Кладбища д. Нижние Чершилы Нижне-Чиршилинская волость Бугульминского уезда Самарской губернии.
Мечеть д. Нижние Чершилы Нижне-Чиршилинская волость Бугульминского уезда Самарской губернии.
Село Нижние Чершилы (Шальчилино Нижнее) при р. Кувак в 50 верстах от Бугульмы - селение башкир Юрмийской волости и казенных крестьян.
В 1769 г. 40 душ ясачных татар, затем ставших тептярями. 3 семьи перешли «в новопоселенную деревню Ермекееву» (ныне в РБ). В 1816 г. - 18 башкир. В 1834 г. в Нижнем Шальчилине 36 башкир (через 5 лет посев ярового хлеба у них был равен 5 четвертям). В 1859 г. при 249 дворах 974 крестьянина (казенных) и башкира.
Источник: Аулы мензелинских башкир
Нижние Чершилы (Тубэн Чыршылы) - село в Лениногорском районе, на р. Кувак, в 25 км к западу от г. Лениногорск.
На 2002 г. - 774 жителя (татары).
Полеводство, молочное скотоводство, овощеводство, ООО Агрофирма «Спартак».
Средняя школа, детский сад №14, дом культуры, библиотека, фельдшерско-акушерский пункт. Мечеть.
Основано в 1730-х гг. До 1860-х гг. жители делились на башкир-вотчинников, тептярей и государственных крестьян. Занимались земледелием, разведением скота.
Во 2-й половине 19 в. широкую известность приобрело сельское медресе. Среди его учеников и преподавателй был Р. Фахретдин. В начале 20 в. в селе Нижние Чершилы располагалось волостное правление, функционировали 2 мечети, 2 мектеба, 2 водяные мельницы. В этот период земельный надел сельской общины составлял 2770 дес.
До 1920 г. село являлось центром Нижне-Чершилинской волость Бугульминского уезда Самарской губернии. С 1920 г. в составе Бугульминского кантона Татарской АССР. С 10.08.1930 г. в Шугуровском, с 12.10.1959 г. в Лениногорском районах.
Число жителей: в 1859 г. - 974, в 1889 г. - 1562, в 1910 г. - 2078, в 1920 г. - 2240, в 1926 г. - 2014, в 1938 г. - 1647, в 1949 г. - 1576, в 1958 г. - 1340, в 1970 г. - 1323, в 1979 г. - 1216, в 1989 г. - 808 чел.
* * *
Село Нижние Чершилы было волостным центром, которое произошло от слова «Чәшеле». В селе долгие годы функционировало одно из старинных медресе региона. Здесь же позднее учились знаменитый поэт, просветитель Габдрахим Утыз Имяни, учил и преподавал общественный и религиозный деятель Ризаэддин Фахреддинов и один из советских педагогов и писателей Фазыл Туйкин.
В 1930 году на территории села Нижние Чершилы образовался колхоз «Спартак», ныне расположено сельскохозяйственное предприятие ООО Агрофирма «Спартак».
Сельский Совет на территории села Нижние Чершилы образован в 1918 году.
Неузнаваемо изменилось село, колхозное производство, духовно выросли люди, пережившие все тяготы Великой Отечественной войны. 205 солдат и офицеров были награждены орденами и медалями, а Хайрутдинову Акраму Мингазовичу присвоено звание Героя Советского Союза.
Всего из трех сел ушли на фронт 693 человека, не вернулись с поля боя 488 солдат и офицеров. Село Нижние Чершилы знаменито и тем, что оно было центром развития образования – медресе. Ризаэддин Фахреддин – ученый-просветитель, историк, религиозный и общественный деятель, автор более 100 трудов, учился в медресе, а затем там же преподавал долгие годы. Он предпринял исследования, посвященные жизнедеятельности Утыз Имяни.
Десятое поколение Бикчуры хана – сына шейха Габдрахман Туймухаммет Гыйсматулла поселился в Чашеле примерно в 1780 годы, его правнуком и является Риза Фахреддин. После него в медресе учился и учительствовал Сиражетдин Салахетдинович (Сараж мулла, применял в обучении передовую методику Каюма Насыйри).
Гордостью села Нижние Чершилы является чемпион мира и Европы, дважды чемпион СССР по тяжелой атлетике, семикратный рекордсмен мира Фархетдинов Бакир Фаррахович.
Село Нижние Чершилы - административный центр сельсовета. В состав Нижнечершилинского сельского поселения входят населенные пункты - село Нижние Чершилы – 790 жителей, село Верхние Чершилы – 221 житель, село Мордовская Ивановка – 25 жителей.
Ровесник победы – так с полным правом можно сказать об авторе книги «Реки моей жизни» Анасе Гатуфовиче Исхакове, уроженце села Верхние Чершилы, который был главой администрации Азнакаевского района и города Азнакаево. Чиновник и поэт, из обыкновенной крестьянской семьи, рассказывая о сегодняшней жизни и древних обычаях родного края, как бы дает возможность взглянуть на свой народ изнутри.
Нельзя не упомянуть и о малом населенном пункте, селе Мордовская Ивановка Нижнечершилинского сельского поселения, образованного в 1785 году. Уменьшение населения объясняется переходом волостного правления в Суркино и переездом крестьян в другие населенные пункты. В 1910 году в селе было 3 водяные мельницы, церковно-приходская школа.
источник: leninogorsk.tatarstan.ru
Географическое положение:
Нижнечершилинское сельское поселение расположено на Юго-Восточном направлении Республики Татарстан. По рельефу один из самых высоко расположенных в республике. Климат умеренно-континентальный. Годовая норма осадков 432 мм, богат месторождениями нефти, местными строительными материалами: песчано-гравийной месью, глиной, лесными массивами. На территории Нижняя Чершила протекает речка Куак.
Площадь, численность и состав населения
Территория сельского поселения 13,08 кв.км.
в т.ч.: Нижние Чершилы – 6,36 кв.км, Верхние Чершилы – 3,12 кв.км, Морд.Ивановка – 3,60 кв.км.
Численность населения -759 чел.
в т.ч.: Нижние Чершилы – 581 чел, Верхние Чершилы – 158 чел, Морд.Ивановка – 20 чел.
Трудоспособное население – 478 чел.,
в том числе: с. Нижние Чершилы – 377 чел., с.Верхние Чершилы – 87 чел., с.Мордовская Ивановка – 14 чел.
Пенсионеры- 387 чел.,
в т.ч.: с. Нижние Чершилы – 278 чел., с.Верхние Чершилы – 97 чел., с.Мордовская Ивановка – 12 чел.
Учащиеся – 129 чел.,
в т.ч.: с. Нижние Чершилы – 103 чел., с.Верхние Чершилы – 26 чел., с.Мордовская Ивановка – 0 чел.
Дети дошкольного возраста – 45 чел.,
в т.ч.: с. Нижние Чершилы – 33 чел., с.Верхние Чершилы – 12 чел., с.Мордовская Ивановка – 0 чел.
Национальный состав:
Русские -0,38 %
Татары -97,11 %
Мордва -2,6 %
Краткая историческая справка
Сельское поселение образовано в 1730-х г.г., с.Нижние Чершилы было волостным центром, которое произошло от слова «Чәшеле». В селе долгие годы функционировало одно из старинных медресе региона. Здесь же позднее учились. Знаменитый поэт, просветитель Габдрахим Утыз Имяни, учил и преподавал общественный и религиозный деятель Ризаэддин Фахреддинов и один из советских педагогов и писателей Фазыл Туйкин.
В 1930 году на территории села Нижние Чершилы образовался колхоз «Спартак», ныне расположено сельскохозяйственное предприятие ООО Агрофирма «Спартак».
Сельский Совет на территории села Нижние Чершилы образован в 1918 году.
Неузнаваемо изменилось село, колхозное производство, духовно выросли люди, пережившие все тяготы Великой Отечественной войны. 205 солдат и офицеров были награждены орденами и медалями, а Хайрутдинову Акраму Мингазовичу присвоено звание Героя Советского Союза.
Всего из трех сел ушли на фронт 693 человека, не вернулись с поля боя 488 солдат и офицеров. Село Нижние Чершилы знаменито и тем, что оно было центром развития образования – медресе. Ризаэддин Фахреддин – ученый-просветитель, историк, религиозный и общественный деятель, автор более 100 трудов, учился в медресе, а затем там же преподавал долгие годы. Он предпринял исследования, посвященные жизнедеятельности Утыз Имяни.
Десятое поколение Бикчуры хана – сына шейха Габдрахман Туймухаммет Гыйсматулла поселился в Чашеле примерно в 1780 годы, его правнуком и является Риза Фахреддин. После него в медресе учился и учительствовал Сиражетдин Салахетдинович (Сараж мулла, применял в обучении передовую методику Каюма Насыйри).
Гордостью села Нижние Чершилы является Чемпион мира по тяжелой атлетике, Чемпион Европы, дважды Чемпион СССР, семикратный рекордсмен мира Фархетдинов Бакир Фаррахович.
Ровесник победы – так с полным правом можно сказать об авторе книги «Реки моей жизни» Анасе Гатуфовиче Исхакове, уроженце села Верхние Чершилы, который был главой администрации Азнакаевского района и города Азнакаево. Чиновник и поэт, сын обыкновенной крестьянской семьи, рассказывая о сегодняшней жизни и древних обычаях родного края, как бы дает возможность взглянуть на свой народ изнутри.
Нельзя не упомянуть и о малом населенном пункте с.Мордовская Ивановка Нижнечершилинского сельского поселения, образованного в 1785 году. Уменьшение населения объясняется переходом волостного правления в Суркино и переездом крестьян в другие населенные пункты. В 1910 году в селе было 3 водяные мельницы, церковно-приходская школа.
Основные социально - экономические показатели:
На территории сельского поселения расположено сельскохозяйственное предприятие ООО Агрофирма «Спартак», которое имеет в землепользовании 5709 га. сельхозугодий ,в т.ч. пашни 3044 га, пастбищ 755 га.
Перечень предприятий, учреждений:
ООО Агрофирма «Спартак»
с.Нижняя Чершилы,ул.Советская , 2
тел. 3-95-41, 3-96-67
Директор - Уметбаев Фирдус Ильдусович
МОУ «Нижнечершилинская основная общеобразовательная школа»
с.Нижняя Чершилы, ул.Советская, 25
3-95-35
Директор - Галиева Расимя Камиловна
МБДОУ "Нижнечершилинский детский сад"
с.Нижние Чершилы, ул.Советская, 8
3-95-46
Заведующая - Зиятдинова Гульназ Шамилевна
Отделение противопожарной службы с.Нижние Чершилы
с.Нижние Чершилы, ул Советская , 1а
3-96-37
Начальник - Каримов Ильдус Бинарисович
Фельшерско-акушерский пункт с.Нижние Чершилы
с.Нижние Чершилы, ул.Калмык, 22
3-95-30
Заведующая - Гилязова Марьям Ильясовна
Фельшерско-акушерский пункт с.Верхние Чершилы
с.Верхние Чершилы,ул.Центральная, 51
3-95-51
Фельдшер - Гараеева Сажидья Талгатовна
Отделение почтовой связи
с.Нижние Чершилы, ул.Калмык, 22
3-95-68
Начальник - Ахмадиева Фания Хамитовна
Сельский дом культуры
с.Нижние Чершилы,ул.Центральная ,56
3-95-77
Директор - Сайфиева Талига Шамиловна
Сельский клуб
с.Верхние Чершилы,ул.Горная,27
3-95-20
Вафина Резеда Мунировна
Сельская библиотека
с.Нижние Чершилы, ул.Центральная, д.56
Библиотекарь - Сафина Раиса Гасимовна
Мечеть "Абузар" с.Нижние Чершилы
начало работы – 1993 г., с.Нижние Чершилы, ул.Советская, д.1
Имам-хатыйб мечети - Ахмадиев Ришат Салихович
Мечеть с.Верхние Чершилы
начало работы – 1995 г., с.Верхние Чершилы, ул.Центральная, д. 51
Имам-хатыйб мечети - Сагдиев Мифтах Мингазович
Частный магазин «Лилия»
с.Нижняя Чершилы,ул. Центральная ,58
с.Верхние Чершилы, ул.Центральная,29
ИП «Гарипов И.А.»
Частный магазин «Роза»
с.Нижние Чершилы ,ул.Центральная ,54
ИП « Гильфанова Р.А.»
Частный магазин «Туган авылым »
с.Нижние Чершилы,ул Центральная ,45а
ИП «Мугинова М.Ш.»
Достопримечательности, известные люди:
Родина героя Советского Союза - Акрама Хайрутдинова.
Место проживания и творчество выдающегося татарского просветителя Ризаэддина Фахреддина.
07:00, 10.11.2019 5 Сюжет: Колонка Лилии Габдрафиковой
Первые учителя выдающихся просветителей татар и башкир. Часть 2-я
Фото: А. Ногманов (памятный знак на месте медресе, в котором учился и преподавал Р. Фахретдин)
В 2019 году в России проходят памятные мероприятия, посвященные 160-летию муфтия Ризы Фахретдинова. Первым учебным заведением, в котором обучался будущий просветитель, было Нижне-Чершилинское медресе Бугульминского уезда (ныне — Лениногорский район Татарстана). Казанский историк Лилия Габдрафикова в колонке «Реального времени» продолжает знакомить читателей с этой alma mater некоторых выдающихся деятелей татар и башкир.
Но не только отец Фатиха Карими учился в Нижне-Чершилинском медресе. Еще одним выпускником этого знаменитого учебного заведения был Тагир хазрат из д. Беркет-Ключ Мензелинского уезда Уфимской губернии. Именно в семье этого имама родился будущий турецкий историк, получивший всемирную известность, — Акдес Нимет Курат. Сам Тагир бин Шахимурат вырос в Чистопольском уезде, в д. Кыр Биккуле (Степное Озеро), но приходился дальним родственником мударрису Нижне-Чершилинского медресе Габдельфаттаху бин Габделкаюму, что и определило выбор места обучения.
В 1870-е годы Нижне-Чершилинское медресе славилось на всю округу. Наверное, поэтому в 1875 году в Бугульминском земстве рассматривалось предложение об открытии в Нижних Чершилах русско-татарской земской школы. Причем об этом ходатайствовали гласные татары. Возможно, они хотели видеть будущее учебное заведение как вспомогательное учреждение при существующем медресе. Основной учебной функцией этой школы могло бы стать изучение русского языка, гласные даже нашли учителя, студента-мусульманина из Казанского университета.
Однако нижнечершилинские имамы не одобрили это ходатайство, поэтому земскую школу открыли в другом населенном пункте. Но с 1881 года Бугульминское уездное земство начало выделять Нижне-Чершилинскому медресе ежегодное небольшое пособие в размере 200 рублей. Гласные Бугульминского земства отмечали, что, несмотря на отсутствие определенной программы обучения, в данном медресе преподается и «письмо татарское», и счетоводство, и основы религии.
Нижне-Чершилинское медресе оставалось важным очагом просвещения для местного населения, шакирдов здесь всегда было много. Это неудивительно, ведь одним из преподавателей медресе в тот период был Ризаэтдин Фахретдин. Уже в годы обучения в медресе он успел издать несколько своих книг: «Китабет-тасрыйф» (1887), Китабел-игътибар» (1888), «Китабе-мөкаддимә. Әттәхрирел-мосаффа» (1888), а в год отъезда из медресе вышел труд о воспитании «Тәрбияле бала» (1889). В тот период мало кто издавал такие книги, тем более среди авторов не было деревенских мугаллимов.
В общей сложности в Нижних Чершилах Ризаэтдин Фахретдин провел около двадцати лет. Ему был 31 год, когда он уехал из медресе. В последние пять лет служил в качестве хальфы — помощника мударриса. Безусловно, за этот долгий период учебы и службы он не раз пытался уехать в какое-то другое место, чтоб продолжить обучение. Но каждый раз возникали непреодолимые трудности. Так, в 1878 году 19-летний Фахретдин планировал отъезд в Бухару, с этой целью приехал даже в Мензелинск, видимо, хотел присоединиться к торговцам. Однако поездка не состоялась.
Уже в годы обучения в медресе Фахретдин успел издать несколько своих книг. Фото vk.com
На следующий год он попытался уехать в Астрахань. Но на осторожную просьбу шакирда Ризаэтдина, переданную мударрису Габдулфаттаху через старшего родственника Мингажетдина хазрата, руководитель Нижне-Чершилинского медресе отреагировал негативно, отговорил его. По словам дочери Р. Фахретдина Асьмы-ханым, мударрис считал, что талантливый шакирд не вернется в Нижние Чершилы. В качестве альтернативы для ознакомления с другими медресе он предложил ему съездить к своему наставнику — суфийскому шейху Мухаммеду бин Губайдулле аль-Кизляви. В медресе деревни Кизляу Р. Фахретдин провел почти два месяца. Он много времени посвятил переписыванию религиозных книг и постоянно занимался самообразованием. Например, будучи хальфой, Фахретдин разрабатывал свои учебные курсы, искал учебники под них, всячески совершенствовал программу обучения в медресе.
Неслучайно в 1880-е годы в обзоре Бугульминского уезда в качестве «выдающихся школ» упоминались медресе в деревнях Тумутук, Урусса, Байряка, Нижние Чершилы, Суюндуково. Тумутукское медресе (современный Азнакаевский район) состояло из семи домов, а количество учеников доходило до 300 человек. Помимо мударриса, там было 10 помощников (хальфы). Каменное здание медресе в Уруссе (современный Ютазинский район) было выстроено на средства казанского купца, там обучалось около 200 шакирдов. Байрякинское и Нижне-Чершилинское медресе упоминались в одном ряду с этими учебными заведениями. Уездные ревизоры отмечали, что они «обставлены довольно порядочно в материальном отношении, имеют также много учащихся».
В 1889 году Ризаэтдин Фахретдин уехал из Нижне-Чершилинского медресе. К тому времени он уже обзавелся семьей, его выбрали имамом деревни Ильбяково Бугульминского уезда Самарской губернии.
Ризаэтдин Фахретдин с семьей. 1902 г. Фото vk.com
Габдулфаттах бин Габдулкаюм скончался в 1891 году, в 63-летнем возрасте. Его дело продолжал брат Мухамедханиф. Он и при жизни брата помогал ему в педагогической работе. Так, Ризаэтдин Фахретдин упоминал его в числе своих учителей. Именно Ханиф Габдул-Каюмов был указан и в качестве руководителя Нижне-Чершилинского медресе в начале 1901 года.
Личность прежнего мударриса, Габдулфаттаха хазрата, в какой-то мере определила и жизненный путь его детей. У него было два сына и пять дочерей. Одна из них стала супругой Хади Атласи. Хусникамал-абыстай была образованной и развитой женщиной, настоящей соратницей своего мужа, поддерживала все его начинания в деле народного образования. Один из сыновей мударриса Габдулфаттаха — Габдулбари стал преемником отца и дяди, именно он позднее возглавил Нижне-Чершилинское медресе. Он учился в новометодном медресе, в казанской «Мухаммадии» Галимджана Баруди. Очевидно, что нижнечершилинский имам хотел дать своему сыну самое лучшее образование, где сочетались как глубокие религиозные познания, так и необходимые светские дисциплины. Габдулбари хазрат руководил Нижне-Чершилинским медресе до самой революции 1917 года.
Уже после отъезда в Уфу, после 1891 года, в один из летних приездов в родное Кичучатово, Ризаэтдин Фахретдин приехал специально и в Нижние Чершилы. Деревню, где прошли его подростковые и юношеские годы, вероятно, он вспоминал с особой теплотой. Он надеялся встретить своих друзей и тех, с кем многие годы провел в медресе.
«Как человек, тянувшийся мыслями к раю, с радостью и любовью вернулся я тогда, — писал в 1905 году Р. Фахретдин. — Но что я увидел по возвращении: здесь не было никого, кто жил у меня в душе. Вместо них — какие-то незнакомцы. В этом состоянии я был так безнадежен, нет сил описать это чувство. Оказывается, суть жизни — в рассеивании собранного и собирании рассеянного».
Мемориальный музей Р.Фахретдина в селе Кичучатово. Фото А. Ногманова
Если бы знаменитый ученый и религиозный деятель приехал в деревню своей юности, Нижние Чершилы, еще позднее, то застал бы более грустную картину. Дело в том, что в 1906 году в Нижних Чершилах случился страшный пожар: в населенном пункте сгорело сто домов. Несчастье коснулось не только жилых домов, но и общественных построек. Сгорело деревянное здание мечети и медресе. После этого прихожане решили построить каменное медресе. Половину расходов оплатил местный купец Ф. Исангулов, по сто рублей пожертвовали бугульминский купец Ш. Хакимов, казанский купец С. Галикеев, а также другие люди. Вплоть до советских времен, несмотря на возникавшие трудности, Нижне-Чершилинское медресе не теряло своей популярности, оставалось основным местом подготовки местных мулл.
Взгляды ахуна Мухамедханифа и молодого Габдулбари хазрата не всегда совпадали, поэтому, по мнению знающего о делах этого медресе не понаслышке Ф. Туйкина, из-за авторитета первого процесс модернизации мектебе при медресе в начале ХХ века был недостаточно активным («мәктәп юаш тәррәккый итә»). Об этом он писал в газете «Эль-Ислах» в 1908 году.
По сведениям краеведов, в 1909 году медресе даже закрывалось на некоторое время. Но, по данным 1910 года, в селе Нижние Чершилы также работали две школы. В населенном пункте в это время проживали более двух тысяч человек, существовало два мусульманских прихода. Кроме старого медресе потомков Габдулкаюма бин Гисматуллы, в 1911 году в деревне открылась еще одна новометодная школа под руководством муллы Сиражетдина Бикчурина (по другим сведениям — Салахетдинова). В этом мектебе тоже было введено преподавание многих светских предметов, вроде географии, истории, счета и т. д.
Нижние Чершилы, современный вид. Фото А. Ногманова
К тому времени старое Нижне-Чершилинское медресе уже выполнило свою историческую миссию, оно воспитало как минимум двух выдающихся шакирдов — Гильмана Карими и Ризаэтдина Фахретдина. Благодаря в том числе и их созидательному труду шакирды начала ХХ века имели уже широкий выбор для продолжения своего обучения. Книги и газеты начала ХХ века служили особым каналом распространения новых знаний, открывали другие возможности для молодого поколения. Этот информационный бум невозможно представить без трудов Ризаэтдина Фахретдина и Фатиха Карима, а также без редактируемых им газеты «Вакыт», журнала «Шура». Шакирды 1900-х годов, даже находясь в Бугульминском уезде, были осведомлены об основных веяниях времени. В этом огромном просветительском потоке есть и вклад Нижне-Чершилинского медресе.
Лилия Рамилевна Габдрафикова — доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института истории им. Ш. Марджани Академии наук РТ. Колумнист «Реального времени».