ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПАЛОМНИКОВ
Как добраться до монастыря
Из Воронежа до Свято-Спасской Костомаровской обители можно доехать по железной дороге до станции Евдаково или междугородним автобусом “Воронеж-Россошь” с воронежской автостанции в Юго-Западном районе (пр. Патриотов, д. 11) до п. Каменка, далее до села Юдино можно доехать автобусом из Каменки и пешком дойти до Костомарово, либо - попутным транспортом.
ИСТОРИЯ МОНАСТЫРЯ
В 150 километрах к югу от Воронежа расположена Свято-Спасская женская обитель - один из древнейших русских монастырей, основанный еще до официального принятия христианства на Руси. Здесь находится известная на всю Россию пещера Покаяния - до революции в ней совершалось Таинство исповеди. Сейчас, после решения священноначалия Русской Православной Церкви об открытии монастыря и назначении настоятельницы, здесь в течение последних нескольких лет попечением Правящего Архиерея возрождается монашеское делание, построены наземный храм и келейные корпуса.
Горе от ума
Еще француз Блез Паскаль, физик и философ, говорил, что есть три разряда людей. Одни обрели Бога и служат Ему, люди эти разумны и счастливы. Другие не нашли и не ищут Его, - эти безумны и несчастливы. Третьи не обрели, но ищут Его, - эти люди разумны, но еще несчастны. Замечено, что чем более узко специализирован человек, тем труднее ему из “умного” превратиться в “разумного” и счастливого. Даже создатель синтетической теории эволюции американец Майер, наблюдая за термитами, пришел к выводу, что специализация вредна живым организмам, а иногда и убивает их.
В случае с человеком все просто - за нашу профессию отвечает левое полушарие головного мозга, которое по мере сбора информации и развивается, часто за счет правого полушария, заведующего образным мышлением. Такой перекос в буквальном смысле “опускает” человека на землю, в деловую суету - в котировки, ставки, встречи и совещания. Правое полушарие тем временем безмолвствует. Хотя, если прислушаться, оно жалобно скулит: зачем мне это все? И если совсем его задавить, настанет в голове тьма египетская и захочется бежать, куда глаза глядят. Хорошо еще, если вспомнит человек о монастыре, а то ведь и в окошко прыгнуть может.
“Я думал, будут проблемы с подбором насельниц - все же место глухое, отдаленное. А желающих оказалось столько, что приходится даже отказывать, - рассказывает о Свято-Спасской обители Управляющий епархией Митрополит Воронежский и Липецкий Мефодий. - В монастырь идет непрестанный поток паломников, в том числе выпускники и учащиеся средних школ”.
Святая Земля
До Свято-Спасской женской обители из Воронежа три часа езды. При подъезде суриковский пейзаж с кудрявыми березками и полями внезапно преображается. Начинаются холмы - высокие, с беловатыми прожилками.
- Это мел, - поясняет сопровождающий нас священник. И тут же, обводя взглядом окрестности, спрашивает: “Что все это вам напоминает?” Действительно, таких “лысых” холмов в средней полосе России не бывает. На их вершинах - скудная растительность, изредка - развесистые деревья, издали похожие на пальмы. Еще верблюдов сюда - и Палестина. Батюшка показывает на отдаленный холм с крестом.
- Это место здесь называется Голгофой по аналогии со Святой Землей. Есть тут и своя гора Фавор, и свой Гефсиманский сад. У подножия холмов раскинулось село Костомарово. От него “большак”, покрытый мелом, ведет к святой обители. В дождливую погоду мел и глина становятся как масло - ни пройти, ни проехать.
Едем мимо вереницы холмов. На каждом - высеченные входы в пещерные храмы с маленькими куполами наверху. Наконец, показываются наземный храм, строящийся дом для монахинь и многочисленные хозяйственные постройки. Машина тормозит около маленького, но очень ухоженного белого домика. Навстречу выходит гостеприимная хозяйка - настоятельница Свято-Спасской женской обители.
Обыкновенное чудо
Нас ведут в большой подземный Спасский храм, вмещающий до 2000 (!) человек. Его своды покоятся на 12 огромных меловых колоннах. Храм строился в три захода: в XII, XVI-XVII и XVIII-XIX веках. До революции он имел хорошо укрепленный вход, колодец, замаскированный запасный выход и при надобности мог выдержать длительную осаду. В стенах высечены кельи для монахов-отшельников, которые вели затворническую жизнь, общаясь с паломниками и монахами только через небольшие окна - чтобы взять пищу и записки с просьбами помолиться.
До революции в Спасский скит направляли на исповедь самых отчаянных грешников. После 1917 года скит был закрыт, но паломники все равно тайком ездили туда. Последним отшельником, жившим в пещере Покаяния, был отец Петр, исчезнувший в 1937 году, расстрелянный, по слухам, прямо на том месте, где принимал исповедь. Узкие своды пещеры Покаяния, низкие потолки и длинный пещерный коридор, в нишах которого стояли иконы и горели свечи, помогали паломнику дойти до места исповеди, смирив гордыню и оставив всякую суету. С каждым шагом потолок становится все ниже. Таким образом, в келью к старцу грешник попадал согнувшись в глубоком поклоне. На исповедовавшегося накладывалась епитимия - чаще всего он выполнял тяжелую физическую работу при храме.
Старец Петр, последний из отшельников, предсказал, что монастырь будет открываться дважды. Первый раз это произошло во время Отечественной войны. Официально скит зарегистрировали как приходской храм сел Костомарово и Юдино. Как потом выяснилось, власти пошли на такой шаг перед лицом войны. В то время в этих местах шли тяжелые бои. Жители двух близлежащих сел спасались в пещерах от бомбежек. В послевоенные годы в монастырь потянулись вдовы. Но в хрущевские 60-е храм снова опечатали, корпус, где жили монахини, облили соляркой и подожгли. Пещеры взрывали, заливали потоками воды с гор. В Спасском храме хранится Валаамская икона Божией Матери, простреленная кем-то из особо рьяных солдат. Целились в голову, в плечо Богородицы, в лик Спасителя-Младенца.
Второй раз обитель возродилась в наши дни. В июне 1997 года первые три монахини поселились в вагончике. В том же году началось восстановление монастыря: был возведен небольшой домик на несколько келий с трапезной. Сейчас заканчивается строительство кирпичного сестринского корпуса. Летом насельницы молятся в пещерном Спасском храме, зимой - в наземном храме во имя иконы Пресвятой Богородицы “Взыскание погибших”, который построен попечением Владыки Митрополита. Чудесные явления здесь в порядке вещей. То стопы Спасителя на иконе начнут светиться всполохами, то столб света упадет на колонну крестного хода. После разгрома монастыря исчезла Плащаница Божией Матери, но от места, где она лежала, с тех пор идет тонкое благоухание, засвидетельствованное автором этих строк.
- Наверное, и гости зарубежные у вас бывают? - спрашиваем у настоятельницы.
- Да, был один американский ученый, который расплакался, как ребенок. Показали ему пещеры, святыни, так он сказал: “Русские не знают, какая у них есть жемчужина”.
Натуральное хозяйство
Мяса в монастыре не едят даже в обычные дни, а не только в пост, зато рыбные блюда монахини готовят, как заправские повара. Квас делают по древним рецептам - на хлебе, без традиционного квасного сусла. В монастыре - натуральное хозяйство. Сестры пасут коров и лошадей, разводят кур. При этом многим приходится жить в вагончиках - а морозы зимой зашкаливают за 40 градусов. Воду завозят из деревни, зимой приходилось топить снег: из-за заносов метровой толщины монастырь был полностью отрезан от внешнего мира.
Интересуюсь у матушки настоятельницы, как они здесь оказались.
- Могу сказать лишь, что человек не сам себе строит жизнь. Я, например, в мирской жизни имела и почет, и уважение. Но нужно было наполнить душу, а не думать о материальных благах. Важно, чтобы мы повернулись к Богу - и тогда Он вернет нам благодать.
- Убийце можно вернуть благодать?
- Каждый из нас, несмотря ни на какие тяжкие грехи, должен найти в себе мужество покаяться. Надо только осознать свою вину и попросить прощения у Бога, который ждет.