Церквь Богоявления Господня с. Шентала Шенталинская волость Бугульминский уезд Симбирской губернии.
Год основания:
Упоминается (ссылка на источник информации):
Государственный каталог географических названий России (АГКГН)
Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований (ОКТМО)
GPS-координаты:
История наименования и принадлежности:
Принадлежал (помещик):
Состоял в приходе:
Архивы:
Ста́рая Шентала́ — село в Шенталинском районе Самарской области.
Административный центр сельского поселения Старая Шентала.
Первоначальное её название — Богоявлинское.
Село было центром Шенталинской волости. В 1827 году была построена Каменная церковь и освещена во имя Богоявления Господня. При церкви имелась земля 99 десятин, библиотека, которая насчитывала 223 тома.
С возникновением земства в селе находилась земская станция, (почта), был фельдшер. В то время Старая Шентала была крупным селом, где находилось волостное правление, волостной суд, по субботам собирался базар; находился здесь сборный пункт военно-конского участка. В селе были 2 водяные мельницы, маслобойка.
По переписи населения 1897 года в селе проживали 1905 человек.
Когда в нашей местности (в 1939 — 1910 гг.) велось строительство железной дороги, то вокруг озера в Шентале, - которое и поныне называется «карьер», был сплошной лес.
Для того, чтобы проложить железнодорожный путь, рабочие вырубали лес, снимали верхний слой земли и отбрасывали его в сторону. Когда же путь проложили до того места, где сейчас находится Шентала, здесь прошел первый товарный поезд, состоящий из открытых платформ. Борта платформ показались инженерам маловатыми, и они распорядились нарастить их. В результате этого емкость одного вагона возросла до кубической сажени, то есть увеличилась на четверть. Вот тогда-то и начали брать песок из нынешнего карьера. В нагон грузили песок только лопатами. Мне самому довелось работать на строительстве и видеть, как все это делалось. По мере вывозки песка карьер расширялся и углублялся, соответственно
росло здесь и число рабочих. Работали на строительстве железной дороги люди из различных мест, в том числе из Бугульмы и Чистопольского уезда. За работу нам платили поденно, в зависимости от дальности места разгрузки песка. Если, допустим, состав выгружался возле Бугульмы или Дымки, то платили по 40 копеек, если же ближе— то по 20.
Столовой на строительстве не было, и питался каждый, как мог. Правда, была емкость, в которой кипятили по 25 ведер воды в сутки; иногда на стройку приезжали торговцы из Денискина, они продавали белый хлеб и мясо. Торговцы давали продукты и в долг, выколачивая иной раз последние деньги из рабочих. ,
И еще об одном надо сказать. 3аведывал карьером некто Бажинов, который, к слову, сильно притеснял рабочих, не выдавал
им вовремя зарплату. И не случайно рабочие нередко бастовали, не выходили на работу до тех пор, пока не получат зарплату.
Во время строительства дороги на станции Шентала никаких построек не было, не считая казармы, где жили мастер Початинский и его зять десятник Поляков.
Домой и из дома рабочие, естественно, не привозили, каждый добирался, как умел. Люди работали полуголодными, холили в тряпье. Вначале, когда рабочих было немного, с ними обводились более или менее по-человечески. А когда рабочих рук стал избыток, слишком “языкастых” начали увольнять, чтобы не допустить забастовок или других волнений.
Работали мы по 16 часов в сутки, ходили на работу за несколько километров от Шенталы, возвращаясь оттуда буквально перед заходом солнца. Возле карьера были сооружены бараки, где рабочие и жили. Обстановка в них была самая примитивная: многоярусные нары, матрацы, набитые соломой, и никакого постельного белья.
1 августа 1914 года пришла весть о начале первой мировой войны. Была объявлена мобилизация. В то время я работал вместе со своим старшим братом. Его забрали на фронт, а я по-прежнему продолжал трудиться в карьере, который и был вырыт нашими руками.