Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

Хоть тесно, да лучше вместе.

Богоявленская церковь с. Донское Нижне-Студенецкая волость Задонский уезд Воронежской губернии.

Назад

Богоявленский храм в с. Патриаршее (ныне Донское) известен по документам с 16 в. Это была деревянная церковь, которая сгорела и на её месте начали строить каменный храм. Его строили на пожертвования прихожан. Особенно крупную сумму пожертвовало богатое семейство, о котором лишь известно, что в селе их прозвали Зиновьевы. Храм построили и освятили в 1800 году, но окончательное строительство было завершено лишь в 1862 г., когда достроили пределы: правый – Св. Митрофана, левый - Св. Тихона Задонского, в трапезной части – Успения Пресвятой Богородицы. 
Из «ведомости о церкви Богоявленской, стоящей Задонского уезда Воронежской епархии в с. Нижнем Студенцы, Патриаршем тож 1911 год»: «Церковь построена в 1800 г. тщанием прихожан. В 1862 г. распространена пристройкой боковых пределов. Зданием каменная, на каменном фундаменте с колокольней, в одной связи крепка, покрыта железом прочно… 
По штату при ней положены: два священника, штатный дьякон и два псаломщика по расписанию штатов 1885 г. и просфорня…» 
В 1884 г., 17 января учреждена церковно – приходская школа. «Церковная школа помещается в доме собственном, обучает 50 мальчиков и 15 девочек. 
Школа грамоты в деревне Матюшкиной учреждена в 1909 г., находится в доме, нанимаемом от общества. 
При церкви церковным старостой состоит крестьянин Сергей Васильевич Яблоновский, который Должность свою проходит с 1 марта 1908г., Преосвященный посетил приход в 1910 г. 
Настоятель церкви священник Николай Дмитриевич Казьмин, 38 лет, 1908 г. 30 апреля назначен настоятелем в сию церковь… Село Патриаршее с деревней Матюшкиной и с деревней Анниной составляют приход Богоявленского храма…» 


Из Российского Государственного Архива Древних Актов (г. Москва), историк-краевед А.И. Гамаюнов передал нам тексты документов хранящихся в этом Архиве, которыерассказывают нам о возникновении нашего села.

Историю села Студенец (Нижний Студенец-Патриаршее-Водопьяново-Донское) начнём с выдержки из книги «Россия. Полное географическое описание нашего Отечества» (1902 г. П.П. Семёнов-Тян-Шанский, В.П. Ламанский):

«Станция Патриаршее Задонского уезда Воронежской губернии. От этой станции идёт к югу почтовая дорога, на 36 вёрст длиной, ведущая в Задонск. На 4-й версте этого пути, налевом берегу Дона находится обширное село Патриаршее. Ныне село это имеет 6 тыс. жителей, волостное правление, школу, больницу, лавки и кирпичные заводы. Кроме земледелия жители села занимаются выделкой пшена, которым ведут значительную торговлю».

Историю нашего села можно прослеживать с конца 17 века. Из документов видно, что история села Донское напрямую связана с историей Лебедянского села Куймань, которое было патриаршей вотчиной ещё до зарождения Нижнего Студенца; а также с историей Лебедянского Троицкого монастыря.

В 1680-м году Лебедянский Троицкий монастырь Яблонова пустынь со всеми угодьями по прошению Святейшего Патриарха Иоакима стал патриаршим, т. е. - принадлежащим Патриаршему Дому. Близко к этому времени к Патриаршему Дому отошли и некоторые сёла в Лебедянском уезде. Так, в селе Куймань находилось главное монастырское подворье и патриаршая канцелярия. С 80-х годов 17-го столетия активно пополнялся земельный фонд патриаршего хозяйства.

Вот так же, видимо, была обменена и пустошь у реки Студенец близ впадения в Дон, ради мельницы, которую удобно было там поставить, чтобы давала доход в Патриарший Дом. Известно, что первый год работы домовой мельницы - 194-й (по-нашему: от 1-го сентября 1685 года до 1 сентября 1686 года).

В 1691-м году из Патриаршего дома пришло распоряжение построить вторую мельницу на р. Студенец.

В книге Холмогорова В. И. «Материалы для истории церквей…и станиц Донской области» есть документ о том, что «196-года (1688 г.) мая 13-го по Указу Святейшего Патриарха и по отписке и росписи Лебедянского уезда Патриаршего домового Троицкого монастыря Яблоновой пустыни игумена Иосифа … выдано из казны и послано со иеромонахом Филаретом в Елецкий уезд, Патриаршие домовые вотчины села Студенец в новостроенную церковь Богоявления Господня книг в печатном переплёте:

1. Евангелие Напрестольное...печатано на Александрийской бумаге, печати 193 г. (1684/85г.), облачено бархатом гладким, чёрным».

Этот документ говорит о том, что 13 мая 1688 года церковь в Студенце была уже построена и для богослужений в неё были присланы из казны Троицкого монастыря книги. По предположению археогрофа Липецкого архива Н.П. Селезнёва, церковь строили в 1687 году и освятили на престольный праздник Богоявления – Крещения Господня, 6 января (ст. стиль) 1688 года. Это была деревянная церковь, которая сгорела, а на её месте начали строить каменный храм.

Поэтому 1688 год можно считать годом рождения нашего села.

▼ РАСКРЫТЬ ▼
▲ СКРЫТЬ ▲

Из воспоминаний старожилов Богоявленский храм села Патриаршее (ныне Донское) строили на пожертвования прихожан. Особенно крупную сумму пожертвовало богатое семейство, о котором известно, что в селе их прозвали Зиновевы, фамилия их была Шкарины и жили они на ул. Донской. Центральную часть храма построили и освятили в 1800 г., а в 1862 г. достроили и освятили приделы: правый – свят. Митрофана, левый – свят. Тихона Задонского, в трапезной части – Успения Пресвятой Богородицы.

По расписанию штатов на 1885 год при церкви положены два священника, дьякон, два псаломщика и просфорня. При храме в отдельном здании располагалась церковно- приходская школа, которая была учреждена 17 января 1884 года. Имелась церковная библиотека, которая насчитывала 100 томов.

Зимой 1932-1933 года, когда Богоявленский храм закрывали в первый раз, произошли народные «церковные» волнения: люди не хотели отдавать церковь и оказали сопротивление властям. Во время этих волнений был убит церковный сторож Герасим Курдюбов, пожилой уже человек, который не хотел отдавать ключи от храма активистам от безбожников. Он с ключами побежал от храма домой, собираясь их спрятать, но один из активистов, бывший гораздо моложе сторожа, догнал Герасима на его огороде и убил, а ключи забрал.

Власти, чтобы подавить сопротивление верующих, вызвали отряд красных казаков – на лошадях и с нагайками. Во время разгона православных была убита одна женщина, имени которой в селе уже не помнят. Возможно, убийство это было случайным, но и её смерть – смерть за Христа. В это время ктитор церкви В.В.Буков поехал в Москву к М.И. Калинину, с которым был знаком с молодости – по Донбассу, - просить помощи, чтобы вернуть храм верующим. М.И. Калинин, действительно, помог, - храм вернули, выпустили и священника, даже не завели на него «дело». Правда, самому Василию Васильевичу пришлось бежать в Донбасс, т.к. дома его уже ждали с арестом.

Милостью Божией храм к празднику Троицы 1933 г. вернули верующим, - слишком упорным было сопротивление народа. Но через несколько лет безбожная власть своего добилась: в 1935 году храм закрыли окончательно, и почти на 70 лет замерла в нём молитва.

Второе закрытие храма обошлось почти без волнений, - народ уже «перевоспитали» в духе страха и безнадёжности. Тогда был арестован и ставший священномучеником настоятель храма о. Николай Садовский. Вскоре храм стали переделывать под клуб.

Вид храма с центрального входа (фото 2005 года)

Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви в августе в 2000 года причислил сщмч. Николая к лику святых. Таким образом, наш храм и всё село Донское приобрело святого молитвенника и Небесного покровителя.

Весной 2004 года храм был возвращён Русской Православной Церкви, одновременно начался ремонт и стали проходить службы. Первое богослужение состоялось 6 мая 2004 года, в праздник св. вмч. Георгия Победоносца.

Указом Высокопреосвященнейшего Никона, Архиепископа Липецкого и Елецкого, от 4 мая 2004 года настоятелем Богоявленского храма с. Донское назначен иерей Роман Карпов (с 5 мая 2004 года). Для богослужений Владыка Никон подарил в Богоявленский храм семисвечник, напрестольное Евангелие, евхаристический набор и икону Пресвятой Богородицы «Донская».

Вначале богослужения возможно было совершать лишь в трапезной части придела свт. Митрофана Воронежского, – в ДК там располагалась библиотека. На границе трапезной части и четверика соорудили импровизированный алтарь, отделив его занавесками. В алтарной части придела в годы запустения находился кабинет директора ДК, в четверике – фойе, в котором проходили дискотеки.

К престольному празднику Богоявления зимой 2005 года алтарная часть и четверик были отремонтированы, к осени 2005 года закончен ремонт всего придела.

В центральной части храма, отделённой от приделов сплошной стеной (арки заложены кирпичом), располагался зрительный зал, в её алтаре была сооружена сцена.

На фото центральная часть храма и левый придел

Левый придел – свт. Тихона Задонского дважды горел. Первый пожар в начале 1960-х годов начался с котельной, которая находилась в подвальном помещении под этим приделом. Последний пожар был в 1996-97 г.г., возгорание произошло в алтарной части, где тогда располагался кабинет директора ДК. После второго пожара эту часть уже не ремонтировали, а устроили там свалку мусора. Несколько КАМАЗов этого мусора было вывезено весной 2004 года, как только здание вернули Церкви.

Колокольня над входом была полностью разрушена, в её нижней части устроили билетные кассы и кинобудку; от купола с барабаном над четвериком храма не осталось и следа.

На прихрамовой территории, по воспоминаниям старожилов, находились часовня, крестильня и, вероятно, свечная лавка, - эти строения в советские годы были полностью разрушены. За алтарём было церковное кладбище, где хоронили священнослужителей, благодетелей церкви и т.д. После 1935 года территорию кладбища выровняли бульдозером, на нём был разбит парк, (который в последние годы работы ДК пришёл в запустение) и устроена летняя танцплощадка. Летом 2004 года под руководством настоятеля храма и председателя Приходского Совета о. Романа танцплощадка была демонтирована, и на прихрамовой территории начались работы по её расчистке от сплошных зарослей сорной растительности, сухих и сгнивших деревьев, мусора и т.д.

Общая площадь храма составляет 1164 кв. м. У общины нет генерального спонсора, но восстановительные работы идут благодаря пожертвованиям прихожан и постоянной благотворительной помощи производственно – художественной мастерской «Патриарший лес», которая, помимо изготовления для нашего храма Престола, жертвенника, центрального аналоя и др., вкладывает и денежные средства в строительство храма.

Периодически оказывают помощь предприятия и организации: Лукошкинский глиняный карьер; Хмелинецкий каменный карьер – техникой, Хлебоприёмное предприятие – средствами и рабочими; заповедник «Галичья гора» – студентами и рабочими с трактором.

В результате совместных трудов настоятеля храма о. Романа, прихожан храма и его благотворителей, – в правом приделе заменены полы, зашпаклёваны, оштукатурены и побелены стены и потолок, полностью переделана система отопления, приобретена церковная утварь.

В 2010 году алтарный иконостас приобрёл законченный вид: закончена резьба, изготовлены иконы верхнего ряда и Царских Врат.

В центральной части храма и в левом приделе (свт. Тихона Задонского) проделана колоссальная работа: вынесено, а позже вывезено с территории храма около 700 куб.м. мусора, размонтированы кинобудка, балкон, сцена, железобетонный пол кинозала; разобрана каменная перегородка между колоннами, над трапезной частично разобран потолок, подвешенный на балках и рельсах при переделке храма в клуб и закрывающий храмовый свод.

Параллельно проводились изыскательские, архитектурные, проектные и подготовительные работы для начала восстановления всего храма.

Заслуженный архитектор России Щёколев В.В. ещё осенью 2008 года обнаружил в фасадной части храма над колоннами сгнившую дубовую балку. Могло произойти разрушение фасада. Не сразу о. Роману удалось найти грамотных специалистов, которые смогли бы по частям заменять дубовую балку и вставлять вместо неё металлические детали. В феврале 2009 года были закуплены строительные материалы, а в мартесгнившая балка была заменена на металлическую.

Работы по благоустройству территории начались с началом возрождения храма. Вначале это было окашивание территории, расчистка от сорной растительности, старых спиленных деревьев и другого мусора. И в настоящее время регулярно проводятся воскресники по благоустройству территории и поддержанию её в порядке.

▼ РАСКРЫТЬ ▼
▲ СКРЫТЬ ▲
| Добавил: Муртазин Н.В. | 2018-12-12 21:30:14 | Отредактировано: - |


    Яндекс.Метрика
    © 2015-2025 pomnirod.ru
    Кольцо генеалогических сайтов