Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

Дорога даже в ухабах лучше бездорожья. (башкирская)

Мамоново г. (Хайлигенбайль ) Мамоновский городской округ Калининградской области.

Назад Современное название и административное отношение данного населенного пункта по справочнику:

Калининградская обл, г Мамоново

Кладбища г. Мамоново Мамоновский городской округ Калининградской области.



Мамо́ново, до 1947 года Хайлигенба́йль (нем. Heiligenbeil) — приграничный с Польшей город районного подчинения в Калининградской области Российской Федерации. Основан в 1301 году. С 2004 года является административным центром Мамоновского городского округа.

Население — 8104 чел. (2021).

Слово Хайлигенбайль означает «Священная секира». Речь идёт о секире, которой, по преданию, были изрублены изображения языческих богов во время крестового похода против пруссов.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 июля 1947 года за подписью Н. М. Шверника и А. Ф. Горкина, Хайлигенбайль был переименован в Мамоново, по фамилии погибшего в октябре 1944 года подполковника Николая Васильевича Мамонова, командира 331-го стрелкового полка, участвовавшего в штурме города, Герой Советского Союза (1945, посмертно).

Город расположен недалеко от побережья Калининградского залива Балтийского моря, в 48 км от Калининграда. Мамоново находится примерно в 5 км от границы с Польшей, вблизи Вислинского залива, в непосредственной близости от места, где река Витушка впадает в реку Мамоновка. К югу от города расположен автомобильный пограничный переход «Мамоново — Гроново», а также недавно открытый переход «Мамоново II — Гжехотки» и железнодорожный «Мамоново — Бранево».

Хайлигенбайль был основан в 1301 году на месте деревянной прусской крепости под названием Хайлигенштадте («священный город»). Первое документальное подтверждение существования города относится к 1330 году.

В 1344 году название города было изменено на Хайлигенбайль (нем. Heiligenbeil), однако окончание «beil» может исходить из старопрусского «Bil», что означает «деревня» или «замок». В 1349 году в городе была возведена церковь.

Монастырь августинцев, основанный в 1372 году, сгорел во время «Войны всадников» в 1520 году и не был восстановлен. Город приобрел монастырский колокол, а часть монастырской земли вопреки воле городского руководства епископ Георг фон Поленц продал горожанам под постройку сараев.

Госпиталь Санкт-Георгсхоф впервые упоминается под 1416 годом. В то время он располагался за пределами города. В 1563 году герцог Альбрехт перенес его в Хайлигенбайль, передав бывшие монастырские земли.

Городские пожары, уничтожившие множество зданий, произошли в 1463, 1519, 1677 годах. Пожар 1807 года разрушил 421 здание и 12 складов, опустошив центр города.

Более века Хайлигенбайль был гарнизонным городом. Старейший прусский полк, 4-й гренадерский, называвшийся также Финкенштейнским полком (нем. Regiment Finckenstein) и полком Фридриха Великого, дислоцировался здесь на протяжении 35 лет. Другие полки, как, например, 5-й гренадерский (Донаский) и 3-й гренадерский (герцога фон Гольштейн-Бек), расквартировывались в городе на существенно меньшее время. После «освободительной войны 1812 года» Хайлигенбайль не имел гарнизона до 1936 года.

В 1818 году в ходе административной реформы, осуществлённой в Восточной Пруссии, был образован округ Хайлигенбайль (нем. Kreis Heiligenbeil) в составе Кенигсбергского района (нем. Bezirk Königsberg). С 1819 года в Хайлигенбайле размещена штаб-квартира округа (Landkreis).

В 1853 году через город прошла линия железной дороги Кенигсберг — Берлин.

С 1895 года в городе действовала фабрика Ostdeutschen Maschinenfabrik, производящая сельскохозяйственные машины и инструменты.

Помимо этого, важнейшего, предприятия в Хайлигенбайле имелись мельница, лесопилка, цементный завод, кирпичная фабрика, фабрика легких металлов, древообрабатывающая фабрика, типография и издательство городской газеты, сельскохозяйственная школа. Действующая с 1842 года Хайлигенбайльская окружная сберегательная касса была первой в Восточной Пруссии и её устав часто копировали другие округа.

В 1900 году в городе проживало 3800 человек, занимающихся, в частности, работой в текстильной и металлургической промышленности; в 1939 году население города составляло 12 100 жителей.

В 1930-е годы была построена железная дорога Хайлигенбайль — Цинтен — Розиттен — Прейсиш-Эйлау. Её строительство было спланировано ещё в 1913 году, однако помешала Первая мировая война и начавшийся в 1929 году мировой экономический кризис, который особенно сильно затронул Германию. После прихода к власти национал-социалистов во главе с Адольфом Гитлером в 1933 году в стране начались реформы, направленные на восстановление экономики. 16 марта 1935 года Германия отказалась выполнять положения Версальского договора о демилитаризации и восстановила свой военный суверенитет. С этого же года началась милитаризация немецкой экономики. Когда в 1934 году новое правительство Рейха создало новый большой военный полигон Штаблак с военным городком «Штаблак-Норд» близ Домтау/Грундфельда в рамках укрепления войск в Восточной Пруссии, то строительство железной дороги стало военной необходимостью. Оно началось летом 1934 года (после 1945 года линия была разобрана).

1945 год

К началу 1945 году Хайлигенбайль являлся пристанищем для многочисленных беженцев и одновременно плацдармом германских войск.

В январе 1945 года советские войска начали наступательную операцию в Восточной Пруссии. В феврале и марте 1945 года город стал ареной ожесточенных боёв между войсками советского 3-го Белорусского Фронта и немецкой 4-й Армии вермахта, защищавшей подступы к порту, из которого велась эвакуация по морю. В городе в советское окружение (англ.)русск. попала значительная часть 4-й немецкой армии.

Перегруппировав силы маршал А. М. Василевский решил вначале уничтожить группировку немецких войск, прижатую к заливу Фришес-Хафф, для чего прекратил наступление на Земландском полуострове и перенёс направление удара на Хайлигенбайль. Подготовка к ликвидации Хейльсбергской группировки немецких войск (остатки 19 дивизий) велась с 22 февраля по 12 марта 1945 года. Операция началась 13 марта 1945 года и проводилась силами 3-й (командующий — генерал-полковник Александр Васильевич Горбатов), 28-й (командующий — генерал-лейтенант Александр Александрович Лучинский) и 31-й армий (командующий — генерал-лейтенант Пётр Григорьевич Шафранов).

К 18 марта Хайлигенбайль был окончательно отрезан от Кёнигсберга. В результате советских бомбардировок 18 и 19 марта 1945 года, центральная и, соответственно, старая часть города были практически полностью уничтожены, а постоянные артобстрелы довершили разрушение. Последние эпизоды отчаянной борьбы за Хайлигенбайль разыгрались в ночь с 23 на 24 марта 1945 года, ночной атакой войск Советской Армии был взят последний рубеж обороны и 25 марта 1945 года город перешел в их руки. В ночь на 26 марта немецкие войска осуществили переправу раненых, больных и обмороженных солдат и офицеров 4-й армии на косу Фрише-Нерунг. Отход прикрывали добровольцы 102-й, 131-й, 170-й, 292-й дивизий и дивизии «Великая Германия».

В результате боев город был почти полностью уничтожен, вместе с готической приходской церковью XIV века и ратушей в стиле классицизма. Сгорели, или были разрушены машиностроительная и мебельная фабрики, газовый завод, трансформаторная подстанция, маслозавод. Лесопильный и самолёторемонтный заводы были демонтированы.

История города после 1945 года

Сегодняшний центр города Хайлигенбайля.

Вид на старый центр города Хайлигенбайль (рынок/ратушу).

Mamonowo1.jpg

В 1947 году Хайлигенбайль был переименован в честь Героя Советского Союза подполковника Николая Мамонова (1919—1944), командовавшего 331-м стрелковым полком, участвовавшим в боях за этот город.

По Указу Президиума Верховного Совета РСФСР от 25 июля 1947 года населённый пункт Мамоново вошел в состав Ладушкинского района Калининградской области и до 1951 года имел статус поселка. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР 28 марта 1951 года Мамоново стало городом районного подчинения, находившимся в составе Ладушкинского района.

В ноябре 1945 года приказом Кёнигсбергской таможни организован таможенный пост. К июню 1946 года был восстановлен водопровод, работали мельница и магазин военторга. Позже были открыты больница, швейная и сапожная мастерские районного промкомбината, пункт областной конторы «Заготзерно». 30 октября 1946 года открылась Хайлигенбайльская семилетняя школа. В том же году начала функционировать изба-читальня, в 1947 году превратившаяся в библиотеку.

В ноябре 1946 года в Хайлигенбайле проживало 1608 человек, в том числе 751 немец. В сентябре 1946 года сюда прибыли переселенцы из Куйбышевской области, за ними — эшелоны из Горьковской, Тамбовской и Ростовской областей. В октябре 1947 года в Мамоново проживало 2948 человек, в том числе 950 человек немецкого населения. Возле Мамоново находился аэродром, на котором дислоцировались четыре авиаполка и батальон аэродромного обслуживания.

К концу 1947 года в черте населённого пункта Мамоново уже существовали рыболовецкий колхоз и моторно-рыболовная станция, началось строительство рыбзавода. Мамоновский рыбный завод, переименованный в 1953 году в Мамоновский рыбоконсервный комбинат (МРКК) Балтгосрыбтреста, начал работу с 1949 года.

Восстановленный после войны город находится немного северо-западнее своего довоенного расположения. К югу от города находится кладбище немецких солдат, погибших во время боев за город (4700 человек).

23 октября 1997 года постановлением Калининградской областной Думы № 75 из состава Багратионовского района было выделено муниципальное образование «Город Мамоново».

29 апреля 2004 года законом Калининградской области от № 395 муниципальное образование «Город Мамоново» наделено статусом городского округа (с 10 июля 2010 года — Мамоновский городской округ).

Население

Численность населения
1875 1890 1910 1933 1939 1959
3354 ↗3760 ↗4821 ↗6356 ↗10 631 ↘5459
1970 1979 1989 1996 1998 2000
↗7275 ↗8001 ↘7816 ↗8100 →8100 →8100
2001 2002 2005 2006 2007 2008
→8100 ↘7393 ↗7500 →7500 →7500 →7500
2009 2010 2011 2012 2013 2014
↗7673 ↗7761 ↗7800 ↗8055 ↘8028 ↗8105
2015 2016 2017 2018 2019 2020
↘8075 ↗8084 ↘8056 ↘7953 ↗7988 ↗8014
2021          
↗8104          

 

В Мамоново расположена одноимённая железнодорожная станция Калининградской железной дороги. Эта станция относится к железнодорожной линии Калининград — Мамоново (польская граница).

В Мамоново расположен пограничный переход (железнодорожный и автотранспортный).

 

 

На 1 января 2019 года по численности населения город находился на 1002-м месте из 1115 городов Российской Федерации.

Национальный состав населения

  • русские — 86,7 %
  • белорусы — 3,8 %
  • украинцы — 3,7 %
  • немцы — 1,2 %
  • армяне — 0,4 %
  • татары — 0,4 %
  • мордва — 0,4 %
  • азербайджанцы — 0,3 %
  • чуваши — 0,3 %
  • литовцы — 0,3 %
  • поляки — 0,3 %
  • лезгины — 0,3 %
  • остальные — 1,9 %
▼ РАСКРЫТЬ ▼
▲ СКРЫТЬ ▲

История города Мамонова.

Задолго до вторжения рыцарей Тевтонского ордена в земли язычников на холме, расположенном неподалеку от места слияния речек Ярфт (ныне река Витушка) и Банау (ныне река Мамоновка), существовали прусские поселение Свентемест (Священное поселение), основанное в IV-V веках нашей эры, и крепость Светопил (Святая гора). По Христбургскому договору 1249 года между Тевтонским орденом и пруссами в этом месте предусматривалось строительство кирхи. В середине XIII века контроль над поселением неоднократно переходил то к орденцам, то к пруссам. Около 1272 года крестоносцы построили здесь деревянную крепость, подле которой возникло немецкое поселение, получившее в 1301 году статус города с Кульмским правом под названием Хайлигенштадт (Святой город). Первоначальное орденское название города являлось переводом на немецкий язык прусского названия «Свентемест». Около 1344 года название трансформировалось в «Хайлигенбиль», где «билль» происходит от искаженного прусского «пил», в переводе означающего «крепость». Со временем «билль» трансформировалось в немецкое «байль», означающее «секира», «топор». В результате этих языковых метаморфоз получился Хайлигенбайль (Священная секира или Священный топор). Два скрещенных топора (две секиры) стали символом города.

Около 1330 года в юго-восточной части города была построена кирха, выполнявшая оборонительные функции. Она имела портал, аналогичный порталу кирхи в замке Бальга. Для защиты города рыцарями Ордена была возведена крепостная стена, остатки которой сохранились до начала XXI века, и вырыт глубокий ров. Речка Ярфт была разделена дамбой на два рукава, что позволило построить водяную мельницу (в настоящее время на месте мельницы находится гостиница «У моста»). В 1372 году великий магистр Тевтонского ордена Винрих фон Книпроде основал в Хайлигенбайле Августинский монастырь, просуществовавший до 8 мая 1520 года.

В XV веке вокруг Хайлигенбайля были построены около двадцати ветряных мельниц, которые сохранились (в нерабочем состоянии) до первой половины XX века.

15 июля 1410 года в войске комтура Тевтонского ордена графа фон Цоллерна, принимавшего участие в Грюнвальдской битве, были отряды из Хайлигенбайля. Флаг одного из этих отрядов долгое время хранился в соборе Кракова в качестве военного трофея.

В 1440 году Хайлигенбайль в числе других городов вступил в Прусский союз, направленный против Ордена. В ответ на этот шаг в 1445 году войска Тевтонского ордена заняли город. В 1462 году противники Ордена во главе с Яном Вальдштайном полностью уничтожили городскую деревню, а в следующем, 1463 году, захватили и сожгли сам Хайлигенбайль. В 1464 году орденцы отвоевали Хайлигенбайль, после чего для защиты в нем разместился гарнизон Ливонского отделения Тевтонского ордена. На конец XV века в городе насчитывалось 88 дворов.

В 1510 году в Хайлигенбайле состоялось собрание высших чинов Ордена и епископов, на котором был избран последний великий магистр Тевтонского ордена Альбрехт фон Бранденбург-Ансбахский Гогенцоллерн. В 1519 году в Хайлигенбайле произошел пожар, уничтоживший практически весь город. В 1520 году, во время войны Польши с Орденом, Хайлигенбайль был взят польским войском. Поляки разрушили Августинский монастырь, который из-за недостатка средств так и не был восстановлен. В 1522 году вместо грамоты об основании города, утерянной в ходе войны, были заново документально подтверждены права и владения Хайлигенбайля. 24 ноября 1563 года герцог Альбрехт учредил в Хайлигенбайле приют Святого Георга, которому отошли земли разрушенного поляками монастыря. В 1629 году город сильно пострадал от эпидемии чумы. Во время сильнейшего пожара 1677 года в Хайлигенбайле сгорела вся центральная часть города, включая каменные постройки, школу, кирху и ратушу.

В 1709-1710 годах вновь вспыхнула эпидемия чумы, унесшая жизни 1 147 жизней жителей Хайлигенбайля, в городе был объявлен карантин и выставлено оцепление. В 1750 году чума унесла жизни 1 443 горожан.

В 1736 году город Хайлигенбайль получил право три раза в год проводить ярмарки, которые были перенесены из Бладиау (ныне поселок Пятидорожное Багратионовского района). Такие хайлигенбайльские товары как изделия из можжевельника, пиво и белый хлеб славились далеко за пределами города.

Во время Семилетней войны Хайлигенбайль был занят русской армией, в феврале 1758 года все горожане торжественно присягнули российской императрице Елизавете Петровне.

В XVIII и начале XIX века е в Хайлигенбайле проездом бывали многие известные люди: В.В. Растрелли, М.В. Ломоносов, последний гетман Украины К.Г. Разумовский, А.Н. Радищев, Д.И. Фонвизин, П.Г. Демидов, М.И. Кутузов.

Пожар, случившийся в Хайлигенбайле в 1807 году, уничтожил 421 жилое и хозяйственное строение, 12 зернохранилищ, ярмарочные павильоны, ворота и ратушу. Ворота после пожара разобрали, новая ратуша, оштукатуренное здание с крытой сквозной колоннадой, была построена в 1821-1824 годах. С 1819 года Хайлигенбайль стал административным центром одноименного района. В 1826 году город получил прямой выход к дороге на Берлин, в 1853 года был соединен с железнодорожной линией Кенигсберг-Берлин. В 1865 году приют Святого Георга, основанный герцогом Альбрехтом, был размещен во вновь построенном здании. 18 октября 1879 года в Хайлигенбайле была основана сельскохозяйственная школа.

Во второй половине XIX века покровителем евангелической приходской кирхи в Хайлигенбайле являлся король Пруссии. Кирха, сооруженная в готическом стиле сразу после основания города, имела размеры около 40 м в длину и 17 м в ширину. С западной стороны находилась башня. В 1788 году кирху частично перестроили и оштукатурили. В 1891 году католическая община возвела свою кирху с красивой башней. Наряду с евангелической и католической кирхами в городе был дом евангелической общины и баптистская капелла.

Начиная с середины XIX века до 1914 года, Хайлигенбайль активно развивался. Были построены десятки зданий, в 1887 году - больница (функционирует в начале XXI века), в 1891 году - католическая церковь, в 1885 году - почта, 1910 году - Общественный дом евангелической общины и новая школа. В 1910 году население Хайлигенбайля составлял 4 821 житель. В городе существовало товарищество садоводства и огородничества, которое занималось выведением новых сортов овощей и фруктов, для снабжения города. В 1912 году по средам и субботам в городе проходили еженедельные базары. Город Хайлигенбайль являлся районным центром и входил в состав правительственного округа Кенигсберг. В годы Первой мировой войны город не пострадал.

В 1925 году в Хайлигенбайле проживало 5 147 человек, из них мужчин - 2437 человек, евангелистов - 4649 человек, католиков - 328 человек, евреев - 10 человек, атеистов - 11 человек. В 1931 году в городскую общину входило 6 пригородных населенных пунктов, городу принадлежало 22,19 кв. км земли. В 1935 году к городу отошла рыбацкая деревня Розенберг вместе с причалами, на месте которых в настоящее время находится Мамоновский рыбоконсервный комбинат. В 1938 году было закончено строительство железнодорожной линии Хайлигенбайль-Цинтен (ныне поселок Корнево Багратионовского района). В 1930-е годы в Хайлигенбайле функционировали: восточно-прусский машиностроительный завод по выпуску инвентаря, сталелитейный, авиаремонтный и газовый заводы, машиностроительная фабрика, паровая лесопилка, пивоваренный завод, молокозавод, фабрика порошка для пудинга, мебельные фабрики, мельница, предприятия коневодства и пчеловодства. В городе имелись вокзал, товарная станция, железнодорожные мастерские, две водонапорные башни, здесь находились городские и районные административные органы, финансовые учреждения, суд, кадастровое управление, районный крестьянский союз, дом для престарелых Святого Георга, районная больница, городская народная школа со спортзалом, средняя, сельскохозяйственная и музыкальная школы, размещался гарнизон, училище Люфтваффе, выходила газета «Хайлигенбайль цайтунг». В 1938 году в городе насчитывалось 8,6 жителей, в 1939 году - проживало около 12,1 тыс. человек.

25 марта 1945 года, в результате семидневного упорного, кровопролитного и разрушительного штурма Хайлигенбайль был взят войсками 3-го Белорусского фронта Красной Армии, в ознаменовании чего в Москве был дан салют двенадцатью артиллерийскими залпами из 124 орудий. В результате боевых действий были разрушены: машиностроительная и мебельная фабрики, газовый завод, трансформаторная подстанция городского значения, маслозавод. В ноябре 1945 года приказом Кенигсбергской таможни в Хайлигенбайле был организован таможенный пост. На июнь 1946 года в городе был восстановлен водопровод, работали мельница, магазин военторга; позже были открыты семилетняя школа, больница, швейная и сапожная мастерские, пункт областной конторы «Заготзерно». В ноябре 1946 года в Хайлигенбайле проживало 1608 человек, в том числе 751 немец. Вследствие значительных разрушений районный центр был перенесен из Хайлигенбайля, в Людвигсорт (ныне город Ладушкин).

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 июля 1947 года Хайлигенбайлю было присвоено имя Героя Советского Союза подполковника Николая Васильевича Мамонова, погибшего во время боевых действий на территории Восточной Пруссии в октябре 1944 года, командира 331-го стрелкового полка, принимавшего участие в штурме города.

В октябре 1947 года в Мамонове проживало 2948 человек, в том числе 950 немцев. На ноябрь 1947 года в населенном пункте насчитывалось 198 домов, пригодных для жилья. В черте Мамонова был размещен рыболовецкий колхоз, началось строительство рыбзавода, работала моторно-рыболовная станция. Около населенного пункта находился аэродром, где дислоцировались 4 авиаполка и батальон аэродромного обслуживания.

В марте 1951 года населенный пункт Мамоново получил статус города районного подчинения в составе Ладушкинского района. В августе 1963 года город Мамоново вошел в состав Багратионовского района. С 29 апреля 2004 года Мамоново является административным центром Мамоновского городского округа.

Источник: https://www.prussia39.ru/geo/hist.php?id=99
▼ РАСКРЫТЬ ▼
▲ СКРЫТЬ ▲
| Добавил: Муртазин Н.В. | 2021-06-26 10:36:11 | Отредактировано: - |


    Яндекс.Метрика
    © 2015-2024 pomnirod.ru
    Кольцо генеалогических сайтов