Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

Обещанного три года ждут.

Варваровка с. (Лутовинова) Варваровская волость Бирюченский уезд Воронежской губернии.

Назад

Кладбища с. Варваровка Варваровская волость Бирюченский уезд Воронежской губернии.

Храм Великомученицы Варвары с. Варваровка Варваровская волость Бирюченский уезд Воронежской губернии.



О выкупе крестьянами земли у жены Действительного Статского Советника В.И. Шретер Воронежской губернии Бирюченского уезда сельца Варваровки ( Лутовинова тож ).

Варваровка — село в Алексеевском районе (городском округе, с 2018) Белгородской области, центр Варваровского сельского поселения.

Расположено в восточной части области, в 29 км к юго-востоку от районного центра, города Алексеевки.

Численность населения
2002 2010
797 ↘665

Варваровка известна по документам с 1721 года.

В 1748 г. малороссийская слобода Варваровка входила в состав полковых слобод Острогожского полка в Усердском уезде.

По преданию слобода названа в честь жены владельца вотчины, графа П.Б. Шереметева, дочери князя Черкасского – Варвары Алексеевны.

Упоминается в Памятной книжке Воронежской губернии за 1887 год как "слобода Варваровка" Варваровской волости Бирюченского уезда. Число жителей обоего пола — 3100, число дворов — 378.

В селе действует Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Варваровская средняя общеобразовательная школа».

Религия

Варваровка относится к Валуйско-Алексеевской епархии.

В селе действует храм Великомученицы Варвары.

Памятники и мемориалы

Памятник 139 воинам, не вернувшимся с фронтов Великой Отечественной войны.

Известные люди

Hero of the Soviet Union medal.png Лапин, Роман Никифорович (1903 — 1991) — подполковник Советской Армии, участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза (1945).

  • Старостенко, Пётр Захарович (1850 - ?) — депутат Государственной думы Российской империи III созыва от Воронежской губернии, крестьянин.
▼ РАСКРЫТЬ ▼
▲ СКРЫТЬ ▲

Слобода Варваровка
18.12.2017Статьи и публикации

Слобода Варваровка находится в Бирюченском уезде, Воронежской губернии, в разстоянии от Воронежа в 150 верстах, а от Бирюча в 45 верстах.
Неизвестно, кто первый поселился на местности, занимаемой ныне слободою Ворваровкою, известно только, что эту местность заселяли выходцы из разных губерний в разное время.
Название Варваровка» произошло, как говорит предание, от имени Варвары, жены графа Шереметьева, который владел этою местностью.
По недостатку письменных данных достоверно неизвестно, когда была построена первая церковь в Варваровке, но судя по народному преданию, можно думать, что церковь в Варваровке существует с давних времен. В настоящее время в Варваровке уже третья церковь.
О первой церкви известно только то, что она была деревянная и место, где она стояла.
О второй тоже мало известно: видно место, где она стояла, что она была деревянная, однопрестольная в честь св. Великомученицы Варвары.
По постройке третьей церкви – каменной, вторая была продана жителям слободы Луценковой, Бирюченскаго уезда.
На месте первых двух церквей устроены каменныя камплицы с крестами на верху.
В 1830 г. жителями слободы Варваровки подано было прошение Преосвященному Антонию, в котором они просили позволение выстроить новый каменный храм в замен деревяннаго, пришедшаго в ветхость. В том же году им выдана была храмозданная грамота.
«Божиею милостию смиренный Антоний, Епископ Воронежский и Задонский
Паствы и мерности Нашея Воронежской Епархии Бирюченскаго уезда, слободы Варваровки, Варваровской церкви, прихожане, подданные Лейб-Гвардии Кавалергардскаго полка штаб-Ротмистра Его сиятельства графа Димитрия Николаевича Шереметьева малороссийские крестьяне прошением донесли нам, что они имеют общее желание в оной слободе вместо деревянной ветхой Варваровской церкви устроить вновь каменным зданием на особом месте трехпрестольную во имя Божией Матери Казанския и св. великомученицы Варвары и Параскевы нарицаемыя Пятницы, церковь, на что и получили от господина своего разрешение, и просили на то от нас дозволения.
По власти, от Бога нам данной, мерность Наша, похваляя прихожан сих усердие и соизволяя Богоугодному их намерению, по делу же, не находя никакого сомнения, преподаем им пастырское благословение, с испрашиваемым помощи Вседержителевой вступить в начатие сие с тем, чтобы оный храм с приделами устроен был непременно от сего времени в течении пяти лет, по представленному к нам плану и одобренному с фасадом прочно и всем нужным и пристойным снабжен алтарями на восток, по обычаю Восточныя Греко-Российския церкви и алтари те были бы не тесные и не темные, престолы вышиною в аршин шесть вершков и со дсками, а шириною и длиною по мере алтарей, под наблюдением благочиннаго священника Александра Ингеницкаго, чего для по чиноположению строение онаго храма на удобном для того месте и неиначе, как на площади, а не среди обывательских домов; обложить и о том отрепортовать нам имеет он благочинный Ингеницкий.
Когда же оный храм с приделами совершенно будет готов, благолепными иконостасами украшен, и как сосудами так и ковчегами, дароносицами и крестами напрестольными серебрянными, Евангелием и прочими всеми вещами, ко алтарям принадлежащими, по благопристойности не скудно удовольствованы будут, равно ризницею из шелковой материи, книгами и всем тем, что нужно для святаго храма и о том мерности нашей от благочиннаго Ингеницкаго и донести будет с приобщением описи в двух экземплярах всему имуществу того храма с приделами, тогда и об освящении оных благословение воспоследует. А если оный храм в пятилетнее время всем нужным ко освящению приготовлен не будет, то благочинный имеет о том нам со обстоятельством отрапортовать неупустительно. Грамоту же сию, по построении храма, хранить в приличном онаго месте.
Дана сия грамота за подписом нашим и печатию Воронежской кафедры в Богоспасаемом граде Воронеже. Сентембрия в 20 день 1830 г.»
В каком году жители приступили к постройке храма, – неизвестно, окончен же он был в 1841 г., в том же году и освящен, кроме леваго придела, который был окончен в 1845 г. и в том же году освящен благочинным священником Севастьяновым. Теперь существующая церковь выстроена на новом месте за слободою, – каменная, двух-этажная, из которых нижний этаж занят кладовыми, а верхний – храмом; установлена она на буте из дикаго камня. Стены сплошной клади штукатуренныя. Связи железныя. Крыша на храме шатрообразная из чернаго листоваго железа, окрашеннаго в зеленую краску.
Кресты наглавах железные, вызолоченные, четырехконечные, установлены в особыя железныя позолоченныя яблоки.
Колокольня. Колокольня соединена с храмом посредством трапезной. Построена в одно время с церковью. Под колокольнею с южной стороны находится комната, которая в первое время, по выстройке церкви, служила сторожкою, в настоящее же время служит кладовою, с северной стороны другая комната, из которой ведет лестница на колокольню. Колокольня оканчивается шпилем, покрытым железом белым.
На шпиле в особом яблоке укреплен крест, такой же, как и на главах. Высота колокольни равна приблизительно двадцати трем саженям.
Колокола. Всех колоколов четыре. Наибольший из них отлит в Воронеже, на литейном заводе купца Самофалова, около 12 лет назад. Он был обменен на девяноста пяти пудовой разбитый колокол с добавкою суммы частию из волостнаго оклада, частию приобретенной старанием ктитора Филиппа Геращенкова. Вес его 211 пудов 11 фунтов.
Второй вылит 1803 г. весом в тридцать шесть пудов и девять фунтов. На нем изображены с одной стороны Божия Матерь, с другой Георгий Победоносец. Третий колокол вылит 1779 г. весом в два пуда; четвертый весит несколько фунтов.

Внутреннее устройство

Внутри церковь имеет длины от солеи до стены 14 сажен, а ширина неодинакова, устроена она крестообразно. <…>
Церковь состоит из трех алтарей с престолами: в главном во имя Казанской Божией Матери, в правом придельном во имя св. великомученицы Варвары и в левом во имя святителя Митрофана, храма и трапезы. <…>
Алтари. Главный средний алтарь размером в длину до солеи 16 аршин и ширину от стены до стены 14 ½ аршин. Пол в алтаре возвышается на две ступени над полом храма, сделан он из сосновых досок, окрашен в желтую краску.
Престол из липоваго дерева, столярной работы, от пола не возвышается. <…>
Сень. Над св. престолом устроена сень о четырех деревянных колоннах, нижняя часть которых окрашена в темноголубую краску, а верхняя резная позлащенная.
Верх сени овальный. Над сенью устроен деревянный четырехконечный позлащенный крест. По верхнему карнизу сени размещены лики святителей: Василия Великаго, Григория Богослова, Иоанна Златоуста и Иакова, брата Господня. Над западным карнизом приделана икона Казанской Божией Матери. На потолке сени изображен Бог-Саваоф.
За престолом с восточной стороны в деревянный киот вставлена икона Казанской Божией Матери в серебряной позлащенной ризе, вес ризы 229 ½ золотников. Куплена она в 1859 г. за 150 руб. сер., размером икона квадратная в 2 ½ четверти.
Горнее место. Горнее место устроено открыто, на нем стоит деревянный позлащенный гроб Господень; на гробе Господнем поставлено изображение Воскресения Христова с представшими ко гробу, по воскресении, женами Мироносицами. По сторонам гроба стоят символы воскресения Христова.
Жертвенник. В северовосточном углу стоит жертвенник из липоваго дерева, столярной работы, окрашенный в белую краску. На верху жертвенника позлащенное сияние.
Под досками жертвенника выдвижной ящик, а под ним внизу шкафчик с двумя дверками.
Иконописание снаружи храма. На папертях: на западной – на фронтоне этой паперти изображен Бог-Отец, над дверьми – Казанская Божия Матерь, по правую сторону ея Великомученица Варвара, по левую – св. Митрофан, по бокам дверей в рост преп. Антоний и Феодосий Печерские.
На южной: на фронтоне Великомученица Варвара, по бокам дверей в рост св. Василий Великий и преподобная Пелагия.
На северной – св. Митрофан.
По стенам храма – на южной: Господь Царь славы, Апостолы: Петр, Павел, Матфей; Симеон Богоприимец, пророки Иезекия и Амос.
На восточной – святая Троица, пророки: Елисей, Илия и Михей; свят. Николай.
На северной – апостолы: Фома, Иаков, Лука, Варфоломей, Марк и Андрей.
Иконописание внутри церкви. Стенное письмо. В алтаре главнаго престола на горнем месте изображен И. Христос.
В правом приделе в юговосточном углу изображение в рост св. Велик. Варвары.
В левом приделе тоже в юго-восточном углу изображение в рост Св. Митрофана.
В храме. На столбах – на правом: страдание Великомученицы Варвары; Равноапостольный Царь Константин и Елена и апостол Петр.
На левом столбе: Св. князь Владимир; апостол Павел; св. Равноапостольная княгиня Ольга, собор Архистратига южной стороне: пророчица Анна, Василий Великий, св. апостол Варфоломей, Воскрешение Лазаря, принесение в жертву Исаака, вверху надпись «книга Моисеева» 22 гл.; Неопалимая купина, вверху надпись исход гл. 5 ст. 3.
На западной стороне по бокам дверей изображены в рост Мытарь и Фарисей.
Над Запад. дверьми против царских врат – избиение младенцев, несколько выше – исцеление бесноватаго; кроме того внутренность большаго купола также росписана иконописным письмом.
Михаила и Св. Митрофан.

В храме на северной стороне: преподобный Евфимий великий; св. апостол Филипп; св. апостол Иуда; поклонение Волхвов; Ковчег Завета с надписью вверху «книга Моисеева» 28 гл. ст. 11.

Все вышеперечисленныя изображения написаны в рост одинаковаго размера. Трудились над ними живописцы из Алексеевки, иконописание приличное храму.
Иконы в храме. За стеною клироса главнаго придела на аналое положены иконы: св. Великом. Пантелеймона и Пресв. Богородицы Икономиссы, написаны эти иконы по золотому полю на кипарисных досках, мерою – вышины 1 ½ арш. и ширины 1 арш., в футлярах. Иконы эти выписаны со св. Афонской горы на доброхотныя пожертвования. <…>

Церковный архив

При церковном архиве хранятся Высочайшие Манифесты и разные документы: распоряжения епархиальнаго начальства, указы Св. Синода.

Храмозданная грамота, выданная Епископом Воронежским и Задонским Антонием 1830 г. 20 Сентября.
Ревизская сказка 1857 г.
Пригласительный лист от комитета бедных с подписью преосвященнаго: «Усердный богомолец председательствующий Антоний, Епископ Воронежский и Задонский».
Положение о приходских попечительствах.
Формы возношения царской фамилии на службах.
Форма формулярной ведомости.
Приходорасходныя книги с 1820 г.
Исповедныя ведомости с 1812 г.
Обыскныя исписанныя книги, выданныя из Бирюченскаго духовнаго правления в 1814, 1818, 1827, 1829, 1832, 1837 и 1850 и выданныя из Воронежской духовной консистории за снуром и печатью. С 1867 г.
Копии с метрических книг с 1780 г.
Исповедныя ведомости с 1812 г.
Опись церковному имуществу, сделанная в 1841 г., скреплена присутствующим консистории Иеромонахом Игнатием.
В том же году выдана из консистории тетрадь для записи прибыльных вещей.

Церковный причт

До 1793 г. не сохранилось имени ни одного священника.
В 1793 г. при Варваровской церкви было два священника: Андрей Леонтиев Ковалевский и Назарий Гробовский, после смерти котораго вторым священником был Вукол Пономарев.

Разсказывают, что Назарий Гробовский был крестьянин, нигде не обучался. Взят он был жителями слободы Варваровки из Харьковской губернии и по просьбе же их определен к ним священником.

В 1793 г. при Варваровской церкви был один диакон, два дьячка и два пономаря, приходных дворов 235.
В 1821 г. при ней было три священника, два диакона, три дьячка и три пономаря.
После Вуколы Пономарева сохранились следущия имена священников:

Димитрий Смирнов с 1812 г.
Симеон Михайловский
Евфимий и Петр – фамилии их неизвестно
Андрей Авсенев
Софроний Поярков
Евдоким Камаревский
Алексей Смирнов
Григорий Снесарев
Александр Смирнов
Иоанн Успенский сын дьячка кончил курс в Воронежской Духовной Семинарии во 2 разряде. В 1849 г. 24 Октября Феогностом Епископом Острогожским рукоположен во священника.
Димитрий Москвин, сын священника. По окончании курса в Воронежской Семинарии в 1844 г. Елпидифором епископом Острогожским рукоположен во священника.
Владимир Цезаревский. По окончании курса в Воронежской Семинарии в 1845 г. Елпидифором епископом Острогожским рукоположен во священника. До 1848 г. он священствовал в слободе Бычках Богучарскаго уезда, в 1848 г. перешел в слободу Варваровку, где священствовал до 1880 г., из Варваровки он перешел в слободу Шарковку Острог. уезда, где и умер.

Диаконы

Иоанн Некрасов
Алексей Струков
Феодор, Николай, Иосиф – фамилий не известно
Павел Логинов сын диакона. По исключении из низшаго отделения Ворон. духов. училища в 1837 г. определен был пономарем в село Бобяково Ворон. уезда. В 1838 г. ноября 29 переведен в г. Воронеж к Покровской церкви пономарем; в 1839 г. 14 мая переведен в село Горки к Покровской церкви дьячком. В 1844 г. 27 февраля рукоположен во диакона Антонием Архиепископом Воронежским и Задонским и в том же году переведен в село Гвазду Павловскаго уезда, к Арханг. церкви, в 1845 г. 9 Июня переведен в Варваровку.
Иосиф Животков. По исключении из Воронежскаго духовнаго училища низшаго отделения в 1821 году 21 июля определен дьячком к Покровской церкви села Старой Безгинки Корот. уезда. В 1824 г. переведен в слободу Бондаревку Богуч. у. к Николаевской церкви, а в 1832 г. Архиепископом Воронежским и Задонским рукоположен во диакона.
Николай Михайлов сын дьячка. По исключении из училища в 1829 г. 15 июня определен пономарем в слободу Новую Мельницу Острог. уезда. В 1838 г. 31 января Антонием Архиепископом Воронежским рукоположен во диакона той же церкви. В 1839 г. переведен в село Удеревку, 1857 г. 15 Августа переведен в Варваровку.

Сохранилось предание о наказаниях, каким подвергали священники своих прихожан за проступк против нравственности, так: в малороссийских слободах доселе нередко называют прихожане, «паном-отцом» своего своего священника, так как в лице своего пастыря они видели не только духовнаго руководителя и наставника, но лицо облеченное властию наказывать, особенно за проступки против нравственности. Здесь еще доселе осталось в памяти стариков, что прежде, в бывшей Варваровской церкви в паперти были железныя цепи, которыми привязывали ленивых ходить в церковь, или же замеченных в каком либо пороке, особенно подвергались такому наказанию люди не трезвые. Если священник во время великаго поста замечал кого-либо пьяным, то обязывал таковых являться в церковь на Воскресение Христово по первому удару колокола. Замеченных в нетрезвости привязывали на паперти и они в цепях должны стоять до конца богослужения. Выходящие из храма, по чувству христианскаго сострадания к заключенным, подавали пасхальныя яйца, пасхи и пр. существует также предание, что прежние священники, если не имели возможности прочитывать молитвы в доме каждаго прихожанина пред праздником Рождества Христова, Пасхи, то они делали так: брали шапку с головы какого-нибудь прихожанина и читали в нее молитву; эту шапку прихожанин сжимал и с нею отправлялся в хутор или свой участок и там перед каждым двором трусил ее с полною уверенностию, что благодать Божия сообщена.

В настоящее время причт трехштатный. Настоятель, благочинный, свящ. Александр Федоров, сын священника, кончил курс в 1855 г. со степенью студента в Воронежской д. Семинарии; 1858 г. 2 февраля Иосифом, Епископом Воронежским и Задонским рукоположен во священника Бобровского уезда села Коршева к Вознесенской церкви; 1859 г. июля 16 по его прошению переведен в слободу Варваровку; с 1861 г. по 1876 г. проходил должность учителя и законоучителя в Варваровском сельском училище и из этих 15-ти годов восемь лет занимался безплатно, должность законоучителя проходит и по сие время; 1866 г. 17 апреля, за усердное исполнение пастырских обязанностей, награжден набедренником; три года проходил обязанность гласнаго по Бирюченскому земству; 1867 г. 29 декабря утвержден членом Бирюченскаго духовнаго училища, каковую должность проходил по месяц март 1874 г.; 1872 года 15 апреля, за достохвальное служение, всемилостивейше награжден бархатною фиолетовою скуфьею; 1874 г. 3 мая, за ревностное исполнение обязанности члена Бирюченскаго училищнаго правления в продолжении двух трехлетий, изъявлена ему указом Архипастырская признательность и Божие благословение; 1878 г. 15 апреля за достохвальное служение награжден камилавкою; 1880 года 1 декабря определен на должность благочиннаго; 1884 г. 20 марта, за достохвальное служение церкви, усердное исполнение пастырских обязанностей и других должностей, награжден наперсным крестом; грамоту, перехожий указ и акты на награды имеет.

Помощник настоятеля свящ. Лев Попов, сын священника; по окончании курса в Воронежской духовной Семинарии 1859 г. был уволен из оной с аттестатом втораго разряда; 1863 г. 8 сентября Преосвященным Иосифом, архиепископом Воронежским и Задонским рукоположен во священника к Архангельской церкви села Бодеева Коротояк. уезда; 1865 г. 21 Апреля, по его прошению, переведен в слободу Варваровку; 1871 г. 30 Ноября за усердное исполнение пастырских обязанностей награжден набедренником, 1878 г. 15 Апреля за достохвальное служение всемилостивейше награжден бархатною скуфьею, грамоту, перехожий указ и акты на награды имеет.

Помощник настоятеля свящ. Тимофей Тростянский, сын священника; по окончании курса в Воронежской Семинарии в 1875 г. уволен из ней с аттестатом перваго разряда и в том же году определен надзирателем при Воронежском духовном училище; 1876 г. утвержден в том же училище учителем, какую должность проходил до 20 Октября 1879 г.; 1880 г. 1 Января Филаретом Епископом Острогожским, Викарием Воронежской Епархии, рукоположен во священника к Покровской церкви слободы Шапошниковой Острогожс. уезда, в том же году переведен в слободу Варваровку. В 1884 г. 13 января награжден набедренником; грамоту, перехожий указ и акт на награду имеет. <…>

Исправляющий должность штатнаго псаломщика диакон Павел Смирнов, сын диакона; по увольнении из высшаго отделения Бирюченскаго духовнаго училища 1862 г. 8 мая Иосифом Архиепископом Воронежским определен в Варваровку дьячком; при указе 1863 г. 19 Генваря тем же Преосвященным посвящен в стихарь; с 1866 г. по 1876 г. проходил должность помощника в Варваровском приходском училище, из этих 10-ти лет 4 года занимался безплатно; 1873 г. 6 Января Преосвященным Серафимом, Архиепископом Воронежским и Задонским рукоположен в диакона; грамоту имеет.

Содержание причта

Причт сей церкви получает: 1) денежные доходы за требоисправления, 2) доброхотныя подаяния от прихожан и 3) от владения церковною землею.
В старину причт производил сбор с прихожан разным хлебом и жизненными припасами; священники делали такие сборы пред праздниками – Рождества Христова и Пасхи, а прочие члены причта – на Рождественских и Пасхальных святках, затем во время масляницы все члены причта собирали масло, яйца, творог, гречневую муку.
Озимый хлеб собирался при молотьбе вскоре после уборки; сборы производились в позднюю осень и во всякое другое время года; собиралось все то, в чем кто либо из причта нуждался, – в то время года прихожане чем либо запасались.
В настоящее же время священники делают такие сборы пред праздниками – Рождества Христова и Пасхи, когда дают молитву, и осенью – когда переписывают души. Земли на три штата пахатной и сенокосной отведено 33 десятины, но и та крайне не удобна по причине разлива реки и болотистых мест.

Приход

Прихожане этой церкви все малороссы. Всех жителей в слободе Варваровке с хуторами: Осадчевым, Ковалевым, Чупрыниным (в 4 верст.), Белозоровым (в 5 в.), Волковым, Щербаковым и Николаевским (в 8 верст.) 3308 душ м. п. и 3253 д. ж. п. Прихожане этой церкви соблюдают все уставы правос. церкви; в церковь ходят исправно. К духовенству относятся с должным почтением и уважением, чем они обязаны нравственному влиянию своих пастырей. Раскольников в сем приходе нет. Суеверия, присущия темному народу, есть, но не особенно выдающияся, так: они верят в ведьм, леших, домовых, русалок; считают дурным предзнаменованием, если священник перейдет дорогу и т. д. Они так же верят, что душа, до рождения младенца, находится на небе, по прошествии же шести недель, со времени зачатия младенца, Ангел приносит ее с неба и вдувает в младенца. Праведные люди умирают так: приходит смерть с Ангелами, подкашивает руки и ноги больному, вследствие чего больной перестает ими владеть, вынимает душу чрез уста честно, хвально и передает ее Ангелам, Ангелы же несут ее на небо и отдают ее Богу. Когда душа разстается с телом, то, прощаясь, говорит: «прости тело грешное, ты пойдешь в сырую землю, а я на тот свет к Богу на оправдание; как мне оправдываться пред Богом? Ты, тело, в земле истлеешь, а меня Бог будет судить на втором суде по пришествии, если бы, ты, тело, не жирное было, то ты бы приготовило много хорошаго для меня, а теперь я буду отвечать за тебя».

Грешные же люди умирают несколько иначе, к ним смерть тоже приходит с Ангелами, но душу вынимает железными крюками сквозь ребра.

К людям, которые при жизни знались с нечистою силою, смерть приходит уже не с Ангелами, а с нечистою силою, которая вынимает душу железными крюками чрез ребра; они не умирают до тех пор, пока не передадут свое волшебство другому. Нравственность прихожан во многих отношениях одобрительна, но печальным явлением в их образе жизни служит пьянство.

Внешний быт прихожан

Крестьяне, по неимению собственнаго леса, и за трудностию приобретать его покупкою, по отдаленности лесных мест, в большинстве строят свои хаты и надворныя хозяйственныя службы из леса подручнаго, а именно: из вербы, ольхи и осокоря, породы коих почти у каждаго домохозяина имеются в огороде. Дома их у более зажиточных и семейных состоят из двух хат, разделенных сенями и чуланом, – одной под именем мытой, предназначенной для приема духовенства при совершении им религиозных обрядов, и почетных гостей, а другой мазаной глиною с мелом для всегдашняго пребывания семьи, приготовления пищи и защиты от холода молодых домашних животных. Входными дверями почти все обращены на крыльцо, выходящее в двор, а окнами нередко на улицу. При входе в хату мытую, первее всего обращают на себя внимание посетителя св. иконы в достаточном количестве, которыми застанавливается почти весь передний угол, жаль только, что живопись на них, б. частию, плохая. В выборе изображений видна исключительность и проявление большаго уважения к некоторым, как-то: к Неопалимой Купине, к Великомуч. Георгию, сидящему на белом коне, подавляющим своим копытом дракона, к восшествию на небо пророка Илии на огненной колеснице, запряженной парою лошадьми огненнаго цвета, к картине Страшнаго Суда; нередко, на ряду с иконами можно увидеть раскрашенные ярлыки с сахарной бумаги, или печатной обертки. Пред иконами навешивают не мало лампадок, богатые – стеклянных, а бедные – глиняных, пустопорожних окрашенных яиц, плетенных е с стенами хаты, обмываемыя особенно пред праздниками, или в ожидании гостей). Поверх двери вбиваются деревянные колки для вешания шапок, а в угле налево от двери устраивается не большой, вполстены, шкапчик для бутылок, стаканов и т. п. <…>
П. Федоровиз соломы, камыша или вырезанных из дерева – голубей; края божницы, где стоят иконы, обкладывают травами и цветами ароматическими. В переднем угле, пред святыми стоит стол, покрытый клетчатою тканою скатерью, или суконным своего изделия, разноцветным ковром; поверх ковра лежит хлеб со значением благословения Божия, а также, у кого есть, книги духовно-нравственнаго содержания. От стола по двум сторонам тянутся лавки (нередко по усвоенному порядку, вмест
(Воронеж. Епарх. Ведомости часть неоффиц. №№ 17 – 19 1885 г.)

Текст набран современным шрифтом
с сохранением оригинальной орфографии и пунктуации
монахом Илией (Каунниковым)

Храм великомученицы Варвары с. Варваровки


Прикрепленный файл Храм Великомуч. Варвары.jpg

▼ РАСКРЫТЬ ▼
▲ СКРЫТЬ ▲
| Добавил: _ А.с. | 2020-03-03 22:07:08 | Отредактировано: - |


    Яндекс.Метрика
    © 2015-2024 pomnirod.ru
    Кольцо генеалогических сайтов