Кладбища пос. Железнодорожный Правдинский городской округ Калининградской области.
Кирха Гердауэна п.г.т. Железнодорожный Правдинский городской округ Калининградской области.
Железнодорожный (Гердауэн до 1947 года) - поселок городского типа в составе муниципального образования Правдинского городского округа Калининградской области. Впервые населенный пункт упоминается в исторических документах в 1251 году. Численность населения в 2012 году составила 2,3 тыс. человек. Координаты поселка городского типа Железнодорожного: 54°21'30'' с.ш. 21°19'00'' в.д.; почтовый индекс: 238410; телефонный код: 401 57.
Прусская крепость, существовавшая на месте современного Железнодорожного, называлась Гердаво (Гердавия, Гирдове). В 1251 году она была захвачена рыцарями Тевтонского ордена. В 1257 году было образовано комтурство с центром в крепости Гердауэн, в документе, датированном 14 апреля 1257 года, упоминается первый комтур Гердауэна Герникус де Альфред. Крепость была взята штурмом и разрушена во время второго прусского восстания.
В 1315 году комтур Гердауэна Иоханнес фон Виннунген приступил к строительству каменного замка. На реке Омет (ныне река Стоговая) были построены запруда и мельница. В 1325 году, в день Святых Петра и Павла, замок Гердауэн был торжественно освящен. В 1345 была построена церковь. В 1347 году к стенам Гердауэна подошло войско великого князя литовского Ольгерда, но, разграбив окрестные деревни, штурмовать замок не решилось. 21 сентября 1398 года поселение, выросшее у стен замка, получило от гроссмейстера Тевтонского ордена Конрада фон Юнгингена городское право.
В конце XIV века в Гердауэне был открыт доминиканский монастырь. В 1406 году было завершено строительство городских укреплений, ворот, северная стена кирхи была укреплена и соединилась с городской стеной. В 1409 году в городе открылась школа. В 1428 году в южной части Гердауэна переселенные монахи-доминиканцы построили монастырь. В 1455 году город был взят штурмом объединенным войском Прусского союза и Польши. В 1469 году Гердауэн потерял статус города и был передан в наследную собственность командиру отряда наемников Георгу фон Шлибену в качестве платы.
В 1485 году Гердауэн был практически полностью сожжен польскими войсками, в 1585, 1637 и 1665 годах сильно пострадал от пожаров. После эпидемии чумы 1709-1711 годов населенный пункт почти опустел, в 1723 году в нем насчитывалось 813 жителей, в 1782 году - 1600 жителей. В 1741 году в Гердауэне родился Теодор Готтлиб фон Гиппель, дослужившийся до поста обербургомистра Кенигсберга.
В 1809 году Гердауэн был выкуплен государством у рода фон Шлибенов, в том же году в Гердауэне по указу короля была проведена 4-я Прусская ярмарка. В 1818 году Гердауэн стал центром одноименного района, а в 1831 году населенному пункту был возвращен статус города. В 1867 году в Гердауэне проживало 2861 человек, в 1880 году - 2794 человека. В 1872 году было закончено строительство железной дороги из Инстербурга (ныне город Черняховск) в Алленштайн (Ольштын, Польша), которая прошла через Гердауэн.
В середине XIX века замок Гердауэн был продан полковнику барону фон Ромбергу, сын которого Макс фон Ромберг снес в 1872 году средневековые строения и построил на их месте дворянскую усадьбу, которая унаследовала от орденского замка лишь подвалы. В 1882 году имение на месте замка приобрел некто Альфред фон Янсон, род которого владел имением до 1945 года.
Население Гердауэна в 1910 году составило 3025 человек. В городе функционировали школьная инспекция, административный суд, почтовое отделение, по средам и субботам проводились рынки.
Во время Первой мировой войны, к концу августа 1914 года, части 1-й русской армии, наступавшей на Кенигсберг, вышли на рубеж реки Деймы и Алле. Действовавшие на левом фланге кавалерийские дивизии занимали поселки и города, которые обороняли части резерва Кенигсбергского гарнизона и бригада ландвера. В ходе боевых действий в Гердауэне частично пострадали 75 зданий, восстановление которых было окончательно завершено к 1925 году.
В 1915 году в городе проживало 4339 человек, в 1933 году - 4801 человек, в 1939 году - 5118 человек. В 1930-е годы в Гердауэне функционировали ратуша, районная администрация, административный суд, финансовое управление, машиностроительная фабрика, пивоваренный завод, лесопилка, мельница, насосная станция и водонапорная башня, почтамт, районная больница, городская реальная и сельскохозяйственная школы, дом для престарелых, спортивная площадка и теннисный корт, два отеля. В городе издавалась газета.
27 января 1945 года город Гердауэн был взят войсками 28-ой армии под командованием генерал-лейтенанта А.А. Лучинского 3-го Белорусского фронта.
В ноябре 1946 года в Гердауэне проживало 460 человек, в том числе 238 немцев, в декабре того же года - 760 человек, в том числе 178 немцев. В 1946-1947 учебном году в Гердауэне действовала начальная школа.
В качестве варианта переименования Гердауэна предлагалось название Комсомольск. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 17 июня 1947 года Гердауэн потерял статус города и был переименован в рабочий поселок Железнодорожный, который вошел в состав Правдинского района. В июле 1947 года в Железнодорожном проживало 994 человека. С июля 1947 года по декабрь 1962 года поселок Железнодорожный являлся центром Железнодорожного района, с 1963 года - снова вошел в состав Правдинского района