Кладбища сл. Старо-Меловатская волость Богучарский уезд Воронежской губернии.
Архангельский храм сл. Старо-Меловатская волость Богучарский уезд Воронежской губернии.
Церковь (вторая) сл. Старо-Меловатская волость Богучарский уезд Воронежской губернии.
Старая Милова — бывшая государственная слобода при реке Подгорная за 50 верст от уездного города, 7683 лица, 1199 дворов, 3 православные церкви, 2 школы, 7 лавок, 5 ярмарок в год.
Старая Меловая (до 2014 года — Старомеловая) — село в Петропавловском районе Воронежской области, основанное в 1716 году.
Административный центр Старомеловатского сельского поселения.
Территория родного края долгое время оставалась неосвоенной, необжитой. Согласно архивным документам, первыми постоянными и организованными поселенцами в наших местах стали служилые люди, направленные сюда правительством для исполнения военной службы. Служилые люди и стали первыми основателями юга современной Воронежской области. Относится это событие к началу XVIII века, когда Воронежская губернская канцелярия дала особое поручение адмиралу Апраксину Ф. М. организовать и расселить на реках Богучарка и Толучеевка 2 сотни черкас из Землянска, Ендовища, куда те были направлены раньше. В связи с этим первые поселенцы – выходцы с Украины - появились непосредственно и на наших землях, и теперь уже на постоянное место службы. Так, в 1716 году на правом берегу Толучеевки и в устье реки Меловая были поселены украинские казаки. По имеющимся в этих местах меловым холмам, небольшой речушке Меловая, основанный ими военный поселок получил своё первое название - Мелова. Поселенцы, как сотня, территориально и административно вошли в Острогожский казачий полк, одним из майоров которого стал Яков Урсул, чьи сыновья, уже в XIX веке, после выхода в отставку поселятся в нашем селе и окажут на его развитие большое влияние. В связи с тем, что заселение проводилось группами казаков численностью в 100 человек, то поселение условно было разбито на «сотни»: 1-я сотня – территория бывшего колхоза «1 Мая», 2-я – «Дружба», 3-я – с. Пески. Крепость Мелова управлялась сотником. Так на месте современной Старой Меловой возникла – крепость Мелова, остававшаяся ею до 1765 года. Здесь сложились первые микрорайоны Меловой, названия которых сохранились и в наши дни – Слобода, Галапивка, Куток, Казакивка, Клэшня, Рэвивка… От первых поселенцев остались в современном селе фамилии Новоковских, Новохатских Кривошлыковых, Кривоносовых, Малеваных, Разумных, Комаристых, Нагорных, Слепых… В те годы образовались улицы Калюжнивка, Щербакивка, Гайдивка, Смыкивка, Бубыривка… Из тех давних лет пришли названия наших окрестностей – Оболонь,Мижэркы, Лукы, Плоское. Бакур, Козынка, Турецкое, Солопово, Рогов стали первыми жилыми кварталами, расположившимися устен крепости и переросшими затем в первые хутора. Из XVIII века наш украинский говор, обилиеукраинских слов в лексиконе, местный речевой диалект, тесная связь с украинскойкультурой, бытом. Через некоторое время следом за первыми поселенцами сюда потянулись их родственники. Двигались они большими обозами,везли походные разборные храмы, домашний скарб, хлеб, фураж, гнали стада скота и косяки лошадей… Они селились хуторамив окрестностях крепости, находясь тем самым под её защитой. Первыми жителями в них стали выходцыиз Меловой. Так нашими предками в 18-19 в.в. было положено начало формированию многих населенных пунктов современных Петропавловского и Калачеевского районов: Пески, Старая Криуша, Красноселовка, Новотроицкое, Переволочное, Лесково, хутора Бакур, Козинка, Солопово, Турецкое, Райский, Четвериково, Журавлево, Грушово, Долгое, Галапово, Артюхов, Мандровка, Гусынка, Мироновка, Индычье, Рогов. Это подтверждает вывод о том, что Старая Меловая – самое древнее село района.
1765 год стал новой страницей в истории нашего казачества - сторожевой городок Мелова получил гражданский статус. Казаки переводились а положение казенных войсковых обывателей со службой в гусарском полку. Наши предки – казаки-меловяне – лишились вольностей, получили гражданское устройство и переименовались вгосударственных, но не крепостных крестьян. Скорее всего, в это время ипоявилось другое название Меловой – слобода, от украинского «свобода». Это указывает, что здесь проживало не крепостное население. Наши земли в составе Острогожский гусарского полка вошли в созданную Слободско-Украинская губернию. Позднее Острогожская провинция была передана Воронежской губернии. Территории полковых сотен объединили в комиссарства.Так образовалось Меловатское комиссарство Острогожской провинции Слободско-Украинской губернии с административно-военным центром в Меловой
В Меловатское комиссарство вошли атаманства, ставшие позднее крупными населенными пунктами, Богучар и Калач, а так же войсковые слободыКрасноселовка, Петропавловка, Прогорелое, Бычок, Толучеево, Подколодновка, Журавка, Ширяево, Криуша, Подгорное, Манино, Березовка, Воробьевка, Новая Меловатка. В 1773 г. Богучарский уезд разбивается на два комиссарства: Меловатское и Калитвянское. Территория Меловатского комиссарства охватила весь юго-восток Воронежской губернии. (современные Воробьёвский, Калачеевский, Петропавловский и часть Богучарского районов). В «ревизской сказке» 1779-1782 годов населенный пункт назван уже слободой Старая Меловая в связи с появившейся несколько позже слободой Новая Меловатка. В 1779 году Меловая, став слободой, перешла в ведение Богучарского округа Воронежского наместничества. Это было время, когда слобода после перевода на гражданское устройство стала терять своё военно-административное значение, и поэтому комиссарство было упразднено. Все населенные пункты Меловатского комиссарства вошли в Богучарскую округу (уезд).
С 1797 года Меловая вновь отошла к Слободско-Украинской губернии. В этом же году для селений государственных крестьян вводится новая административная единица – волость, которая входит в состав уезда. С 1799 года Старая Меловая – волость Богучарского уезда.
Особый колорит в жизнь слободы вносили её православные храмы. Документы свидетельствуют о существовании в нашем поселении церкви уже в начале 30-х годов XVIII века. В 1783 году в слободе возведена - Богородицкий, в 1799 году – Архангельский, в 1859 году - Воскресенский храмы. Они до сих пор являются нашими самыми древними архитектурными постройками.
С утратой Меловой военного значения её жители могли теперь полностью занять себя жизнью сельского труженика. Первое место в хлебопашестве занимали яровая и озимая пшеница, а так же ячмень, овес, просо, горох, гречка, конопля и лен. Чечевицу здесь пока не сеяли. Конопля и лен предназначались для получения из них волокон грубого полотна. Земля обрабатывалась плугом, реже сохой. Почва по причине своего плодородия обычно ничем не унавоживалась,Распространенной была трехпольная система обработки земли. С половины июля по сентябрь длилась жатва. Собранный хлеб свозили в гумна и приступали кпахоте яровых полей Собранное зерно, полученную из него муку везли в ближайшие города на продажу. Ржаная мука применялась селянами и в винокурении. После окончания уборки зерновых, окончания работ на своем огороде надо было еще подготовить к зиме для своей скотины загороды, сараи, заготовить для топки и продажи дрова, чтобы в Рождественский мясоед проводить в тепле сговоры и свадьбы. В свободное от земледелия время посвящали себя огораживанию дворов, всякому ремонту, стройке.
В зимние месяцы слобожане приступали к подготовке сева. Они приводили в порядок серпы и косы, лопаты и вилы, ремонтировали конские и воловьи возы, проверяли семена, на зимних санях нанимались на извоз разного груза. И так - год за - годом в круговороте различных работ проходилажизнь крестьянина.
С 1763 года, когда нашим поселянамбыло запрещено свободно переходить с места на место, и они обязывались оставаться на этой территории, земледелие получило благоприятные условия для развития на наших землях. Теперь они получили заботливого и старательного хозяина. В пользовании поселенцев находились и огороды, располагавшиеся не только у двора, но и в степи – в поле. На них они выращивали разные овощи, однако собой популярностью пользовалась свекла. Картофеля у наших селян еще не было. О нем они знали только от приезжих торговцев, которые называли его земляным яблоком. Пройдет еще десяток лет и в Меловой впервые с ним познакомятся - в 1773 году. Тогда картофельпосле посадки, оказался не убранным – он попросту остался в земле не выкопанным,а земляки его дожидались увидеть над землей, на стеблях растения, как на ветке дерева настоящие яблоки. Большие урожаи на огородах давали бахчевые культуры – арбузы и дыни. Овощи не отличались своим многообразием, но их заготавливали впрок, в виде солений.
В нашей местности были благоприятные природные условия и для занятия скотоводством. У рек простирались обильные луга, степные травы часто страдали от жары, засухи, ветра. Скотом, птицей были заняты и выгоны. У нас разводили всякую живность. В большинстве же – овцы, лошади, рогатый скот. На пастбище он находился с весны, как только сходил снег (но не позже середины апреля) и до выпадения первого снега осенью. Это обычно происходило в октябре.
Сенокос начинался в июне. Каждый хозяин заготавливал столько сена, сколько считал необходимым. Излишки оставлялисебе на другую зиму, сохраняя их в скирдах. Для корма домашнему скоту жители заготавливали еще и овощи, в употребление шла так же барда.
Скотоводство облегчало жизнь крестьянина. Быки использовались при пахоте, после земледельческих работ на них перевозили грузы в разные места, вплоть до самой Волги. Коровы снабжали селян молоком, творогом, маслом. С овец шерсть снимали как на свои нужды, так и на продажу приезжавшим торговцам или на фабрики в города. Таким образом, скотоводство и торговля скотом давали слобожанам определенную прибыль. И наоборот, много проблем в семье возникало в случае падежа скота. Овец спасали хреном с солью, для этого же еще летом овчары собирали специальные травы. Лошадей лечили кореньями, хотя и не всегда это заканчивалось успешно. Коров тогда тоже не научились лечить правильно, и падеж этой скотины означал настоящую беду для сельского жителя.
Растениеводство и скотоводство создавали условия для занятия ткачеством. Однако оно было еще слабо развито. Сырье покупали у приезжавших купцов. Хозяйки больше занимались прядением своих и покупных льнов, самопрялок здесь ещене знали. Хотя местность была богата глиной, камнем на известь, жители еще не умели изготавливать кирпич. Промыслы в то время больше представляли масляные заводы, мельницы. За помол расплачивались не деньгами, а 10-й частью помола.
Земледелие, скотоводство были главными, но не единственными занятиями наших предков. В то время Меловая стала известна еще и как большая торговая слобода. С конца XVIII века стала складываться история слободы как центра ярмарочной торговли. Особо удавалась у нас торговля скотом. Старая Меловая относилась к числу поселений, которые считались местом откормочного промысла губернии. Из 17 ярмарок всего уезда в 1785 году 2 проводились в нашей слободе: 1 сентября и 8 ноября. К этому сроку скот для продажи — табуны лошадей, стада коров и волов, отары овец - сгонялся со всей округи. Повозки воронежских, павловских купцов загружены были сукном, холстом, платками, шелками, изделиями из железа и дерева, другой мелочью. Большими партиями были представлены шерсть, овчина, простое сукно… Вольнопромышленники соседних мест предлагали для хозяйственных работ колеса, деготь, веревки, табак, косы… Обувь и одежда – сермяжные (грубое, ненокрашенное сукно) кафтаны, шубы, шапки, белье – тоже можно было приобрести на наших ярмарках. В плетеных корзинах, кадках привозили рыбу: леща, стерлядь, щуку, сома и даже раков.
Да и сама Толучеевка ею была богата, а потому рыболовство являлось дополнительным занятием наших предков, благо Меловая располагалась у подошвы правого берега Толучеевки, который отличался возвышенностью, крутостью мелового грунта, в то время как левый – отлогим песком. Побережье реки покрывалось густыми зарослями камыша, кустарников, местами деревьями и даже лесным массивом. Слева располагались широкие луга, справа - меловые горы - холмы, тянувшиеся густой цепью до самого Дона. Долина Толучеевки была довольно обширной и сухой, ширина её равнялась в разных местах 5-30 саженям, глубина 1/2-3 аршинам, в разлив – до двух саженей. Песчаное дно Толучеевки периодически сменялось глинистым. Полноводное течение реки было преимущественно спокойным, медленным. Замерзала она в сильные декабрьские морозы, ото льда освобождалась в марте – начале апреля. Разлив обычно длился две недели, вода при этом могла выходить от берега на расстояние 350 и более сажень, поднимаясь до 7 футов. Глубина реки составляла 1-2 сажени. К тому же река тогда протекала не там где сейчас, а гораздо ближе к нынешнему месту расположения Братской могилы. С годами она изменила своё русло. Другой рекой, протекающей через слободу, была Меловатка. Однако она играла меньшую роль в её жизни. Весной обе реки, разливаясь, доставляли много хлопот слобожанам. Сообщение между Старой Меловой и Песками в этот период осуществлялось на лодках, човнах. Вышедшая из берегов Меловатка отрезала от центра сотни, селения образовавшиеся к этому времени хутора. Все это нарушало нормальную жизнь слободы и её окраин.
Трудовая деятельность слобожан, которых в 1799 году насчитывалось 1425 мужского и 1320 женского пола, отличалась сельским многообразием. Хорошие природные условия, тсутствие крепостного гнета, господство сельской общины и большое трудолюбие крестьян сыграли главную роль в быстром экономическом развитии Старой Меловой, росте её населения в следующем, XIX веке.
Богородицкий храм (2015г.)
По копиям документов за 1732 год известно, что в крепости Мелова (я) (впоследствии Старой Меловой) зафиксирован первый церковный двор, что свидетельствует о существовании у нас храма уже в начале 30-х годов XVIII века. Затем в населенном пункте начинают возводиться церкви из кирпича. Сооружение храмов осуществлялось по образцу византийского крестово-купольного храма.
Священники, служившие в храмах: Димитрий Шехавцов и др.
Архангельский храм (2015 год)
Прибытие служилых людей в наши места — украинских казаков — осуществлялось партиями по 100 человек, и места расселения этих групп в поселении стали называться сотнями: 1-я — территория бывшего колхоза «Первое Мая», 2-я — территория бывшего колхоза «Дружба», 3-я — село Пески. Соответственно такому делению в каждой сотне была возведена своя церковь.
Современная территория 3-х сотен и составила в будущем одну слободу - Старая Меловая, куда до XX века входило и нынешнее село Пески. Так и оказалось, что в одном населенном пункте были возведены три православных церкви: Богородицкая (колхоз «Дружба») построена в 1783 году, Архангельская (колхоз «Первое Мая) — в 1799 году, Воскресенская (современное село Пески) — в 1859 году. До конца XIX века все три храма назывались Старомеловатскими. К началу XX века Старомеловатскими названы уже две церкви. Воскресенская теперь считается Песковской, так как сами Пески стали к этому временем самостоятельной территориальной единицей — хутором.
Служили наши храмы до 30-х годов XX века. К сожалению, ни одна из трёх церквей после их закрытия Советской властью до сих пор не реставрирована. В них сейчас располагаются складские помещения. Заброшенные, неухоженные, они служат нам прямым укором и ничего, кроме осуждения нашего равнодушия и бездействия не вызывают, а ведь храмы эти еще являются самыми древними постройками села, памятниками архитектуры XVIII-XIX веков. Сейчас, когда в обществе изменилось отношение к религии, церкви, так хочется верить, что процесс духовного возрождения не минет и наши места, что над родной землей будет вновь слышен Благовест, извещающий о начале нового дня, новой жизни наших старинных церквей, служению делу которых посвятили себя выпускники школы Аблаев Александр, Ткачев Роман, закончившие Воронежскую духовную семинарию, а иконы, написанные учителем Шевцовым Евгением Моисеевичем, займут своё привычное место в отреставрированных храмах.
Численность населения |
---|
2010 |
2109 |
Когда вы последний раз были в деревне у бабушки с дедушкой?
Что-то подсказывает мне о наличии интересной гримасы на ваших лицах при раздумье над этим вопросом).
Скажу честно – мой последний визит записан на лето далекого 1991 года. И деревня эта называлась Старая Меловая. Сюда меня привозили родители на время летних каникул. И естественно, что внутренние ностальгические чувства и детские воспоминания манили меня сюда с каждым годом всё сильнее…
Для этой поездки я подгадала время прошедших майских праздников.
Скорый поезд с присущим ему комфортом принёс меня спустя 16 часов на едва заметную простому обывателю станцию Кантемировка в Воронежской области. Ещё час езды на старенькой соседской «семёрке», и на горизонте появились до боли знакомые просторы.
Деревня… эти непередаваемые ароматы сушёной травы, деревьев, и (извините за подробности) навоза. Красивые лошадки и коровки со своим потомством, козы и барашки, пасущиеся на лугах. Только представьте, каково было удивление моего верного друга и спутника спаниеля Джерри при виде всех этих диковинных для городского «жителя» существ.
Ну а каким было моё удовольствие, накручивая километр за километром на бабушкином велосипеде по деревенским ухабистым дорожкам, полям и склонам!.. И едва завидев какой-нибудь прудик, озерцо или речушку, мы с Джеромом бросали всё и окунались с головой в их свежие воды.
Или, забравшись на чудо природы – местные меловые горы (они действительно из мела), взглянуть на всю эту красоту с высоты птичьего полёта… Удовольствие не передаваемое!
А после – домашнее молочко со сметанкой и мёдом, свежие вареные яйца, картошечка с курицей по-домашнему… и крепкий сон…
Из отрицательных сторон, конечно же, стоит выделить бесчисленное множество брошенных хозяйств. Порой складывалось впечатление, что я участвую в съёмках некоего фильма-катастрофы с обязательной гибелью всего человечества. Хотя, скажу вам, это придаёт своеобразный шарм такому велопутешествию.
Заброшенное хозяйство
Заброшенный книжный магазин
Заброшенная ферма
Заброшенная церковь
Но государству действительно пора обратить внимание на свою глубинку, сельское хозяйство, заброшенные села и деревни, наших стариков. Положительный пример не за горами: соседняя Белоруссия, где село процветает, или Финляндия, где глубинка является основой экономики страны.
Я так хочу, чтобы Российская глубинка кормила нашу страну качественными натуральными продуктами, а мы с вами могли с удовольствием, и ничуть не стыдясь, ездили отдыхать туда, где будем встречать ностальгические нотки нашего детства!