Часовня Александра Невского сл. Холуй Холуйская волость Вязниковский уезд Владимирской губернии.
Кладбища Холуй сл. Холуйская волость Вязниковский уезд Владимирской губернии.
Хо́луй — ранее слобода, с 1946 года — посёлок городского типа, а в настоящее время — село в Южском районе Ивановской области на реке Тезе.
Население — 855 чел. (2010).
Село входит в Перечень исторических городов России.
Хо́луем на Руси называлась плетёная из ивняка запруда для ловли рыбы (сетка), с помощью таких сеток перегораживали реку наискосок и не на всю её ширину. Существует версия, что поселение бежавших от монголо-татар суздальцев, где сооружались «холуи на Тезе», получило название Холуй. С. В. Максимов сообщал, что название села означает берег реки, к которому течением приносит песок, различный мусор и целые деревья, и что в этом значении слово «холуй» сохранилось на Севере, в то время как в самом селе его значение забыли.
Основателями села Холуя, по преданию, были беженцы из Суздаля, спасавшиеся от татарского нашествия в непроходимых болотистых зарослях вдоль реки Тезы.
Первые упоминания о Холуе как поселении в Суздальском уезде относятся к XVI веку. В грамоте Ивана Грозного 1546 года «Об освобождении от пошлин соляных варниц Троицко-Сергиевского монастыря» записано: «… у них у новыя соли на Холую… варницы и трубы и дворы».
В 1612 году холуйцы принимали участие в ополчении Минина и Пожарского при освобождении Москвы от польской интервенции. «Холуй-посадец», пожалованный Пожарскому царём, переходил последовательно во владения Троице-Сергиевой лавры, князя Голицына, Куракина, графа Бобринского. После отмены крепостного права «графские люди» превратились в государственных крестьян, не имевших земли.
К тому времени Холуй уже получил известность как торговое село — здесь ежегодно проводились четыре ярмарки, включённые в торговую цепь: Нижний Новгород — Мстёра — Холуй. В ярмарочные дни в Холуе открывали свои двери Гостиный двор на 300 лавок и до 100 балаганов и ларьков по обоим берегам Тезы. Наряду с этим Холуй славился и как центр производства дешёвых, «расхожих» икон, распространявшихся офенями и коробейниками по Российской империи.
Население.1859[6] | 1897[7] | 1905[8] |
---|---|---|
2172 | 2219 | 2603 |
Численность населения | |||
---|---|---|---|
1979[1] | 1989[1] | 2002[9] | 2010[1] |
1296 | ↗1355 | ↘1031 | ↘855 |
Иконописцы Холуя упоминаются в писцовых книгах 1628—1661 годов. О холуйских иконах говорится в царском указе 1667 года: «поселяне, не разумеющие почтения книг божественного писания, пишут святыя иконы безо всякого рассуждения и страха». Действительно, холуйцы, в отличие от мстёрцев и палешан, легко отступали от строгих канонов иконописания, вносили в изображения черты народного лубка. И всё же в скорописных холуйских иконах в большей мере, чем в мстёрских и палехских, улавливаются глубинные народные традиции владимиро-суздальских писем XIV века, что выражается в лаконизме и образности изобразительного языка, в подчёркнутой монументальности композиции.
Уже в то время о Холуе говорили как о сложившемся иконописном центре, иконы которого славились и расходились не только по Руси, но и по другим православным государствам. Холуйские иконописцы расписывали и украшали храмы многих городов, в частности, в Москве и Петербурге (Спас на Крови — Петербург, Успенский собор в Московском Кремле). Император Николай II пожаловал грамоту и серебряный именной жетон Василию Пузанову «… по сооружению храма, созданного иждивением императорского величества в городе Царское село…».
После революции 1917 года иконопись была вытеснена лаковой миниатюрой. Холуй стал одним из четырёх центров лаковой миниатюрной живописи на папье-маше. В 1928 году холуйские мастера составили филиал мстёрской артели, а в 1934-м выделились в самостоятельную артель.
Во время Великой Отечественной войны в Холуе было создано Холуйское художественное училище. Это событие послужило началом художественного образования в Холуе и явилось важнейшим стимулом развития культурной жизни в районе.
Живоначальной и колокольня