства - деревенские пролетарий. Их посевные площади были весьма малы (до 0,15 десятин) или вообще отсутствовали. Они большую часть своего времени проводят на поденщине или заняты батрачеством.
Бросается в глаза и то, что бавлинцы, кроме земледелия и животноводства имели множество других занятий. В первую очередь - это торговля лошадьми. К таким относились Шагидулла Галиуллин, Фахретдин Вахитов, Калимулла Якупов, Багаутдин Вахитов, Ахметгарей Муртазин и Аселгарай Муртазин. Торговцы лошадьми выходили даже на ярмарки Бугульминского и Белебейского уездов.
У двух человек в деревне (у Галимуллы Хакимова и Котлыахмета Валиахметова) имеются просо-крупорушки. Около трех десятков хозяйств содержат пасеки. Вали Шарипов и Ахметхафиз Хабибов занимаются охотничьим промыслом.
В деревне в известной степени было развито ремесленничество. Можно привести в пример деревянных дел мастеров. К ним относились искусные плотники Лотфулла Миннуллин, Арыслангарай Райханов, Хабибулла Галиев, Халиулла Гайнуллин и другие, а также прекрасный колесник Афлятун Фахретдинов.
Много было и мастеров других видов ремесел. Среди них были кузнец Шагимардан Вильданов, печник Гатиятулла Габидуллин, сапожник Жамалетдин Гарипов, валяльщик валенок Салахетдин Жамалетдинов, портные Зиннатулла Габидуллин, Багаутдин Гыйлажетдинов, изготовители лаптей Багаутдин Гарипов и Камалетдин Гарипов.
Бавлы в годы, предшествовавшие первой Мировой войне - одно из крупнейших сел края. В 1910 году здесь насчитывается 353 хозяйства, в которых проживает 1057 мужчин и 963 женщины. В деревне уже две мечети и четыре водяные мельницы. Возле Бавлов размещается хутор М.А. Бутлерова и кирпичный завод.
Первая Мировая война оказывает очень сильное отрицательное влияние на социально-экономическое развитие Бавлов. Очень многие мужчины попадают на фронт, где погибают или получают ранения, стают инвалидами. Количество посевных площадей и скота в хозяйствах резко уменьшается. Некоторые из них даже, придя в упадок, разоряются... Правда, 1917-ый и последующие годы принесли заметные изменения в жизнь деревни. Однако, эта часть истории Бавлинского края хорошо освещена в упомянутой выше книге А.Валеева и Х.Губайдуллина, к которой мы и советуем обратиться интересующихся читателей.
Источник: Каримов Тахир. Баулы авыл тарихыннан - Баллы елга буенда (Из истории Бавлов - На медовой реке) - Казань, 1996 г.
Родились в поселке Бавлы: