Кладбища с. Варваровка Варваровская волость Бирюченский уезд Воронежской губернии.
Варваровка — село в Алексеевском районе (городском округе, с 2018) Белгородской области, центр Варваровского сельского поселения.
Расположено в восточной части области, в 29 км к юго-востоку от районного центра, города Алексеевки.
Численность населения | |
---|---|
2002 | 2010 |
797 | ↘665 |
Варваровка известна по документам с 1721 года.
В 1748 г. малороссийская слобода Варваровка входила в состав полковых слобод Острогожского полка в Усердском уезде.
По преданию слобода названа в честь жены владельца вотчины, графа П.Б. Шереметева, дочери князя Черкасского – Варвары Алексеевны.
Упоминается в Памятной книжке Воронежской губернии за 1887 год как "слобода Варваровка" Варваровской волости Бирюченского уезда. Число жителей обоего пола — 3100, число дворов — 378.
В селе действует Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Варваровская средняя общеобразовательная школа».
Варваровка относится к Валуйско-Алексеевской епархии.
В селе действует храм Великомученицы Варвары.
Памятник 139 воинам, не вернувшимся с фронтов Великой Отечественной войны.
Лапин, Роман Никифорович (1903 — 1991) — подполковник Советской Армии, участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза (1945).
Слобода Варваровка
18.12.2017Статьи и публикации
Слобода Варваровка находится в Бирюченском уезде, Воронежской губернии, в разстоянии от Воронежа в 150 верстах, а от Бирюча в 45 верстах.
Неизвестно, кто первый поселился на местности, занимаемой ныне слободою Ворваровкою, известно только, что эту местность заселяли выходцы из разных губерний в разное время.
Название Варваровка» произошло, как говорит предание, от имени Варвары, жены графа Шереметьева, который владел этою местностью.
По недостатку письменных данных достоверно неизвестно, когда была построена первая церковь в Варваровке, но судя по народному преданию, можно думать, что церковь в Варваровке существует с давних времен. В настоящее время в Варваровке уже третья церковь.
О первой церкви известно только то, что она была деревянная и место, где она стояла.
О второй тоже мало известно: видно место, где она стояла, что она была деревянная, однопрестольная в честь св. Великомученицы Варвары.
По постройке третьей церкви – каменной, вторая была продана жителям слободы Луценковой, Бирюченскаго уезда.
На месте первых двух церквей устроены каменныя камплицы с крестами на верху.
В 1830 г. жителями слободы Варваровки подано было прошение Преосвященному Антонию, в котором они просили позволение выстроить новый каменный храм в замен деревяннаго, пришедшаго в ветхость. В том же году им выдана была храмозданная грамота.
«Божиею милостию смиренный Антоний, Епископ Воронежский и Задонский
Паствы и мерности Нашея Воронежской Епархии Бирюченскаго уезда, слободы Варваровки, Варваровской церкви, прихожане, подданные Лейб-Гвардии Кавалергардскаго полка штаб-Ротмистра Его сиятельства графа Димитрия Николаевича Шереметьева малороссийские крестьяне прошением донесли нам, что они имеют общее желание в оной слободе вместо деревянной ветхой Варваровской церкви устроить вновь каменным зданием на особом месте трехпрестольную во имя Божией Матери Казанския и св. великомученицы Варвары и Параскевы нарицаемыя Пятницы, церковь, на что и получили от господина своего разрешение, и просили на то от нас дозволения.
По власти, от Бога нам данной, мерность Наша, похваляя прихожан сих усердие и соизволяя Богоугодному их намерению, по делу же, не находя никакого сомнения, преподаем им пастырское благословение, с испрашиваемым помощи Вседержителевой вступить в начатие сие с тем, чтобы оный храм с приделами устроен был непременно от сего времени в течении пяти лет, по представленному к нам плану и одобренному с фасадом прочно и всем нужным и пристойным снабжен алтарями на восток, по обычаю Восточныя Греко-Российския церкви и алтари те были бы не тесные и не темные, престолы вышиною в аршин шесть вершков и со дсками, а шириною и длиною по мере алтарей, под наблюдением благочиннаго священника Александра Ингеницкаго, чего для по чиноположению строение онаго храма на удобном для того месте и неиначе, как на площади, а не среди обывательских домов; обложить и о том отрепортовать нам имеет он благочинный Ингеницкий.
Когда же оный храм с приделами совершенно будет готов, благолепными иконостасами украшен, и как сосудами так и ковчегами, дароносицами и крестами напрестольными серебрянными, Евангелием и прочими всеми вещами, ко алтарям принадлежащими, по благопристойности не скудно удовольствованы будут, равно ризницею из шелковой материи, книгами и всем тем, что нужно для святаго храма и о том мерности нашей от благочиннаго Ингеницкаго и донести будет с приобщением описи в двух экземплярах всему имуществу того храма с приделами, тогда и об освящении оных благословение воспоследует. А если оный храм в пятилетнее время всем нужным ко освящению приготовлен не будет, то благочинный имеет о том нам со обстоятельством отрапортовать неупустительно. Грамоту же сию, по построении храма, хранить в приличном онаго месте.
Дана сия грамота за подписом нашим и печатию Воронежской кафедры в Богоспасаемом граде Воронеже. Сентембрия в 20 день 1830 г.»
В каком году жители приступили к постройке храма, – неизвестно, окончен же он был в 1841 г., в том же году и освящен, кроме леваго придела, который был окончен в 1845 г. и в том же году освящен благочинным священником Севастьяновым. Теперь существующая церковь выстроена на новом месте за слободою, – каменная, двух-этажная, из которых нижний этаж занят кладовыми, а верхний – храмом; установлена она на буте из дикаго камня. Стены сплошной клади штукатуренныя. Связи железныя. Крыша на храме шатрообразная из чернаго листоваго железа, окрашеннаго в зеленую краску.
Кресты наглавах железные, вызолоченные, четырехконечные, установлены в особыя железныя позолоченныя яблоки.
Колокольня. Колокольня соединена с храмом посредством трапезной. Построена в одно время с церковью. Под колокольнею с южной стороны находится комната, которая в первое время, по выстройке церкви, служила сторожкою, в настоящее же время служит кладовою, с северной стороны другая комната, из которой ведет лестница на колокольню. Колокольня оканчивается шпилем, покрытым железом белым.
На шпиле в особом яблоке укреплен крест, такой же, как и на главах. Высота колокольни равна приблизительно двадцати трем саженям.
Колокола. Всех колоколов четыре. Наибольший из них отлит в Воронеже, на литейном заводе купца Самофалова, около 12 лет назад. Он был обменен на девяноста пяти пудовой разбитый колокол с добавкою суммы частию из волостнаго оклада, частию приобретенной старанием ктитора Филиппа Геращенкова. Вес его 211 пудов 11 фунтов.
Второй вылит 1803 г. весом в тридцать шесть пудов и девять фунтов. На нем изображены с одной стороны Божия Матерь, с другой Георгий Победоносец. Третий колокол вылит 1779 г. весом в два пуда; четвертый весит несколько фунтов.
Внутреннее устройство
Внутри церковь имеет длины от солеи до стены 14 сажен, а ширина неодинакова, устроена она крестообразно. <…>
Церковь состоит из трех алтарей с престолами: в главном во имя Казанской Божией Матери, в правом придельном во имя св. великомученицы Варвары и в левом во имя святителя Митрофана, храма и трапезы. <…>
Алтари. Главный средний алтарь размером в длину до солеи 16 аршин и ширину от стены до стены 14 ½ аршин. Пол в алтаре возвышается на две ступени над полом храма, сделан он из сосновых досок, окрашен в желтую краску.
Престол из липоваго дерева, столярной работы, от пола не возвышается. <…>
Сень. Над св. престолом устроена сень о четырех деревянных колоннах, нижняя часть которых окрашена в темноголубую краску, а верхняя резная позлащенная.
Верх сени овальный. Над сенью устроен деревянный четырехконечный позлащенный крест. По верхнему карнизу сени размещены лики святителей: Василия Великаго, Григория Богослова, Иоанна Златоуста и Иакова, брата Господня. Над западным карнизом приделана икона Казанской Божией Матери. На потолке сени изображен Бог-Саваоф.
За престолом с восточной стороны в деревянный киот вставлена икона Казанской Божией Матери в серебряной позлащенной ризе, вес ризы 229 ½ золотников. Куплена она в 1859 г. за 150 руб. сер., размером икона квадратная в 2 ½ четверти.
Горнее место. Горнее место устроено открыто, на нем стоит деревянный позлащенный гроб Господень; на гробе Господнем поставлено изображение Воскресения Христова с представшими ко гробу, по воскресении, женами Мироносицами. По сторонам гроба стоят символы воскресения Христова.
Жертвенник. В северовосточном углу стоит жертвенник из липоваго дерева, столярной работы, окрашенный в белую краску. На верху жертвенника позлащенное сияние.
Под досками жертвенника выдвижной ящик, а под ним внизу шкафчик с двумя дверками.
Иконописание снаружи храма. На папертях: на западной – на фронтоне этой паперти изображен Бог-Отец, над дверьми – Казанская Божия Матерь, по правую сторону ея Великомученица Варвара, по левую – св. Митрофан, по бокам дверей в рост преп. Антоний и Феодосий Печерские.
На южной: на фронтоне Великомученица Варвара, по бокам дверей в рост св. Василий Великий и преподобная Пелагия.
На северной – св. Митрофан.
По стенам храма – на южной: Господь Царь славы, Апостолы: Петр, Павел, Матфей; Симеон Богоприимец, пророки Иезекия и Амос.
На восточной – святая Троица, пророки: Елисей, Илия и Михей; свят. Николай.
На северной – апостолы: Фома, Иаков, Лука, Варфоломей, Марк и Андрей.
Иконописание внутри церкви. Стенное письмо. В алтаре главнаго престола на горнем месте изображен И. Христос.
В правом приделе в юговосточном углу изображение в рост св. Велик. Варвары.
В левом приделе тоже в юго-восточном углу изображение в рост Св. Митрофана.
В храме. На столбах – на правом: страдание Великомученицы Варвары; Равноапостольный Царь Константин и Елена и апостол Петр.
На левом столбе: Св. князь Владимир; апостол Павел; св. Равноапостольная княгиня Ольга, собор Архистратига южной стороне: пророчица Анна, Василий Великий, св. апостол Варфоломей, Воскрешение Лазаря, принесение в жертву Исаака, вверху надпись «книга Моисеева» 22 гл.; Неопалимая купина, вверху надпись исход гл. 5 ст. 3.
На западной стороне по бокам дверей изображены в рост Мытарь и Фарисей.
Над Запад. дверьми против царских врат – избиение младенцев, несколько выше – исцеление бесноватаго; кроме того внутренность большаго купола также росписана иконописным письмом.
Михаила и Св. Митрофан.
В храме на северной стороне: преподобный Евфимий великий; св. апостол Филипп; св. апостол Иуда; поклонение Волхвов; Ковчег Завета с надписью вверху «книга Моисеева» 28 гл. ст. 11.
Все вышеперечисленныя изображения написаны в рост одинаковаго размера. Трудились над ними живописцы из Алексеевки, иконописание приличное храму.
Иконы в храме. За стеною клироса главнаго придела на аналое положены иконы: св. Великом. Пантелеймона и Пресв. Богородицы Икономиссы, написаны эти иконы по золотому полю на кипарисных досках, мерою – вышины 1 ½ арш. и ширины 1 арш., в футлярах. Иконы эти выписаны со св. Афонской горы на доброхотныя пожертвования. <…>
Церковный архив
При церковном архиве хранятся Высочайшие Манифесты и разные документы: распоряжения епархиальнаго начальства, указы Св. Синода.
Храмозданная грамота, выданная Епископом Воронежским и Задонским Антонием 1830 г. 20 Сентября.
Ревизская сказка 1857 г.
Пригласительный лист от комитета бедных с подписью преосвященнаго: «Усердный богомолец председательствующий Антоний, Епископ Воронежский и Задонский».
Положение о приходских попечительствах.
Формы возношения царской фамилии на службах.
Форма формулярной ведомости.
Приходорасходныя книги с 1820 г.
Исповедныя ведомости с 1812 г.
Обыскныя исписанныя книги, выданныя из Бирюченскаго духовнаго правления в 1814, 1818, 1827, 1829, 1832, 1837 и 1850 и выданныя из Воронежской духовной консистории за снуром и печатью. С 1867 г.
Копии с метрических книг с 1780 г.
Исповедныя ведомости с 1812 г.
Опись церковному имуществу, сделанная в 1841 г., скреплена присутствующим консистории Иеромонахом Игнатием.
В том же году выдана из консистории тетрадь для записи прибыльных вещей.
Церковный причт
До 1793 г. не сохранилось имени ни одного священника.
В 1793 г. при Варваровской церкви было два священника: Андрей Леонтиев Ковалевский и Назарий Гробовский, после смерти котораго вторым священником был Вукол Пономарев.
Разсказывают, что Назарий Гробовский был крестьянин, нигде не обучался. Взят он был жителями слободы Варваровки из Харьковской губернии и по просьбе же их определен к ним священником.
В 1793 г. при Варваровской церкви был один диакон, два дьячка и два пономаря, приходных дворов 235.
В 1821 г. при ней было три священника, два диакона, три дьячка и три пономаря.
После Вуколы Пономарева сохранились следущия имена священников:
Димитрий Смирнов с 1812 г.
Симеон Михайловский
Евфимий и Петр – фамилии их неизвестно
Андрей Авсенев
Софроний Поярков
Евдоким Камаревский
Алексей Смирнов
Григорий Снесарев
Александр Смирнов
Иоанн Успенский сын дьячка кончил курс в Воронежской Духовной Семинарии во 2 разряде. В 1849 г. 24 Октября Феогностом Епископом Острогожским рукоположен во священника.
Димитрий Москвин, сын священника. По окончании курса в Воронежской Семинарии в 1844 г. Елпидифором епископом Острогожским рукоположен во священника.
Владимир Цезаревский. По окончании курса в Воронежской Семинарии в 1845 г. Елпидифором епископом Острогожским рукоположен во священника. До 1848 г. он священствовал в слободе Бычках Богучарскаго уезда, в 1848 г. перешел в слободу Варваровку, где священствовал до 1880 г., из Варваровки он перешел в слободу Шарковку Острог. уезда, где и умер.
Диаконы
Иоанн Некрасов
Алексей Струков
Феодор, Николай, Иосиф – фамилий не известно
Павел Логинов сын диакона. По исключении из низшаго отделения Ворон. духов. училища в 1837 г. определен был пономарем в село Бобяково Ворон. уезда. В 1838 г. ноября 29 переведен в г. Воронеж к Покровской церкви пономарем; в 1839 г. 14 мая переведен в село Горки к Покровской церкви дьячком. В 1844 г. 27 февраля рукоположен во диакона Антонием Архиепископом Воронежским и Задонским и в том же году переведен в село Гвазду Павловскаго уезда, к Арханг. церкви, в 1845 г. 9 Июня переведен в Варваровку.
Иосиф Животков. По исключении из Воронежскаго духовнаго училища низшаго отделения в 1821 году 21 июля определен дьячком к Покровской церкви села Старой Безгинки Корот. уезда. В 1824 г. переведен в слободу Бондаревку Богуч. у. к Николаевской церкви, а в 1832 г. Архиепископом Воронежским и Задонским рукоположен во диакона.
Николай Михайлов сын дьячка. По исключении из училища в 1829 г. 15 июня определен пономарем в слободу Новую Мельницу Острог. уезда. В 1838 г. 31 января Антонием Архиепископом Воронежским рукоположен во диакона той же церкви. В 1839 г. переведен в село Удеревку, 1857 г. 15 Августа переведен в Варваровку.
Сохранилось предание о наказаниях, каким подвергали священники своих прихожан за проступк против нравственности, так: в малороссийских слободах доселе нередко называют прихожане, «паном-отцом» своего своего священника, так как в лице своего пастыря они видели не только духовнаго руководителя и наставника, но лицо облеченное властию наказывать, особенно за проступки против нравственности. Здесь еще доселе осталось в памяти стариков, что прежде, в бывшей Варваровской церкви в паперти были железныя цепи, которыми привязывали ленивых ходить в церковь, или же замеченных в каком либо пороке, особенно подвергались такому наказанию люди не трезвые. Если священник во время великаго поста замечал кого-либо пьяным, то обязывал таковых являться в церковь на Воскресение Христово по первому удару колокола. Замеченных в нетрезвости привязывали на паперти и они в цепях должны стоять до конца богослужения. Выходящие из храма, по чувству христианскаго сострадания к заключенным, подавали пасхальныя яйца, пасхи и пр. существует также предание, что прежние священники, если не имели возможности прочитывать молитвы в доме каждаго прихожанина пред праздником Рождества Христова, Пасхи, то они делали так: брали шапку с головы какого-нибудь прихожанина и читали в нее молитву; эту шапку прихожанин сжимал и с нею отправлялся в хутор или свой участок и там перед каждым двором трусил ее с полною уверенностию, что благодать Божия сообщена.
В настоящее время причт трехштатный. Настоятель, благочинный, свящ. Александр Федоров, сын священника, кончил курс в 1855 г. со степенью студента в Воронежской д. Семинарии; 1858 г. 2 февраля Иосифом, Епископом Воронежским и Задонским рукоположен во священника Бобровского уезда села Коршева к Вознесенской церкви; 1859 г. июля 16 по его прошению переведен в слободу Варваровку; с 1861 г. по 1876 г. проходил должность учителя и законоучителя в Варваровском сельском училище и из этих 15-ти годов восемь лет занимался безплатно, должность законоучителя проходит и по сие время; 1866 г. 17 апреля, за усердное исполнение пастырских обязанностей, награжден набедренником; три года проходил обязанность гласнаго по Бирюченскому земству; 1867 г. 29 декабря утвержден членом Бирюченскаго духовнаго училища, каковую должность проходил по месяц март 1874 г.; 1872 года 15 апреля, за достохвальное служение, всемилостивейше награжден бархатною фиолетовою скуфьею; 1874 г. 3 мая, за ревностное исполнение обязанности члена Бирюченскаго училищнаго правления в продолжении двух трехлетий, изъявлена ему указом Архипастырская признательность и Божие благословение; 1878 г. 15 апреля за достохвальное служение награжден камилавкою; 1880 года 1 декабря определен на должность благочиннаго; 1884 г. 20 марта, за достохвальное служение церкви, усердное исполнение пастырских обязанностей и других должностей, награжден наперсным крестом; грамоту, перехожий указ и акты на награды имеет.
Помощник настоятеля свящ. Лев Попов, сын священника; по окончании курса в Воронежской духовной Семинарии 1859 г. был уволен из оной с аттестатом втораго разряда; 1863 г. 8 сентября Преосвященным Иосифом, архиепископом Воронежским и Задонским рукоположен во священника к Архангельской церкви села Бодеева Коротояк. уезда; 1865 г. 21 Апреля, по его прошению, переведен в слободу Варваровку; 1871 г. 30 Ноября за усердное исполнение пастырских обязанностей награжден набедренником, 1878 г. 15 Апреля за достохвальное служение всемилостивейше награжден бархатною скуфьею, грамоту, перехожий указ и акты на награды имеет.
Помощник настоятеля свящ. Тимофей Тростянский, сын священника; по окончании курса в Воронежской Семинарии в 1875 г. уволен из ней с аттестатом перваго разряда и в том же году определен надзирателем при Воронежском духовном училище; 1876 г. утвержден в том же училище учителем, какую должность проходил до 20 Октября 1879 г.; 1880 г. 1 Января Филаретом Епископом Острогожским, Викарием Воронежской Епархии, рукоположен во священника к Покровской церкви слободы Шапошниковой Острогожс. уезда, в том же году переведен в слободу Варваровку. В 1884 г. 13 января награжден набедренником; грамоту, перехожий указ и акт на награду имеет. <…>
Исправляющий должность штатнаго псаломщика диакон Павел Смирнов, сын диакона; по увольнении из высшаго отделения Бирюченскаго духовнаго училища 1862 г. 8 мая Иосифом Архиепископом Воронежским определен в Варваровку дьячком; при указе 1863 г. 19 Генваря тем же Преосвященным посвящен в стихарь; с 1866 г. по 1876 г. проходил должность помощника в Варваровском приходском училище, из этих 10-ти лет 4 года занимался безплатно; 1873 г. 6 Января Преосвященным Серафимом, Архиепископом Воронежским и Задонским рукоположен в диакона; грамоту имеет.
Содержание причта
Причт сей церкви получает: 1) денежные доходы за требоисправления, 2) доброхотныя подаяния от прихожан и 3) от владения церковною землею.
В старину причт производил сбор с прихожан разным хлебом и жизненными припасами; священники делали такие сборы пред праздниками – Рождества Христова и Пасхи, а прочие члены причта – на Рождественских и Пасхальных святках, затем во время масляницы все члены причта собирали масло, яйца, творог, гречневую муку.
Озимый хлеб собирался при молотьбе вскоре после уборки; сборы производились в позднюю осень и во всякое другое время года; собиралось все то, в чем кто либо из причта нуждался, – в то время года прихожане чем либо запасались.
В настоящее же время священники делают такие сборы пред праздниками – Рождества Христова и Пасхи, когда дают молитву, и осенью – когда переписывают души. Земли на три штата пахатной и сенокосной отведено 33 десятины, но и та крайне не удобна по причине разлива реки и болотистых мест.
Приход
Прихожане этой церкви все малороссы. Всех жителей в слободе Варваровке с хуторами: Осадчевым, Ковалевым, Чупрыниным (в 4 верст.), Белозоровым (в 5 в.), Волковым, Щербаковым и Николаевским (в 8 верст.) 3308 душ м. п. и 3253 д. ж. п. Прихожане этой церкви соблюдают все уставы правос. церкви; в церковь ходят исправно. К духовенству относятся с должным почтением и уважением, чем они обязаны нравственному влиянию своих пастырей. Раскольников в сем приходе нет. Суеверия, присущия темному народу, есть, но не особенно выдающияся, так: они верят в ведьм, леших, домовых, русалок; считают дурным предзнаменованием, если священник перейдет дорогу и т. д. Они так же верят, что душа, до рождения младенца, находится на небе, по прошествии же шести недель, со времени зачатия младенца, Ангел приносит ее с неба и вдувает в младенца. Праведные люди умирают так: приходит смерть с Ангелами, подкашивает руки и ноги больному, вследствие чего больной перестает ими владеть, вынимает душу чрез уста честно, хвально и передает ее Ангелам, Ангелы же несут ее на небо и отдают ее Богу. Когда душа разстается с телом, то, прощаясь, говорит: «прости тело грешное, ты пойдешь в сырую землю, а я на тот свет к Богу на оправдание; как мне оправдываться пред Богом? Ты, тело, в земле истлеешь, а меня Бог будет судить на втором суде по пришествии, если бы, ты, тело, не жирное было, то ты бы приготовило много хорошаго для меня, а теперь я буду отвечать за тебя».
Грешные же люди умирают несколько иначе, к ним смерть тоже приходит с Ангелами, но душу вынимает железными крюками сквозь ребра.
К людям, которые при жизни знались с нечистою силою, смерть приходит уже не с Ангелами, а с нечистою силою, которая вынимает душу железными крюками чрез ребра; они не умирают до тех пор, пока не передадут свое волшебство другому. Нравственность прихожан во многих отношениях одобрительна, но печальным явлением в их образе жизни служит пьянство.
Внешний быт прихожан
Крестьяне, по неимению собственнаго леса, и за трудностию приобретать его покупкою, по отдаленности лесных мест, в большинстве строят свои хаты и надворныя хозяйственныя службы из леса подручнаго, а именно: из вербы, ольхи и осокоря, породы коих почти у каждаго домохозяина имеются в огороде. Дома их у более зажиточных и семейных состоят из двух хат, разделенных сенями и чуланом, – одной под именем мытой, предназначенной для приема духовенства при совершении им религиозных обрядов, и почетных гостей, а другой мазаной глиною с мелом для всегдашняго пребывания семьи, приготовления пищи и защиты от холода молодых домашних животных. Входными дверями почти все обращены на крыльцо, выходящее в двор, а окнами нередко на улицу. При входе в хату мытую, первее всего обращают на себя внимание посетителя св. иконы в достаточном количестве, которыми застанавливается почти весь передний угол, жаль только, что живопись на них, б. частию, плохая. В выборе изображений видна исключительность и проявление большаго уважения к некоторым, как-то: к Неопалимой Купине, к Великомуч. Георгию, сидящему на белом коне, подавляющим своим копытом дракона, к восшествию на небо пророка Илии на огненной колеснице, запряженной парою лошадьми огненнаго цвета, к картине Страшнаго Суда; нередко, на ряду с иконами можно увидеть раскрашенные ярлыки с сахарной бумаги, или печатной обертки. Пред иконами навешивают не мало лампадок, богатые – стеклянных, а бедные – глиняных, пустопорожних окрашенных яиц, плетенных е с стенами хаты, обмываемыя особенно пред праздниками, или в ожидании гостей). Поверх двери вбиваются деревянные колки для вешания шапок, а в угле налево от двери устраивается не большой, вполстены, шкапчик для бутылок, стаканов и т. п. <…>
П. Федоровиз соломы, камыша или вырезанных из дерева – голубей; края божницы, где стоят иконы, обкладывают травами и цветами ароматическими. В переднем угле, пред святыми стоит стол, покрытый клетчатою тканою скатерью, или суконным своего изделия, разноцветным ковром; поверх ковра лежит хлеб со значением благословения Божия, а также, у кого есть, книги духовно-нравственнаго содержания. От стола по двум сторонам тянутся лавки (нередко по усвоенному порядку, вмест
(Воронеж. Епарх. Ведомости часть неоффиц. №№ 17 – 19 1885 г.)
Текст набран современным шрифтом
с сохранением оригинальной орфографии и пунктуации
монахом Илией (Каунниковым)
Храм великомученицы Варвары с. Варваровки