В 1706 году окольничий Н.И. Акинфов в своей вотчине на пустой церковной земле, что в Заозерье, построил деревянную церковь во имя Воскресения Христова с приделом во имя св. Феодора Сикеота. К этой церкви были определены священник, дьячек и просвирница; отведено для причта земли 17 четвертей в поле и сенных покосов 20 копен; в приходе тогда числилось 10 дворов крестьянских. Дани с церкви было положено 19 алтын 4 деньги, заезда гривна.
Вместо церкви в 1790-1794 гг. на средства помещицы генеральши М.Ф. Брылкиной построена новая каменная церковь.
В 1817 году в селе старом Заозерье родился Петр Иванович Зверев (1817-1889), будущий священник Петропавловской церкви г. Суздаля, настоятель Суздальского Богородице-Рождественского собора, градский благочинный.
В 1856 году церковь стараниями местного священника Михаила Николаевича Миловидова была разделена на две половины, из которых западная обращена в теплую церковь.
11 февраля 1867 г. с. Старого Заозерья священник Михаил Миловидов определен вторым депутатом по ведомству Благочинного Дианина.
1 апреля 1867 г. перемещены один на место другого священники: села Старого Заозерья Михаил Миловидов и села Лежнева Иоанн Стратилатов. Иван Григорьевич Стратилатов в 1868 г. открыл в селе начальное народное училище.
В 1868 году теплая церковь была расширена.
После выхода о. Иоанна в 1890 г. за штат в Воскресенском в 1890—1900 гг. священствовал Никанор Григорьевич Колоколов, переведенный затем в Петропавловскую церковь г. Шуи. Затем в 1900—1901 гг. настоятелем Воскресенского храма состоял священник Александр Константинович Преображенский, перемещенный в 1901 г. в церковь погоста Спас-Купалищи, что на берегу Клязьмы, в 16 километрах от Воскресенского.
При церкви имеется каменная колокольня. Престолов в церкви три: в холодной во имя Воскресения Христова, в приделах теплых в честь Покрова Божией Матери и Рождества св. Иоанна Предтечи.
Церковные документы хранились в целости: копии метрических книг с 1803 г., исповедные росписи с 1829 г. Количество земли при церкви точно не определено за неимением плана и межевой книги; приблизительно считалось: усадебной 1 дес., сенокосной 3 дес. и пахатной 15 дес. Причта по штату положено: священник, диакон и псаломщик. Содержание причта составляли (кон. ХIX века): проценты с капитала 100 руб., доходы от служб и требоисправлений, от сбора льном и от земли – всего около 850 руб. в год. Дома у причта собственные, на церковной земле.
Приход состоял из села Заозерья и деревень: Пирогова (в 2 вер. от церкви), Лубенского (3 вер.), Симонова (4 вер.), Марьинки (4 вер.), Огородникова (5 вер.) и Солдатской слободки (1/4 вер.), в коих по клировым ведомостям числится 714 душ муж. пола и 739 жен., все православные.
Александровка, помещичья деревня: число дворов - 18; число душ по 8 ревизии (1834): мужского пола - 88, женского пола - 92; число душ по 9 ревизии (1850): мужского пола - 61, женского пола - 59; господствующие виды производительности: кроме хлебопашества, занимаются каменною и кровельною работами. В 1859 году число дворов - 8; число душ мужского пола - 21; женского пола - 16. Ныне не существуют деревни Александровка, Огородникова слобода и Солдатская слобода.
Лубенкина (Лубенкино, или Лубенская), деревня расположенная при озере Великое, являлось имением трех помещиков: Карякиных, Барсовых и князей Щербатовых: число дворов - 31; число душ по 8 ревизии (1834): мужского пола - 155, женского пола - 160; число душ по 9 ревизии (1850): мужского пола - 121, женского пола - 117; господствующие виды производительности: кроме хлебопашества, занимаются каменною и кровельною работами. В 1859 году при озере Великом; число дворов - 45; число душ мужского пола - 128; женского пола - 127. При Лубенкино имелось 243 десятины пахотной земли и 215 десятин покосной.
Марьина, помещичья деревня (принадлежала прежде князьям Голицыным): число дворов - 18; число душ по 8 ревизии (1834): мужского пола - 58, женского пола - 62; число душ по 9 ревизии (1850): мужского пола - 65, женского пола - 76; господствующие виды производительности: кроме хлебопашества, занимаются каменною и кровельною работами; ветряная мельница. В 1859 году число дворов - 19; число душ мужского пола - 77; женского пола - 75. Имелась в Марьинке своя ветряная мельница.
Пирогова, помещичья деревня (в XIX столетии принадлежало князьям Голицыным): число дворов - 31; число душ по 8 ревизии (1834): мужского пола - 103, женского пола - 103; число душ по 9 ревизии (1850): мужского пола - 113, женского пола - 104; господствующие виды производительности: кроме хлебопашества, занимаются каменною и кровельною работами; 2 ветряных мельницы. В 1859 году число дворов - 32; число душ мужского пола - 115; женского пола - 110. Деревня эта была известна находящимися в ней двумя ветряными мельницами.
Симонова, помещичья деревня (принадлежала князьям Голицыным): число дворов - 24; число душ по 8 ревизии (1834): мужского пола - 96, женского пола - 101; число душ по 9 ревизии (1850): мужского пола - 102, женского пола - 100; господствующие виды производительности: кроме хлебопашества, занимаются каменною и кровельною работами; ветряная мельница. В 1859 году число дворов - 28; число душ мужского пола - 109; женского пола - 109.
Народное училище открыто было в 1868 году священником Иваном Григорьевичем Стратилатовым.
Старозаозерское земское училище, Пенкинской волости, в с. Воскресенском, основано в 1878 г. обществом, по почину крестьянина Леонтия Сидоровича Сидорова. Ближайшие училища: Горское в 8 вер. и Спасское — 13 вер.
В 1884 г. «Помещение церковно-общественное, деревянное, отдельное; по свету и теплоте удобное; квартира учителю есть; классных комнат одна — длиной 9, шириной 8 ¼, вышиной 3 ½ арш. Учебных пособий недостаточно — на 110 р. 66 к. Библиотеки и земли нет. Законоучитель священник Иоанн Стратилатов, окончивший курс во Владимирской духовной семинарии, преподает с 1878 г.; учитель Александр Розов, окончивший курс в Новинской учительской семинарии, преподает с 1878 г. Попечитель крестьянин Леонтий Сидорович Сидоров, пожертвовал прежде на 10 руб. Учащихся к 1-му января 1883 г. 36 м. и 4 д. Выбыло до окончания курса по желанию родителей 5 м. и 3 д. Окончило курс со свидетельствами 6 м. Вновь поступило 13 м. и 11 д. К 1-му января 1884 года состояло 38 м. и 12 д. Учатся все вместе. Возраст: 7 — 8 л. - 3, 8 — 9 л. - 6, 9-10 л. - 8, 10 — 11 л. - 11,11 — 12 л. - 17,12 — 13 л. - 5. Из учащихся — 10 из с. Воскресенского, 11 из д. Пирогова (2 вер.), 5 — Русина (3 в.), 13 — Лубенкина (4 в.), 3 — Марьина (5 в.), 4 — Александровки (6 в.), 1 — Семенова (6 в.), 1 — Патрикеева (7 в.), 1 — Мишнева (8 в.) и 1 — Неверкова (12 в.). Ночлежного приюта нет. Живут на квартирах 29, с платой 1 ½ — 2 р. в зиму. Вероисповедания православного. По сословиям: дух. 1 м. и 1 д., крестьян 37 м. и 11 д. Средства: от земства 360 р., от общества 40 р.; платы за учение 14 р. (по 2 р. с каждого постороннего ученика). Расходы: отопление, освещение, прислуга и ремонт 54 р.; жалованье — законоучителю 60 р., учителю 300 р. Посещали классы все исправно. Прием в сентябре; поступило 4 грам., 20 не грам. За теснотой помещения отказа не было. Учебный год с 15-го сентября по 27-е апреля. Пению обучаются простому, хора нет. Учатся в день 6 час. и даются уроки на дома. Отделений 3. Число уроков в неделю: по Закону Божию - 4, по Русскому языку - 12, по Славянскому языку - 2, по арифметике - 4, по пению - 2. Получили награды 14. Получившие свидетельства учились 3 — 4 г. Не окончившие курса учились до 3 л. Обозревал училище 1 раз инспектор народных училищ. Обучения ремеслам и рукоделию нет. Воскресных бесед и чтений нет» (Владимирский Земский сборник 1884. № 12. Декабрь.).
Учащихся в кон. XIX века около 40 человек ежегодно.
1917 г. «В с. Воскресенском, Терехове – тож, до сих пор существовала церковно-приходская школа. Обучалось в ней не более 40-45 детей из с. Воскресенского и соседней деревни Пирогова. Воскресенских ребят было всего человек 7-10, а остальные из д. Пирогова. После перехода ц.-п. школ в ведение земства, Пироговские крестьяне возбудили ходатайство о переводе школы в свою деревню. Учащихся из Воскресенского всего 10-12, а в Пирогове детей школьного возраста 75 человек. Зимой, особенно в сильные морозы, все эти 75 человек принуждены сидеть дома и занятия в школе производятся только для 10 школьников. Крестьяне Пирогова и просили школу перевести в их деревню. Но не так посмотрел на это местный «батюшка». Он посоветовал Воскресенским мужичкам не уступать, ну те и не уступили. Они просто-напросто заперли на замок свою школу и не допускают даже учителя. Учителю в силу необходимости пришлось производить занятия в Пирогове, где сами крестьяне приспособили для этого особый дом. Вопрос этот будет обсуждаться в уездном комитете по народному образованию, и надо надеяться, что разрешение его будет не в пользу «батюшки» («Владимирская жизнь», 7 дек. 1917).
В архитектурном облике комплекса преобладают черты классицизма. Небольшой центральный храм выполнен в форме расширенного в трапезную четверика, на восточной стороне которого установлен массивный восьмигранный световой барабан с чашеобразным куполом, увенчанным кованым крестом на центрическом вторичном барабанчике. На западной стороне надстроена двухъярусная колокольня, придел сопряжен с трапезной. Центральный вход смещен в придел.
В наружной отделке кладочный декор представлен массивным фронтоном на основном объеме, пилястрами по граням, ступенчатым венчающим карнизом.
Последним священником Воскресенской церкви стал назначенный туда в 1901 г. Иван Алексеевич Петров. Он священствовал в Воскресенском вплоть до закрытия храма.
«Бедняцко-середняцкие массы с. Воскресенское, Пенкинского сельподрайона Владимирского района в количестве 35 хозяйств организовали колхоз. В день же записи в коллектив крестьяне постановили закрыть местную церковь и передать ее под культурное учреждение, а попа Петрова Ивана убрать из села. Колокола снять и передать на тракторо-строительный завод. Кроме попа Петрова в селе Воскресенском имеются много кулаков и их также придется убрать из села, чтобы не мешали коллективному строительству. Кроме вступления в колхоз бедняцко-середняцкие массы с. Воскресенского произвели контрактацию молока на все 100 проц. и полностью ссыпали семфонд. Поп села Воскресенского, Владимирского РИК-а, Петров Иван чувствуя, что ему подходит конец, стал разбазаривать свое имущество, в том числе ликвидировал пасеку (пчельник) в 25-30 ульев, которые спрятал у своего верного друга – церковного старосты Марова Афанасия Ивановича. Однако эта попытка попу Петрову не удалась и во время обыска пчелы у Марова были обнаружены, эти ульи пойдут в организовавшийся коллектив, укрыватель кулацкого имущества отдан под суд» («Призыв», 23 февраля 1930).
Церковь закрыли. Последний воскресенский священник Иоанн Петров был арестован и отправлен в сибирскую ссылку, однако чудом выжил, хотя обратно в село уже не вернулся, затем служил в других храмах Владимирской области и скончался в столетнем возрасте.
Сегодня Воскресенская церковь медленно возрождается, там зарегистрирован приход, проводятся службы.
Источники:
1. Добронравов, Василий Гаврилович (1861-1919). Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: . Владимир и Владимирский уезд / Сост. В. Добронравов и В. Березин. - 1893. - 283 с.
2. Из истории Камешковского края. Н.В. Флоров. Ковров 1996