Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

Весною сутки мочит, а час сушит.

Мордовская Кармалка с. (Мордовское Сарабиккулово) Мордовско-Кармальская волость Бугульминский уезд Самарской губернии.

Назад Современное название и административное отношение данного населенного пункта по справочнику:

Респ Татарстан, Лениногорский р-н, село Мордовская Кармалка

Церковь Мордовская Кармалка с. (Мордовское Сарабиккулово) Мордовско-Кармальская волость Бугульминский уезд Самарской губернии.

Кладбища Мордовская Кармалка с. (Мордовское Сарабиккулово) Мордовско-Кармальская волость Бугульминский уезд Самарской губернии.



Мордовская Кармалка — село в Татарстане, в Лениногорском районе, на левом притоке р. Шешма, в 67 км к западу от г. Лениногорск. 

Впервые упоминается в материалах четвертой переписи (1785 г.). Первоначально носила название Мордовское Сарабиккулово, так как возникла на земле принадлежавшей соседнему селу Сарабиккулово. Согласно данных переписи 1785 года, в селе проживал 171 человек из ясашных крестьян мордвы новокрещенцев.

К 1883 г. Кармалка стала волостным центром, в селе была построена водяная мельница. В 1900 г. была поставлена земская станция, началось строительство деревянной церкви. Тогда же была открыта церковно-приходская школа.

В 1910 году в селе насчитывалось 236 дворов и 1479 жителей. В 1912 году была открыта школа, где преподавался в том числе и эрзянский язык. По данным на 1 января 2001 года в селе проживало 556 человек.

В годы Великой Отечественной войны на фронт ушли 250 человек, не вернулись с полей сражений 122 человека.

В 1963 г. в Кармалке была проведена радиофикация, через год в село пришло электричество. В 1967 г. построен сельский дом культуры.

В настоящее время в селе проживает около 700 человек. Сейчас Мордовская Кармалка является крупнейшим из мордовских сел. Мордовско-Кармальская школа — единственная в районе, в учебном плане которой предусмотрено преподавание на мордовском языке, до 4 класса дети изучают родной язык.

В настоящее время в селе работает детский ансамбль «Келуня» («Березка»).

«Балтай». Это чисто Кармальский праздник. Этот обычай — наряжать «медведей» кленовыми ветками и лесными цветами (праздник проходит во второй половине июня), водить их по улицам села при большом стечении народа, распевая при этом мордовские песни — нигде больше, даже в Мордовии, не сохранился, и ни в каких источниках не упоминается.

В настоящее время жители села занимаются полеводством, молочным скотоводством.



     На 2002 г. - 566 жителей (мордва). 
     Полеводство, молочное скотоводство, овцеводство. 
     Средняя школа, детский сад, сельский Дом культуры, библиотека. 
     Известно с 1785 г. В дореволюционных источниках упоминается также как Мордовская Сарабикулова. До 1860-х гг. жители относились к категории государственных крестьян. Занимались земледелием, разведением скота. В начале 20 в. здесь располагались волостное правление, земская станция, функционировали церковь, церковно-приходская школа. В этот период земельный надел сельской общины составлял 3307 дес. 
     До 1920 г. село являлось центром Мордовско-Кармальской волости Бугульминского уезда Самарской губернии. С 1920 г. в составе Бугульминского кантона Татарской АССР. С 10.08.1930 г. в Шугуровском, с 16.10.1959 г. в Лениногорском районах. 
     Число жителей: в 1785 г. - 171 душа мужского пола, в 1859 г. - 1060, в 1883 г. - 992, в 1889 г.- 1280, в 1910 г. - 1479, в 1920 г. - 1597, в 1926 г. - 1211, в 1938 г. - 1018, в 1949 г. - 901, в 1958 г. - 957, в 1970 г. - 887, в 1979 г. - 696, в 1989 г. - 556 чел. 
     * * * 
     Там, где сейчас расположены дома и постройки, был лес. И на горах вокруг деревни, и в низинах вдоль речки росли могучие вязы. От них и пошло название Карамалка – «черное дерево». Выход из этого леса был в сторону реки Шешмы к селу Сарабикулово. В центре деревни, где стояла церковь, было озеро. Этому можно найти подтверждение, если снять верхний слой земли. А где сейчас кладбище, была поляна… 
     Сельское поселение образовано в 1763 году. Первыми жителями были люди из Пензы, Саратовской области, Мордовии. 
     Село Мордовская Кармалка - административный центр сельсовета. Кармалкинское сельское поселение граничит с Сарабикуловским, Старокувакским, Мичуринским сельскими поселениями и Черемшанским муниципальным районом. Национальный состав - мордва – 87%, русские – 7,4%, татары – 3,5%, чуваши – 1,1%. 
     В 1973 году был образован колхоз «Победа», в 2005 году переименован в ООО «Победа».

Родники

     1. Святой родник - начало речки Кармалка, «Вере лисьма пря» («Верхний родник») далее родники текут в речку, «Пальянь лисьма пря», «Кавто Ивант». Палянь – это имя. Два Ивана – которые сделали сами. «Паулынь лисьма пря» – это родник, который обустроил Бабакаев Павел Кузьмич. В настоящее время этот родник стал непригодным для питья, после бурения скважины, видимо нарушен пласт воды. Через 20 метров выше открыл родник Смирнов Михаил Петрович. В данном роднике в день Крещения берут святую воду все поселение и купаются. Дорогу зимой по старой привычке делают Смирнов Иван Михайлович – сын Смирнова Михаила Петровича, Иван Бабакаев, Смирнов Иван Петрович и др. 
     За пределами сельского поселения в сторону Старого Кувака расположены родники: 
     2. «Моисей лисьма пря». Он имел там свою пасеку. В настоящее время родник обустроен, находится в лесу, восстановил и обустроил Мальковский К.С., когда работал председателем КП «Победа». Родник впадает в первый овраг «Первый латко» - это в сторону Старого Кувака («латко» - овраг). 
     3. Родник «Песочный ключ» («Песок ведь»). Это основной родник, откуда питается все село. Там каптаж, насосная, которая качает в резервуар, а дальше самотеком в село. 
     4. Минеральный родник – серная вода. Остался после бурения, находится ниже «Песочного ключа». 
     5. В сторону Лагерки есть родник «Охрем лисьма пря», «Балтай лисьма пря». Охрем – у него была пасека. У родника «Балтай лисьма пря» была пасека деда Стенькина И.С. Во время раскулачивания они перестали существовать. Людей выселили, а пасеки объединили в колхоз. 
     Ходит легенда, что около ста лет тому назад в селе Мордовская Кармалка появился дед-отшельник. Звали его Балтай. Дед Балтай, уставший от одинокой жизни, он жил в лесу, стал наведываться в село, развлекать детвору: играть с ними в разные игры, петь песни, наряжаться в медведей кленовыми листьями, смеяться, брызгаться водой. Родители работали в поле, им некогда было присматривать за детьми. Они были рады, что их дети под надзором деда Балтая. Взрослым понравилась затея наряжаться медведями кленовыми листьями. Они решили после окончания весеннего сева проводить праздник «Балтай» в первый выходной после Троицы. 
     На празднике в центре внимания медведь. Он имеет такой нрав, который во многом схож с характером мордвы: степенный, спокойный (до поры), здоровый, могучий. Но если его рассердить, то он может быть и разъяренным. Так же и мордовский народ: понапрасну не обидит, из-за пустяков не вспылит, выносливый в работе и терпеливый в жизни. Но стоит его вывести из равновесия, то мордва могут быть агрессивными. 
     Известные люди: 
     Чатуров Павел Федорович – советник губернатора г. Саратов, председатель Саратовского общества фино-угорских народов «Софун». 
     источник: leninogorsk.tatarstan.ru


Мордовская  Кармалка  основана  в  1763  году.  Впервые  упоминается  в  материалах  четвертой переписи  (1785  г).    Первоначально  она  носила  название  Мордовское  Сарабиккулово,  так  как возникла на земле принадлежавшей соседнему селу Сарабиккулово. Согласно данным 4 переписи в селе проживал 171 человек из ясашных крестьян «мордвы-новокрещенцев».Первопоселенцы прибыли из Пензы, Саратова, Мордовии.

К 1883 г. Кармалка стала волостным центром, в селе была построена водяная мельница. В 1893г. в Мордовской Кармалке открыта смешанная церковная школа грамоты. В 1909 г. в ней обучались 36 мальчиков, «все православные мордва» . Первым  учителем  стал  Само-атя,  во  время  службы  в  армии  выучившийся  читать  и  писать. Отдельного  помещения  школа  тогда  не  имела,  и  занития  проводились  в  дома  Венчаковых. Девочек  в  то  время  в  школу  не  принимали.  В  1901  г.  в  село  приехала  учительница  Боброва Татьяна Николаевна, родом она была из Старого Кувака, дочь мельника, но не долго ей пришлось учить сельскую ребятню –она трагически погибла в 1902 г. Учителями  работали  в  Кармалке  Паньшев  Иван  Герасимович  (1902-04),  Игнатьев  Иван Иванович (1905-08), Александров Иван Иванович (1908-10), Бурмитсрова Вера Алексеевна (1911).В 1900 г. была поставлена земская станция, началось строительство деревянной церкви. В  1912  г.  из  Шенталинского  р-на  из  рода  Воробьевых  в  Кармалку  приехала  молодая учительница  Егорова  Елена  Ивановна  с  семьей:  отец,  мать,  сестра  Соня.  Отец  Иван  Егорович работал лесником. Жили они в добротном доме с балконом на нижнем конце большой улицы (дом сгорел в 1932 г). Елена Ивановна окончила 2-х классное  училище. Как вспоминают её  ученики, Елена Ивановна всегда была строгой с четырехгранной линейкой. Школа тогда располагалась в церковной  сторожке.  В  годы  революции  Егорова  Е.  И.  стала  активной  участницей  в преобразовании школы и позже стала заведующей. Она проработала в школе 43 года.

Среди выпускников Кармальской школы было немало знаменитостей:

  • Мишкин Иван Егорович, академик  в  области  ветеринарии;  
  • Макаров  Иван –военачальник,  
  • Васильев  Николай  Андреевич, капитан Медицинской службы,
  • Абросимов Семен Никифорович –летчик.

Кармалка всегда оставалась государственной деревней и имела 3249 десятин удобных земель и 458  десятин  неудобий.  Одним  из  последних  волостных  старшин  служил  Иштиряков  Иштиряк Савельевич, родом из с. Сережкино, писарем у него был Васильев Петр Иванович.

В 1910 году в селе насчитывалось 236 дворов и 1479 жителей. В 1912 году была открыта школа, где  преподавался  в  том  числе  и  эрзянский  язык.  По  данным  на  1  января  2001  года  в  селе проживало 556 человек. Советская власть установилась в селе  в конце февраля –начале марта 1918 г. С  установлением  Советской  власти  в  селе  были  сформирован  волостной  и  сельский  советы, комитет бедноты –«Комбед». Первыми председателеми стали Архипов Владимир, Петряев Логин Григорьевич. Делегатами  на Iсъезд  Бугульминского  уездного  совета  крестьянских,  рабочих  и  солдатских депутатов, состоявшийся 11-15 марта 1918 г., от Мордовско-Кармальской волости были избраны Раевский Анисим Осипович и Павлов Иван. Раевский А. О. был избран в Президиум съезда, затем вошел в состав Президиума Исполкома уездного совета. 
Ильин М. М.   Мордовский излом109С  наступлением  Белочехов  в  июне  1918  г.,когда  Бугульме  грозило  окружение,  Военно-Революционный  штаб  решил  вывести  ценности  уезда.  Это  было  поручено  Раевскому,  ему  на помощь  были  даны  два  члена  исполкома –Болотов  и  Фомичев  и  3  дружинника  от железнодорожной  станции.  6  Июля  1918  г.  Раевский  принял  от  управляющего  отделением Госбанка Самарина ок 100 пудов золота и на 3 бричках выехали в Чистополь. Дальнейший путь был кружным через Пермь и Ярославль в Москву. После доставки ценного груза Раевский через Самару вернулся в Бугульму и еще долгие годы работал в советских органах. Тогда же добровольцами пошли в красную армию Мишкин Иван, Венчаков Алексей, Сабанов Дмитрий, Зотов Василий, Васильев Григорий.По рассказу Сурковой Агрипины Илларионовны: «В 1918 году пришло требование от белых о мобилизации в их отряды 20 человек от села. И тут же поступил запрос от красных. Собралось волостное правление для рассмотрения этого вопроса. В него входили, в частности, диакон сельской Никольской церкви Алексей, волостной писарь, и Сурков –член правления, как бывшийсолдат –воевал в Первую мировую –и крепкий хозяин, детей у Сурковых не было. Правление, с подачи выше перечисленных лиц решило, что нужно послать людей тем, кто первый прислал запрос,  т.е.  белым.  Это  решение  не  было  продиктовано  какими-то  политическими соображениями,  просто  надо  было как-то  решить.  Набор  даже  не успели сделать, а тут в село вошли красные.  Суркова  вызвали  в правление.  Через  короткое  время, буквально  минут  десять,  бегут  и говорят  Агрипине,  что  ее  мужа расстреляли  вместе  с  писарем  и отцом  диаконом.  Они   были расстреляны  на  сельской  площади перед храмом без суда и следствия».6-8  Октября  1918  г.  в Мордовской Кармалке,  в  подсобном  помещении церкви находился штаб левобережной  группы  (после  взятия Бугульмы   27   дивизией   РККА)  5 армии РККА.В1919-20  годах карамальцы  активно  участвовали  в    восстании  «Черного  орла». В  селе продармейцы выводили красноармейцев на улицу раздетыми и босыми, обливали холодной водой и  снегом  и  отправляли  в  повстанческий  штаб  в  Шешминку;  так  же  выносились  постановления, направленные против коммунистов . Коснулись сталинские репрессии и жителей села, так, например, Ильин Василий Евдокимович, 1894  г.  р.  был  арестован  15  декабря  1929г.,  осужден  особым  совещанием  при  коллегии  ОГПУ ТАССР к 3 годам высылки в Северный край. .В конце 20-х годов крестьяне Мордовской Кармалки и Сережкино образовали новый поселок –Черный Ключ. ( В 1936 г. здесь был образован колхоз «Красная Заря». В 1950 г. вошли в состав укрупненного колхоза им. 1 Мая -Новое Сережкино.

Позднее жители переселились в с. Мичурино и Старый Кувак.)В  1929  г.  в  Кармалке  была  создана  партийная  ячейка,  первыми  членами  которой  стали: Кирдянов Павел Ильич, Петряев Логин Григорьевич, Прохоров Роман Федорович и др.  Руководил партячейкой -Кирдянов П. И.   Тогда же была и комсомольская ячейка первыми в ряды ВЛКСМ вступили Звонарев Константин Степанович, Чатуров Петр Алексеевич, Кудашов Андрей Ильич, Гурьянов Осип Ларионович.
Ильин М. М.   Мордовский излом110В 1930 г. при активном содействии сельского учителя Преклонского Владимира Михайловича был создан колхоз «Победа No2» («Победа No1» -в Кузайкино). Преклонский В. М. стал первым его председателем. Весной 1931 в колхозе появился первый трактор «Фордзон».  

В год формирования колхоза была всего одна бригада, но по мере вступления сельчан в колхоз количество бригад увеличивалось, в 1932 г. –2 бригады; в 1933 –4 бригады.По обвинению в «антиколхозной агитации и участию в кулацкой группировке» 6 апреля 1931 г. были арестованы:-Сергеева Прасковья Павловна 1883 г. р., середнячка, мать пятерых детей, -Стенькин Василий Семенович 1891 г. р., середняк, отец шестерых детей-Стенькин Осип Семенович 1895 г. р., середняк, отец пяти сыновейИм было предъявлено обвинение по ст. 58, п.11 «всякого рода организационная деятельность, направленная к подготовке или совершению предусмотренных в настоящей главе преступлений». Все осуждены Тройкой ГПУ ТАССР 12 сентября 1931 г. на пять лет концлагецей.В  конце  1931  года  в  селе  сгорел  дом  председателя  сельовета  по  подозрению  в  поджоге  и участию в кулацкой группировке были арестованы несколько человек:-Сергеев Федор Дорофеевич 1891 г. р., зажиточный крестьянин, имевший семью 6 человек-Сергеев Федор Егорович 1887 г. р., середняк, отец шестерых детей-Сергеев Яков Дорофеевич 1886 г. р. зажиточный крестьянин, имевший семью 8 человек-Сергеева Феодосия Ивановна 1893 г. р., середнячка-Смирнов Николай Федорович 1908 г. р., середняк-Смирнов Петр Николаевич 1908 г. р., середняк-Смирнов Сергей Павлович 1877(75) г. р., зажиточный крестьянин, отец пятерых детейВсем  им  было  предъявлено  обвинение  по  ст.58  п.8 «совершение террористических актов»и п.11. Однако дело было закрыто за недостаточностью улик против подозреваемых. В 1939 г. задержка строительства школы в селе была использована для открытия дела против секретаря Шугуровского РК ВКП(б) Фаррахова, зав. РОНО Куропаткина и др.В  годы  Великой  Отечественной  войны  на  фронт  ушли  250  человек,  не  вернулись  с  полей сражений 122 человека.В  1955  году  в  Мордовскую  Кармалку  приезжал  Государственный  ансамбль  Мордовии "Умарина". В 1961 г. колхоз «Дружба» был укрупнен с колхозом им. Мичурина.

В 1963 г. в Кармалке была проведена радиофикация, через год в село пришло электричество.В 1967 г. построен сельский дом культуры.Козхоз «Дружба» был восстановлен в 1973 г. возглавил воссозданный колхоз Моисеев Николай Ананьевич. В 1977 г. в селе был построен овцеводческий комплекс. Колхоз постепенно вышел в число передовиков Лениногорского р-на.В  1985  году,  когда  в  наш  район  в  составе  делегации  писателей  Мордовии  приехали  деятели мордовской литературы О.Абрамов, Г.Агейкин и др. Они побывали в том числе и в Мордовской Кармалке,  оставили  фотоальбомы,  книги  с  дарственными  подписями.  . В  настоящее  время  в  селе  проживает  около  700 человек. Сейчас Мордовская Кармалка является крупнейшим из мордовских сел. Мордовско-Кармальская школа –была единственной в районе, в учебном плане которой было предусмотрено  преподавание  на  мордовском  языке,  до  4  класса  дети  изучали  родной  язык.  В настоящее   время   ввиду малого   количества   учеников   школа   закрыта.   В   Саранском государственном  университете  учатся  выпускники  школы,  поэтому  есть  перспективы  получить свои национальные кадры. В настоящее время в селе  работает детский ансамбль "Келуня" ("Березка"), который с успехом выступает на всех смотрах творчества в районе и пользуется любовью у жителей села, выезжает в 
Ильин М. М.   Мордовский излом111села района, где проживает мордва. Участники ансамбля возрождают забытые обряды. Например, заплетения косы невесты перед свадьбой."Балтай".  Это  чисто  Кармальский  праздник.  Этот  обычай -наряжать  "медведей"  кленовыми ветками и лесными цветами (праздник проходит в следующее воскресение после Троицы), водить их по  улицам села при большом стечении народа, распевая при этом мордовские песни -нигде больше, даже в Мордовии, не сохранился, и ни в каких источниках не упоминается. Он дошел до нас  из  глубокой  древности,  благодаря  старожилам  села.  В  настоящее  время  праздник  «Балтай» имеет официальный статус республиканского фестиваля мордовской    культуры.    В    нём принимают участие свой кармальский ансамбль «Пизёлнэ» -«Рябинушка», а так  же    мордовские  коллективы  из Лениногорска, Бугульмы, Альметьевска     и     др.     районов Татарстана и Самарской области.В  настоящее  время  жители  села занимаются  полеводством,  молочным скотоводством.7 июля 2011 года был совершен чин закладки  камня  в  основание  нового храма   Архангела   Михаила.   Храм построен к 2013 г. Освящён в 2021 г.Кармальские родники:Святой родник -начало речки Кармалка, «Вере лисьма пря» («Верхний родник») далее родники текут  в  речку,  «Палянь  лисьма  пря»,  «Кавто  Ивант».  Палянь –это  имя.  Два  Ивана –которые сделали сами. «Паулонь лисьма пря» –это родник, который обустроил Бабакаев Павел Кузьмич. В настоящее  время  этот  родник  стал  непригодным  для  питья,  после  бурения  скважины,  видимо нарушен пласт воды. Через 20 метров выше открыл родник Смирнов Михаил Петрович. В данном роднике в день Крещения берут святую воду все поселение и купаются. Дорогу зимой по старой привычке  делают  Смирнов  Иван  Михайлович –сын  Смирнова  Михаила  Петровича,  Иван Бабакаев, Смирнов Иван Петрович и др. За пределами сельского поселения в сторону Старого Кувака расположены родники:«Моисей  лисьма  пря».  Он  имел  там  свою  пасеку.  В  настоящее  время  родник  обустроен, находится в лесу, восстановил и обустроил Мальковский К.С., когда работал председателем КП «Победа».  Родник  впадает  в  первый  овраг  «Первый  латко» -это  в  сторону  Старого  Кувака («латко» -овраг).Родник  «Песочный ключ» («Песок ведь»). Это основной родник, откуда питается все село. Там   каптаж,   насосная,   которая   качает   в   резервуар,   а   дальше   самотеком   в   село. Минеральный  родник –серная  вода.  Остался  после  бурения,  находится  ниже  «Песочного ключа». В сторону Лагерки есть родник «Охрем лисьма пря», «Балтай лисьма пря». Охрем –у него была пасека.  У  родника  «Балтай  лисьма  пря»  была  пасека  деда  Стенькина  И.С.  Во  время раскулачивания они перестали существовать. Людей выселили, а пасеки объединили в колхоз.Известные люди:Чатуров  Павел  Федорович –советник  губернатора  г.  Саратова,  председатель  Саратовского общества финогорских народов «Софун».Кирдянов Маркел Павлович –Почётный гражданин г. Лениногорска.Кирдянов Василий Павлович –участник ансамбля «Эрзянка», автор песни «Эрзянка»

Ильин М. М. - Мордовский излом

▼ РАСКРЫТЬ ▼
▲ СКРЫТЬ ▲

    Яндекс.Метрика
    © 2015-2024 pomnirod.ru
    Кольцо генеалогических сайтов