Боголю́бский монасты́рь Рожде́ства Богоро́дицы (c XIX века в честь явле́ния Боголю́бской ико́ны Бо́жией Ма́тери) — женский православный монастырь в посёлке Боголюбово Суздальского районаВладимирской области (Владимирская и Суздальская епархия Русской православной церкви).
Монастырь занимает территорию дворца-замка Андрея Боголюбского — единственного гражданского здания домонгольской Руси, дошедшего до нашего времени хотя бы частично.
Владимиро-суздальский князь Андрей Юрьевич Боголюбский (второй сын ростово-суздальского князя Юрия Владимировича Долгорукого) около 1158 года основал здесь загородную резиденцию — «град камен» Боголюбово[1], в котором также воздвиг храм в честь Рождества Богородицы. Позднейшие источники объясняли выбор места волей Богоматери, либо чрез Владимирскую икону, либо при её явлении князю Андрею (см. Боголюбская икона Божией Матери).
Ансамбль княжеской резиденции включал в себя, помимо храмов, двухэтажный каменный дворец и каменный киворий; замок ограждён каменными стенами (см. одну из реконструкций). «Другого столь значительного комплекса белокаменных зданий мы в домонгольской Руси не знаем», — констатирует Сергей Заграевский[3]. Замок до 1950-х годов считался утраченным, пока Николай Воронин в 1954 году не обнаружил лестничную башню и переход на хоры, соединяющий башню с собором Рождества Богородицы. В XVIII веке над лестничной башней была надстроена шатровая колокольня. Белокаменный храм Рождества Богородицы рухнул в 1722 году, но в 1751–1758 годах был построен вновь.
Князь Андрей был убит в своём замке. Предполагаемое место убиения князя Андрея, находящееся под лестницей лестничной башни, сохранилось до настоящего времени[4]. Вероятно, во искупление этого злодеяния и был основан в Боголюбове монастырь. Н. Н. Воронин высказал предположение, что монастырь на территории замка был устроен при преемниках Андрея, в начале XIII века[3], однако ранние сведения об истории обители очень скудны и датируются гораздо более поздним временем. В академических списках древнерусских монастырей он не числится[5].
По грамоте царей Иоанна и Петра Алексеевичей 1687 года обитель стала Патриаршим домовым монастырём; в 1753 году — синодальным; позднее перешёл в ведение Владимирских архиереев; с 1882 года до закрытия управлялся викариями Владимирской епархии. При учреждении штатов в 1763 году монастырю был усвоен 3-й класс, в 1872 — 2-й, в 1891 году — 1-й. Огромный, грузный собор в честь Боголюбской иконы Божией матери возведён в 1855-66 гг. в т. н. «русско-византийском стиле» по проекту его основоположника, К. А. Тона.
В 1921—1923 годы настоятелем был викарий Владимирской епархии Ковровский епископ Афанасий (Сахаров). 3 июня 1923 года монастырь был закрыт; 17 сентября того же года президиум Владимирского уездного исполкома принял решение о передаче всего имущества бывшего монастыря уездному и волостному исполкомам; постановлением того же исполкома от 21 декабря и Владимирского губземуправления от 8 января 1924 годаансамбль бывшего монастыря со всем имуществом передавался в ведение музейного отдела.
Список настоятелей и настоятельниц[показать]Возрождение монашеской жизни[править | править код]В 1991 году часть зданий была передана монашествующим во главе со схиигуменом Никодимом. 14 января 1997 года по решению священноначалия сюда были переведены 60 сестёр из Задонского Спасо-Преображенского монастыря; возникли два монастыря: мужской и женский. После этого началась активное возрождение монастыря.
Собор Боголюбской иконы Божией Матери был полностью оштукатурен, проведено паровое отопление. В соборе повешены паникадила: центральное весом около 2 т и девять малых боковых; гранитом и мрамором выложен пол, белым мрамором — солея, алтарь, престол, жертвенник и горнее место. Отреставрированы росписи, в 2002 году изготовлен новый трёхъярусный резной позолоченный иконостас. Возведены хозяйственные постройки, посажен фруктовый сад, отреставрированы келейные корпуса. Есть швейная, иконописная, столярная мастерские. Праздничным звоном оглашают окрестности колокола весом 1050, 2500 и 8000 кг. На святом источнике у стен монастыря выстроена часовня и две купели.
Возрождена традиция крестного хода с Боголюбской иконой Божией Матери, установленного в XVIII века, в память чудесного прекращения по молитвам перед образом страшного морового поветрия. Крестный ход из города Владимира в Свято-Боголюбский монастырь совершается ежегодно 1 июля — в день празднования Боголюбской иконы Божией Матери.
Силами и средствами Свято-Боголюбского монастыря завершено строительство подворья в урочище Спас-Купалище Судогодского района, расположенного возле впадения реки Судогды в реку Клязьму. Начиная с 2001 года, по благословению архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия на пустом месте был возведён целый монастырский комплекс с келейным корпусом и хозяйственными постройками, обустроен чудотворный источник, сейчас закончено восстановление Спасо-Преображенского храма, в котором возобновлены богослужения.
В сентябре 2009 года СМИ сообщали о побеге в августе двух девочек-воспитанниц монастырского приюта для несовершеннолетних: сбежавшая из приюта 16-летняя воспитанница Валентина Перова направила обличительные письма Генеральному прокурору России, патриарху Кириллу и Президенту России.
1 октября 2009 года сообщалось, что специальная комиссия, назначенная патриархом Кириллом, занимается ситуацией, сложившейся вокруг приюта при женском монастыре. Некоторыми обозревателями скандал в связи с побегом расценивался как провокация против ультраконсервативно настроенного архимандрита Петра (Кучера)[9]. 18 ноября председатель Следственного комитета при Прокуратуре РФ Александр Бастрыкинпредложил законодательно гарантировать соблюдение прав несовершеннолетних, содержащихся в монастырских приютах, — что явилось результатом проверки, проведённой в связи с обращением Перовой о незаконном лишении свободы её и другой воспитанницы[10]. В работе приюта был выявлен ряд нарушений законодательства; настоятельница была лишена права опекунства, однако проверка не подтвердила факты жестокого обращения монахинь с обитателями приюта, которые были изложены в письме Перовой президенту и патриарху.
В начале октября 2010 года из монастырского приюта сбежали и обратились в милицию две 17-летние девушки, а через несколько дней в газету «Известия» пришёл вместе с тремя бывшими воспитанниками приюта отец Виталий Рысев, директор суздальской епархиальной школы-пансиона, куда прошлой зимой перевели часть детей из Боголюбского монастыря. В статье в «Известиях» приводились слова матери одной из бывших послушниц: «Очень часто из комнаты воспитателя доносился плач детей, их били ремнём, у многих были отпечатки ремня на ногах и руках». Уполномоченный по правам человека Владимир Лукин, уполномоченный по правам ребёнка Павел Астахов и российская Генпрокуратура обещали расследовать сообщения об избиениях и издевательствах над детьми, ранее проживавшими в приюте монастыря[12]. Как сообщила одна из сбежавших воспитанниц боголюбовского приюта, в нём детям внушали, будто в России будет восстановлена монархия, и кто-нибудь из воспитанников мужского пола станет новым «царём Всея Руси».
21 октября 2010 года распоряжением архиепископа Владимирского Евлогия (Смирнова) в монастыре прекращено всякое пребывание несовершеннолетних детей — даже с родителями.