Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

В весёлый час и смерть не страшна.

Щучье с. (Щучья) Щученская волость Бобровский уезд Воронежской губернии.

Назад

Федор ПОНЯТОВСКИЙ. Жили-были рядом села.

Село Щучье находится на правом берегу реки Битюг. От города Воронежа отстоит на 90 верст к востоку, от уездного города Боброва в 80 верстах на север. Ближайшие к Щучью селения с правой стороны Битюга на север село Самовец в 15 верстах, на юг – Боршев в 7 верстах, с левой на северо-восток Ертиль в 5-ти, Сластенки в 6-ти, Ольховка на восток в 3-х верстах.

 По рассказам старожилов, первые выходцы летом по приказу прибывшего к ним одного из начальников неводом ловили в реке рыбу. Самая большая из рыб оказалась щука. Вследствие того начальник назвал село это Щучьим (могло быть и, вероятнее, было в неводе более щук, нежели других рыб, потому что и теперь Битюг обилует в здешних местах особенно щуками).

 Первоначальные жители пришли сюда из разных уездов: Задонского, Усманского и Моршанского. Все они великороссы, а малороссов нет. Побудило их к тому большое количество земли и нескудные участки лесные, которыми могли владеть первые поселенцы. Земля и теперь принадлежащая жителям сел Щучья и Ольховки совместно, простирается от запада на восток на 13, а от севера на юг версты на 4. По количеству в настоящее время жителей в обоих селах она оказывается очень скудною, потому что на ревизскую душу приходится ныне пахотной земли только около трех десятин и самая малость сенокосу. Кроме этой земли, простирающейся непрерывным холстом, предки настоящих жителей почему-то владели особым участком в 1200 десятин верст за 25 к северо-востоку от села. Но так как на нем не было никакого поселения, то впоследствии участок этот отошел в казенное владение. Сверх сего те же предки по проискам и хитрости некоторых землевладельцев в генеральное межевание или около того времени лишились и в ближайших местах прекрасных участков земли. К общему их и потомков прискорбию лишились леса, вырезанного из их владений в пользу тех землевладельцев. Так что лес теперь у жителей перед глазами в их прежних дачах, но достается, то есть покупается ими только за дорогую цену.

 Первое поселение относят, предположительно, к началу 18 столетия. Некоторые из выходцев были однодворцы, другие экономические крестьяне.

 Первая церковь в селе Щучье была деревянная. Построенная старанием и иждивением прихожан существовала довольно долго, но по ветхости была продана в село Зиновку Тамбовской губернии. Вместо оной сооружена каменная в 1900 году, окруженная каменною же, приличной высоты, но небольшой по пространству оградой, к которой с внешней северной стороны пристроен саженей на 17 ряд лавок для бывшего некогда около церкви базара. Колокольня при сей церкви и небольшая караульня, принадлежащая ей, также каменная. Церковь настоящая, как и прежняя, освящена во имя святого Великомученика Димитрия Солунского. Причины сего наименования настоящие жители не помнят.

 Село Ольховка находится, как сказано, в 3-х верстах от Щучья на восток, на противоположной стороне Битюга. Первоначальные жители, в числе десяти дворов, переселились сюда из Щучья в 30-х годах этого столетия. Побудительная причина к такому переселению, как в тогдашнее, так и в недавнее время, кроме затруднения от реки, была та, что здесь по левую сторону Битюга находится, по словам жителей, две пропорции земли, а по правую третья, то есть одна треть.

 Несмотря на такое общественное неудобство, жители села Щучье столько негодовали на первых переселенцев, что хотели их переместить обратно в Щучье, потому что последние поселились на превосходных для продовольствия местах. Но случилось напротив. Бессильные, конечно, и слабые ответом, а также финансами, а еще более умением спорить, если же нужно, и перешуметь целое общество, не решились бы на такой отважный подвиг.

 Первые переселенцы, как видно из обстоятельств и рассказов настоящих жителей, обладали почетным и уважительным в каждом обществе свойством лучших людей, то есть так называемых мироедов, и потому победа осталась на их стороне. Такой перелом оказался и был признан благодетельным и для других, так что впоследствии стали сюда селиться многие. А в 1856 году, вследствие прошения некоторого числа жителей, нарезана для последних особая улица вдоль восточного берега озера Ильменя, бывшего некогда проливом Битюга, где поселено до 40 дворов. После сих переселенцев лучшие люди поселка, называвшегося Щученскими Песками, увидели неудобство обращаться в Щученскую церковь и к ее священно– и церковнослужителям для отправления христианских треб в домах своих и потому убедили все общество купить готовую церковь деревянную в селе Димитриевском Воронежского уезда. Церковь эта оказалась очень ветхою, кроме иконостаса. Поэтому жители купили в Аннинской роще десятину прекрасного дубового леса, из которого (с небольшим прибавком леса из другой рощи) построен настоящий, довольно обширный храм и освящен в 1863 году, по примеру Щученской церкви, во имя святого Великомученика Димитрия.

 Причина сего наименования двоякая. Во-первых, сельские жители благоговейно, даже по превосходству, чтут того святого, которого чтили празднеством и посвящением храмов их предки. Вторая причина – хозяйственная. Русский народ шумно празднует храмовые праздники. Не пригласить к себе в гости родных и знакомых, даже не принять чужих во дни праздника считается чем-то несвойственным имени русского человека. Но так как здесь может быть и бывает злоупотребление (так что толпа нетрезвых едва не насильно врывается в некоторые дома и производит беспорядки, а чем больше посторонних в селе посетителей, тем больше беспорядков), то некоторые благоразумные жители держатся того правила «чем более ближайших между собою сел совершают праздник в один и тот же день, тем менее в каждом из них шума и беспорядков. Значит, нужно установить праздник по примеру ближайшего селения, а тем более того, где мы родились». Таким образом, здесь не в дальнем расстоянии четыре села празднуют святому Великомученику Димитрию (Щучье, Ольховка, Самовец и Гнилуша), а праздник Архистратига Михаила совершают семь других ближайших селений. Жители каждого из сих сел не отлучатся от своего праздника к родным и знакомым другого села. А жители, например, Боршева и Ертила, имея родных в Щучье и Ольховке, не станут отбывать от дома на столь долгое время, чтобы проживать весь праздник (три дня, а иногда более) у тех и других родных. Если бы в десяти, например, ближайших селах, более или менее связанных родством и дружбой, было десять разных храмовых праздников через каждые полторы или две недели непрерывным порядком продолжающихся (особенно в осеннее и зимнее время), то осень и зима были бы несчастными для крестьян временем не только растраты плодов их труда, но и задатком необходимости всегдашнего хождения с сумой по миру. (Кроме великого поста, когда с благоговением совершаются и простолюдинами храмовые праздниками, и времени хлебной уборки, когда крестьянин за стыд считает оставить хлеб неубранным, шататься по праздникам для бражничанья).

 Так как жители сел Щучья и Ольховки составляют одно общество, управляются одним сельским управлением, имеют одну общественную сумму и даже пожарную команду, а иногда нераздельные семейства, одна половина из которых живет в Щучье, а другая в Ольховке, то о христианском веровании прихожан обоих сел, их нравах и обычаях будем говорить нераздельно.

 Все прихожане Щученской и Ольховской церквей православные. В первый день Пасхи, в храмовый праздник, на Рождество, Новый год и Крещение, а также на Благовещение и Вербное едва не все считают за долг посетить храм Божий. Остаются дома только больные и младенцы или очередные поденницы. В другие воскресные и праздничные дни, особенно летом, даже на Троицу, народу бывает менее в церкви из-за отвлечения в поля и степи и иногда постоянного там жительства для работ и заработков, а еще более на базары по воскресным дням в Щучье. За то бывающие в церкви в другие времена предстоят и молятся с заметным усердием и благоговением. Но жаль, что не все исполняют ежегодно священный долг исповеди и святого Причастия, отрицаясь обыкновенно недостоинством принятия сих Тайн. Многие имеют обыкновение и считают долгом совершить, по крайней мере, один раз в год, акафист и освящение воды в домах своих. Другие отправляют сие молебствие в случае несчастных событий, как-то: внезапной кончины родных, потери собственного здоровья, падежа скота или других подобных лишений. Многие совершают путешествия в Воронеж, Задонск и Киев, а некоторые и в Почаев.

 И если бывает изредка от кого-либо противоречие доброму общественному начинанию, особенно в пользу церкви, то это по простоте и недоразумению, а, отнюдь, не по вражде к правоверию, так что затейники противоречия, благодаря голосу своих собратий, преклоняются в пользу доброго общего дела. Так, в селе Щучьем около 4-х лет назад приобретен усердием тамошних и ольховских жителей большой, довольно звучный колокол в 116 с половиной пудов. Так, в селе Ольховке в короткое время построена на средства прихожан благолепная церковь и расписана живописью, а в настоящее время их же усердием, несмотря на малолюдство, отлит для церкви колокол в 81 пуд 24 фунта и приобретена довольно благолепная утварь. Была в недавнее время в Щучье по церкви запущенность, знаки которой доселе еще не истреблены. Но, если скудные числом жители Ольховки в короткое время столь много успели в пользу храма и его благолепия, то жителям ли Щучья, втрое сильнейшим по числу и сторонней от купечества и базаров помощи предаваться дремоте и беспечности? И, слава богу, они успели в последнее время расписать довольно красиво свою церковь внутри и приобрести икону Божией Матери, благолепно написанную на Афоне, снимок с которой носят по дворам и в поле, а саму икону вставили за стекло в киоту, богато украшенную резьбою и позолотой.

 Вообще замечено, что жители обоих селений в религиозном и хозяйственном отношении нередко бывают внимательны к своему долгу и благоразумны. Говорят чистым русским языком. Базар особенно развивает их способности. Многие занимаются торговлей разного рода: солью, дегтем и прочим. К чести многих нужно отнести их всегдашнюю трезвость. Есть семейства, в которых или никто, или большая часть не употребляют крепких напитков.

 Черта благоразумия здешних жителей видна и из того, что урочища близ реки, вопреки обыкновению некоторых, они оставляют всегда нераспаханными. Благодаря этому наши жители до 9-го мая пасут скот на этих урочищах. Отава этих лугов также идет под скот в глубокую осень.

 Но перейдем и к противоположной черте этих похвальных свойств.

 1. Дележ сенокоса они оставляют обыкновенно до 29-го июня, потому что весь этот месяц проводят в запахивании пара, заработках на купеческих покосах и уборкой своего, снимаемого у купцов сена. Но нужно же делать и исключения, которых, к сожалению, у них нет. Средняя здесь пора созревания ржи и ячменя бывает 10-го, поздняя – 20-го, ранняя – 5 июня. Следственно, в первом и втором случаях для уборки сена время с 29-го июня – срок прекрасный. Но, что сказать о третьем случае, когда от жаров и засух не только трава сохнет и погорает, но вместе и рожь и ячмень, а затем и другие хлеба быстро зреют и осыпаются?

 2. Не менее вредно для экономии жителей одно из их обыкновений – это не заведение стада молодых телят. Последние с начала весны и до глубокой осени ходят по воле и побивают траву и хлеб в полях, а, нередко, в огородах. Польза для хозяев телят та, что их молодые животные к осени откармливаются, как нельзя лучше. Но за то: а) они истребляют, как сказано, хлеб, принадлежащий не только другим жителям, но и самим их хозяевам; б) иногда истребляются сами или на огородах от побоев, или в поле от хищных зверей и людей. При том польза от не заведения общего стада этих животных касается более богатых, особенно многосемейных жителей, а вред, очевидно, достается на долю бедных. То же нужно сказать о бесполезности разведения здесь гусей и уток, остающихся всегда без общей пастьбы и истребляемых также от зверей и людей.

 3. Учреждение базаров в Щучье первоначально около настоящей церкви относят к 1827 году. Впоследствии за теснотою в сем месте площади базар переведен на более просторную площадь в середину села, около прежней деревянной церкви, хотя здесь издавна существуют два болота, через которые в грязное время ни пройти, ни проехать невозможно. Вдобавок летом после сильных дождей, если жара продолжается более недели, то от одного из сих болот, по случаю безмерного в нем скопления нечистоты, происходит не только вредное, но и нестерпимое зловоние. Вследствие такого затруднения с настоящего года базар переносится на выгон – место хотя возвышенное, но также неудобное по скудости воды. Жаль, что мало обращается внимания на случаи несчастных событий от огня.

 4. Здешние жители считают стороннею и, как бы не к ним относящуюся, обязанность заботиться о спокойствии в зимнее время в дороге не только посторонних пассажиров и множества извозчиков, совершающих иногда трудный путь, но и собственном. Расстановка по дороге вех – самая благодетельная мера власти к спокойствию путников. Но этой-то заботливости и нет здесь. Правда, село от села недалеко. И при том путь, например, в Боршев и Ертил под горою, а так как тут же, по словам жителей, бывает проезд некоторых членов высшего правительства, то в ожидании их расставляются и вехи. А в Ольховку из Щучья лежит дорога через реку мимо мостов, которые в ясное время иногда бывают заметны. Но за Ольховкой на восток и юго-восток на 30-40 верст поля и степь и нет селений. За Щучьим на северо-запад – от 14 до 20 верст до ближайшего села. Если ж от Щучья до Ольховки в страшную вьюгу могут быть (и бывали) опасные случаи, как, например, 28 января, 15 февраля и 6 марта текущего года, когда в такую погоду в других местах под селом замерзали несчастные путники, что сказать о помянутых расстояниях на 20-40 верст, хотя бы и в благоприятную погоду? Сколько в минувшую зиму погибло бедного народу единственно от несоблюдения превосходного закона расстановки вех!

 5. Недостаток благоразумия здешних жителей доказывается еще таким упущением, которое может быть вредно не только для них, но и для государства. Это – застрахование домов без пожарной команды. Пожарные инструменты учреждены в Щучьем, а в Ольховке не только нет сарая с бочками и баграми, но нет ни одной дощечки, как и в Щучьем, на воротах с изображением орудий, с которыми должен являться хозяин на пожар. Очевидный вред для беззаботных жителей и для государства, которое вознаграждает убытки погоревших деньгами.

 Но во всем этом только тень вреда в сравнении с тем, который терпят здешние жители от незаселения ими отдаленнейших участков общественной земляной полосы и от существования в Щучье базаров в воскресные дни.

 6. Земля, как мы сказали, простирается здесь верст на 18 в длину, по правую сторону Битюга – на 4, по левую – на 13 или более. Ранний и, несомненно, лучший посев яровых бывает в самый разлив реки, который продолжается около 2-х недель. В это время от 3-х до 6-ти дней паром не ходит. Жители Щучья не без тревоги ждут его спуска на реку. А это бывает по довольном слитии реки, когда последняя станет почти в берегах, и когда, следственно, по лугу бывает смешение воды и грязи, сначала трудное, а потом (до просухи) неудобное для проезда и перевоза не только грузных, но и порожних телег. Сколько же пройдет драгоценного времени без посева! Хорошо, если весною перепадают дожди, и земля надолго остается влажною, но в раннюю засуху посеянный хлеб или не всходит, или всходит половинный, а это уже первый признак неурожая и, следственно, голода. Но вот спускается плохой паром и ходит по канату: жители поочередно перевозятся в числе 3-4-х повозок на этот берег. Лошади, хотя не всегда остаются на том берегу и ожидают возврата парома, на котором достигают повозок, влекут сии по топкой и вязкой грязи: истомятся, измождятся… достигают кое-как нивы, и, несчастные, тут же нередко впрягаются и в соху, потому что не на покой и на отдых приведены, когда прошло полвремени посева.

 После уборки хлеба наступает его возка. Здесь первое неудобство представляют мосты и луговая дорога на здешней стороне Битюга. Мосты плохие-преплохие. Дорога и в сухое время от глубоких колей и рытвин неудобна для проезда, но в сырое, грязное время представляет самое жалкое зрелище. Бывают случаи, что пассажиры вынуждаются среди вязких и топких ложков слезать с повозки и возиться в грязи, чтобы помочь несчастной лошади освободить повозку из грязи. Но, что если грязь и непогода случаются в хлебную возку? В 1865 году жители Щучья терпели величайшие затруднения. А некоторые из одиноких, опоздавшие возкою, вынуждались складывать хлеб в Ольховке. В старину становили одонья в поле и окапывали рвами. Картофель зарывали также в поле и скрывали одоньями. Все это предавалось иногда травле скотом или хищению неблагонамеренных соседей. Такое неудобство было главною причиною переселения настоящих жителей в Ольховку. Это же неудобство заставляет и теперь многих из жителей Щучья желать подобного переселения. Но препятствуют тому частью жители Ольховки и самого Щучья, частью (для преданных корысти, а иногда праздности) житье при базаре, хотя последний наравне с барышом приносит и убытки. Вообще, русский народ грамоту хозяйственной пользы читает по указке. Указка со стороны правительства – лучшая мера к его благоденствию.

Все это было побуждением для жителей не только переселяться в Ольховку, но и для некоторых заводить хутора на отдаленных участках, в логу, обильном прекрасными родниками. Хутора эти приносят сколько огромной пользы для их владельцев, столько же подобного вреда для бедных жителей, особенно Щучья. Владельцы этих хуторов, называемые, как выше сказано, «лучшие люди», «нечаянно» впускают свой скот и птицу в соседние участки, а иногда эти участки покупают за полцены в случае крайней бедности жителей. Переселение половинного количества жителей села Щучья к местам заведенных лучшими людьми хуторов на означенном логу было бы благодетельною мерой к улучшению в хозяйственном отношении общественного быта здешних крестьян. Подобные переселения и в других местах, где пространство земли составляет в долготу от 15 до 30 верст, а в ширину 5 или менее верст, полагая село числом от 600 до 1000 жителей мужского пола, могли бы быть полезны и в государственном, даже церковном отношении. Для государства, несомненно, полезнее подданные, которые не терпят недостатков в быту хозяйственном, а не те, которых подобные объясненным обстоятельства едва не доводят до необходимости собирать доброхотные подаяния. Служители алтаря, преимущественно священники, не затруднялись бы отправлением необходимых в приходе треб и не приглашали бы (иногда ко вреду причтов) помощников себе из заштатных, как это бывает в многолюдных одноштатных приходах.

 7. Похвальную черту характера здешних жителей составляют их усердие, как сказано, к благолепию храмов Божиих и посещению их. Несмотря на это, базар всего более отвлекает их от обязанностей посещения церкви Божией. Здесь, как и в недальнем селе Бродовом, учрежден съезд для базаров в воскресные дни. Представьте же: нужны домохозяину доска, веревка, обувь, одежда и прочее. Где их взять, кроме базара? С другой стороны, сбыт излишек в домах бедных и богатых часто невозможен кроме базаров. Итак, что же делать? Идти в церковь Божию в воскресный день? Семейство будет скорбеть и изъявлять ропот, да и сам хозяин придет в раздумье: «Не сидеть же без соли, без дегтя, обуви и прочего. Наконец не лишиться же барышей и прибытков для дня воскресного. Помолиться когда-нибудь успею, а для базара назначен один день». Но ведь в продаже или покупке нередко брат не отстанет от брата, жена от мужа, отец или мать от сына, а иногда сын или дочь от пьяного отца или матери. Кто ж остается в церкви? Третий, а иногда пятый член семейства, или ни один. Пусть же будет базарным днем вместо воскресенья понедельник. Тогда крестьянин, помолившись Богу в приходской церкви во время литургии, будет выезжать к базару в воскресенье, а в понедельник он будет возвращаться домой. Но, если и кроме понедельника будет учрежден базар, например в среду или другие дни, то и здесь какое упущение для крестьянина?

 Что же делают и чего добиваются учредители базаров в воскресные дни? Очевидно, желают заглушить всякое чувство богомыслия в простом народе. Священно– и церковнослужители находящихся около Щучья сел изъявили некогда согласие представить составленное и подписанное ими общее прошение правительству о перемещении в Щучье базаров с воскресного на другой день, но голос вышеобъяснимых гуманистов (а также пошлых святокупцов), прекратил на время дело… Было бы благодетельным для религии и нравственности феноменом, если бы правительство не в здешних только селах, но и повсеместно благоволило признать священным долгом перевести базары с воскресных на другие дни.

 

 

Века над землею

 

(Хроника развития Эртильского района)

 

1684 г– Раздел Битюцкого юрта на 12 отдельных юртов (ухожиев), в числе которых были Вязковский и Ертиловский юрты.

1698 г– Обнаружение экспедицией Ивана Тевяшова селений Ертил и Вязковка.

Начало 18 в. – Основание сел Самовец, Вязковка, Матренка, Ертил, Щучье.

1713 г– Сообщение о сожжении токайского села Ростоши и захвате в «полон» его жителей в результате набега «неприятельских людей» с Кубани.

1740 г– Начало заселения села Ячейка.

1760-е гг. – Возникновение села Борщево-Пески на реке Битюг. Возникновение села Александровка на реке Токай.

1770-е гг. – Возникновение села Копыл и деревень Бегичево и Буравцово.

 1778 г– Екатерина Вторая пожаловала 200 тысяч десятин степи и леса графу А.Г.Орлову-Чесменскому.

1779 г– Образование Бобровского уезда, в составе которого имелись Гнилушенская и Ертиловская волости.

1783 г– Екатерина Вторая пожаловала 12367 десятин земли при селе Козьмодемьянском (Ростоши тож) на реке Токай отставному корнету А.М.Шмарову.

1800 г. – Освящение церкви Димитрия Солунского в селе Щучье.

1812 г– Отправка рекрутов из наших битюжских сел на войну против армий Наполеона.

1823 г. – Освящение церкви Вознесения господня в селе Битюг-Матреновка.

1830 г– Основание щучинцами села Щученские Пески.

1832 г– Продажа А.А.Орловой-Чесменской имения «Ертильская степь» князю А.Ф.Орлову.

1833, 1846 гг. – Годы особенно жестоких неурожаев в Воронежской губернии.

1843 г. – Открытие начальной школы в волостном  селе Ростоши.

1848 г. – Начало предоставления в арендное пользование участков «Ертильской степи».

1857 г. – Появление поселка Маза.

1860-е гг. – Основание села Шукавка на реке Большой Эртиль.

1891 - 97 гг. – Строительство сахарного завода «на степи князя Н.А.Орлова». Образование поселка при нем.

1898 - 1903 гг. – Посадка лесопарка на реке Токай в имении князей Дондуковых-Корсаковых.

1900 г– Переход сахарного завода и его сырьевых экономий к последнему владельцу – князю В.Н. Орлову.

Лето 1906 г. – Стихийные крестьянские погромы частновладельческих усадеб.

1910 - 1913 гг. – Появление хуторов и поселков в ходе столыпинской реформы.

1915 г– Начало движения по железнодорожной ветке «Мордово-Эртиль».

Весна - лето 1917 г. – Исход помещиков-землевладельцев с продажей усадеб.

Ноябрь 1917 г. – Начало отсчета советского периода.

Осень 1918 г. – Национализация сахарного завода и имущества сырьевых экономий. Передел земель и начало продразверстки.

1919 г– Создание совхоза «Эртильский» на базе  бывших Болховитинской и Николаевской сырьевых экономий.

Декабрь 1920 март 1921 гг. – Боевые действия в ходе крестьянского восстания под предводительством А.С.Антонова.

1920 - 1928 г. – Образование новых поселков на степных и залежных землях.

Июль 1928 г. – Создание Щученского района в составе Центрально-Черноземной области.

1929 - 1932 г. – Сплошная насильственная коллективизация с «раскулачиванием», высылкой семей и закрытием церквей.

1932 г. – Создание крупных свекловодческих совхозов «Красноармейский» и «Ударник».

1933 г– Жесточайший голод и эпидемия тифа.

Июнь 1931 - декабрь 1933 гг. – Строительство первоочередных объектов Эртильского сахарного завода.

1932 - 1935 г. – Строительство жилого фонда завода и фабрично-заводской школы.

1935 г– Создание Токайского района в составе Воронежской области с центром в селе Ростоши.

1937 г– Обретение Эртилем статуса рабочего поселка. Создание Эртильской МТС.

Ноябрь 1938 г. – Создание Эртильского района в составе Воронежской области.

Июнь 1939 г. – Начало работы Эртильского маслоконсервного завода.

23 июня 1941 г. – Начало мобилизации эртильцев в действующую армию.

Июль 1942 г. – Эртильский, Токайский и Щученский районы в числе прифронтовых. Размещение госпиталей. Демонтаж и эвакуация оборудования заводов и скота.

9 мая 1945 г. – День Победы. День всеобщего ликования и слез.

1946 г– Засуха, неурожай, голод, нищета.

1947 г– Получение высоких урожаев. Массовые награждения государственными наградами. Первые Герои Социалистического труда совхоза «Красноармейский».

1949 г– Начало посадок лесополос и строительства прудов.

1950 г– Первое укрупнение колхозов.

1951 - 1956 гг. – Развитие общественного животноводства. Закладка садов. Дальнейшее укрупнение колхозов.

Октябрь 1957 г. – Упразднение Токайского района с передачей большей части его земель Эртильскому району.

1 января 1958 г. – Организация Эртильского механического завода.

1958 г– Упразднение МТС с продажей техники колхозам.

Май 1959 г. – Начало пассажирских перевозок «Эртиль – Ростоши – Воронеж».

1961 г– Переход к денежной системе оплаты труда колхозников. Неоправданное укрупнение колхозов.

Апрель 1962 г. – Упразднение Щученского района с передачей большей части его земель Эртильскому району.

Декабрь 1962 г. – Упразднение Эртильского района с передачей большей части его земель Аннинскому району.

1 февраля 1963 г. – Эртилю присвоен статус города.

Лето-осень 1963 г. – Футбольная команда механического завода – обладатель кубка и призер Всероссийского первенства ЦС ДСО «Урожай».

1964 г– Сдан в эксплуатацию дворец культуры сахарников.

12 января 1965 г. – Восстановление Эртильского района в его современных границах.

1968 г– Создание строительной организации ПМК-706.

1966 - 1970 гг. – Успешное развитие сельского хозяйства. Ввод в строй комбината бытового обслуживания. Создание дорожно-строительной организации (ДПМК), совхоза «Комсомолец» и МХП «Восток».

1972 г– Введен в строй современный элеватор.

1973 г– Организация лесо-мелиоративной станции (теперь лесхоз). Открытие современного универмага на «Сушке».

1974 г– Открытие краеведческого музея.

1974 - 1979 г. – Сдача в эксплуатацию типовых зданий Ростошинской, Самовецкой, Буравцовской, Щучинской, Красноармейской, Эртильских №2 и №3 школ и учебно-производственного комбината (УПК).

1975 г. – Ввод в эксплуатацию асфальтовой дороги «Воронеж-Эртиль». Открытие воинского мемориала Эртильцам, погибшим в годы Великой отечественной войны.

1976 г. – Образование газоснабжающей организации «Эртильрайгаз».

1979 г– Ввод в эксплуатацию больничного комплекса с поликлиникой.

1980 г– Создание Эртильского экспериментального завода (впоследствии опытно-механический).

1982 г– Ввод в эксплуатацию здания райкома КПСС (теперь районной администрации).

1982 - 1990 гг. – Реконструкция районного рынка с кафе, магазинами и торговыми павильонами.

1983 г– Открытие детского кафе «Былина».

1987 г– Сдача в эксплуатацию современного корпуса пожарной части.

1989 г– Открытие дворца культуры в селе Копыл.

Август 1991 г. – Смена власти и флага. Ликвидация райкома КПСС.

1992 г– Начало приватизации жилья и госпредприятий. Преобразование совхозов и колхозов в акционерные общества и товарищества.

Октябрь 1994 г. – Освящение церкви Иверской иконы Божией Матери в Эртиле.

1995 г– Издание Книги памяти об эртильцах, погибших в годы Великой Отечественной войны.

1997 г– Сдача в эксплуатацию современных зданий Сбербанка России и налоговой инспекции. Празднование векового юбилея Эртиля.

2000 г. – Открытие памятного камня воинам-эртильцам, погибшим в мирное время. Освящение Вознесеновской церкви в селе Битюг-Матреновка.

2003 г– Ввод в эксплуатацию современного здания Соколовской средней школы.

2004 г– Ввод в эксплуатацию завода растительных масел «Эртильский».

2007 г. – Начало газификации Эртиля и района. Утверждение герба и флага района. Открытие современной гостиницы.

Декабрь 2008 г. – Ввод в эксплуатацию современного Дворца культуры в селе Ростоши.

2010 - 2011 гг. – Реконструкция сельских фельдшерских пунктов.

Ноябрь 2012 г. – Освящение Александро-Невской церкви в селе Большая Добринка.

2013 г– Празднование 75-летия образования района с исполнением программы благоустройства города и сельских территорий.

2014 г. – Строительство современного физкультурно-оздоровительного комплекса.

Источник: http://podyom.ruspole.info/node/5408
▼ РАСКРЫТЬ ▼
▲ СКРЫТЬ ▲
| Добавил: _ А.с. | 2020-03-05 16:15:17 | Отредактировано: - |

Госкрестьяне

Акты по оценке строении.
стр 5-9
1 Тит Наумов Недосекин
2 Аксинья Алексеева Федорова
3 Степан Титов 2 Бушин
4 Захар Емельянов Недосекин
5 Трафим Фролов Юршин
6 Трофим Ефимов Шабунин
7 Кирил Миронов Семыкин
8 Аксинья Алексеева дочь Федорова
9 Иван Кирилов Алехин
10 отстав.солд. Василий Осипов Виноградов
11 Назар Семенов Лустин

стр 36
1 Иван Макров Зенин
2 Емельян Самсонов Марозов
3 Евдоким Самсонов Шаршов
4 Алексей Трафимов Шаршов
5 отстав.солд. Фока Спиридонов Варгаков
6 Григорий Ефимов Шишлов

стр 43
1 Тихон Николаев Орлов --- бывший дворов.человек
2 Михей Михайлов Шаршов --- госкрестьянин более 400р
3 Иванов Дмитриев Быханов --- купец 2 гильдии

стр 56
акты более 150р
1 Федор Ананьев Насонов --- врем.об.крестьян.
2 Михаил Касьянов Каланчин --- врем.об.крестья.
3 Никалай Гаврилов Семыкин --- госкрестьян.
4 Емельян Фед. Лустин --- госкрестья.
5 Василий Андреев Галкин --- госкресть.
6 Петр Родионов Шишлов --- госкресть.
_________________________________
Понятые с Щучья --- Максим Галкин, Ларион Шаршов, Семен Галкин, Александр Павлов, Иван Семыкин, Алексей Шаршов, Осип Шаршов, Климон Марозов, Иван Шаршов, Финоген Каланчин, Борис Семыкин, Никита Семыкин, Ермолай Семыкин, Терентий Карнушин, Аксе Шабунин.

 

Источник: https://forum.vgd.ru/2848/75745/120.htm?a=stdforum_view&o=
▼ РАСКРЫТЬ ▼
▲ СКРЫТЬ ▲
| Добавил: _ А.с. | 2020-03-05 11:45:04 | Отредактировано: - |


    Яндекс.Метрика
    © 2015-2024 pomnirod.ru
    Кольцо генеалогических сайтов