Кладбища с. Холуй Хотимльская волость Ковровский уезд Владимирской губернии.
Церковь с. Холуй Хотимльская волость Ковровский уезд Владимирской губернии.
Село Хо́луй (на карте 1780-1790гг., как Холуйская слобода) Холуйской волости, Вязниковского уезда, Владимирской губернии.
«Вязниковскiй уѣздъ. Второй станъ. Становая квартира въ Холуцской слободѣ.
Холуй Слобода казенное и помѣщичье. Разстоянiе отъ губернскаго города 112. Разстоянiе отъ Уѣзднаго города 46. Число дворовъ 620, число душъ по 8 ревизiи – 1862 м. п., 2186 ж.п., число душъ по 9 ревизiи – 2304 м. п., 1198 ж.п. Дѣйствительное населенiе – 1926 м. п., 2348 ж.п. Господствующiе виды производительной дѣятельности: Хлѣбопашествомъ и торговлею. Особыя замѣчанiя: 2 Каменныя церкви, 1 во имя Тихвинской Божiей Матери и 2, Св. Троицы, Борковскiй монастырь, въ немъ каменная церковь во имя Св. Троицы. 2 Священника, 2 Дiакона, 4 причетника, становая квартира, 1 трактиръ, питейный домъ, деревянныя. Лавокъ 301 деревянныя; на рѣкѣ Тезѣ устроена водяная мельница, ярмарки 26 Iюля, 18 Августа, 21 Ноября и 6 Декабря; привозится разныхъ товаровъ и крестьянскихъ издѣлiй на сумму до 410,000 р., продается на 300,000 р. И болѣе.» Статистическiй списокъ населенныхъ мѣстностей Владимiрской Губернiи. К. Тихонравовъ. 1857г.
«Село Хо́луй казенное и владельческое, расположено по течению р. Тезы в 45 верстах от уездного города Шуи. По переписи 1859 г. в деревне было 345 дворов, в которых проживало 965 человек м.п. и 1207 ж.п. Церковь православная - 2. Базар. Ярмарок - 4. Шлюз». Список населенных мест Владимирской губернии (по сведениям 1859 года). СПб., 1863. С. 56.
«ТРЕТІЙ БЛАГОЧИННИЧЕСКІЙ ОКРУГЪ. Въ составъ третьяго округа входятъ слѣдующіе приходы:Больше-Дорковскій, Болыие-Ламнинскі,Варѣевскій. Груздевскій, Красновскій, Крутецкій, Лукинскій, Мало-Дорковскій, Мало-Ламнинскій; Матушкинскій, Мелешинскій, Мордовскій, Мугрѣево - Никольскій, Мугрѣево - Спасскій, Николо-Пенскій, Палеховскій, Помогаловскій, Преображснскій, Сакулинскій, Тименковскій, Холуйскій, Шелутинскій, Южскій, Южскій (фабричный).
Село Холуй на р. Тезѣ находится въ 45 верстахъ отъ уѣзднаго города и въ 110 отъ губернскаго.
Село Холуй давно извѣстно далеко за предѣлами Владимірской губерніи благодаря тысячам икон, которыя массами приготовляются здѣшними иконописцами и развозятся затѣмъ офенями по всѣмъ уголкамъ нашего отечества.
Иконописное мастерство существовало въ Холуѣ уже въ XVII столѣтіи; въ писцовыхъ книгахъ 1628 - 31 г. упоминается въ Холуѣ иконописецъ Лаврушка Ивановъ. Въ концѣ XVII вѣка встрѣчаются уже мастера, имѣвшіе по нѣскольку учениковъ, таковъ напр. въ 1674 г. Ивашка Путиловъ. - Въ одной граммотѣ 1668 г. упоминается, что жители села Холуя "пишутъ иконы безъ всякаго разсужденія"...
Изъ отмѣтки въ писцовыхъ книгахъ, что Троицкая церковь въ Холуѣ есть строеніе вотчинниково, можно заключить, что эта церковь построена уже послѣ 1613 г. кн. Пожарскимъ.
Въ 1746-50 г. вмѣсто этой деревянной церкви построенъ въ Холуѣ существующій нынѣ каменный храмъ…
Въ 1775 году при этой церкви построена другая отдѣльная теплая церковь.
Престоловъ въ холодной церкви два: во имя Живоначальныя Троицы и св. муч. Флора и Лавра; въ теплой церкви также два престола во имя Введенія во храмъ Пресв. Богородицы и Св. Николая Чудотворца.
Приходъ состоитъ изъ части слободы Холуя и деревень - Спасской (5 вер. отъ церкви) и Жукова (Ковров. уѣзда 5 вер.) въ коихъ по клировымъ вѣдомостямъ числится 726 душъ муж. Пола и 755 женскаго».
Кромѣ Троицкой церкви въ Холуѣ есть другая приходская церковь съ особымъ причтомъ. Церковь эта построена въ 1739 году; въ 1856 году она перестроена, остался нетронутымъ только алтарь прежней церкви.
Престоловъ въ этой церкви три: главный – въ честь Тихвинской иконы Божіей Матери, въ трапезѣ теплой во имя Срѣтенія Господня и Успенія Божіей Матери.
Приходъ состоитъ изъ части слободы Холуя и деревень: Селищъ (4 вер. отъ церкви) и Ирыхова (7 вер.), въ коихъ по клировымъ вѣдомостямъ числится 730 душъ мужескаго пола и 745 женскаго.
(Источник: Историко-статистическое описаніе церквей и приходовъ Владимірской епархіи. 1898г. стр. 408-411).
Откуда пошло название села Хо́луй есть несколько версий. «Хо́луем на Руси назывались плетённые из ивняка запруды для ловли рыбы (сетки), с помощью которых перегораживали реку наискосок и не на всю её ширину. Существует версия, что поселение бежавших от монголо-татар суздальцев, где сооружались «холуи на Тезе», получило название Хо́луй.
С. В. Максимов сообщал, что название села означает берег реки, к которому течением приносит песок, различный мусор и целые деревья, и что в этом значении слово «холуй» сохранилось на Севере, в то время как в самом селе его значение забыли. Основателями села Хо́луя, по преданию, были беженцы из Суздаля, спасавшиеся от татарского нашествия в непроходимых болотистых зарослях вдоль реки Тезы.
«В 1874 году в журнале «Владимирские губернские ведомости» И.Сивков опубликовал статью с древним преданием о возникновении Хо́луя, услышанным им в соседнем селе Мордовском. Согласно этой легенде поляки в Смутное время разграбили село Введенское, которое было «в двух верстах выше от нынешней слободы Хо́луя, на крутом берегу Тезы». Тогда жители этого села решили перенести место жительства на другое место, на гору, перейдя болото, на котором сейчас и основано село Хо́луй. Предание гласит, что «этому воспротивились рыболовы Халуй Седень дворовый выпущенник, получиший название Седня от своей белой, как лунь, бороды и четверо его товарищей». Жители села Введенского отправились на новое место, а Халуй со своими товарищами всё-таки построили себе хижины в болоте на небольшой поляне на берегу Тезы...».(из статьи А.Б.Дьяков, Т.А.Курышина. «Материалы к возникновению села Хо́луй. Историко-семантический анализ названия»).
По другой гипотезе Холуй возник как военная государева слобода переправа через Тезу (Клязьму), государственный и военный форпост Шуйской крепости, на перекрестке водных и сухопутных дорог: Ростов-Муром-Шуя и Владимир (Суздаль)-Городец. В пользу этой гипотезы говорит городской тип поселения, радиальное расположение улиц, набережные городского типа, площади перед мостами.
Первые упоминания о Хо́луе как поселении в Суздальском уезде относятся к XVI веку. В грамоте Ивана Грозного 1546 года «Об освобождении от пошлин соляных варниц Троицко-Сергиевского монастыря» записано: «… у них у новыя соли на Холую… варницы и трубы и дворы». На холую, то есть на заболотившейся протоке. Отсюда, видимо, и происходит странное название старинного села, произносимое единым выдохом, с ударением на первый слог. Впрочем, «холуями» назывались и плетённые из ивняка запруды — западни для крупной рыбы, ставившееся под углом к берегу против течения.
В 1612 году холуйцы принимали участие в ополчении Минина и Пожарского при освобождении Москвы от польской интервенции. «Холуй — посадец», пожалованный Пожарскому царём, переходил последовательно во владения Троице-Сергиевой лавры, князя Голицина, Куракина, графа Бобринского. После отмены крепостного права «графские люди» превратились в государственных крестьян, не имеющих земли. К тому времени Хо́луй уже получил известность как торговое село — здесь ежегодно проводились четыре ярмарки» (С 2003 года возрождаются старые традиции – в первую субботу июля проводится ежегодная Тихвинская ярмарка в селе Хо́луй), «включённые в торговую цепь: Нижний Новгород — Мстёра — Хо́луй. В ярмарочные дни в Хо́луе открывали свои двери гостиный двор на 300 лавок и до 100 балаганов и ларьков по обеим берегам Тезы. Наряду с этим Хо́луй славился и как центр производства дешёвых, «расхожих» икон, распространявшихся офенями (которых много среди жителей Холуйской слободы и окрестных деревень) и коробейниками во все концы Российской империи».
В своей работе под названием «Военно-статистическое обозрѣние Россійской имперіи». 1852г. Гвардейского Генерального Штаба, полковник Талызин писал: «Холуйская слобода пріобрѣла свою важность съ распространеніемъ ткацко-бумажныхъ и ситцевыхъ фабрикъ въ Шуѣ, Ивановѣ и въ другихъ селеніяхъ Шуйскаго уѣзда. Купцы сбывали товары свои обыкновенно ходебщикамъ (офенфмъ), которые развозили ихъ за извѣстное, количество процентовъ въ годъ, по всей Россіи и по окончаніи съѣзжались обыкновенно въ Холуйскую слободу для отданія отчета купцамъ и полученія отъ нихъ товаровъ вновь въ долгъ; такимъ образомъ опредѣлились извѣстные дни для съѣзда купцовъ и офеней, и отъ нихъ образовались ярмарки,... Кроме того, Холуйская слобода обращаетъ на себя вниманіе по иконописанію. Въ ней каждый житель съ молодости занимается этимъ ремесломъ и передаетъ это изъ рода въ родъ. Живопись составляетъ единственное, исключительное занятіе всѣхъ жителей. Она заключается въ писаніи, такъ наз. суздальскихъ образовъ, которые продаются по всей Россіи отъ 7 до 25 руб. за образъ. При этомъ, достойно замѣчанія, что не всякій пишетъ весь образъ, а одинъ пишетъ, голову, другой одежду, третій ноги; за образами пріѣзжаютъ Ковровскіе ходебщики и развозятъ ихъ по всей Россіи; краски добываются въ Москвѣ, на Нижегородской и Ростовской ярмаркахъ, а доски получаются изъ Вятской губерніи, на еженедѣльныхъ базарахъ.» (стр. 297-298).
Жители окрестных деревень по рассказам моих родителей (от автора) называли Холуян «фараонами», лодырями, любившими несколько раз на день ставить самовар и долго распивать чаи в прикуску с сахаром.