Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

Короткий счёт, длинная дружба.

Нурлат г. (Норлат, Нурлат-Октябрьский) Шламская волость Мелекесский уезд Самарской губернии.

Назад Современное название и административное отношение данного населенного пункта по справочнику:

Респ Татарстан, Нурлатский р-н, г Нурлат

Кладбища г. Нурлат Шламская волость Мелекесский уезд Самарской губернии.

Мечети г. Нурлат Шламская волость Мелекесский уезд Самарской губернии.

Храм Пророка Илии г. Нурлат Шламская волость Мелекесский уезд Самарской губернии.

Молельный дом преподобного Серафима Саровского г. Нурлат Шламская волость Мелекесский уезд Самарской губернии.

Ильинская церковь г. Нурлат Шламская волость Мелекесский уезд Самарской губернии.



Нурлат основан в 1905 г.

Районный центр с 1930 г.

Город с 1961 г.

История Нурлатского района уходит корнями в булгарские времена. Тогда на территории района было основано множество булгарских поселений. Среди них Новоальметьевское и Новоамзинское городища являлись самыми крупными. После завоевания Казанского ханства Иваном Грозным в 1552 году многие защитники Казани нашли своё пристанище в этих краях. Позднее здесь появляются ряд татарских селений - Бурметьево, Курманаево, Верхний и Нижний Нурлат, Савиново, Степное озеро, Чулпаново, а также селения, основанные чувашами-язычниками - Биляр-Озеро, Елаур, Егоркино, Вишнёвая поляна, Старые Челны и некоторые другие.

В отношении татарских селений Бурметьево и Курманаево, расположенных на реке Большой Черемшан, а также Верхний и Нижний Нурлат на реке Кондурче ранние сведения скудны. Есть данные, датированные XVI веком, что отдельные группы приказанских татар селились на Волге, в частности, в низовьях реки Большой Черемшан. У самих татар Егоркиной волости, образованной в период земской реформы 1864 года, сохранились предания, что их предки жили прежде к северу от Черемшана, по реке Сульче, где теперь Тюрнясево и Ерыклы.

Населённый пункт Нурлат появляется на картах России в 1911 году - как станция на железнодорожной ветке Симбирск-Уфа. В далёком 1905 году сюда, на место будущего районного центра, приехали две семьи железнодорожников. Они и стали первыми прокладывать здешний кусок железнодорожной ветки. Строительство станции началось с постройки будки около семафора. Там выгружались шпалы, рельсы. В "Памятной книжке Самарской губернии" за 1910 год читаем: "В настоящее время производится постройка нового рельсового пути, который будет служить продолжением Волго-Бугульминской железной дороги и соединит города Бугульму и Симбирск, проходя через северную часть Ставропольского и Самарского уездов вдоль Чистопольской границы. Новый рельсовый путь, проходя через богатые торгово-промышленные районы, где до сих пор было только конное сообщение, значительно поднимет торговлю и экономическое благосостояние населения".

В те времена работали только при помощи лопат и лошадей, но строили дороги быстро; новая железная дорога была готова уже через два года. 28 августа 1911 года здесь прошёл первый поезд. Потом появились и дома вдоль железнодорожной станции, водокачки, первое здание депо.

Первая мировая война, начавшаяся в 1914 году, а затем и годы гражданской войны привели железную дорогу в состояние полной запущенности. Потребовались годы титанического труда восстановления, но старания и самоотверженность дали свой результаты. Обновлённая Волго-Бугульминская дорога была присоединена к Самаро-Златоустовской магистрали. Шли годы... Вскоре дорога перешла на электрическую и тепловозную тягу. Первый тепловоз прошёл по Нурлату в июле 1962 года. В 1964 году нурлатское депо стало филиалом Ульяновского, и станция пути была переведена в Мелекесс.

В 1930 году Нурлат становится районным центром. Интересна эволюция в названии города и района. Сначала он назывался Южным Нурлатом, позднее Нурлат-Октябрьский. Совсем недавно район стал Нурлатским.

В 10 декабря 1997 года по решению Государственного Совета Республики Татарстан город Нурлат был отнесён к категории городов республиканского подчинения.

источник: nurlat.net


Нурлат (Норлат) - город республиканского подчинения, центр Нурлатского района. Расположен на юге РТ, близ границы с Самарской обл. Железно-дорожная станция на линии Ульяновск–Уфа. Аэропорт. Связан автобусным сообщением с городами Казань, Набережные Челны, Нижнекамск, Альметьевск, Чистополь, Самара, Ульяновск, Тольятти. Расстояние до Казани 220 км. Площадь 7,6 кв.км.

На 2007 г. население 31,6 тыс. чел. (по переписи 2002 г., татар - 58,8%, русских - 20,7%, чувашей - 19%).

Основан в 1909 г. в связи со строительством ж.д. линии Симбирск–Уфа, с 1911 г. - ж.д. станция Нурлат. С момента образования входил в Шламскую волость Мелекесского уезда Самарской губернии. С 23.01.1928 г. в составе Чистопольского кантона Татарской АССР. С 10.08.1930 г. центр Октябрьского (с 10.12.1997 г. - Нурлатский) района, 28.08.1938 г. отнесён к категории рабочих посёлков городского типа (пгт), с 10.06.1961 г. - город районного, с 10.12.1997 г. - республиканского подчинения.

Современный Нурлат - один из быстрорастущих в экономическом и социальном отношениях городов РТ. С конца 1990-х гг. здесь построены новые жилые микрорайоны, возведены и реконструированы десятки объектов промышленного, социального, культурного и спортивного назначения, проведены масштабные мероприятия по благоустройству и улучшению городской инфраструктуры. В Нурлате расположены предприятия нефтедобывающей (НГДУ «Нурлатнефть», акционерные обществава «Татнефтепром-Зюзеевнефть», «Кондурчанефть», «Бентокам», Нурлатское управление буровых работ ООО «Татнефть-бурение» и др.) и пищевой (Нурлатский сахарный завод, ликёроводочный завод, ООО «Нурлат сэте», Нурлат-Октябрьский мясокомбинат, хлебозавод, элеватор) промышленности, машиностроения (Нурлатский машиностроительный завод), производства строительных материалов (завод железобетонных изделий, комбинат строительных материалов, кирпичный и асфальтный заводы).

В экономике города заметную роль играют акционерные обществава «Нурлатнефтепродукт» и «Нурлатгаз». В Нурлате действуют гимназия, 5 средних, 3 начальные школы, профессиональный лицей; филиалы Казанской сельско-хозяйственной академии, Московского университета экономики, статистики и информатики, Елабужского педагогического университета, представительства Альметьевского нефтяного института и Академии управления «ТИСБИ» , подготовительный колледж Казанского технологического университета.

Работают Дворец культуры, ДК «Нефтяник», Дом молодёжи, детская школа искусств, музыкальная школа, детско-юношеский центр;

Центральная районная больница, медицинский центр «Мать и дитя»;

Ледовый дворец, стадион, ипподром, 2 спортивно-оздоровительных комплекса, 3 крытых бассейна, 2 теннисных корта, детско-юношеская спортивная школа; свыше 10 библиотек, Музей истории Закамья и г. Нурлат.

Функционируют мечеть и православный храм Преподобного Серафима Саровского.

Работает телерадиокомпания «Нурлат».

Число жителей: в 1928 г. - 254 чел., в 1939 г. - 4,5 тыс., в 1959 г. - 12,7 тыс., в 1970 г. - 17,5 тыс., в 1979 г. - 23,5 тыс., в 1989 г. - 23,5 тыс., в 2002 г. - 32,5 тыс. чел.

источник: Нурлат - время перемен. К., 2004. А.И. Ногманов


Верхний Нурлат (Югары Норлат) - деревня в составе г. Нурлат, на р. Кондурча, в 5 км к востоку от г.Нурлат.

Нижний Нурлат (Тубэн Норлат) - деревня в составе г. Нурлат, на р. Кондурча, в 4 км к югу от г.Нурлат.

 

▼ РАСКРЫТЬ ▼
▲ СКРЫТЬ ▲

Основан в 1905 году как пристанционный посёлок в связи со строительством железной дороги. Населённый пункт Нурлат как станция на железнодорожной ветке Симбирск — Уфа официально появился на картах России в 1911 году.

В 1905 году сюда, на место будущего райцентра, приехали две семьи железнодорожников, которые и стали прокладывать местный кусок железнодорожной ветки. Строительство началось с небольшой будки у семафора. Туда выгружали шпалы и рельсы.

 

«В настоящее время производится постройка нового рельсового пути, который будет служить продолжением Волго-Бугульминской железной дороги и соединит города Бугульму и Симбирск, проходя через северную часть Ставропольского и Самарского уездов вдоль Чистопольской границы. Новый рельсовый путь, проходя через богатые торгово-промышленные районы, где до сих пор было только конное сообщение, значительно поднимет торговлю и экономическое благосостояние населения»

— "Памятная книжка Самарской губернии", 1910 г.

В то время строили с помощью лопат и лошадей, но железная дорога была готова уже через два года. 28 августа 1911 года здесь прошёл первый поезд. Затем были построены первые дома, вагончики и здание депо. В годы Первой мировой и гражданской войн железная дорога пришла в запущение. Чтобы привести её в порядок потребовался не один год. Спустя несколько десятилетий железная дорога перешла на электрическую и тепловую тягу. Первый тепловоз пришёл в Нурлат в июле 1962 года.

В 1930 году Нурлат становится центром района. В 1938 году Нурлат получил статус рабочего посёлка, в 1961 году — города.

10 декабря 1997 года по решению Государственного Совета Республики Татарстан город Нурлат был отнесён к категории городов республиканского подчинения, а Октябрьский район был переименован в Нурлатский.

В 2009 году город отметил своё столетие со дня основания. Это празднование было проведено 12 июня и совмещено с Днём России. По данным на 2009 год в городе Нурлат проживает около 35 тысяч человек.

Нурлат во время Великой Отечественной Войны

Вечный огонь

Осенью 1941 года из Москвы в Нурлат прибыл эшелон товарных вагонов и платформ со станками и необходимым оборудованием, специалистами и рабочими с семьями. По решению Государственного Комитета обороны завод «Мосметростроя» был перепрофилирован на выпуск военной продукции и размещён в южном здании депо станции Нурлат. Директор завода Медведев со своей командой при активной поддержке Октябрьского райкома ВКП(б) в короткий срок организовали разгрузку и установку оборудования, обеспечили рабочими, сырьём, электроэнергией — станки заработали, и через несколько дней завод дал первую продукцию — снаряды для реактивной артиллерии, для легендарных «Катюш». Завод работал в течение 1941—1945 годов.

Свыше двенадцати тысяч жителей города ушли на фронт. За героизм А. Кузнецов, Н.Синдряков, Н.Козлов, М.Сергеев награждены званиями Героя Советского Союза. П.Михеев и М.Масгутов стали полными кавалерами орденов Славы всех трёх степеней. В их честь названы улицы города. Несколько тысяч жителей были награждены другими орденами и медалями.

Вклад жителей города был три раза отмечен в телеграммах Верховного Главнокомандующего И. В. Сталина:

«Передайте колхозникам и колхозницам Октябрьского района собравшим 2538000 руб. на строительство колонны „Колхозник Татарии“, сдавшим 12566 пудов хлеба в фонд Красной Армии, 4000 пудов для рабочих промышленности, мой братский привет и благодарность красной Армии.»

— И.В.Сталин

Население

Численность населения
1939 1959 1967 1970 1979 1989 1992 1996 1998
4500 ↗12 726 ↗17 000 ↗17 533 ↗18 552 ↗23 507 ↗25 000 ↗27 300 ↗28 300
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008
↗28 600 ↗28 800 ↗32 527 ↘32 500 ↘32 400 ↘31 917 ↘31 638 ↘31 602 ↘31 600
2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017
↗31 879 ↗32 601 ↗32 623 ↗32 853 ↗33 153 ↗33 267 ↘33 102 ↗33 141 ↘32 954
2018 2019              
↘32 703 ↘32 345              

На 1 января 2019 года по численности населения город находился на 472 месте из 1115 городов Российской Федерации.

Национальный состав:

  • татары — 40,7 %, русские — 37,5 %, чуваши — 19,9 % (1989)
  • татары — 58,8 %, русские — 20,7 %, чуваши — 19,0 % (2002)
  • татары — 59,1 %, русские — 24,0 %, чуваши — 15,3 % (2010)
▼ РАСКРЫТЬ ▼
▲ СКРЫТЬ ▲
| Добавил: Муртазин Н.В. | 2020-05-17 12:58:20 | Отредактировано: - |


    Яндекс.Метрика
    © 2015-2024 pomnirod.ru
    Кольцо генеалогических сайтов