Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

Летом нагуляешься — зимой наголодаешься.

Новохопёрск г. Новохоперский уезд Воронежской губернии.

Назад Современное название и административное отношение данного населенного пункта по справочнику:

Воронежская обл, г Новохоперск

Кладбища Новохопёрск г. Новохоперский уезд Воронежской губернии.



Новохопёрск — небольшой город (с 1710) в России, административный центр Новохопёрского района Воронежской области и городского поселения Новохопёрск.

Город входит в список исторических городов России.

Население — 6188 чел. (2017).

Город расположен на правом берегу реки Хопёр (приток Дона) на высоте 50-70 м над уровнем реки, в 202 км от Воронежа.

Исторический центр города окружают с севера, через овраг — Крымская (Косымская) гора, с юга, через южный овраг — Казачья гора, а ещё через один лог — Селиванова гора.

От Новохопёрска до ближайшей железнодорожной станции Новохопёрск на линии «Лиски — Поворино» — 5 км.

В середине XVII века будущий Новохопёрский уезд располагался в западной части территории «жилища донских казаков». Здесь на берегах Хопра во второй половине XVII века хопёрскими казаками было основано несколько поселений — городки:

Беляевский,ГригорьевскийПристанский.

В Пристанском была верфь. На ней в 1698—1699 годах кумпанствами князя Б. А. Голицына, Ф. Ю. Ромодановского и стольника И. Большого-Дашкова были построены и спущены на воду три судна: «Безбоязнь», «Благое Начало» и «Соединение». Этот городок являлся значительным торговым пунктом на так называемой «Ордобозарной дороге», связывавший Москву (через Рязань и Касимов) с Астраханью. Уже с XVII века эта дорога стала именоваться «Хопёрской», а с XVIII века — «Астраханским трактом». Пристанский городок размешался на берегу Хопра, с юга от холма, на котором сейчас расположен исторический центр города, в устье Мамаева оврага, у подошвы Казачьей горы. Там же впоследствии разместилась Казачья слобода. Именно здесь проходила проезжая торговая дорога.

В период существования первого поселения — Пристанского городка (середина XVII века — 1709 год), были заложены функции будущего города Новохопёрска. Активное участие жителей Пристанского городка в восстании Степана Разина (1670—1671)[4], а затем в восстании Кондратия Булавина (1707—1708) привело к тому, что Пётр Iприказал выжечь казачьи городки на Хопре, в том числе и Пристанский.

Вскоре, однако, опять же по приказу царя и по его плану, на пепелище Пристанского была основана новая Хопёрская земляная крепость, с верфью при ней. Ибо начиналось строительство судов для первой Азовской флотилии. Крепость была заложена в 1710 году на высоком береговом холме по чертежу, составленному Петром I. Чертёж крепости был прислан Азовскому губернатору адмиралу графу Апраксину, а тот сооружение крепости поручил Воронежскому вице-губернатору С. А. Колычеву[5]. В восточной и южной стенах крепости были проездные ворота, от которых расходились дороги вниз к реке, по плато, вокруг крепости. 1710 год и стал считаться в официальной историографии годом основания Новохопёрска…

В 1715 году был в крепости построен деревянный Воскресенский собор, а через полтора столетия на его месте появился каменный. Хопёрская крепость возводилась из расчёта на полторы тысячи служивых людей, её окружал земляной вал и деревянные башни с 26 пушками. В 1716 году здесь были расквартированы драгунские и солдатские роты. В 1732 году рядом с крепостью, напротив её южных ворот, был построен деревянный собор Николая Чудотворца, располагавшийся на месте нынешней Крестовоздвиженской церкви.

От восточных ворот крепости к Хопру сразу спускалась крутая извилистая дорога («старый козацкий тракт», булыжное покрытие которой частично сохранилось и поныне), вторая дорога сначала шла на север вдоль бровки береговой террасы (ныне ул. Карла Маркса), а затем круто уходила вниз-к корабельной верфи (ул. Въезжая, также сохранившая булыжное покрытие).

В 1768 году указом Екатерины II для оказания содействия сухопутным войскам в борьбе с турецким флотом и недопущения высадки десантов на Чёрном и Азовском морях была создана «Донская экспедиция». Начальником экспедиции был назначен контр-адмирал Алексей Наумович Сенявин. В Новохопёрске была устроена судоферфь. В 1769—1870 годах на Новохопёрской верфи были выстроены боты «Елань», «Хопёр» и др. Первая эскадра состояла из кораблей «Таганрог», «Корона», бота «Курьер» и фрегата «Второй», вторая эскадра — из 16-пушечного двухмачтового «Хотина», кораблей «Азов», «Новопавловск», «Морея» и фрегата «Первый». В 1771 году фрегат «Первый» был переведён с верфи в Таганрог для достройки, в составе экипажа на нём находился будущий непобедимый флотоводец Ф. Ф. Ушаков. Позднее, благодаря Ушакову, уже капитану корабля «Модон», в Крыму был основан город Севастополь.

Экипажами кораблей, построенных на Хопре, героически проявили себя в войне с Турцией 1768—1774 годов. Всего на Новохопёрской верфи было построено более 30 судов, вошедших в состав первой Черноморской флотилии.

 

▼ РАСКРЫТЬ ▼
▲ СКРЫТЬ ▲

Яндекс.Метрика
© 2015-2024 pomnirod.ru
Кольцо генеалогических сайтов