Свято-Николо-Шартомский мужской монастырь Шуя г. Шуйский уезд Владимирской губернии
Кладбища Шуя г. Шуйский уезд Владимирской губернии
Шу́я — город (с 1539 года) в Ивановской области России, административный центр Шуйского района, в состав которого не входит, образует городской округ Шуя.
Город Шуя расположен в междуречье рек Волги и Клязьмы в 32 км к юго-востоку от областного центра Иваново. Через город с севера на юг протекает река Теза (приток Клязьмы), протяжённость которой в городской черте составляет 6,6 км. По городу протекает также Сеха (впадающая в Тезу) и Мотовилиха (впадающая в Сеху).
Площадь — 33,29 км², население — 58 723 чел. (2017). По численности населения Шуя является третьим после Иванова и Кинешмы городом Ивановской области.
В XX веке неподалёку от Шуи были обнаружены древние захоронения (так называемые Семухинские курганы), относящиеся к Волжскому торговому пути X—XI веков.
Этимология топонима связана с расположением относительно реки Клязьмы - основной артерии Владимиро-Суздальского княжества. Шуя располагается на левом берегу Клязьмы и стоит на её левом притоке (река Теза). "Шуя" - распространённое название левых притоков на Руси и восходит к древнерусскому слову "ошую" - слева.
Шуйское княжество
С 1403 года упоминаются князья Шуйские, которые владели городом на протяжении почти 200 лет. Род Шуйских ведёт своё начало от Василия Кирдяпы — одного из князей Суздальских. Представителем этого рода был Василий Иванович Шуйский — последний царь из рода Рюриковичей (годы правления 1606—1610), после него на Российский престол взошла династия Романовых. Как повествуют легенды, Василий Шуйский часто наведывался в свою вотчину, чтобы поразвлечься соколиной охотой. В селе Мельничном (ныне пригород Шуи), по преданию, похоронена дочь царя княжна Анна. В Шуйском кремле(ныне территория Союзной площади) были осадные дворы, принадлежавшие князю И. И. Шуйскому, князю Д. М. Пожарскому и др.
Первое документальное свидетельство о городе Шуе относится к 1539 году. Под этой датой Шуя упоминается в Никоновской летописи среди городов, разорённых казанским ханом Сафа-Гиреем, и именно от неё город ведёт своё летосчисление. До этого город был известен под названием Борисоглебская слобода, в честь расположенной в нём церкви Святых Бориса и Глеба.
Шуя и венценосные особы.
Иван Грозный во время похода на Казань в 1549 году посетил Шую и вскоре включил её в числе других 19 городов в состав опричнины (1565—1572), объявив своей собственностью. Затем в 1572 году по духовной грамоте Ивана Грозного Шуя перешла в наследство его сыну Фёдору. В 1609 году город был разорён поляками, а в 1619 — литовцами.
В 1722 году по пути в Персидский поход в Шуе побывал Пётр I. Он остановился в городе, чтобы приложиться к местной святыне — чудотворной иконе Шуйско-Смоленской Божией Матери. Икона была написана шуйским иконописцем в 1654—1655 годах, когда в городе свирепствовала моровая язва. Вскоре после написания иконы эпидемия прекратилась, а образ Божией Матери якобы явил чудодейственные исцеления больных. Пётр I тоже избавился от недуга и хотел увезти чудотворную икону в Санкт-Петербург. Горожане, узнав об этом, упали перед царём на колени и умолили оставить икону на своём месте в Воскресенском храме.
В 1729 году в Шуе некоторое время жила дочь Петра I царевна Елизавета, которая любила охотиться в окрестных лесах. Побывал в Шуе и ещё один наследник престола. В 1837 году, путешествуя по России в сопровождении известного русского поэта В. А. Жуковского, Шую посетил будущий император Александр II. Познакомившись с достопримечательностями города, цесаревич удостоил своим посещением дома наиболее знаменитых горожан — богатейших купцов Посылиных и Киселёвых.
Шуйское купечество и текстильный промысел.
Развитию промышленности и торговли в Шуе способствовало удобное положение города на судоходной реке Тезе. В Шуе имелся большой гостиный двор (на месте современного Гостиного двора). Торговать в Шую приезжали иногородние и иностранные купцы — в 1654 году в гостином дворе была лавка английско-архангельской торговой компании. В это же время Шуя славилась ярмарками.
В 1755 году купец Яков Игумнов открыл первую полотняную мануфактуру, в доказательство чего ему был выдан на устройство фабрики из шуйской воеводской канцелярии билет.
В 1781 году российская императрица Екатерина Великая издала указ об образовании Владимирского наместничества и утвердила герб города Шуи. Старинный герб Шуи представлял собой щит, разделённый на две части. В верхней части стоящий на задних лапах львиный леопард — символ губернского города Владимира; в нижней части — «на красном поле брус мыла, означающий славные находящиеся в городе мыльные заводы». Действительно, мыловарение было самой древней промышленностью города Шуи, первое упоминание о них находим в писцовой книге Афанасия Векова и подьячего Селиверста Иванова 1629 года. Уже в XVI веке определился промышленный характер города Шуи. Наряду с мыловарением другим старинным промыслом Шуи был овчинно-шубный. Он особенно процветал в XVI—XVII веках, поэтому царя Василия Шуйского в народе называли «шубником».
С давних времён развивался в Шуе текстильный промысел — изготовление льняных тканей. Ткачество холстов производилось во многих крестьянских избах и в домах посадского населения города Шуи на деревянных ткацких станах. С середины XVIII века в Шуе появились ткацкие полотняные мануфактуры, самая первая мануфактура купца Якова Игумнова была открыта в 1755 году. Однако уже к концу XVIII века всемирный рынок завоёвывает хлопок. Шуйские купцы династии Киселёвых были первыми предпринимателями, кто наладил поставку хлопчатобумажной пряжи из Англии не только в Шую, но и её окрестности.
Параллельно Кисёлевым быстро развивались фабрики купцов братьев Посылиных. А. И. Посылин первый завёл бумагопрядильную фабрику на 11 000 веретён, действовавшую посредством паровых машин. Продукция посылинских мануфактур была удостоена большой золотой медали на Первой Всероссийской выставке мануфактурной промышленности в Санкт-Петербурге в 1829 году. «Этот купеческий дом в Шуе искони богатый, расчётливый и настойчивый в исполнении задуманных предприятий, имеет все средства вещественные и невещественные, чтоб сделать свою прядильную фабрику одним из первых заведений в государстве», — так писатель Дмитрий Шелехов в середине XIX века отзывался о тех, кто стоял у истоков шуйской текстильной промышленности.
По данным на 1859 год, в городе проживало 8555 человек (675 домов).
Советский период.
В Шуе было сформировано несколько воинских соединений:
В сентябре 1918 года формировался штаб 7-й стрелковой Черниговской (бывшей Владимирской) дивизии;
В 1939 году был сформирован 266-й корпусной артиллерийский полк;
В сентябре 1942 года, на основе располагавшегося в Шуе 594-го тяжёлого пушечного артиллерийского полка АРГК, были развёрнуты четыре артиллерийских полка:
594-й пушечный артиллерийский полк,
602-й пушечный артиллерийский полк,
701-й пушечный артиллерийский полк,
642-й пушечный артиллерийский полк.
Также в Шуе в здании «Фабрики-кухни», улица Железнодорожная, дом 2 ( позже профтехучилище № 11) находился 354-й запасной стрелковый полк в котором проводилось обучение призывников перед отправкой их на фронт.
Шуйское дело
15 марта 1922 года жители Шуи, в основном рабочие, вышли на центральную площадь, чтобы не допустить изъятия церковных ценностей из городского Воскресенского собора. Для подавления народного выступления власти применили военную силу, был открыт пулемётный огонь. Четверо шуян (по другим данным — пятеро), и среди них девочка-подросток, были убиты на месте.
В связи с этими событиями 19 марта председатель Совета Народных Комиссаров Владимир Ленин составил секретное письмо, квалифицировавшее события в Шуе как одно из проявлений общего плана сопротивления декрету Советской власти со стороны «влиятельнейшей группы черносотенного духовенства» и предложением их ареста и расстрела.
22 марта Политбюро ЦК РКП(б) на основе письма Льва Троцкого приняло план мероприятий по репрессиям против духовенства. Он включал арест Синода, показательный процесс по Шуйскому делу, а также указывал — «Приступить к изъятию во всей стране, совершенно не занимаясь церквами, не имеющими сколько-нибудь значительных ценностей».
Менее чем через два месяца, 10 мая 1922 года были расстреляны протоиерей собора Павел Светозаров, иерей Иоанн Рождественский и мирянин Пётр Языков[.
В 2007 году на площади возле собора был установлен памятник священнослужителям и мирянам, убитым в 1922 году.
Население.
Численность населения | ||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1856 | 1897 | 1926 | 1931 | 1939 | 1959 | 1970 | 1973 | 1976 | 1979 | 1982 |
9300 | ↗19 600 | ↗35 500 | ↗44 900 | ↗57 900 | ↗64 562 | ↗68 781 | ↗70 000 | ↗71 000 | ↗71 970 | ↗72 000 |
1986 | 1987 | 1989 | 1996 | 1998 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2005 | 2008 |
→72 000 | →72 000 | ↘69 313 | ↘69 000 | ↘68 100 | ↘66 800 | ↘66 000 | ↘62 449 | ↘62 400 | ↘60 800 | ↘58 900 |
2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | ||
↘58 541 | ↘58 486 | ↗58 500 | ↘58 357 | ↗58 616 | ↘58 570 | ↗58 795 | ↘58 690 | ↗58 723 |
На 1 января 2018 года по численности населения город находился на 286 месте из 1113 городов Российской Федерации[