Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

И среди дураков находится умный: тот, кто молчит. (еврейская)

Церковь Михаила Архангела с. Смолино Смолинская волость Судогодский уезд Владимирской губернии.

Назад

Церковь Вознесения Господня и Церковь Михаила Архангела

В книгах патриаршего казённого приказа 1628 г. отмечена деревянная церковь с престолом во имя святителя и чудотворца Николая в поместье Моисея Плещеева. «Церковь Николы Чудотворца в селе Смолине в поместье Моисея Плещеева». В 1672 г. Смолинская церковь была передана патриархом в ведение Суздальского архиепископа. Сколько времени простоял Никольский храм, и по какой причине он был упразднён – неизвестно.
В XVIII столетии упоминается уже другая деревянная церковь с главным престолом во имя святителя Василия Великого и приделом во имя Архистратига Михаила.
6 июня 1823 года смолинская трехпрестольная деревянная церковь сгорела. Церковный староста крестьянин Михаил Лаврентьев и священник Порфирий Васильев направили епископу Владимирскому и Суздальскому Парфению (Черткову) прошение о разрешении строительства новой каменной церкви вместо сгоревшей деревянной. Вместе с церковной суммой и пожертвованиями прихожан на строительство выходило всего 537 рублей – сумма недостаточная для каменного строительства. Остальные расходы по возведению сельского храма обязалась взять помещица Александра Ивановна Щербачева, урождённая Любученинова «из собственного своего иждевения». Правда, вопреки обычаю строить каменные храмы в честь бывших деревянных, церковь села Смолино епископ Парфений повелел освятить в честь Вознесения Христова, а при ней два придела – Михаило-Архангельский и Никольский.
К 1829 году каменную церковь окончили и освятили, как и было указано духовной консисторией, в честь Вознесения Христова. Однако предполагаемых приделов так и не было устроено ни тогда, ни позднее.
В Вознесенском храме хранилась икона святителя и чудотворца Николая, принесённая по преданию, из приходского сельца Дмитриевского в ещё смолинскую деревянную церковь. Образ этот почитался прихожанами как чудотворный и находился в церкви вплоть до её разграбления. Иконы Воскресения Христова и Архистратига Михаила современники выделяли среди прочих ценностью своих украшений.

В 1855 году в нескольких десятках метров к западу от Вознесенской церкви, на сельском кладбище купцами Добровольскими - новыми владельцами Вознесенского и Нечаевского заводов («Красный Маяк»), была выстроена небольшая каменная теплая церквушка во имя Архистратига Михаила. К тому времени в селе священствовал Николай Алексеевич Добровольский.
В 1886 году эта тесная церквушка была расширена на средства всё того же представителя династии Добровольских – Василия Андреевича Добровольского, владельца Вознесенского стеклозавода. Долгое время Василий Андреевич занимал пост церковного старосты, удостоившись за свою деятельность по обустройству и облагораживанию храмов ордена святого Станислава II степени, вручённого ему в 1901 году.
«АДРЕС старосте Вознесенской, села Смолина, церкви, Судогодского уезда, от причта и прихожан означенной церкви.
Милостивый Государь,
Василий Андреевич!
Шесть лет прошло, как Вы приняли на себя труд по обязанности ктитора нашей церкви; в это время Вашей службы мы были непосредственными свидетелями неослабной Вашей ревности и примерного усердия к украшению нашах храмов. Ни одного года не проходило, чтобы Вы не сделали улучшения в нашем храме: во время Вашей службы сделана в теплом храме прекрасная стенная живопись, устроен изящной работы иконостас, переделаны печи; Вашими заботами много прибавлено церковной утвари; Вами устроено в лучшем виде теплое крыльцо к нашему храму. Вашей же просвещенной ревности обязан своим украшением и обновлением и холодный храм наш. Видя все это, мы поставили для себя священной обязанностью выразить Вам глубокую признательность нашу за Вашу заботу о нашем приходском храме; усерднейше просим Вас, Василий Андреевич, принять от нас ceй адрес, как выражение нашей благодарности к Вам, за неослабное усердие Ваше к благоустройству нашего храма. Мы выражаем Вам также глубокую благодарность за Ваше теплое участие в нуждах нашего сельского училища, где мы видим весьма значительные материальные Ваши расходы.
Просим Вас, не откажитесь продолжить Вашу полезную службу в должности старосты при нашей церкви и в будущее трехлетие; кроме Вас мы не имеем в виду такого прихожанина, который бы мог заменить Вас в этом святом деле!
За тем следуют подписи священно-церковно-служителей и прихожан. Копия с подлинным верна: Благочинный, погоста Покрова-Башевых священник Гавриил Сергиевский» (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. 1886, № 2).
«Адрес, поднесенный прихожанами села Смолина, Судогодского уезда, церковному старосте того села, Судогодскому купцу Василию Андреевичу Добровольскому.
Достоуважаемый радетель и украситель нашего храма Василий Андреевич!
Вы вот уже девять лет с редкостным усердием несете труды по прохождению должности ктитора при нашем храме. В продолжение всей Вашей службы мы были непосредственными свидетелями Вашей неослабной ревности и Ваших великих хлопот по благоустройству и благоукрашению нашего приходского храма с внешней и, главным образом, с внутренней его стороны. Наш храм до Вас, достопочтеннейший Василий Андреевич, далеко не имел того благолепного вида, какой он получил со дня поступления Вашего на должность ктитора нашей церкви. С самых первых дней службы Вашей Вы поставили для себя священною обязанностью привести в подобающее благолепие наш храм и, справедливость требует сказать, достигли этой цели блистательно. Теперь все в нашем храме от пола и до свода, от входных дверей и до места, где приносится за грехи людей святая жертва, приняло новый, строго-благолепный вид. Да, не можем мы не похвалиться благолепием нашего храма! И кому всем этим мы обязаны? Вам одним, ревностнейший староста,— Вашему религиозно-просвещенному уму и беспримерному усердию.
Видя и оценивая Вашу добрую и полезную службу, мы поставили для себя священною обязанностью выразить Вам публично нашу признательность, и в знак таковой признательности порешили поднести Вам сей адрес. Пройти молчанием Ваши девяти-летние труды по украшению нашего храма мы сочли бы для себя непростительной ошибкой.
Теперь мы просим Вас покорнейше, многоуважаемый Василий Андреевич, продолжить Вашу службу в должности старосты нашей церкви: мы не имеем в виду такого прихожанина, который был бы так же благонадежен, энергичен и радетелен, как Вы. Служба Ваша Богу при доме Господнем, в соединении с нашей грешной молитвой за Вас, не пройдет даром. Благословение Божие будет почивать на Вас и семействе Вашем.
(Следуют подписи)» (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 3-й. 1-го февраля 1889 года).

Признательность прихожан села Смолина, Судогодского уезда, к церковному старосте.
Трудами церковного старосты, его личными пожертвованиями и изысканием сторонних источников, храм села Смолина, Судогодского уезда, обновлен, благоустроен и приведен в благолепный вид. Прихожане этого храма, как ближайшие свидетели и очевидцы плодотворных трудов своего церковного старосты, на протяжении двадцати лет его примерной службы, положили своим долгом почтить его, от всего общества, торжественным чествованием. С целью этого чествования они приобрели на собственные средства икону Спасителя, составили благодарственный адрес и ходатайствовали пред Высокопреосвященнейшим Сергием, Архиепископом Владимирским и Суздальским, о дозволении им поднести то и другое своему глубокоуважаемому старосте в знак сердечной к нему признательности и доброй памяти о нем. Разрешение Высокопреосвященнейшего Сергия последовало 15-го октября 1897 года. После этого прихожане села Смолина, избрав удобный день для подготовлявшегося торжества, собрались во храм Божий, помолились о здравии и долгоденствии своего уважаемого церковного старосты и поднесли ему с соответственными случаю почестями Св. икону и благодарственный адрес. Адрес составлен был в следующих выражениях признательности, глубокого уважения и сердечных благопожеланий.
Глубокоуважаемый Василий Андреевич! В памятный для нас день 21-го сентября 1897 года мы, прихожане церкви села Смолина, праздновали обновление нашего приходского храма, что совершилось благодаря вашим трудам и ревностным заботам о храме Божием. Обновленный и благоустроенный храм наш красноречиво свидетельствует о том, что в течении вашего двадцатилетнего полезного служения храму Божиему в должности церковного старосты, вы ревностными заботами своими о благолепии храма, при вашей любви к нему, несмотря на недостаточность церковных сумм, сумели, частью своими пожертвованиями, а частью привлечением к тому же посторонних лиц, — так благолепно украсить храм Божий, что он долго будет свидетельствовать о вас, как истинном христианине и прекрасном деятеле в должности церковного старосты. А посему мы, прихожане села Смолина, ценя заслуги ваши по благоустроению храма Божия, усердно подносим вам Св. икону Спасителя и настоящий адрес за общим подписом нашим, с выражением вам нашей глубокой признательности и благодарности за ваше ревностное и полезное служение в должности церковного старосты и молим Бога, да продлит он ваши дни на благо и процветание храма нашего вашими неустанными заботами и любовию к нему. (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 11-й. 1899 г.).
Причт при двух храмах состоял из священника, диакона и псаломщика. Проживали священнослужители с семьями в домах, принадлежащих церкви. На содержание причта получалось: от сдачи церковной земли в аренду до 30 руб., от служб и требоисправлений до 700 руб., от хлебного сбора до 75 руб. и процентов с причтового капитала (2900 руб.) – 116 руб. Земли при церкви: 34 дес. 1724 саж.
В конце XIX века приход состоял из села Смолина и деревень: Мордвин (4 вер. от церкви), Димитриевской (5 вер.), Озерков (6 вер.), Русловки (4 вер.), Хмелищ (5 вер.), Сельников (2 вер.), Вознесенской и Нечаевской стеклянных фабрик (4 вер.); во всех этих поселениях по клировым ведомостям числилось 1397 душ муж. пола и 1483 жен., в том числе раскольников 15 душ муж. пола и 38 женского. Такое необычайно большое количество прихожан обуславливалось находившимися рядом Вознесенский и Нечаевский хрустальными фабриками. Кстати, именно Александра Ивановна Щербачева, ставшая главным строителем первой каменной церкви, продала Нечаевскую пустошь купцам Якунчиковым, построившим там Нечаевский хрустальный завод.
6 декабря 1913 г. в 2 часа дня на Нечаевском хрустальном заводе совершено освящение молитвенного дома, устроенного на средства арендатора завода Судогодского купца А.П. Львова… Накануне священник с. Смолина А. Лебедев с местным причтом, при пении заводского хора певчих, совершил освящение икон молитвенного дома и отслужил всенощное бдение Святителю Николая.
12 февраля 1914 г. диакон с. Смолина Владимир Цветков определен на священническую вакансию к церкви с. Пушкина Судогодского уезда.
27 марта 1914 г. псаломщик с. Смолина Иаков горелов перемещен в с. Языково-Брыково, Судогодского уезда.
17 апреля 1914 г. диакон-псаломщик с. Новых Котлиц Муромского уезда, Иоанн Сокольский перемещен в с. Смолино на псаломщическую вакансию.
Из доклада Предсъездной Подготовительной Комиссии по содержанию прошений, поступивших от причтов на ее рассмотрение, по вопросу о назначении казенного жалованья причтам церквей Епархии и постановлено: «6) Оставить на прежнем месте и ходатайствовать о закрытии диаконской вакансии: с. Смолино, Судогод. у. и с. Чеково, Владимир. у.»
Пожертвования для подарков воинам действующей армии ко дню святой Пасхи, отправленные Его Высокопреосвященством: «… №10. От священника села Смолина, Судогодского уезда, Александра Лебедева: 25 пар варег, 12 шт. кальсон, 6 шт. рубах, 5 шт. жилетов, 4 полотенца, 4 пары портянок, 4 мотка ниток, 1 пара носок».
1 апреля 1916 г. диакон-псаломщик Судогодского собора Василий Взоров определен на штатное диаконское место в с. Смолино.
11 октября 1916 г. диакон-псаломщик с. Смолина Иван Сокольский согласно прошению перемещен на псаломщическое место в пог. Успенский Вязниковского уезда.
1 ноября 1916 г. воспитанник семинарии Владимир Лебедев был допущен к исполнению обязанностей псаломщика в с. Смолино, с 1 ноября по 20-е февраля 1917 года.
Воспитанник Семинарии Борис Лебедев 21 февраля 1917 г. допущен к исп. обяз. псаломщика в с. Смолино до 12 апреля.
Последним сельским священником стал Александр Васильевич Лебедев, служивший в Смолино с 1896 года. В 1926 году он был лишён избирательных прав, а что сталось с ним позднее – неизвестно.
Храмы Вознесения Христова и Архистратига Михаила закрыты решением облисполкома от 30 декабря 1939 года. К тому времени Судогодский уезд, как и Владимирская губерния, были упразднены и село состояло в Ковровском районе Ивановской области.
Здания церквей долгое время использовались местным колхозом и даже «ремонтировались», меняя свой облик, пока не были заброшены, каковыми являлись до недавнего времени. Вознесенский храм выглядит менее удручающе, но и он с каждым годом разрушается всё больше и больше: обвалилась крыша вместе с потолком, некогда покрытым великолепной лепниной, почти полностью утрачена настенная роспись, а всё внутреннее пространство церкви густо заросло травой.
От старого кладбища также не осталось следа. Лишь местами можно встретить гранитные надгробия, некоторые из которых представляют несомненный интерес для краеведов.
На сельском некрополе за алтарем Вознесенского храма расчищено белокаменное надгробие титулярной советницы Марии Яковлевны Санорской, урожденной Касаткиной, скончавшейся в июле 1868 года. Её памятник прежде был засыпан целиком и считался утраченным. Это родная тетка гусара-заводчика Константина Касаткина и дочь отставного поручика Егора Яковлевича Касаткина, женившегося на богатой купеческой дочке Агафье Степановне Якуничиковой. Именно ее отец и дядя, касимовские купцы из Рязанской губернии Степан Лукьянович и Павел Степанович Якунчиковы, стали основателями первого на ковровской земле стеклозавода (Кляземский хрустальный завод).
Рядом нашли еще один украшенный различными резными изображениями – крестами и херувимами – белокаменный памятник губернского секретаря Федора Петровича Санорского, умершего в 1862-м. Ранее считалось, что и это надгробие не сохранилось.
Близ теплой Михайло-Архангельской церкви был обнаружен в земле небольшой надгробный памятник белого мрамора, на котором явственно читалась надпись: «Николай Петрович Чижев, род. 9 июля 1839 г. сконч. 27 января 1889 года». Николай Петрович Чижев (1839-1889) - меленковский уездный предводитель дворянства, в 1887 г. занимал должность богородицкого уездного предводителя дворянства Тульской губернии.

Местная Религиозная Организация Православный Приход Храма Михаила Архангела и Вознесения Христова села Смолино Ковровского района Владимирской области Владимирской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) действует с 14 мая 2001 г.
Настоятель, председатель приходского совета - Кравченко Семен Иванович.

Источник:
1. Добронравов, Василий Гаврилович. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: Вып. 5 и послед.: Шуйский и Ковровский уезды. Вязниковский и Гороховецкий уезды. - 1898. - 505, VII c.

▼ РАСКРЫТЬ ▼
▲ СКРЫТЬ ▲

    Яндекс.Метрика
    © 2015-2025 pomnirod.ru
    Кольцо генеалогических сайтов