Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

У кого нет еды, тот соблюдает пост, у кого нет дела, тот читает намаз. (татарская)

Карачун с. Сенновская волость Задонский уезд Воронежской губернии.

Назад

Кладбища с. Карачун Сенновская волость Задонский уезд Воронежской губернии.

Церковь Владимирской иконы Божией Матери с. Карачун Сенновская волость Задонский уезд Воронежской губернии.

Богородецко-Карачунский Владимирский монастырь с. Карачун Сенновская волость Задонский уезд Воронежской губернии.



Православный храм Воронежской и Лискинской епархии Воронежской митрополии. Расположена в селе Карачун Рамонского района Воронежской области.
Карачун является одним из старейших сел Воронежского края. До 1924 года село территориально входило в состав Задонского уезда Воронежской губернии.

Карачунский монастырь
В начале XVII в. на реке Воронеж был основан Богородецко-Карачунский Владимирский монастырь, при котором возникло селение Карачун. В Дозорной книге 1615 года подробно описан Карачунский монастырь, имеющий 2 церкви, несколько других строений, окруженных «стоячим тыном, за тыном – животный двор».

Дозорная книга сообщает, что «крестьяне и бобыли Карачуна распахивали для себя в одном ближнем и двух дальних полях 30 четвертей земли». Из этого можно предположить, что численность населения слободы была небольшой. В это время заселение карачунской земли только начиналось. Но оно сдерживалось постоянной угрозой татарских нападений. Одно из них татары совершили в 1623 году. При их набегах главной добычей были пленные, которые продавались в Турцию и другие страны. Из-за потерь населения Карачун долго оставался по числу жителей примерно на одном уровне.

Первоначально при монастыре были две церкви - Сретенская «древена, верх шатром» и Никольская, тоже деревянная. Обе церкви - «строение игумена Никона». Перед въездными воротами находилась башня с вестовым колоколом. Монахов было не более десяти человек. Когда звонил колокол, извещая о набегах татар, люди прятались в монастыре. Игумена Никона сменил Ворсонафий - жадный и жестокий правитель. Монастырь владел землей и сенными покосами на 16 верст в западную сторону до урочища Кривоборье, на Дону. В 1623 году двадцать семь семей сбежало из села. В то время сгорела Никольская церковь - «то ли татары подожгли, то ли сами карачунцы мстили Ворсонафию».

Игумен монастыря Варсонофий, который был призван служить примером высокой нравственности, не отличался праведным образом жизни. Он был одним из тех, о ком воронежский историк Л.Б. Вейнберг говорил, что «...за немногим исключением, попы степной окраины во все продолжение XVII века ничуть не выделялись из среды народа и даже соперничали с ним в грабеже, разврате и пьянстве».

В 1625 году факт побега населения стал предметом разбирательства воронежских воевод Ивана Волынского и Семена Усова, по указанию которых подверглись опросу 30 карачунских крестьян. Они показали, что люди разошлись от «Варсонофиевой изгони, а не от государевых податей, потому что их бивал, и мучил, и на правеж ставливал. А ныне те крестьяне живут в Воронежском уезде и в иных городах за разными помещиками. А бил игумен монастырских крестьян из денег, старосту Сеньку, на Миките Худяке доправил 7 рублей, на Ивашке Балникове да на брате его Савке доправил мерин, на Тимошке Волдыре 5 рублей денег да 20 ульев пчел, у Ивашки Шемая взял мерина да 2 пуда меда, да у него ж, Ивашки, жену позорил и прижил 2 ребят, у Андрюшки Чеплинца взял мерина. Да в прошлом во 1624 году являла им, крестьянам, того ж монастыря проскурница Ульянка, что тот игумен Варсонофий ее изнасильничал и ребенка с нею прижил».

Архиепископ Дмитрий (Самбикин) в документах середины 1880-х годов отмечал: «В селе Карачуне был мужской монастырь, или по выражению митрополита Евгения \"собственнее сказать вотчинное подворье Воронежскаго архиерейскаго дома\". Однакож он писался монастырем и имел вместо настоятелей архиерейских управителей вотчины. Карачунский монастырь назывался Владимирским от храма в честь иконы Владимирской Божией Матери. Монастырь этот был до открытия Воронежской архиерейской вотчины».

В 1644 году в монастырской слободе остался только двор пономаря Семена Лямзина, два крестьянских, 12 бобыльских и 17 пустых, разоренных «от татарской войны» дворов. По Переписной книге 1646 года, в слободе при Карачунском монастыре числилось 5 крестьянских и 20 бобыльских дворов.

Из старинных актов видно, что он в 1659 г. подвергался разорению «от крымскаго хана». По докладу воронежского воеводы Сеита Хрущева в Разрядный приказ от 18 февраля 1659 г., татары «в Карачунском монастыре били и брали в полон, постройки выжжены, разорено и выжжено крестьянских и бобыльских 21 двор». Об этом же доносил строитель этого монастыря старец Митрофан, что «в прошлом де 1659 году приходил под Воронеж Крымский хан войною и монастырь их разорил, а братью всех и крестьян посекли, а иных крестьян же и жен и детей побрали в полон, а уходцев, крестьян же и детей их, только осталось семь человек, и те одинокие».

Самбикин перечисляет настоятелей Карачунского монастыря: «игумен Никон (без обозначения лет его настоятельства), Феодосий (1629-1632), Леонид (строитель в декабре 1640 и вторично в 1654 году), Авраамий (1645), Филарет (строитель в 1667), Митрофан (1673), Феодосий (1681) и Савватий (1702-1704)». Упоминается также при Карачунском монастыре «черный поп Филарет».

К 1683 году монастырь остался почти без братии и, по просьбе Воронежского епископа Митрофана, в октябре 1684 года был приписан со всеми угодьями и крестьянами к Воронежскому архиерейскому дому, став его подворьем (вотчиной). Крестьяне пахали вотчинные земли, сеяли, убирали и молотили хлеб, косили и возили сено, заготовляли дрова и т.д. Если в архиерейском доме велось какое-либо строительство или ремонт, то крестьяне на своих лошадях привозили необходимые материалы и принимали участие в работах. Кроме того, они направлялись в вотчины архиерейского дома для охраны и выпаса скота, а также других дел.

Кроме выполнения работ, крестьяне села Карачун не платили архиерейскому дому никакого оброка, в том числе и денежного. Митрополит Пахомий видел в этом причину того, что карачунские крестьяне «... весьма своевольны и ослушны, и нака­зывать невозможно, но бегают в Донские городки». Об этом он доносил в 1721 году в Синод, а еще раньше жаловался графу Апраксину: «... крестьян всего 195 дворов, от которых только пашни, сено и дрова и от недорода хлеба оные крестьяне бегут в казачьи городки».

По податям, внесенным от Карачунского монастыря видно, что «в 1703 году в нем было крестьян 21 двор, они приписаны к архиерейскому дому; в 1704 году была \"пустая\" мельница, что под слободою на речке, велено ее оправить и отдать на оброк откупщикам; в 1705 году был пчельник из 25 ульев: в том же году рыбная ловля в плесу реки Воронежа. Рыбных пошлин числилось 18 алтын 3 деньги».

По описи 1714 года видно, что из «монастыря взято было в архиерейский дом Евангелие на александрийской бумаге, новопечатное, и обрезано золотом, покрыто красным бархатом».

Воронежские епископы предписывали вотчинному управителю с. Карачун осторожно обращаться с крестьянами, «... наблюдая во всем добрую благопристойную экономию, без всякого излишнего отягощения», чтобы не потерять их совсем. Когда работы было много, то на нее посылалась половина крестьян, а другая половина оставалась в домах. Если дел было немного, то к ним привлекалась четвертая часть, которая должна была распределяться на работы «с рассуждением», а остальные оставлялись «для их домовых крестьянских работ».

Часть произведенной сельско­хозяйственной продукции отправлялась в Воронежский архиерейский дом. В частности, крестьяне поставляли туда овес, пшено, рожь, ячмень, гречневые крупы и 4 пуда меда в год, а также сено, которого 1702 году было привезено более 50 возов. Это сено продали в Воронеже за 5 рублей 64 копейки. Иногда сенные покосы сдавались в аренду, принося в начале XVIII века около одного рубля дохода.

Незначительный доход приносил торжок, который в зимнее время еженедельно устраивался около монастыря. В приходных книгах Воронежского архиерейского дома за 1702 год указано, что 23 апреля от целовальника Ивана Банникова принято 11 рублей 24 копейки пошлинных денег, собранных с монастырского торжка с 25 октября 1701 г. по 1 марта 1702 г. Кроме того, по 2-3 рубля пошлинных денег ежегодно собиралось с ярмарок.

Монастырь этот, по мнению митрополита Евгения, был закрыт в 1764 году, а Владимирская церковь была обращена в приходскую.
Владимирская церковь

В 1620 году при монастыре была выстроена деревянная Владимирская церковь. Церковь упоминается в 1708 году: «1708 года Января 20 в Карачунскую церковь был посвящен поп Косьма».

В 1881 году по проекту архитектора Дмитрия Знобишина была построена кирпичная Владимирская церковь. Архиепископ Самбикин в документах середины 1880-х годов отмечает: «Церковь в селе Карачуне, Задонскаго уезда, каменная, с колокольнею, построена в 1881 году на месте прежде бывшей деревянной. Земли 30 десятин пахатной, сенокосной 3 десятины. Есть план и межевая книга. Прихожан 850 душ. Церковь в этом селе недавно перестроена в каменную и в тоже наименование Владимирской иконы Божией Матери».

По документам Воронежской Епархии за 1900 год, в штате церкви числились: священник (Димитрий Яковлевич Петров) и псаломщик (Николай Николаевич Тростянский). Приход насчитывал 210 дворов, в которых проживало 1785 человек.

В 1914 году в центре села, в двадцати метрах от церкви, началось строительство кирпичной церковно-приходской (а затем начальной) школы. Однако первая мировая война помешала ее достроить. Свои двери она распахнула только в 1928 году.

В советский период церковь была закрыта и использовалась под склад продовольствия местным колхозом. Храм был частично разрушен, большинство фресок уничтожены.

Реликвии и святыни храма
Дмитрий Самбикин упоминает икону Николая Чудотворца, хранившуюся в этой церкви: «В церкви с. Карачун находится местно чтимая икона Николая чудотворца. О явлении этой иконы передают, что в старину, в лесу была пасека, о коей было упомянуто выше; пасечником был старик, известный своею благочестивою жизнию, так разсказывают о нем, что спал на камне, хотя для виду имел постель. Однажды ему во сне привиделся старец и приказал в лесной яруге, в известном (указанном от старца) месте взять икону. Пасечник почему-то медлил исполнением даннаго ему поручения и, уже после троекратнаго явления ему старца, пошел на указанное место и нашел там икону св. Николая. Эту икону свято чтут не только жители Карачуна, но и окрестные жители. К 9 числу Мая бывает большое стечение богомольцев, тем более, что в это время бывает ярмарка. Пред этою иконою нередко служат молебны в церкви, берут ее и в дома для молебствий».


Источник:
Социальная сеть"Одноклассники":
http://ok.ru/gorodpravoslavie/topic/63960182918132

▼ РАСКРЫТЬ ▼
▲ СКРЫТЬ ▲

    Яндекс.Метрика
    © 2015-2024 pomnirod.ru
    Кольцо генеалогических сайтов