Церковь. Действует.
Престолы: Димитрия Солунского, Петра и Павла
Год постройки: 1842.
Адрес: Архангельская обл., Верхнетоемский р-н, Тимошино, д. Семеновская 1-я
Проезд: На правом берегу Сев.Двины, 30 км выше В.Тоймы. Паром с а/д Архангельск - Урень в Верхней Тойме.
Координаты: 62.015132,45.198773
СТАРООБРЯДЦЫ
В Кивокурском Вознесенском приходе в начале ХХ века.
Несколько лет назад в газете «Заря» была напечатана моя статья «Из истории Кивокурского прихода». К сожалению, не удалось сразу продолжить задуманную мною, тогда серию публикаций по истории родного села Тимошина и района, хотя интересные материалы все эти годы накапливались, иногда даже помимо моей воли.
Работая над докторской диссертацией, посвящённой интеллигенции Русского Севера, над статьями по различным аспектам истории культуры, образования, церкви, российской провинции рубежа 19-20 веков, изучая документы, книги и периодику в архивах и библиотеках Вологды, Архангельска, Санкт-Петербурга, я всегда с интересом и даже какой-то детской радостью реагировала на знакомые названия: Кивокурье, Тимошинская волость, Верхнетотемский Троицкий приход…- и по возможности, невзирая на нехватку времени, делала выписки и намечала планы будущей работы.
В сентябре прошлого года удалось активно использовать часть до сих пор лежащего «мёртвым грузом» собранного материала: мой доклад на международной научной конференции в Петрозаводске, посвящённой локальным традициям в народной культуре Русского Севера, назывался «Кивокурский приход Вологодской епархии - центр старообрядческой культуры на Северной Двине (конец 19- начало 20 вв.)
Захотелось и землякам рассказать об этой стороне религиозной жизни моего родного села. Но сначала небольшое введение в тему.
…Старообрядчество- это общее название для религиозных групп и течений, не принявших церковные реформы, проводившиеся в 17 веке патриархом Никоном и царём Алексеем Михайловичем…
Начавшись как религиозное движение, старообрядчество вобрало вскоре в свои ряды всех протестующих против нововведений, утверждавшихся государственной властью жестокими методами подавления…
Русский Север, как и глухие Урала и Сибири, с 17 столетия стал прибежищем защитников старой веры. Примером перерастания полемики в открытое неповиновение властям стало Соловецкое восстание 1668-1676 г.г. В Олонецкой губернии долго существовала знаменитая Выговская пустынь. Именно в Архангельском Пустозёрске был сожжён неистовый протопоп Аввакум. Старообрядчество получило большое распространение во всех губерниях Европейского Севера России и. несмотря на репрессии и преследования со стороны государственных м церковных властей оказывало значительное влияние на религиозную жизнь и культуру региона вплоть до 30-х годов ХХ века.
Только на Северной Двине находилось 25 старообрядческих моленных. Центром филипповцев было село Черевково, федосеевцы жили в Пермогорье, даниловцы - в Верхней Тойме и Вершишине и т.д.
«Смешанным» в религиозном отношении был Кивокурский Вознесенский приход Сольвычегодского уезда Вологодской губернии (нынешнее село Тимошино)
Н. Гуркина (Юрьева) доктор исторических наук профессор
Г. Санкт-Петербург.