Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

Не спеши языком, спеши делом.

Свято-Успенский Косьмо-Яхромский мужской монастырь с. Небылое Андреевская волость Владимирский уезд Владимирской губернии.

Назад

 


Вид Свято-Успенского Косьмо-Яхромского монастыря с северо-востока



Святые ворота монастыря. Вид снаружи.

Святые Ворота монастыря

Свято-Успенский Косьмо-Яхромский монастырь (Космин Яхромской монастырь) - православный мужской монастырь, расположенный в селе Небылом Юрьев-Польского района Владимирской области.

Основан монастырь между 1483 и 1494 гг. преподобным Космой (Яхромской), уроженцем селения Зернова, близ села Рожнова, Суздальского уезда,- на том месте, где он, еще в детстве обрел на дереве св. икону Успения Божией Матери. Преподобный Косма, по преданию, здесь первоначально построил деревянную церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы, где и поставил эту икону.

Косма Яхромский


Косма Яхромский

Прп. Косма Яхромский. 2-я пол. XVII - 1-я четв. XVIII в. Из Космина Яхромского монастыря.

Имя преподобного Космы в миру неизвестно, как и точная дата рождения. Родился Косма в селении Зерново, близ села Рожнова, Суздальского уезда. В отроческом возрасте попал в услужение в знатную боярскую семью, где ему постарались дать хорошее по тем временам образование.
Существует предание, что однажды боярин, у которого служил Косма, серьёзно заболел. В поисках врача он переезжал из одного города в другой. Однажды путники остановились при источнике в Яхроме; здесь больной, утомленный долгой дорогой, заснул. В это время отрок внезапно увидел свет, осиявший все то место, и услышал таинственный голос: «Внимай, Косма, и разумей глаголы жизни, яви житие богоугодное, возжелай радости праведных, да получиши вечная блага!»
Внимательно смотревший Косма заметил, что лучи блеснувшего ему света исходили от иконы Успения Божией Матери. Икона эта явилась ему на дереве. Отрок дерзнул приблизиться и взять святую икону; затем он приложил ее к больному месту своего страждущего господина, и тотчас последний пробудился от сна совершенно здоровым, как бы никогда не страдавшим своим тяжелым недугом.
Позже тот же самый таинственный голос воззвал его оставить мир, чтобы жить и работать для Господа. Вняв небесному внушению и взяв с собою икону Богоматери, преподобный оставил дом своего господина, намереваясь посвятить все свое служение Господу в какой-либо иноческой обители. Руководимый и охраняемый Промыслом Божиим, преподобный Косма вскоре пришел в знаменитую Киево-Печерскую обитель, где находился подлинник явленной ему иконы. Отдав святую икону в лавру преподобных Антония и Феодосия, блаженный отрок просил настоятеля облечь его в иноческий сан. Игумен несколько колебался, видя его юный возраст и не думая, чтобы в таких годах отрок Косма был бы способен переносить все трудности и тягости жития подвижнического; однако по причине настойчивого желания отрока игумен исполнил его просьбу.
В Печерском монастыре отрок изумил всю братию подвигами своей равноангельской жизни; даже старцы обители, наиболее опытные в трудах иноческого жития, дивились подвигам юного инока: непрестанна была молитва его к Богу, как непрестанны были и постнические труды его.
После многих лет дивного подвижничества, когда преподобный уже отчасти достиг в соединение веры и познания Сына Божия, в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова, благоволил Господь избрать праведного Своего на особое служение Своей Пречистой Матери. В новом чудном видении явился преподобному Косме светоносный юноша и от имени Божия повелел ему идти в пределы Владимирские, на реку Яхрому, где некогда явилась ему святая икона, для того, чтобы построить там церковь в честь Успения Матери Божией. Внимая высшему призванию, преподобный оставил обитель Киево-Печерскую и отправился к тому месту, где было чудесное явление ему святой иконы.
Едва только преподобный пришел к месту обретения честной иконы Богоматери, ему вторично явился неземной луч, осиявший все то место. Преподобный решил непременно запечатлеть в памяти грядущих родов то место, где произошло обретение честной иконы Богоматери. С этою целью в 1482 или 1483 г. преподобный построил небольшой деревянный храм Успения Пресвятой Богородицы, послуживший началом основания Свято-Успенского монастыря.
Со временем слух о подвигах распространился по округе и к преподобному стали приходить монахи, желавших подвизаться в молитвенных и постнических трудах, образовав монастырь. Позже Косма был избран игуменом монастыря, установил порядок иноческого жития.
Косма усердно посещал больных разными недугами и страждущих, исцеляя их молитвами к Господу и Его Пречистой Матери. Занимался проповедническими беседами с мирянами.
По официальной версии, скончался Косма в глубокой старости 18 февраля 1492 г. и был погребен в основанной им обители.
Исследователи до сих пор спорят о хронологии жизни Космы Яхромского, данные о которой весьма противоречивы. Официальным годом кончины преподобного назван 1492 год, но во всех первых источниках, упоминающих имя Космы, в том числе в «Житии», эта дата не обозначена. По другим данным он скончался между 1464 и 1473 гг., либо около 1430 г.
Один из историков предположил, что реальная дата смерти святого - двадцатые годы или сер. XV в.

Православная церковь поминает его также 14 октября, в день празднования иконы, явленной православному святому.
Житие преподобного Космы написано Григорием, иноком суздальского Спасо-Евфимиева монастыря, в первой пол. XVI в. Существует несколько списков этого летописного памятника: Духовной Академии Санкт-Петербурга, Погодинский, Уваровский и Волынский, все из которых относятся к семнадцатому веку и отстоят на несколько десятилетий от написания оригинального текста.
Мощи святого были положены под спудом в монастырском Успенском храме, в основанной им обители. Существуют письменные свидетельства двух исцелений от мощей.
«Один из жителей деревни Зернево сильно страдал помрачением ума; иногда он доходил до такого исступления, что не мог узнать своих близких родных. Болезнь его развивалась все более и более; ему начали даже являться нечистые духи в разных страшных видах. В таком тяжком положении несчастный находился довольно долгое время и уже был близок к смерти. Тогда родные его и решили обратиться за помощью к прп. Косме и с этою целью привели его к мощам угодника Божия. Четыре дня они воссылали горячие молитвы к нему об исцелении несчастного страдальца. Усердная молитва их была услышана. На пятый день пребывания при гробнице преподобного больной совершенно исцелился от болезни и возвратился в дом свой совершенно здоровым.
В другой раз случилось, что отрок Стефан, сын работника, жившего при монастыре, впал в расслабление и так долго лежал на одре без движения, что приготовился уже к смерти. Родители больного, твердо веруя в силу молитвенного заступления преподобного Космы, принесли сына своего к его мощам. После усердной молитвы отрок здесь получил совершенное исцеление от своего недуга».
Год прославления преп. Космы неизвестен, но не позднее 1688 г., ибо во вкладной книге он нарицается уже чудотворцем. Православная церковь поминает его 14 октября, в день празднования иконы, явленной православному святому.

Яхромская Богоматерь

Явление иконы Богоматери произошло 14 октября 1482 г.
До наших дней сохранился только предположительный список явленной Косме иконы, изображающий Божью Матерь по одному из основных типов изображения в русской иконописи Умиление. Младенец Христос изображен справа, сидящим на руке Богоматери и прижимающимся к её щеке. Одной рукой он трогает подбородок. Ножки младенца Христа скрещены, подошва одной из них развернута к зрителю.
В некоторых источниках Яхромскую икону называют Ахренской.
В XVII в., вероятно при царе Алексее Михайловиче, из Космина монастыря был взят в Москву «чудотворный медный литой» образ Пресвятой Богородицы. В сказании о нем говорится: «Образ Пресвятыя Богородицы Яхромския чудотворный медный литой в Шахматицы явися в лето 6990 (1482) октября в 14 день преподобному игумену Козьме Яхромскому чудотворцу близ града Юрьева Польского за 15 поприщ, на древе вязу. Явися образ медный, мерою четверть аршина. Преподобный бе тогда во младости и не пострижен...». Согласно сказанию, образ был возвращен в обитель в 1685 г., дальнейшая судьба его неясна.
В XVIII—XIX вв. «Яхромской» в Косьмином монастыре называли два изображения Божией Матери: образ Богородицы с Младенцем, по иконографическому типу «Умиление», и древнюю икону Успения - и торжественно праздновали явление прп. Косме Яхромской иконы (14/27 октября) и память Успенской иконы (в девятую пятницу по Пасхе). Обе эти святыни Косминой обители не сохранились. Еще одна чтимая монастырская икона Яхромской Божией Матери, изображенная на серебряном ковчеге-мощевике начала XVI века, ныне находится в музее в г. Суздале.
В кремлевском Благовещенском соборе сохранилась икона XIV века Богородицы с Младенцем точно такой же иконографии, как и «Яхромская», но с изображением Младенца Иисуса на правой, а не на левой стороне. Современные исследователи полагают, что этот древний образ был родовой святыней либо самого преподобного Космы, либо исцеленного «боярина» из знатного рода Секериных. В течение двух веков он хранился в Косминой обители, а в XVII в. вместе с явленным «чудотворным медным литым образом» был взят в Москву и остался в царском храме Благовещения.
День празднования: 14 октября/27 октября.


Икона Божией Матери Яхромская

В 140 саженях от монастыря находится колодец, выкопанный, по преданию, преподобным Космой.

В XV-XVI вв. строения монастыря были деревянными, быстро ветшали и на протяжении столетий неоднократно перестраивались.
В 1624 г. монастырю было пожаловано село Небылое.
В 1688 г. из Владимирского Спасского Золотоворотского монастыря прибыл Сергий, ставший игуменом монастыря.

Кирпичный собор Успения Пресвятой Богородицы начал строиться в 1657 г. Царь Алексей Михайлович пожаловал на постройку храма 300 руб. и 100 пуд. железа.
В 1833 г. в главном алтаре, в южной части его, устроен придел во имя прп. Космы.
Соборная церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы – каменная о пяти главах. Настоящая церковь по свод вышиной 5 саж., с главами 8 саж. Вся церковь в совокупности с алтарем и трапезой длиной 9 саж., шириной 5 саж. Алтарь и трапеза вышиной по крышу 2 ½ саж. В соборной церкви окна обыкновенные, числом 17, с закладными рамами, с железными решетками. Стены и своды в настоящей, алтаре и трапезе штукатурены. Пол в алтаре цементный, в церкви из обжельской лещедки.
Колокольня каменная, вышиной 8 саж., нижний ярус ее 4-х угольный квадратный, заподлицо с папертью, а верхний 8-ми угольный, кровля куполообразная железная, с шпилем, обложенным железными листами, на котором крест железный.


Алтарная апсида Успенского собора

Успенский собор

26 февраля 1868 г. исправляющий должность казначея Козмина монастыря Иеромонах Никодим награжден набедренником за особенный труд на пользу обители.

Опись древних предметов монастыря в нач. ХХ века:
«Древние иконы:
Чудотворная икона Успения Божией Матери, длиной 9 верш., шириной 6 верш., XVI в.; вложена в икону с изображениями свят. Митрофана и препод. Космы Яхромского. Икона Успения Божией Матери в серебряно-вызолоченном окладе.
Икона Яхромской Божией Матери, изображенная на серебряном, без пробы, плоском ковчежце, длина 2 ¾ верш., ширина 2 верш., с мощами разных святых, XVI в., ковчежец вкладывается в икону, длина 6 ½ верш., ширина 5 верш., с сетчатой филигранной ризой, с изображением разных святых на иконе.
Икона Владимирской Божией Матери, венец и оклад басемные, длина 5 ¾ верш., ширина 4 ¾ верш. XVII века.
Икона Смоленской Божией Матери – большого размера, венец на иконе с простыми камнями. XVIII века.
Икона на гробнице преподобного Космы, письма старинного, в рост, длина 2 арш. 4 верш., ширина 12 верш., под ризой, шитой золотом; сама гробница и сень новые. XVI века.
Шитый шелком образ препод. Космы Яхромского; не позднее XVII в.
Шестнадцать иконок на левкашенном холсте, на одной стороне святцы, а на другой изображения Господских, Богородичных и недельных по триоди праздников; писан искусным Строгановской школы письмом, в киоте старинной работы, серебропозолоченном. XVII века.
Икона свят. Николая Чудотворца в медном окладе. XVIII века. Эта икона, а равно шитый шелком образ пр. Космы и святцы на холсте хранятся в Древлехранилище Братства св. Александра Невского».


Митрофан Воронежский

В 1665 г. по просьбе братии, митрополитом Сарским и Подонским Павлом был поставлен во игумена Космина монастыря инок Золотниковской пустыни, Владимирской губернии, Суздальского уезда, Митрофан (впоследствии - святитель Митрофаний Воронежский). За девять лет его игуменства (1666 – 1675 гг.) Космин монастырь превратился в процветающий духовный центр.

В одно время любители старины искали точные указания об исчезнувшем богатом иконостасе Всехсвятской церкви Переславского Горицкого монастыря. Только в XIX веке, при разборке Переславского Архива Духовного Правления найдены были дела, в которых с достаточной ясностью указано, когда и куда именно был отправлен иконостас этой церкви. В деле Переславского Духовного Правления за 1796 г. № 13 прописан именной Преосвященного Виктора указ, которым предписывалось разобрать иконостас Всехсвятской Церкви и переправить его в Суздальский кафедральный собор. Повеление это мотивировалось тем, что „дом архиерейский, при котором находится оная церковь, приходит в ветхость, так что и потолки прогнили и штукатурная работа отстала, а иконостас, по неимению присмотра, приходит в тусклость и потемнение; церковное стенное писание также потускло, а в алтаре совсем отстало". Не смотря на этот указ, разборка иконостаса почему-то тянулась очень долго, и только 17 Марта следующего 1797 года Духовное Правление доносило, что иконостас разобран и отправлен в Суздаль. Однако интересующиеся иконостасом Всехсвятской церкви не найдут его и в Суздальском соборе.
О дальнейшей судьбе этого иконостаса имеются указания в найденном архивном деле 1809 года за № 28930 на 1 листе. Вот что в этом деле говорится об иконостасе. „В оной (Всехсвятской церкви), с нарушения епархии Переславской, службы не бывает; ибо прошлаго 1796 г., по указу февраля 28 дня Преосвященный Виктор, Епископ бывший Суздальский и Владимирский, из той церкви иконостас, по завидной его новой фигуре, чистой отделке и драгоценности, со всеми дверьми и лампадами взял в Суздальскую домовую свою церковь, а по несовместимости продал в Кузьминский монастырь". Итак, только благодаря указаниям, сохранившимся в архиве, исчезнувший из Всехсвятской церкви иконостас найден в Кузьмине монастыре.

Был построен новый теплый каменный храм во имя Всемилостивого Спаса, Нерукотворенного его Образа (взамен ветхого деревянного), который был снабжён всей необходимой церковной утварью, игуменские каменные келии, полностью обновлено иконное убранство обители. Был построен нижний этаж корпуса, в котором разместились настоятельские и братские келии.
В 1833 г. с южной стороны в трапезе устроен придел во имя святителя Митрофана.
Церковь Спаса Нерукотворенного Образа – теплая, каменная, об одной главе, во 2-м этаже престол во имя Нерукотворенного образа, внизу кладовое помещение. Вышиной церковь 5 саж., длиной 8 саж., шириной 4 саж. Окна в ней обыкновенные, в два света, числом 17, с закладными рамами. Свод и стены штукатурены. В трапезе накатник и стены такие же, пол деревянный; 2 печи – из простого изразца и железная.
Закрыта в 1920-х гг., в 1930-1950-х гг. занята райисполкомом Небыловского района. В 1980-х гг. отреставрирована, использовалась вместе с кельями как музыкальная школа. В 1990-х гг. возвращена верующим.

В Козьмине монастыре хранилось напрестольное Евангелие с следующей собственноручно сделанной надписью Святителя Митрофана: «Лета 7174 (1666) году Марта 25-го дня выменено сие Евангелие Володимирского уезду Пречистые Богородицы и Преподобнаго отца нашего Козьмы Яхринского Чудотворца при Игумене Митрофане, что взятъ изъ Золотниковские пустыни, а выменилъ на казенные денги». Евангелие это печатаное при Царе Алексие Михайловиче в 1663 году, обложено красным бархатом. На верхней доске в середине изображен Иисус Христос сидящий на престоле, по углам Евангелисты; все они медные чеканной работы, вызолоченные.


Справа Никольская церковь, слева Спасская, в центре Святые Ворота монастыря

Спасская трапезная церковь с келейным корпусом

Спасская трапезная церковь

Алтарная апсида Спасской церкви

Икона «Иисус Христос» над входом в Спасскую церковь

Справа Спасская церковь, слева Успенский собор

В 1684 г. Космин монастырь был передан в ведение Патриаршего дома.

Следствие о приездах царицы в патриарший приписной Кузмин монастырь

В 1720-м году дьяку Тайной Канцелярии Тимофею Палехину, именным указом, присланным из С.-Петербурга, из Тайной Канцелярии, велено было ехать во Владимир и в Суздаль для проведения следствия о царице Лопухиной Евдокии Федоровне.
Казначей Иоасаф Федотов показал, что о приездах царицы ничего не знает и не слыхал, так как он в монастыре недавно, «а игумен того Кузмина монастыря Григорий живет в том монастыре года с четыре, и поехал в нынешнем 720 году в сентябре месяце в Москву для монастырских своих нужд». Это же подтвердили и остальные монахи, прибавив, что с игуменом же уехал в Москву и иеродиакон Серафим. Из монахов 4-ро (игуменский отец Маркел Феофанов, иеродиакон Сергей Никитин, будильщик Киприян Михайлов, житенный Феодосий Тимофеев) показали, что они живут в монастыре недавно и о приездах царицы ничего не знают и не слыхали.
Остальные монахи, именно: иеромонах Иосиф Федоров, иеромонах Митрофан Михайлов, уставщик Модест Васильев, клиросный Яков Игнатьев, гробовой Сосипатр Иванов, пономарь Артемий Степанов, конюший Рафаил Иванов, Моисей Иванов, Иларион Моисеев, Кирилл Тимофеев, Антоний Иванов, Яков Киприянов, Лаврентий Кирилов, подкеларщик Геронтий Мартынов, чашник Пафнутий Васильев, Исаия Онуфриев, Кирилл Онуфриев, Игнатий Степанов, Иов Прокофьев, показали:
Царица приезжала в монастырь дважды, погодно летним временем; в первый раз была при бывшем игумене Симоне, тому лет 6, а в другой раз при нынешнем игумене Григории Максимове, тому года с 3; по приезде останавливалась в первый раз в братских монашеских деревянных кельях, которые близ соборной церкви, а в другой раз в игуменских каменных кельях, а игумен на это время переходил в келью казначея Лаврентия, который ныне в том монастыре простым монахом; ночевала царица по одной ночи и бывала в соборной церкви, «а что в той церкви отправляла, и какое действо чинила, того они не ведают, потому что они монахи в то время в церкви не были, и из келий им выходить не велели, а оные-де игумены как бывший, так и нынешний в то время в соборной церкви не были-ж, а были в кельях своих, только де в то число они бывали с теми игуменами у литургии в особой церкви, и по совершении той литургии расходились в свои кельи». В соборной церкви службу отправлял при царице приезжий с нею поп Гаврило Федоров. С царицею были старицы и служители, имен их, число и чинов не знают. В оба приезда царица кормила монахов в трапезе, «а кормили их служители ея», при чем игумены оставались в своих кельях и в трапезе не бывали; а после обеда, при выходе из трапезной кормившие монахов служители приказывали им кланяться царице «против келий» по трижды в землю, и они ей кланялись, а в лицо царицу не видали; при отъездах ее, оба раза, игумены с монахами выходили из своих келий и провожали ее за монастырь и сзади кареты кланялись ей по трижды в землю и затем возвращались в монастырь, «а провожали ее спроста, а не в такую силу, чтоб ее почитать сущею царицею». Подаяния от царицы в монастырь никакого не было, а давали только вместо милостыни по гривне на брата.
«И по отъезде-де ее бывшей царицы на эктениях и на молитвах царицею не поминали, и приказа от нее такого, чтоб ее поминать царицею не было, а что она была пострижена, того они не ведают, и ни от кого не слыхали».
Опять пришлось Палехину писать в Москву к преосвященному Игнатию, митрополиту Сарскому и Подонскому, о сыске игумена Григория и о держании его под караулом до указа «чтоб он куда не скрылся».
«В тех местах подходили к ней бывшей царице Кузьмина монастыря бывший игумен Симеон в другой приезд с хлебом, и был перед нею бывшею царицею, и отпущен он из той кельи вскоре, а в первый приезд перед нею бывшею царицею он игумен не был. Да того ж монастыря игумен Григорий к ней бывшей царице подходил же с хлебом и с рыбою, о чем показал Покровского монастыря слуга Григорий Стахеев, и перед нею бывшею царицею был, а у руки ее не был; и тогож часу из келий отошел; и того монастыря монахов за трапезою кармливали, и деньгами делили, и после обеда к кельям и на отъезд ее из монастыря перед каретою кланялись ей по трижды в землю».

Кирпичная надвратная церковь Николая Чудотворца построена в 1694 г. над северными воротами монастыря и позже перестраивавшаяся. Одноглавый четверик с декором в духе барокко, с алтарем и примыкающим к нему с запада корпусом келий. Под церковью было кладовое помещение.
С 1930-х гг. использовалась в гражданских целях. Отреставрирована в 1980-1990-х гг.


Церковь Николая Чудотворца

Икона «Богоматерь Владимирская» в нише южной стены Никольской церкви

Икона «Сергий Радонежский» над входом в Никольскую церковь

Храмовая мозаичная икона на апсиде Никольской церкви

На берегу реки Яхромы, где били родники, в свое время был вырыт пруд и оборудована купальня. В купальню с деревянными полами вели сходни, часть дна засыпали песком. Монахи разрешали купаться в нем и селянам, и паломникам. От монастыря к чистому пруду шла булыжная дорожка. Сейчас пруд обмелел и зарос.

С разрешения Владимирского Епархиального Начальства 23 декабря 1864 года открыто в Козьмине монастыре училище, для распространения грамотности между молодым крестьянским поколением.
1870 г. «В настоящее время, по своим угодьям и доходам, Космин монастырь надобно причислить к бедным обителям Владимирской епархии. Память о нем, в не очень давнее время, исчезла было даже у окрестных жителей, которые, как передавал нам нынешний Игумен монастыря о. Наум, стали величать его монастыркой, и только благодаря стараниям, опытности и даже личным пожертвованиям о. Игумена Наума монастырь в последнее время обстроился и благоукрасился. Самое же лучшее украшение монастыря, которое мы в нем встретили – это училище в монастыре для окрестных, крестьянских мальчиков. Училище заведено при монастыре в 1863 году настоящим Игуменом о. Наумом, и с тех пор по настоящее время, в нем обучается закону Божию, грамоте, письму и арифметике до 40 мальчиков, исключая летнего времени, на которое в училище остается до 15 учеников, а остальные, хотя и малолетки, по местному окрестных жителей промыслу пастушескому, расходятся с отцами, братьями и дядями на свой промысел. В училище есть очень порядочная библиотека, основание которой в 1864 году положено состоящим пи Императорском Вольном Экономическом Обществе Комитетом Грамотности, приславшем в монастырское училище 160 учебных книг разного содержания. В 1864 году училище при бедном Космине монастыре сделалось официальным, а к 1870-му году имело 49 учеников, умеющих читать по-русски и по-славянски, писать, знающих цифры и некоторые действия из арифметики и св. историю.
Кто не скажет за это «спасибо» Космину монастырю, и кто не пожелает, чтобы и другие наши монастыри, особенно не бедные, позаботились завести у себя училища, тем более, что, как мы слышали во Владимире, к этому давно уже побуждает их Епархиальное Начальство. С этим желанием мы уехали из Космина монастыря.
С-кий» («Владимирские Епархиальные Ведомости» Неофициальная часть. № 5, 1 марта, 1870 г.).

«Монастырь был примечателен тем, что в него посылались «на исправление» («в ступе воду толочь» - говорили крестьяне) провинившиеся в чем либо перед архиереем и консисторией («пилатовой конторой) сельские батюшки и т.п. До революции в монастыре царило «черное духовенство», творя безобразие и бесчинство.
Сказанное – не вымысел: оно подтверждается самими монахами-инициаторами пошлых дел под покровом монастырской крыши. На этот счет есть документы, есть письма самих иеромонахов и архимандрита «Косьмина монастыря». Последний (архим. Адриан), будучи настоятелем, так характеризует «свою братию»: Люди с преступным прошлым.
Преступность братии выражалась в том, что некоторые из них (наприм., иеромонах Илларион) занимались мужеложством, а другие – беспробудным пьянством.
Но и такой образ жизни не мешал «братии» добиваться высоких постов. Консистория и архиерейский двор знали о том, что в монастыре живет прожорливое, блудливое и потерявшее все человеческое, стадо, тем не менее старались не замечать «косьминских» деяний.
Консистории и архиерею важно было одно: монастырь живет подачками со стороны темных, невежественных людей – чего еще более? – Как живет и какими приемами добывают монахи деньги на свою пьянку и разврат,- это не трогало развращенное не менее их высшее начальство – архиерея, жившего, как говорили в народе, «разували ногу».
Между тем монахи «Косьмина монастыря» обирали верующих дураков и дур разными подходами к ним. Так, монастырю явилась фантазия приобрести колокол, отлить который взялся завод Привалова. Нужны были деньги. И тот-же мужеложец, иеромонах Илларион, собирает их с населения, а затем, отдает близким женщинам… на торговлю. И долго потом крестьяне оплачивали счет Привалова, памятуя монастырских жуликов-проходимцев.
Послушники следуют по стопам старших – «куда иголка, туда и нитка». Иеромонахи охотно развивают в подчиненных слабость к пьянству. Они снабжают молодых «отшельников» деньгами, взамен которых берут у них по дешевке вещи и спекулируют ими. Те же иеромонахи знакомят «низшую братию» с притонами разврата, заводят ее к некой «старице Домне», которая любила покровительствовать «пьяненьким инокам», помогала им перелезать через монастырскую ограду и показывала удивительные прелести…
Пьянка доводила многих до безумия. Вооружившись топорами, «братия» бегала по монастырскому двору, сшибала замки у церкви и кладовых, буйствовала, дралась… Как то один из пьяных иеромонахов, считая себя обиженным настоятелем монастыря, кричал на весь двор:
- Я… я тут хозяин! Долой хохлов!
Настоятель был прислан из Киева, как активный член «союза русского народа», и на первых же порах он не поладил с «братией». Последняя в свою очередь не осталась у него в долгу. Она отметила, что в покоях архимандрита, молодого и сильного, частенько задерживались «хохлушки», прибывшие в монастырь одновременно с ним. Видела братия, что «женственность их настоятеля» связана с большими затратами монастырских средств на «хохлушек», экипажи, лошадей, елки и т.п.
- Уберите от нас расточителя,- доносят (анонимно) они архиерею. – Он губит монастырь.
Посылали в «Косьмин монастырь» духовных следователей… И они выявили то, о чем мы сейчас сообщаем. Но и после этого в монастыре жизнь продолжала идти тем же темпом, если не считать случая отправки одного монаха в психиатрическую лечебницу г. Владимира.
Стоял монастырь, жили в нем монахи, обманывали верующих, развратничали, пьянствовали, сплетничали, доносили друг на друга архиерею, а последний почитывал письма и наслаждался подробными описаниями каких-либо любовных интрижек…
- По наш век дураков хватит,- не раз говорил архиерей, друг Распутина, своим «интимным» дружкам, в числе которых были и матери игуменьи.
И прав был архимандрит Анриан (настоятель Косьмина монастыря), когда писал, что «епархиальное начальство бессильно бороться с своеволием монашествующей братии», этих – иронически добавляет он – «подвижников».
В драке с «братией» настоятель патетически кричал:
- Приходится пожелать, такие-сякие, об упразднении специального смирительного отделения при суздальском Спас-Евфимиевом монастыре! Всех бы вас туда, мошенников, запрятать!
- И тебя вместе с нами – орали иеромонахи…» («Призыв», 26 апреля 1925 г.).
После революции, в 1918 г., часть послушников покинула монастырь.
В 1923 г. монастырь был закрыт. Ограду монастыря разобрали на кирпич.

Собор Успения Пресвятой Богородицы был закрыт не позже 1930-х гг., использовался как клуб, столовая.

После образования в 1935 г. Небыловского района в монастыре размещались различные организации. В Никольском храме находились госбанк, сберкасса, отделение милиции и КПЗ. В Спасском – райисполком. В келейном корпусе – ветеринарный пункт, родильный дом, больница и детский сад, затем – библиотека. В Успенском соборе был открыт клуб, позднее хлебопекарня и столовая. Монастырское кладбище уничтожено и на этом месте возведены дома с огородами и садами. Была разрушена колокольня и уничтожены главы храмов.
К 1963 году, когда был упразднен Небыловский район, монастырский комплекс был настолько приведен к гражданскому виду, что казалось невозможным восстановить его первоначальную красоту. Но монастырский комплекс привлек внимание органов охраны памятников культуры, и в начале 1980 х годов был отреставрирован Успенский собор.

На основании Указа Президента от 20 февраля 1995 г. монастырь получил статус памятника федерального значения.
В 1996 г. храмы и здания бывшего монастыря были возвращены Церкви.
Распоряжением Министерства культуры от 9 июня 1997 года монастырь передан Владимирской епархии Московского патриархата Русской Православной церкви и является действующим монастырем.
Религиозная Организация "Свято-Успенский Космин Мужской Монастырь села Небылое Юрьев-Польского района Владимирской области Александровской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)" действует с 29 декабря 1999 г.
Была выстроена новая колокольня.


Колокольня Успенского собора

В 2004 - 2005 гг. были произведены основные восстановительные работы.


Монастырский колодец

Монастырская ограда монастыря

Вид на монастырь с плотины на реке Яхрома

Монастырское начальство: игумен Серафим (Котенев Борис Валериевич).
Насельников монастыря 12 человек, из них 2 иеромонаха, 1 иеродиакон. Братия начинает день с утренних молитв и богослужения, трудится по благоустройству монастыря, в кельях вычитывают Правила и Псалтирь за живых и умерших и заканчивают день вечерней общей молитвой с чином прощения. Есть подсобное небольшое хозяйство, гостиница для паломников.

Святыни монастыря:
- иконы XVII - XVIII вв.,
- частицы мощей свт. Митрофана Воронежского,
- частицы мощей 12 Оптинских старцев,
- прп. Алексия, Зосимовского чудотворца,
- прп. Германа Зосимовского, Владимирского чудотворца.
В XVII-XX вв. в храме хранились чудотворная икона Успения и Яхромская икона Богоматери и мощи прп. Космы Яхромского (+1513).

Праздники:
14/27 окт. - Яхромской иконы Божией Матери;
18 февр./З марта - прп. Космы Яхромского (18 февр./2 марта - в високосный год).

К монастырю приписаны 4 окрестных приходских храма, при одном из которых по благоволению архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия (Смирнова) предлагается устроить Православный центр реабилитации для лиц, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.

Родник «Источник преподобного Косьмы Яхромского»


Купальня недалеко от Космина Яхромского монастыре в селе Небылое

Надкладезная часовня недалеко от Космина Яхромского монастыре в селе Небылое


Богородице-Рождественское подворье Свято-Успенского Косьмо-Яхромского монастыря


Богородице-Рождественский Храм

Подворье организовано при Богородице-Рождественском Храме села Федосьино Юрьев-Польского района силами братии Свято-Успенского Космина Яхромского мужского монастыря во главе с настоятелем игуменом Серафимом (Котеневым). Наместником Подворья назначен иеромонах Арсений (Железнов).
См. Богородице-Рождественское Подворье Свято-Успенского Космина Яхромского мужского монастыря.

▼ РАСКРЫТЬ ▼
▲ СКРЫТЬ ▲

    Яндекс.Метрика
    © 2015-2024 pomnirod.ru
    Кольцо генеалогических сайтов